Искусство как средство воспитания и развития ребенка

Искусство как средство воспитания и развития ребенка thumbnail

Наталья Поднекс
Искусство как мощное средство воспитания чувств ребёнка-дошкольника

Аннотация: эстетическое воспитание детей надо начинать с раннего возраста. Очень важно приобщение ребёнка ко всем видам искусства: музыке, театру, живописи, декоративно- прикладному искусству и т. д., А также к красоте во всех её проявлениях.

Как пробудить творческие возможности детей, сформировать у них восприятие прекрасного советует автор этой статьи, которая адресуется родителям и воспитателям детских садов.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, красота природы, произведения искусства, духовное развитие.

Что такое искусство? Зачем оно человеку? На первый вопрос, кажется, ответить более- менее просто. Например, если открыть энциклопедический словарь, то там искусство определяется как художественное творчество в целом. Это литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно- прикладное искусство, а также музыка, кино, театр и другие разновидности человеческой деятельности, которые отражают окружающую действительность в художественных образах.

Искусство – это определённый способ передачи информации, оно является летописцем и бытописателем своей эпохи. По художественным произведениям мы узнаём о значимых событиях прошлого, а также о том, как люди жили раньше, какую носили одежду, какими предметами пользовались, чем увлекались, о чём думали. “Искусство можно назвать и способом общения людей. Ведь в подлинном произведении всегда заключены мысли и чувства его творца(2, стр. 5)

Но самое главная роль искусства – это воспитание в человеке чувства прекрасного, его культуры.

Взрослым надо понимать, что сила воздействия литературы, музыки, живописи и других видов искусства зависит от раннего воспитания. Если будет заложен прочный фундамент, то он обеспечит духовность человека в дальнейшей жизни.

Эстетическое воспитание во многом определяет поведение детей, их переживания, суждения и эстетический вкус, способствует созданию определённого мировоззрения, позволяющего дать правильную оценку жизни, совершаемых поступков.

Детей необходимо приобщать к красоте в любом еёпроявлении: обращать их внимание на красоту природы, красивые предметы быта, произведения народного декоративно – прикладного искусства, живописи и т. д. В результате этого восприятие детей обогатится художественными впечатлениями и повлияет на чувственное постижение ребёнка окружающей его действительности.

Природа является первоосновой красоты в искусстве, поэтому необходимо использовать любую возможность, чтобы показать её совершенство детям. На прогулках надо обращать их внимание на красоту природы в разные времена года. Чем она отличается? Наблюдательность повысит силу и яркость восприятия детей, они глубже будут чувствовать, воспринимать эту живую красоту: наряд деревьев (зимний, осенний, летний, весенний, оперение птиц, цветы.

В системе культурных ценностей значительная роль принадлежит музеям изобразительного искусства. Посещение музея формирует у детей художественно- историческое мышление, восприятие культуры других времён и народов, приобщение дошкольников к искусству художественных коллекций. Дети, рассматривая изделия прикладного искусства, картины и скульптуры, восторгаясь великолепием и тишиной музейных залов, попадают как бы в иной мир, который они запомнят надолго.

Образ художественного музея для ребёнка – это его первоначальные представления о творчестве художников. Дети мыслят конкретно. Зрительные образы, создаваемые мастерами живописи, легко запоминаются (это может быть пейзаж, натюрморт, портрет) и остаются в памяти ребёнка.Картины русской природы: замечательные пейзажи Левитана, Шишкина, Саврасова, Пластова и других художников вызывают у детей чувство прекрасного, вырабатывают умение видеть, понимать и любить родную природу, обогащают их творческое воображение.

Помимо живописи ребёнка можно и нужно знакомить с произведениями народного и декоративно- прикладного искусства. Совершите с детьми путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. Изделия народного творчества многообразны. Это деревянные (богородская игрушка, матрёшка, глиняные (дымковская игрушка, хохломская роспись, расписная посуда (гжель, яркиеподносы, красочные ковры, кружево. Каждое такое изделие несёт в себе фантазию, увлекающую детей и взрослых в мир сказок.

