Интеллектуальное развитие ребенка младшего дошкольного возраста
Если говорить о дошкольном возрасте, то есть периоде от 3 до 7 лет, то развитие интеллектуальных способностей тесно связано с типом мышления. У младших дошкольников (3 – 4 года) преобладает наглядно -действенное мышление, поэтому занятия должны включать в себя обязательно физическую активность и манипулирование предметами.
В 4-5 лет (средний дошкольный возраст) мышление развивается до наглядно – образного, поэтому возможно включать игрушки – заместители, ролевые игры и развивающие мультфильмы. А также игры на социальное взаимодействие и формирование морали.
Наиболее активный период развития интеллекта у детей приходится на старший дошкольный возраст, то есть 5 – 7 лет. Преобладает словесное и формируется абстрактно – логическое мышление, поэтому здесь вы уже можете включать дидактические и логические игры. Внимание постепенно становится более произвольным, поэтому ребенку уже легче сосредоточиться на решении сложных задач. Занятия следует проводить в форме игры, чтобы малыш, увлекаясь сюжетом, не замечал, как одновременно с этим учится. В другой форме вам будет крайне трудно провести занятие, ведь дошкольники неусидчивы, их воля неразвита, а условное торможение еще только формируется, поэтому маленькие дети не понимают, зачем им надо что – то изучать, когда хочется играть. Они не могут долго фокусировать внимание на чем – либо. Также не стоит ожидать от дошкольника энтузиазма по отношению к занятиям. Самый лучший вариант – замечать, когда у ребенка проявляется интерес к определенной деятельности (например к чтению, к рисованию, письму). Проводить занятия нужно не дольше 15 минут: вы заметите, когда малыш устанет и потеряет интерес.
Интеллектуальное развитие дошкольников тесно связано с эмоциями и социальным взаимодействием. Если ребенок ощущает себя комфортно в семье, чувствует себя любимым, его поддерживают и хвалят, то и умственно он будет развиваться гармонично. К тому же, основные навыки, умения и знания малыш приобретает благодаря контакту с семьей.
ИГРЫ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В 3 – 4 года ребенок активно исследует мир, ему все интересно, в норме он уже умеет говорить большое количество слов и строить предложения. Все свое любопытство он фокусирует на вас, поэтому именно в этот период родители начинают жаловаться, что кроха не умолкает ни на миг, все время о чем – то спрашивает и практически постоянно двигается. Чтобы направить его познавательную и двигательную активность в нужное русло, вы можете использоваться следующие игры на развитие интеллекта.
Положите перед малышом 4 игрушки, желательно из одной категории (например, животные: собака, лошадка, медведь, котенок). Попросите ребенка назвать игрушки, а затем отвернуться. Уберите одну игрушку, и когда малыш повернется, спросите: «Кто пропал?». Таким образом можно изучать цвета, если вы сделаете акцент на цвете (белый медведь, коричневая), формы, названия предметов и растений.
Достаньте чемодан или спортивную сумку и скажите ребенку, что вы едете на море (на природу, к бабушке) и что вам можно взять с собой только 5 вещей. Начинайте складывать вещи вместе с малышом, при этом называйте цифру. Так ребенок учится считать. Постепенно увеличивайте счет и включайте порядковые числительные (первый, второй и т. д.). Эту игру вы можете использовать в другой форме: корзинка на пикник, продукты в магазин, портфель в садик – вариантов множество. Благодаря данному упражнению также формируется логическое мышление.
Используйте ватман либо пространство комнаты. Нарисуйте схему города, в котором запрятан клад – его и нужно будет отыскать малышу. По дороге к кладу направляйте ребенка: сделай два шага вперед, повернись налево, теперь три шага вперед, под столом возьми письмо с загадкой. Прочитайте загадку малышу, а он должен будет отгадать – и так пока он не дойдет до финиша. Не делайте игру слишком долгой и сложной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Интеллектуальные способности ребенка во многом зависят от вас, а также от грамотности воспитателей и педагогов в детском саду. Если вы будете заниматься с малышом, включать развивающие и дидактические игры, то его умственное развитие будет проходить активно и эффективно. Разумеется, генетика и физиология играют большую роль в данном вопросе, но чаще всего отсутствие определенных знаний и навыков – это педагогическая запущенность и отсутствие должного внимания к своему ребенку.
Источник
Развитие интеллектуальных способностей
детей младшего возраста: 2-4 года
Младший возраст – важный период в развитии ребенка. Именно в этот период происходит переход малыша к новым со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.
Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда ребенок, недавно еще такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием.
Задача взрослого – поддержать стремление к самостоятельности, не подорвать веру ребенка в собственные силы, помочь ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.
Задачи интеллектуального развития:
- воспитывать интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим;
- побуждать детей открыто и искренне, выражать свои чувства;
- развивать представления об устройстве человеческого жилья, о предметах домашнего обихода, хозяйственной деятельности;
- формировать умение устанавливать связи между назначением предмета и его формой, материалом; пользоваться предметами в соответствии с их назначением;
- развивать интерес детей ко всему живому, к природе во всех ее проявлениях;
- иметь общие представления об объектах живой и неживой природы, растениях (отличительные признаки диких и домашних животных, характерные признаки, строение).
- уметь различать цвета, форму; сравнивать, сопоставлять пары; различать по выражению лица эмоциональные состояния;
- называть и различать взрослых и детей на картинках, их части тела и их действия;
- освоение структуры простого предложения, использовать системы окончаний существительных, прилагательных глаголов, уменьшительные суффиксы -чик -онок -енок;
- формировать пространственное и образное мышление.
Развитие интеллекта – включает в себе развитие памяти, восприятия, логического мышления, т.е. всех умственных способностей Основной неотъемлемой частью по развитию интеллекта младших дошкольников являются игры. «Без игры нет и не, может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое духовный мир ребенка вливается живительным потоком представлений, понятий. Игра- это искра, зажигающие огоньки пытливости и любознательности»,- писал В.А. Сухомлинский.
Огромную роль в умственном воспитание и развитие интеллекта играют дидактические игры. Игры должны соответствовать возрасту детей и задачам, которые решаются на данном этапе.
В нашей игротеке много интересных игр, привлекающих внимание детей своей занимательностью: «Чудо-дерево», «Сложи квадрат», «Геометрическая мозаика», «Мозаика», «Лего», счетные палочки, шнуровки. Большим подспорьем в развитие интеллектуальных способностей служат игры, сделанные своими руками, «Цветочная поляна», , «Волшебные нитки», « «Разноцветные прищепки», «Когда это бывает?», «Загадочный домик», «Цветные резинки», «Веселый счет», игры-эксперименты: «Игры с соломкой», «Музыка или шум», «Бумага, какая она?», «Что в коробке?». Младшие дошкольники обычно бывают увлечены самим процессом игры. Поэтому предлагаемые им игровые действия более просты и однотипны: отгадать разобрать, собрать, узнать. назвать. С помощью игры «Что в коробке?»,- дети знакомятся со значением света, его источником /солнце, фонарь, лампа/, усваивает, что свет не проходит через непрозрачные предметы/открыть крышку или прорезь и увидеть, что там лежит/.
«Математический коврик», учить различать и называть геометрические фигуры, цвета; отчитывать определенное количество предметов по образцу; находить ошибку, если количество предметов не соответствует числу, записанному цифры, стоящей рядом; находить предмет такой же формы. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, логического мышления, творческих способностей, пространственного воображения.
«Цветочная поляна» включает в себе работу по ориентировке в пространстве, сравнению предметов и совокупностей, пространственно-временным представлениям.
Счетные палочки традиционно использовались как счетный материал.
Однако их многообразные конструктивные возможности позволяют формировать геометрические представления у детей, развивать пространственное воображение. В играх со счетными палочками создаются большие возможности для развития не только смекалки и сообразительности, но и благодаря открытию новых способов действия с материалом активности и самостоятельности. Как из квадрата получить 2 треугольника, а из 8 палочек построить 2 квадрата? и т.д. Ведь мелкая моторика у детей развита еще слабо, а так хочется построить глубокий колодец, да еще постараться, чтобы он был ровный, не развалился.
«Волшебные нитки», «Шнуровки», «Цветные резинки» игры которые развивают сенсорные способности /восприятие формы, цвета, величины/, знакомят детей с геометрическими фигурами, их элементами. Развивают конструктивное умение составлять различные узоры и предметы
«Сложи квадрат» одна из развивающих игр по системе Никитиных. Складывая квадрат из разноцветных фрагментов различной формы, ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и степени сложности. Все детали необходимо перевернуть на лицевую сторону и сообразить, как из фрагментов одного цвета сложить квадрат. То есть в процессе ребенок с сенсорными эталонами цвета и формы, соотношением целого и части.
