Искусственная акселерация развития ребенка

Елена Бабина
Искусственная акселерация или одаренный ребенок

Ситуация социального развития детей характеризуется рядом особенностей, составляющих социальные риски развития нового поколения российского общества.

Наблюдается поляризация психического развития детей – с одной стороны, это дети с ограниченными возможностями здоровья, с другой – дети, характеризующиеся ускоренным развитием. Воспитание детей по типу искусственной акселерации зачастую приводит к дисгармоничности познавательного и личностного развития.

Что же такое «искусственная акселерация»?

Это форсирование интеллектуального развития детей за счет вымывания типично дошкольных видов деятельности (игра, рисование) и замещение их псевдоучебной деятельностью. При искусственной акселерации реальной становится опасность переноса акцента на интеллектуальное развитие в ущерб личностному развитию. Это в свою очередь приводит к обеднению общения. А общение детей, сотрудничество в игре, продуктивных видах деятельности – основа морального развития, формирование компетентности в коммуникации, важнейших социальных навыков и умений.

В детском саду подготовка к школе фактически вытесняет специфические формы деятельной жизни – игру, сказку, рисование, лепку, конструктивную деятельность. Даже если эти виды деятельности и остаются, они принимают форму обучения на занятиях, либо сами существенно изменяются в сторону «дидактирования».

Альтернативой должна стать амплификация детского развития – всемерное использование тех возможностей, которые предоставляет стадия дошкольного детства, имеющая уникальное. Непреходящее значение для развития творческого воображения, любознательности, для мотивации познания в игре, изобразительной деятельности, восприятии художественной литературы и сказки. Не допустить трансформацию дошкольного образования в предшкольное обучение, которое строится по типу уроков начальной школы, сохранить приоритеты развития дошкольного возраста – актуальная задача дошкольного образования.

Стандарт дошкольного образования нацеливает педагогов на развитие самостоятельности, активности, любознательности, познавательной инициативы через типичные для дошкольного возраста виды деятельности и формы сотрудничества со взрослыми и сверстниками. А также на освоение системы базовых ценностей культуры и морально-этических норм, которое осуществляется в процессе реально совместной деятельности.

И не случайно «Программой развития образования Российской Федерации» перед системой образования ставится задача раннего развития одаренности, т. к. детский возраст – это период становления способностей и личности.

«Одаренный», «способный», «талантливый» – эти слова довольно часто можно слышать в последнее время. И это естественно, поскольку отражает характерную для сегодняшнего дня тенденцию – гуманизацию образования. Ведь развитие личности, ее достижения в жизни. Самореализация тесным образом связаны с ее способностями, одаренностью.

Так что же такое «одаренность» и можно ли говорить об одаренности детей в дошкольном возрасте?

Для начала давайте разберемся с понятиями.

«Способности» – такие особенности человека, которые обеспечивают высокие достижения в деятельности, определяют его пригодность к конкретному виду занятий.

«Одаренность» – качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное осуществление деятельности.

Когда этот дар проявляется у малыша, о нем говорят – «одаренный ребенок».

Одаренный ребенок – это ребенок, отличающийся очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеющий внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, интенсивность выраженности и яркость которых выделяют его среди сверстников.

Обратим внимание на сложность проблемы «одаренный ребенок».

Можно ли говорить об одаренности, применительно к дошкольному возрасту?

Одаренность на этапе дошкольного детства должна раскрываться и развиваться преимущественно как общая, универсальная способность. А с возрастом эта универсальная общая способность все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность.

И способности, и одаренность как проявляются, так и развиваются в деятельности и общении. Но следует подчеркнуть, что деятельность должна быть эмоционально приятной и нацеленной на успех.

Очень важно пробудить имеющиеся задатки, заметить их проявление, не дать «засохнуть» дарованию, обеспечить своевременное успешное прохождение первых этапов развития способностей и одаренности в период, особо значимый для человечества – дошкольное детство. И, конечно же, правильно отнестись к детям, обладающим признаками одаренности, принять их. Это, к сожалению, удается далеко не всем родителям и педагогам. Неталантливых детей не бывает. Нужно создавать условия для их эффективного развития.