“Знакомство дошкольников с народным промыслом помогает им войти в мир прекрасного, учит видеть и чувствовать неповторимое сочетание красок, пробуждает потребность любить и радоваться жизни”(1, стр. 21)

Трудно переоценить влияние на развитие личности ребёнка такого вида искусства как музыка. Если вы просто напеваете малышу колыбельную, он уже приобщается к музыкальному искусству, пусть не совсем совершенному, но тем самым вы передаёте ему частицу своего вдохновения. А если у ребёнка есть брат или сестра, эстетические формы совместного досуга (чтение сказок, слушание музыки) могут стать одной из действенных форм укрепления семьи.

Слушание детьми музыкальных произведений – основной вид их музыкальной деятельности. Крайне важно умение ребёнка вслушиваться в звучание песни или танцевальной мелодии, различать её характер, узнавать знакомую музыку по особому ритму и тембру. В результате общения с музыкой детям передаются её настроения и чувства (радость, тревога, грусть, нежность). В этом сила психологического воздействия музыки на ребёнка.

Театр- один из самых доступных и понятных детям видов искусства. Он способствует повышению общей культуры детей и формированию правильного поведения в современном мире, ибо каждое литературное произведение будь то сказка или спектакль имеют нравственную направленность, раскрывают значение таких понятий как дружба, доброта, честность, смелость и т. д. И взрослые, и дети, приходя на спектакль, ощущают ту неповторимую театральную атмосферу, которая сама по себе приобщает их к искусству, культуре. Ведь не зря же говорил великий Станиславский, что театр начинается с вешалки.

Книжная иллюстрация – это тоже произведение искусства. При чтении книг надо обращать внимание детей на иллюстрации, называть авторов не только текста, но и художников – иллюстраторов. Важно, чтобы ребята были знакомы с творчеством таких известных мастеров книжной иллюстрации как В. Сутеев, Е Чарушин, В. Васнецов, И. Билибина и др. Детям интересно будет узнать, что Е. Чарушин и В. Сутеев были нетолько оформителями детской книги, но и авторами текста.

При рассматривании книжных иллюстраций предложите ребёнку сравнить рисунки разных авторов, поинтересуйтесь какие больше ему понравились и почему.

Важно знать, что иллюстрации к детским книгам являются либо произведением искусства – результатом творческих усилий художника, либо базарной коммерческой поделкой, поэтому при выборе книг для детей обращайте внимание на авторов оформления.

Основы эстетического воспитания закладываются в семье, поэтому надо как можно лучше и многообразнее использовать возможности семьи в этом направлении. Эту статью мне хочется закончить словами высококлассного педагога Л.Стрельцовой: “Произведения искусства не только обогащают знания ребёнка о действительности, они вводят его в особый мир чувств, переживаний и эмоциональных открытий. Ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу”.

Используемая литература:

1. Елизарова Е. и др. Декоративно – прикладное искусство детям /Е. Елизарова, Т. Кузьмина, Н. Федорченко// Дошкольное воспитание, 1997.-№3 с. 21

2. Амфилохиева Е. В. Изоьразительное искусство. – М.:ЭКСМО, 2013 – с. 6

3. Пантелеева Л. Художественные музеи Москвы – детям /Дошкольное воспитание, 1997. – №10 с. 41

4. Чичерина Н. Музыкальное воспитание ребёнка //Дошкольное воспитание, 1992 – №1 с. 72-73

Источник

«Искусство как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста»«Искусство как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста»

Современные дети, дети будущего, дети прошлого не отличаются друг от друга своей наивностью, доверчивостью, чистосердечностью – они также зависимы от нас, взрослых. В сфере воспитания, развития, обучения процессы взаимодействия с ребёнком построены по определённой схеме, согласно правилам, утвержденным системой образования нашей страны. Мы, взрослые, ответственны за формирование наших детей – какими они должны быть и какими они будут через несколько лет. Мы решаем, что дети будут любить и к чему будут безразличны, чем будут восхищаться, а что избегать. Иными словами, воспитатель и педагог плотно связан с формированием мировоззрения членов будущего общества России. Нельзя не согласиться с тем, что любое мировоззрение не может получить развитие без становления эстетических взглядов, без любования и познания окружающего мира, действительности через призму искусства.

