Интеграция в обществе ребенка с отклонениями в развитии

.

2002

364+368

65.2773

30

:

, ,

. ..

;

,

.

.

.

30 : . . : – “”, 2002. 80 .

ISBN 5940350542

. , . , , . .

, , .

364+368

65.2773

ISBN 5940350542 , 2002

………………………………………………………………………………………. 5

1.

1.1. ……………………………………………… 7

1.2. …………………. 10

1.4.

…………………………………………………………………. 15

2.

2.1. :

……………………………………………….. 19

2.2. :

…………………………………………………. 20

2.3. :

………………………………………………. 21

2.4. :

…………………………………………… 21

2.5. : “” ………………….. 22

3.

3.1.

………………………………………………….. 24

3.2.

…………………………………………………. 24

3.3. …………………………………………………….. 26

3.4. ………………………………………………. 30

3.5. ………………………………. 33

3.6. ………………… 34

4.

4.1.

…………………………………. 37

4.2. –

………………………………….. 39

5.

………… 45

5.1. ………… 45

5.2.

………………………………………………. 49

6.

…………………………………………………….. 54

7.

7.1. ……………………………………………………. 59

7.2.

……………………………………………………………………. 68

………………………………………………………………. 73

…………………………………………………………… 74

…………………………………………………………………… 76

. , . .

, , , , , .

, , , , , . .

. , , , , , , .

, [2; 21; 26; 31; 32; 43; 50]. , , .

.

” ” – – , , , :

, ;

;

.

:

;

– ;

;

.

– – , , , .

.

1.1.

, 10 , , , . , , 5 , 1,7 . , . . 4,5% , (60). 10% . : , , , .

“” .

“” XVIII . , . XIX , . – . , XX .

, , , , , , , , , , . , , , , [29; 22; 33].

, , . , , . , , , . .

, , , , , , .

. , , , , , , .

, . , , , . . , .

, .

“”, , , .

“” , , , . , , .

:

, ;

, , ;

, ;

, , , , .

“” : , , .

, , . :

1. ” “.

2. “”. , , . .

3. ” “. , ( , , ). , , ” “, ” “, . , “”, , , , . , .

4. ” “. , . , , ( ). “” , , .

5. ” “. . , .

6. “”. . , ; , . , , , : , , , , , , . “”.

1.2.

. , , , , , , , , .

, , , .

, , .

: , , . – , , . , . . , .

, . , .

, , ” “, ” “, ” ” . . ” “, ” “, “, “, “, “. , , , , .

“” . , , . , , , .

– – ” ” ” “. , , , .

” ” , , ( , ). , , – , . , , .

” ” , – , . , , .

6 :

;

;

;

;

;

.

, , , , , (), handicap (, ). – , : , , , , . , ” ” , – , , , , – , , .

. , , , , , , . , ( ) () -, .

. :

;

;

, .

, , , , :

;

;

;

;

;

– ;

– ;

;

();

;

.

, :

() (- , );

(, );

( , , ).

, – , . , , .:

;

, ;

;

, ;

– ;

;

;

;

.

, , (, , , ), , .

(. , 1979) , , . , .

, – , , : , , , , , – .

1.4.

.

“” , , , . .

, , , . . , , .

(), . , – , – .

, , , .

. , , , , . , , .

, -, , , . -, , . -, , , . , , , .

, , , , . , , : , , .

, , , .

, , , ” ” : ” , , , … , , ” [15].

, . “” , (, . . ”- ”. ., 1996). – , .

, , , , , . , , , .

. , , . , , , . (, , ) , , .

Источник

Мы поможем в написании ваших работ!

Мы поможем в написании ваших работ!

Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

Адаптация (от лат. «приспособляю») – это приспо­собление строения и функций организма, его психоло­гических систем к условиям среды. Выделяют несколько форм адаптации: биологическую, сенсорную, психоло­гическую, социальную.

Биологическая адаптация – это приспособление орга­низма к изменяющимся условиям внешней среды: тем­пературе, влажности, освещенности и др.; а также к изме­нениям в организме (внутренней среде): заболеванию, по­тери какого-либо органа или ограничению его функции.

Человек, в отличие от животных, обладает способностью к произвольной психологической регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет его адаптационные возможности. Используются средства физической тренировки, закаливания организма.