Работа с талантливыми, одаренными детьми в детском саду может быть реализована в рамках образовательной программы ДОУ (кружковая работа, и работа психолога – составная часть этой программы).

Важно, чтобы каждый ребенок нашел свое место в этой среде, был значим и успешен в том или ином виде деятельности, мог развиваться в соответствии со своими реальными возможностями и потребностями.

Очень важно уделять внимание развитию эмоциональной сферы талантливых детей, т. к. они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения.

Формы работы с родителями одаренных детей:

родительский клуб;

индивидуальные консультации психолога;

детско-родительские проекты.

анкетирование, тестирование,

беседы, консультации,

родительские собрания,

папки-передвижки,

день открытых дверей,

круглый стол,

дискуссионный клуб,

участие родителей в создании развивающей среды,

посещение на дому,

пропаганда лучшего опыта семейного воспитания,

родительская газета и др.

Рекомендации родителям одаренных детей и педагогам, работающим с такими детьми

1. К одаренному ребёнку необходим особый подход. Уважайте его индивидуальность. Уважайте его собственные интересы и увлечения.

2. Включайте своего ребёнка в познавательно-практическую деятельность. Разрешайте ему экспериментировать, проделывать различные опыты.

3. В разговорах с Вашим ребёнком используйте воображаемые ситуации, предметы.

4. Во взаимодействии с ребёнком используйте как можно больше наглядных средств.

5. Развивайте наблюдательность.

6. Ставьте перед ребёнком задачи, которые содержат в себе некоторую неопределённость и не имеют единого решения.

7. Занимайтесь с ним художественной деятельностью. Поддерживайте вашего ребёнка в его фантазиях, в выборе темы, цветов красок и т. д.

8. В ваших совместных беседах используйте как можно больше слов, расширяя их содержание с каждым днём. Не бойтесь вводить всё новые и новые слова в ваш «разговор».

9. Создайте для своего ребёнка предметную среду, она играет важную роль в развитии творческого воображения вашего ребёнка. Ставьте перед своим ребёнком творческие задачи.

10. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.

11.Развивайте в своих детях следующие качества:

– уверенность и адекватную самооценку (т. е. создавайте ситуацию успеха);

– интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;

– уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, к душевному мужеству;

– привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;

– умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.

Источник

Пути психического развития дошкольников:акселерация,амплификация,симплификация.

Каждый этап детского развития основан на предыдущем и создает предпосылки для следующего. Поэтому наиболее фундаментальное, определяющее значение имеют самые ранние периоды развития ребенка, которые закладывают фундамент будущей личности.

Таким образом, каждый последующий этап «накладывается» на предыдущий, появление новых способностей ребенка становится возможным благодаря достижениям предшествующих периодов. Нарушение данных закономерностей, «пропуск» или ускоренное «пробегание» какого-либо этапа чревато серьезными нарушениями и деформациями возрастного развития. Однако на практике возрастная последовательность периодов детского развития все чаще искажается.

Акселерация  — ускорение физического развития и функциональных систем организма детей(в среднем на 1-2 года)

Прогноз изменения психического развития в виде акселерации в целом

благоприятен, ибо, как правило, ее проявления с возрастом сглаживаются. В

редких случаях интеллектуальная акселерация сохраняется, проявляясь

выраженной одаренностью в той или иной, а иногда и во многих сферах

психической деятельности

Амплификация психического развития — увеличение, распространение] — всемерное использование потенциала возможностей развития психики на каждой возрастной стадии за счет совершенствования содержания, форм и методов воспитания.

Искусственное ускорение детского развития, или акселерация, провоцируется и поощряется взрослыми, поскольку технически упрощает интеграцию детей во взрослое сообщество. Однако эта интеграция носит односторонний, механический характер и является форсированной адаптацией ребенка к внешним формам взрослой жизни. Как писал основоположник отечественной дошкольной психологии А. В. Запорожец, под видом модернизации образования детское развитие подвергается симплификации, т. е. чрезмерному упрощению и обеднению. Развитие ребенка отождествляется с накоплением знаний, навыков и умений.

