Искусство танца как средство воспитания и развития ребенка
. . , .
. ,
, , , , .
https://allbest.ru
1
1.1
1.2
1.3
2
2.1
2.2 ,
2.3
2.4
2.5
– .
: – , .
.
.
: , : 1 , 2 , .
1
1.1
– , , .
, , , . . , .
, , .
– . , . .
, . , .
, XVII ., (1661).
(1727-1810) – , . : .
.. , , . . .. .
( . . – ), .
, – ; , .
1.2
. , , , , . , – , , , . , , , .
; , ( ), . – – , , , , , , , .
, , , . , -, . .
. – , , , , .
. , . , . – .
. , . -.
, , , , , . , , , . -, – , . , , . , , .. .
, , , . , , , , . , , , .
, , ; .
. , , . – , ( ) .
, , , .
1.3
. , , , -, – . , , . .
, , . , . , , . , . , , , .. , .
– – . , , , – . , , . , . – , , . .
. -. . . .
. , , . – .
. , . , , , , , . , , . .
. , . , , , , , , , , – , . .
, , .
– . , . , , , , , , .. .
. . . , , , , .
, , . , , , , . , : . , – .
, , , , .
2.1
.
– , , , , . , , .
. , , , , , , , .
. , .
. , . , , . – , .
, – , , . – .
, , , , . , , , , , .
, . , , .
. , , , – . – , .
, . , – .
– , . , , . , .
, – , , , .
2.2 ,
– , . – – . – , . , -, , – , .
-, . , , . – , – . – . – , , – , .
, , , , . . , , ,
, . , . . – , , . , , . , , . , .
, , , . . , . , , . , , .
, , . (, , , , – ..). , .
– , . , , .
– , ; , – .
, . , , , , , . – .
5-6 , . , 6- .
, , – . , . -, .
– , (. . 29.11.01).
, , , , : , , . , , , , , .
2.3
, – , , . . :
, – . – . , .
. , .
. , – , . , , . – , .
, , . .
, , .
– . . . , , – – . . , .
, , . , , .
. . . , – , , , , .
, .
– . , .
, . .
, , , , . .
, . – , , , , , .
2.4
. , : , , , . , , , , , . , .
, .
, – .
: , , . , . : , , , . – : , , .
, ,
, , . – . . -, , . . , . , , . , , , .
, . , , , , .
, , , . – .
, – , . , . , . – , .
. , , . , , . , , , . , , .
, , , . , . , , , .
, , , , , .. , , , .
, , . . . , , . , . . , . . . , , . – , . , – , , , .
, . , , . – , , .
. , , , . , , , [7, . 39].
, , , , , , , . , , . , , .
: , . . – .
, . , , . .. : – , . – , . , – , , , .
, , – , . , , , . , , , . , , .
. .
, , . , – . , , , . – , , , .
– , , , , 8 23 , , , , , . , .
, . , – -, . , – , , , .
, , . . , , . , .
, . , , . , , , . , , , . , , , : , , , [7, . 39].
. – – . , , . , . , , – . … – . – .. . , , . , , , .
. , . , , . , – . , , , . , .
, . , , , . , .
2.5
. , , , [9].
, , , , . . , . , , [9].
() . , . . , . , [10].
, , , -. : , , , . . . , . , , . [10].
. 1982., , , , .
, , . : , – , , , . , X. .
– ; , .
, , .
, , , .
– , , , .
, , , : , , . , , , , , .
. – , , , , , .
. , , , . , .
, . : , – , , , . , X. .
, , . , . – , .
…
. – . .
[78,8 K], 30.05.2014
. . .
[42,7 K], 08.05.2011
. . , . . .
[13,2 K], 20.12.2009
, . , – , .
[67,5 K], 17.05.2014
. . – .
[89,8 K], 03.06.2012
- ?
, , ..
PPT, PPTX PDF- .
.
Источник
Дети и танец.
