Интересное о развитии мозга ребенка
Младенцы зачастую лысенькие, толстенькие и часто плачут, но мы просто очарованы ими. Нам интересно, что же происходит в их маленькой головушке. Далее описаны одиннадцать фактов о головном мозге ребенка, которые должен знать каждый родитель.
Дети рождаются слишком рано
Биологи считают, что если бы срок нахождения в утробе матери не был ограничен размерами таза женщины, дети оставались бы там и развивались значительно дольше.
- Чтобы сохранять вертикальное положение, наш таз должен оставаться относительно узким.
- Чтобы иметь возможность пройти через мамин… «аварийный люк», мозг новорожденного составляет всего четверть размера мозга взрослого человека.
Поэтому некоторые педиатры называют первые три месяца жизни ребенка «четвертым триместром» беременности, чтобы подчеркнуть, насколько сильно малыши нуждаются в нас, а также лишены социальных навыков. Первая улыбка, например, обычно появляется у ребенка на 10-14-й неделе его жизни, а первая фаза привязанности, по мнению ученых, начинается в возрасте около пяти месяцев.
Некоторые ученые, приверженцы эволюционной биологии, предполагают, что новорожденные дети социально не развиты (и их плач иногда раздражает) для того, чтобы родители не привязывались к ним слишком сильно, так как у маленьких детей существует повышенная вероятность смерти. С другой стороны, плач привлекает к ребенку внимание, необходимое для выживания.
Реакции родителей развивают нейронные связи мозга грудничка
Мозг маленького ребенка эволюционировал так, чтобы использовать реакции родителей для собственного развития. Префронтальная кора новорожденного – так называемая «оперативная» область мозга – временно не оказывает большого влияния, поэтому усилия по дисциплине или беспокойство о том, чтобы не разбаловать малыша, не имеют смысла на данном возрастном этапе. Вместо этого новорожденные узнают о голоде, одиночестве, дискомфорте и усталости и о том, что испытывает организм, когда эти болезненные чувства проходят. Родители могут помочь этому, оперативно реагируя на потребности ребенка.
Малыши не могут не плакать. На самом деле, у всех маленьких детей, независимо от того, насколько быстро реагируют родители на их потребности, пиковый период плача происходит в гестационном возрасте около 46-ти недель (большинство детей рождается в возрасте от 38 до 42-х недель).
Эксперты предполагают, что плач грудничков связан с физическим развитием, так как в разных культурах пиковые периоды детского плача происходят в одно и то же время после зачатия, независимо от того, когда ребенок появляется на свет. То есть, недоношенный ребенок, родившийся на 34-й неделе, достигнет пика своего плача в возрасте примерно 12 недель, а доношенный ребенок, родившийся на 40-й неделе, будет плакать больше всего в возрасте около 6-ти недель.
Строить смешные рожицы и издавать дурашливые звуки необходимо
Когда дети имитируют мимику родителей, это вызывает у них аналогичную эмоцию и помогает развиваться основам врожденного понимания эмоционального общения. Этим объясняется то, почему родители часто показывают преувеличенно счастливые и грустные лица своим малышам. Сюсюканье, подражание детскому лепету – еще одна инстинктивная реакция, которую исследователи считают чрезвычайно важной для развития ребенка. Ее музыкальность и утрированная, медленная структура подчеркивают важные компоненты языка, помогая ребенку схватывать смысл слов.
Мозг младенца «эволюционирует» очень быстро
После рождения человеческий мозг быстро растет и увеличивается более чем в два раза, достигая 60% своего взрослого размера к тому времени, когда карапуз пробует кусочек праздничного торта в свой первый день рожденья. К детсадовскому возрасту мозг достигает своего полного размера, продолжая развиваться до тех пор, пока ребенку не исполнится 23-25 лет. И даже после этого мозг не перестает меняться в лучшую или худшую сторону. Некоторые ученые полагают, что изменения в развивающемся детском мозге отражают в уменьшенном масштабе изменения, происходившие с мозгом человека за миллионы лет эволюции.