За этим пониманием лежит достаточно традиционное и трудно-искоренимое представление о ребенке как о маленьком взрослом, только недоученном, ничего не знающем и не умеющем. В последнее время данное представление подкрепляется лозунгами о демократизации воспитания и равных правах ребенка. Юридическое равноправие детей как бы распространяется на их фактическое и психологическое равенство, согласно которому дети воспринимают и понимают мир так же, как взрослые. Исходя из этого представления, задача воспитания и развития видится в том, чтобы как можно раньше и больше приучать ребенка к взрослым формам жизни. С этой точки зрения, игра – это пустая потеря времени, детское творчество – наивный уход от жизни, слушание сказок и сочинение небылиц – досужее и бесполезное занятие, которому противостоят полезное, перспективное обучение и освоение нового.

Такая тактика в подходе к образованию детей не просто ограниченна – она опасна и губительна! Под видимым демократизмом и соответствием духу времени она несет отрыв ребенка от подлинных источников его развития. Упрощенное представление о детском развитии и его ускорение (т. е. симплификация и акселерация) неизбежно ведет к обеднению, суживанию возможностей ребенка, в результате чего наблюдается снижение уровня общего развития и его существенное отставание от принятых возрастных норм (несмотря на ускоренное овладение некоторыми знаниями и навыками).

Альтернативой акселерации А. В. Запорожец считал амплификацию детского развития – т. е. его обогащение за счет максимально полного проживания возраста. Каждый этап возрастного развития имеет огромные резервы, которые далеко не всегда реализуются. Эти резервы скрыты в специфических формах деятельности ребенка, которые в наибольшей мере соответствуют его потребностям и возможностям.  Эффективное и полноценное (а не ускоренное) развитие ребенка предполагает не сворачивание этих форм детской деятельности, а своевременное и максимально полное использование их возможностей. Теория основывается не на принудительном подстегивании детского развития, по сути сокращающего детство ребенка, а на его обогащении за счет максимально полного проживания возраста. Каждая стадия возрастного развития ребенка имеет огромный потенциал и вместо того чтобы сокращать эти возрастные стадии нужно максимально раскрывать резервы ребенка на каждой стадии возрастного развития. Другими словами ,не нужно вкладывать в ребенка знания не соответствующие его возрасту, а
наоборот нужно давать ребенку развиваться в соответствии с возрастом. Например, не нужно учить ребенка читать в два года, потому что ему в этомвозрасте ему полезнее услышать сказку от родителей, а не прочесть еесамому. Амплификация детского развития основывается на применении игр с ребенком соответствующих его возрасту. Именно в игре у вашего ребенка
будут развиваться такие личностные качества как индивидуальность ,уверенность в себе, умственные способности.

Путь, основанный на амплификации детского развития, – значительно более сложный и трудный, чем путь акселерации. Здесь невозможен прямой перенос на ребенка собственных ценностей и представлений. Напротив, нужно хорошо знать, понимать и чувствовать возможности ребенка, его детские желания, предпочтения, состояния – словом, его детскую психологию, которая существенно отличается от психологии взрослого человека.

Источник

Каждый этап детского развития основан на предыдущем и создает предпо­сылки для следующего.

Поэтому наиболее фундаментальное, оп­ределяющее значение имеют самые ранние периоды развития ребенка, которые закладывают фундамент будущей личности.

Развитие ситуативно-личностного, непосредственно-эмо­ционального общения младенца со взрослым является необхо­димой предпосылкой становления предметной деятельности и по­знавательной активности ребенка раннего возраста, что, в свою очередь, является условием формирования первичных форм мышления и речи.

Развитие речи создает возможности для пе­реименования предметов, которое открывает перспективу сим­волических игровых замещений и становления игровой деятель­ности.

В игре дошкольника формируются новые качества личности и психики (произвольность, внутренний план дей­ствия, творческая инициативность и пр.), необходимые в даль­нейших формах деятельности ребенка.

Таким образом, каждый последующий этап «накладывается» на предыдущий, появле­ние новых способностей ребенка становится возможным благодаря достижениям предшествующих периодов. Нарушение данных закономерностей, «пропуск» или ускоренное «пробегание» какого-либо этапа чревато серьезными нарушениями и де­формациями возрастного развития. Однако на практике возра­стная последовательность периодов детского развития все чаще искажается.