«Разноцветные прищепки» разноцветные бельевые прищепки -это главный тренажер для развития мелкой моторики, так как они тесно связаны с речевой функцией. Ведь интеллектуальное развитие ребенка, формирование его характера , эмоций, личности в целом непосредственно зависит от речи. Многократное повторение движения разжимая/ сжимая с усилением дает отличную тренировку пальчикам рук. Нужно научить ребенка брать прищепки тремя пальцами и прикреплять их любому плоскому предмету. Из прищепок и картонного круга можно сделать разноцветную ромашку, ежика, кактус, солнышко и т.д.
Работать с детьми, заниматься с ними, развивать и обучать их возможно только в системе. Выбирается игра для вовлечения ребенка в деятельность сравнения, со считывания, воссоздания и т.д, будь то непосредственно образовательная деятельность, игровая деятельность, прогулка или другие режимные моменты. При этом инициатива и развертывании игры, действия принадлежит ребенку. Например, во время уборки игрушек предложить мальчикам поставить все маленькие машинки на полку, большие-под стеллаж, а девочкам- посадить за один стол больших кукол, а за другой- маленьких.
Предложите детям на прогулке посмотреть вокруг и найти парные предметы: 2крыла, 2глаза. Во время сбора ребенка на прогулку спросите, у кого самый длинный шарф, а у кого- самый короткий; у кого- длинный и широкий; у кого- короткий и узкий. Как это узнать?
В свободное время расскажите детям о больших и маленьких животных.
Чаще беседуйте с детьми о том, какое время суток сейчас, какая погода, расскажите приметы времен года. Предложить детям нарисовать на земле или асфальте треугольник , а затем подумать и сказать, что может быть такой формы.
Во время сервировки столов спросите, какой посуды больше: чашек или тарелок и т.д.
Помните, игра выступает в роли стимулятора для развития интеллекта детей. Важно выбрать такие игры, которые развивали бы разнообразную умственную деятельность и развивали бы у ребенка именно то, что соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
Источник
Автор: Ханахмедова Лейла Тимуровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 1 “Семицветик”
Населённый пункт: город Гаджиево, Мурманская область
Наименование материала: презентация
Тема: “Интеллектуальное развитие детей младшего дошкольного возраста”
Дата публикации: 05.05.2018
Раздел: дошкольное образование
КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Подготовила: Ханахмедова Л.Т
.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 1 «СЕМИЦВЕТИК»
Необходимым условием качественного обновления
общества является умножение его интеллектуального
потенциала. Эффективное развитие интеллектуальных
способностей детей дошкольного возраста – одна из
актуальных проблем современности. Дети с развитым
интеллектом быстрее запоминают материал, более
уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой
обстановке.
Каждый ребенок любознателен и ненасытен в
познании окружающего мира. Для того, чтобы
любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в
постоянном умственном и интеллектуальном развитии,
заинтересован, наверное, каждый родитель.
Следовательно, взрослые, которые заинтересованы в
интеллектуальном развитии ребенка, должны направить
энергию малыша, его желание узнать как можно
больше, в нужное для этого русло. Дети удивительно
активны , они просто как губка впитывают в себя
все, что происходит вокруг.
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА»
Одна из важнейших задач воспитания
маленького ребенка – развитие ума,
формирование таких мыслительных
умений и способностей, которые
позволяют легко осваивать новое.
Но каждому взрослому следует понимать,
что интеллектуальное развитие ребенка
заранее не предопределено. Но его
можно ускорить, замедлить, остановить
на каком-то этапе.
Интеллектуальное развитие ребенка –
это сумма знаний и умений,
способность эти знания усваивать и
применять в решении нестандартных
ситуаций.
Основная задача воспитателя в работе с
детьми состоит в том, чтобы помочь
каждому ребенку поставить перед собой
посильные задачи, овладеть приемами их
решения и помочь найти применение
результатам своей деятельности.
Интеллектуальное развитие
ребенка предполагает наличие
у ребенка кругозора, запаса
конкретных знаний.
Ребенок должен владеть восприятием,
элементами теоретического отношения к
изучаемому материалу, обобщенными
формами мышления и основными
логическими операциями, смысловым
запоминанием.
В младшем дошкольном возрасте усложняется коммуникативное
поведение ребенка, развиваются различные функции речи, и начинает
развиваться социальное восприятие, возникают первые устойчивые
представления, образное мышление, воображение и новые
(продуктивные) деятельности .
