Инструментарий оценки индивидуального развития ребенка

Инструментарий оценки индивидуального развития ребенка thumbnail

Организация оценки индивидуального развития детей

В своей работе руководствуюсь основной образовательной программой ДОО, составленной с учётом Примерной ООП дошкольного образования (одобрена решением федерального УМО по общему образованию, протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15), а также с учетом программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой. Использую различные методы для оценки индивидуального развития детей:

Метод

Описание метода

Наблюдение

Использую данный метод как основной для сбора данных. На начальном этапе ставлю цель наблюдения, определяю объект, создаю ситуации, в которых заданный параметр проявляется наиболее ярко, подготавливаю карты наблюдений для фиксации результатов

Беседа, интервью

Заранее разрабатываю план беседы, затем организую предметную среду для мотивации детей, разрабатываю открытые вопросы проблемного характера (по теме беседы). Беседу провожу как индивидуально, так и с подгруппой детей, ответы заношу в протокол беседы. После проведения ряда бесед анализирую полученные результаты. С помощью интервью получаю актуальные сведения о представлениях ребенка.

Анализ продуктов деятельности.

Анализирую продукты изобразительной и конструктивной деятельности (рисунки, аппликации, объемные изображения, конструкции), музыкальной деятельности (исполнительство и творчество в песне, танце, игре на музыкальных инструментах), рассказы, пересказы и пр. сравнивая работы ребенка с его работами на более ранних этапах. Провожу анализ не только продукта, но и процесса его создания: заинтересованность, доведения до конца, степень соответствия первоначальному замыслу

Диагностические ситуации

Использую при исследовании активности старших дошкольников в различных видах деятельности: «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой, «Что мне интересно» О.В. Афанасьевой, «Перевертыши» Т.И. Бабаевой, О.В. Киреевой и др.

Полученные результаты вношу в карты наблюдения, итоговые таблицы, разработанные мной на основе методических рекомендаций программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой. Затем заполняю электронные таблицы, созданные на каждого воспитанника. Анализирую полученные данные:

– определяю наличие представлений у детей по пяти образовательным областям, учитывая их возрастные возможности и содержание ООП;

– прослеживаю динамику развития, основываясь на результатах прошлой педагогической диагностики, сопоставляю с новыми данными;

Учитывая анализ, корректирую образовательную деятельность:

– планирую индивидуальную работу. Особое внимание уделяю тем детям, у которых отсутствует или замедлена динамика в развитии и освоении образовательной программы: обращаюсь за консультацией к другим специалистам (педагогу-психологу, инструктору по физ. воспитанию, учителю-логопеду) и на основе полученных рекомендаций составляю индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка, учитывая его потребности, склонности и интересы.

– подбираю эффективные формы и методы работы: деятельность по подгруппам организую таким образом, что более подготовленные дети оказывают помощь детям, которые испытывают затруднения в выполнении заданий. В результате, они видят особенности выполнения деятельности других детей и стремятся за ними. При организации деятельности учитываю индивидуальные особенности детей, разный уровень их подготовки и предлагаю материал разного уровня сложности.

Таким образом, используемые мной методы оценки индивидуального развития детей разнообразны, применяются обоснованно, мной проводится анализ полученных данных и дается адекватная оценка индивидуального развития детей, на основе которой проводится корректировка образовательной деятельности.

Источник

Методы оценки развития ребёнка

Результат

Наблюдение. Наблюдение использую как основной метод оценки развития ребёнка, который помогает мне в полной мере изучить особенностей развития детей по основным направлениям общеобразовательной программы группы. С целью достижения нужных показателей тщательно планирую и разрабатываю наблюдения. При проведении наблюдения продумываю условия и организацию деятельности детей, которую необходимо посмотреть и сделать диагностические выводы. Для фиксаций данных наблюдений использую тесты (короткие рассказы) и таблицы которые в дальнейшем анализируются. Для получения достоверных данных наблюдение провожу в системе, планируя повторные наблюдения

Результаты наблюдений помогает мне увидеть оценить развитие каждого воспитанника, сделать выводы и продумать индивидуальную работу. Благодаря повторным наблюдениям уточняю сведения, динамику развития с предыдущими данными. Систематическое наблюдение дает возможность фиксировать особенности поведения и общения ребёнка со сверстниками и взрослыми; выборочное фиксировать отдельные показатели в речевой и познавательной деятельности. Скрытое наблюдение помогает мне наблюдать за детьми в свободной обстановке, где ребёнок раскрывается и дает результаты как положительные, так и отрицательные. Используемый мною метод наблюдения дает полную картину развития каждого ребенка, и планировать дальнейшую образовательную деятельность.

