Интеграция отклонения развитии ребенка
Интеграциия ребенка с нарушением развития
в коллектив здоровых детей
Распространение процесса включения детей с нарушением развития в образовательную среду, является не только отражением времени, но и шагом к реализации прав детей на получение образования, и включение их в жизнь общества.
Актуальность внедрения инклюзивного обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Такой вид обучения в ДОУ делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.
Понятно, что интеграция не должна осуществляться стихийно. Она возможна лишь при наличии в дошкольных образовательных учреждениях соответствующего материально-технического, программно-методического и кадрового обеспечения.
Исследования иностранных специалистов касаемо изучения особенностей взаимодействия здоровых детей с нарушениями развития показали, что в целом такие взаимоотношения характеризуются напряженностью и амбивалентностью (двойственностью). Отношения со здоровыми детьми часто определяют как неблагоприятное, даже враждебное. Детям с нарушениями развития свойственные такие черты как зависть, недоверие к здоровым детям, отсутствие инициативы, повышенное ощущение жалости самих к себе.
Реакции здоровых детей разные – сочувствие, интерес, сдержанная неприязнь и даже чувство отвращения. Здоровые дети стремятся быстрее прекратить общение с детьми, недостаточно откровенны с ними. Одной из причин такого отношения является то, что до недавнего времени проблемы детей с нарушениями развития замалчивали, мало кто вообще знал об их существовании. Результатами недостаточных знаний, недостаточной проинформированности стало необоснованная реакция к детям с нарушениями развития.
Хотелось бы рассказать о специфике интеграции воспитания в дошкольное образовательное учреждение.
Теоретические принципы интеграционного подхода к воспитанию ребенка с нарушениями развития призывал Выготский. Ученый подчеркивал, что, не обращая внимания на численные преимущества, коррекционная школа имеет существенный недостаток. Она создает для ребенка с нарушениями развития «замкнутый» мир, в котором все приспособлено к дефекту, все фиксирует внимание на нем и не вводит ребенка в «настоящую» жизнь.
Важнейшим периодом коррекции развития ребенка с нарушением развития является ранний и дошкольный возраст. Ребенок дошкольного возраста нуждается в особенном отношении. Ведь дошкольный возраст – это период интенсивной социализации ребенка.
В специальных дошкольных заведениях навыки коммуникации формируются в среде детей, которые имеют подобные отклонения. При таких условиях общения со здоровыми детьми приводят к дистрессу ребенка с нарушениями в развитии, он отказывается налаживать контакт или строит его на деструктивной основе.
Совместное дошкольное воспитание здоровых детей и детей с нарушениями развития являются важнейшим вкладом в процесс интеграции ребенка с нарушениями в общество.
Во время выполнения интегрированных форм в ДОУ нужно соблюдать определенные требования. Необходимо обратить внимание на соответствие помещения ДОУ для достижения поставленных целей, подбор игрушек, подготовку всех участников интеграционного процесса ребенка, в частности повышения квалификации педагогов.
Проблемы взаимодействия здоровых детей с детьми с нарушениями в развитии может развязать интеграция, то есть процесс восстановления утраченных связей человека с обществом, которое обеспечивает его включенность в основные сферы жизнедеятельности: работы, быта и досуга.
Интеграция – это процесс, в рамке которого определенное общество реализует максимальный социальный потенциал каждого индивида. Интеграция – это двусторонний процесс, во время которого не только индивид адаптируется к обществу, а и наоборот.
Цель интеграции заключается в накоплении ребенком социального потенциала, который дает возможность адаптироваться в будущем. Социальная интеграция – своеобразный итог работы, которого достигают в результате реабилитации.
Интеграция – это комплекс существенных изменений: в педагогической системе ценностных установках, в понимании роли педагога. По мнению норвежского психолога Гюннара Стангвика интеграция базируется на комплексе ценностей которые дают возможность утверждать, что является важным, значительным, правильным и аргументированным в образовательном процессе. Интеграция – педагогическая модель которая, которая эффективно приносит в общество идеи терпимости и гуманности.
Поэтому можно сделать вывод, что, только обеспечив необходимые условия, можно наедятся на успешную интеграцию ребенка с нарушениями в развитии в коллектив здоровых детей. Важно обеспечить в ДОУ такие условия, которые способствуют повышению социальной активности детей с нарушениями развития, направленные на налаживание социальных связей и контактов, социальной значимости. Необходимо сформировать желание детей с нарушениями развития достигать поставленных целей, самореализовываться, а следовательно, и стремиться к более продуктивной жизнедеятельности, социального благополучия. Это и есть важнейшим вкладом для дальнейшей интеграции ребенка с нарушением развития в общество.