Еще с детства я была активным и подвижным ребенком, мне нравилась музыка и я, заслышав пару ритмичных звуков, самоотверженно пускалась в пляс. И вот я выросла, мне все ещё нравится танцевать и учить детей этому виду искусства. Ведь танцем можно выразить те эмоции, которые не объяснишь! Каждый танец очень интересен, имеет свои особенности, так как разные танцы зародились в разных странах.
Танец-это как маленькая история. Станцевать правильно и передать настроение-это главная задача. Но это очень трудно! Ведь надо всей своей душой прочувствовать песню (мелодию), ритм. Танец-это маленький мир, где ты и твой коллектив живут. Где ребята “рассказывают” танцем, своими движениями привлекают зрителей. Для меня танец может сказать о многом. Есть столько разных видов танцев! И каждая страна имеет свой народный танец, который показывает культуру и самих людей!
С доисторических времён художники и скульпторы пытались отразить волнение, текучесть и красоту танца на стенах пещер и храмов, в фигурках из глины и мрамора. Но никакой рисунок, никакая скульптура не, могли предать основное свойства танца – движение. Без движения танец был мёртв». Эти слова Джин Келли произнёс в фильме «Всё это танец», где он рассказывает, как начинался и развивался современный танец.
«Говорят, что танец – это всегда любовь. Повороты, наклоны, прыжки, ритмичные движения – это танец. Это первичное искусство – самое физическое и самое личное. Мы используем наши руки, для того чтобы рисовать картины на холсте или создавать формы из камня, а танец требует всего нашего тела, которое движется в пространстве.
Так же, самое непостоянное и текучее из искусств. Для стороннего наблюдателя, это беспорядочная последовательность различных движений, которую почти невозможно запомнить. Этим танец и завораживает, и удивляет.
Каждая эпоха требует активной целенаправленной работы с подрастающим поколением, новые формы и методы воспитания и обучения, такие которые отвечают настоящему времени. Воспитание личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения, обладающих самостоятельностью при выборе видов деятельности и умеющих выразить свой замысел в творческой деятельности.
В хореографии сливаются воедино эстетическое, двигательное и зрительное впечатления, естественными и выразительными движениями передаётся эмоциональное состояние человека. Движения под музыку можно рассматривать как важнейшее средство развития телесного опыта ребенка и, следовательно, развития его личности в целом.
Хореография способствует развитию у детей художественного, музыкального восприятия, эмоциональности и образности, совершенствованию мелодического, гармонического слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, культуры движений, умению творчески воплощать музыкально-двигательный образ. Хореография – это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми. На занятиях хореографией дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.
Практическая значимость хореографии состоит в приобщении детей к знаниям танцевальной культуры и приобретение двигательных навыков. Дети начинают понимать, что каждый танец имеет свои содержание, характер, образ. Чтобы передать выразительность танцевальных образов, необходимо запомнить не только движения и их последовательность (что само по себе положительно влияет на развитие внимания и памяти), но и мобилизовать воображение, наблюдательность, что способствует развитию творчества.
При занятиях танцами у детей происходят положительные личностные изменения и формирование способности к творчеству, в основе которого лежат особые способы отражения мира с помощью специфической модели – художественного образа.
Детский хореографический коллектив – это особая среда, предоставляющая самые широчайшие возможности для развития ребенка: от изначального пробуждения интереса к искусству танца до овладения основами профессионального мастерства.
Танцевальное искусство обладает огромной силой в воспитании творческой, всесторонне развитой личности. Занятия хореографией приобщают ребенка к миру прекрасного, воспитывают художественный вкус. Соприкосновение с танцем учит детей слушать, воспринимать, оценивать и любить музыку. Хореографические занятия совершенствуют детей физически, укрепляют их здоровье. Они способствуют правильному развитию костно-мышечного аппарата, избавлению от физических недостатков, максимально исправляют нарушения осанки, формируют красивую фигуру. Эти занятия хорошо снимают напряжение, активизируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и, в целом, повышают жизненный тонус учащегося. В танце находит выражение жизнерадостность и активность ребенка, развивается его творческая фантазия, творческие способности: воспитанник учится сам создавать пластический образ.
