Интеллектуальное развитие ребенка задания упражнения

Интеллектуальное развитие ребенка задания упражнения thumbnail

В начальной школе интеллектуальное
развитие ребенка часто остается без внимания.
Это связано с несколькими причинами. Во-первых,
доминирующей деятельностью является усвоение
знаний и умений, что предполагает решение задач,
которые всегда имеют готовое решение. Дети
привыкают решать задачи на основе уже выученного
правила, они не могут действовать
самостоятельно, чтобы найти новый способ
решения. Во-вторых, постоянное решение типовых
задач обедняет личность ребенка. Дети привыкают
оценивать себя, свои возможности только через
успешное или неуспешное решение типовых задач,
решение которых зависит от степени усвоения
определенных знаний. Это приводит к тому, что
самооценка ребенка зависит только от прилежания
и старательности в освоении новых знаний и
правил, а не от сообразительности,
оригинальности и выдумки.

В связи с названными причинами,
развитие и коррекция интеллектуальных
способностей у детей младшего школьного
возраста является одной из важных задач работы
психолого-педагогического состава школы.

В качестве примера можно предложить
несколько игровых упражнений, проведение
которых возможно на классных часах, разминках
перед занятиями и т.п.

Упражнение “Загадки”

На одном берегу – цыплята, а на другом – утята.
Посередине островок. Кто быстрее доплывет до
островка?

Мама несет тяжелые сумки. Дочка говорит:

– Мамочка, давай я тебе помогу. Я понесу сумки, а
ты возьми меня на ручки.

Поможет ли девочка маме? Почему?

Девочку Лену спросили:

– У тебя есть сестра?

– Есть.

– А у твоей сестры есть сестра?

– Нет, – ответила Лена.

А как ты думаешь?

Дети в лесу собирали шишки. У мальчиков были
большие ведерки, красные, без дна. А у девочек
маленькие, зеленые. Кто больше соберет шишек?

У девятилетнего мальчика была кошка с коротким
хвостом. Она съела мышку с длинным хвостом, а
мышка проглотила соломинку вместе с зернышком.
Сколько лет мальчику, у которого была кошка?

У стола четыре угла. Если один угол отпилить,
сколько углов останется?

Задания на подключение предметного
(житейского) опыта детей.

Задание 1. Назовите изображённые на рисунке
геометрические фигуры. Найдите лишнюю фигуру и
объясните, почему она лишняя.

Задание 2. С какой цифры начинается запись
чисел?

14 18 111 19 10 100

Задание 3. Как называется данная фигура? Почему
она получила такое название?

Задания на выделение существенных признаков
понятия

Задание 1. Прочитайте слова в скобках.
Подчеркните те слова, которые являются наиболее
существенными для данного предмета.

А) БОЛЬНИЦА (сад, врач, помещение, радио, больные)

Б) ШКОЛА (здание, ученики, мел, доска, буквы)

В) РЕКА (вода, берег, рыба, рыболов, тина)

Г) КНИГА (картинка, слово, бумага, читатель,
библиотека)

Д) СПОРТ (медаль, стадион, победа, соревнование,
музыка)

Е) КОМПЬЮТЕР (экран, клавиатура, считает,
выполняет команды)

Ж) ПРИНТЕР (печатает, белый, бесшумный,
подключён к компьютеру)

Задание 2. Укажите предмет, характерным
признаком которого является:

А) Шкала с делениями.

Б) Выставление оценок и запись замечаний.

В) Прослушивание музыки.

Г) Просмотр фильмов.

Задание 3. Нарисуйте предметы, существенными
признаками которых являются следующие: круглый и
съедобный; круглый и несъедобный.

Задание 4. Чем отличается:

А) Окно от двери.

Б) Указка от карандаша.

В) Круг от овала.

Г) Лист берёзы от листа клёна.

Задание 5. Чем похожи слова каждой группы? Как
можно одним словом назвать каждую из
предложенных групп?

А) Шоссе, дорога, тропинка.

Б) Город, деревня, посёлок.

В) Сложение, деление, вычитание.

Задания, направленные на формирование
умений производить основные логические операции
над понятиями: обобщение, ограничение, деление и
определение

А)Задания на установление закономерностей.

