Интеллектуальное и социальное развитие ребенка раннего возраста

Интеллектуальное и социальное развитие ребенка раннего возраста thumbnail

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Интеллект – это прижизненно формирующаяся система высших психических функций, которая обеспечивает адаптацию к изменяющимся условиям среды и успешное решение возникающих перед человеком проблем и задач без пробных предметных действий.

Наиболее близким по содержанию категории интеллекта является понятие «мышление», оба они отражают связанные между собой свойства психической реальности. Решить проблему «мышление и интеллект» можно, используя категории «процесс» и «система и свойство». Интеллект характеризует структуру и свойства некоторой функциональной психической системы связанных между собой компонентов, а мышление – процесс функционирования психической системы, обеспечивающей адекватное и адаптивное поведение, а также нахождение продуктивного результата при решении проблем. При исследовании мышления выявляются динамические свойства функционирования интеллекта как системы.

Мало изученным является вопрос о возрастной динамике интеллекта и поэтому в литературе представлены противоречивые взгляды на закономерности формирования интеллекта у детей. Полезным может оказаться сопоставление формы интеллекта и стадии становления мышления, которые в психологии изучены лучше. Если принять за истину то, что невербальному интеллекту соответствует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а вербальному – словесное и словесно-логическое, то можно сделать вывод о первом этапе развития интеллекта как становлении невербального интеллекта. Вербальный интеллект формируется позднее в онтогенезе на основе относительно развитых перцептивных способностей и накопленного опыта предметно-практической деятельности в среде.

Различия в уровне развития общего интеллекта и разница в баллах выполнения тестовых заданий – это результат не только обучения и воспитания, но и различий в наследственности испытуемых. В исследованиях последних лет получен неожиданный, но постоянно появляющийся факт большей генетической обусловленности вербального интеллекта по сравнению с невербальным. Имея в виду эти положения, становится понятным, почему так важен этап становления речи в раннем возрасте. Разная степень успешности освоения речи ребенком, в большой степени зависящая от социальной ситуации развития, определяет формирование высших психических функций. Причем не только по общесистемным механизмам – как целое детерминирует части, но и менее изученным способам – через экспрессию генов в мозговых структурах в ранних возрастах.

В дошкольном возрасте происходит дальнейшее развитие интеллекта, который меняется не только по количественным параметрам, но и качественно. Качественные изменения интеллекта как системы познавательных функций, и средства оптимальной адаптации к меняющейся среде, касаются усложнения структуры и индивидуализации его функционирования.

Интеллект дошкольника даже в возрасте 6,5-7 лет еще не дифференцирован и представляет единую диффузную систему без специализации отдельных компонентов, которые могут у разных детей развиваться с различной скоростью. Вместе с тем, три ведущих компонента в виде вербального, невербального и общего интеллекта присутствуют в ситуациях решения любых познавательных задач, что свидетельствует о структурном обогащении интеллектуальной системы. Причем, наблюдая за деятельностью старших дошкольников в”ситуациях решения нестандартных задач, удается отметить соотношение, общего интеллекта с продуктивным воображением и креативностью. Чем богаче воображение у ребенка, чем лучше он использует память при решении практических задач, тем легче он обучается новым навыкам и осваивает новые формы деятельности. Итак, воображение у старших дошкольников начинает включаться в произвольную интеллектуальную деятельность. При этом отметим ведущую роль обучения ребенка операциям мышления через игру и совместную деятельность со взрослым. Согласно воззрениям Л. С. Выготского, обучение в старшем дошкольном возрасте «ведет» за собой когнитивное развитие, а через развитие высших психических функций оно ускоряет созревание кортикальных формаций, являющихся ключевыми в познавательной деятельности: теменно-височных и лобных отделов коры.

