Интеллектуальное развитие ребенка и его нарушения

Интеллектуальное развитие ребенка и его нарушения thumbnail

Умственная отсталость у детей – это снижение познавательной деятельности, обусловленное патологиями головного мозга и ЦНС. Психика такого ребенка развивается по особому «сценарию», не так, как у других детей. Происходит полное изменение личностных качеств. Нарушения сказываются не только на умственных способностях, ребенок отстает в физическом развитии, возникают поведенческие расстройства, страдает эмоциональная и волевая сфера.

Признаки

Прежде всего стоит отметить, что отставание в интеллектуальном развитии не является заболеванием, от которого можно исцелиться. Это состояние вызывается необратимыми изменениями коры головного мозга еще на этапе формирования нервной системы в перинатальном периоде. Основные действия врачей и других специалистов будут направлены на социализацию такого ребенка в обществе и обучению его простейшим навыкам.

Признаки умственной отсталости у детей:

  • низкий уровень познавательной активности. Ребенок попросту не понимает, зачем ему что-то нужно узнавать, а значит и не хочет прилагать усилия в этом направлении;
  • моторика практически не развивается;
  • значительное отставание в речевом развитии, маленький словарный запас. Ребенок не может выстраивать предложения, произносит слова неправильно;
  • отсутствие абстрактного мышления, невозможность выполнить даже самые простые логические операции, мыслительные процессы замедлены или полностью отсутствуют;
  • ребенок играет в самые простые игры, поскольку он способен только подражать окружающим. Труд такой ребенок выбирает очень легкий, поскольку это не требует волевых усилий;
  • настроение может резко колебаться без особых на то причин, возбудимость может быть как достаточно высокой, так и низкой;
  • ребенок воспринимает окружающий его мир со значительными трудностями, он не способен ориентироваться в пространстве. Такие дети не в состоянии понять процесс формирования целого из отдельных частей, не могут определять главное;
  • концентрация внимания отличается непродолжительностью, переключение с одного вида деятельности на другой происходит очень медленно.

Для детей с подобными отклонениями характерна произвольная память, они обычно сосредотачиваются на внешних признаках объекта, нежели на его внутренних особенностях.

Признаки умственной отсталости у детей могут проявиться сразу после рождения, но чаще всего эту патологию выявляют после 3-х лет. Время постановки диагноза во многом зависит от тяжести состояния: чем значительнее поражение ЦНС, тем раньше будут заметны симптомы умственной отсталости.

Формы заболевания

Под умственной отсталостью у детей обычно понимают олигофрению. Но также встречается и иная форма этого состояния – деменция. Эти две патологии имеют несколько существенных различий:

  1. Олигофрения является состоянием, которое развивается в период внутриутробного формирование плода или в течение первых 3-х лет жизни ребенка. То есть, такой дефект чаще всего является врожденным. Причинами поражения ЦНС в этом случае могут быть наследственные факторы, родовые травмы, в частности – асфиксия, инфекционные заболевания, перенесенные матерью в период вынашивания, а также злоупотребление родителей алкогольными и наркотическими средствами.
  2. Деменция возникает у ребенка после трёх лет. Органическое поражение ЦНС может возникнуть в результате травмирования головного мозга или стать осложнением инфекционного заболевания (менингит и т.д.), также может развиться на фоне шизофрении, эпилепсии и других психических патологий. Приобретенное слабоумие проявляется в снижении интеллекта, но до возникновения дефекта, развитие ребенка обычно соответствует возрастной норме.

Кроме того, сегодня под отставанием в умственном развитии нередко подразумевают низкий интеллект на фоне педагогической и социальной запущенности. В современной же классификации болезней данное состояние описано как расстройство интеллектуального развития.