Невозможно представить социализацию и человеческое общество в целом без его истории, культурного наследия, Ситуация переходного периода развития общества, обостряющая процессы поиска человеком смысла существования и своего места в мире приводит к необходимости гуманизации процесса воспитания и предпочтения ценностей художественно-эстетического развития личности.

Необходимыми условиями формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней духовной культуры интеллектуальная свобода высокий нравственный потенциал хороший В художественных произведениях различных видов искусства люди выражают свое эстетическое отношение к бесконечно развивающемуся миру общественной жизни и природы. Искусство дает огромный материал для познания жизни, мира, общества.

Искусство оказывает широкое и многостороннее воздействие на человека. Художник, создавая свое произведение, глубоко изучает жизнь, вместе с героями любит, ненавидит, борется, побеждает, гибнет, радуется, страдает. Любое произведение вызывает наше ответное чувство.

Б.М. Неменский так описал это явление: «И хотя сам по себе творческий процесс создания художественного произведения как будто уже совершился,

каждый человек вслед за художником творцом погружается в него всякий раз, когда воспринимает произведение искусства. Он вновь и вновь в меру

своих личных способностей становится творцом, «художником», переживая жизнь как бы «душой автора» того или иного произведения, радуясь или

восхищаясь, удивляясь или испытывая гнев, досаду, отвращение»

В последние годы, когда наша страна со стороны Запада и США подвергается такими элементами правовой нормы, предусматривающие неблагоприятные последствия для развития нашей экономики, культуры, когда к нам применяются такие меры воздействия, как к правонарушителям, влекущие различные трудности в разных областях и сферах, мешающие развитию государства, роль искусства, как исторической мощи, корням нашего народа, как образного осмысления действительности, как процесса выражения внутреннего и внешнего мира в художественном образе, всё это богатейшая почва для преодоления многих трудностей развития общества.

Учить видеть прекрасное вокруг себя невозможно без искусства, а формировать, воспитывать и развивать личность особенно важно средствами искусства и особенно благоприятно делать это в дошкольном возрасте, когда чувство красоты окружающей природы, людей, вещей зарождает в ребенке

дошкольного возраста удивительные эмоционально психические состояния, вызывает особый интерес и любознательность к жизни, развивает

созерцание, мышление, память, волю, терпение, усидчивость, аккуратность, умения видеть частное в общем, выделять главное и выявлять

второстепенное.

Для того чтобы процессы воспитания и развития гармонично и эффективно шли с помощью такого средства, как искусство, необходимо систематизировать в единую концепцию все предметы, интересы, занятия, всю общественную жизнь дошкольника так, где каждое занятие имело

определённую задачу в деле формирования культуры, личности, эстетического восприятия мира через искусство. Поскольку именно искусство является основой основ такой системы, стержнем потенциала для воспитания и развития ребёнка дошкольного возраста, основным содержанием и пониманием того, что красота это и есть самое главное эстетическое явление.

Таким образом, мы предполагаем, что приобщая ребёнка дошкольного возраста к огромному и богатому опыту человечества, накопленному в музыке, литературе, театре, архитектуре, скульптуре, живописи, танце, кино, и других видах искусства, можно воспитать высокодуховную разносторонне развитую духовно-богатую образованную современную личность.

Источник

«Искусство как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста»«Искусство как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста»

Современные дети, дети будущего, дети прошлого не отличаются друг от друга своей наивностью, доверчивостью, чистосердечностью – они также зависимы от нас, взрослых. В сфере воспитания, развития, обучения процессы взаимодействия с ребёнком построены по определённой схеме, согласно правилам, утвержденным системой образования нашей страны. Мы, взрослые, ответственны за формирование наших детей – какими они должны быть и какими они будут через несколько лет. Мы решаем, что дети будут любить и к чему будут безразличны, чем будут восхищаться, а что избегать. Иными словами, воспитатель и педагог плотно связан с формированием мировоззрения членов будущего общества России. Нельзя не согласиться с тем, что любое мировоззрение не может получить развитие без становления эстетических взглядов, без любования и познания окружающего мира, действительности через призму искусства.