В своем стремлении «идти в ногу со временем» и «не отста­вать от жизни» взрослые (педагоги и родители) нередко начи­нают форсировать темпы детского развития. Под видом модер­низации образования маленьких детей в детском саду вводятся самые сложные учебные предметы: риторика, естествознание, физика, политэкономия, компьютеризация и пр. Естественно, все эти учебные дисциплины подаются в максимально упрощен­ной, доступной для ребенка форме.

Такое искусственное ускоре­ние детского развития, или акселерация, провоцируется и поощ­ряется взрослыми, поскольку технически упрощает интеграцию детей во взрослое сообщество. Однако эта интеграция носит од­носторонний, механический характер и является форсирован­ной адаптацией ребенка к внешним формам взрослой жизни.

Как писал основоположник отечественной дошкольной психо­логии А. В. Запорожец, под видом модернизации образования детское развитие подвергается симплификации, т. е. чрезмерно­му упрощению и обеднению. Развитие ребенка отождествляет­ся с накоплением знаний, навыков и умений.

За этим пониманием лежит достаточно традиционное и трудноискоренимое представление о ребенке как о маленьком взрослом, только недоученном, ничего не знающем и не уме­ющем. В последнее время данное представление подкрепляет­ся лозунгами о демократизации воспитания и равных правах ребенка. Юридическое равноправие детей как бы распространя­ется на их фактическое и психологическое равенство, соглас­но которому дети воспринимают и понимают мир так же, как взрослые. Исходя из этого представления, задача воспитания и развития видится в том, чтобы как можно раньше и больше приучать ребенка к взрослым формам жизни. С этой точки зре­ния, игра — это пустая потеря времени, детское творчество — наивный уход от жизни, слушание сказок и сочинение небылиц — досужее и бесполезное занятие, которому противостоят по­лезное, перспективное обучение и освоение нового.

Такая тактика в подходе к образованию детей не просто ог­раниченна — она опасна и губительна! Под видимым демокра­тизмом и соответствием духу времени она несет отрыв ребенка от подлинных источников его развития. Упрощенное представ­ление о детском развитии и его ускорение (т. е. симплификация и акселерация) неизбежно ведет к обеднению, суживанию воз­можностей ребенка, в результате чего наблюдается снижение уровня общего развития и его существенное отставание от при­нятых возрастных норм (несмотря на ускоренное овладение не­которыми знаниями и навыками).

Альтернативой акселерации А. В. Запорожец считал ампли­фикацию детского развития — т. е. его обогащение за счет мак­симально полного проживания возраста.

Каждый этап возраст­ного развития имеет огромные резервы, которые далеко не всегда реализуются. Эти резервы скрыты в специфических фор­мах деятельности ребенка, которые в наибольшей мере соот­ветствуют его потребностям и возможностям. Для младенца — это личностное, эмоциональное общение со взрослым, для ре­бенка 1—3 лет — это действия с предметами и процессуальная игра, для дошкольника — ролевая игра, рисование, конструиро­вание, восприятие сказок, детское экспериментирование и пр.

Именно в этих традиционных формах детской деятельности возникают и развиваются такие базовые качества личности, как творческая активность, инициативность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим, произвольность, умствен­ные и познавательные способности и пр. Эффективное и пол­ноценное (а не ускоренное) развитие ребенка предполагает не сворачивание этих форм детской деятельности, а своевремен­ное и максимально полное использование их возможностей.

Путь, основанный на амплификации детского развития, — значительно более сложный и трудный, чем путь акселера­ции. Здесь невозможен прямой перенос на ребенка собствен­ных ценностей и представлений. Напротив, нужно хорошо знать, понимать и чувствовать возможности ребенка, его детс­кие желания, предпочтения, состояния — словом, его детскую психологию, которая существенно отличается от психологии взрослого человека.

Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 368 с. С. 356-358.

Источник

Акселера́ция или акцелерация (от лат. acceleratio — ускорение) — ускоренное развитие живого организма. Обычно используется для описания ускоренного физиологического развития человека, наблюдаемого в последние 150 лет, но в принципе термин применим и к другим живым организмам. Процесс, обратный акселерации — децелерация[1].

