Интеграция в обществе ребенка с отклонениями в развитии
.
2002
364+368
65.2773
30
:
, ,
. ..
;
,
.
.
–
.
30 : . . : – “”, 2002. 80 .
ISBN 5940350542
. , . , , . .
, , .
364+368
65.2773
ISBN 5940350542 , 2002
………………………………………………………………………………………. 5
1.
1.1. ……………………………………………… 7
1.2. …………………. 10
1.4.
…………………………………………………………………. 15
2.
2.1. :
……………………………………………….. 19
2.2. :
…………………………………………………. 20
2.3. :
………………………………………………. 21
2.4. :
…………………………………………… 21
2.5. : “” ………………….. 22
3.
3.1.
………………………………………………….. 24
3.2.
…………………………………………………. 24
3.3. …………………………………………………….. 26
3.4. ………………………………………………. 30
3.5. ………………………………. 33
3.6. ………………… 34
4.
4.1.
…………………………………. 37
4.2. –
………………………………….. 39
5.
………… 45
5.1. ………… 45
5.2.
………………………………………………. 49
6.
…………………………………………………….. 54
7.
7.1. ……………………………………………………. 59
7.2.
……………………………………………………………………. 68
………………………………………………………………. 73
…………………………………………………………… 74
…………………………………………………………………… 76
. , . .
, , , , , .
, , , , , . .
. , , , , , , .
, [2; 21; 26; 31; 32; 43; 50]. , , .
.
” ” – – , , , :
, ;
;
.
:
;
– ;
;
.
– – , , , .
.
1.1.
, 10 , , , . , , 5 , 1,7 . , . . 4,5% , (60). 10% . : , , , .
“” .
“” XVIII . , . XIX , . – . , XX .
, , , , , , , , , , . , , , , [29; 22; 33].
, , . , , . , , , . .
, , , , , , .
. , , , , , , .
, . , , , . . , .
, .
“”, , , .
“” , , , . , , .
:
, ;
, , ;
, ;
, , , , .
“” : , , .
, , . :
1. ” “.
2. “”. , , . .
3. ” “. , ( , , ). , , ” “, ” “, . , “”, , , , . , .
4. ” “. , . , , ( ). “” , , .
5. ” “. . , .
6. “”. . , ; , . , , , : , , , , , , . “”.
1.2.
. , , , , , , , , .
, , , .
, , .
: , , . – , , . , . . , .
, . , .
, , ” “, ” “, ” ” . . ” “, ” “, “, “, “, “. , , , , .
“” . , , . , , , .
– – ” ” ” “. , , , .
” ” , , ( , ). , , – , . , , .
” ” , – , . , , .
6 :
;
;
;
;
;
.
, , , , , (), handicap (, ). – , : , , , , . , ” ” , – , , , , – , , .
. , , , , , , . , ( ) () -, .
. :
;
;
, .
, , , , :
;
;
;
;
;
– ;
– ;
;
();
;
.
, :
() (- , );
(, );
( , , ).
, – , . , , .:
;
, ;
;
, ;
– ;
;
;
;
.
, , (, , , ), , .
(. , 1979) , , . , .
, – , , : , , , , , – .
1.4.
.
“” , , , . .
, , , . . , , .
(), . , – , – .
, , , .
. , , , , . , , .
, -, , , . -, , . -, , , . , , , .
, , , , . , , : , , .
, , , .
, , , ” ” : ” , , , … , , ” [15].
, . “” , (, . . ”- ”. ., 1996). – , .
, , , , , . , , , .
. , , . , , , . (, , ) , , .