Выступления перед зрителями являются главным воспитательным средством: переживание успеха приносит ребенку моральное удовлетворение, создаются условия для реализации творческого потенциала, воспитываются чувство ответственности, дружбы, товарищества. Поэтому главная задача педагога – помочь детям проникнуть в мир музыки и танца, а не подготовить их к профессиональной сцене.
Искусство танца – это средство воспитания и развития личности ребёнка, которое способно создать благотворную почву для раскрытия потенциальных возможностей ещё маленького человека. Гармоничное соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребёнка, делают его поведение естественным и красивым.
Каждый избирает для себя форму досуга в соответствии со своими вкусами, склонностями, возрастом, самочувствием и даже настроением. Для одних нет ничего боле приятного, чем посвятить время книге, другие торопятся на футбольный матч. Но есть такая категория, для которых слово – танец, является источником нетерпеливого, волнующего, многочасового ожидания. Танец – не только источник движения под музыку, но и форма общения, причем и партнеров по танцу, и всех присутствующих в зале, находящихся в данную минуту в роли зрителей.
Танец откроет для детей богатый мир добра, света, красоты, научит творческой преобразовательной деятельности. Необходимо продолжать развивать у детей творческие способности, заложенные природой. Музыкально-ритмическое творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.
Умение педагога использовать эти особенности для развития творческой гармоничной личности будет особенно важно в работе с детьми и подростками, так как именно в этом возрасте дети особенно восприимчивы ко всему новому, прекрасному, непосредственны в восприятии привычных для взрослых вещей.
Для любого ребенка, подростка важно умение владеть своим телом, расслабляться, сотрудничать, работать в парах, небольших коллективах-командах, выступать перед публикой, подать себя в наиболее выгодном свете.
Кроме того, прослушивание мелодичной, ритмичной музыки, постановка танцев под разные виды музыки способствует формированию хорошего музыкального вкуса. А умение хорошо танцевать может пригодиться и далее в жизни.
Танцуйте и получайте удовольствие от того, что вы делаете. Поверьте, нет таких людей, которые не умеют танцевать. Попробуйте, у вас обязательно получится. И может у кого-то Танец станет частью жизни.
4
Источник
Методический доклад
на тему:
«Воспитание танцем».
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем учат понимать прекрасное, развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное развитие личности, происходит ориентация на развитие духовности, самореализации, самовыражения и формируются мироощущения, необходимые в последующей жизни. Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Продуктивность художественного воспитания детей средствами хореографии обусловлена синтезирующим характером хореографии, которая объединяет в себе музыку, ритмику, изобразительное искусство, театр и пластику движений. В искусстве хореографии заложены многие формы художественного воспитания детей. Именно хореографическое искусство успешнее всего реализует развитие зрительных, слуховых и двигательных форм чувственного и эмоционального восприятия мира, снимает умственное утомление и даёт дополнительный импульс для мыслительной деятельности. Художественное образование – это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства. Художественное воспитание относится к числу проблем, от решения которых во многом зависит процесс развития человеческой культуры. Сегодня одно из важнейших направлений возрождения художественного воспитания – анализ и осмысление наиболее ценного опыта, накопленного в разных социальных и национально-культурных системах. Искусство хореографии зародилось в глубокой древности и основано на образно-выразительных движениях человеческого тела. Грациозность, пластичность, воздушность являются синонимами хореографии. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве, развивают чувство ритма, умение слушать и понимать музыку, согласовывать с ней движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия хореографией совершенствуют каждого физически и духовно. Хореография – (от греч. Chorea – пляска и grapho – писать), первоначально – запись танца, затем – искусство сочинения танца. Но смысл этого слова стал значительно шире, и понятие «хореография» в настоящее время включает в себя всё то, что относится к искусству танца: профессиональный классический балет и народные танцы, и бальные, и современные – всё это называется хореографией.
