Интеллектуальное развитие ребенка с зпр

Интеллектуальное развитие ребенка с зпр thumbnail

Развитие детей с ЗПР, в том числе и интеллектуальное происходит с отличиями от развития детей в норме. Задержка психического развития — нарушение нормального темпа психического развития, когда речь, память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера отстают в своём развитии от принятых психологических норм.

Проблему интеллектуального развития у детей с ЗПР изучали У.В. Ульенкова, Т.В. Егорова, Т.А. Стрекалова и другие.

Множество тщательно проведенных исследований показало, что дети рассматриваемой категории отстают в развитии внимания, восприятия (Л. И. Переслени, П. Б. Шошин и др.), памяти и мышления (Т. В. Егорова, С. А. Домишкевич, И. А. Коробейников, В. Л. Подобед, Г. Б. Шаумаров и др.), речи (Н. Ю. Борякова, В. И. Насонова, Е. С. Слепович, Р. Д. Тригер, Т. А. Фотекова, С. Г. Шевченко, Л. Яссман и др.), регуляции произвольной деятельности (Н. В. Бабкина, Г. И. Жаренкова, Н. Я. Семаго, У. В. Ульенкова и др.) [31]. В. И. Лубовский (1978), Г. И. Жаренкова (1981) и др. указывают на недостаточность речевой регуляции действия; Т. А. Власова и М. С. Певзнер (1967, 1973), Т. В. Егорова (1973), Г. И. Жаренкова (1981) — на слабость познавательной активности.

В специальной литературе отмечается (Лебединская К.С.,1982), что интеллектуальное развитие детей с задержкой психического развития отличается сниженным уровнем познавательной активности, стереотипностью, конкретностью, а также отсутствием последовательности [18]. интеллектуальный задержка психический развитие

Сравнивая различные виды мышления, Т.В. Егорова пришла к выводу, что наибольшие затруднения вызывает у детей с задержкой психического развития выполнение заданий, требующих словесно-логического мышления. Наглядно-действенное напротив, мышление, оказывается нарушенным у подобных детей в наименьшей степени. [10]

Интеллект у детей с ЗПР наиболее сохранен, чем у умственно отсталых детей, более сохранна способность обобщать, абстрагировать, принимать помощь, переносить умения в остальные ситуации. На формирование мышления оказывают воздействие все психические процессы:

  • – уровень развития внимания;
  • – уровень развития восприятия и представлений о находящемся вокруг мире (чем богаче опыт, тем более трудные выводы может делать ребенок);

– уровень развития речи;

– уровень сформированности механизмов произвольности (регуляторных механизмов). Чем старше ребенок, тем более трудные задачи он может решить.

Единые недостатки интеллектуальной деятельности детей с ЗПР: несформированность познавательной, поисковой мотивации (типичное отношение к любым интеллектуальным задачам). Дети стремятся избежать всех интеллектуальных усилий. Для них непривлекателен момент преодоления проблем (отказ выполнять трудную задачу, замена интеллектуальной задачи более близкой, игровой задачей.). Такой ребенок исполняет задачу не полностью, а ее наиболее простую часть. Дети не заинтересованы в итоге исполнения задания. Данная особенность мышления проявляется в школе, когда дети очень быстро теряют интерес к новым предметам. Отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении мыслительных задач. Дети с ЗПР начинают действовать сразу, с ходу.

Ребенок не может анализировать условия, не понимает значимости ориентировочного этапа, что приводит к появлению большого количества ошибок. Когда ребенок начинает учиться, очень важно создать условия для того, чтобы он сначала думал, анализировал задание.

У детей с задержкой психического развития есть нарушения важных мыслительных операций, которые служат составляющими логического мышления: анализ (увлекаются мелкими деталями, не может выделить основное, выделяют незначимые признаки); сравнение (сравнивают предметы по несопоставимым, несущественным признакам); классификация (ребенок исполняет классификацию часто верно, однако не может осознать ее принцип, не может объяснить то, почему он так поступил). У всех детей с ЗПР уровень логического мышления существенно отстает от уровня обычного ребенка.