У младенцев сознание типа «уличного фонаря», а не «карманного фонарика»
Мозг маленького ребенка имеет намного больше нейронных связей, чем мозг взрослого человека. Но у детей меньше тормозных нейротрансмиттеров. Поэтому, по мнению некоторых ученых, восприятие действительности у них более рассеяно (т. е. менее сфокусировано), чем у взрослых. Они смутно осознают почти все, что происходит, и еще не понимают, что является важным. Восприятие младенцев можно сравнить с уличным фонарем, который рассеивает свет по всей территории вокруг него, тогда как восприятие взрослого человека похоже на карманный фонарик, который намеренно фокусирует свет на определенных предметах, при этом игнорируя детали фона.
Когда дети взрослеют, их мозг проходит через процесс «упрощения», при котором нейронные сети формируются стратегически нужным образом и настраиваются с помощью приобретенного опыта. Это помогает им упорядочить свое восприятие мира, но вместе с тем снижает способность к инновациям, например, детям становится сложнее раскрасить собственное лицо пюре из моркови. По мнению ученых, творческие личности сохраняют некоторую способность мыслить, как младенец.
Детский лепет сигнализирует о готовности к обучению
Даже имея сознание типа «уличного фонаря», дети способны фокусировать внимание на чем-то конкретном, но только на мгновение. Когда это происходит, они обычно издают звук, чтобы показать свой интерес. Детский лепет – несвязные и непонятные звуки, которые издают груднички, – это их акустическая версия наморщенного лба, и с ее помощью они подсказывают родителям, что готовы учиться. Инициативным родителям следует обращать внимание на такие сигналы. Единственное, что мы знаем наверняка, – это то, что дети становятся умнее, когда родители разговаривают с ними. Лучший способ диалога между детьми и родителями – когда родители отвечают детям в перерывах между их лепетом.
Чрезмерная отзывчивость родителей
Некоторые родители стараются отвечать на каждый звук своего малыша. Однако если ребенок получает ответную реакцию в 100% случаев, ему становится скучно и он начинает отворачиваться. Процесс обучения малышей очень деликатный, он неизбежно прерывается, когда они не получают реакцию, на которую рассчитывают.
Инстинктивно родители реагируют на 50-60% детского лепета. Научным путем было доказано, что обучение речевым навыкам можно ускорить, если реагировать на 80% случаев детского лепета. Однако выше этой цифры обучаемость снижается.
Родители пытаются развивать речь ребенка, реагируя реже и медленнее на звуки, которые малыш произносит часто (например, «э»), и восторженно повторяя новые звуки, которые больше напоминают слова (например, «ма»). В результате ребенок начинает складывать вместе слоги своей речи.
Обучающие CD, DVD и другие материалы бесполезны
Хотя с рождения дети могут плакать с интонациями, свойственными их родному языку, недавние исследования показали, что социальные реакции очень важны для того, чтобы ребенок смог полностью овладеть языком. Младенцы делят мир на то, что реагирует на них, и то, что не реагирует. Обучающие материалы, которые не реагируют на ребенка, не могут его научить. Записанный материал не реагирует на сигналы, которые подает ребенок, поэтому DVD для младенцев оказываются неэффективными. Если вы хотите помочь малышу стать более смышленым, выбросьте все эти бесполезные диски и больше играйте с ребенком.
Детский мозг устает
Необходимость в человеческом общении не означает, что нужно бессмысленно развлекать ребенка день и ночь. Детям свойственна короткая концентрация внимания, и они легко перевозбуждаются. Поэтому иногда им следует помогать успокоиться. Можно покачивать детей, приглушать свет или пеленать беспокойные ножки и ручки, которыми малышу еще только предстоит научиться управлять. Способность успокаиваться, равно как и способность засыпать, особенно ночью, помогает улучшать развитие навыков, по крайней мере, у детей от одного года и старше.
Груднички плохо слышат
Младенцы не очень хорошо слышат, и это может подтвердить тот факт, что плач не беспокоит их так сильно, как нас. Как правило, дети не могут различать голоса на фоне постороннего шума так же хорошо, как взрослые. Не полностью развитый слух объясняет, почему дети могут спокойно спать в многолюдной толпе или при работающем пылесосе и почему они не реагируют, когда их зовут уходить с детской площадки. По этой же причине постоянно включенная музыка или телевизор мешают малышам различать голоса вокруг и учиться речи. Хотя маленькие дети, как правило, любят музыку, она должна быть отдельным занятием, а не фоном при процессе общения.
