Интеллектуальное развитие ребенка на основе самовоспитания и саморазвития

Интеллектуальное развитие ребенка на основе самовоспитания и саморазвития thumbnail

Доклад на тему «Методика развития личности ученика с целью поощрения его к саморазвитию и самовоспитанию на уроках»

Многие педагоги рано или поздно сталкиваются с проблемой отсутствия интереса к учебе у некоторых детей. Я очень люблю, когда дети на уроке активны и задумываюсь над вопросом, как поддерживать эту активность на протяжении всего урока. Как организовать урок так, чтобы он стал для школьников радостью познания мира и активизировал бы их желание учиться?

Для начала необходимо понять, в чем причины спада школьной мотивации? И познавательной активности в частности.

Можно выделить огромное количество всевозможных причин:

Низкий уровень интеллектуального развития ребенка.

Нет опоры на союзников учителя родителей.

Отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся (я не пойму)

Предпочитает пустое время препровождение (никто ему не открыл радость познания)

Отсутствие эффекта новизны.

Для изменения ситуации существует много методов. И один из них поощрение детей и побуждение их к формированию мотивации к учению, обеспечению успешности учебной деятельности и адекватной самооценки учащихся.

Поощрение – это способ педагогического воздействия на личность, выражает положительную оценку воспитателем поведения воспитанника с целью закрепления положительных качеств и стимулирования к деятельности. Однако поощрение не должно превращаться в захваливания, потому что тогда оно тормозит стремление к деятельности. Поощрение должно быть своеобразной психологической подпиткой.

Применяя метод поощрения, необходимо обеспечить объективность, справедливость, учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.

Поощрение борется с такой причиной, как отсутствие адекватной самооценки у учащихся, позволяет формировать у учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться.

Каким же может быть поощрение?

Виды поощрений в школьной ситуации могут быть самыми разнообразными: одобрение, похвала, устная и письменная благодарность, награда, ответственное поручение, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, прощение за поступок.

Среди методов стимулирования большое место занимает соревнование. Суть соревнования состоит в том, чтобы добиваться общего подъема работы. Соревнование помогает учителю увидеть и оценить возможности каждого ребенка, помочь наметить посильную перспективу в продвижении вперед, воспитать волю и характер.

Успех в учении зависит не только от прилежания, но и от имеющихся у каждого ученика способностей к интеллектуальной деятельности и общего уровня развития. Ребенок может обладать такими способностями, тогда ему будет легко даваться учение и работать он может без особого старания и прилежания. Другой ребенок при наличии средних способностей может проявлять прилежание, обладать хорошей усидчивостью и работоспособностью. Даже при наличии совершенно одинаковых показателей в учении нельзя одинаково оценить их учебные успехи. Поэтому в условия соревнования можно вносить такие показатели: всегда выполнять домашние задания, работать прилежно, не иметь замечаний учителя на уроке, иметь опрятные тетради, выполнять школьный и домашний режим дня, не опаздывать на уроки, читать дополнительную литературу по предметам. Эти показатели характеризуют отношение ученика к учению, и их следует включать в пункты соревнования.

Хотелось бы отметить, что творчество учителя в выборе или изобретении системы поощрений играет определяющую роль. Построить диаграмму «Я расту». Каждый ребенок за значимое для него достижение получал звездочку, которая клеились одна над другой, образуя столбчатую диаграмму. Можно собирать жетоны, а в конце четверти устроить ярмарку и обмен жетонов на ценные призы. Можно взять идею сетевых супермаркетов, когда покупатели не могут остановиться и приобретают товары, копя баллы, наклейки и прочее. Так же и дети будут стремиться к лучшему, через простые методы поощрения.

Хотелось бы отметить, что во всем нужна мера и поощрение не должно быть для детей единственной целью. Мотив приобретения должен идти рядом с мотивом познания на первых этапах развития познавательной активности, и являться приятным дополнением жажды знаний на последних этапах.