В старшем дошкольном возрасте можно заметить еще одно качественное изменение в когнитивных функциях: благодаря включению ребенка в более богатые социальные отношения за счет его взаимодействий со сверстниками, интенсивно накапливается опыт его самореализации в социальном мире, участия и разрешения внешних конфликтов. Ребенок накапливает, обобщает знания о себе, своем месте среди сверстников, формирует более детальную картину «Я-образа», которая постепенно обогащается когнитивным содержанием. Когнитивный компонент «Я-образа» на границе шести-восьми лет трансформируется в «Я-концепцию». Эти изменения в самосознании ребенка параллельно с положительной динамикой интеллектуальных функций приводят к проявлению социального интеллекта. Работами последних лет показан факт включения в структуру социального интеллекта дошкольника самооценочных и интеллектуальных характеристик. Оказалось, что уровень развития социального интеллекта старших дошкольников определяется степенью адекватности интегральной и парциальных их самооценок. Социальное поведение, строясь на перцептивных способностях распознавать знак и качество эмоционально окрашенных отношений и на способностях организовывать адекватные ответные действия, успешно в случае адекватных самооценок, отражающих широту и богатство социального опыта ребенка. Неадекватная самооценка способствует формированию либо конформного, либо конфликтного поведения в социальной среде. Однако, специфика самооценки не полностью определяет успешность поведения дошкольника в микро- и макросоциуме, так как степень адекватности социальных отношений и реализации личностных задач зависит еще и от уровня развития вербального и общего интеллекта. Вербальный интеллект как важнейший для социального развития определяет качество коммуникативных средств общения и деятельности. Общий – обеспечивает возможности социального обучения по принципу: чем больше развит общий интеллект, тем более эффективно и динамично формируется положительный социальный опыт и достигается высокий социальный статус. Исследования последних лет, выполненные на репрезентативных выборках дошкольников, убедительно показали, что интеллектуальная система в целом, в том числе и социальный интеллект, формируются у девочек быстрее, чем у мальчиков.

В качестве краткого резюме изложения особенностей становления интеллектуальной системы в старшем дошкольном возрасте, следует указать на связь процесса развития когнитивных функций с социальными факторами и полом ребенка, на незавершенность формирования интеллектуальной системы. Одной из важных особенностей данного этапа развития мышления и накопления знаний является высокая пластичность нервно-психических процессов, определяющих не только качество и уровень развития интеллекта ребенка в дошкольном возрасте, но и имеющиеся возможности интенсивного когнитивного развития в старших возрастах.

Благодаря выраженной пластичности психических процессов у дошкольников появляется возможность коррекции нарушений в развитии когнитивных функций и ускорения интеллектуального развития. Если созданы психолого-педагогические условия, адекватные возрастным возможностям формирования интеллектуальных функций, то к концу дошкольного детства обнаруженные тендерные отличия в формировании интеллектуальной системы сглаживаются и в психометрических тестах становятся не значимыми. Установлено, что в ситуации последовательного обучения и воспитания в специально организованной психолого-педагогической технологии (В. Г. Каменская, В. И. Клопова, 1998), согласно которой в течение двух-трех лет происходит контролируемое и направленное формирование высших психических функций, мальчики и девочки достигают одинаковых успехов.

Источник

Селицкая А.С., воспитатель

ГБДОУ детский сад №94 Красносельского района

Санкт-Петербурга

Интеллектуальное развитие детей раннего возраста в игре.

Воспитание всесторонне развитой личности – главная задача педагогики сегодняшнего дня. Успешное решение ее во многом зависит от начального этапа педагогического процесса, осуществляемого в ранний период детства, когда у ребенка закладываются основы физического, умственного, нравственного, эстетического развития. В раннем возрасте основой становления личности ребенка является предметно – игровая деятельность. Миновав ее, невозможно рассчитывать на полноценное взросление человека.

В период адаптации ребенка в ДОУ, жизнь его меняется, что не всегда приносит ему радость, а наоборот ставит перед ним задачи. Чтобы облегчить детям привыкание к новой жизни среди незнакомых людей, я использовала в своей повседневной работе игры. Игры помогали мне отвлекать детей от всего, что огорчало их пребывание в ДОУ.

Читайте также:  Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего ребенка

В этом я увидела актуальность темы: «Интеллектуальное развитие детей раннего возраста в игре.».

Вначале я определила направления в играх. Опыт работы с маленькими детьми, наблюдения, индивидуальная работа с детьми, убедили меня в том, что в раннем возрасте ведущий вид деятельности – игра, в которой развиваются все познавательные процессы.

Я помнила, что любая деятельность детей направлена на решение определенной задачи. Основная задача имеет множество промежуточных, решение которых позволит преобразовать условия и тем самым облегчить достижения поставленной цели.