Задание 1. Вставьте пропущенные числа:

А) 5, 15, _______, 35, _______, 55;

Б) 14, 24, _______, _________, 54;

В) 2, 12, 22, _______, _______, ________;

Г) 1,3, ________, ________, 9, ________;

Д) 2, 4, 6, ________, ________, ________;

Задание 2. определите закономерность
повторения фигур и дорисуйте
последовательности.

Задание 3. Какая из фигур должна стоять в пустой
клетке таблицы?

 

Задание 4. определите закономерность
повторения последовательности и нарисуйте эту
последовательность: дерево, куст, цветок, дерево,
куст, цветок…

Б) Задания на объединение и разделение объектов
по каким-либо признакам.

Задание 1. Назовите одним словом следующие
группы чисел:

А) 2, 4, 6, 8, …

Б) 1, 3, 5, 7, …

В) 2, 4, 7, 9, 5, 6, …

Г) 18, 25, 33, 48, 56, …

Задание 2. Перечислено несколько предметов. Как
их можно назвать одним словом?

А) Суп, гуляш, каша, кисель.

Б) Курица, гусь, утка, индейка.

В) Лошадь, корова, овца, свинья.

Г) Волк, лиса, медведь, заяц.

Д) Картофель, свекла, лук, капуста.

Е) Туфли, сапоги, кроссовки, тапочки.

Задание 3. Какое слово лишнее в каждой группе?
Вычеркните его. Назовите существенный признак
полученной группы. Дайте название каждой группе
слов.

А) Ель, сосна, кедр, берёза.

Б) Лук, огурец, яблоко, морковь.

В) Гриб, ландыш, ромашка, василёк.

Задание 4. Разделите следующие числа на две
группы: чётные, нечётные, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Задание 5. Разделите данные слова на группы по
количеству слогов: пенал, ваза, лампа, абажур,
перо, карандаш, тыква, парта, линейка, тетрадь,
стол, пол, ручка, молоток, корень. Сколько групп
получилось?

Задание 6. Впишите данные слова в
соответствующие столбцы таблицы: кукла, ботинки,
пенал, валенки, мяч, портфель, ручка, тапочки,
мишка, туфли, тетрадь, волчок, карандаш,
кроссовки, пистолет.

Читайте также:  Развитие ребенка 6 месяцев монтессори
ОбувьИгрушкиШкольные вещи
   
   
   
   
   

Задание 7. числа 1, 2, 3, 5, 8, 12, 16, 24, 35, 48 распределите
на две группы: однозначные и двузначные. В какой
строке таблицы распределены на группы правильно?

11,2,3,5,128,16,24,35,48
21,2,3,5,8,1612,24,35,48
31,2,3,5,812,16,24,35,48
42,3,5,812,6,16,24,35,48

Игровые развивающие задания и упражнения для
развития понятийного мышления.

Задание 1. Обобщение рядов конкретных понятий
при помощи родовых определений. Детям
предлагается обобщить несколько групп
конкретных понятий и назвать одним словом
следующие группы:

тарелка, стакан, кружка, блюдце;

стол, стул, диван, кресло, шкаф;

рубашка, платье, юбка, брюки;

тапки, валенки, сапоги, сандалии, туфли;

суп, каша, котлета, пюре;

берёза, липа, ель, сосна, осина;

воробей, голубь, ворона, синица, гусь, утка;

карась, щука, окунь, лещ.

Задание 2. Конкретизация понятий. Нужно назвать
предметы и явления, которые входят в более
широкие понятия. Можно спросить детей о
следующих категориях: деревья, животные, игрушки,
имена, мебель, обувь, овощи, одежда, посуда, птицы,
рыбы, фрукты, цвета, ягоды и т.д.

Задание 3. Обобщение рядов понятий более
широкого объёма. Ученикам даются для обобщения 5
групп понятий, и они должны рассказать, что
общего между названными категориями, чем схожи
те понятия, которые вошли в одну группу:

птицы, звери, рыбы;

деревья, травы, цветы, кустарники;

мебель, посуда, одежда;

часы, весы, градусники;

пожар, наводнение, ураган.