Воспитание – один из важных факторов развития личности, но оно отнюдь не безразлично по отношению к ее саморазвитию. Более того, именно в этом саморазвитии оно получает свою подлинную реализацию и эффективность. Организуя воспитание, нельзя не учитывать активности самого ребенка в работе над собой. Дело в том, что все личностные свойства и качества имеют не биологическую, а социальную природу и вырабатываются человеком прижизненно. Единственным источником развития этих свойств и качеств является общественный опыт, накопленный предшествующими поколениями людей. Следовательно, источник развития личности находится не внутри, а вне ее. И это определяет огромную роль среды, условий и влияний в формировании личности. Какую бы сторону личностного развития человека мы ни взяли, она органически связана с его деятельностью, с мерой его активности в этой деятельности и стремлением к собственному совершенствованию. Отсюда следует: ребенку нельзя ничего передать без его собственной деятельности, воли, активности.

Идея саморазвития метко выражена в следующей мысли: «НАУЧИТЬ УЧЕНИКА НЕЛЬЗЯ – ОН МОЖЕТ ТОЛЬКО НАУЧИТЬСЯ, НЕЛЬЗЯ ЕГО ВОСПИТАТЬ – ОН МОЖЕТ ТОЛЬКО ВОСПИТАТЬСЯ». Вне его собственной активной деятельности, желания и собственных усилий в работе над собой его личностное формирование невозможно. Не забываем ли мы порой об этом, передавая ученику знания или пытаясь сформировать в нем те или иные качества?

Подлинная сущность воспитания состоит в том, чтобы, возбуждая активность формируемой личности, вовлекать ее в положительные виды деятельности, способствовать саморазвитию личности. Такова идея саморазвития личности.

А что же мы понимаем под самовоспитанием? Самовоспитание – это деятельность человека, направленная на изменение своей личности.

В.А.Сухомлинский писал: «Я не один год думал: в чем выражается наиболее ярко результат воспитания? Когда я имею моральное право сказать: мои усилия принесли плоды? Жизнь убедила меня: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе, задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого. Самые изощренные методы и приемы воспитания останутся пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой… Воспитание, побуждающее к самовоспитанию, – это и есть, по моему глубокому убеждению, настоящее воспитание». (Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1979. С.259, 260).

Саморазвитие – это самоизменение, самоуправление, самовоспитание, самообучение. Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь школьнику осознать процессы и вызвать их мотивацию, научить управлять ими, ставить цели своего развития, т.е. подвести к самосовершенствованию. Школьник должен хотеть и уметь развивать себя, самосовершенствоваться. Этому поможет технология саморазвития личности, специальные цели педагогического процесса, содержание, методы и средства.

Основой, определяющей интенсивность и направление развития личности, являются потребности: социальные и духовные – потребности в улучшении и совершенствовании себя. В основе развития познавательных потребностей лежат: любопытство, любознательность, интерес, склонность, осознанному самообразованию, творческий поиск, стремление к истине, рефлексия. Потребность в самоутверждении: это стремление иметь преимущество перед окружающими; занимать достойное место в обществе, быть уверенным в себе, быть не хуже других, становиться лучше и лучше, т.е. совершенствоваться. В этом как раз и нужна педагогическая поддержка учащихся со стороны учителя.

Самореализация – это осуществление себя, использование своих возможностей, достижение личностных смыслов, целей, планов, своего предназначения в жизни. Это строительство своей судьбы. Чтобы человек мог самореализоваться, необходимо создать ему соответствующие условия: стимулировать свободу волепроявления, пространство творческой деятельности, социальный комфорт.

Ведущей мотивацией является нравственно-волевая мотивация. Ставка делается на самостоятельную творческую деятельность учащихся, рефлексию деятельности и своей позиции. Стимулирующую роль играет “самоотметка”. Выявилось, что у трети учащихся самооценка занижена. Изменить ситуацию помогает кропотливая индивидуальная работа. Успех в работе становится возможным благодаря реализации принципа педагогической поддержки, а это значит:

верить в каждого ребенка и его возможности;

оценивать не личность, а действия, поступки;

видеть ценность не только результата, а и самого процесса взаимодействия с ребенком;

проявлять внимание к каждому ребенку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их;

не торопиться с выводами;

помогать каждому в поиске своего “Я”, в сохранении уникальности.

