Интегративная оценка развития ребенка

Интегративная оценка развития ребенка thumbnail

Мониторинг уровня развития интегративного качества детей

Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в ноябре и марте). В проведении мониторинга участвуют педагоги и медицинские работники. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка. При организации мониторинга учитывается положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка. Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояния его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.

Данные мониторинга заносятся в таблицы. См. Приложение №1

Приложение №1

Средний дошкольный возраст

«Физически развитый, овладевший культурно-гигиеническими навыками»

Дата проведения:____________________

Ф.И. ребенка

Владеет соответствующими возрасту основными движениями

Проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях

Соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания

Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры

Имеет элементарные представления о некоторых составляющих ЗОЖ:

Итоговые результаты

1

«Любознательный, активный»

Дата проведения:_____________________

Ф.И. ребенка

Проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения

Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: конструированию, изобразительной деятельности, игре

Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию

Итоговые результаты

«Эмоционально отзывчивый»

Дата проведения:_____________________

Ф.И. ребенка

Эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей

Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики (нарядный, красивый)

Итоговые результаты

1

«Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»

Дата проведения:_____________________

Ф.И. ребенка

Проявляет умение объединяться с детьми для совместных игр, согласовывать тему игры, распределять роли, поступать в соответствии с правилами и общим замыслом.

Во взаимоотношениях со сверстниками проявляет избирательность. Появляются постоянные партнеры по играм.

Участвует в планировании действий, договаривается, распределяет материал, согласовывает действия и совместными усилиями достигать результата

Речь, при взаимодействии со сверстниками, носит ситуативный характер. Содержание общения со взрослыми становиться внеситуативной

Делает попытки решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять

Итоговые результаты

1

«Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»

Дата проведения:_____________________

Ф.И. ребенка

Умеет планировать и разделяет последовательность действий в игровые реальные взаимодействия.

В процессе игры может менять роли. Умеет соблюдать правила игры.

Умеет (сам или при помощи взрослого) вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу

Самостоятельно или после напоминания со стороны взрослого использует в общении со взрослым «вежливые» слова

Итоговые результаты

1

«Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»

Дата проведения:_____________________

Ф.И. ребенка

Умет играть в простейшие настольно-печатные игры

Проявляет инициативу и самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой детей

Владеет элементарными навыками самообслуживания

Предпринимает попытки самостоятельного обследования предметов, используя знакомые и новые способы, при этом активно применяет все органы чувств

Способен использовать простые схематические изображения для решения несложных задач, строить по схеме, решать лабиринтные задачи.

Способен конструировать по собственному замыслу

Итоговые результаты

«Имеющий первичные представления о себе, обществе, государстве, мире и природе»

Дата проведения:_____________________

Ф.И. ребенка

Знает свое имя и фамилию, возраст, имена членов своей семьи

Может рассказать о своем городе назвать его

Знает некоторые государственные праздники

Имеет представление о Российской армии, ее роли в защите Родины. Знает некоторые военные профессии

Итоговые результаты

1

«Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» и

«Овладевший необходимыми умениями и навыками»

Дата проведения:_____________________

Ф.И. ребенка

Проявляет предпосылки ответственного отношения к порученному заданию, стремится выполнить его хорошо

Способен принять задачу на запоминание, помнить поручение взрослого; может выучить небольшое стихотворение

Может описать предмет, картинку, составить рассказ по картинке, пересказать наиболее выразительный и динамичный отрывок из сказки

Итоговые результаты

1

Старший дошкольный возраст 5-6 лет

«Физически развитый, овладевший культурно-гигиеническими навыками»

Дата проведения:____________________

Ф.И. ребенка

Владеет соответствующими возрасту основными движениями

Проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях

Соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания

Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры

Имеет элементарные представления о некоторых составляющих ЗОЖ:

Итоговые результаты

1

Читайте также:  Развитие личности ребенка младшего школьного возраста

«Любознательный, активный»

Дата проведения:_____________________

Ф.И. ребенка

Проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения

Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: конструированию, изобразительной деятельности, игре

Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию и проектированию

Итоговые результаты

1

«Эмоционально отзывчивый»

Дата проведения:_____________________

Ф.И. ребенка

Эмоционально чувствует переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей

Проявляет эмоциональное отношение к литературным произведениям, выражает свое отношение к конкретному поступку литературного персонажа

Понимает скрытые мотивы поведения героев произведения

Итоговые результаты

1

«Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»

