Интенсификация развития ребенка это

Интенсификация развития ребенка это thumbnail

Происходящий сегодня процесс обновления каждой области общественной жизни, а также научный и технический прогресс ставит совершенно иные требования перед педагогической наукой и практикой. При этом главная специфика процесса обучения, как и ранее, состоит в том, чтобы за относительно не большой промежуток времени предоставить обучаемым максимально большое число нужных им сведений, и научить их тому, что необходимо для осуществления практической деятельности.

Вследствие этого основной установкой обучения должно быть формирование навыков самим получать максимальное число действительно необходимых знаний. Осуществлением данного направления является именно интенсификация процесса обучения.

Понятие и сущность интенсификации обучения

Интенсификация обучения представляет собой определенный способ выстраивания системы обучения. В его основе находится использование внутренних ресурсов, которые помогут увеличить уровень качества и эффективности образования.

В процессе осуществления интенсификации обучения происходит достаточно активное включение совершенно новых технологий, методов и способов в учебный и воспитательный процесс. В данном случае обучение приобретает характер многофакторного и многоуровнего. Это в свою очередь обеспечивает переход системы образования на новый уровень. Вследствие этого происходит следующее:

  • увеличение функционального значения;
  • удовлетворение наибольшего спектра образовательных трудностей;
  • возникает альтернатива для оптимального разрешения наиболее значимых целей обучения;
  • изменение критериев относительно организации процесса обучения;
  • главными принципами становятся регионализация и демократизация;
  • учебное время начинает применяться более целесообразно, а также рационально;
  • функции каждого объекта образовательной системы становятся шире.

Особенность интенсификация процесса обучения состоит в том, что оно используется для того, чтобы сделать выше производительность труда и увеличить уровень качества работы в области образования.

Для того чтобы интенсификация смогла принести необходимый эффект, она должна обладать собственной научной базой. Развитие интенсификационных процессов в обучении находится в прямо связи с научными разработками, прогрессом, нахождением и созданием совершенно новых научных открытий.

Таким образом, процесс интенсификации является важным и значимым для всей системы образования.

Основные направления интенсификации обучения

Процесс интенсификации включает в себя создание и практическое осуществление способов и методов организации познавательного процесса, которые в свою очередь обладают научным обоснованием. В результате этого становится возможным акцентировать внимание именно на активном формировании творческих направлений.

Главными направлениями интенсификации процесса образования являются следующие:

  1. Модернизация содержательной стороны учебных программ. В рамках этого целесообразно основной акцент сделать на качестве поиска учебного материала, его разделения на главную часть и на дополнительную. Также сюда относится и процесс оптимального временного распределения, отводимого на рассмотрение каждой учебной программы. Помимо этого, учебный материал обязан являться логически связанным, а также обладать некой преемственностью. Благодаря этому можно добиться высокоэффективного усвоения нового учебного материала на основе уже существующих знаний.
  2. Изменение методической стороны обучения. В данном случае в процессе интенсификация осуществляется достаточно активная разработка и использования новых методов и приемов обучения, применяются коллективные виды познавательной деятельности и многое другое. Активное использование получает технология проблемного обучения и индивидуальный подход к каждому ученику. Для этого педагогам необходимо использовать приемы и средства, которые будут помогать стимулировать творческие направления деятельности.

Важно сказать и о том, что интенсификация процесса обучения помогает повышать уровень его целенаправленности, увеличивать наполнение содержательной направленности обучения, сделать быстрее скорость учебных действий, оказывать положительное влияние в целом на развитие мастерства организации учебного процесса.

Кроме того, достаточно значимую роль в учебном и воспитательном процессе отведено использованию средств осуществления контроля и оценки усвоения программ учебы, а также существующих знаний и навыков. Процесс осуществления контроля обладает аналитической направленностью, при этом показывая самые различные пробелы в знаниях и, предоставляя полную характеристику основных причин их формирования.

Источник

Интенсификация обучения.

Групповые формы учебной деятельности как фактор интенсификации обучения

Интенсификация обучения – это передача большего объема учебной информации обучаемым при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний.

Для успешной интенсификации учебного процесса следует разрабатывать и внедрять научно обоснованные методы руководства познавательным процессом, мобилизующие творческий потенциал личности.

Повышение темпов обучения может быть достигнуто путем совершенствования:

– содержания учебного материала;

Читайте также:  Курсы для ребенка по развитию памяти

– методов обучения.