Отсталость в умственном развитии может различаться не только по времени возникновения. Деление на виды производится, исходя из тяжести поражения ЦНС, а также конкретного места. Традиционно выделяется три степени олигофрении: дебильность, имбецильность и идиотия. Однако современная классификация исключает эти названия, поскольку они уже давно вышли за рамки медицинской терминологии и приобрели негативную социальную окраску. Сегодня отставание в интеллектуальном развитии может быть легким, умеренным, тяжелым и глубоким.

Дебильность или легкая форма

При дебильности наблюдаются наименьшее поражение ЦНС, такая форма отсталости является относительно легкой. Дети способны произносить небольшие фразы, они весьма наблюдательны и упрямы, их отличительной чертой является неспособность к обману.

Дебильность может быть нескольких типов:

  • неосложнённая дебильность. Это состояние характеризуется отставанием только в интеллектуальном развитии. Серьезных отклонений в эмоциональной и волевой сфере не наблюдается;
  • с осложнениями в виде нарушения анализаторов. Характеризуется вторичными отклонениями;
  • осложнения в виде нейродинамических нарушений. Патология сопровождается повышенной утомляемостью и плохой координацией, развивается после поражения коры мозговых полушарий;
  • лобная недостаточность, как осложнение дебильности, приводит к тому, что у ребенка становятся вялыми руки. Он вообще не способен ориентироваться в пространстве, а его поведение становится немотивированным;
  • психопатные поведенческие формы приводят к тому, что возникает недоразвитие всех личностных качеств. Это наиболее тяжелая форма патологии.

Дети с дебильностью способны к обучению в обычной школе, но при этом используются вспомогательные программы и специальные методики. В ходе коррекционных и образовательных занятий дети способны научиться считать, писать и читать, а также они усваивают простейшие знания об окружающем мире и приобретают простейшие трудовые навыки.

Умеренная и тяжелая форма или имбецильность

При умеренном поражении головного мозга развивается имбецильность. Этот диагноз подразумевает, что ребенок способен понять обращенную к нему речь, сам обладает относительно развитыми речевыми навыками, может научиться выполнять несложные автоматические действия после длительного обучения.

Читайте также:  Карты развития ребенка нежнова

У имбецилов нарушена поведенческая сфера, внимание довольно неустойчивое. Такие дети очень сложно поддаются обучению, поскольку не понимают смысла своей работы и полностью безразличны к ее результатам. Они обычно очень привязаны к своим воспитателям.

Своевременная коррекция при имбецильности позволит детям овладеть такими навыками:

  1. Несложные трудовые операции.
  2. Способность к самообслуживанию, но в меру способностей конкретного ребенка.
  3. Ориентация в быту.
  4. Основы правильного поведения.

В процессе коррекционной работы с такими детьми особе внимание уделяется развитию у них психических функций и познавательной деятельности. Имбецилы признаются недееспособными, процесс их обучения осуществляется в специализированных детских домах.

Глубокая степень или идиотия

Идиотия является наиболее тяжелой формой патологии. Ребенок не в состоянии осмыслить окружающий его мир, речевые функции весьма ограничены. Сильно нарушена координация движений, поведенческие и эмоциональные расстройства, также нарушена моторика. Все желания таких детей направлены лишь на удовлетворение потребностей, обусловленных физиологией человека.

В свою очередь, идиотия делится на три вида:

  • глубокие идиоты, их также могут называть полными и лежачими. У таких детей отсутствуют ощущения, их поведение сродни поведению животных, раздражители могут вызвать неадекватную реакцию. Не способны к самообслуживанию;
  • типичные идиоты имеют более выраженные инстинкты. Для того чтобы иметь возможность удовлетворять свои потребности, такие дети даже могут произносить несколько звуков, но больше этого речь не развивается;
  • речевые идиоты способны произносить некоторые слова, у них присутствует реакция на окружающих людей и мир, но познавательной деятельности у них нет. Особенностью этого состояния является низкая координация и неуверенные движения.