Источник
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
Адаптация (от лат. «приспособляю») — это приспособление строения и функций организма, его психологических систем к условиям среды. Выделяют несколько форм адаптации: биологическую, сенсорную, психологическую, социальную.
Биологическая адаптация — это приспособление организма к изменяющимся условиям внешней среды: температуре, влажности, освещенности и др.; а также к изменениям в организме (внутренней среде): заболеванию, потери какого-либо органа или ограничению его функции.
Человек, в отличие от животных, обладает способностью к произвольной психологической регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет его адаптационные возможности. Используются средства физической тренировки, закаливания организма.
Сенсорная адаптация. Это приспособление органов чувств к действующим на них раздражителям. Она достигается за счет увеличения или уменьшения абсолютной чувствительности как рецепторов, так и нервных центров анализаторов. Играет важную роль в компенсации дефектов зрения, слуха,
Психологическая адаптация. Это приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с социальными требованиями; внутреннее психологическое равновесие в соответствии с собственными потребностями, мотивами, интересами. Основные проявления психологической адаптации — адекватное взаимодействие человека с окружающими и его активная продуктивная деятельность. Средствами ее достижения являются образование, воспитание, профессиональная подготовка.
Главным условием успешной социализации и социальной адаптации детей с отклоняющимся развитием является совершенствование системы их интеграции в общество. Такая система должна включать несколько подсистем (каждая подсистема имеет пути совершенствования и требует специальных исследований): дефектологии, управления и программно-методического обеспечения, воспитания и формирования социально мобильной личности, коррекционно-развивающего обучения, профориентации, трудоустройства, взаимосвязи школы, семьи и трудовых коллективов.
Адаптация и интеграция детей с отклонениями в развитии предполагает их право на образование, диагностику, охват специальным образованием в вариативных формах, разработку соответствующих программ, методов, содержания работы, помощь семьям, дифференцированное обучение.
Системой специального образования охвачена только часть нуждающихся детей. Почти не охвачены дети с неярко выраженными отклонениями, и неэффективна помощь детям с глубоким нарушением интеллекта.
Специальное образовательное учреждение реализует, в зависимости от его структуры, программы дошкольного, начального и среднего общего образования.
В настоящее время существует восемь основных видов специальных школ. В нормативно-правовых и официальных документах эти школы называются по их видовому порядковому номеру.
Кроме них существуют учреждения системы социального обеспечения (в частности, детские дома для глубоко умственно отсталых детей и для слепоглухих).
Ученые предлагают еще две формы интеграции:
— обучение в коррекционном учреждении и последу
ющий перевод учеников в общеобразовательную
школу (при обучении детей с нарушениями слуха,
но сформированной устной речью);
— полную или частичную интеграцию лиц с отклоне
ниями в развитии в ходе профессионального обу
чения (для детей с нарушением слуха, зрения, реже
интеллекта).
Еще один тип — образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-санитарной помощи. В учреждениях такого типа осуществляются диагностика и консультирование, психолого-медико-социальное сопровождение; психолого-педагогическая реабилитация и коррекция; лечебная педагогика и дифференцированное обучение и др. Эти учреждения рассчитаны на детей от 3 до 18 лет.
Контингент этих учреждений специфичен, туда попадают дети с высокой степенью педагогической запущенности, с нарушениями эмоционально-волевой сферы; подвергшиеся различным формам психического и физического насилия; вынужденные покинуть семью, в том числе по причине несовершеннолетия матери; из семей беженцев, вынужденных переселенцев, а также пострадавшие от стихийных бедствий и техногенных катастроф.
В нашей стране существуют также различные оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Эти учреждения созданы для оказания помощи семье в воспитании детей и получении ими образования, проведения реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптации к жизни в обществе, социальной защите при длительном лечении. В соответствии с Типовым положением, утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 28 августа 1997 № 1117, в таких учреждениях могут открываться группы для детей дошкольного возраста.
Не менее важную роль в воспитании и развитии ребенка с интеллектуальными отклонениями играет семья. К сожалению, этому часто мешают многие факторы: неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм родителей, жестокое обращение с ребенком и др.); низкий образовательный уровень родителей, их педагогическая безграмотность. Поэтому необходима коррекционная работа не только с ребенком, но и с его семьей.