Беседа. С целью уточнения представлений о развитии детей включаю беседу, как более эффективный метод, раскрывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка. Беседу провожу как индивидуальную, так и групповую в разных направлениях образовательной деятельности. Исходя из необходимости диагностики, продумываю тему и цель беседы, структуру и фиксацию основных ответов детей

Хорошо подготовленная и продуманная мною беседа помогает детям раскрыть свои знания и личный опыт; рассуждать и приводить причинно-следственные связи; делать умозаключения и рассуждать. После проведенных бесед, составляю анализ с отражением динамики развития либо причин ее отсутствия. Выявляю проблемные зоны развития, намечаю пути коррекции.

Создание диагностических (проблемных) ситуаций. Для получения более точных данных по узким направлениям (речевого или познавательного развития) создаю проблемные ситуации. Диагностические проблемные ситуации основываются на противоречиях, которые мотивируют ребенка на их разрешение. Данный метод носит практический характер и используется индивидуально и в подгруппах.

Включение проблемных ситуаций в разные виды деятельности дает мне возможность за ребёнком понаблюдать и оценить его инициативность, речевую активность самостоятельность, логическое мышление и умение находить правильный выход из трудной ситуации. Полученные результаты заношу в таблицу, далее планирую конкретные формы развития и коррекции ребенка.

Анализ продуктов деятельности. Преимущественно применяю с целью изучения личностных особенностей ребенка, социально-коммуникативного, художественно-эстетического развития.

Анализ работы ребенка и сравнение с предыдущими его работами, позволяет мне сделать выводы: особенности моторики; умение выбрать материал для деятельности; увидеть технику исполнения; выявить динамику. Все продукты деятельности собираются в «индивидуальное портфолио» ребенка, данные которого используются при составлении маршрута развития

Дополнительные методы: Метод социометрии (для выявления качеств личности, особенностей общения, корректировки взаимоотношений в группе) отслеживание результатов освоения детьми образовательной программы (выявление индивидуального темпа деятельности), метод интервью (как разновидность беседы), для получения данных о наличном индивидуальном развитии, методы изучения познавательных способностей (памяти, внимания, воображения и пр.) Анализирую полученные данные по каждому методу, а также в сводных картах индивидуального развития с акцентом на динамику, с описанием возможных причин ее отсутствия, составляю рекомендации для учета этих особенностей в образовательной деятельности, организации работы в подгруппах

Читайте также:  Анатомия и развитие ребенка

Источник

Статья:

В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение о системе оценки индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС ДО разработано для Структурного подразделения «Детский сад» МКОУ «Казьмадемьяновская ООШ» в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации»

  • Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

  • Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Ко­маровой, М. А. Васильевой. Издание 2-е, исправленное. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

1.2. Согласно пункта 3.2.3. III раздела Оценка индивидуального развития детей представлена в Стандарте в двух формах диагностики

– педагогической;

– психологической.

2. Проведение психологической диагностики

2.1. Психологическую диагностику индивидуального развития ребенка проводят по мере необходимости квалифицированные специалисты – психологи и/или педагоги-психологи. Ее результаты используются для квалифицированной коррекции развития детей или для решения задач психологического сопровождения развития ребенка (группы детей).

2.2 Для участия ребенка в психологической диагностике в обязательном порядке требуется согласие его родителей (законных представителей). Если Организация является экспериментальной площадкой (участником) относительно длительной исследовательской программы, этот факт должен быть отражен в Договоре между Организацией и родителями (законными представителями) ребенка с целью получения их информированного согласия на постоянное исследование развития ребенка.

2.3. В соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденным приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082, ребенку с ограниченными возможностями здоровья необходимо пройти обследование на заседании психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) и получить рекомендации.

2.4. В связи с вышеуказанным Положением основными направлениями деятельности комиссии являются:

а) проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;

б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;

в) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;

г) оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;

Читайте также:  Периоды постэмбрионального развития ребенка

д) осуществление учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;

е) участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.

Положения заключение комиссии действительно для представления в указанные органы и организации в течение календарного года с даты его подписания.