Дата проведения:_____________________

Ф.И. ребенка

Распределяет роли до начала игры и строит свое поведение, придерживаясь роли

Использует все части речи, активно занимается словотворчеством

Сочиняет оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории и рассказывать их сверстникам и взрослым

Проявляет умение поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища

Итоговые результаты

1

«Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»

Дата проведения:_____________________

Ф.И. ребенка

Может решать спорные вопросы, улаживает конфликты с помощью речи: убеждает, доказывает, объясняет

Может сам или с небольшой помощью взрослого оценивать свои поступки и поступки сверстников

Соблюдает элементарные общепринятые нормы поведения в детском саду, на улице

В повседневной жизни сам, без напоминания со стороны взрослого, пользуется «вежливыми» словами

Итоговые результаты

1

«Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»

Дата проведения:_____________________

Ф.И. ребенка

Ориентируется в окружающем пространстве, понимает смысл пространственных отношений (вверху-внизу, впереди-сзади, слева-справа, между, рядом, с, около и пр.)

Способен рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы его наглядного опыта

Умеет устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра

Способен использовать простые схематические изображения для решения несложных задач, строить по схеме, решать лабиринтные задачи.

Способен конструировать по собственно-му замыслу

Итоговые результаты

1

«Имеющий первичные представления о себе, обществе, государстве, мире и природе»

Дата проведения:_____________________

Ф.И. ребенка

Знает и называет свои имя и фамилию, имена и отчества родителей. Знает, где работают родители, как важен для общества их труд

Знает семейные праздники. Имеет постоянные обязанности по дому

Может рассказать о своем родном городе, назвать улицу, на которой живет

Имеет представление о своей стране, флаге, гербе, мелодии гимна

Имеет представление о Российской армии, о годах войны, о Дне Победы

Итоговые результаты

1

«Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» и

«Овладевший необходимыми умениями и навыками»

Дата проведения:_____________________

Ф.И. ребенка

Способен принять задачу на запоминание, помнит поручение взрослого, может выучить небольшое стихотворение

Способен удерживать в памяти при выполнении каких – либо действий несложное условие

Проявляет ответственность за выполнение трудовых поручений стремление радовать взрослых хорошими поступками

Итоговые результаты

1

Старший дошкольный возраст 6-8 лет

«Физически развитый, овладевший культурно-гигиеническими навыками»

Дата проведения:____________________

Ф.И. ребенка

Сформированы основные физические качества

Сформирована потребность в двигательной активности

Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры

Соблюдает элементарные правила здорового образа жизни

Итоговые результаты

1

«Любознательный, активный»

Дата проведения:_____________________

Ф.И. ребенка

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире

Задает вопросы взрослому

Любит экспериментировать

Способен самостоятельно действовать

В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому

Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе

Итоговые результаты

1

«Эмоционально отзывчивый»

Дата проведения:_____________________

Ф.И. ребенка

Откликается на эмоции близких людей и друзей

Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов

Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы

Итоговые результаты

1

«Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»

Дата проведения:_____________________

Ф.И. ребенка

Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения

Владеет диалогической речью

Владеет конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми

Способен изменять стиль общения со взрослыми и сверстниками, в зависимости от ситуации

Итоговые результаты

1

«Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»

Дата проведения:_____________________

Ф.И. ребенка

Поведение определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо»

Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели

Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах

Итоговые результаты

1

Читайте также:  Карта ребенка оценка физического развития

«Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»

Дата проведения:_____________________

Ф.И.ребенка

Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим

Умеет, в зависимости от ситуации, преобразовывать способы решения задач (проблем)

Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и т.д.

Итоговые результаты

1

«Имеющий первичные представления о себе, обществе, государстве, мире и природе»

Дата проведения:_____________________

Ф.И. ребенка

Имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу

Имеет представления о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях; распределении семейных обязанностей, семейных традициях

Имеет представление об обществе, его культурных ценностях

Имеет представление о государстве и принадлежности к нему

Имеет представление

о мире

Итоговые результаты

1

«Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» и

«Овладевший необходимыми умениями и навыками»

Дата проведения:_____________________

Ф.И. ребенка

Уровень владения универсальными предпосылками учебной деятельности Умеет работать по правилу и образцу

Умеет слушать взрослого и выполнять его инструкции

Уровень владения необходимыми умениями и навыками

Сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности

Итоговые результаты

1

Источник

В настоящее время в нашей стране идет обновление системы образования. Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования.