Каждый комплекс утренней гимнастики игрового характера имеет свой сюжет, героем которого является интересный и знакомый персонаж. Подбираю яркие игрушки, которые привлекут внимание детей. Например: «Петушок, петушок».

Опыт, приобретенный в работе с детьми раннего возраста, знание программных требований и методических приемов позволяют мне каждый режимный момент, и подготовка к занятиям, непосредственно на занятиях или в качестве закрепления полученных знаний использовать игры малой подвижности и словесные игры: «Кукомоя», «Башмачки», «Маленькие ножки» и другие.

Значительное место в процессе обучения и воспитания в моей группе заняли игры и упражнения на развитие ручной моторики, которые я использую в обучении детей раннего возраста.

Я собрала игры и упражнения, которые попробовала с детьми 2 года жизни. Игры и упражнения разработаны для ознакомления детей со свойством мира: развитие ориентировки в различных свойствах предметов (цвет, форма, величина, положение в пространстве, количество, соотношение частей и т.п.); развитие мелкой моторики пальцев рук и координированных движений левой и правой руки; развитие мышления, памяти, воображения; развитие познавательной активности (любознательность); воспитание волевых качеств характера (умение не отвлекаться от поставленной задачи, стремиться к получению положительного результата и т.п.).

В раннем возрасте у детей наблюдается отставание в развитии двигательных навыков кистей и пальцев рук, поэтому я использую пальчиковую гимнастику, которая не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье малыша.

В пальчиковой игре не только происходит тренировка кистей рук, но также происходит социализация ребенка: он общается с детьми, и с взрослыми. Чтобы систематизировать работу в этом направлении, я составила перспективный план по пальчиковой гимнастике. Это позволило разнообразить жизнь детей.

Когда идет подготовка к занятиям, то продумываешь, как ты будешь привлекать внимание детей. В этом мне помогли игры – молчанки. Игру и обучение я сочетаю так, чтобы одно не мешало, а помогало другому. Потешки читаю живо, выразительно, меняя интонации в зависимости от их содержания, звонко и четко имитируя голоса животных, если они встречаются в тексте. Чтение потешки сочетается с движениями, которые выполняют все малыши одновременно. Это потешки «Сорока-сорока», «Ладушки-ладушки». Разрабатывая занятие, я стараюсь, чтобы все дети участвовали в нем. Каждое занятие делаю игровым.

Возможность понимать речь и говорить становится для ребенка второго года жизни важным средством развития. В этом возрасте функции речи расширяются, и она становится не только средством общения ребенка с взрослым, но и средством его общения с детьми.

Одним из способов активизации речи ребенка является игра “Поручения”. Например, прошу ребенка принести куклу, поставить пирамидку на полку. Большой кукле дать красный мяч. Маленькой дать синий кубик. После выполненного задания спрашиваю: “Что ты принес? Куда поставил?”. Иногда разыгрываю ситуацию непонимания с целью побуждения к повторению просьбы: “Скажи. Дай Лялю, дай куклу”.

Опыт подсказывает, что в проигрывании жизненных ситуаций через игру ребенок усваивает именно те жизненные ценности, на которые обращает внимание взрослый.

Систематизировать работу по развитию речи помог мне перспективный план.

Развитие речи, мышления, воображения стимулируют собственную активность ребенка. Выдумки, которые он использует в театрализованной совместной деятельности, будут способствовать интеграции развития всех сфер духовной жизни: эмоциональной, волевой, познавательной. Чтобы вызвать интерес к театрализованной деятельности я разработала перспективный план: «Театр для малышей».

Внимание малышей привлекает все яркое, необычное, поэтому в процессе воспитания использую игрушки и игровые приемы, пробуждающие активность детского мышления.

Для детей раннего возраста дидактическая игра является наиболее подходящей формой обучения, особенность игр – занятий заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей, в практической, интересной деятельности.

Строительные игры имеют важное значение для физического воспитания дошкольников. В них проявляется разнообразная двигательная активность ребёнка, развивается координация движений. Особое значение имеет развитие мелких мышц руки, глазомера. Сооружая постройки из крупных деталей, дети прилагают доступные им физические усилия, проявляют выносливость. Игре со строительным материалом необходимо придать содержательный характер. Окружающий детей мир ещё сложен для них. Поэтому малышам я предлагаю доступный им мир игрушек.

