Интеллектуальные изменения развитии ребенка

Из-за каких причин интеллектуальное развитие ребенка порой «запаздывает» – он не проявляет активности, интереса к игрушкам, самостоятельности? Этими вопросами часто задаются родители, когда наблюдают за развитием крохи. Ребенок в раннем дошкольном возрасте, если его когнитивные функции развиваются в соответствии с нормой, проявляет любознательность, пытается знакомиться с предметной игрой, осваивает подражание и копирование. Всем родителям полезно знать, от чего зависит уровень интеллекта, и как по внешности и особенностям поведения ребенка понять, насколько умным он растет. На эти и другие вопросы ответили зарубежные и отечественные ученые, а MedMe собрал всю информацию вместе.

Размер головы в младенчестве: большая голова как признак ума?

Британские ученые говорят, что об интеллектуальном развитии ребенка свидетельствует рост головы. Особенно это актуально в возрасте до одного года. Доктор философии Кэтрин Гейл совместно с коллегами из Университета Саутгемптон отмечает зависимость между объемом мозга ребенка и его дальнейшим интеллектуальном развитием, так называемом позднем интеллекте.

Команда специалистов изучила более 600 детей. В исследовании приняли участие дети в возрасте одного года, четырех и восьми лет. Врачи сначала измеряли окружность головы младенцев. Позже, в дошкольном и младшем школьном возрасте, тем же детям был дан тест на уровень интеллекта.

Исследование показало, что высокие результаты был у тех ребят, окружность головы которых в младенческом возрасте достигала максимальной возрастной нормы.

Исследователи не знают точно, что заставляет некоторых детей иметь больший мозг, чем у других. Они также подчеркивают, что многие факторы, включая отношения между родителями и детьми, могут влиять на интеллект детей.

Исследователи обнаружили, что рост головы к одному году был ключевым фактором. «Догоняющий» рост уже не имел такого большого значения.

«Рост мозга после грудничкового периода, по крайней мере, с точки зрения объема мозга, вряд ли компенсирует сниженный темп роста в первый год жизни», – пишут исследователи.

Ученые также изучили родителей младенцев, а именно их отношение к ребенку сразу после рождения, и затем в процессе взросления и воспитания.

Матери младенцев отвечали на вопросы о своем родительском стиле, старших детях и других факторах, таких как грудное вскармливание и послеродовая депрессия. Результаты этих исследований представлены ниже.

Депрессия у матери и интеллект ребенка

Изучая уровень детского развития, ученые пришли к выводу, что дети имели более высокие показатели IQ, если их родители имели более высокий уровень образования, а матери не страдали от послеродовой депрессии.

После рождения малыш нуждается в заботе и внимании. Получать любовь и принятие – его основные потребности. Если женщина переживает депрессивное состояние, у нее нет эмоциональных ресурсов откликаться на желания малыша так часто, как он того требует. Даже если она заботится о нем, держит на руках, кормит и пытается играть, ребенок будет чувствовать отстраненность матери, если она находится в подавленном состоянии.

Уровень интеллекта ниже у детей, чьи матери страдали от послеродовой депрессии.

Грудное молоко лучше других видов вскармливания

Материнское молоко содержит все питательные микроэлементы для роста и развития ребенка. Кроме того, процесс кормления – немаловажный фактор для формирования детской эмоциональной стабильности и умственного развития.

Доктор Бернардо Лесса Орта из Бразилии отмечает связь между высоким уровнем IQ у ребенка и грудным вскармливанием, длящимся от рождения до 6 месяцев.

Грудное молоко дает хорошие преимущества в будущем – такие, как высокие оценки в школе и социальный успех во взрослом возрасте – потому что это лучший источник насыщенных жирных кислот, необходимых для развития мозга.

Отношение к ребенку в семье: как растить детей умными?

Кэтрин Гейл с коллегами отмечает влияние не только объема мозга на интеллектуальное развитие детей, но и отношений в семье. Ученые оценили стиль общения с ребенком семье, отношение к нему и психологическую атмосферу между близкими людьми.

Высокий уровень интеллекта наблюдался у тех детей, отношение к которым строилось на доверии, принятии и уважении.

Конструктивная критика, поддержка ребенка, отсутствие привычки «давить» на него приводят к более высокому уровню интеллектуального развития, чем у тех детей, чьи интересы не принимались всерьез, характер осуждался, в семье присутствовал только авторитарный стиль воспитания.