Дети с таким диагнозом признаются недееспособными, они не обучаемы. Усилия специалистов обычно бывают направлены на то, чтобы идиоты смогли приобрести простейшие навык самообслуживания. Процесс коррекции этого состояния производится в условиях специализированных детских интернатов.

Причины

Выше уже упоминались некоторые причины нарушений, которые приводят к отставанию ребенка в интеллектуальном развитии. Это различные травмы и осложнения во время родов, воздействие на плод токсичных веществ или возбудителей инфекционных заболеваний. Однако больше половины случаев обусловлены генетическими причинами.

Некоторые хромосомные аномалии приводят к нарушению дозового баланса генов, также может возникать дисфункция отдельных генов. На сегодняшний день выявлено более 1000 генов, мутации которых могут привести к развитию различных видов отставания в интеллектуальном развитии.

Обучение и воспитание

Способными к обучению являются дети с такой формой задержки интеллектуального развития, как дебильность. Такие дети могут посещать обычные школы, но их обучение ведется по вспомогательным программам. Но не стоит оценивать их по количеству полученных знаний, намного важнее научить отстающего ребенка навыкам, которые помогут ему в дальнейшем. Если он будет расти в любви при поддержке близких людей, то он сможет научиться выполнять простейшие трудовые операции, и выполнять их он будет с удовольствием.

Умственная отсталость не излечивается, такие люди на всю жизнь останутся добродушными детьми, которые не умеют врать. Они хорошо обучаются рукоделию, с удовольствием помогают по хозяйству. Если близкие будут с ними постоянно разговаривать, читать им познавательные книги и показывать развивающие телепередачи, то человек с умственной отсталостью будет развиваться. Отсутствие такой поддержки приводит к неизбежной деградации и утрате приобретенных навыков.

Источник

В человеческом сообществе вряд ли можно найти 2-х одинаковых людей. Каждый человек – это индивидуальная личность с оригинальными чертами и качествами. В этом отношении взрослые и дети с нарушением интеллекта не являются исключением. Даже люди с умственными недостатками, принадлежащие к одной из самых многочисленных групп лиц с ограниченными возможностями в современном обществе, не образуют однородную группу. Они разные.

Определение умственной неполноценности

По мере того, как происходят изменения в понимании нарушений интеллекта, обновляются и определения расстройства.  Например, характеристика нарушений интеллекта, представленная ВОЗ, определяет их следующим образом: «Состояние остановленного или неполного психического развития, характеризующееся, в частности, нарушением навыков, проявляющимся на протяжении всего периода развития, затрагивающим все компоненты интеллекта, т.е. познавательные, речевые, двигательные, социальные способности. Нарушение может возникать одновременно с другими соматическими или психическими расстройствами, либо без них». (ВОЗ, МКБ-10).

Другое определение говорит о «неспособности достичь соответствующей степени интеллектуального развития (менее 70% от нормы), несмотря на получение соответствующей воспитательной стимуляции».

Американская ассоциация по вопросам умственной отсталости и пороков развития (AAIDD – American Association on Intellectual and Developmental Disabilities) определяет нарушение интеллекта следующим образом: «Умственная отсталость – это сниженные способности, характерные значительными ограничениями интеллектуальных функций и адаптивного поведения, что отражено в концептуальных, социальных, практических адаптивных навыках. Расстройство проявляется до 18-летнего возраста». В дополнение к границе в 18 лет (проявляющееся нарушение интеллекта у подростков), некоторые авторы указывают на более ранний период – 2-летний порог, причем, нарушение, развивающееся после этого возраста, называется деменцией.