История[править | править код]

Термин «акселерация» применительно к подобным тенденциям в развитии детей школьного возраста был предложен лейпцигским врачом Кохом (E. Koch). В литературе так же встречается термин Secular trend (секулярный или вековой тренд), по сравнению с термином акцелерация, понятие более широкое, охватывающее весь комплекс морфо-функциональных изменений современного человека[2]

Как явление акселерация начала наблюдаться в середине позапрошлого[когда?] века и охватила все европейские и неевропейские страны[3]. Так, за сто лет, с 1880-го по 1980 год, то есть за пять поколений, мужчины — голландцы «выросли» примерно на 15 см, шведы — на 10, французы — на 8, а вот португальцы — всего на 3,7 см. Речь идёт о мужчинах, потому что в европейских странах веками копилась статистика по новобранцам, поступающим в армию, а женщин начали измерять позднее. Швейцарские исследователи[4], изучавшие секулярный тренд на Сейшельских островах в Индийском океане, отмечают, что там акселерация ещё вовсю идёт. С 1998-1999-го по 2005—2006 годы они ежегодно замеряли рост 15-летних подростков: рост мальчиков в среднем увеличивался на 1,14 см в год, девочек — на 1,82 см[5].

Описание[править | править код]

Характеристики, которые изменяются в результате акселерации:

  • на 1-3 года раньше происходят физические и морфо-функциональные изменения, которые антропологами принимаются за признаки наступления зрелого возраста (смена зубов, окостенение скелета, формирование вторичных половых признаков);
  • увеличение среднего роста;
  • удлинение репродуктивного периода у женщин и у мужчин, как за счёт более раннего наступления половой зрелости (менархе у девочек, поллюции у мальчиков), так и позднего наступления (менопаузы, андропаузы).

Гипотезы о причинах акселерации[править | править код]

В обоснование акселерации предложено множество разнообразных гипотез, которые условно можно разделить на несколько групп[6]:

  • Прежде всего нутрицевтическая, связанная с изменением (улучшением) характера питания, особенно в последние три десятилетия после второй мировой войны.
  • Гипотезы связанные с биологическим отбором (первые сообщения об ускоренном развитии детей — Гент, 1869; Робертс (Ch. Roberts), 1876), с увеличением числа гетеролокальных (смешанных) браков — гетерозис, влечением к городской жизни, в результате которого в города прибывают наиболее развитые жители из сельской местности — гипотеза Мауера (G. Mauer), 1887, а также другие гипотезы о конституциальном отборе — к примеру, стремление занять высшие слои общества или о переселении в города людей с более развитым интеллектом.
  • Группа гипотез связанных с влиянием факторов среды (гипотезы 30-х годов[когда?]) связывала изменения в скорости роста и развитии с естественными и искусственными изменениями условий среды. Кох (E. W. Koch), 1935, который предложил термин акцелерация, придавал значение гелиогенным влияниям, увеличению светового дня за счёт электрического освещения. Трейбер (T. Treiber), 1941 связывал акцелерацию с влиянием радиоволн — хотя ускорение роста детей началось раньше широкого распространения радио на Земле, а Миллс (C. A. Mills), 1950 — с повышением температуры атмосферы Земли. Есть и другие гипотезы, например, связанные с радиацией или космическим излучением. Но тогда феномен должен был проявляться на всех детях одной местности. Однако, все авторы отмечают различия в скорости роста детей различных контингентов населения.

Каждая из гипотез в отдельности не могла объяснить все явления секулярного тренда и убедительным доказательством были бы данные об ускорении онтогенетического развития и увеличения размеров тела не только у людей, но и различных животных[2].

Исследования Хененберга и Лоува[править | править код]

Мацей Хенненберг (Maciej Hennenberg) и его коллега Грэхэм Лоув (Graham J. Louw) из Витватерсрандского университета в Йоханнесбурге (ЮАР) собрали данные, из которых следует, что рост и вес человека зависят от положения Земли на орбите вокруг Солнца в момент рождения, а различия не ограничиваются человеком[7].
Рождённые с февраля по июль во взрослом состоянии чуть ниже и меньше рождённых в остальные месяцы. Разница около 500 г и 7 мм, но она статистически достоверна. Этот эффект не связан с сезонами года, так как найден в Северном и Южном полушарии[8]. Эффект найден и у животных (немецких овчарок в Южной Африке)[9].