Изменения, происходящие в жизни общества и государства безусловно влияют и на представления о том, каким общество и государство “видят” ребенка дошкольного возраста, получившего гарантированное Конституцией Российской Федерации дошкольное образование.

Федеральные государственные требования, утвержденные приказом № 655 от 23 ноября 2010 года Министерства образования и науки Российской Федерации, определяют, какое содержание должно реализовывать любое дошкольное учреждение для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей. В словаре указано понятие интеграция – это процесс с помощью которого части соединяются в целое. На личностном уровне – это состояние организма когда все составляющие элементы индивида, его черты или качества действуют согласованно как единое целое.

Из этого следует, что сформированные интегративные качества ребенка -является итоговым результатом освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. К 7-ми годам при успешном освоении Программы ребенком достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка

Федеральными государственными требованиями определены следующие личностные качества выпускника:

Интегративное качество “Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками”

  • Сформированы основные физические качества и потребности в двигательной активности.
  • Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

Интегративное качество “Любознательный, активный”

  • Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире).
  • Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.
  • Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, различных видах детской деятельности).
  • В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.
  • Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Интегративное качество “Эмоционально отзывчивый”

  • Откликается на эмоции близких людей и друзей.
  • Сопереживет персонажам сказок, историй, рассказов.
  • Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

Интегративное качество “Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения”

  • Поведение преимущественно определяется на сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, “что такое хорошо и что такое плохо”.
  • Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
  • Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).

Интегративное качество “Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту”

  • Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач.
  • Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.

Интегративное качество “Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе”

Имеет представления

  • о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;
  • о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;
  • об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему;
  • о мире.

Интегративное качество “Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности”

  • Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Читайте также:  Занятия для развития внимания ребенка

Интегративное качество “Овладевший необходимыми умениями и навыками”

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Образовательный процесс в ДОУ характеризуется возрастанием объема интенсивности учебно-познавательной деятельности, в учебный план вводятся дополнительные предметы. Возникает необходимость обеспечения педагогических условий, позволяющих гибко реализовать различные виды деятельности в единый образовательный процесс.

Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр.

С другой стороны, в процессе образовательной деятельности по физическому развитию следует обращать внимание на одновременное решение задач других образовательных областей:

  • формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарем (“Безопасность”);
  • создание на физкультурных занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр., побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников (“Социализация”);
  • участие детей в расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования (“Труд”);
  • активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчет мячей и пр.), специальные упражнения на ориентировку в пространстве, подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем (имитация движений животных, труда взрослых), построение конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования), просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о спорте, спортсменах, здоровом образе жизни (“Познание”);
  • проговаривание действий и называние упражнений, поощрение речевой активности детей в процессе двигательной деятельности, обсуждение пользы закаливания и занятий физической культурой (“Коммуникация”);
  • игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек (“Чтение художественной литературы”);
  • привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформления помещения; использование на занятиях физкультурой Изготовленных детьми элементарных физкультурных пособий (флажки, картинки, мишени для метания), рисование мелом разметки для подвижных игр (“Художественное творчество”);
  • ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, пение; проведение спортивных игр и соревнований под музыкальное сопровождение; развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера (“Музыка”).

Физическое развитие детей дошкольного возраста является основным в разностороннем развитии. Ребенок познает мир в движении, и чем многогранней эти движения, тем больше жизненный опыт малыша.

Задачи по обучению плаванию решаются в комплексе и направлены на воспитание гармонично развитой личности.

Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий.

Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие способности, в интересной, игровой форме обогащать словарь, развивать коммуникативные умения, познавательный интерес и активность.

В игре ребенок познает мир, малыш отвлекается от процесса обучения, он включается в игру и вместе с персонажами игр и игрушками осваивает водное пространство, преодолевая психологические проблемы и страхи. В коллективе детей многие задачи решать проще: каждый ребенок стремиться показать что-то свое; показать, чему научился именно он. Игра, игровая ситуация помогают обыграть каждую удачу или неудачу таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя все более и более уверенно от занятия к занятию. В то же время, программа детского сада – это комплексная программа. Воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении должен быть построен таким образом, чтобы дошкольники получили как можно больше навыков и знаний.

Таким образом, процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий и их свойства. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Задача формирования УУД предполагает, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня развития общения. В состав базовых (т.е. абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе) предпосылок входят следующие компоненты:

  • потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
  • владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
  • приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества;
  • ориентация на партнера по общению,
  • умение слушать собеседника.

Источник