AAIDD излагает 5 предположений для применения предыдущего определения:

  1. Уменьшение текущей функциональности необходимо судить по отношению к окружающей среде и обществу, типичному для возраста и культуры личности.
  2. Учитывает культурное и языковое разнообразие.
  3. Учитывает индивидуальные различия в общении, восприятии, движении, поведении.
  4. У каждого человека, помимо ограничений, учитываются его сильные стороны.
  5. Одновременно с определением поражения человека следует разработать индивидуальную целевую систему поддержки – при ней качество жизни человека с нарушением интеллекта будет улучшено в целом.
Читайте также:  Перцептивного развития ребенка что это

Из этого определения становится очевидным тот факт, что умственная отсталость является переменной. Она не зависит исключительно от поражения человека, но также учитывает влияние внешней среды. Особое внимание уделяется важности целенаправленной поддержки, основанной на конкретных навыках и потребностях людей с психическими расстройствами.

Сегодня для диагностики нарушений интеллекта используются различные способы и подходы, позволяющие учитывать различные взгляды на проблему. Из этих подходов исходит миссия служб, предоставляемых людям с ограниченными возможностями.

Причины нарушений интеллекта

Нарушение интеллекта у детей дошкольного возраста может быть вызвано внутренними или внешними причинами, причем оба компонента взаимосвязаны. Внутренние влияния включают нарушения в структуре или функции генетического аппарата. Сюда относятся психические расстройства, вызванные хромосомными аберрациями (синдром Дауна, синдром Тернера), дефектами количества половых хромосом, нарушениями метаболизма, полигенным наследованием.

Девочка

Внешние причины разделяются в соответствии с периодом, в котором они действуют. От зачатия до рождения принимаются во внимание:

  • биологические факторы (бактерии, вирусы);
  • химические эффекты (алкоголь, наркотики, никотин);
  • физические факторы (рентгеновское излучение, травмы).

Классификация ментальных нарушений

Следующая классификация описывает некоторые особенности, общие для людей с определенной степенью нарушений интеллекта. Однако важно подчеркнуть, что из-за индивидуальности каждого человека невозможно подходить к людям с ментальными расстройствами исключительно на основе этих характеристик.

Легкая степень (IQ 50-69)

Эти дети способны соблюдать некоторые правила логики, но в их общении отсутствует большинство абстрактных понятий, они используют конкретные обозначения. Преимущественно они достигают полной независимости в личном уходе и практических домашних навыках, даже если их развитие идет медленнее по сравнению со стандартным. Это дает относительно хорошую возможность для их проявления на рынке труда.

Средняя степень (IQ 35-49)

Обучение этих детей ограничено механическими условностями. Для фиксирования чего-либо существует потребность в частом повторении. Они могут справляться с обычными привычками, простыми навыками, особенно в области самообслуживания, выполнять простые рабочие задачи, при условии отсутствия необходимости в скорости и точности.

Тяжелая степень (IQ 20-34)

Особенности развития ребенка с нарушениями интеллекта представлены способностью понимания только основных контекстов и отношений. Ограничения также очевидны в речевых навыках. Он осваивает несколько ошибочно сочлененных фраз, которые, кроме того, использует неточно. Иногда дети с этой степенью расстройства интеллекта вообще не разговаривают. Их обучение сильно ограничено, требует долгосрочных усилий. Тем не менее, благодаря систематическому, квалифицированному реабилитационному и образовательному уходу, можно поспособствовать развитию двигательных навыков, способности общения этих людей, что улучшит их качество жизни.

Глубокая степень (IQ ≤ 19)

Часто речь идет о комбинированном расстройстве. Познавательные способности почти не развиваются, как и артикулированная речь. Люди с такой степенью поражения в наибольшей степени способны различать известные и неизвестные стимулы, реагировать на них с удовольствием или неприязнью.

Другие умственные расстройства

Определение степени нарушения интеллекта затруднено из-за связанных соматических или сенсорных расстройств, аутизма или тяжелых поведенческих дефектов.

Малыш

Неопределенная умственная отсталость

Это обозначение используется в случаях, когда детская умственная недостаточность доказана, однако трудно или невозможно определить ее уровень, следовательно, отнести человека к одной из предыдущих категорий.