Рассмотрим вкратце параметры, способствующие оптимизации содержания учебной дисциплины. Совершенствование содержания предполагает как минимум:

– рациональный отбор учебного материала с четким выделением в нем основной базовой части и дополнительной, второстепенной информации; соответствующим образом должна быть выделена основная и дополнительная литература;

– перераспределение по времени учебного материала с тенденцией изложения нового учебного материала в начале занятия, когда восприятие обучаемых более активно;

– концентрацию аудиторных занятий на начальном этапе освоения курса с целью наработки задела знаний, необходимого для плодотворной самостоятельной работы;

– рациональную дозировку учебного материала для многоуровневой проработки новой информации с учетом того, что процесс познания развивается не по линейному, а по спиральному принципу;

– обеспечение логической преемственности новой и уже усвоенной информации, активное использование нового материала для повторения и более глубокого усвоения пройденного;

– экономичное и оптимальное использование каждой минуты учебного времени.

Совершенствование методов обучения обеспечивается путем:

  • широкого использования коллективных форм познавательной деятельности (парная и групповая работа, ролевые и деловые игры и др.);
  • выработки у преподавателя соответствующих навыков организации управления коллективной учебной деятельностью студентов;
  • применения различных форм и элементов проблемного обучения;
  • совершенствования навыков педагогического общения, мобилизующих творческое мышление обучаемых;
  • индивидуализации обучения при работе в студенческой группе и учет личностных характеристик при разработке индивидуальных заданий и выборе форм общения;
  • стремления к результативности обучения и равномерному продвижению всех обучаемых в процессе познания независимо от исходного уровня их знаний и индивидуальны); способностей;
  • знания и использования новейших научных данных в области социальной и педагогической психологии;
  • применения современных аудиовизуальных средств, ТСО, а при необходимости – информационных средств обучения.

Интенсификацию обучения можно считать одним из перспективных направлений активизации учебной деятельности. Процессы интенсификации базируются на взаимодействии индивидуально-психологических и коллективно-психологических факторов в учебной деятельности.

Групповые формы учебной деятельности как фактор интенсификации обучения

Теоретические исследования и практический опыт показывают, что знание предмета оказывается более прочным, когда предмет учебной деятельности выступает как средство общения. В этой ситуации в процессе обучения возникают отношения учащихся между собой по поводу предмета, т.е. по схеме: субъект (студент) – объект (предмет) – субъект (студент). При этом в ходе обучения знания должны быть получены учащимися более или менее самостоятельно. Правильное соотношение деятельности и общения позволяет органично сочетать обучающую и воспитывающую функции учебного процесса. Преимущества индивидуально-групповой формы обучения особенно наглядно проявляются при умело разработанной методике интенсивного обучения иностранному языку с использованием игровых ситуаций и ролевых игр.

При групповом интенсивном обучении возникает учебный коллектив, благотворно влияющий на становление личности каждого. Чисто индивидуальная работа по схеме «преподаватель – учащийся» лишает учебный процесс важнейшего звена – межличностного общения и межличностного взаимодействия через обучение. Межличностный контекст порождает в группе особую ауру, которую А.С. Макаренко называл атмосферой «ответственной зависимости». Без нее немыслимы активизация личностных качеств учащихся и плодотворная воспитательная работа преподавателя.

Учебную группу следует, прежде всего, рассматривать как коллектив, занимающийся совместной учебной деятельностью, а процессы общения в группе во время занятий – как процессы, формирующие межличностные отношения в этом творческом коллективе.

При интенсивном групповом обучении общение становится необходимым атрибутом учебной деятельности, а предметом общения являются ее продукты: учащиеся непосредственно в процессе усвоения знаний обмениваются результатами познавательной деятельности, обсуждают их, дискутируют. Межличностное общение в учебном процессе повышает мотивацию за счет включения социальных стимулов: появляется личная ответственность, чувство удовлетворения от публично переживаемого успеха в учении. Все это формирует у обучаемых качественно новое отношение к предмету, чувство личной сопричастности общему делу, каким становится совместное овладение знаниями.

При организации коллективной работы учащихся возникает ряд трудностей организационного, педагогического и социального плана. Чтобы групповая работа по добыванию новых знаний была по-настоящему продуктивной, нужно предложить учащимся совместную деятельность – интересную, личностно и социально значимую, общественно полезную, допускающую распределение функций по индивидуальным способностям.