Источник
Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? | ОБЩИЕ ВОПРОСЫ Адаптация (от лат. «приспособляю») – это приспособление строения и функций организма, его психологических систем к условиям среды. Выделяют несколько форм адаптации: биологическую, сенсорную, психологическую, социальную. Биологическая адаптация – это приспособление организма к изменяющимся условиям внешней среды: температуре, влажности, освещенности и др.; а также к изменениям в организме (внутренней среде): заболеванию, потери какого-либо органа или ограничению его функции. Человек, в отличие от животных, обладает способностью к произвольной психологической регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет его адаптационные возможности. Используются средства физической тренировки, закаливания организма. Сенсорная адаптация. Это приспособление органов чувств к действующим на них раздражителям. Она достигается за счет увеличения или уменьшения абсолютной чувствительности как рецепторов, так и нервных центров анализаторов. Играет важную роль в компенсации дефектов зрения, слуха, Психологическая адаптация. Это приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с социальными требованиями; внутреннее психологическое равновесие в соответствии с собственными потребностями, мотивами, интересами. Основные проявления психологической адаптации – адекватное взаимодействие человека с окружающими и его активная продуктивная деятельность. Средствами ее достижения являются образование, воспитание, профессиональная подготовка. Главным условием успешной социализации и социальной адаптации детей с отклоняющимся развитием является совершенствование системы их интеграции в общество. Такая система должна включать несколько подсистем (каждая подсистема имеет пути совершенствования и требует специальных исследований): дефектологии, управления и программно-методического обеспечения, воспитания и формирования социально мобильной личности, коррекционно-развивающего обучения, профориентации, трудоустройства, взаимосвязи школы, семьи и трудовых коллективов. Адаптация и интеграция детей с отклонениями в развитии предполагает их право на образование, диагностику, охват специальным образованием в вариативных формах, разработку соответствующих программ, методов, содержания работы, помощь семьям, дифференцированное обучение. Системой специального образования охвачена только часть нуждающихся детей. Почти не охвачены дети с неярко выраженными отклонениями, и неэффективна помощь детям с глубоким нарушением интеллекта. Специальное образовательное учреждение реализует, в зависимости от его структуры, программы дошкольного, начального и среднего общего образования. В настоящее время существует восемь основных видов специальных школ. В нормативно-правовых и официальных документах эти школы называются по их видовому порядковому номеру. Кроме них существуют учреждения системы социального обеспечения (в частности, детские дома для глубоко умственно отсталых детей и для слепоглухих). Ученые предлагают еще две формы интеграции: – обучение в коррекционном учреждении и последу ющий перевод учеников в общеобразовательную школу (при обучении детей с нарушениями слуха, но сформированной устной речью); – полную или частичную интеграцию лиц с отклоне ниями в развитии в ходе профессионального обу чения (для детей с нарушением слуха, зрения, реже интеллекта). Еще один тип – образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-санитарной помощи. В учреждениях такого типа осуществляются диагностика и консультирование, психолого-медико-социальное сопровождение; психолого-педагогическая реабилитация и коррекция; лечебная педагогика и дифференцированное обучение и др. Эти учреждения рассчитаны на детей от 3 до 18 лет. Контингент этих учреждений специфичен, туда попадают дети с высокой степенью педагогической запущенности, с нарушениями эмоционально-волевой сферы; подвергшиеся различным формам психического и физического насилия; вынужденные покинуть семью, в том числе по причине несовершеннолетия матери; из семей беженцев, вынужденных переселенцев, а также пострадавшие от стихийных бедствий и техногенных катастроф. В нашей стране существуют также различные оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Эти учреждения созданы для оказания помощи семье в воспитании детей и получении ими образования, проведения реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптации к жизни в обществе, социальной защите при длительном лечении. В соответствии с Типовым положением, утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 28 августа 1997 № 1117, в таких учреждениях могут открываться группы для детей дошкольного возраста. Не менее важную роль в воспитании и развитии ребенка с интеллектуальными отклонениями играет семья. К сожалению, этому часто мешают многие факторы: неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм родителей, жестокое обращение с ребенком и др.); низкий образовательный уровень родителей, их педагогическая безграмотность. Поэтому необходима коррекционная работа не только с ребенком, но и с его семьей. Достаточно часто семьи