Детям нужны не только мама и папа
Обычно ученые больше внимания уделяют отношениям между ребенком и родителями, однако исследования показали, что нужно воспитывать ребенка, как говорится, всем миром. Согласно исследованию, дети развиваются лучше, если рядом с ними постоянно находятся не менее трех взрослых людей, которые дают им понять «Привет, малыш, я здесь».
Исследователи считают, что если ребенок проводит время с кем-то еще, кроме родителей – с бабушками и дедушками, няней, другом семьи или любящей тетушкой, это помогает малышу учиться читать различные выражения лиц и улучшает его способность понимать точку зрения других людей. Известно, что в голове ребенка начинают происходить «взрослые» мыслительные процессы расшифровки эмоций других людей уже в семимесячном возрасте.
Источник
Всего несколько лет назад ученые смогли изучать работу мозга, не разрушая его. Было получено много интересных данных, которые меняют и развивают нейронауки.
Несколько фактов о детском мозге, выявленных и подтвержденных исследованиями.
- Через пять недель после зачатия и до школы аксоны (длинные отростки нейронов) образуют огромное количество «лишних» синапсов (соединений между нервными клетками), большая часть которых уничтожается в процессе развития ребенка. В зрительной коре их количество достигает максимума к 8 месяцам. В лобной коре количество синапсов остается высоким до 7 лет и к 15 годам приближается к количеству взрослого. Развитие мозга – это не наработка новых связей, а отсечение ненужных.
- Мозг взрослого содержит примерно 100 миллиардов нейронов (это половина звезд в нашей галактике). Мозг ребенка производит нейронов намного больше: за месяц до рождения и в период новорожденности – 40 тыс в секунду. 80% их них гибнет до 5 лет. Большое количество нервных клеток уничтожается в период полового созревания. Растущий мозг непрерывно производит нейроны и отсекает ненужные.
- К первому дню рождения детский мозг составляет 70% размера мозга взрослого, к двум годам – 80%, к семи годам – почти 100%.
- Двигательное развитие происходит быстрее, если младенец получает большое количество любых тактильных впечатлений: много телесного контакта, обнимания, валяние, подбрасывание, ношение в слинге, катание на спине у папы, кувыркание, качание, кручение на офисном стуле.
- Через полчаса после рождения ребенок явно предпочитает смотреть на человеческие лица из всего остального, а через два дня – слушать человеческий голос. Этот интерес врожден.
- Четырехмесячный младенец может прогнозировать будущее: он знает, что если машинку толкнуть с горки – она поедет вниз. Для трехмесячного это еще не очевидно.
- В устной речи мы говорим «без пробелов», не делаем пауз между словами. Дети с 6-8 месяцев фиксируют, с какой частотой взрослые употребляют то или иное слово и как сгруппированы слоги. Поэтому они и запоминают отдельные слова.
- Среда или наследственность формируют личность? Для мозга это непринципиально: информация от органов чувств преобразуется в химические сигналы – точно также, как информация от ДНК. Химические сигналы поступают в нервные клетки и изменяют их с разной степенью обратимости. Для нейронов не имеет значения, пришел сигнал извне или изнутри организма.
- Мозг взрослого составляет 3% от массы тела и потребляет 20% энергии. Мозг ребенка до 9 лет потребляет 50% энергии. Нервной ткани для развития жизненно важна глюкоза. Вспомните об этом, когда будете запрещать ребенку сладкое.
- Сензитивный период – время, когда мозг наиболее восприимчив к определенной информации (например, для развития речи это 0-5 лет). Если мозг не получает жизненно важную ему информацию на данном этапе развития, сензитивный период удлиняется, психическое развитие замедляется – растущий мозг «цепляется» за любую возможность созреть полноценно. Но его возможности не безграничны: если нужная информация не поступает, сензитивный период закрывается и ущерб становится необратимым.
Данные многочисленных исследований говорят, что почти во всех случаях любящие родители напрасно тревожатся за воспитание своего чада. Развитие детского мозга не требует сложных секретных методик и оборудования. Если ребенка не приучать к горшку в полгода и не учить читать в два – он все равно всему научится, если растет не в изоляции и есть хотя бы один заботящийся взрослый.