Невозможно представить социализацию и человеческое общество в целом без его истории, культурного наследия, Ситуация переходного периода развития общества, обостряющая процессы поиска человеком смысла существования и своего места в мире приводит к необходимости гуманизации процесса воспитания и предпочтения ценностей художественно-эстетического развития личности.

Необходимыми условиями формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней духовной культуры интеллектуальная свобода высокий нравственный потенциал хороший В художественных произведениях различных видов искусства люди выражают свое эстетическое отношение к бесконечно развивающемуся миру общественной жизни и природы. Искусство дает огромный материал для познания жизни, мира, общества.

Искусство оказывает широкое и многостороннее воздействие на человека. Художник, создавая свое произведение, глубоко изучает жизнь, вместе с героями любит, ненавидит, борется, побеждает, гибнет, радуется, страдает. Любое произведение вызывает наше ответное чувство.

Б.М. Неменский так описал это явление: «И хотя сам по себе творческий процесс создания художественного произведения как будто уже совершился,

каждый человек вслед за художником творцом погружается в него всякий раз, когда воспринимает произведение искусства. Он вновь и вновь в меру

своих личных способностей становится творцом, «художником», переживая жизнь как бы «душой автора» того или иного произведения, радуясь или

восхищаясь, удивляясь или испытывая гнев, досаду, отвращение»

В последние годы, когда наша страна со стороны Запада и США подвергается такими элементами правовой нормы, предусматривающие неблагоприятные последствия для развития нашей экономики, культуры, когда к нам применяются такие меры воздействия, как к правонарушителям, влекущие различные трудности в разных областях и сферах, мешающие развитию государства, роль искусства, как исторической мощи, корням нашего народа, как образного осмысления действительности, как процесса выражения внутреннего и внешнего мира в художественном образе, всё это богатейшая почва для преодоления многих трудностей развития общества.

Учить видеть прекрасное вокруг себя невозможно без искусства, а формировать, воспитывать и развивать личность особенно важно средствами искусства и особенно благоприятно делать это в дошкольном возрасте, когда чувство красоты окружающей природы, людей, вещей зарождает в ребенке

дошкольного возраста удивительные эмоционально психические состояния, вызывает особый интерес и любознательность к жизни, развивает

созерцание, мышление, память, волю, терпение, усидчивость, аккуратность, умения видеть частное в общем, выделять главное и выявлять

второстепенное.

Для того чтобы процессы воспитания и развития гармонично и эффективно шли с помощью такого средства, как искусство, необходимо систематизировать в единую концепцию все предметы, интересы, занятия, всю общественную жизнь дошкольника так, где каждое занятие имело

определённую задачу в деле формирования культуры, личности, эстетического восприятия мира через искусство. Поскольку именно искусство является основой основ такой системы, стержнем потенциала для воспитания и развития ребёнка дошкольного возраста, основным содержанием и пониманием того, что красота это и есть самое главное эстетическое явление.

Таким образом, мы предполагаем, что приобщая ребёнка дошкольного возраста к огромному и богатому опыту человечества, накопленному в музыке, литературе, театре, архитектуре, скульптуре, живописи, танце, кино, и других видах искусства, можно воспитать высокодуховную разносторонне развитую духовно-богатую образованную современную личность.

Источник

Юлия Чаплыгина
Роль искусства в развитии ребенка

Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Его возникновение не связано с добыванием пищи и нахождением укрытия. Оно появилось на заре развития человечества как способ самовыражения, как результат творческого осмысления человеком окружающего мира. При этом искусство как таковое не свойственно другим представителям животного мира, самовыражаться творчески – это прерогатива людей.

В современном мире искусство – это не только способ передачи информации, но и своеобразный «будильник» для человеческой души. Оно пробуждает в сердцах людей все самое прекрасное, призывает к благородным поступкам, актуализирует нравственные ориентиры. И, конечно, искусство воспитывает. Его роль в воспитании человека невозможно переоценить.

Говоря об искусстве в приложении к детям, оно как воздух необходимо для нормального развития ребенка. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на окружающий мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту. В результате растущий человек получает верные нравственные ориентиры, и его личность развивается гармонично.