Дети с ЗПР чувствуют очень большие проблемы при выстраивании самых обычных выводов. Этап в развитии логического мышления – осуществление вывода из 2-ух посылок – еще не достаточно доступен детям с ЗПР. Чтобы дети смогли сделать вывод, им оказывает огромную помощь взрослый, показывающий направление мысли, подчеркивающий те зависимости, между которыми следует определить отношения. По воззрению Ульенковой У.В., дети с ЗПР не могут анализировать, делать выводы; пытаются избегать таких ситуаций. Данные дети из-за несформированности логического мышления дают случайные, необдуманные ответы, показывают неспособность к анализу условий задачи. При работе с данными детьми нужно направлять особенное внимание на формирование у них всех форм мышления. [33]

Интеллектуальное развитие детей с ЗПР основывается на помощи в овладении собственной интеллектуальной деятельностью, основными ее структурными компонентами (мотивационно-ориентировочным, операциональным, регуляционным). В основе овладения любым структурным компонентом интеллектуальной деятельности лежат те же психологические механизмы, что и в основе формирования любого умственного действия. Это организация внешних действий на специально организованной ориентировочной основе и постепенный ее перевод во внутренний план. Общее направление работы выглядит следующим образом: от групповых действий, где инициатива в их организации принадлежит педагогу, — к индивидуальным инициативным действиям ребенка; от цели, поставленной педагогом, и созданного им настроения ее реализовать — к коллективному целеобразованию и далее к индивидуальному целеобразованию с соответствующим эмоциональным отношением к этому процессу, а так же к практическим действиям и их результатам; от оценки педагога — к организации коллективной оценки и далее к индивидуальной самооценке; от поощрения педагога — к поощрению коллектива и далее к личной радости от успешно сделанного.[25]

Источник

Развитие интеллекта у детей с задержкой психического развития

Большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляет группа, которую определяют как «дети с ЗПР»: количество дошкольников составляет 25% Задержка психического развития – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп в развитии. Основной причиной их неуспеваемости и отклонении в поведении являются небольшие органические поражения в головном мозге. В связи с этим, такие психические функции, как речь, мышление, восприятие, память, внимание и т.п. формируются не только позже, но и несколько иначе.

Системный анализ личности ребенка дает возможность не просто выявить отдельные проявления нарушений психического развития, но и вскрыть причины их появления, определить наиболее эффективные пути их коррекции.

Чтобы помощь детям с ЗПР в правильном направлении очень важно провести тщательное обследование детей. В связи с проявлением остаточных проявлений нарушений функций головного мозга, функциональной незрелости центральной нервной системы наиболее характерными особенностями детей с ЗПР являются: снижение работоспособности, повышенная истощаемость, неустойчивость внимания, более низкий уровень восприятия, недостаточная продуктивность произвольной памяти, отставание в развитии всех форм мышления, своеобразное поведение, низкий навык самоконтроля, незрелость эмоционально-волевой сферы, ограниченный запас всех сведений и представлений, бедный словарный запас, дефекты звукопроизношения.

Нарушение сенсомоторных функций у детей приводит к тому, что они даже на индивидуальных занятиях часто слушают, но не слышат, смотрят, но не видят, хотят сделать, но не могут. Учитывая эти особенности, важно понимать , что в коррекционной работе с такими детьми следует опираться на многократность повторений учебного материала, предъявляя его, как можно более разнообразно и наглядно.

Таким образом, в начале работы необходимо распределить детей в группы не по биологическому возрасту, а, прежде всего с учетом уровня их психофизического развития. Поэтому, в одной развивающей группе оказываются дети разного возраста и разного уровня развития. В связи с этим дети подразделяются на подгруппы: сильную, среднюю и слабую. С детьми слабой группы ведется индивидуальная работа, тогда, как дети из сильной и средней групп посещают подгрупповые занятия (по 4-6 человек) и лишь по мере необходимости занимаются индивидуально.

Индивидуальные педагогические методы, приемы и средства являются важнейшим принципом коррекционной – педагогической работы с детьми с ЗПР. Одна часть индивидуальных занятий предусматривает работу по тематическим блокам, вторая предусматривает развития сенсомоторных представлений и психических процессов. Содержание индивидуальных занятий направлено на практическое закрепление умений и навыков, формируемых на занятиях.

Грамотное проведение коррекции интеллектуального развития позволяет подготовить ребенка к школе. В ходе игровых занятий развиваются: мышление, внимание, восприятие, память, речь.

Методы: словесный, наглядный, индуктивный, дедуктивный, аналитический, синтетический, частично – поисковый, репродуктивный, работа под руководством дефектолога, самостоятельная работа, контроль и самоконтроль.

Организация всей работы по созданию необходимых условий для полноценного физического и психического развития детей с ЗПР принадлежит всему педагогическому коллективу.