С рождения мозг «запрограммирован» на получение нужной ему информации – дети без патологий мозга в обычной обстановке сами развивают важные для своего возраста навыки. Мозг ребенка (и взрослого) невероятно пластичен и приспосабливается почти ко всему. Родители могут только создавать условия, наблюдать, удивляться и радоваться особенностям своего ребенка.
Источник
В то время как существует мало не аргументов в пользу того, что дети в целом симпатичны, гораздо труднее определить, насколько они умны, поскольку мы не можем измерить их ноу-хау по стандартам развития мозга взрослых. Однако мозг младенцев развивается так быстро, что в первые 3 года жизни они обладают чистым, концентрированным потенциалом. Предположим, что 4-недельный плод формирует новые нейроны со скоростью 250 000 в минуту, и к тому времени, когда ребенку исполнится 3 года, его мозг достигнет 80 процентов объема взрослого и будет обрабатывать около 1000 триллионов соединений между нейронами. Вот 10 умопомрачительных фактов об удивительном детском мозге.
За первый год жизни мозг ребенка увеличивается в 2 раза.
1. ВСЕ ДЕТИ РОЖДАЮТСЯ ” РАНО.”
Благодаря размеру среднего человеческого родового канала и тяжелой метаболической нагрузке, которую ребенок возлагает на свою мать во время беременности, голова ребенка может быть только довольно небольшой. Это означает, что дети рождаются с недоразвитым мозгом, который гиперчувствителен к стимулам. Первые три месяца жизни вне матки равны “четвертому триместру”, что может быть причиной того, что новорожденные любят быть плотно обернутыми и хорошо реагируют на громкий шум, которые им напоминают условия жизни в утробе матери.
2. ДЕТИ РОЖДАЮТСЯ СО ВСЕМИ НЕЙРОНАМИ, КОТОРЫЕ У НИХ КОГДА-ЛИБО БУДУТ.
Масса мозга увеличивается за счет образования и укрепления нейронных связей.
Предполагая нормальное развитие, здоровый ребенок выйдет из утробы со 100 миллиардами нейронов, почти вдвое большим количеством нейронов, чем у взрослых, в мозге, который в два раза меньше. Это огромное количество нейронов необходимо для огромного количества обучения, которое ребенок должен сделать в первый год своей жизни. В то время как объем мозга удвоится к 3 годам, не все из этих нейронов останутся в живых; синаптическая обрезка происходит с возрастом ребенка, в котором мозг избавляется от «ненужных» синаптических связей, т.е. тех которые были не задействованы в этот период.
3. ПРИ РОЖДЕНИИ ДО 3 ЛЕТ НАБЛЮДАЕТСЯ САМЫЙ БЫСТРЫЙ ТЕМП РАЗВИТИЯ МОЗГА ЗА ВСЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ.
Хотя вы можете думать, что ваш любимый растет, как сорняк, поскольку пухлое детство уступает место долговязому ребенку, в первые 3 года жизни вашего ребенка его мозг растет быстрее, чем любая другая часть тела. При рождении мозг ребенка примерно на треть больше мозга взрослого человека. За 90 дней он более чем удваивает свой объем, достигая 55 % от своего конечного размера. Мозжечок, в частности, мозговая структура в задней части мозга, участвующая в управлении движением, растет быстрее всех мозговых структур; всего через три месяца он будет на 110 % больше, чем был при рождении.
В первые годы жизни ребенка в мозге образуется до 700 (!!!) синапсов в секунду формируется.
4. БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ ЭНЕРГИИ, КОТОРУЮ ТРАТИТ РЕБЕНОК, СОСРЕДОТОЧЕНА В МОЗГУ.
В результате всего этого быстрого развития мозга 60 % метаболической энергии ребенка (в первую очередь потребление глюкозы) тратится на рост тех, кто вскоре станет массивным мозгом. В отличие от этого, мозг взрослого человека использует только около 25 % метаболической энергии организма.
5. МОЗГ РЕБЕНКА ГОТОВИТСЯ К РЕЧИ ЗАДОЛГО ДО ТОГО, КАК ОН ПРОИЗНОСИТ СЛОВО.