Для детей раннего возраста физкультурные занятия планирую в игровой форме, по сюжету определенной сказки, на которых решаются не только задачи физического развитию, но и задачи сенсорного воспитания и развития речи. На физкультурных занятиях использую гимнастику, потешки, пальчиковую гимнастику. Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача каждого дошкольного учреждения. Нельзя представить себе жизнь ребенка без игр, в том числе игры – забавы.

В играх – забавах ярко выражен элемент необычного, неожиданного, смешного, содержатся шутка, безобидный юмор. К играм-забавам относятся такие известные, как “Поймай зайчика”, “Жмурки с колокольчиком” (определение направления по звуку), “Кто скорее соберёт картинку” (на координацию движений) и др.

Прогулка – наиболее благоприятное время для подвижных игр. Дети с большим интересом играют со мной в такие подвижные игры, как «Поезд», «Пузырь», «Солнышко и дождик», «Мой веселый звонкий мяч» и др.

В начале года беру на себя ведущую роль, а потом передаю ее детям. Малоподвижным предлагаю роли только те, с которыми они справятся. Дети получают удовольствие от игровой деятельности и произвольных действий, которые способствуют достижению определенного результата.

С помощью подвижных игр стараюсь развивать и совершенствовать движения детей, упражнять в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т.д.

Практика показывает, что, если проводить эти игры регулярно, то дети сами овладевают движениями, которые считались для них сложными.

Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность. Такие игры, как «Мыши», «Идет коза» происходит развитие общей моторики, расширение словарного запаса слов, знакомят с повадками животных.

Самостоятельной деятельностью дети заняты все время, свободное от занятий и других обязательных мероприятий.

Самостоятельная деятельность детей второго года жизни включает разные виды игр (сюжетные, подвижные, дидактические, со строительными материалами, игры-забавы); самостоятельную ходьбу, бег, лазанье; рассматривание книг, картинок; наблюдения за окружающим; общение со взрослыми, с детьми; элементарные практические (трудовые) действия; первые попытки изобразительной деятельности.

Работу по приобщению детей к играм я провела среди родителей. В уголке для родителей выставляю папку с играми, объясняя цель и ход игры. На формирование детских интересов заметно повлияли отношение родителей к играм, к увлечению малышей подвижными играми и упражнениями. Родители прислушиваются к моим консультациям, часто сами обращаются за советом. Это способствовало доверительному общению родителей и детей.

Читайте также:  Конспект занятия по сенсорному развитию ребенка с зпр

Также я провела консультации среди воспитателей о необходимости совершенствовать методы приобщения детей к играм, вовлекать родителей в этот процесс.

Работа, проводимая в детском саду и подкрепленная дома, дала положительный результат. Уже могу отметить, что дети охотнее играют вместе, могут договориться об использовании игрушек. Участие воспитателя в игре теперь вполне естественно. К тому же я стараюсь перевести в совместную игру все занятия, которые проводятся в помещении групповой комнаты.

Диагностика усвоения программы моими воспитанниками, а также анализ уровня нервно – психического развития детей показали, что достигнуты ощутимые результаты. Считаю, что сократился период адаптации детей, он благодаря играм проходит быстрее, спокойнее. Добилась более интенсивного овладения детьми активного и пассивного словаря. Творчески организованная предметно – развивающая среда обеспечила развитие познавательной и двигательной деятельности детей, речевых навыков каждого ребенка. Внимание приобретает более устойчивый характер, начинают развиваться процессы преднамеренного запоминания, активизируется зрительное, осязательное восприятие.

В этом мне помогли игры, которые я использовала в своей работе. Они играют важную роль в процессе дальнейшего воспитания ребенка.

Литература:

Печора К.Л. Развитие детей раннего возраста. М., 2012.

Источник

Доклад на тему “Социальное развитие детей раннего возраста”

Воробьевой А.В. , учителя – дефектолога.

Введение

Ранний возраст – яркая , неповторимая страница жизни каждого ребенка. Именно в этот период начинается процесс социализации устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общественным ценностям. Раннее детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Понятие “социализация” связано с такими понятиями как “воспитание”, “обучение”, “развитие личности”. Итак , социализация – это процесс формирования и развития личности, происходящий под воздействием воспитательной и обучающей деятельности.