Сиблинги и развитие: когда в доме не один ребенок

Какое влияние на детский интеллект оказывают сиблинги – братья и сестры ребенка?

На познавательную сферу и интеллектуальное развитие малыша влияет отношение к нему в семье. Оно может меняться, быть позитивным, негативным, иметь свои особенности, если у родителей уже есть дети. Так, иногда младенцу может не хватать внимания, а подрастая, он может переживать ревность или зависть.

Отрицательные чувства влияют на эмоциональное состояние ребенка, и, соответственно, уровень восприятия и интеллекта. Ученые установили, что ребенок, чьи интеллектуальные показатели в первый год жизни были в норме – стремление к познанию мира, любознательность активность – повзрослев, может демонстрировать невысокий уровень IQ. Так бывает в случае педагогический запущенности или эмоционального отвержения, когда мать и отец больше времени уделяли другим детям, не удовлетворяли базовые потребности малыша, не занимались с ребенком и не играли с ним.

Читайте также:  Прописи для развития ребенка распечатать

Если раньше считалось, что наличие старших детей в доме стимулирует младших развиваться, то сегодня специалисты подчеркивают: для такого эффекта нужно не просто иметь братьев или сестер, но и равноценно распределять между всеми детьми родительское внимание. Иначе страдает не только психика, но и интеллектуальное развитие!

«Наши результаты дают дополнительные доказательства того, что младенчество является наиболее важным периодом постнатального роста мозга для определения более позднего интеллекта», – пишут исследователи.

Если родители хотят способствовать сохранению и развитию когнитивных навыков детей, важно уделять внимание факторам воспитания и условиям, которые окружают малыша не только с момента рождения, но и на протяжении взросления.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

  1. Влияние эмоционального реагирования матери на здоровье детей первых двух лет жизни / Николаева Е. И., Меренкова В. С // Преподаватель ХХI век ВАК. = 2009
  2. Развитие интеллекта и творческого воображения у дошкольников / Евсеева Т. О. // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста. = 2016
  3. Интеллектуальное развитие ребенка / Фенев Е. А. // Вопросы науки и образования. = 2017

Источник

Интеллект – синоним слова «ум». Это способность человека, воспринимать информацию, анализировать. Навыки нужно развивать. Высокий уровень IQ повышает шансы ребенка на хорошую успеваемость в школе и вузе, успешную карьеру, финансовое благополучие во взрослой жизни. В статье расскажем об особенностях развития интеллекта детей, когда и как заниматься с чадом.

Содержание статьи

  1. Интеллект: определение понятия

  2. Типы интеллекта

  3. Что влияет на интеллектуальное развитие ребенка

  4. Этапы формирования интеллекта

  5. Способы развития интеллектуальных способностей детей

  6. Игры и упражнения для развития интеллекта

  7. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Интеллект: определение понятия

Это способность человека логически и абстрактно мыслить, анализировать, формировать причинно-следственные связи, рассуждать, быстро перерабатывать информацию, обучаться, находить решения (в разных жизненных ситуациях).

Человек с высоким уровнем IQ лучше адаптируется к изменениям и окружению, планирует, ставит цели, идет к ним. У него лучше память, концентрация, внимание, богаче речь. Вот почему так важно развитие интеллекта у детей с раннего возраста.

Типы интеллекта

Психолог Ховарт Гарднер предложил теорию множественного интеллекта. Ее суть в том, что существует 8 типов интеллекта. У человека доминирует несколько из них. Они определяют особенности личности. Их можно заметить в раннем возрасте и развивать.

Тип первый – природный

Ребенок чувствует и бережет природу, любит животных, птиц, растения. Выступает в защиту экологии: сортирует мусор, отказывается от животной пищи, например. Среди людей этого типа есть астрономы, химики, экологи, ветеринары, астрономы.

Развитие интеллекта у детей «экологов» происходит через единение с их стихией. Выезжайте в лес, гуляйте в парках, смотрите кино, читайте книги по теме.

Тип второй – музыкальный

В раннем возрасте малыши чувствуют ритм и фальшивые ноты, подпевают в такт. У них развит слух, голос. Дошкольники на слух подбирают любую мелодию, осваивают музыкальные инструменты, красиво поют, сочиняют стихи, музыку.

Раннее интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста состоит в поощрении любви чада к музыке. Запишите в музыкальную школу, ходите на концерты, слушайте хорошую музыку дома, устраивайте творческие вечера, где малыш расскажет свой стих, споет песенку.