2.5. Психологическая диагностика детей в ДОУ не проводится, так как отсутствует психолог.

3. Проведение педагогической диагностики

(оценка индивидуального развития детей)

3.1. Под педагогической диагностикой понимается такая оценка развития детей, которая необходима педагогу, непосредственно работающему с детьми, для получения «обратной связи» в процессе взаимодействия с ребенком или с группой детей. При этом такая оценка индивидуального развития детей, прежде всего, является профессиональным инструментом педагога, которым он может воспользоваться при необходимости получения им информации об уровне актуального развития ребенка или о динамике такого развития по мере реализации Программы.

3.2 Задачи, для решения которых могут использоваться результаты педагогической диагностики:

  • индивидуализация образования, которая может предполагать поддержку ребенка, построение его образовательной траектории или коррекцию его развития в рамках профессиональной компетенции педагога;

  • оптимизация работы с группой детей.

3.3. Педагог имеет право по собственному выбору или на основе консультаций со специалистами использовать имеющиеся различные рекомендации по проведению такой оценки в рамках педагогической диагностики в группе ДОУ или проводить ее самостоятельно.

4. О целевых ориентирах

4.1. Данные, полученные в результате такой оценки, также являются профессиональными материалами самого педагога и не подлежат проверке в процессе контроля и надзора. Та или иная степень обязательности проведения педагогом педагогической диагностики определяется Основной образовательной программой ДОУ. При этом проведение педагогической диагностики не может быть вменено в обязанность педагогу, если не созданы условия для ее проведения, включая обеспечение специального обучения.

4.2. Контроль за эффективностью деятельности педагога, которая, в том числе, может включать педагогическую оценку, может проводиться в процессе независимой оценки качества образования в ДОУ.

4.3. Педагогическая оценка индивидуального развития ребенка направлена, прежде всего, на определение наличия условий для развития ребенка в соответствии с его возрастными особенностями, возможностями и индивидуальными склонностями. В отличие от заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК), она не призвана выявлять особенности в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.

4.4. Запрещено использовать целевые ориентиры для решения ряда управленческих задач. Основанием для такого запрета является характер целевых ориентиров, которые не предполагают контроля за достижением конкретных образовательных результатов детей. Контроль за образовательной деятельностью в рамках реализации Программы в ДОУ и осуществляется не за образовательными результатами детей, а за условиями ее реализации, которые и способствуют достижению детьми определенных образовательных результатов.

4.5. Оценка выполнения муниципального (государственного) задания должна строиться на основании критериев, характеризующих создаваемые учреждением условия при реализации Программы. При расчете критериев, используемых для оценки выполнения бюджетных заданий, запрещается использовать показатели, соотносимые с характеристиками воспитанников организации.

4.6. Используемые в Организациях критерии для оценки эффективности деятельности отдельных работников должны быть построены на показателях, характеризующих создаваемые ими условия при реализации образовательной программы. Запрещается использовать показатели, соотносимые с характеристиками воспитанников Организации.

5. Цель и задачи педагогической диагностики

(оценка индивидуального развития)

5.1. Цель оценки индивидуального развития – выявление результативности образовательного процесса, лежащего в основе планирования педагогического проектирования.

5.2. Задачи:

  • Сбор информации об индивидуальном развитии воспитанников по образовательным областям

  • Проведение анализа изменений в развитии воспитанников

  • Определение корректирующих мероприятий образовательного процесса в ДОУ

  • Определение индивидуального маршрута для каждого воспитанника

5.3. Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение деятельностных умений, интересов, предпочтений, склонностей ребенка; личностных особенностей ребенка; особенностей его взаимодействия со сверстниками, с взрослыми.

5.4. Мониторинг направлен на отслеживание результативности дошкольного образования, а именно:

5.4.1. Качества результатов деятельности педагогического коллектива, выявление степени решения целевых задач: охрана жизни и укрепление здоровья детей, развитие детей дошкольного возраста, взаимодействие и поддержка семьи в процессе воспитания, степени готовности ребенка к школьному обучению;

5.4.2. Качества педагогического процесса, реализуемого в дошкольном образовательном учреждении:

5.5. Качества условий деятельности дошкольного образовательного учреждения:

6. Объекты мониторинга

6.1. Объектом мониторинга являются:

  • физические качества детей – качества, характеризующие физическое развитие детей (сила, выносливость, ловкость и др.), а также антропометрические и физические показатели;

  • личностные качества – качества, характеризующие развитие личностной сферы ребенка (мотивации, произвольности, воли, эмоций, самосознания), в том числе его морально-нравственное развитие;

  • интеллектуальные качества – качества, характеризующие развитие интеллектуальной сферы ребенка (формирование высших психических функций, накопление знаний и социального опыта);

  • знания умения, навыки – средства, способствующие развитию ребенка.

