Интеллектуального и чувственного опыта в развитие ребенка
Александр Орлов , психолог, детский психолог, онлайн-консультант
Интеллект объединяет способности, необходимые людям, чтобы познавать мир вокруг нас, обучаться и благодаря этому находить решения любых задач и проблем: от выбора одежды по погоде до открытия жизни на других планетах. Восприятие, память, внимание, мышление и воображение — это составные части интеллекта, который также тесно связан и с эмоциями (эмоциональный интеллект).
Но с чего все начинается? С ощущений, которые мы получаем с помощью пяти физических чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Вот главные инструменты познания ребенка, чей ум еще только на пути к понятиям, абстрактным концепциям и другим элементам логического мышления. Более того, острый ум начинается с острых чувств, а их необходимо развивать осознанно. Хотя они и даны нам с рождения и действуют автоматически, но постепенно становятся едва слышны в сознании.
Детство — лучший период накопления чувственного опыта ощущений и представлений, позволяющий уже дошкольнику делать свои первые открытия, а подросткам и взрослым использовать натренированные чувства как преимущество в обучении, профессиональной и творческой деятельности, и не только.
Если вы решили обратить внимание на развитие осознанного восприятия у ребенка, оценив пользу, которое оно приносит, то вот несколько рекомендаций, как это сделать, от детских психологов Сьюзан Свит и Бренды Майлз:
Осознанный вкус
При осознанном вкусе вы отмечаете вкусовые тонкости еды, а не просто прожевываете и проглатываете одно блюдо, чтобы перейти к другому. Завтракая, обедая или ужиная вместе с ребенком сделайте паузу и выполните следующие шаги. Подержите пищу во рту в течение нескольких секунд, прежде чем начать жевать, почувствуйте ее вкус. Затем не спеша прожуйте и только потом проглотите.
Наслаждайтесь едой, обратите внимание на ее вкус, текстуру, температуру. Попробуйте описать их, используя различные слова — хрустящий, гладкий, кремовый, горький и другие. Попробуйте сделать это с продуктами, которые вам нравятся и с теми, что не очень. Дегустируйте разные варианты одной и той же еды — например, несколько сортов яблок. Подключите все свои ощущения: рассмотрите внешний вид, ощупайте, вдохните запах. Послушайте звук, который получается, когда вы кусаете яблоко.
Осознанное зрение
Практиковать осознанное зрение просто: попробуйте описать то, что находится вокруг вас. Спросите ребенка, что он видит, когда вы гуляете в парке или едете в автомобиле. Попробуйте найти предметы определенного цвета, размера или формы. Или запечатлейте интересные детали увиденного на камеру смартфона. Нарисуйте вместе то, что вы видите. Экспериментируйте со смешиванием цветом, пока результат не удовлетворит вас и не станет максимально похож на цвет реальной вещи. Наблюдайте за облаками и отгадывайте, на что они похожи, следите за тем, как капли дождя скользят по стеклу и сливаются вместе и еще многое другое.
Осознанное осязание
Спросите у ребенка, сидящего на стуле, каким он его ощущает. Этот стул удобный? Он твердый или мягкий? Попробуйте мысленно сканировать тело с головы до ног, отмечая все, что чувствуете кожей. Комфортная ли одежда? Тесная ли обувь? Для маленьких детей будет полезна игра «угадай наощупь». Спрячьте несколько вещей в бумажном пакете и попросите ребенка отгадать их, ощупав одной или двумя руками. Или отправьтесь на поиски сокровищ по дому, отыскивая все мягкие или твердые, гладкие или шероховатые, округлые или угловатые вещи. Принимая ванну или душ обращайте внимание ребенка: вода холодная или горячая? Каким ощущается мыло в руках? А полотенце: оно мягкое и приятное? Помните, что вокруг всегда много возможностей для развития осознанного осязания и большинство из них можно превратить в интересные игры.
Осознанное обоняние
Обсудите запахи, которые нравятся и не нравятся вам и ребенку. Какими словами он бы описал их? Испеките вместе что-нибудь вкусное и обратите внимание на аромат в доме. Выйдите на улицу, а затем вернитесь и вновь ощутите чудесный запах выпечки. Играйте в игры с запахом: попросите ребенка закрыть глаза и отгадать запахи ванили, уксуса, кофе или какао. Получается ли у него это сделать? Какой запах его любимый?