1. Социальная ситуация развития в раннем возрасте

Понятие социальная ситуация развития было введено Л.С. Выготским как единица анализа динамики развития ребенка, т.е. совокупность законов, которыми определяется возникновение и изменения структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе. Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребенка, его «социальное бытие», в процессе которого им проявляются новые свойства личности и развиваются психические новообразования. Являясь продуктом возрастного развития, новообразования появляются к концу возрастного периода и приводят к перестройке всей структуры сознания ребенка, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, себе самому. Появление новообразований есть особый знак распада старой социальной ситуации развития и складыванием новой социальной ситуации развития, что сопровождается кризисами возрастного развития.

В конце первого года жизни ситуация слитности ребенка и взрослого взрывается изнутри. В ней появляются два противоположных, но взаимосвязанных полюса – ребенок и взрослый. К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным со взрослым и объективно (поскольку ему необходима практическая помощь взрослого) и субъективно (поскольку нуждается в оценке взрослого, его внимании и отношении). Это противоречие находит свое разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество, или совместную деятельность ребенка и взрослого.

Работа по социализации детей раннего возраста происходит поэтапно:

  • усовершенствование самостоятельности детей в предметно – игровой деятельности и самообслуживании;

  • расширение ориентировки в ближайшем окружении;

  • обучение умению играть и действовать рядом.

Для реализации данных направлений необходимо решать следующие задачи:

  • формировать представления о ближайшем окружении, простейших связей между ними;

  • обучать представлениям, умениям и навыкам самообслуживания;.

  • формировать представления о природном окружении (овощи и фрукты, животные , растения);

  • формировать представления о явлениях общественной жизни.

2. Особенности социальных отношений детей раннего возраста.

Для воспитания полноценной личности необходимо способствовать социализации ребенка в его первых социумах – в семье, которые могут способствовать его социально – психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим миром. Семья – это первое социальное общество, где начинается процесс социализации личности ребенка, половой идентификации: здесь дети впервые осознают себя мальчиками и девочками. Ребенок способен к элементарному осознанию родственных связей. Малыш проявляет любовь и склонность к близким людям, смущение и робость по отношению к чужим. Он способен заметить эмоциональное состояние близких людей, сопереживать им.

На втором году жизни ребенок усваивает имена взрослых и детей, с которыми общается повседневно, а также некоторые родственные отношения (мама, папа, бабушка). Он понимает элементарные человеческие чувства, обозначаемые словами “радуется”, “сердится”, “испугался”, “жалеет”. В речи появляются оценочные суждения; “плохой, хороший, красивый”.

Совершенствуется самостоятельность детей в предметно – игровой деятельности и самообслуживании. Ребенок овладевает умением самостоятельно есть виды пищи, умываться и мыть руки, приобретает навыки опрятности.

На втором году закрепляется и углубляется потребность ребенка в общении со взрослыми. При этом дети постепенно переходят от языка жестов, мимики, выразительных звукосочетаний к выражению просьб, желаний, предложений с помощью слов и фраз. Так речь становится основным средством общения со взрослым, хотя в этом возрасте ребенок охотно говорит только со близкими, хорошо знакомыми ему людьми.

У детей сохраняется и развивается тип эмоционального взаимообщения. В раннем возрасте начинает складываться общение со сверстниками. Оно открывает возможности для самовыражения ребенка, способствует его социальному развитию и развитию самосознания. На втором году жизни ребенок начинает замечать других детей. Поначалу он присматривается к ним, играет рядом. Могут иметь место неожиданные проявления: стремительно подбежит к другому ребенку и обнимет, начнет “обследовать” его внешний облик, словно игрушку. Возникают первые симпатии, интерес одних детей к другим, стремление привлечь к себе внимание, демонстрация своих умений, ориентированного на взаимодействие. У детей раннего возраста детское общество только начинает формироваться.