К понятию «интенсификация обучения» примыкает понятие «активизация обучения». Под активизацией учебной деятельности понимается целеустремленная деятельность преподавателя, направленная на разработку и использование таких форм, содержания, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, самостоятельности, творческой активности студента в усвоении знаний, формировании умений, навыков их практическом применении, а также формировании способностей прогнозировать производственную ситуацию и принимать самостоятельные решения.

Читайте также:  Диагностика физической подготовленности и сенсомоторного развития ребенка

Одним из наиболее перспективных направлений развития творческих способностей личности, столь необходимых современному специалисту, является проблемное обучение.

Источник

Интенсификация обучения (лат. – напряженный) – принцип организации системы обучения, максимально использующая внутренние резервы для повышения эффективности образования. Интенсификация – это рационализация структуры системы образования. Интенсификация – это рационализация структуры системы образования и функций субъектов системы; введение новых, более эффективных образовательных технологий; переход на многоуровневое образование, обеспечивающее удовлетворение разнообразных образовательных потребностей; смена принципов обучения и реализация гуманизации, регионализации и демократизации образования как принципов, стимулирующих развитие системы. Интенсификация обучения ведет к более рациональному использованию учебного времени, активизации функций субъектов образования, повышает энергичность и напряженность, стимулирует познавательную деятельность учащихся.

Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).- Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.

Смотреть что такое “Интенсификация обучения” в других словарях:

  • ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ – ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ. Один из путей усиления, увеличения производительности труда и качества работы; центральное понятие теории обучения, в том числе иностранным языкам. Применительно к обучению иностранным языкам И. о. особенно активно… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Методы и приемы обучения – авмо, автоматизация обучения, активизация процесса обучения, активные методы обучения, активный метод обучения, алмо, аналитико имитативный метод обучения, армейский метод обучения, асинхронное обучение, аспектное обучение, аспектно комплексное… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ – в узком смысле применение компьютера как средства обучения, в широком многоцелевое использование компьютера в уч. процессе. Компьютер является одним из компонентов информац. технологии, поэтому вместо термина «К. о.» часто используют в том же… … Российская педагогическая энциклопедия

  • БАЗИСНЫЕ КАТЕГОРИИ МЕТОДИКИ + – активное владение языком, аспект обучения, аспектное обучение, аспектно комплексное обучение, аспекты языка, аудирование, базисные категории методики, виды речевой деятельности продуктивные, виды речевой деятельности рецептивные, владение языком… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ – автократичность, автоматизация, автономия обучающегося, авторитарное воспитание, авторитарность, авторитет, авторская школа, адаптация социальная, академическая задолженность, аккредитация образовательного учреждения, акмеология, активная… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Психолингвистика – наука о закономерностях порождения и восприятия речевых высказываний. Возникла в 50 х гг. 19 в. как реакция на появление практических задач, для решения которых оказался недостаточным аппарат лингвистики и традиционной психологии (См.… … Большая советская энциклопедия

  • ТРУД – ТРУД. Содержание: Общая постановка проблемы………..881 Рационализация труда …………… 893 Рабочее время………………..901 Женский труд………………..911 Труд несовершеннолетних………….9? в Охрана труда и законодательство о … Большая медицинская энциклопедия

  • Медицина – I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

  • САВАК – Иранская национальная организация информации и безопасности سازمان اطلاعات و امنیت کشور Файл:SAVAK logo (Expired).PNG Страна … Википедия

  • Нидерланды (государство в Зап. Европе) – Нидерланды (Nederland), Королевство Нидерландов (Koninkrijk der Nederlanden) (неофициальное название ‒ Голландия). I. Общие сведения Н. ‒ государство в Западной Европе, на С. и З. омывается Северным морем. Длина морских границ около 1 тыс. км.… … Большая советская энциклопедия

Источник

Понятие и сущность интенсификации обучения

Определение 1

Интенсификация обучения – это один из способов построения обучающей системы, основанный на применении внутренних ресурсов, помогающих повысить качество и эффективность образования.