Осознанный слух
Попросите ребенка закрыть глаза и послушать звуки вокруг. Какие он смог назвать? Пусть снова закроет глаза и прислушается: есть ли что-то, что он пропустил в первый раз? Научитесь концентрироваться на конкретных звуках. Например, слушая музыку, попробуйте выделять ее различные элементы, такие как вокал или ударные, сосредоточившись на них. Имитируйте различные звуки с маленькими детьми или ищите предметы, которые издают похожие звуки, ведь большинство обычных вещей на самом деле музыкальны.
Способность воспринимать и познавать мир с помощью всех доступных чувств — это прочный фундамент для развития высокого интеллекта ребенка. И это лучший аргумент, чтобы отключить «автопилот» и начать осознанно видеть, обонять, осязать, чувствовать на вкус и слышать большой мир вокруг нас.
Еще больше полезных советов на портале «Психология эффективной жизни».
А после подписки на сайте psy.systems каждый месяц совершенно бесплатно вы будете получать журнал с интересными и актуальными статьями — присоединяйтесь к нашему сообществу умных и активных людей!
Источник
Елена Дурнова
Развитие эмоционально — чувственного опыта у детей через театрализованную деятельность
Чем театр так хорош?
Здесь ты в сказку попадёшь!
Здесь верят в волшебство,
Здесь дружат с чудесами!
Все сказки наяву
Приходят в гости сами!
Воспитатель МДОУ детский сад № 19 «Золушка» Дурнова Елена Юрьевна
Образование:
среднее специальное – Тамбовское педагогическое училище № 2 (1998 год)
Педагогический стаж:
15 лет
Квалификация:
II категория, 12 разряд
«Все дети, решительно все, рождаются талантливыми в той или иной области искусства. Бездарность ребёнка всегда результат воспитания, точнее же результат отсутствия воспитания, отсутствия заботы о нём».
/П. Антокольский/
Развитие эмоционально-чувственного опыта детей – это неотъемлемая составная часть развития психического здоровья и общего развития детей. Гармоничное формирование и развитие детей дошкольного возраста является важнейшей социальной задачей нашего общества.В последнее время происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растёт сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих изменений развитию эмоциональной сферы не всегда уделяется достаточное внимание.
Начиная работать в детском саду, я заметила, что у детей часто преобладает агрессивное, тревожное, гиперактивное, ни к чему хорошему не приводящее, состояние. Детям на занятиях не всегда интересно, не всегда они активно выполняют определённые задания, скорее всего, чисто механически, быстро, не задумываясь о результате.
Существует несколько противоречий в эмоционально-личностном развитии детей:
– между пониманием педагогами, родителями, психологами важности развития эмоционально-чувственного опыта у детей и недостаточным уровнем знаний у взрослых законов возрастной психофизиологии, психологических и эмоциональных проблем ребёнка, неумением оказать помощь детям в проблемных ситуациях, нехваткой времени у родителей на внимание к детям, на сочувствие, дети становятся замкнутыми, равнодушными, даже жестокими;
– между необходимостью раскрытия творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей, развития у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развития у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения и загруженностью современного мира техникой (телевизоры, компьютеры и т. д., которые своими ненормированными играми, передачами, фильмами ужесточают поведение ребёнка, искажают его мировоззрение).
Из всего этого вытекает психологическая напряжённость в отношениях взрослых с детьми, детей со сверстниками и малышами.
Большинство детей дошкольного возраста проводят основную часть своей жизни в детском саду. Именно здесь для ребёнка расширяется сфера его деятельности, растёт круг интересов, осваиваются новые социальные отношения. Наблюдая за деятельностью детей, я постоянно думала как можно ненавязчиво и просто объяснить детям о том, как нужно вести себя в той или иной ситуации, как правильно показать детям выход из сложных ситуаций. Я часто возвращалась в своё детство и думала, а как же воспитывали меня, моего брата, где та ниточка, за которую нужно потянуть. И тут я заметила, что дети с интересом слушают сказки, решают как поступил герой. И я поняла, что не зря наши предки посвящали вечерние часы сказкам. Слушая сказки, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций». Каждое литературное произведение для детей всегда имеет нравственную направленность. Ни один ребёнок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, даёт возможность за 15-20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Это уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни. Именно поэтому многие педагоги утверждают о педагогических, психологических и медитативных возможностях сказки, ставя её в ряд с самыми эффективными способами воспитательной работы с детьми.