Важную роль в формировании общения ребенка со сверстниками принадлежит взрослому. Организуя субъективное взаимодействие детей в процессе совместной предметной деятельности, он обогащает опыт стихийно складывающегося эмоционально – практического общения малышей друг с другом новым содержанием. При этом организуется взаимодействие детей с учетом их индивидуальных особенностей, поощрение общения, способствующие возникновению взаимной симпатии. Детей приучают соблюдать “дисциплину расстояния”, и они осваивают умение играть и действовать рядом , не мешая друг другу . При этом они пользуются простыми словами : “на” (возьми), “дай”, “пусти”, “не хочу” и др.

Социальное развитие ребенка раннего возраста предполагает формирование у него положительного отношения к себе. Взрослому важно дать почувствовать ребенку , что он значим для окружающих: проявлять внимание к желаниям и предпочтение малыша, чутко реагировать на все его переживания.

Появляются элементы самооценки. Самооценка ребенка эмоционально окрашена и связана с его стремлением быть хорошим, соответствовать требованием взрослых, получить их одобрение.

В конце раннего возраста происходит осознание ребенком своей индивидуальности, возникает система “Я”. Она включает познание ребенком себя через свое имя, представление о своей половой принадлежности, потребности в одобрении, признании и самостоятельности.

3. Игры, направленные на социальное развитие

Ребенок впервые, учится строить отношения с окружающими в процессе игры. Малыш познает такие социальные навыки, как умение дождаться своей очереди и делится с окружающими.

Читайте также:  Развитие ребенка от рождения до университетского возраста

Посредством игр ребенок получит представление об общих фактах. Он сможет исследовать необычные материалы, например, сухой песок, пытаться сделать что – нибудь необычным способом и найти ответы на сложные вопросы.

Приобщение ребенка к социальному миру, построение отношений с другими людьми, начинается с формирования первоначальных представлений о себе. Известно, что уже в этом возрасте нормально развивающиеся дети проявляют интерес к себе – своему телу, движениям, внешнему виду, а также особый интерес к окружающим людям и их взаимоотношениям. Сформированные представления о себе влияют на становление отношений ребенка с людьми (взрослыми и сверстниками) и на развитие всех видов детской деятельности.

Использование разнообразных игр особенно полезно в коррекционно-педагогической работе с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии. Социальное развитие ребенка с психофизическими нарушениями проходит в условиях поэтапного усвоения базовых концентров: “Я – сам”, “Я и другие”, “Я и окружающий мир” в процессе целенаправленного обучения.

Формирование своего “я”

Игра “Испечем оладушки”

Цель: формировать эмоциональный контакт ребенка со взрослым и познакомить его со своими руками, их функциональным назначением.

Ход игры: взрослый предлагает “испечь оладушки”: хлопает в ладоши, просит ребенка также похлопать, говорит потешку:

Ладушки, ладушки,

Испечем оладушки,

Испечем оладушки,

Мы для нашей бабушки.

Затем взрослый просит малыша раскрыть ладошки, при этом говорит: “Молодец, Аня (В этой и последующих играх называется имя ребенка, с которым играет взрослый.), испекла оладушки! Вот, какие умелые ручки у нашей Анечки!”

Игра “Топни ножкой”

Цель: формировать у ребенка эмоциональный контакт со взрослым, фиксировать внимание ребенка на своих органах чувств и частях тела, практически выделять их функции.

Ход игры: взрослый показывает ребенку, как нужно топнуть ногой, и проговаривает потешку:

Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька.

Топни ,Катя, ножкой,

Топ – топ топ!

Взрослый просит повторить действие. Если ребенок не может это сделать самостоятельно, действует вместе с ним.

2.Формирование представление о других.

Цель: учить ребенка отзываться на свое имя, запоминать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции.

Ход игры: взрослый объясняет детям, что сейчас они будут играть в паровозик. Главным паровозом будет сам взрослый, а вагончиками будут дети. Он поочередно подзывает к себе детей, эмоционально комментируя происходящее: “Я буду паровозом, а вы вагончиками. Петя, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс, вот так. Теперь Ваня иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс (сделай руки так, как Петя, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс, вот так. Теперь Ваня иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс (сделай руки так, как Петя Взрослый, имитируя движения паровоза “Чух-чух, у-у-у!”, побуждает детей повторить их.

По мере освоения игры количество детей, принимающих в ней участие, может быть увеличено.