В будущем ваше дитя может стать композитором, музыкантом, певцом, продюсером.

Тип третий – логико-математический

Малыши легко решают головоломки, собирают геометрические пирамидки, пазлы. Дошкольники решают задачи на логику, уравнения.

В будущем ваше чадо может выбрать профессию в сфере IT, стать математиком, экономистом, физиком, инженером, финансистом, детективом. А если у него развит музыкальный интеллект, то из него может получиться первоклассный барабанщик.

Каковы способы развития интеллектуальных способностей детей «логиков»? Давайте собирать геометрические сортеры и пирамидки, пазлы. Младшим и средним дошкольникам – игры Никитина (квадраты, кубики), дощечки Сегена, головоломки.

Тип четвертый – экзистенциальный, философский, духовный

С детства у таких деток богатый внутренний мир. Они не по возрасту задаются вопросом о смысле жизни, своей миссии. У маленьких детей он проявляется в виде рассуждений, любознательности, дискуссий, споров.

Ваше дитя может стать философом, психологом, археологом, историком, политиком

Рекомендации по развитию интеллектуальных способностей детей «философов»: обогащайте внутренний мир своего чада. Путешествуйте по городам и странам, посещайте музеи и выставки, ходите на экскурсии. Пусть ребенок увидит многообразие нашего мира

Тип пятый – кинестетический, телесный

Детки активны, неусидчивы, пластичны. Они уверенно владеют своим телом, выражают через него эмоции, мысли. У них развито пространственное мышление: они чувствуют время, окружающие предметы. Среди людей с телесным интеллектом много спортсменов, танцоров, дирижеров, хирургов, артистов.

Каковы пути развития интеллектуальных способностей детей «кинестетиков»? Не ограничивайте их! Пусть бегают, прыгают, выражают себя через движение. Запишите в спортивную секцию.

Читайте также:  Упражнения по познавательному развитию ребенка

Тип шестой – социальный, межличностный

Общительность, стремление к новым знакомствам, эмпатия – отличительные черты деток. Среди них много лидеров, они первые подходят знакомиться, харизматичны. В детском коллективе ваше чадо поддержит и поможет другу, в школе будет хорошо учиться.

Во взрослом возрасте выберет профессию, связанную с работой с людьми: учителя, психолога, воспитателя, соцработника, менеджера по персоналу. У всех успешных руководителей доминирует этот тип IQ.

Рекомендации по развитию интеллекта детей «коммуникаторов»: расширяйте кругозор. Путешествуйте, знакомьтесь с новыми людьми. Принимайте участие в форумах, пусть чадо выступает публично.

Тип седьмой – пространственный, образный

Феноменальная память, пространственное и образное мышление, ориентация на местности, воображение, любовь к искусству – характеристики детишек.

Они могут один раз прочитать книгу и воспроизвести написанное постранично. Иллюстрации, предметы, лица – дети помнят их в деталях. От их острого взгляда не ускользает ни одна мелочь. Ваше дитя может найти себя в таких профессиях: летчик, водитель, архитектор, инженер, скульптор, моряк, строитель.

Лучшие игрушки для развития интеллекта детей – лабиринты, паззлы, конструкторы, 3D-моделирование.

Тип восьмой – лингвистический, вербальный

Ребята любят писать: на бумаге излагают свои мысли, в школе лучше всех пишут сочинения и изложения. Ораторы из них тоже отличные. С ними интересно общаться: они рассказывают и сочиняют истории. Среди них много писателей, журналистов, переводчиков, ораторов, историков, актеров.

Разговаривайте с крохой, вызывайте на разговор, читайте. Через речь происходит развития интеллекта детей.

Дополнительный тип – личностный, внутренний

Ребята чувствуют себя, осознают свои желания. Понимают, чего хотят и что для этого нужно. Планируют будущее. В раннем возрасте это проявляется в собственном мнении на все. Они адекватно оценивают свои силы и возможности.

Внутренний интеллект хорошо развивают самостоятельные игры. Рекомендация по развитию интеллекта детей – научить их играть и получать радость от процесса. Поощряйте интерес к познанию себя, помогите в этом. Среди людей с этим типом IQ хорошие психологи, соцработники.