В науке существует целая концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными и российскими учёными. На сказках апробируются психологические приёмы, позволяющие смягчить поведенческий негативизм у ребёнка. Через сказку ребёнок может понять законы мира, в котором он родился и живёт. Он становится мудрее, добрее, проникаясь народной мыслью и словом.
Актуальность этой проблемы и обусловила выбор темы для моей аттестации, для обобщения опыта работы по данной проблеме.
Начиная эту сложную работу, я поставила перед собой цель – развить у детей эмоционально-чувственный опыт детей.Для этого были определены следующие методические задачи:
– изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
– изучить особенности эмоционального развития дошкольников;
– провести диагностическую работу по выявлению уровня эмоциональной активности детей в речевом развитии, при выполнении образно-выразительных движений, в различных видах театрализованной деятельности;
– подобрать материал по коррекционно-развивающей работе по проблеме;
– выявить наиболее оптимальные методы работы с детьми, родителями по развитию эмоционально-чувственного опыта у детей.
Методологической основой опыта работы являются разработки таких авторов,как: Алябьева Е. А., Маханёва М. Д., Антипина А. Е., Кряжева Н. Л. и другие методические разработки занятий, досугов и т. д.
Для решения поставленных задач использовались разнообразные методы:
– теоретическое исследование и анализ педагогической, методической литературы;
– наблюдение за детьми в различных видах деятельности;
– беседы и консультации с родителями;
– анкетирование родителей для выявления их знаний о развитии ребёнка;
– использование игр и упражнений для развития эмоциональной сферы детей, развития чувства эмпатии и т. д. ;
– тематическое перспективное планирование и интеграция различных видов деятельности.
В работе с детьми были определены следующие задачи:
– развитие у детей эмоционального познания социального мира;
– развитие умения свободно и раскрепощено держаться при выступлении, развитие коммуникативных способностей;
– развитие умения использовать вербальные и невербальные средства выражения эмоций, эмоциональных состояний;
– развитие художественного вкуса;
– развитие индивидуальных творческих способностей;
– развитие фантазии, воображения, памяти;
– развитие умения поставить себя на место другого, пережив эмоциональное состояние этого человека или героя, т. е. развитие чувства эмпатии;
– активизация словаря детей, развитие интонационного строя речи, диалогической речи, выразительности речи.
Гипотеза моей работы, исходя из выше сказанного, стало такое предположение, что если в работе с детьми постоянно использовать игры, упражнения, задания по различным сюжетам сказок и литературных произведений, использовать такие виды театрализованной деятельности как: просмотры кукольных спектаклей, игры-драматизации, инсценировки; различные виды театра (театр теней, пальчиковый театр, картонажный театр, театр ростовых кукол, просто кукольный театр для рук, настольный театр и т. д.) в определённой системе, то это будет способствовать развитию у детей положительного эмоционально-чувственного опыта.
Практическая значимость работы состоит в разработке определённой системы по развитию эмоционально-чувственного опыта у детей через театрализованную деятельность и применение этой системы в работе с детьми и родителями. Изучив определённые материалы по данной проблеме, мы вместе с напарницей приступили к плодотворной работе.
Вся работа проводилась в несколько этапов.
I этап работы – Диагностический (сентябрь 2005-2006 учебного года). На данном этапе содержание работы заключалось в анализе состояния воспитательно-образовательного процесса по проблеме «Развитие эмоционально-чувственного опыта у детей через театрализованную деятельность»; выявление и формулировка противоречий по теме; анкетирование родителей; наблюдение за деятельностью детей, за их взаимоотношениями со взрослыми, со сверстниками; диагностика уровня эмоциональной активности детей в различных видах деятельности.Для этого было проведено несколько мероприятий: разработаны анкеты для родителей, диагностические карты, проанализирована работа с родителями по данной проблеме.