Танец – (польский taniec, от нем. tanz), вид искусства, в котором средством создания художественного образа являются движения, жесты танцовщика и положения его тела. Танец возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Движения постепенно подвергались художественному обобщению, в результате чего сформировалось искусство танец, одно из древнейших проявлений народного творчества. Первоначально связанный со словом и песней, танец постепенно приобрёл самостоятельное значение. Понятие хореография охватывает различные виды танцевального искусства, где художественный образ создаётся с помощью условных выразительных движений. Танец – возможно древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. Танец – ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определённую композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих существ и обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие. Существует огромное множество видов, стилей и форм танца. Кроме того, танец демократичен. Он приглашает тело к разговору, дает ему возможность высказаться. Танец помогает расширить творческий и личностный потенциал, избавиться от различных комплексов, исчезнуть страху перед публичным выступлением, учит расслабляться. Хореография – средство эстетического воспитания широкого профиля, её специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Решая те же задачи эстетического и духовного развития и воспитания детей, что и музыка, танец даёт возможность еще и физического развития, что становится особенно важным при существующем положении со здоровьем подрастающего поколения. Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов.
Искусство танца богато и многообразно. Каждый жанр хореографического искусства предоставляет свои возможности познания окружающего мира, человека и человеческих взаимоотношений. Основой основ изучения хореографического искусства является классический танец, с его веками выверенной методикой подготовки танцовщика. Классический танец признан одним из главных выразительных средств танца, и представляет собой исторически сложившуюся, упорядоченную систему движений, в которой нет ничего случайного или лишнего. Он чрезвычайно дисциплинирует ребенка, помогает вырабатывать в детях особую подтянутость, собранность и аккуратность. Классический танец воспитывает навык правильной осанки, гармонично развивая всё тело, раскрепощая движение. Классический тренаж способствует воспитанию опорно-двигательного аппарата, уравновешивая право и левостороннее развитие всех мышц корпуса и конечностей, развитию сложной координации движений, расширению двигательного диапазона, тренировке дыхательной и сердечно-сосудистой системы, повышая тем самым жизненную активность организма ребёнка. Народный танец – одна из основ любой хореографии. Он столь же разнообразен, как разнообразна жизнь и культура разных народов. Такое разнообразие танцев родилось из характера народов, его жизни и образа занятий. Профилактический и лечебный эффект народного танца основан на единстве пространственно-территориальных и временно музыкальных закономерностей. Сила воздействия временно-музыкальных закономерностей проявляется в национальном ритме, который, в свою очередь, является регулятором ритма социально-бытовых движений, ставших основой традиционных лейтмотивов народного танца. В живых образах танца народ показывал, каким бы он хотел видеть человека, какие черты характера достойны подражания, какие образцы поведения и взаимоотношений предпочтительны. Образцы народной хореографии, изучаемые на занятиях, восстанавливают собственные этнические связи ребёнка, воспитывают этническую толерантность. Анализируя характер движений, пространственное построение народного танца, его ритмический рисунок, особенности костюма, дети могут пополнить свои знания по географии, истории, музыкальной культуре, этнографии народа. Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Необходимо только уметь точно выбрать определенный материал, интерпретировав его в доступных ребенку приемах и формах. Современный танец – это все направления танцевального искусства появившиеся после классического балета. Говоря о современных танцах, мы говорим обо всем культурном пласте конца XX – начала XXI века имеющем отношение к движению. Современные танцы – это очень широкое понятие, объединяющее в себе буквально все модные танцевальные течения.