людей с интеллектуальными нарушениями создаются из-за случайной беременности, девиантного полового влечения. Поэтому очень важно вовремя начать подготовку детей к нормальному интимному общению и созданию семьи. Этому может способствовать углубленное изучение курса «Этика и психология семейной жизни». В рамках курса необходимо проводить лекции, беседы с учетом возрастных, половых и индивидуально-типологических особенностей детей. Такая информация способствует лучшей подготовке школьников к будущей семейной жизни, более удачному выбору супруга, профилактике ранних родов и нежелательной беременности. В настоящее время вопрос интеграции детей с отклонениями в развитии в общество здоровых сверстников является дискуссионным, он осуществляется в виде эксперимента. Существует несколько условий, которые во многом способствуют развитию интеграционных процессов: – готовность общества понимать и разделять проблемы человека с нарушениями интеллекта и другими отклонениями в развитии; -высокий уровень сформированности практических и социально значимых навыков у выпускников спе циальных школ, позволяющих им вести самостоя тельную жизнь; -адекватное осознание выпускниками перспектив бу дущей жизни; -гарантированное государством материальное обес печение, трудоустройство лиц с нарушениями ин теллекта. Интеграция в общество человека с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничения возможностей. В системе образования интеграция означает минимизацию ограничивающей альтернативы для лиц с любыми образовательными потребностями: получение образования в специальном (коррекционном) образовательном учреждении или с равными возможностями в образовательном учреждении или общего назначения. Интеграция основывается на концепции «нормализации», в основу которой положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть как можно более приближены к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут. АДАПТАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ В ходе становления и развития сети специальных дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) учеными и практиками были разработаны принципы, методы и приемы выявления, коррекции и профилактики отклонений в развитии детей. Заложены многие традиции кор-рекционного обучения и воспитания дошкольников, на которых в целом строится система специального дошкольного образования.Созданы дошкольные учреждения (группы) для детей с нарушениями: – слуха (глухих, слабослышащих); – зрения (слепых, слабовидящих, для детей с косог лазием и амблиопией); – речи (с заиканием, общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием); – интеллекта (умственно отсталых); – опорно-двигательного аппарата. В таких ДОУ меньшая по сравнению с обычными детскими садами наполняемость групп (до 15 воспитанников), в штат введены специалисты-дефектологи (олиго-френопедагоги, сурдопедагоги, тифлопедагоги, логопеды, другие медицинские работники). Образовательный процесс здесь осуществляется в соответствии со специальными комплексными программами обучения и воспитания, разработанными для каждой категории детей с отклонениями в развитии и утвержденными Министерством образования Российской Федерации. В некоторых специальных дошкольных учреждениях занятия по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, конструированию, по развитию игровой деятельности проводятся не воспитателями, а учителями-дефектологами. В настоящее время дошкольники с проблемами в развитии интегрированы в среду нормально развивающихся сверстников по разным причинам. Выделяют четыре группы таких детей: – ^диагностированные; – дети, родители которых, зная о проблемах своего ребенка, настаивают на обучении и воспитании в массовом детском саду; – воспитанники специальных дошкольных обособлен ных групп, функционирующих в обычном детском саду, являются, как правило, обособленными и изо лированными; – дети, которые в результате длительной коррекци- онной работы подготовлены к интегрированному обучению. Выделяют пять видов интеграционных моделей в ДОУ. Комбинированная. Ею охвачены дети с уровнем психофизического развития, соответствующим или близким к возрастной норме. Как правило, они по одному или по два воспитываются в обычных группах, но при этом получают специальную коррекционную помощь. Частичная. Она охватывает проблемных детей, еще не способных вместе со здоровыми сверстниками овладевать программой. Включаются по 1-2 ребенка только на часть дня в обычную группу. Временная. Воспитанники специальных групп вне зависимости от уровня психофизического развития объединяются со здоровыми детьми не реже двух раз в месяц для проведения мероприятий воспитательного характера. Полная. Она эффективна для детей, которые по уровню психофизического развития соответствуют возрастной норме и психологически подготовлены к совместному обучению со здоровыми сверстниками. АДАПТАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ Вспомогательная школа VIII вида осуществляет комплексную систему обучения и воспитания детей и подростков с умственной отсталостью, обеспечивающую адекватный их возможностям уровень общего