В процессе интенсификации обучения происходит активное внедрение новых технологий, форм, приемов, методов и средств в учебно-воспитательный процесс. Обучение становится многофакторным и многоуровневым. Это обеспечивает переход системы образования на новый уровень:

  • происходит расширение ее функциональной роли;
  • удовлетворяется больший спектр образовательных проблем;
  • появляются возможности для оптимального и более полного решения всех поставленных задач обучения;
  • изменяются принципы организации процесса обучения и реализация его гуманистической направленности;
  • регионализация и демократизация становятся ведущими образовательными принципами, играющими мотивирующую роль в развитии системы образования;
  • учебное время используется более целесообразно и рационально;
  • функции всех субъектов образовательной системы расширяются и активизируются;
  • познавательный процесс, заинтересованность в познании стимулируется, познание становится более энергичным и напряженным.
Читайте также:  Тринадцатая неделя развития ребенка

По своей сути, интенсификация процесса обучения является направлением, применяемым для увеличения производительности труда и повышения качества работы в образовательной сфере. Чтобы интенсификация приносила должный эффект, она должна иметь научную базу и разумное, качественное управление.

Развитие интенсификационных процессов в обучении связано с научными разработками, прогрессом, поиском и разработкой новых научных открытий, передовым опытом педагогов, как отдельных, так и различных педагогических коллективов и объединений.

Процесс интенсификации является важным и значимым для образовательной системы. Его необходимость можно отметить такими критериями:

  1. Социально-экономическое развитие общества и инновации во всех сферах жизнедеятельности требуют реформирования системы образования.
  2. Гуманитаризация, рост ее роли и значимости, занятие приоритетного положения в содержании обручения и воспитания, изменение содержания учебных программ, их числа и составных элементов, применение новых учебных программ и внедрение новых предметов в обучение требуют разработки инновационных методов, приемов и форм организации учебно-воспитательной деятельности.
  3. Авторитарная позиция педагогов в отношении выбора программ обучения, учебных пособий, способов и средств преподнесения учебного материала, расширение исследовательских направлений деятельности и активная экспериментальная деятельность.
  4. Переход к рыночной экономике, ее непрерывное развитие требует соответствия учебных заведений рыночным требованиям, конкурентоспособности, как на внутреннем рынке, так и на мировом уровне.

Основные направления интенсификации обучения

Процесс интенсификации предполагает разработку и практическую реализацию приемов и методов организации, познавательного процесса, которые имеют научное обоснование. Таким образом удается реализовать процесс мобилизации творческих задатков личности и акцентировать внимание на развитии творческих направлений, а также повысить темпы обучения.

Интенсификация образовательного процесса реализуется по двум основным направлениям.

  1. Совершенствование содержательной стороны учебных программ. Здесь предполагается уделить внимание качеству отбора учебного материала, его подразделением на основную часть и второстепенную и соответствующий подбор учебной литературы, оптимальное временное распределение, отводимое на изучение каждой учебной программы, курса, темы, преподнесение учебного материала в рациональном дозированном виде, чтобы его усвоение было многоуровневым, поскольку процесс познания не является плоским и линейным, а представляет собой спиралевидное течение. Кроме того, учебный материал должен быть логически связанным, обладать преемственностью. Это обеспечит эффективное усвоение нового учебного материала на базе уже имеющихся знаний и навыков.
  2. Совершенствование методической стороны обучения. В процессе интенсификация происходит активная разработка и применение новых методов и приемов обучения, используются коллективные формы познавательной работы, внедряются дискуссии и групповая работа, диалоговое общение, ролевые и деловые игры. Активное применение находит технология проблемного обучения и индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Педагоги используют приемы и средства, помогающие активизировать творческие направления деятельности, реализовать творческий потенциал и творческое начало каждой личности. Процесс обучения нацелен в первую очередь на результативность. В этой связи, методы обучения должны помогать постепенному и сбалансированному усвоению материала, равномерному усвоению его учащимися всех уровней знания и развития, а также индивидуальных особенностей и возможностей. В процессе обучения должны быть активно применены знания и приемы современной психологии, информационные технологии.

Следует отметить, что интенсификация процесса обучения должна помочь повышению его целенаправленности и мотивированности, расширить содержательную сторону обучения, ускорить темпы учебных действий, способствовать развитию мастерства организации учебного процесса, активной разработке и внедрению новых методов и форм организации учебно-воспитательной работы.

Замечание 1

Кроме того, важное значение в учебно-воспитательном процесс отводится применению методов контроля и оценки усвоения учебных программ, имеющихся и приобретенных знаний и навыков. Процесс контроля должен носить аналитический характер, отражая все имеющиеся пробелы в знаниях и, давая характеристику их источников и причин развития.

Источник