Задание 4. Классификация. Детям раздают 16
карточек с изображение птиц, рыб, посуды, мебели
– по 4 для каждой группы и просят разделить все
карточки на группы, чтобы в каждой были рисунки,
которые можно назвать одним словом. Затем
учащихся просят объединить получившиеся группы
в две, максимально похожие, и объяснить, почему
они так сделали.

Задание 5. Нужно сравнить пары объектов по
представлению, найти признаки различия и
сходства: одуванчик и ромашка; клубника и
земляника; ель и берёза; яблоня и клён; роза и
колокольчик; кошка и собака; курица и утка;
самолёт и чайка; животные и растения.

Задание 6. Ученики должны отгадать, какой
предмет спрятан, по его описанию. Для этого
необходимо подобрать какой-либо предмет или его
изображение. Не показывая детям, нужно описать
этот предмет: его форму, цвет, фактуру.

Задание 7. Игра “Что лишнее?”

Даётся группа понятий, из которых дети должны
выбрать лишнее и дать общее название остальным.
Игра возможна в двух вариантах: словесном и
наглядном.

В словесном варианте предлагаются группы по
четыре слова, необходимо выделить, какое слово
лишнее и не подходит к остальным, и как назвать
одним словом (или объяснить сходство) оставшиеся:

капуста, картошка, помидор, яблоко;

синий, красный, красивый, зелёный;

мама, человек, папа, сестра;

старый, дряхлый, маленький, ветхий;

берёза, сосна, клён, осина;

ботинок, нога, сапог, туфля;

зима, весна, лето, октябрь;

кисель, компот, лимонад, мороженое и т.д.

Задание 8. Игра “Спорщики”. Ученикам
предлагается поспорить с учителем. Какое бы
слово он ни произнёс, дети должны говорить ровно
наоборот и чем быстрее, тем лучше: белый-чёрный;
большой-маленький; быстрый-медленный;
весёлый-грустный; грязный-чистый;
открытый-закрытый; старый-новый; кричать-шептать;
ломать-чинить и т.д.

Задание 9. Игра “Плохо или хорошо?” Детям
предлагается некий объект(ситуация), и они должны
объяснить, в чём его положительная и
отрицательная сторона. Например, мороженое –
хорошо, потому что вкусно, плохо – потому, что
может горло заболеть.

Даются такие слова: дождь, телевизор, конфета,
собака, цветы, комары, бегать, заболеть, лук,
ветер, кошка, компьютер, музыка, нож, огонь, солнце
и др.

Задание 10. Игра “Слова – накладки”.

Ученики придумывают слова – накладки, затем
выбирают самое смешное или оригинальное слово,
объясняя, почему они так думают.

Можно предложить такие задания:

комар + марка = комарка;

зебра + ракушка = зебракушка;

дерево + ворона = дереворона и т.д.

Упражнения для развития мыслительных операций
анализа и синтеза

Задание 1. “Анаграмма”

Составить слова, переставив буквы:

АЛИГ –

ЕОСЛ –

ОТЛЕ –

Задание 2. “Зашифрованное слово”

Составить слово из первых слогов, данных слов:

КАША
РЕКА
ТАРЕЛКА
Задание 3. “Эхо”

Составить слова, отделив первые буквы от данных
слов:

ШМЕЛЬ –

МУХА –

РОСА –

Задание 4. “Зашифрованное слово”

Составить слово из первых слогов, данных слов:

МОЛОКО
НЕВОД
ТАРАКАН

Задание 5. “Анаграмма” (спрятанное слово)

Составить слова, переставив буквы:

ОГОЛАВ –

АБАРН –
ОСОКЛ –

Задание 6.

Составить новые слова, исключив одну букву из
данных слов:

ПЛУГ –
ШАРФ –
КОРМ –

Задание 7.

Составить слово из вторых слогов, данных слов:

ЗМЕЯ

РАМА

Задание 8. “Занимательная лесенка”

Составить слова по данной модели.

Задание 9. “Змейка”

Составить слова по данной модели.