Что влияет на интеллектуальное развитие ребенка

Психологи выделяют 6 факторов:

  1. Внутриутробное развитие. Протекание беременности, осложнения, роды, состояние здоровья мамы;
  2. Генетика. Например, один малыш «щелкает» в уме математические задачки, как его бабушка, а другой изумительно рисует, как мама. Наследственный фактор влияет на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста;
  3. Занятия с чадом. Хотите развитого ребенка? Регулярно занимайтесь с ним! Малыш «разовьется» и без этого. Вопрос в том, насколько качественно;
  4. Образ жизни. Психологический климат в семье, режим дня, прогулки на свежем воздухе, достаточный сон, отношение мамы и папы к чаду, привычки отражаются на умственных способностях;
  5. Социальный фактор. Финансовое положение семьи, возможность водить дитя на развивающие занятия, дать хорошее образование. Если «развивашки» дорого для вас, – не беда. Занимайтесь дома. Такие занятия полезны для интеллектуального развития детей дошкольного возраста;
  6. Личностные особенности малыша. Играют роль характер, темперамент.

Усидчивые, любознательные детки любят учиться новому, лучше усваивают материал, чем гиперактивные непоседы.

Этапы формирования интеллекта

Начинается в период внутриутробного развития. Пик приходится на раннее детство, дошкольный и школьный периоды. Выделяют 4 этапа.

Этап 1: сенсомоторный интеллект. Кроха от рождения и до 2-х лет познает мир через движения и органы чувств. Понимает: его действия приводят к последствиям. Осознает, что он – автономен от окружающего мира. Оперирует конкретными предметами.

Этап 2: дооперациональный период. В возрасте от 2-х до 7-ми лет постепенно формируется «внутренний план». Ребята учатся использовать символы. Например, в игре в доктора в качестве термометра используют карандаш, корабль имитирует коробка. Некоторые виды опыта детки воспринимать еще не могут. Мышление эгоцентрично: ребенок не понимает, что есть другие мнения, точки зрения. С этим пониманием проходит эгоцентризм.

Этап 3: конкретные операции. Приходится на возраст с 7-ми до 11-ти лет. Ребята используют и логически манипулируют символами. Складывают несуществующих котят, классифицируют предметы. Понимают принцип обратимости операций и сохранения вещества (при разделении теста для лепки на комочки его количество не изменится). Дети не умеют обобщать. Задачи решают по отдельности.

Этап 4: формальные операции в развитии интеллекта детей. Ребята в возрасте 12-ти лет и старше мыслят абстрактно и конкретно. Мышление по аналогии, воображение, понимание метафор, способность прислушаться к мнению другого приходит в подростковом возрасте. Операции переходят во «внутренний план»: для мышления не нужна связь с реальными предметами, событиями.

Способы развития интеллектуальных способностей детей

Мечтаете о светлом будущем для чада? Хотите оформить его в престижный лицей? Повышаете его шансы на успешную жизнь – развивайте с пеленок.

Вот несколько рекомендаций по развитию интеллекта детей.

Учитывайте возраст крохи. Предлагайте соответствующие игры. Подбирайте их с учетом текущего развития и возможностей дитя. Игрушки должны быть «с запасом»: чуточку сложнее, чем сын или дочка может сделать сегодня.

Читайте также:  Презентация на тему развитие ребенка до года

Подходите к задаче комплексно. При интеллектуальном развитии ребенка психология рекомендует развивать логику, память, внимательность, аналитические способности, коммуникативные навыки, речь. Не зацикливайтесь на одном. Вместе с тем акцент делайте на доминирующий тип интеллекта.

Чередуйте умственную и физическую активность. Не зацикливайтесь на умственном развитии – физическое не менее важно.

Не делайте развитие интеллекта самоцелью. Не превращайте жизнь малыша в рутину развивающих занятий. Не лишайте его детства.

Игры и упражнения для развития интеллекта

Начинайте развивать младенца с 6-ти месяцев. Предлагайте игрушки из разнотекстурных материалов, деревянные кубики.

Тренируйте моторику. Позвольте крохе запустить пальчики в мисочку с песком, крупой, фасолью, водой. Согласно системе развития интеллекта ребенка Монтессори, разные тактильные ощущения идут на пользу развития мозга.

Разговаривайте с малышом. Показывайте и называйте предметы вокруг него. Чем больше вы будете говорить с ним, тем быстрее он начнет говорить сам.

Ближе к 8-ми месяцам предложите сортер, классическую пирамидку. Идеально, если в год кроха будет ее собирать.