Хенненберг и Лоув предположили, что найденное ими явление может объясняться эллиптической орбитой Земли или влиянием каких-либо других глобальных факторов.

Уточнение
Действительно есть одно вполне земное явление, которое не зависит от сезонов года. Это внутригодовое изменение содержания в атмосфере углекислого газа, которое связано с неравномерностью распределения растительности на планете (подробно см. в статье Углекислый газ)

Следует отметить, что гипотеза связи акселерации с углекислым газом не является новой или оригинальной[10], но никогда не рассматривалась серьёзно[6].

Углекислого газа в воздухе очень мало (чуть более 0,038 об. %). В то же время углекислота является самым обычным продуктом жизнедеятельности (конечным газообразным продуктом клеточного метаболизма) и в альвеолярной смеси лёгких её содержание уже в 150 раз больше, чем во вдыхаемом воздухе (5.6 об.%)[11].

Поскольку акселерация — эпохальное явление, имеющее периоды усиления и ослабления (подтверждаемые т. н. лонгитудинальными исследованиями на достаточно представительном медико-статистическом материале), нельзя утверждать о его полной остановке в конце ХХ-го — начале XXI-го века. Исследованиями процессов акселерации занимаются учёные в области антропологии.

В искусстве[править | править код]

  • акселерация («У нас в газетах пишут про акселерацию») упоминается в рассказе К. Булычева Сто лет тому вперёд (1978)
  • «Вот она, акселерация в действии, с ужасом думал он, вспоминая уверенные детские голоса, твердившие ему невозможные вещи.»

Гадкие лебеди
Аркадий и Борис Стругацкие

См. также[править | править код]

  • Ауксология
  • Гетерохрония
  • Гормон роста
  • Сезонность рождений[en]

Примечания[править | править код]

  1. Анна Урманцева. Акселерация и децелерация: как меняется наш рост от эпохи к эпохе. РИА Новости (8 июля 2017). Дата обращения: 27 апреля 2019.
  2. 1 2 Властовский В. Г. Акселерация роста и развития детей. М. 1976.
  3. ↑ Волкова Т. В. Акселерация населения СССР. МГУ. 1988.
  4. ↑ [1] // Педро Маркес-Видал и соавторы, BMC Public Health, 2008
  5. ↑ Дальше расти некуда. // The New Times, 07.03.2011
  6. 1 2 Криворуко Т. C. Гигиеническое значение изменений в биологическом развитии человека (Причины и значение акцелерации развития). Кишинёв. «Штиница». 1979.
  7. ↑ А. Александрова. Акселерация? Это миф. «Наука и жизнь». № 12, 1995.
  8. Maciej Henneberg, Graham J. Louw. Height and weight differences among South African Urban schoolchildren born in various months of the year. American Journal of Human Biology. Volume 2, Issue 3, Pages 227—233.
  9. Maciej Henneberg and Graham J. Louw. Further studies on the month-of-birth effect on body size: Rural schoolchildren and an animal model. American Journal of Physical Anthropology. Volume 91, Issue 2, Pages 235—244.
  10. ↑ Романов В. Планета гигантов в книге — Пять nota Bene.1970
  11. ↑ Физиология человека. М.: «Мир», 1996.

Ссылки[править | править код]

  • https://www.slovopedia.com/2/192/204574.html
  • https://web.archive.org/web/20150922014233/https://www.sciencedaily.com/releases/2005/12/051201022811.html
  • Мила Серова. [vginekolog.ru/magazine/theme/know-all-the-details-about-the-acceleration Мутанты: акселерация с пелёнок] // ВАШ Гинеколог. — 2010. — № 11.
  • Акселерация и децелерация: как меняется наш рост от эпохи к эпохе «РИА Новости»

Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист.

Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).

Список проблемных ссылок

  • vginekolog.ru/magazine/theme/know-all-the-details-about-the-acceleration

Источник