А _ _ _ _ _
_ А _ _ _ _
_ _ А _ _ _
_ _ _ А _ _
_ _ _ _ А _
_ _ _ _ _ А
_ _ _ _ А _
_ _ _ А _ _
_ _ А _ _ _
_ А _ _ _ _
А _ _ _ _ _

Упражнения на нахождение существенных
признаков предметов

Задание 1. Выделить два слова, наиболее
существенные для слова, стоящего перед скобками:

Лес (лист, деревья, яблоня, охотник, кустарник)

Река (берег, рыба, тина, вода, рыболов)

Задание 2. Спорт (стадион, оркестр, награда,
состязание, зрители)

Больница (сад, врач, радио, больные, помещение)

Задание 3.Пение (звон, голос, искусство, мелодия,
зрители)

Война (пушки, солдаты, сражения, аэроплан, ружья)

Упражнения – логические задачи

Задача 1. Иван Фёдорович – отец Марины Ивановны,
Коля – сын Марины Ивановны. Кем Коля приходится
Ивану Фёдоровичу?

Читайте также:  Что такое общее развитие ребенка

Задача 2. Мама, папа и я сидели на скамейке. В
каком порядке мы сидели, если известно, что я
сидел слева от папы, а мама – слева от меня?

Задача 3. Толя поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он
поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку.
Какую рыбу Толя поймал раньше других?

Можно ли сказать, какая рыба поймана последней?

Задача 4. Шли два отца и два сына, несли три
апельсина. Сколько апельсинов нёс каждый?

Задача 5. Меня зовут Толя. У моей сестры только
один брат. Как зовут брата моей сестры?

Задача 6. Коля выше Васи, но ниже Серёжи. Кто
выше: Вася или Серёжа?

Задача 7. К празднику ученики украшают здание
школы с четырех сторон 12 флажками. Их надо
расставить так, чтобы было по 4 флажка с каждой
стороны. Нарисовать ответ.

Задача 8. Термометр показывает три градуса
мороза. Сколько градусов покажут два таких
термометра.

Задача 9. Верёвку разрезали в шести местах.
Сколько частей получилось?

Задача 10. Когда гусь стоит на одной ноге, он
весит 3 кг. Сколько будет весить гусь, если он
встанет на две ноги?

Игры для развития функций мышления

Игра 1. Составление предложений.

Детям предлагается три слова, не связанные по
смыслу, например, “озеро”, “карандаш”,
“медведь”. Детям надо составить как можно
больше предложений, которые обязательно
включали бы в себя эти три слова (можно менять
падеж и использовать другие слова). Ответы могут
быть банальными (“Медведь упустил в озеро
карандаш”), сложными, с выходом за пределы
ситуации, обозначенной тремя исходными словами и
введением новых объектов (“Мальчик взял
карандаш и нарисовал медведя, купающегося в
озере”), и творческими, включающими эти предметы
в нестандартные связи (“Мальчик, тонкий, как
карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как
медведь”).

Игра 2. Исключение лишнего.

Предлагается любые три слова, например,
“собака”, “помидор”, “солнце”. Детям надо
оставить только те слова, которые обозначают в
чём – то сходные предметы, а одно слово
“лишнее”, не обладающее этим общим признаком,
исключить. Следует найти как можно больше
вариантов исключения лишнего слова, а главное –
больше признаков, объединяющих оставшуюся пару
слов и не присущих исключённому, лишнему. Не
пренебрегая вариантами, которые сразу же
напрашиваются (исключить “собаку”, а “помидор”
и “солнце” оставить, потому что они круглые),
желательно поискать нестандартные и в то же
время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого
ответов больше.

Игра 3. Поиск аналогов.

Называется какой – либо предмет или явление,
например, “вертолёт”.

Детям необходимо выписать как можно больше
аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по
различным существенным признакам. Следует также
систематизировать эти аналоги по группам в
зависимости от того, с учётом какого свойства
заданного предмета они подбирались. Например, в
данном случае могут быть названы “птица”,
“бабочка” (летают и садятся); “автобус”,
“поезд” (транспортные средства); “ штопор”
(важные детали вращаются) и др. Побеждает тот , кто
назвал наибольшее число групп аналогов.

Игра 4. Способы применения предмета.

Называется какой – либо хорошо известный
предмет , например, “книга”. Надо назвать как
можно больше различных способов его применения:
книгу можно использовать как подставку для
кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних
глаз бумаги на столе и т. д. Следует ввести запрет
на называние безнравственных, варварских
способов применения предметов. Побеждает тот,
кто укажет большее число различных функций
предметов.