Начиная с 5-го класса и далее понижается мотивация учащихся к познавательной деятельности, снижается количество учащихся, обучающихся на “отлично” и “хорошо”, детей, имеющих одну или две тройки по итогам учебного цикла, особенно к 7-му классу. Именно в этом возрастном периоде и нужно искать резервы для улучшения учебной деятельности по сравнению с другими интересами. Количество активности на уроках падает.

Одной из главных причин понижения успехов в учебе является недостаточная теоретическая разработанность стимулирования учебной деятельности учащихся, скудный арсенал используемых стимулов во время урока, формирующих мотивацию успеха.

Педагогическое стимулирование понимается учителями как поощрение деятельности учащихся, дающее возможность ребенку проявить себя с лучшей стороны, как создание условий, при которых дети работают с наибольшей эффективностью и наименьшим напряжением, как своевременная оценка деятельности учащегося.

Диапазон стимулов колеблется от двух до шести. В основном это:

оценка;

запись благодарности в дневник;

словесное поощрение;

групповая работа;

назначение консультантом;

выставка лучших работ.

Наиболее часто встречающиеся стимулы:

в 5-х классах – похвала, оценка, включение в учебную деятельность игр, юмористических минуток, взаимопроверка;

в 6-х классах – познавательные игры, задания практического характера, работа в парах и группах, креативные минутки;

в 7-х классах – познавательные игры, юмористические минутки, оценка, похвала, дозированное домашнее задание, сравнение своих результатов с прошлыми, положительные эмоции учителя.

Учителя часто включают “мнимые стимулы”, не имеющие социально-педагогической значимости: обещание поставить оценку “5”, отпустить до звонка, обещание наказания (угроза вызвать родителей, поставить неудовлетворительную оценку и прочее), ссылки учителя на усталость, плохое самочувствие.

Под самоопределением старшеклассника мы понимаем процесс конструирования им близкой, реально осуществимой и далекой перспективы на основе свободного выбора целей, средств и путей саморазвития, включающего в себя как совокупность индивидуальных ценностей, реальных действий. В настоящее время актуальные проблемы личности, ее самоопределения требуют новых педагогических решений, остро стоит вопрос о поиске современных методов, форм и средств обучения, способствующих эффективному самоопределению школьников.

Сегодня традиционное образование дополняется новыми формами, стимулирующими личностную инициативу, и выступающими в качестве движущей силы самоопределения учащегося. Среди них актуализируются достаточно известные ранее олимпиады, смотры, конкурсы, фестивали, которые в настоящий момент испытывают трансформацию и становятся самостоятельным явлением педагогической действительности

Одним из условий самоопределения старшеклассников считается создание ситуаций успеха. Ситуации успеха позволяют пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя, в свои творческие возможности. Успех – это механизм самосовершенствования, саморазвития школьника. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить самочувствие ученика, ритм, стиль и качество его деятельности, характер взаимоотношений с окружающими. Проблема создания ситуации успеха не нова для психолого-педагогической науки и школьной практики. Очевидно, что в учебно-воспитательном процессе ситуацию успеха необходимо создавать каждому школьнику, поскольку переживаемый человеком успех является источником его движения к новым достижениям, самосовершенствованию, развитию и самоопределению личности ребенка.

Источник

« В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком.»

Август Бебель (деятель германского и международного рабочего движения)

Общественная потребность в саморазвитии зафиксирована в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) начального общего образования второго поколения. В нём отмечается, что на ступени начального общего образования в школе должно осуществляться формирование следующих основ: умение учиться, развивать способности школьника к самоорганизации и целеопределению своей деятельности, умение следовать ставящимся задачам, планировать свою учебную деятельность в соответствии с ними, осуществлять их контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Стандарт ориентирован на становление личностного развития выпускника начальных классов; помимо освоения основной образовательной программы начального общего образования. Он ориентирован на готовность и способность обучающихся к саморазвитию, на самомотивацию к обучению и познанию.