Особая роль в деле познавательного развития ребенка принадлежит родителям. Без их помощи и поддержки все усилия педагогов не достигнут желаемого результата, поэтому важно заинтересовать родителей в развитии ребенка, научить их искренне радоваться самому маленькому его успеху.

Источник

Якимова Ольга Александровна,

педагог-психолог

МДОУ д/с  № 4 «Теремок»

г. Козьмодемьянска

Развитие мыслительных процессов у детей с ЗПР.

Дети с ЗПР к младшему школьному возрасту с трудом овладевают мыслительными операциями, которые являются необходимым компонентом мыслительной деятельности. Только в процессе коррекционного обучения, расширяя и уточняя круг представлений, педагог способствует успешному развитию мыслительных операций.  

Основной из задач в коррекционно-развивающей работе является развитие мыслительных процессов –  анализ, синтез, (сравнение, обобщение, классификация и т.д.). Анализ – мысленное разложение целого объекта или явления на части, выделение отдельных признаков и свойств предметов. Анализ может быть в двух формах: предметно-практический и мыслительный. Очень трудно анализировать предмет без опоры на сам предмет.  Сначала ребёнка знакомят с предметом, выделяя яркие отличительные признаки, а затем учат сравнивать с однородным предметом по назначению и чётко различающихся по внешнему признаку, и усложняется сравнение с предметом из противоположной группировки: собака-кошка, собака-медведь и т.д. Синтез – противоположно анализу. Мысленное объединение частей и свойств предмета в одно целое, установление взаимоотношений между признаками предмета.  ( Т.е. у ребёнка достаточно накоплено знаний и сведений о предмете, он мысленно может объединить признаки предмета и сделать вывод: картошка, растёт в огороде – значит это овощ).

У детей с ЗПР задержка проявляется в низких темпах развития высших психических  функций, снижена познавательная и интеллектуальная  активность. Во всех видах мыслительной деятельности у детей обнаруживается отставание, дети затрудняются обобщать, классифицировать по родовому признаку (т.е. по существенному).

Причины:

  • низкий уровень сведений об окружающем мире
  • бедность понятийного словаря
  • усвоение специальных терминов (мебель, фрукты и т.д.).

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи  (занимается воспитатель).

Основной целью этих занятий являются уточнение, обобщение и закрепление знаний и представлений об окружающем мире.  Где воспитатель формирует  у детей умение наблюдать, выделять существенные признаки в изучаемых предметах и явлениях, находить в них черты сходства и отличия, группировать, классифицировать предметы, делать обобщения и выводы ( наблюдения во время прогулок: вчера снег был пушистый, белый, падал крупными хлопьями, а сегодня – твёрдый, колючий, мелкий) и необходима обязательная практическая деятельность (подбор листьев одинаковых по цвету, по форме, по размеру; нарисовать то, что увидели на прогулке «Первая травка», « Снегири на рябине» и т.д.), аппликации из природного материала и бумаги, помогают детям уточнить, расширить первоначальные представления.

Задачи педагога – психолога в коррекционно-развивающих занятиях:

  • развивать произвольное внимание, расширять его объем, концентрацию и устойчивость;
  • развивать слуховую и зрительную память;
  • развивать  целостность восприятия,  мелкую моторику;
  • формировать логическое мышление;
  • обогащать словарный запас детей;
  • формировать умение оформлять в речи свои рассуждения, объяснения,
  • доказательства; развивать связную речь.

Например:

  1. Сравнение:

Помидор – лук (помидор красный, лук жёлтый. Помидор большой, а лук маленький – это овощи , т.к растут в огороде на грядке).

Помидор – банан ( помидор круглой – банан овальной; помидор красного цвета, а банан жёлтого; помидор овощ, а банан фрукт).  Игра «Сравни  предметы».

2) Игра «Отгадай по описанию».

Психолог  описывает овощ, не называя его, а ребенок  должен  угадать его название      ( он жёлтый, круглый, крупный, горький, хрустящий». (лук)  

3) Составление рассказа – по сюжетной картинке.

4)Игра « Угадай, что у меня?» Психолог, а затем ребёнок описывает предмет ( Это игрушка. У неё есть четыре колеса, кабина, кузов, руль, ей любят играть мальчики).  

5) Игра « Четвёртый лишний» ( по форме: яблоко, апельсин, груша; по цвету: зелёное яблоко, зелёная груша, апельсин; по размеру: вишня, лимон, апельсин.)

6) Игра « Кто больше назовёт?» Ребенок называет овощи (фрукты, ягоды) красного (жёлтого, зелёного) цвета.