II этап работы – Прогностический (1 половина октября 2005-2006 учебного года). На данном этапе содержание работы заключалось в разработке перспективных планов работы с детьми в режимных моментах, на занятиях, плана работы кружка «Сказка в гости к нам пришла»; в постановке цели, задач; формулировании гипотезы; предусматривались возможные потери, ущерб, продумывались негативные последствия.
III этап работы – Организационный (2 половина октября 2005-2006 учебного года). На данном этапе проходила в определённой системе. Сначала была организована определённая предметно-развивающая среда:
– оформление группы;
– подбор и изготовление дидактических игр по развитию эмоциональной сферы, через театрализацию;
– приобретение игрушек, оборудования, готовых игр для дальнейшей работы по проблеме;
– оформление уголка ряженых, книжного уголка, уголка уединения и т. д.
Далее была подобрана специальная методическая литература, яркие и красочные книги для детей. Подобран материал для работы с родителями в определённой системе.
IV этап работы – Практический (с ноября 2005-2006 учебного года по март 2007-2008 учебного года). На данном этапе проходила апробация программ по развитию эмоциональной сферы детей через театрализацию, т. е. интеграция различных видов деятельности с элементами театрализации. В начале и в конце каждого учебного года проводился мониторинг по отслеживанию результатов работы и корректировке планов в связи с возникающими проблемами. Проводились педагогические советы в виде дискуссии, в виде деловой игры, родительские собрания по данной проблеме. С детьми проводились занятия с использованием элементов театрализации, а также специальные тематические дни и недели.
V этап – Обобщающий (март 2008 года). Здесь проходила обработка данных, соотнесение результатов работы с поставленными целями; анализ и интерпретация всех результатов; оформление и описание хода, результатов работы; обобщение и теоретическое осмысление данных; подготовка и формулировка выводов на основе результатов.
Проанализировав все этапы работы по проблеме формирования у детей эмоционально-чувственного опыта через театрализованную деятельность,был сделан следующий вывод:
прослеживая уровень развития эмоциональной активности детей в различных видах театрализованной деятельности на примере детей одной группы на протяжении 3 лет (2007-2008 у. г., 2008-2009 у. г., 2009-2010 у. г.) было выявлено, что
высокий уровень в конце учебного года составил:в 2007-2008 у. г. – 47%, в 2008-2009 у. г. – 49,6%, в 2009-2010 у. г. – 68,3%
низкий уровень в конце уч. г.составил:
в 2007-2008 у. г. – 11%, в 2008-2009 у. г. – 4,7%, в 2009-2010 у. г. – 0%
Прослеживается чёткая тенденция повышения показателей высокого уровня развития эмоциональной активности детей в различных видах театрализованной деятельности за 3 года с 47% до 68,3% на 21,3% и снижение показателей низкого уровня с 11% до 0%.
Анализируя результаты работы по данной проблеме, мы видим, что развитие положительного эмоционально-чувственного опыта у детей всё-таки зависит от нас взрослых, от того, какими методами мы будем формировать этот опыт, как мы будем относиться к детям, так и они будут относиться к нам и окружающему миру. Главное чтобы это формирование не было искажённым и соответствовало моральным и этическим правилам нашего общества, опыту, накопленного нашими предками и которое очень хорошо зафиксировано в простых казалось бы истинах народного творчества – сказках, литературных произведениях более современных авторов позапрошлого, прошлого и нынешнего веков. «Рукописи не горят» говорится вот уже на протяжении многих веков. Необходимо передавать опыт предков через доступные для детей формы.
Источник
воспитатель
вторая квалификационная категория
МБДОУ № 24
РАЗВИТИЕ ЧУВСТВЕННОГО ОПЫТА МАЛЫШЕЙ В ПРОЦЕССЕ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ
Сенсорное воспитание – основа умственного развития ребенка. Оно создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Сенсорное воспитание направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.
Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятий формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходства и различия между ними.