В качестве самой большой ценности признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Перед современной школой стоят задачи, связанные с созданием условий для интеллектуального и духовно – нравственного развития учащихся, воспитания в каждом школьнике потребности в самообразовании, самовоспитании и саморазвитии

Младшие школьники только – только делают первые неуверенные шаги в большой мир социума, они только начинают познавать себя как личность и уже ищут ответ на вопрос: «А как же мне утвердиться? Как стать лучше?». Ребёнок младшего школьного возраста постоянно нам повторяет: «Вот он Я! Я – такой».

Я считаю,что формирование психоэмоционального состояния младшего школьника играют важную роль в процессе саморазвития и самообразования . Педагог обязан способство­вать повышению уверенност­и в своих силах у детей и развитию самооценки­ каждого ученика. Формирование адекватной­ самооценки обеспечива­ет положитель­ное психоэмоци­ональное состояние, доброжелательная обстановка­ уменьшает чувство беспокойст­ва и тревоги.

Для поддержания положительного психоэмоционального состояния школьника в своей работе я использую: заповеди школьника, которые принимаются обучающимися в 1 классе.

Заповеди школьника

1. Не отнимай чужого, но и не все свое отдавай.

2. Попросят – дай, пытаются отнять – защищай.

3. Не дерись без обиды. Не обижайся без дела.

4. Сам ни к кому не приставай.

5. Зовут играть – иди, не зовут – попроси, это не стыдно.

6. Играй честно, а если выпало водить, то отваживайся.

7. Не дразни, не выпрашивай ничего.

8. Из-за отметки не плачь, будь гордым.

9. Не ябедничай за спиной у товарища.

10. Не будь грязнулей: дети грязнуль не любят.

11. Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе домой пойдем.

12. Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

Для определения эмоционального самочувствия маленького школьника, я провожу различные методики. Одна из них

«Отчего у меня легко на сердце

Назначение: выявление причин хорошего или плохого настроения, тревожности.

Заранее готовлю сердечки, размер каждого сердечка15х20 см., так чтобы ребёнок смог без труда записать туда несколько фраз и слов. Понадобятся также цветные карандаши или фломастеры.

Учащимся раздаю сердечки. «Ребята, иногда люди говорят, что у них «легко на сердце» или «тяжело на сердце». Давайте попробуем с вами разобраться ,отчего может быть тяжело на сердце, а отчего легко. Подумайте о себе и о своей жизни. На одной стороне сердечка перечислите то, отчего у вас на сердце тяжело, что доставляет вам огорчения. На другой стороне сердечка перечислите то, отчего у вас на сердце легко, что вас радует в жизни. После того, как напишете ,раскрасьте каждую сторону сердечка в свой цвет.

Вся эта работа служит отправной точкой для позитивных перемен в развитии личности, для формирования потребности в самовоспитании и саморазвитии младшего школьника.

Составной частью самовоспитания является самообразование — умение самостоятельно работать в соответствии с личными интересами и запросами. Не секрет, что одни школьники ограничиваются только программным материалом, а другие стремятся получить обширную дополнительную информацию, проявляя при этом инициативу и глубокую заинтересованность.

Мы знаем, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к обучению и знаниям равнодушно, без интереса и не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.

ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ – МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ

  1. Смысл учения (внутреннее отношение ученика к учению

  2. Мотив учении я(побудительная причина к действию)

  3. Постановка целей (направленность ученика ан выполнение действий)

  4. Эмоции (реакция ребенка на воздействие внешних и внутренних раздражителей)

  5. Интересы (познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению)

Формирование мотивации – это не «перекладывание» учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На практике формирование мотивов учения – это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом выступает не в роли простого наблюдателя за тем, как развивается мотивационная сфера учащихся, он стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов.

Важную роль в формировании самообразования и саморазвития имеет необходимость включения каждого ученика в творческую деятельность, обеспечивающую формирование и развитие его познавательных потребностей.

Развитие творческого потенциала дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, почувствовать себя умелым, талантливым, смелым, тем самым повышает его мотивацию к учению.