В структуре детского восприятия происходят существенные изменения.
Совершенствуется предметное восприятие. Оно становится
анализирующим, осознанным, продуктивным.
В процессе восприятия внешних признаков (формы, размера, расположения,
цвета) у ребенка формируется способность «считывать» информацию о
внутренних, функциональных свойствах объектов.
Ребенок не только идентифицирует объекты по
определенному признаку, но и объединяет их в
группы с опорой на самостоятельно выделенный
признак.
Это существенно расширяет
возможности ребенка, ему становится
доступным формообразование в
рисунке,
конструирование целого из частей и пр., то
есть решение мыслительных задач на новом
уровне.
Третий-четвертый год жизни – пора вступления ребенка в
дошкольное детство, начало качественно нового этапа в
его развитии. Психологический выход из совместной с
взрослым позиции «Мы» и возникновение собственного
самостоятельного «Я», что составляет основу кризиса
перехода в дошкольное детство, меняет отношение
ребенка ко всему, что его окружает.
Если его интересы в раннем возрасте определялись миром
предметов, то в посткризисный период центральное место в поле
его осознания занимает мир людей. Он с любопытством изучает
взрослых, «открывает» для себя в новом качестве сверстника.
Начинается активное познание социальной действительности.
Человек, его деятельность, поведение, и, главное, отношения
между людьми, становятся объектами пристального внимания,
восприятия, подражания, наблюдения, осознания со стороны
ребенка.
Существенные изменения происходят в развитии
системы «взор-рука». Уровень развития
компонентов системы тесно связан с видом
ориентировочно-исследовательских действий,
которыми пользуется ребенок при выполнении
практических задач. В младшем дошкольном
возрасте ребенок уже активно пользуется методом
поисковой пробы (рука лидирует, взор следует за
рукой) и практического промеривания (движения
руки и движения глаз осуществляются
одновременно). Начинается переход на зрительные
способы ориентировки – зрительное промеривание,
когда зрение постепенно становится ведущим по
отношение к руке. При выполнении знакомых задач
они могут пользоваться и зрительным
соотнесением (рука подчиняется взору) .
У детей четвертого года жизни продолжает
активно развиваться действенный способ
решения практических задач,
совершенствуются орудийные действия,
действия экспериментирования.
Большое значение для
развития ребенка этого
возрастного периода имеют
первые представления о себе
и окружающих людях.
Очень существенно, что уже в это время ребенок
устанавливает определенные временные (логические)
связи. Он способен понимать последовательность близких
его бытовому опыту событий. На этом строятся игровые
цепочки, последовательность которых адекватна логике
реальной жизни.
Ребенок осознает свой эмоциональный,
бытовой, предметно-игровой и
коммуникативный опыт, стремится отразить
его в игре, неумелых рисунках и сообщениях
«из личного опыта».
Способность к решению задач в плане образов-представлений
выражается в овладении формообразованием и появлении
предметного (узнаваемого) рисунка, социального (позиционно-
ролевого) замещения в игре, умении работать по простейшему
образцу, конструированию целого из частей и пр.
Младшем дошкольном возрасте для интеллектуального развития огромное
значение приобретает познавательная функция речи. Это касается тех сведений,
которые ему сообщает взрослый в ответ на пытливые вопросы ребенка, активно
пополняется словарный запас словами обобщающего характера, глаголами,
названиями свойств и отношений и пр. Именно в этом возрасте у детей возникают
и различные виды словесной регуляции деятельности .
Таким образом, развитие интеллекта детей
младшего дошкольного возраста имеет
характерные особенности.
В это время дети проявляют
особенную любознательность в
отношении вещей и событий.
Каждого ребенка переполняет
желание изучать и учиться.
Большинство навыков и знаний
приобретается детьми из игры.
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста
осуществляется совместными усилиями воспитателей и
родителей, которых объединяет общий взгляд на детей..
Суть его состоит в признании способности детей к
глубоким интеллектуальным переживаниям и радости,
уникальности каждого ребенка, неповторимости его
личности.
При этом взрослые, уважая личность ребенка, создают ряд
непреложных истин: ребенок не объект для изучения, а человек,
которого необходимо познавать в развитии; дети имеют врожденную
тенденцию к росту и созреванию, обладают внутренней интуитивной
мудростью; интерес к таинственному живет в любом человеке с
рождения,
каждый малыш – исследователь.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Источник