7) Группировка предметов. ( Геометрические фигуры)

По одному признаку: (старший возраст)

– цвет

– размер

– форма

По двум признакам: (подготовительный возраст)

– форма, цвет и размер

– размер, форма и цвет

– размер, цвет и форма.

Выполняя систематически все подобные задания, дети учатся практически пользоваться своими знаниями, поскольку им приходится в каждом случае отбирать из всех имеющихся сведений о предмете те, которые нужны для наиболее точного решения стоящей задачи.

Источник

Интеллект каждого отдельного человека это индивидуальная система его умственных способностей, которые выражаются в интеллектуальной деятельности и проявляются в способах получения, обработки и воспроизведения информации. Таким образом, интеллект это не только способности к познанию, но и достигнутый уровень адекватного приспособления, т.е. фактический уровень умственного развития в целом. Известно, что интеллект человека генетически детерминирован, однако его уровень во многом определяется спецификой социализации ребенка, в том числе целенаправленной (педагогическое воздействие), стихийной (общение со сверстниками) и семейных отношений (взаимоотношения в системе родитель ребенок).

Таким образом, в случае отсутствия педагогического воздействия или его неэффективности у ребенка в первую очередь нарушается развитие познавательной (интеллектуальной сферы). Ребенок с педагогической запущенностью не усваивает необходимые умения, знания и навыки в той мере или в те сроки, чем его нормативно развивающиеся сверстники, а у детей с ЗПР происходит механическое заучивание материала без осмысления и переноса. Правильно построенный педагогический процесс будет способствовать интеллектуальному развитию детей, учитывая их специфику.

Целью данной работы было изучение особенностей познавательного развития детей дошкольного возраста с ЗПР и с педагогической запущенностью, и исследование возможных подходов к интеллектуальному развитию этих детей. В соответствии с поставленной целью проводилось комплексное исследование детей 6 7 лет, посещающих центр реабилитации ребенка (группы для детей с ЗПР), 80% детей, составляющих выборку, дети из не полных и социально неблагополучных семей, где один или оба родителя страдают алкогольной зависимостью. Было выделено две группы детей: первая дети с ЗПР органического генеза и вторая дети с педагогической запущенностью анамнестические данные свидетельствуют об отсутствии в перинатальный и постнатальный периоды органических поражений ЦНС.

Изучение интеллектуальной сферы проводилось с помощью теста Д.Равена, простого ассоциативного эксперимента и с мотивационным (положительным и отрицательным подкреплением), компьютерной рефлексометрии изучалась способность детей извлекать из стимульных цепей с фрактальным временным распределением стимулов информацию, которая отражалась в величине индекса Херста, являющимся одним из расчетных коэффициентов, определяющих динамический компонент организованности во времени сенсомоторных реакций. Учитывалось число ошибок в серии “стимул – тормоз”.

Результаты исследования: уровень развития невербальной формы интеллекта у детей второй группы (педагогическая запущенность) находится в пределах возрастной нормы и составляет 50%, у детей первой группы (ЗПР) значительно ниже (36%). Уровень развития вербальной формы интеллекта в обеих группах снижен до 65%.

Оценка влияния мотивационного подкрепления на вербальную продуктивность и на количество допущенных ошибок позволила установить, что дети с педагогической запущенностью наиболее эффективно работают на базе положительного внешнего подкрепления и в нейтральной серии, тогда как дети с задержкой психического развития наиболее эффективно работают на базе отрицательного внешнего подкрепления, как и нормативно развивающиеся сверстники.

Показатель индекса Херста у детей с педагогической запущенностью в нейтральной серии и в серии с положительным подкреплением (Н = 0,48 и 0,53), а у детей с ЗПР ( 0,51 и 0,48 соответственно), а в отрицательной серии у детей с педагогической запущенностью он снижается (Н = 0,40), у детей с ЗПР увеличивается (Н = 0,56). Возможно, что величина индекса Херста связана со степенью адекватности интеллектуальной стратегии. Таким образом, эффективность интеллектуальной деятельности у детей с педагогической запущенностью выше в условиях положительного внешнего подкрепления и в условиях нейтрального выполнения заданий, у детей с ЗПР в условиях нейтрального и отрицательного подкрепления. Полученные результаты свидетельствуют о принципиальных особенностях в мотивационной стратегии детей с ЗПР и педагогической запущенности, что следует учитывать в организации развивающей работы с детьми данных групп.

Никифорова С.Н.

Также читайте:

Источник