Во-первых, задача учителя заключается в том, чтобы повысить уровень детского восприятия окружающей действительности: в предметах, явлениях, поступках. Научить детей понимать истинную красоту, которая не всегда может быть яркой, громкой, а может быть тихой и спокойной, скромной и неброской. А, во-вторых, нужно учить не только воспринимать доброе и прекрасное, но и подводить их к тому, чтобы они были деятельными в своей жизни. Вместе с тем, одна из важнейших задач педагога – научить ребенка творческому видению. Ведь, именно, это умение отличает человека-творца, человека-созидателя.

Для привлечения к творчеству педагог должен учитывать:

1. Интересы ученика, личные качества, навыки, склонности. Ведь ребенок не пустой сосуд, который мы наполняем. Он субъект творчества.

2. Нужно учитывать то, что никто кроме него не даст «верного» решения стоящей перед ним творческой задачи. Например, если ребенок ищет, выбирает материалы для работы он решает истинно творческую задачу.

3. При выборе форм уроков, нужно учитывать то, что лучше всего может увлечь детей, а именно выбирать те занятия, где можно пофантазировать, и насколько возможно окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которая бы стимулировала бы самую разнообразную его творческую деятельность.

4. Как в игровых уроках, так и в обычных, нужно учитывать то, что ребенок начинает самовыражаться, начиная с первого класса. И поэтому, ему нельзя слишком сильно навязывать свое видение, а только подсказать, намекнуть, направить на правильный путь, поощрить нестандартный подход.

Для того чтобы у учеников развивался творческий потенциал, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи. Тот, кто не верит в себя, уже обречен на неуспех. Разумеется, эта вера должна быть обоснованной.

Необходимо также всемерно стимулировать стремление учащихся к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения. Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятое решение, теряет способность к творческой деятельности.

Существует огромное разнообразие приемов и методов развития творческого потенциала учащихся в педагогических технологиях:

1Личностно-ориентированные технологии

Личностно-ориентированный подход в образовании предполагает поворот школы к ребенку, уважение его личности, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов и интересов. Поэтому учебный процесс строится так, чтобы создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития творческого потенциала ученика, для его самоопределения и самореализации.

2.Здоровьесберегающие технологии.

Овладевать знаниями и усваивать новый материал способен только здоровый человек. Любое болезненное состояние снижает эффективность обучения. Для всех участников образовательного процесса сохранение физического и психического здоровья должно стать важнейшим условием для получения новых знаний. Учителю необходимо научить ребёнка сохранять и укреплять своё здоровье, привить навыки безопасного поведения, предотвратить излишние психологические и физические нагрузки на детский организм.

Виды физкульминуток.

  • Упражнения для снятия общего или локального утомления.

  • Упражнения для кистей рук.

  • Гимнастика для глаз.

  • Гимнастика для слуха.

  • Упражнения корректирующие осанку.

  • Дыхательная гимнастика

3.Технология индивидуализации (метод проектов)

Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов. Проект – это буквально “брошенный вперед”, то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности. Современный проект учащегося — это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

4.Игровые технологии.

Подводя итог, хочу обратить внимание на следующее. Если мы хотим действительно формировать потребность у учащихся в самообразовании и саморазвитии, хотим видеть на уроках неравнодушных творческих учеников, мы должны проводить уроки, формирующие творчество, а тем самым формирующим потребность в обучении, в системе. Это позволит учащимся привыкнуть к творческим заданиям, поможет не стесняться представлять свои творения на суд одноклассников и учителя, облегчит понимание ими предмета, сделает уроки интересными и разнообразными. И, конечно же, самим постоянно развивать свой творческий потенциал.

Только постоянный поиск, педагогическое мастерство и самостоятельность, объединение усилий ученика и учителя, взаимное уважение помогут в современном мире возродить интерес к обучению.

В заключение хочется сказать, что в нашей школе формированием потребности в обучении у учащихся занимаются не только учителя. 

Все мы, в той или иной степени, участвуем в процессе обучения, т.к. являемся для них семьёй. Психологи утверждают, что в семье, в которой доброжелательная, комфортная обстановка, в которой родители действуют сообща, а возникающие разногласия в воспитании и обучении решают не в присутствии детей, дети намного успешнее в обучении, нежели в противоположной семье.

Источник