Сенсорная адаптация. Это приспособление органов чувств к действующим на них раздражителям. Она дости­гается за счет увеличения или уменьшения абсолютной чувствительности как рецепторов, так и нервных цент­ров анализаторов. Играет важную роль в компенсации дефектов зрения, слуха,

Психологическая адаптация. Это приспособление чело­века как личности к существованию в обществе в соот­ветствии с социальными требованиями; внутреннее пси­хологическое равновесие в соответствии с собственны­ми потребностями, мотивами, интересами. Основные проявления психологической адаптации – адекватное вза­имодействие человека с окружающими и его активная продуктивная деятельность. Средствами ее достижения являются образование, воспитание, профессиональная подготовка.

Главным условием успешной социализации и соци­альной адаптации детей с отклоняющимся развитием является совершенствование системы их интеграции в общество. Такая система должна включать несколько под­систем (каждая подсистема имеет пути совершенствова­ния и требует специальных исследований): дефектоло­гии, управления и программно-методического обеспече­ния, воспитания и формирования социально мобильной личности, коррекционно-развивающего обучения, про­фориентации, трудоустройства, взаимосвязи школы, се­мьи и трудовых коллективов.

Адаптация и интеграция детей с отклонениями в раз­витии предполагает их право на образование, диагности­ку, охват специальным образованием в вариативных фор­мах, разработку соответствующих программ, методов, содержания работы, помощь семьям, дифференцирован­ное обучение.

Системой специального образования охвачена только часть нуждающихся детей. Почти не охвачены дети с неярко выраженными отклонениями, и неэффективна по­мощь детям с глубоким нарушением интеллекта.

Специальное образовательное учреждение реализует, в зависимости от его структуры, программы дошкольно­го, начального и среднего общего образования.

В настоящее время существует восемь основных видов специальных школ. В нормативно-правовых и официаль­ных документах эти школы называются по их видовому порядковому номеру.

Кроме них существуют учреждения системы социаль­ного обеспечения (в частности, детские дома для глубо­ко умственно отсталых детей и для слепоглухих).

Ученые предлагают еще две формы интеграции:

– обучение в коррекционном учреждении и последу­

ющий перевод учеников в общеобразовательную

школу (при обучении детей с нарушениями слуха,

но сформированной устной речью);

– полную или частичную интеграцию лиц с отклоне­

ниями в развитии в ходе профессионального обу­

чения (для детей с нарушением слуха, зрения, реже

интеллекта).

Еще один тип – образовательное учреждение для де­тей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-санитарной помощи. В учреждениях такого типа осуществ­ляются диагностика и консультирование, психолого-меди­ко-социальное сопровождение; психолого-педагогическая реабилитация и коррекция; лечебная педагогика и диффе­ренцированное обучение и др. Эти учреждения рассчита­ны на детей от 3 до 18 лет.

Контингент этих учреждений специфичен, туда по­падают дети с высокой степенью педагогической запу­щенности, с нарушениями эмоционально-волевой сфе­ры; подвергшиеся различным формам психического и физического насилия; вынужденные покинуть семью, в том числе по причине несовершеннолетия матери; из семей беженцев, вынужденных переселенцев, а также пострадавшие от стихийных бедствий и техногенных ка­тастроф.

В нашей стране существуют также различные оздоро­вительные образовательные учреждения санаторного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро­дителей. Эти учреждения созданы для оказания помощи семье в воспитании детей и получении ими образова­ния, проведения реабилитационных и лечебно-оздоро­вительных мероприятий, адаптации к жизни в обществе, социальной защите при длительном лечении. В соответ­ствии с Типовым положением, утвержденным постанов­лением правительства Российской Федерации от 28 ав­густа 1997 № 1117, в таких учреждениях могут откры­ваться группы для детей дошкольного возраста.

Не менее важную роль в воспитании и развитии ре­бенка с интеллектуальными отклонениями играет семья. К сожалению, этому часто мешают многие факторы: не­благополучная обстановка в семье (алкоголизм родите­лей, жестокое обращение с ребенком и др.); низкий об­разовательный уровень родителей, их педагогическая без­грамотность. Поэтому необходима коррекционная работа не только с ребенком, но и с его семьей.

Достаточно часто семьи людей с интеллектуальными нарушениями создаются из-за случайной беременности, девиантного полового влечения. Поэтому очень важно вов­ремя начать подготовку детей к нормальному интимному общению и созданию семьи. Этому может способствовать углубленное изучение курса «Этика и психология семей­ной жизни».

В рамках курса необходимо проводить лекции, беседы с учетом возрастных, половых и индивидуально-типоло­гических особенностей детей. Такая информация способ­ствует лучшей подготовке школьников к будущей семей­ной жизни, более удачному выбору супруга, профилакти­ке ранних родов и нежелательной беременности.