Игра 5. “Ну-ка, отгадай!”

Класс делится на две группы. Первая группа
задумывает какой-либо предмет. Вторая группа
должна отгадать, задавая вопросы. На эти вопросы
первая группа имеет право отвечать только “да”
или “нет”. Дети из двух групп встают в две линии
напротив друг друга. Сначала задаёт вопрос
первый ребёнок из второй группы : “Оно живое?”.
Первый ребёнок из первой группы отвечает: “Да”.
Затем задаёт вопрос второй ребёнок из второй
группы: “Я его видел?”. Второй ребёнок из первой
группы отвечает: “Да”. И т.д. после угадывания
предмета группы меняются ролями.

Игра 6. “Определим игрушку”.

Дети приносят на игру какую-либо игрушку.
Выбирается водящий. Он выходит за дверь. Учитель
с ребятами придумывают какую-нибудь историю, в
которой главным персонажем является одна из
игрушек. Приглашается водящий. Ребята
рассказывают ему придуманную историю, не называя
главного персонажа, а заменяя его местоимениями
“он” или “она”. Ведущий должен показать
игрушку, являющуюся главным персонажем
рассказанной истории. Если водящий угадал
правильно, выбирается другой ведущий и игра
повторяется.

Источник

Задания и упражнения на развитие интеллектуальных и позновательных сособностей младших школьников

Задание1

hello_html_5b179a71.png

hello_html_m251ad618.jpg

Задание 2

Вставь пропущенные буквы. С какой буквы пишется первое слово предложения?

…етом Аня жила на даче. …днажды она нашла котёнка. …оттенок был маленький и худой. …ня кормила котёнка молоком.

Задание 3

Найди картинку, в названии которой столько же звуков, сколько в названии картинки, изображённой на карточке.

Задание 4

Впиши в кружки третью букву в названии каждой картинки. Кликни кнопкой мыши по выбранным буквам. Прочитай получившее слово.

Задание 5

Выбери картинку, в названии которой 5 звуков.

Задание 6

Найди картинку, в названии которой на один звук больше, чем в названии картинки, изображённой на карточке.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка в детском саду по речевому развитию

ИГРА В СЛОВА

1 задание

hello_html_m4c2b855b.png

2 задание

hello_html_m5ba13b17.png

3 задание

hello_html_634062c6.png

4hello_html_m643dd0c7.png задание

5 задание

hello_html_4bfce28a.png

6hello_html_m33d47bea.png задание

7hello_html_d01a7ab.png задание

hello_html_m470bcb36.png

8 задание

Кроссворды. Ребусы.

1

hello_html_1f9bb51d.jpg

2.

hello_html_m45d47134.jpghello_html_m38f72542.jpg3.

hello_html_m45d47134.jpghello_html_m4a00d78d.jpghello_html_m27879480.jpg5.

6.

hello_html_32ac6d66.jpg

5.

6.

7.

hello_html_32ac6d66.jpg

8.

hello_html_32ac6d66.jpg

hello_html_32ac6d66.jpg

9.

10.

hello_html_m54fe133c.jpg

1hello_html_m54fe133c.jpg1.

Дидактические игры.

Предлагаю несколько примеров дидактических игр, которые я активно использую в организации учебной деятельности первоклассников на протяжении многих лет своей работы.

Игра “Попугайчики” развивает слуховую память, способствует правильному произношению звуков, правильному дыханию, артикуляции. Учитель начинает игру словами:

Мы – не девочки, не мальчики,
Все сейчас мы – попугайчики.
Попугай, не зевай,
Вместе с нами повторяй.

Учащиеся повторяют за учителем стихи и скороговорки.

Хорошая игра для развития речи и памяти “Добавь следующее”. Ученик называет предмет и предает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет свое и т. д., например:

  1. Слон.

  2. Слон, тигр.

  3. Слон, тигр, лев и т. д.

Первое время детям под силу назвать по порядку только 2–4 слова, в конце года – уже 8–10 слов.
Игра “Кто у нас самый зоркий?” нацеливает на тренировку внимания и памяти, а игровые ситуации вовлекают в работу всех учащихся. Игра начинается со слов:

Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать.
В игре проверить можешь сам
Свое внимание к словам!