Знания, получаемые словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны, порой весьма фантастичны, а это означает, что нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащении впечатлениями, приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Они поддерживаются теми знаниями, которые дети получают об окружающей действительности, о свойствах вещей и явлений.
Воспринимать предмет, значит, выполнить с ним определенное практическое действие (пощупать, услышать и т. д.). Восприятие предмета нужно организовать так, чтобы оно было активным процессом и включало в себя систему действий по обследованию предмета и определению его свойств. При этом дети учатся ориентироваться в окружающем мире, а также постепенно выделять и называть все большее количество признаков каждого предмета. Это и есть та аналитическая мыслительная деятельность ребенка, которая учит глубже вглядываться в окружающие предметы и явления и учит самостоятельно ориентироваться в жизни.
Виды сенсорного воздействия на человека (стороны сенсорного развития):
1. Для зрительных представлений:
а) различение и называние цвета, их оттенков и смешения;
б) пространственные положения и направления (вверх, вниз, далеко – близко, слева-справа);
в) форма предметов и сравнение между собой (по величине, порядку размещения, расстоянию).
2. Ориентировка во времени: связана с временными понятиями:
(вчера, сегодня, завтра) и осознанием последовательности и продолжительности времени (час, минута, секунда).
3. Для слуховой чувствительности:
а) различие звуков в повседневной жизни;
б) развитие речевого слуха;
в) развитие музыкального слуха (длительность, высота, громкость, тембр звука).
4.Тактильная чувствительность: умение ощущать качество предметов и правильно их различать и называть (например, шершавость, плотность).
5. Обонятельные ощущения: определение оттенков запахов.
6. Вкусовые ощущения: умение осознавать и различать оттенки вкуса (сладкий, горький, кислый, соленый).
По мере накопления чувственного опыта, круг сенсорных представлений становится шире. Сенсорными считаются те игры, которые помогают детям получить чувственные ощущения: зрительные и слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Такие формы познания как – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Использование дидактических игр в общем процессе сенсорного воспитания ребенка делает данный процесс более эффективным.
В своей работе с детьми я использую эффективный прием, когда то или иное понятие связывается в представлении малыша с реальным предметом, для которого данный признак является характерным (предмет округлой формы – «мяч», прямоугольный брусок – «кирпичик», треугольная призма – «крыша», красный предмет – «помидор», «ягодка», желтого – «цыпленок», «лимон», оранжевого – «апельсин»). Также я упражняю малышей в группировке однородных предметов по одному из сенсорных признаков: величине, цвету или форме. Большое внимание уделяю развитию мелкой моторики пальцев. Здесь применяю игры с мелкими игрушками «киндер сюрпризами», откручивание и закручивание пробок на бутылках, флаконах, собирание семян кукурузы, фасоли. Особый интерес вызывают у малышей различные игры с пальчиками, сопровождающиеся стихотворными текстами, гимнастика для рук, подражание различным животным. Ну и, конечно же, дети с удовольствием играют в развивающей зоне с играми различного содержания, а именно:
· На восприятие цвета:
«Собери букет в вазу»;
«Собери цветок» (розы, ромашки, василька);
«Найди пёрышки для петушка»;
«Что растет на дереве»;
«Парные картинки»;
«Волшебная палитра»;
«Наряди куклу»;
«Что бывает такого цвета?»
· На восприятие формы:
«На что похоже»;
«Почини одеяло»
· Развитие мелкой моторики рук:
«Зашнуруй ботинок»;
«Матрешка» (застегивание пуговиц).
Развитие чувственного опыта малышей в процессе сенсорного воспитания
осуществляю в тесном сотрудничестве с родителями, используя такие формы работы как: консультации, родительские собрания, круглый стол, заседание школы «Азбука для мам». Подробно рассказываю родителям о содержании работы по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, а также о том какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков. Оформляю выставки дидактических игр и игрушек, способствующих закреплению сенсорных эталонов. Объясняю взрослым, как играть с детьми в эти игры, какие игрушки и дидактические игры можно приобрести, или сделать вместе с ребенком, как оформить игровой уголок дома. Итогом нашей совместной работы стало издание сборника дидактических игр и пособий для развития сенсорных способностей детей раннего возраста.