В настоящее время вопрос интеграции детей с откло­нениями в развитии в общество здоровых сверстников является дискуссионным, он осуществляется в виде эк­сперимента. Существует несколько условий, которые во многом способствуют развитию интеграционных про­цессов:

– готовность общества понимать и разделять пробле­мы человека с нарушениями интеллекта и другими отклонениями в развитии;

-высокий уровень сформированности практических

и социально значимых навыков у выпускников спе­

циальных школ, позволяющих им вести самостоя­

тельную жизнь;

-адекватное осознание выпускниками перспектив бу­

дущей жизни;

-гарантированное государством материальное обес­

печение, трудоустройство лиц с нарушениями ин­

теллекта.

Интеграция в общество человека с особыми образо­вательными потребностями и ограниченной трудоспособ­ностью сегодня означает процесс и результат предостав­ления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенси­рующих ему отклонения в развитии и ограничения воз­можностей.

В системе образования интеграция означает миними­зацию ограничивающей альтернативы для лиц с любы­ми образовательными потребностями: получение обра­зования в специальном (коррекционном) образователь­ном учреждении или с равными возможностями в образовательном учреждении или общего назначения.

Интеграция основывается на концепции «нормализа­ции», в основу которой положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть как можно более приближены к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут.

АДАПТАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В ходе становления и развития сети специальных до­школьных образовательных учреждений (ДОУ) учеными и практиками были разработаны принципы, методы и приемы выявления, коррекции и профилактики откло­нений в развитии детей. Заложены многие традиции кор-рекционного обучения и воспитания дошкольников, на которых в целом строится система специального до­школьного образования.Созданы дошкольные учреждения (группы) для де­тей с нарушениями:

– слуха (глухих, слабослышащих);

– зрения (слепых, слабовидящих, для детей с косог­

лазием и амблиопией);

– речи (с заиканием, общим недоразвитием речи,

фонетико-фонематическим недоразвитием);

– интеллекта (умственно отсталых);

– опорно-двигательного аппарата.

В таких ДОУ меньшая по сравнению с обычными дет­скими садами наполняемость групп (до 15 воспитанни­ков), в штат введены специалисты-дефектологи (олиго-френопедагоги, сурдопедагоги, тифлопедагоги, логопе­ды, другие медицинские работники).

Образовательный процесс здесь осуществляется в со­ответствии со специальными комплексными программа­ми обучения и воспитания, разработанными для каждой категории детей с отклонениями в развитии и утвержден­ными Министерством образования Российской Федера­ции. В некоторых специальных дошкольных учреждениях занятия по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, конструированию, по раз­витию игровой деятельности проводятся не воспитателя­ми, а учителями-дефектологами.

В настоящее время дошкольники с проблемами в раз­витии интегрированы в среду нормально развивающихся сверстников по разным причинам. Выделяют четыре груп­пы таких детей:

– ^диагностированные;

– дети, родители которых, зная о проблемах своего

ребенка, настаивают на обучении и воспитании в

массовом детском саду;

– воспитанники специальных дошкольных обособлен­

ных групп, функционирующих в обычном детском

саду, являются, как правило, обособленными и изо­

лированными;

– дети, которые в результате длительной коррекци-

онной работы подготовлены к интегрированному

обучению.

Выделяют пять видов интеграционных моделей в ДОУ.

Комбинированная. Ею охвачены дети с уровнем пси­хофизического развития, соответствующим или близ­ким к возрастной норме. Как правило, они по одному или по два воспитываются в обычных группах, но при этом получают специальную коррекционную помощь.

Частичная. Она охватывает проблемных детей, еще не способных вместе со здоровыми сверстниками овладе­вать программой. Включаются по 1-2 ребенка только на часть дня в обычную группу.

Временная. Воспитанники специальных групп вне зави­симости от уровня психофизического развития объ­единяются со здоровыми детьми не реже двух раз в месяц для проведения мероприятий воспитательного характера.

Полная. Она эффективна для детей, которые по уров­ню психофизического развития соответствуют возраст­ной норме и психологически подготовлены к совместно­му обучению со здоровыми сверстниками.

АДАПТАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ

ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Вспомогательная школа VIII вида осуществляет ком­плексную систему обучения и воспитания детей и под­ростков с умственной отсталостью, обеспечивающую адекватный их возможностям уровень общего образова­ния и первоначальной профессиональной подготовки. Цель вспомогательной школы – разностороннее воспи­тание личности, социально адаптированной к условиям жизни и работы в обществе.

Школа готовит учеников к самостоятельному труду и дает им определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного курса.