Достаточно часто семьи людей с интеллектуальными нарушениями создаются из-за случайной беременности, девиантного полового влечения. Поэтому очень важно вовремя начать подготовку детей к нормальному интимному общению и созданию семьи. Этому может способствовать углубленное изучение курса «Этика и психология семейной жизни».
В рамках курса необходимо проводить лекции, беседы с учетом возрастных, половых и индивидуально-типологических особенностей детей. Такая информация способствует лучшей подготовке школьников к будущей семейной жизни, более удачному выбору супруга, профилактике ранних родов и нежелательной беременности.
В настоящее время вопрос интеграции детей с отклонениями в развитии в общество здоровых сверстников является дискуссионным, он осуществляется в виде эксперимента. Существует несколько условий, которые во многом способствуют развитию интеграционных процессов:
— готовность общества понимать и разделять проблемы человека с нарушениями интеллекта и другими отклонениями в развитии;
—высокий уровень сформированности практических
и социально значимых навыков у выпускников спе
циальных школ, позволяющих им вести самостоя
тельную жизнь;
—адекватное осознание выпускниками перспектив бу
дущей жизни;
—гарантированное государством материальное обес
печение, трудоустройство лиц с нарушениями ин
теллекта.
Интеграция в общество человека с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничения возможностей.
В системе образования интеграция означает минимизацию ограничивающей альтернативы для лиц с любыми образовательными потребностями: получение образования в специальном (коррекционном) образовательном учреждении или с равными возможностями в образовательном учреждении или общего назначения.
Интеграция основывается на концепции «нормализации», в основу которой положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть как можно более приближены к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут.
АДАПТАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
В ходе становления и развития сети специальных дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) учеными и практиками были разработаны принципы, методы и приемы выявления, коррекции и профилактики отклонений в развитии детей. Заложены многие традиции кор-рекционного обучения и воспитания дошкольников, на которых в целом строится система специального дошкольного образования.Созданы дошкольные учреждения (группы) для детей с нарушениями:
— слуха (глухих, слабослышащих);
— зрения (слепых, слабовидящих, для детей с косог
лазием и амблиопией);
— речи (с заиканием, общим недоразвитием речи,
фонетико-фонематическим недоразвитием);
— интеллекта (умственно отсталых);
— опорно-двигательного аппарата.
В таких ДОУ меньшая по сравнению с обычными детскими садами наполняемость групп (до 15 воспитанников), в штат введены специалисты-дефектологи (олиго-френопедагоги, сурдопедагоги, тифлопедагоги, логопеды, другие медицинские работники).
Образовательный процесс здесь осуществляется в соответствии со специальными комплексными программами обучения и воспитания, разработанными для каждой категории детей с отклонениями в развитии и утвержденными Министерством образования Российской Федерации. В некоторых специальных дошкольных учреждениях занятия по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, конструированию, по развитию игровой деятельности проводятся не воспитателями, а учителями-дефектологами.
В настоящее время дошкольники с проблемами в развитии интегрированы в среду нормально развивающихся сверстников по разным причинам. Выделяют четыре группы таких детей:
— ^диагностированные;
— дети, родители которых, зная о проблемах своего
ребенка, настаивают на обучении и воспитании в
массовом детском саду;
— воспитанники специальных дошкольных обособлен
ных групп, функционирующих в обычном детском
саду, являются, как правило, обособленными и изо
лированными;
— дети, которые в результате длительной коррекци-
онной работы подготовлены к интегрированному
обучению.
Выделяют пять видов интеграционных моделей в ДОУ.
Комбинированная. Ею охвачены дети с уровнем психофизического развития, соответствующим или близким к возрастной норме. Как правило, они по одному или по два воспитываются в обычных группах, но при этом получают специальную коррекционную помощь.
Частичная. Она охватывает проблемных детей, еще не способных вместе со здоровыми сверстниками овладевать программой. Включаются по 1—2 ребенка только на часть дня в обычную группу.
Временная. Воспитанники специальных групп вне зависимости от уровня психофизического развития объединяются со здоровыми детьми не реже двух раз в месяц для проведения мероприятий воспитательного характера.
Полная. Она эффективна для детей, которые по уровню психофизического развития соответствуют возрастной норме и психологически подготовлены к совместному обучению со здоровыми сверстниками.
АДАПТАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ
ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Вспомогательная школа VIII вида осуществляет комплексную систему обучения и воспитания детей и подростков с умственной отсталостью, обеспечивающую адекватный их возможностям уровень общего образования и первоначальной профессиональной подготовки. Цель вспомогательной школы — разностороннее воспитание личности, социально адаптированной к условиям жизни и работы в обществе.