Читайте сказки, слушайте хорошую музыку (классику, детские песенки, потешки), рисуйте пальчиковыми красками, раскрашивайте водные раскраски, лепите из пластилина и теста. Это новый опыт, расширение кругозора, работа с разными текстурами запускает речь.

С 1-го года до 3-х лет необходимы развивающие игры. Их великое множество. Вот примеры игр must have:

  • пазлы: сначала на 2, 3, 4 части, с возрастом количество фрагментов увеличивайте до 100;
  • рамки-вкладыши: выбирайте с учетом интересов малыша (машинки, животные);
  • мозаика: выбирайте простую, с пятиугольными гвоздиками – их проще всего захватить пальчиками;
  • сортеры: геометрические фигуры.

Время активно взяться за формирование речевых навыков. Помогут пособия. Например, «Альбом по развитию речи» С. Батяевой. Шикарное издание, его очень любят дети.

Отличные результаты дает изучение виммельбухов: они расширяют кругозор, пополняют пассивный словарь, тренируют внимание, память, усидчивость, логическое мышление.

В 1,5 – 2 года подключайте, дощечки Сегена, квадраты Никитина (там 3 уровня), лото, домино, лабиринты, цилиндры Монтессори.

В 3 года предложите шарик орбо, тетрис, геометрические пирамидки – полезные и интересные игрушки. После 3-х лет предлагайте головоломки: катамино, танграм, а позднее – легкие задачи, загадки, обсуждение по картинке. Малыш учится рассуждать, делать выводы.

Разговаривайте с ребенком с первых дней жизни. Особенно актуально развитие речи в возрасте 4 – 6 лет. Совершенствуйте ее, ставьте звукопроизношение.

Развивайте любознательность, формируйте у чада самоуважение, адекватную оценку своих сил, достоинств и недостатков, принятие себя – развивайте эмоциональный интеллект. Помните: самооценку вы успели сформировать намного раньше. Поэтому растите дитя в любви, уважении и принятии с рождения. Говорите слова любви, какой он красивый и умный.

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Предлагайте игры с 4-х – 5-ти лет.

Сложи узор. Материал: счетные палочки, мозаика. Это недорогая альтернатива кубикам Никитина. Задание: сложить узор по примеру.

Выйди из лабиринта. Используйте альбомы с нарисованными лабиринтами разной сложности. Просите малыша находить из них выход.

Чего не хватает? Материал: изображения предметов с недостающими деталями (кот без хвоста, машина без колеса). Задание: указать и назвать, чего не хватает.

Повтори мелодию. Простучите костяшками пальцев по столу короткую простую мелодию, попросите повторить ее.

Съедобное – несъедобное. Вы бросаете крохе мяч и одновременно называете слово. Он ловит мяч и говорит, съедобное это или нет.

Ухо или нос? Делайте упражнение вместе. Говорите «ухо» – оба дотрагиваются до уха, «но» – до носа. Потом специально «ошибитесь». Отлично, если малыш не повторит за вами, сделает правильно.

Запомни рисунок. Материал: сюжетная картинка. Достаточно сложная, детализированная. Малыш рассматривает рисунок. Вы его убираете и просите рассказать, что на нем изображено, вспомнить максимум деталей. Другой вариант: вы задаете вопросы по сюжету – малыш отвечает.

Добавь прилагательное. Называете простую фразу. Просите малыша повторить ее, добавить прилагательные. Пример: это елка – это зеленая елка – это зеленая новогодняя елка – это зеленая новогодняя елка с красивыми шариками.

Что изменилось? Материал: игрушки (4 – 5 штук). Задание: просите чадо отвернуться и меняете местами, добавляете или убираете одну игрушку. Просите малыша повернуться и сказать, что поменялось.

Мы предложили базовые упражнения по развитию интеллекта детей. По аналогии вы можете придумать вариации и разнообразить занятия с маленьким учеником.

Вывод

У людей с высоким IQ больше шансов стать успешными, финансово обеспеченными, построить карьеру. Желаете вашему чаду быть в их числе? Развивайте его с пеленок. Подходите к процессу комплексно, разумно. Занятия – это радость, позитив. Не превращайте их в повинность, обязаловку.

Учитывайте способности, темперамент, готовность малыша, не требуйте от него невозможного. Ваша цель – вырастить умного и гармоничного человека, а не поставить рекорд Гиннесса. Помните об этом.

Источник