Читайте также:  Развитие ребенка с момента зачатия до рождения

6.2. Предметом мониторинга являются целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.

7. Средства и методы сбора информации

7.1 Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

  • коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);

  • игровой деятельности;

  • познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);

  • проектной деятельности

  • художественной деятельности;

  • физического развития.

7.2 В работе по проведению оценки индивидуального развития воспитанников используются следующие методы:

  • наблюдение (целенаправленное и систематическое изучение, сбор информации, фиксация действий и проявлений поведения);

  • беседа;

  • тестирование;

  • анализ продуктов деятельности;

  • сравнительный анализ.

7.3 Требования к собираемой информации:

  • полнота;

  • конкретность;

  • объективность;

  • своевременность.

8. Организация проведения педагогической диагностики

(оценки индивидуального развития)

8.1. Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) осуществляется через отслеживание результатов освоения детьми образовательной программы.

8.2. Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) осуществляется в течение времени пребывания ребёнка в Учреждении (с 7.00 до 17.30, исключая время, отведённое на сон).

8.3. Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) осуществляется через наблюдения, беседы, продукты детской деятельности, специальные диагностические ситуации, организуемые воспитателями всех возрастных групп 2 раза в год – в начале и в конце учебного года (сентябрь, май). В первом случае она помогает выявить наличный уровень деятельности, а во втором – наличие динамики её развития.

8.4. Результаты педагогической диагностики (оценки индивидуального развития) предоставляются воспитателями всех возрастных групп и специалистами Учреждения заместителю заведующего по методической и воспитательной работе. В конце учебного года проводится сравнительный анализ результативности образовательного процесса и на основе анализа определяется планирование педагогической деятельности на следующий учебный год.

8.5. Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию оценивается по 5-ти балльной шкале:

5 баллов – высокий уровень развития

4 балла – уровень развития выше среднего

3 балла – средний уровень развития

2 балла – требуется корректирующая работа педагога

1 балл – требуется внимание специалиста.

9. Права и обязанности

9.1. Педагогические работники имеют право выбирать методы и формы сбора информации;

9.2. Директор МКОУ «Казьмадемьяновская ООШ», заместитель директора по дошкольному образованию имеют право рекомендовать по итогам оценки индивидуального развития детей представление опыта работы сотрудника на МО детского сада и районном методическом объединении;

9.3. Каждый педагогический работник, проводящий оценивание индивидуального развития детей обязан:

  • тактично относится к каждому ребенку;

  • ознакомить с результатами родителей;

  • соблюдать конфиденциальность;

9.4. Несет ответственность за:

  • качество проведения процедуры (сбор, обработка, анализ, хранение результатов);

  • срыв сроков проведения мониторинга и оформления отчетной документации;

10. Контроль

Контроль проведения педагогической диагностики (оценки индивидуального развития) осуществляется директором МКОУ «Казьмадемьяновская ООШ» и заместителем директора по дошкольному образованию.

11. Отчётность

Воспитатели разновозрастной группы в конце года сдают результаты проведения педагогических наблюдений и исследований с выводами заместителю директора по дошкольному образованию, который осуществляет сравнительный анализ педагогической диагностики, делает вывод, определяет рекомендации педагогическому проектированию.

12. Документация

12.1. Материал оценки индивидуального развития, пособия для определения уровня индивидуального развития детей дошкольного возраста представлены в примерной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Ко­маровой, М. А. Васильевой..

12.2. Результаты педагогических наблюдений за уровнем индивидуального развития оформляются в единую папку и хранятся в методическом кабинете.

13. Срок действия положения

13.1 Срок данного положения не ограничен. Положение действует до принятия нового.

13.2 Настоящее положение, также изменения и дополнения в положение «О системе оценки индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС ДО» могут вноситься на организационно-методических совещаниях и вступают в силу с момента их утверждения директором МКОУ «Казьмадемьяновская ООШ».

Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.

Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник