Интеллектуальное развитие ребенка в начальной школе

В начальной школе интеллектуальное
развитие ребенка часто остается без внимания.
Это связано с несколькими причинами. Во-первых,
доминирующей деятельностью является усвоение
знаний и умений, что предполагает решение задач,
которые всегда имеют готовое решение. Дети
привыкают решать задачи на основе уже выученного
правила, они не могут действовать
самостоятельно, чтобы найти новый способ
решения. Во-вторых, постоянное решение типовых
задач обедняет личность ребенка. Дети привыкают
оценивать себя, свои возможности только через
успешное или неуспешное решение типовых задач,
решение которых зависит от степени усвоения
определенных знаний. Это приводит к тому, что
самооценка ребенка зависит только от прилежания
и старательности в освоении новых знаний и
правил, а не от сообразительности,
оригинальности и выдумки.

В связи с названными причинами,
развитие и коррекция интеллектуальных
способностей у детей младшего школьного
возраста является одной из важных задач работы
психолого-педагогического состава школы.

В качестве примера можно предложить
несколько игровых упражнений, проведение
которых возможно на классных часах, разминках
перед занятиями и т.п.

Упражнение “Загадки”

На одном берегу – цыплята, а на другом – утята.
Посередине островок. Кто быстрее доплывет до
островка?

Мама несет тяжелые сумки. Дочка говорит:

– Мамочка, давай я тебе помогу. Я понесу сумки, а
ты возьми меня на ручки.

Поможет ли девочка маме? Почему?

Девочку Лену спросили:

– У тебя есть сестра?

– Есть.

– А у твоей сестры есть сестра?

– Нет, – ответила Лена.

А как ты думаешь?

Дети в лесу собирали шишки. У мальчиков были
большие ведерки, красные, без дна. А у девочек
маленькие, зеленые. Кто больше соберет шишек?

У девятилетнего мальчика была кошка с коротким
хвостом. Она съела мышку с длинным хвостом, а
мышка проглотила соломинку вместе с зернышком.
Сколько лет мальчику, у которого была кошка?

У стола четыре угла. Если один угол отпилить,
сколько углов останется?

Задания на подключение предметного
(житейского) опыта детей.

Задание 1. Назовите изображённые на рисунке
геометрические фигуры. Найдите лишнюю фигуру и
объясните, почему она лишняя.

Задание 2. С какой цифры начинается запись
чисел?

14 18 111 19 10 100

Задание 3. Как называется данная фигура? Почему
она получила такое название?

Задания на выделение существенных признаков
понятия

Задание 1. Прочитайте слова в скобках.
Подчеркните те слова, которые являются наиболее
существенными для данного предмета.

А) БОЛЬНИЦА (сад, врач, помещение, радио, больные)

Б) ШКОЛА (здание, ученики, мел, доска, буквы)

В) РЕКА (вода, берег, рыба, рыболов, тина)

Г) КНИГА (картинка, слово, бумага, читатель,
библиотека)

Д) СПОРТ (медаль, стадион, победа, соревнование,
музыка)

Е) КОМПЬЮТЕР (экран, клавиатура, считает,
выполняет команды)

Ж) ПРИНТЕР (печатает, белый, бесшумный,
подключён к компьютеру)

Задание 2. Укажите предмет, характерным
признаком которого является:

А) Шкала с делениями.

Б) Выставление оценок и запись замечаний.

В) Прослушивание музыки.

Г) Просмотр фильмов.

Задание 3. Нарисуйте предметы, существенными
признаками которых являются следующие: круглый и
съедобный; круглый и несъедобный.

Задание 4. Чем отличается:

А) Окно от двери.

Б) Указка от карандаша.

В) Круг от овала.

Г) Лист берёзы от листа клёна.

Задание 5. Чем похожи слова каждой группы? Как
можно одним словом назвать каждую из
предложенных групп?

А) Шоссе, дорога, тропинка.

Б) Город, деревня, посёлок.

В) Сложение, деление, вычитание.

Задания, направленные на формирование
умений производить основные логические операции
над понятиями: обобщение, ограничение, деление и
определение

А)Задания на установление закономерностей.

Задание 1. Вставьте пропущенные числа:

А) 5, 15, _______, 35, _______, 55;

Б) 14, 24, _______, _________, 54;

В) 2, 12, 22, _______, _______, ________;

Г) 1,3, ________, ________, 9, ________;

Д) 2, 4, 6, ________, ________, ________;

Задание 2. определите закономерность
повторения фигур и дорисуйте
последовательности.

Задание 3. Какая из фигур должна стоять в пустой
клетке таблицы?

 

Задание 4. определите закономерность
повторения последовательности и нарисуйте эту
последовательность: дерево, куст, цветок, дерево,
куст, цветок…

Б) Задания на объединение и разделение объектов
по каким-либо признакам.

Задание 1. Назовите одним словом следующие
группы чисел:

А) 2, 4, 6, 8, …

Б) 1, 3, 5, 7, …

В) 2, 4, 7, 9, 5, 6, …

Г) 18, 25, 33, 48, 56, …

Задание 2. Перечислено несколько предметов. Как
их можно назвать одним словом?

А) Суп, гуляш, каша, кисель.

Б) Курица, гусь, утка, индейка.

В) Лошадь, корова, овца, свинья.

Г) Волк, лиса, медведь, заяц.

Д) Картофель, свекла, лук, капуста.

Е) Туфли, сапоги, кроссовки, тапочки.

Задание 3. Какое слово лишнее в каждой группе?
Вычеркните его. Назовите существенный признак
полученной группы. Дайте название каждой группе
слов.

А) Ель, сосна, кедр, берёза.

Б) Лук, огурец, яблоко, морковь.

В) Гриб, ландыш, ромашка, василёк.

Задание 4. Разделите следующие числа на две
группы: чётные, нечётные, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Задание 5. Разделите данные слова на группы по
количеству слогов: пенал, ваза, лампа, абажур,
перо, карандаш, тыква, парта, линейка, тетрадь,
стол, пол, ручка, молоток, корень. Сколько групп
получилось?

Задание 6. Впишите данные слова в
соответствующие столбцы таблицы: кукла, ботинки,
пенал, валенки, мяч, портфель, ручка, тапочки,
мишка, туфли, тетрадь, волчок, карандаш,
кроссовки, пистолет.

ОбувьИгрушкиШкольные вещи
   
   
   
   
   

Задание 7. числа 1, 2, 3, 5, 8, 12, 16, 24, 35, 48 распределите
на две группы: однозначные и двузначные. В какой
строке таблицы распределены на группы правильно?

11,2,3,5,128,16,24,35,48
21,2,3,5,8,1612,24,35,48
31,2,3,5,812,16,24,35,48
42,3,5,812,6,16,24,35,48

Игровые развивающие задания и упражнения для
развития понятийного мышления.

Задание 1. Обобщение рядов конкретных понятий
при помощи родовых определений. Детям
предлагается обобщить несколько групп
конкретных понятий и назвать одним словом
следующие группы:

тарелка, стакан, кружка, блюдце;

стол, стул, диван, кресло, шкаф;

рубашка, платье, юбка, брюки;

Читайте также:  Тест на развитие самоконтроля ребенка

тапки, валенки, сапоги, сандалии, туфли;

суп, каша, котлета, пюре;

берёза, липа, ель, сосна, осина;

воробей, голубь, ворона, синица, гусь, утка;

карась, щука, окунь, лещ.

Задание 2. Конкретизация понятий. Нужно назвать
предметы и явления, которые входят в более
широкие понятия. Можно спросить детей о
следующих категориях: деревья, животные, игрушки,
имена, мебель, обувь, овощи, одежда, посуда, птицы,
рыбы, фрукты, цвета, ягоды и т.д.

Задание 3. Обобщение рядов понятий более
широкого объёма. Ученикам даются для обобщения 5
групп понятий, и они должны рассказать, что
общего между названными категориями, чем схожи
те понятия, которые вошли в одну группу:

птицы, звери, рыбы;

деревья, травы, цветы, кустарники;

мебель, посуда, одежда;

часы, весы, градусники;

пожар, наводнение, ураган.

Задание 4. Классификация. Детям раздают 16
карточек с изображение птиц, рыб, посуды, мебели
– по 4 для каждой группы и просят разделить все
карточки на группы, чтобы в каждой были рисунки,
которые можно назвать одним словом. Затем
учащихся просят объединить получившиеся группы
в две, максимально похожие, и объяснить, почему
они так сделали.

Задание 5. Нужно сравнить пары объектов по
представлению, найти признаки различия и
сходства: одуванчик и ромашка; клубника и
земляника; ель и берёза; яблоня и клён; роза и
колокольчик; кошка и собака; курица и утка;
самолёт и чайка; животные и растения.

Задание 6. Ученики должны отгадать, какой
предмет спрятан, по его описанию. Для этого
необходимо подобрать какой-либо предмет или его
изображение. Не показывая детям, нужно описать
этот предмет: его форму, цвет, фактуру.

Задание 7. Игра “Что лишнее?”

Даётся группа понятий, из которых дети должны
выбрать лишнее и дать общее название остальным.
Игра возможна в двух вариантах: словесном и
наглядном.

В словесном варианте предлагаются группы по
четыре слова, необходимо выделить, какое слово
лишнее и не подходит к остальным, и как назвать
одним словом (или объяснить сходство) оставшиеся:

капуста, картошка, помидор, яблоко;

синий, красный, красивый, зелёный;

мама, человек, папа, сестра;

старый, дряхлый, маленький, ветхий;

берёза, сосна, клён, осина;

ботинок, нога, сапог, туфля;

зима, весна, лето, октябрь;

кисель, компот, лимонад, мороженое и т.д.

Задание 8. Игра “Спорщики”. Ученикам
предлагается поспорить с учителем. Какое бы
слово он ни произнёс, дети должны говорить ровно
наоборот и чем быстрее, тем лучше: белый-чёрный;
большой-маленький; быстрый-медленный;
весёлый-грустный; грязный-чистый;
открытый-закрытый; старый-новый; кричать-шептать;
ломать-чинить и т.д.

Задание 9. Игра “Плохо или хорошо?” Детям
предлагается некий объект(ситуация), и они должны
объяснить, в чём его положительная и
отрицательная сторона. Например, мороженое –
хорошо, потому что вкусно, плохо – потому, что
может горло заболеть.

Даются такие слова: дождь, телевизор, конфета,
собака, цветы, комары, бегать, заболеть, лук,
ветер, кошка, компьютер, музыка, нож, огонь, солнце
и др.

Задание 10. Игра “Слова – накладки”.

Ученики придумывают слова – накладки, затем
выбирают самое смешное или оригинальное слово,
объясняя, почему они так думают.

Можно предложить такие задания:

комар + марка = комарка;

зебра + ракушка = зебракушка;

дерево + ворона = дереворона и т.д.

Упражнения для развития мыслительных операций
анализа и синтеза

Задание 1. “Анаграмма”

Составить слова, переставив буквы:

АЛИГ –

ЕОСЛ –

ОТЛЕ –

Задание 2. “Зашифрованное слово”

Составить слово из первых слогов, данных слов:

КАША
РЕКА
ТАРЕЛКА
Задание 3. “Эхо”

Составить слова, отделив первые буквы от данных
слов:

ШМЕЛЬ –

МУХА –

РОСА –

Задание 4. “Зашифрованное слово”

Составить слово из первых слогов, данных слов:

МОЛОКО
НЕВОД
ТАРАКАН

Задание 5. “Анаграмма” (спрятанное слово)

Составить слова, переставив буквы:

ОГОЛАВ –

АБАРН –
ОСОКЛ –

Задание 6.

Составить новые слова, исключив одну букву из
данных слов:

ПЛУГ –
ШАРФ –
КОРМ –

Задание 7.

Составить слово из вторых слогов, данных слов:

ЗМЕЯ

РАМА

Задание 8. “Занимательная лесенка”

Составить слова по данной модели.

Задание 9. “Змейка”

Составить слова по данной модели.

А _ _ _ _ _
_ А _ _ _ _
_ _ А _ _ _
_ _ _ А _ _
_ _ _ _ А _
_ _ _ _ _ А
_ _ _ _ А _
_ _ _ А _ _
_ _ А _ _ _
_ А _ _ _ _
А _ _ _ _ _

Упражнения на нахождение существенных
признаков предметов

Задание 1. Выделить два слова, наиболее
существенные для слова, стоящего перед скобками:

Лес (лист, деревья, яблоня, охотник, кустарник)

Река (берег, рыба, тина, вода, рыболов)

Задание 2. Спорт (стадион, оркестр, награда,
состязание, зрители)

Больница (сад, врач, радио, больные, помещение)

Задание 3.Пение (звон, голос, искусство, мелодия,
зрители)

Война (пушки, солдаты, сражения, аэроплан, ружья)

Упражнения – логические задачи

Задача 1. Иван Фёдорович – отец Марины Ивановны,
Коля – сын Марины Ивановны. Кем Коля приходится
Ивану Фёдоровичу?

Задача 2. Мама, папа и я сидели на скамейке. В
каком порядке мы сидели, если известно, что я
сидел слева от папы, а мама – слева от меня?

Задача 3. Толя поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он
поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку.
Какую рыбу Толя поймал раньше других?

Можно ли сказать, какая рыба поймана последней?

Задача 4. Шли два отца и два сына, несли три
апельсина. Сколько апельсинов нёс каждый?

Задача 5. Меня зовут Толя. У моей сестры только
один брат. Как зовут брата моей сестры?

Задача 6. Коля выше Васи, но ниже Серёжи. Кто
выше: Вася или Серёжа?

Задача 7. К празднику ученики украшают здание
школы с четырех сторон 12 флажками. Их надо
расставить так, чтобы было по 4 флажка с каждой
стороны. Нарисовать ответ.

Задача 8. Термометр показывает три градуса
мороза. Сколько градусов покажут два таких
термометра.

Задача 9. Верёвку разрезали в шести местах.
Сколько частей получилось?

Задача 10. Когда гусь стоит на одной ноге, он
весит 3 кг. Сколько будет весить гусь, если он
встанет на две ноги?

Игры для развития функций мышления

Игра 1. Составление предложений.

Детям предлагается три слова, не связанные по
смыслу, например, “озеро”, “карандаш”,
“медведь”. Детям надо составить как можно
больше предложений, которые обязательно
включали бы в себя эти три слова (можно менять
падеж и использовать другие слова). Ответы могут
быть банальными (“Медведь упустил в озеро
карандаш”), сложными, с выходом за пределы
ситуации, обозначенной тремя исходными словами и
введением новых объектов (“Мальчик взял
карандаш и нарисовал медведя, купающегося в
озере”), и творческими, включающими эти предметы
в нестандартные связи (“Мальчик, тонкий, как
карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как
медведь”).

Читайте также:  Методики исследования развития ребенка

Игра 2. Исключение лишнего.

Предлагается любые три слова, например,
“собака”, “помидор”, “солнце”. Детям надо
оставить только те слова, которые обозначают в
чём – то сходные предметы, а одно слово
“лишнее”, не обладающее этим общим признаком,
исключить. Следует найти как можно больше
вариантов исключения лишнего слова, а главное –
больше признаков, объединяющих оставшуюся пару
слов и не присущих исключённому, лишнему. Не
пренебрегая вариантами, которые сразу же
напрашиваются (исключить “собаку”, а “помидор”
и “солнце” оставить, потому что они круглые),
желательно поискать нестандартные и в то же
время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого
ответов больше.

Игра 3. Поиск аналогов.

Называется какой – либо предмет или явление,
например, “вертолёт”.

Детям необходимо выписать как можно больше
аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по
различным существенным признакам. Следует также
систематизировать эти аналоги по группам в
зависимости от того, с учётом какого свойства
заданного предмета они подбирались. Например, в
данном случае могут быть названы “птица”,
“бабочка” (летают и садятся); “автобус”,
“поезд” (транспортные средства); “ штопор”
(важные детали вращаются) и др. Побеждает тот , кто
назвал наибольшее число групп аналогов.

Игра 4. Способы применения предмета.

Называется какой – либо хорошо известный
предмет , например, “книга”. Надо назвать как
можно больше различных способов его применения:
книгу можно использовать как подставку для
кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних
глаз бумаги на столе и т. д. Следует ввести запрет
на называние безнравственных, варварских
способов применения предметов. Побеждает тот,
кто укажет большее число различных функций
предметов.

Игра 5. “Ну-ка, отгадай!”

Класс делится на две группы. Первая группа
задумывает какой-либо предмет. Вторая группа
должна отгадать, задавая вопросы. На эти вопросы
первая группа имеет право отвечать только “да”
или “нет”. Дети из двух групп встают в две линии
напротив друг друга. Сначала задаёт вопрос
первый ребёнок из второй группы : “Оно живое?”.
Первый ребёнок из первой группы отвечает: “Да”.
Затем задаёт вопрос второй ребёнок из второй
группы: “Я его видел?”. Второй ребёнок из первой
группы отвечает: “Да”. И т.д. после угадывания
предмета группы меняются ролями.

Игра 6. “Определим игрушку”.

Дети приносят на игру какую-либо игрушку.
Выбирается водящий. Он выходит за дверь. Учитель
с ребятами придумывают какую-нибудь историю, в
которой главным персонажем является одна из
игрушек. Приглашается водящий. Ребята
рассказывают ему придуманную историю, не называя
главного персонажа, а заменяя его местоимениями
“он” или “она”. Ведущий должен показать
игрушку, являющуюся главным персонажем
рассказанной истории. Если водящий угадал
правильно, выбирается другой ведущий и игра
повторяется.

Источник

Интеллектуальное развитие обучающихся начальных классов

Вступление

Проблема интеллектуального развития современных российских школьников на сегодняшний день является одним из наиболее острых и дискуссионных вопросов образования и педагогической науки.

Младший школьный возраст   характеризуется интенсивным интеллектуальным развитием. В данный период происходит развитие всех психических процессов и осознание ребенком собственных изменений.

Интеллектуальное развитие происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребёнка с другими людьми: в общении, в деятельности и, в частности, в учебной деятельности. Пассивное восприятие и усвоение нового не могут быть опорой прочных знаний. Поэтому задача педагога – развитие умственных способностей учащихся, вовлечение их в активную деятельность.

Для этого очень важно создать в начальной школе условия, для полноценного развития детей, сформировать у них устойчивые познавательные процессы, развивать умения и навыки мыслительной деятельности, самостоятельность в поисках способов решения задач.

Организация уроков в системе интеллектуального развития

Организация уроков в системе интеллектуального развития следующих принципах:

1. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка. Учитель   подбирает и составляет упражнения, в процессе выполнения которых у учащихся формируются   знания, умения и навыки, вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств: мышление, внимание, память, речь.

2. Принцип действенного подхода к обучению   заключается в поиске детьми собственных, неординарных путей решения проблем, в результате чего в максимальной степени активизируется мыслительная деятельность.

3. Принцип обоснованного ответа. Формируются задания таким образом, что школьники оказываются поставленными перед необходимостью обосновывать свою точку зрения, свой вариант решения проблемы.

4. Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся.  

  Как обеспечить развитие у школьников интеллектуального потенциала?                

  Создать условия для активизации интеллектуальной деятельности школьников; повысить эффективность учебной деятельности через развитие интеллектуальных способностей школьников.

Для успешного обучения младших школьников стараюсь формировать:

  • элементарные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, суждение, умозаключение;

  • высокий уровень активности, раскованности мышления, которые проявляются при возникновении нескольких вариантов решения проблемы, большого количества гипотез, идей;

  • организованность и целенаправленность учебного процесса.

В своей педагогической практике для активизации интеллектуальной деятельности младшего школьника выделила несколько приемов, направленных на то, чтобы совершенствовать у детей сенсорные процессы, повысить эффективность запоминания, обучить детей логическим операциям, развить творческое мышление и воображение, формировать устойчивый интерес к учёбе, расширить кругозор, т.е. активизировать интеллект.

Все приемы основываются на активной мыслеречевой деятельности учащихся. Задача учителя организовать и направлять деятельность учащихся.

  • домысливание (применение сообразительности);

  • ошибки учеников и ошибки учителя;        

  • исключение, группировка (задания, направленные на выявление лишнего, нахождение различий и общих признаков и др.);

  • проблема предыдущего урока (например, в конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать).

Предложенные приемы оказались результативными, интересными и доступными моим ученикам в процессе совместной деятельности. Обязательными условиями использования ниже перечисленных приемов является:

Читайте также:  Раннее эмоциональное развитие ребенка винарская

– организация восприятия через зрительное, слуховое и тактильное (в некоторых случаях) восприятие, в виду особенностей развития детей младшего школьного возраста,
– учет уровня знаний и опыта детей,
– доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
– толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,
– вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.

Интеллектуальное развитие младших школьников через

создание рукописных книгу

Развитием интеллектуальных способностей необходимо заниматься и во внеурочное время.

Как показывает анализ литературы, практический опыт преподавания в начальной школе, интеллектуальное развитие учащихся становится возможным при грамотно организованной внеурочной деятельности. Осознавая важность этого, привлекаю обучающихся к участию в различных формах внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению: интеллектуальный марафон, муниципальные, межрегиональные и Всероссийские интеллектуальные конкурсы, олимпиады, кружок «Юным умникам и умницам», создание рукописных книг Международного уровня.

Увлекательной и результативной формой работы по воспитанию интереса к чтению и развитию интеллектуальных способностей я считаю создание рукописных книг.

В процессе поиска материала для книги ребенок овладевает новыми знаниями и навыками. В процессе создания рукописной книги ребенок систематизирует свои знания в заданной теме, упражняется в творчестве рассказа и письма, рисования, выполнения поделок из разных материалов.

Не первый год мы с ребятами принимаем участие в Международном конкурсе рукописной книги. Это творческий культурно-просветительский проект.

Работу над рукописной книгой провожу в 3 этапа.

1 этап: обозначение темы.

Из положения о Международном конкурсе рукописной книги вместе с детьми выбираем номинацию, в которой будем участвовать. Если проект будет индивидуальным, то подключаю родителей. Выбираю наиболее близкие ребенку темы – ближайшее окружение, объекты природы. Сначала, мы вспоминаем все, что знаем о выбранном объекте, систематизируем свои знания о нем. Затем выясняем, что еще мы хотим узнать нового об объекте. Обсуждаем список литературы. И начинается основная работа над книгой.

2 этап: сбор информации.

Все найденное в процессе поиска фиксируется, сортируется, редактируется. Выбираются жанры, которые будут использоваться: И наступает заключительный этап.

3 этап: создание рукописной книги.

Обсуждается проект обложки. Обговаривается содержание книги на основе отобранного материала. Проводится объемная работа по созданию и оформлению страниц из разных материалов к книге. Оформление в детской рукописной книге несёт основную смысловую нагрузку. В красивом оформлении ребенок запечатлевает не только свои знания, но и эмоциональное отношение к предмету или объекту, наиболее яркие впечатления о том новом и интересном, что он узнал. Намеренно не изменяю стилистику детской речи, так как именно она наиболее ярко и точно передает мысли и эмоции ребенка.

Придает неповторимость и индивидуальность книге. Самым нелегким является процесс написания текстов.

Мы написали с детьми яркий красочный сборник «Саамских сказок» (о коренных народах Кольского Севера). Сказки сопровождают обереги, фигурки саамов, оленей, изготовленные из оленьей шкуры и меха. Участники группы тщательно отбирали материал. Они прочитали книги о быте саамов, традициях, сборник саамских сказок «Семилетний стрелок из лука», познакомились с диалектом саамов разных погостов. Готовя рукописную книгу, участвуя в работе группы, каждый составлял собственную интерпретацию сказок. Так возрастал интерес к истории своего края, урокам чтения, окружающего мира, чувство ответственности за результат. Интересная самостоятельная работа, право осознанного выбора, прогнозирование результата, радость коллективной работы в группе – всё это способствовало развитию творчества.

В год 100-летнего юбилея нашей северной столицы приняли участие в номинации «Мой мачтовый город – столица Кольского Заполярья». Нами были написаны и оформлены две книги, в которых размещены отзывы о прочитанном, об экскурсиях, сочинения, стихотворения, истории своей семьи, далёких и близких предков.

В 2017 году мы участвовали в ХХ юбилейном Международном конкурсе рукописной книги. Он стартовал под девизом «Большой России-малый уголок» и был посвящён 80-летию Мурманской области. В наших книгах рассказывается о боевой истории, конкретных людях, их судьбах в общей истории столицы, чертах характера, семейных традициях, подмечая преданность родному городу и его жителям.

Работа над рукописной книгой развивает интеллект, творческие способности, повышает внимание к окружающему миру, воспитывает нравственные качества ребенка.

Нужно отметить, что интеллектуальная сфера развивается не по частям, а целостно: невозможно, например, развивать только сообразительность, не развивая при этом гибкость ума.

На основе данного представления об уровне развития, возможно, сформулировать цель ее развития — необходимо развивать психические процессы в различных их видах и типах.

На мой взгляд, все это прекрасно реализуется через кружковую работу.

С 1 класса я веду курс «Умники и умницы». Он составлен на основе программы развития познавательных способностей учащихся О. Холодовой «Юным умникам и умницам».

В начале занятия «Мозговая гимнастика» мотивирует к учебной деятельности, помогает улучшать показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличение объема памяти, повышение устойчивости внимания, ускорение решения элементарных интеллектуальных задач, ускорение психомоторных процессов. Обучающиеся активно выполняют упражнения:«Ленивые восьмерки», «Качания головой», «Шапка для размышлений».

В процессе «Интеллектуальной разминки» дети готовятся к активной учебно-познавательной деятельности на протяжении всего занятия. Она способствует развитию сообразительности, быстроты реакции.

Развитие зрительной и слуховой памяти, произвольного внимания,развитие умений и навыков индивидуальной работы осуществляется выполнением упражнений «Запоминалка», «Закодированное слово» и др.

На этапе «Логически-поисковые задания» дети, работают в парах, в группах; обучаютсяумению наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы, находить новую информацию. Развивают речь, решают нестандартные задачи разными способами.

Занятия проходят таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой. Этап рефлексии подводит учащихся к осознанию своей учебной деятельности, оценке результатов деятельности своей и всего класса. Занятия кружка получаются интересными, эмоциональными и динамичными.

Заключение

Таким образом, работу по формированию и развитию интеллектуальных способностей младших школьников необходимо проводить на каждом уроке и во внеурочное время. Преимуществом должно быть предоставление школьникам возможности широкого спектра форм занятий и заданий, направленных на их интеллектуальное развитие.

6

Источник