И в заключении хочу сказать, значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Это постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человечеством. Видный отечественный ученый Н. М. Щелованов называл ранний возраст золотой порой сенсорного воспитания.
1.
Уважаемые коллеги, представляю опыт работы «РАЗВИТИЕ ЧУВСТВЕННОГО ОПЫТА МАЛЫШЕЙ В ПРОЦЕССЕ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ»
2.
Сенсорное воспитание – основа умственного развития ребенка. Оно создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Сенсорное воспитание направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.
Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятий формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходства и различия между ними.
Знания, получаемые словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны, порой весьма фантастичны, а это означает, что нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащении впечатлениями, приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Они поддерживаются теми знаниями, которые дети получают об окружающей действительности, о свойствах вещей и явлений.
Воспринимать предмет, значит, выполнить с ним определенное практическое действие (пощупать, услышать и т. д.). Восприятие предмета нужно организовать так, чтобы оно было активным процессом и включало в себя систему действий по обследованию предмета и определению его свойств. При этом дети учатся ориентироваться в окружающем мире, а также постепенно выделять и называть все большее количество признаков каждого предмета. Это и есть та аналитическая мыслительная деятельность ребенка, которая учит глубже вглядываться в окружающие предметы и явления и учит самостоятельно ориентироваться в жизни.
3.
Виды сенсорного воздействия на человека представлены на слайде
По мере накопления чувственного опыта, круг сенсорных представлений становится шире. Сенсорными считаются те игры, которые помогают детям получить чувственные ощущения: зрительные и слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Такие формы познания как – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Использование дидактических игр в общем процессе сенсорного воспитания ребенка делает данный процесс более эффективным.
4.
В своей работе с детьми я использую эффективный прием, когда то или иное понятие связывается в представлении малыша с реальным предметом, для которого данный признак является характерным (предмет округлой формы – «мяч», прямоугольный брусок – «кирпичик», треугольная призма – «крыша», красный предмет – «помидор», «ягодка», желтого – «цыпленок», «лимон», оранжевого – «апельсин»). Также я упражняю малышей в группировке однородных предметов по одному из сенсорных признаков: величине, цвету или форме. Большое внимание уделяю развитию мелкой моторики пальцев. Здесь применяю игры с мелкими игрушками «киндер сюрпризами», откручивание и закручивание пробок на бутылках, флаконах, собирание семян кукурузы, фасоли. Особый интерес вызывают у малышей различные игры с пальчиками, сопровождающиеся стихотворными текстами, гимнастика для рук, подражание различным животным. Ну и, конечно же, дети с удовольствием играют в развивающей зоне с играми различного содержания.
5.
· На восприятие цвета: «Волшебные бусинки», «Собери цветок», «Найди пёрышки для петушка», «Что растет на дереве», «Парные картинки», «Волшебная палитра»,«Наряди куклу»,
«Что бывает такого цвета?».
6.
· На восприятие формы: «На что похоже», «Почини одеяло», «Вкладыши», «Волшебный мешочек».
7.
· Развитие мелкой моторики рук:
«Зашнуруй ботинок», «Матрешка», «Поймай лягушонка», «Веселые прищепки», «Колючая семейка» и другие.
8.
Развитие чувственного опыта малышей в процессе сенсорного воспитания
осуществляю в тесном сотрудничестве с родителями, используя такие формы работы как: консультации, родительские собрания, круглый стол, заседание школы «Азбука для мам». Подробно рассказываю родителям о содержании работы по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, а также о том какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков. Оформляю выставки дидактических игр и игрушек, способствующих закреплению сенсорных эталонов. Объясняю взрослым, как играть с детьми в эти игры, какие игрушки и дидактические игры можно приобрести, или сделать вместе с ребенком, как оформить игровой уголок дома. Итогом нашей совместной работы стало издание сборника дидактических игр и пособий для развития сенсорных способностей детей раннего возраста.
9.
И в заключении хочу сказать, значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Это постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человечеством. Видный отечественный ученый Н. М. Щелованов называл ранний возраст золотой порой сенсорного воспитания.
10.
Спасибо за внимание!
Источник