Исследование 7-месячных младенцев в Вашингтонском университете показало активацию двигательных частей мозга младенцев, связанных с физическими аспектами речи-областью Брока и мозжечком,-прежде чем они действительно начали говорить. Это говорит о том, что мозг создает переходную основу в процессе, известном как “анализ путем синтеза”, в котором мозг предсказывает моторные движения, которые потребуются для создания звуков речи, и готовится к этому.
6. МОЗГ ДВУЯЗЫЧНЫХ МЛАДЕНЦЕВ ОБЛАДАЕТ БОЛЕЕ СИЛЬНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИЕЙ.
Дети, с которыми регулярно разговаривают на двух или более языках, не только способны к изучению любого языка при рождении, но и обладают лучшей исполнительной функцией в более позднем возрасте, в частности способностью контролировать внимание к конфликтующим перцептивным или репрезентативным особенностям проблемы. Другими словами, двуязычные дети обладают лучшим вниманием или концентрацией внимания, что хорошо сказывается на успеваемости в школе и на работе.
Двуязычные дети обладают лучшим вниманием и концентрацией внимания.
7. ФИЗИЧЕСКОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ УКРЕПЛЯЕТ СИНАПСЫ МЛАДЕНЦЕВ.
Дети, которые получают регулярные прикосновения, имеют более сильные нейрональные связи и более хорошее общее самочувствие. В настоящее время хорошо известно , что дети, лишенные осязания, страдают от ряда негативных последствий для здоровья, от низкого веса до эмоциональных расстройств, таких как тревога и депрессия. Исследование из 92 детей в возрасте от 7 до 9 лет, которые ранее изучались в дошкольных учреждениях, выяснилось, что у тех, кто получал больше заботы от своих матерей (или опекунов), гиппокамп был толще, чем у тех, кому не так повезло. Более сильный гиппокамп связан с улучшенной памятью, лучшей фокусировкой, способностью удерживать обучение и многим другим.
8. МОЗГ РЕБЕНКА ЗАПРОГРАММИРОВАН ТАК, ЧТОБЫ ОН ПРЕДПОЧИТАЛ ЗАПАХ МАТЕРИ.
Большая часть связей между младенцем и матерью в первые дни определяется запахом и осязанием, более конкретно-связывающим гормоном окситоцином, который может вызывать у людей чувство эйфории и любви. Исследования показали, что младенцы запечатлевают и привлекают запах своей собственной околоплодной жидкости, который помогает им найти сосок своей матери. В течение нескольких дней здоровые дети начинают отдавать предпочтение запаху материнской груди. Одно исследование даже показало, что младенцы, вскармливаемые смесью, все еще предпочитают запах материнской груди запаху своей смеси до двух недель после рождения.
9. НЕЖЕЛАНИЕ РЕБЕНКА РАССТАВАТЬСЯ С РОДИТЕЛЯМИ СИГНАЛИЗИРУЕТ О РАЗВИТИИ ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ.
Матери, которые обнаруживают, что им приходится отрывать от себя внезапно заплакавшего ребенка, когда они готовятся к отъезду, могут с облегчением узнать, что такое поведение является самым ранним признаком развития долговременной памяти.
Нейронная связь – синапс – образуется в тот момент, когда ребенок получает опыт. Любой опыт!!!
10. ГИПОТЕРМИЯ МОЖЕТ ЗАЩИТИТЬ МОЗГ НОВОРОЖДЕННОГО.
Новое исследование в детской больнице Лос-Анджелеса новорожденных, получавших лечение от гипоксически-ишемической энцефалопатии -состояния, возникающего, когда мозг лишен адекватного снабжения кислородом,- показало, что индуцирование гипотермии через целенаправленное охлаждение мозга оказывало нейропротекторное действие.
Используй, или потеряешь! В мозгу новорожденного 150-200 миллиардов (!!!) нейронов, в мозгу взрослого человека – в 2 раза меньше.
Без лечения у этих детей часто развивается детский церебральный паралич или другие тяжелые осложнения, которые затрагивают до 1 миллиона детей во всем мире. Исследование показало, что гипотермия работает за счет снижения энергетического обмена, но также снижает синтез глутамата и других возбуждающих нейромедиаторов.
Источник