Развиваясь с помощью искусства, ребенок выступает не только как зритель, но и как творец. Детям доступны практически все виды изобразительного и декоративно-прикладного творчества – рисование, лепка, вышивка, плетение и другие. Такое творческое выражение необходимо детям, оно помогает развитию их талантов, может стать призванием и делом всей жизни.

Но еще более необходимо искусство как таковое, а особенно творчество детям с какими-либо нарушениями развития. Давно уже известно, что творчество способно исцелять, а также корректировать последствия даже самых тяжелых врожденных заболеваний. Неслучайно все реабилитационные программы для детей-инвалидов не обходятся без приобщения малышей к искусству.

Благодаря творчеству, дети с ограниченными способностями, вырастая, становятся полноценными членами общества – многие их недостатки благодаря искусству компенсируются, вплоть до полного выздоровления. Для многих детей (а впоследствии взрослых) с тяжелыми органическими нарушениями творчество становится практически единственной возможностью познания окружающего мира и единственной возможностью диалога.

Роль изобразительного и прикладного искусства в воспитании ребенка связана с естественной потребностью человека к самовыражению. Каждому человеку, независимо от возраста, необходимо в какой-либо форме выплескивать новые впечатления, позитивные и негативные эмоции, возникающие в связи с теми или иными событиями.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого дошкольника, даёт возможность проявить себя, реализовать свою активность без давления со стороны взрослого.

Для детей время течет медленнее, а все без исключения события и переживания являются чрезвычайно важными. Для правильного развития ребенка необходимо, чтобы внешние проявления его интеллекта и психики (мысли, эмоции) были направлены «в мирное русло». Другими словами, чтобы ребенок не оставался наедине со своими переживаниями, а научился выражать их в каком-либо творчестве.

По мнению многих психологов, если ребенок не может поделиться с другими своими впечатлениями и переживаниями в форме творчества, рассказать в рисунке о событиях, происходящих с ним и его отношении к тем или иным явлениям, то в более позднем возрасте у него выявляются разнообразные эмоциональные и даже психические нарушения.

Приобщение детей к искусству начинается уже с самого раннего возраста и продолжается вплоть до взросления. Даже если искусство не станет призванием человека, и его будущая профессия будет слабо связана с творчеством, оно все равно необходимо, так как создает условия для гармоничного развития личности.

В процессе воспитания детей искусство используется не только как эталон прекрасного, нравственный ориентир и способ самовыражения. Огромную роль оно играет и в процессе познания окружающего мира. Изображая окружающие предметы и явления, ребенок овладевает такими понятиями, как форма, цвет, оттенок, размер, масштаб, перспектива и другими. В результате познавательная деятельность ребенка протекает активнее, быстрее и эффективнее формируется базовый понятийный аппарат, развивается образное мышление.

Не говоря уже о том, что большинство видов декоративно-прикладного творчества способствуют развитию мелкой моторики, которая в свою очередь стимулирует те участки головного мозга, которые связаны с памятью, вниманием, усидчивостью и другими качествами, необходимыми для успешного обучения. Поэтому дети, имевшие возможность творческого самовыражения, наиболее успешны в учебе и других видах интеллектуальной деятельности.

Итак, искусство формирует личность человека, развивает его интеллектуальный потенциал и чувственное восприятие, задает правильные нравственные ориентиры и приобщает его к своей культурной среде. При этом довольно сложно оценить возраст начала эстетического развития. На сегодняшний день считается, что искусство играет значительную роль в развитии человека, начиная с его рождения, а некоторые специалисты говорят даже о пренатальном периоде.

Но одно не вызывает сомнений – первыми проводниками в мир искусства, как и наставниками, выступают родители. Приобщение к искусству и местным культурным традициям начинается в семье и продолжается всю жизнь. От того, каким будет старт, зависит дальнейшее развитие ребенка, полнота и красота его личности, успешность во взрослой самостоятельной жизни. Поэтому главной задачей педагогов и родителей, их долгом, является создание соответствующих условий, в которых ребенку будет доступно как ознакомление с шедеврами, так и творческое самовыражение.

Приложение: дети рисуют картины известных художников

Роль искусства в развитии ребенкаИскусство как средство воспитания и развития ребенкаИскусство как средство воспитания и развития ребенкаИскусство как средство воспитания и развития ребенка

Источник