Современные танцы с их стремительными ритмами, необычными и сложными положениями тела наиболее интересны для подростков. Тут возникает вопрос: как сделать так, чтобы современный танец стал привлекательным не только для исполнителя, но и для зрителя? Любой танец может заиграть красками, если хореограф наделен богатой фантазией и хореографической изобретательностью. Для меня всегда очень важны в подобных танцах ясное, драматургически легкое развитие сюжета и обязательный показ главных стадий действия, непременно завершаемого результатом. Современный танец – это не набор модных движений, как зачастую думают сами ребята, он должен нести смысловую нагрузку и воспитание. В процессе работы из всего многообразия практического материала, предлагаемого разными жанрами и направлениями хореографического искусства, можно выделить движения классического, народного и современного, наиболее влияющих на разностороннее развитие личности и доступные для освоения детям, не обладающих хореографическими способностями. Социально-экономические изменения во всех сферах жизни общества привели к смене ценностных ориентаций в образовании. Ведущей целью образования становится не объём усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации уникальных возможностей человека, подготовка ребёнка к жизни, его психологическая и социальная адаптация. Только умственное развитие детей, их интеллектуальное обогащение не обеспечивает всестороннего развития личности. Для достижения гармонии в развитии ребёнка не меньше внимания необходимо уделять его нравственному и физическому совершенствованию. На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остаётся искусство, одним из видов которого является хореография. Формы ее различны. Хореография оказывает огромное влияние на развитие эмоционально-нравственной культуры личности, в том, что искусство танца развивают воображение и творческие способности детей. Большое влияние занятия хореографии оказывают на развитие творческого потенциала и общекультурного развития детей. Главная задача массового хореографического воспитания школьников в системе дополнительного образования – не наработка технических возможностей детей, не копирование профессионального обучения, а воспитание тех лучших человеческих качеств, которые в дальнейшем помогут ребенку вписаться в социальную жизнь, гармонично строить свои личные и самые интимные отношения, выработать иммунитет против примитивного, пошлого, вульгарного.
Обучение танцу, особенно на начальных стадиях, связанно с большими физическими нагрузками, с необходимостью бороться с усталостью физической и нервной, поэтому желательно раздельное обучение мальчиков и девочек, то есть мужской и женский классы, где существуют различия в методах обучения. Делаются акценты на развитие тех или иных групп мышц, увеличиваются или уменьшаются физические нагрузки (в зависимости от класса и возраста). В преодолении трудностей у детей вырабатывается настойчивость, выдержка, самообладание, радость достижения результата, радость самого процесса преодоления трудностей. Все эти качества, несомненно, будут перенесены учащимися в реальную жизнь, помогут им в решении других задач. Воспитываясь в танцевальном коллективе, ребенок как ни где в другом месте прочувствует свое либо женское, либо мужское начало. С первых занятий по постановке корпуса дети знакомятся со строением своего тела, где кроме головы, рук и ног существуют женские и мужские различия. Педагог объясняет, что правильная осанка это и женская красота, и мужская статность. Занятия танцем приучают к выносливости, что важно для мальчиков, изящности и выразительности, необходимых для девочек. Художественное творчество заставляет ребенка порицать зло, эгоизм, жестокость, зависть, невежество, лень. Правильно подобранный танцевальный репертуар воспитывает такие качества как: доброта, любовь к природе, родной отчизне, дружба и бережное отношение друг к другу. Преподаватель на занятии пробуждает уважение к общему труду, воспитывает способность подчинить личное общественному. Сознательная дисциплина – это дисциплина внутренней организованности и целеустремленности. Внешняя дисциплина создает предпосылки к внутренней самодисциплине. Учащиеся становятся собранными, внимание на занятиях обостряется, они быстрее и четче выполняют поставленные задачи. Наиболее результативно единство обучения и воспитания непосредственно в процессе творчества и пробуждение желания осваивать мастерство, вызывать потребность в нем и на основе разбуженного интереса осуществлять целенаправленный художественно – творческий процесс, в котором органически сочетались бы педагогические и творческие задачи. При этом условии процесс обучения в хореографическом коллективе становится и процессом воспитания личности.
7
Источник