образования и первоначальной профессиональной подготовки. Цель вспомогательной школы – разностороннее воспитание личности, социально адаптированной к условиям жизни и работы в обществе. Школа готовит учеников к самостоятельному труду и дает им определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного курса. Организация социально-бытовой ориентации в такой школе осуществляется по этапам: – в дошкольном возрасте формируются первые пред ставления об окружающем, навыки общения и пра вильного поведения в группе; – в младшем школьном возрасте расширяются пред ставления об окружающей действительности, фор мируются более сложные формы общения в совместной деятельности; – с пятого года обучения начинаются занятия по со циально-бытовой ориентации, составляющие соци альный опыт и умение вести себя в определенных жизненных ситуациях; – в 16-18 лет значительно расширяется социальный опыт, закрепляются навыки поведения в различ ных жизненных ситуациях, совершенствуются на выки общения со сверстниками, формируются пра вильные взаимоотношения с лицами противопо ложного пола. Занятия по социально-бытовой ориентации проводятся вне сетки уроков. Они требуют от педагогов серьезной подготовки. Этот предмет ведет один учитель, который отвечает за прохождение программы, качество знаний и умений учащихся, за методическое оснащение занятий, оформление кабинета. Учащиеся знакомятся с организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. У детей развиваются умения пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Они обретают навыки приготовления пищи, личной гигиены, ухода за одеждой и обувью. Дети учатся ухаживать за жилищем, планировать свой бюджет, помогать старшим, ухаживать за младшими. Они усваивают морально-этические нормы поведения, у них вырабатываются навыки общения с людьми, в определенной мере развивается художественный вкус. Действенным методическим приемом на занятиях является моделирование реальных ситуаций, предполагающее распределение ролей между участниками, вступающими в определенные отношения. Разыгрывая и разбирая различные бытовые ситуации, учащиеся развивают навыки общения, учатся строить свои отношения с другими людьми. Проводимая во внеурочное время воспитательная работа дополняет занятия по социально-бытовой ориентации. Основное внимание уделяется воспитанию положительных качеств личности, а также повторению, закреплению и расширению полученных знаний, автоматизации умений, приобретению новых и формированию полезных привычек, эталонов поведения, оценочного отношения к различным жизненным ситуациям. Все это необходимо для самостоятельного ведения домашнего хозяйства, успешной адаптации в трудовых коллективах, общения с окружающими людьми. Главное условие успешности решения поставленных задач – ежедневная разнообразная практическая деятельность учащихся. Во внеурочное время основное внимание должно уделяться практическим упражнениям, экскурсиям в различные учреждения, сюжетно-ролевым играм и беседам. Формированию необходимых в быту знаний и умений способствует также участие школьников в кружках по домоводству, кулинарии, шитью, вязанию, в работе ремонтных бригад. Социально-бытовой ориентировке школьников способствует также общественно полезный труд. Связь воспитания с обучением осуществляется по принципу опережающего, параллельного и последующего взаимодействия. Всю работу учитель и воспитатель должны проводить систематически и последовательно, начиная с самых простых дел по самообслуживанию и личной гигиене и завершая наиболее сложными умениями – правильным поведением в различных учреждениях и транспорте, подсчетом стоимости покупок, правильной сервировке стола и др. Формируя знания и умения, необходимо стимулировать развитие учащихся, ставить перед ними постепенно усложняющиеся задачи, ориентируясь на зону ближайшего развития, при этом следует учитывать индивидуальные особенности детей. Учителю и воспитателю необходимо постоянно поддерживать в работе взаимосвязь, предъявлять единые требования к детям. Социальный педагог – специалист в области специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии. Он взаимодействует со всеми другими педагогами, психологами, врачами, медицинскими и социальными работниками, сотрудниками правоохранительных органов, трудовыми коллективами, родителями и заинтересованными лицами. Взаимодействие вспомогательной школы и семьи должно проводиться по особой системе и включать педагогическое просвещение родителей. Социальные педагоги изучают структуру каждой семьи, образовательный уровень родителей, характер уклада семейной жизни и атмосферу в семье, жилищные условия и материальную обеспеченность и др. Формы работы вспомогательной школы с семьей могут быть общешкольными (родительские собрания, лекции по вопросам психического и физического развития детей, проведение родительских дней, организация выставок ученических работ, показ художественной самодеятельности учащихся и др.), классными (классные родительские собрания, открытые уроки, групповые консультации, беседы и др.) и индивидуальными (посещение учителем и воспитателем семей учащихся). |
Источник