Игра “Я – ты”

Цель: закрепить умение ребенка узнавать себя, сверстника в зеркале; учить понимать и использовать местоимения “я”, “ты”, называть свое имя и имя сверстника.

Оборудование: зеркало во весь рост ребенка.

Ход игры: игра проводится с двумя детьми одновременно. Дети стоят перед зеркалом. Взрослый, находясь в стороне (его не видно в зеркал зеркале), побуждает детей посмотреть на себя в зеркале: “Кто это в зеркале? Это Петя. А это Ваня. Где Петя? Вот Петя! Где Ваня? Вот Ваня! зеркале), Это Петя. А это Ваня. Где Петя? Вот Петя! Где Ваня? Вот Ваня! зеркале), побуждает детей посмотреть на себя в зеркале: “Кто это в зеркале? Это Петя. А это Ваня. Где Петя? Вот Петя! Где Ваня? Вот Ваня! И после непродолжительной паузы: “Кто это?” (побуждая ребенка употребить местоимение “я” и назвать свое имя – “Я, Петя”). А это кто? (взрослый обращается к этому же ребенку и побуждает его назвать имя рядом стоящего сверстника). Да, это Ваня. Скажи, я Петя, ты Ваня”. Важно, чтобы ребенок использовал указательный жест, направленный сначала на самого себя (“я”), затем на сверстника (“ты”). То же должен сделать и ребенок.

Если игра проводится с одним ребенком, то в роли партнера выступает взрослый.

3.Формирование представлений об окружающем мире

Игра “Возьми игрушку”

Цель: знакомить ребенка с новой игрушкой, учить запоминать названия игрушек, действовать в соответствии с их функциональным назначением.

Оборудование: игрушки по количеству детей.

Ход игры: взрослый достает из яркой красивой коробки по одной игрушке. Обращается к детям с вопросом: “Что это?” Если дети не называют игрушку, взрослый ставит ее на стол, называет и обыгрывает. Например: “Это мячик, он катится. Это матрешка, топ, топ, матрешка идет в гости. Например: “Это мячик, он катится. Это матрешка, топ, топ, матрешка идет в гости. Это зайчик, он прыгает”.

Взрослый побуждает ребенка взять игрушку и выполнить с ней предметно-игровое действие. Затем каждый ребенок ставит игрушку в коробку и называет ее.

Игра “Матрешка”

Цель: вызвать у ребенка интерес к матрешке и действию с ней, учить выполнять соотносящие действия.

Оборудование: трехместная матрешка, сундучок.

Ход игры: взрослый стучит по сундучку и спрашивает: Кто там?”, открывает его, достает матрешку, говорит: “Ой, кто это? Кто там?”, открывает его, достает матрешку, говорит: “Ой, кто это? Давай раскроем ее, посмотрим, что там?” Взрослый раскрывает матрешку, обращая внимание ребенка на находящуюся в ней меньшего размера матрешку, просит раскрыть ее: “Давай, посмотрим, что там “Ой, там матрешка, маленькая Ляля! Давай соберем целую матрешку.” Давай соберем целую матрешку. Маленькую матрешку поставим в юбочку, накроем платочком. А теперь эту матрешку поставим в большую юбочку, накроем большим Платочком. Вот, она, матрешка! Спрячь матрешку в сундучок. Что там в сундучке?”

Игра повторяется.

Заключение

Независимо от возрастного периода развития ребенка социальная ситуация является определяющей и обуславливающей процесс жизни ребенка, в ходе которого у него проявляются новые свойства личности и развиваются психические новообразования, что в свою очередь приводит к перестройке всей структуры сознания ребенка, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, себе самому.

Социальная ситуация являясь единицей позволяет наиболее точно отследить возникновение и изменения структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе.

Таким образом, социальное развитие является системой отношений субъекта в социальной действительности, реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Психология. М.: Издательство ЭКСМО – Пресс, 2000 – 1008 с. (Серия «Мир психологии»).

2. Галигузова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста / Л.Н.Галигузова, С.Ю.Мещерякова. – М.: Владос 2007. – 442с.

3. Е.О. Смирнова. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003 – 368 с.

4. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в развитии: Книга для педагогов / Под ред. Е.А.Стребелевой, Г.А.Мишиной – М.: Полиграф сервиз, 2002 – 128 с.

Источник