Задача детей: тщательно проверить написанное (предлагаются различные задания) и подчеркнуть все гласные (или мягкие, твердые, звонкие, глухие согласные), найти слово, в котором звуков больше, чем букв, или наоборот. Это обычные задания по тексту, но с игровым, несомненно, стимулирующим оттенком (кто же окажется зорким и увидит больше орфограмм?).

Внимание, наблюдательность и речь детей развивает игра “Художник”. Ребенок, взявший на себя роль художника, говорит следующие слова:

Нарисую я портрет,
Только чей – пока секрет.
Отгадайте, вас прошу я,
Чей портрет рисую?

Художник дает устный портрет кого-нибудь из детей: “У него светлые волосы, голубые глаза, веселая улыбка. На нем коричневая рубашка, синие брюки” и т. п., а учащиеся должны догадаться, о ком идет речь.

Игра “Составь меню для Робина-Бобина-Барабека” ценна тем, что она связана с процессом познания, догадкой, поиском, игрой ума. Дети отлично знают персонаж произведения С. Маршака Робина-Бобина, который “скушал 40 человек и корову, и быка, и кривого мясника”. Начинается игра со слов:
Изменился человек, Робин-Бобин-Барабек.

Ведь представьте-ка вы сами:
Ест он фрукты с овощами.
10 килограммов он
Вносит за день в рацион.
Что ж при этом он съедает?
Кто ж из вас скорей узнает?

На плакате изображены фрукты и овощи. Под каждым рисунком пример на табличное сложение или вычитание в пределах 10. Задача детей: решить примеры и подобрать их пары так, чтобы сумма ответов составила 10 (потому что в условии игры сказано, что Робин-Бобин может съесть за день 10 кг фруктов и овощей). Например, под рисунком капусты написан пример “8 – 3”, под рисунком моркови “7 + 1”, под рисунком яблока “3 + 2” и т. д. Значит один из вариантов ответа: РобинуБобину можно съесть капусту (в ответе 5) и яблоки (в ответе тоже 5), тогда в сумме получится 10.
Можно предложить детям не записывать выражения, а нарисовать схематично фрукт или овощ и в центре написать ответ.

Игру “Откроем замочек ключиком” я использую с целью знакомства с геометрическими фигурами и для развития внимания. У каждого учащегося ключик, на котором изображены геометрические фигуры (различные по цвету и по расположению). У меня несколько замочков с геометрическими фигурами. Дети подбирают к этим замочкам определенный ключик, который должен подойти правильным расположением геометрических фигур. В дальнейшем я модернизировала эту игру: вместо геометрических фигур на замочке расположила примеры, а на ключиках – ответы к этим примерам. Эта игра помогает в отработке вычислительных навыков.

С интересом принимается игра “Чудесный мешочек”. Обычно мешочек приносит кто-либо из сказочных героев. В этот мешочек я помещаю буквы с магнитами. Дети на ощупь отгадывают и называют букву. Поместив буквы на магнитную доску, составляют из них слова. Иногда даю дополнительное задание: произвести слого-буквенный анализ или придумать предложение с этим словом.

В игре “Разрезанные буквы” перед учащимися ставится задача не только составить слова, но и буквы из их частей. Слова я разделила на три степени сложности: из одного, из двух открытых слогов и из двух закрытых слогов. Для составления слов и слогов использую такую игру, как “Вращающиеся диски”. 3адача учащихся – вращая диски, подобрать к каждому слогу на левом диске слог с правого диска, чтобы получилось слово. Все полученные слова ребята записывают в тетрадь для печатания, используя при этом цветные авторучки.

Начиная игру “Определи курс движения самолета”, учитель обращается к детям: летчик-командир придумал для вас задание. Он наметил курс движения самолета из одного города в другие. Самолет должен лететь над городами в указанном порядке от меньшего номера города к большему. Номер каждого города зашифрован (записан) примером. Надо расшифровать номера городов и показать линиями, как двигался самолет. Я буду выполнять роль летчика-командира, а вы – роль летчиков-курсантов.

Источник