Организация социально-бытовой ориентации в такой школе осуществляется по этапам:

– в дошкольном возрасте формируются первые пред­

ставления об окружающем, навыки общения и пра­

вильного поведения в группе;

– в младшем школьном возрасте расширяются пред­

ставления об окружающей действительности, фор мируются более сложные формы общения в совме­стной деятельности;

– с пятого года обучения начинаются занятия по со­

циально-бытовой ориентации, составляющие соци­

альный опыт и умение вести себя в определенных

жизненных ситуациях;

– в 16-18 лет значительно расширяется социальный

опыт, закрепляются навыки поведения в различ­

ных жизненных ситуациях, совершенствуются на­

выки общения со сверстниками, формируются пра­

вильные взаимоотношения с лицами противопо­

ложного пола.

Занятия по социально-бытовой ориентации проводятся вне сетки уроков. Они требуют от педагогов серьезной подготовки. Этот предмет ведет один учитель, который отвечает за прохождение программы, качество знаний и умений учащихся, за методическое оснащение занятий, оформление кабинета.

Учащиеся знакомятся с организациями и учреждения­ми, в которые им придется обращаться по различным воп­росам, начав самостоятельную жизнь. У детей развиваются умения пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи.

Они обретают навыки приготовления пищи, личной гигиены, ухода за одеждой и обувью. Дети учатся ухажи­вать за жилищем, планировать свой бюджет, помогать старшим, ухаживать за младшими. Они усваивают мораль­но-этические нормы поведения, у них вырабатываются навыки общения с людьми, в определенной мере разви­вается художественный вкус. Действенным методическим приемом на занятиях является моделирование реальных ситуаций, предполагающее распределение ролей между участниками, вступающими в определенные отношения. Разыгрывая и разбирая различные бытовые ситуации, учащиеся развивают навыки общения, учатся строить свои отношения с другими людьми.

Проводимая во внеурочное время воспитательная ра­бота дополняет занятия по социально-бытовой ориента­ции. Основное внимание уделяется воспитанию положи­тельных качеств личности, а также повторению, закреплению и расширению полученных знаний, автоматиза­ции умений, приобретению новых и формированию по­лезных привычек, эталонов поведения, оценочного от­ношения к различным жизненным ситуациям.

Все это необходимо для самостоятельного ведения до­машнего хозяйства, успешной адаптации в трудовых кол­лективах, общения с окружающими людьми. Главное ус­ловие успешности решения поставленных задач – ежед­невная разнообразная практическая деятельность учащихся. Во внеурочное время основное внимание должно уделяться практическим упражнениям, экскурсиям в различные уч­реждения, сюжетно-ролевым играм и беседам. Формиро­ванию необходимых в быту знаний и умений способству­ет также участие школьников в кружках по домоводству, кулинарии, шитью, вязанию, в работе ремонтных бригад. Социально-бытовой ориентировке школьников способ­ствует также общественно полезный труд.

Связь воспитания с обучением осуществляется по принципу опережающего, параллельного и последующего взаимодействия.

Всю работу учитель и воспитатель должны проводить систематически и последовательно, начиная с самых про­стых дел по самообслуживанию и личной гигиене и за­вершая наиболее сложными умениями – правильным по­ведением в различных учреждениях и транспорте, под­счетом стоимости покупок, правильной сервировке стола и др. Формируя знания и умения, необходимо стимули­ровать развитие учащихся, ставить перед ними постепенно усложняющиеся задачи, ориентируясь на зону ближай­шего развития, при этом следует учитывать индивиду­альные особенности детей. Учителю и воспитателю необ­ходимо постоянно поддерживать в работе взаимосвязь, предъявлять единые требования к детям.

Социальный педагог – специалист в области специаль­ного образования и социальной защиты детей с откло­нениями в развитии. Он взаимодействует со всеми други­ми педагогами, психологами, врачами, медицинскими и социальными работниками, сотрудниками правоохра­нительных органов, трудовыми коллективами, родите­лями и заинтересованными лицами. Взаимодействие вспомогательной школы и семьи дол­жно проводиться по особой системе и включать педаго­гическое просвещение родителей. Социальные педагоги изучают структуру каждой семьи, образовательный уро­вень родителей, характер уклада семейной жизни и ат­мосферу в семье, жилищные условия и материальную обеспеченность и др.

Формы работы вспомогательной школы с семьей мо­гут быть общешкольными (родительские собрания, лек­ции по вопросам психического и физического развития детей, проведение родительских дней, организация выс­тавок ученических работ, показ художественной самоде­ятельности учащихся и др.), классными (классные роди­тельские собрания, открытые уроки, групповые консуль­тации, беседы и др.) и индивидуальными (посещение учителем и воспитателем семей учащихся).

Читайте также:  Общение с людьми и его влияние на развитие личности ребенка

Источник