Детский аутизм

Детский аутизм входит в число первазивных расстройств развития. Это группа, характеризующаяся качественным нарушением взаимного социального взаимодействия на уровне общения и ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и деятельности.

Симптомы:

  • В общении. Ребенок не реагирует на свое имя, не говорит, что хочет, имеет замедленное развитие речи, не отвечает на наставления. Иногда создается впечатление, что малыш глухой. Он не махает рукой на прощание, сказав несколько слов, останавливается. Частота детского аутизма оценивается в 5-10/10000 детей; чаще расстройство регистрируется у мальчиков.
  • В социальном взаимодействии. Отсутствие социального сотрудничества. Ребенок предпочитает играть в одиночку, он очень независим, плохо поддерживает зрительный контакт, не интересуется другими детьми. Создается впечатление, что он живет в своем собственном мире.
  • В поведении. Для ребенка характерны истерики, негатив, неспособность к сотрудничеству. Он может целый день заниматься определенными вещами, ходит на цыпочках, не знает, как играть с игрушками, все складывает в ряд, преувеличенно реагирует на определенные материалы или звуки, делает особые движения.

Показатели детского аутизма:

  • до 12 месяцев не «агукает», не жестикулирует, не машет рукой на прощание;
  • до 16 месяцев не использует слова;
  • до 24 месяцев не использует предложения;
  • потеря любых речевых или социальных способностей в любом возрасте.

Интеллект аутистов

Только очень небольшой процент детей с аутизмом имеет некоторые существенные способности, которые можно определить как «изобретательные». Аутизм в основном связан с психическими расстройствами.

Общение в школьном коллективе

Аутисты в школьном коллективе выглядят как инопланетные гости: показывают поведенческие проблемы, кричат, разрушают вещи, имеют проблемы с адаптацией.

Образовательное общение с аутистами

При нарушении интеллекта у дошкольников важно помочь им понять окружающую среду, максимально облегчить общение с ним. Ребенок нуждается в определенном порядке, чтобы иметь возможность ориентироваться в хаотичном для него мире.

Где искать помощь?

Можно обратиться в детскую психиатрию, неврологию, специальный педагогический центр для расстройств аутистического спектра.

Читайте также:  Нормы развития ребенка до года для мальчика

Дети

Синдром Аспергера

Синдром Аспергера также относится к первазивным расстройствам развития.  Ребенку трудно общаться, создавать социальные связи, у него имеется недостаток воображения. Дети с этим синдромом могут быть заинтересованы в общественной жизни, но для них проблематично понимание невербальной коммуникации. Они имеют особые интересы (изучение списков, расписания автобусов на память), могут долго говорить о своих интересах, не понимая, что окружению это не интересно, настойчиво доказывают свое мнение.

При синдроме Аспергера типична важность только собственного удовлетворения, чувство необходимости и желание угодить родителям и другим членам семьи, в отличие от других детей, у них отсутствует.

О синдроме Аспергера сегодня имеется мало данных. Вероятно, он возникает гораздо чаще, чем аутизм. Важно своевременно выявить расстройство, обеспечить ребенку правильную воспитательную и образовательную помощь еще в детстве, чтобы научить его управлять возникающими трудностями. Ребенок с синдромом Аспергера плохо реагирует на изменения, не понимает правил игры.

Интеллект детей с синдромом Аспергера

Умственный интеллект – в норме, у определенного процента детей даже проявляются способности выше средних, но эмоциональный и социальный интеллект находится в значительном дефиците. Люди с синдромом Аспергера испытывают трудности в понимании социальных ситуаций, им тяжело понять чувства других людей, поставить себя на их место.

Общение в школьном коллективе

Дети с синдромом Аспергера часто неподобающе ведут себя ​​в классе, неадекватно реагируют на плохую оценку – кричат, плачут, бегают по классу, отказываются общаться с учителем. Из-за такого поведения другие дети могут их либо игнорировать, либо обижать.