Школа готовит учеников к самостоятельному труду и дает им определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного курса.
Организация социально-бытовой ориентации в такой школе осуществляется по этапам:
— в дошкольном возрасте формируются первые пред
ставления об окружающем, навыки общения и пра
вильного поведения в группе;
— в младшем школьном возрасте расширяются пред
ставления об окружающей действительности, фор мируются более сложные формы общения в совместной деятельности;
— с пятого года обучения начинаются занятия по со
циально-бытовой ориентации, составляющие соци
альный опыт и умение вести себя в определенных
жизненных ситуациях;
— в 16—18 лет значительно расширяется социальный
опыт, закрепляются навыки поведения в различ
ных жизненных ситуациях, совершенствуются на
выки общения со сверстниками, формируются пра
вильные взаимоотношения с лицами противопо
ложного пола.
Занятия по социально-бытовой ориентации проводятся вне сетки уроков. Они требуют от педагогов серьезной подготовки. Этот предмет ведет один учитель, который отвечает за прохождение программы, качество знаний и умений учащихся, за методическое оснащение занятий, оформление кабинета.
Учащиеся знакомятся с организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. У детей развиваются умения пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи.
Они обретают навыки приготовления пищи, личной гигиены, ухода за одеждой и обувью. Дети учатся ухаживать за жилищем, планировать свой бюджет, помогать старшим, ухаживать за младшими. Они усваивают морально-этические нормы поведения, у них вырабатываются навыки общения с людьми, в определенной мере развивается художественный вкус. Действенным методическим приемом на занятиях является моделирование реальных ситуаций, предполагающее распределение ролей между участниками, вступающими в определенные отношения. Разыгрывая и разбирая различные бытовые ситуации, учащиеся развивают навыки общения, учатся строить свои отношения с другими людьми.
Проводимая во внеурочное время воспитательная работа дополняет занятия по социально-бытовой ориентации. Основное внимание уделяется воспитанию положительных качеств личности, а также повторению, закреплению и расширению полученных знаний, автоматизации умений, приобретению новых и формированию полезных привычек, эталонов поведения, оценочного отношения к различным жизненным ситуациям.
Все это необходимо для самостоятельного ведения домашнего хозяйства, успешной адаптации в трудовых коллективах, общения с окружающими людьми. Главное условие успешности решения поставленных задач — ежедневная разнообразная практическая деятельность учащихся. Во внеурочное время основное внимание должно уделяться практическим упражнениям, экскурсиям в различные учреждения, сюжетно-ролевым играм и беседам. Формированию необходимых в быту знаний и умений способствует также участие школьников в кружках по домоводству, кулинарии, шитью, вязанию, в работе ремонтных бригад. Социально-бытовой ориентировке школьников способствует также общественно полезный труд.
Связь воспитания с обучением осуществляется по принципу опережающего, параллельного и последующего взаимодействия.
Всю работу учитель и воспитатель должны проводить систематически и последовательно, начиная с самых простых дел по самообслуживанию и личной гигиене и завершая наиболее сложными умениями — правильным поведением в различных учреждениях и транспорте, подсчетом стоимости покупок, правильной сервировке стола и др. Формируя знания и умения, необходимо стимулировать развитие учащихся, ставить перед ними постепенно усложняющиеся задачи, ориентируясь на зону ближайшего развития, при этом следует учитывать индивидуальные особенности детей. Учителю и воспитателю необходимо постоянно поддерживать в работе взаимосвязь, предъявлять единые требования к детям.
Социальный педагог — специалист в области специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии. Он взаимодействует со всеми другими педагогами, психологами, врачами, медицинскими и социальными работниками, сотрудниками правоохранительных органов, трудовыми коллективами, родителями и заинтересованными лицами. Взаимодействие вспомогательной школы и семьи должно проводиться по особой системе и включать педагогическое просвещение родителей. Социальные педагоги изучают структуру каждой семьи, образовательный уровень родителей, характер уклада семейной жизни и атмосферу в семье, жилищные условия и материальную обеспеченность и др.
Формы работы вспомогательной школы с семьей могут быть общешкольными (родительские собрания, лекции по вопросам психического и физического развития детей, проведение родительских дней, организация выставок ученических работ, показ художественной самодеятельности учащихся и др.), классными (классные родительские собрания, открытые уроки, групповые консультации, беседы и др.) и индивидуальными (посещение учителем и воспитателем семей учащихся).
Источник