Мальчик

Образовательное общение

В вопросе, как развить ребенка с нарушенным интеллектом, страдающим синдромом Аспергера, важен авторитет. Но достигать его следует не криком и силой, а любовью и пониманием. Нельзя использовать телесные наказания, прерывать деятельность ребенка без предупреждения. Спросите его, что помогает ему успокоиться. Важна похвала, отсутствие иронии, метафор.

Конкретный возраст для диагностики синдрома Аспергера

Первые симптомы не так однозначны, как при аутизме. Развитие речи не задерживается, как и психическое развитие (преимущественно), поэтому расстройство часто диагностируется позже. Средний возраст определения синдрома Аспергера – 11 лет.

Где искать помощь?

Как и при аутизме, целесообразно обратиться в детскую психиатрию, неврологию, специальный центр для расстройств аутистического спектра.

Синдром Дауна

В большинстве случаев синдром Дауна диагностируется после рождения. Родители испытывают разочарование, и даже шок из-за того, что их малыш «не такой», как они ожидали. Это нетипичная и сложная ситуация. Иногда требуется помощь специалиста в области психологии.

Признаки синдрома Дауна проявляются вскоре после рождения. Для новорожденного с этим расстройством типичны наклонные глаза, между внутренним углом глаз и носом имеется складка. Следующий признак – сплющенный нос, широкий лоб, короткая толстая шея, на которой кожа якобы висящая. Расстройство характеризуется низко расположенными ушами, большим языком, что приводит к дискомфорту человека – он почти постоянно имеет открытый рот, т.к. язык в нем не помещается.

Новорожденные младенцы имеют нарушения мышечного тонуса – мышцы очень слабы, как будто тряпичные. По мере роста, становятся все более заметными другие признаки болезни. Они включают низкий рост, сильное телосложение, короткие пальцы на руках.

Есть много осложнений, связанных с болезнью. Наиболее распространенные – заболевания сердца. В течение короткого времени проявляется нарушение психомоторного развития – ребенок психически или физически не развивается должным образом. Ментальный уровень человека с синдромом Дауна снижен, IQ колеблется  в пределах 30-60 баллов.

Методы воспитания при синдроме Дауна

Опыт родителей и экспертов показывает, что развитие детей с этим расстройством протекает вполне нормально, но оно намного продолжительнее и медленнее. Каждый прогресс, в сравнении с другими детьми, где все проходит более или менее естественно, является результатом интенсивных упражнений и/или целевого обучения. Поэтому воспитание и обучение ребенка с синдромом Дауна более требовательное; необходимо терпение, индивидуальный подход.

Парень

Диагноз в основном касается моторического и речевого развития. Напротив, в эмоциональной и социальной области эти дети часто значительно превосходят своих сверстников. При правильной помощи они осваивают принципы повседневной деятельности, включая:

  • самообслуживание;
  • чтение и письмо;
  • активное участие в семейной жизни;
  • занятия различными видами спорта;
  • игра на музыкальных инструментах;
  • обучение танцам и множество других навыков.

Однако, такой прогресс обычно занимает длительное время, требует больших усилий, работы, постоянного повторения.

Когда идти к врачу?

В случае присутствия в семье человека с синдромом Дауна, в рамках планирования беременности, рекомендуется пройти генетический тест.

Советы в заключение

Имейте в виду, что обучение навыкам общения поспособствует приобретению других навыков, хотя на первый взгляд это может быть не очевидным. Работа с ребенком, направленная на улучшение способностей к общению, поможет вам легче сориентироваться в социальных ситуациях, научиться вести себя соответственно конкретному случаю.

Цель состоит в осознании ребенком важности завершения каждого действия. Узкий акцент на развитие навыков сопряжен с риском чрезмерного сосредоточения на действиях малыша. Подражайте тому, что делает ребенок, попытайтесь войти в его мир. Посмотрите на вещи с его точки зрения, не пытайтесь приспособить малыша к «вашему» миру.

Источник