Институт проблем развития ребенка

Об институте
История института изучения детства семьи и воспитания Российской академии образования началась в 1960 году с создания Научно-исследовательского института дошкольного воспитания при Академии педагогических наук РСФСР. Его основателем и первым директором стал советский психолог, доктор педагогических наук Александр Запорожец.
В 1992 году НИИ был переименован в Исследовательский центр семьи и детства. С 1998 по 2004 годы научная организация носила название Института дошкольного образования и семейного воспитания.
Позднее он был реорганизован в Институт психолого-педагогических проблем детства. Затем в результате объединения Института психолого-педагогических проблем детства, Института социальной педагогики и Института семьи и воспитания был создан Институт изучения детства, семьи и воспитания.
Сегодня Институт воспитания остается уникальным научно-исследовательским центром, где изучают актуальные проблемы обучения, воспитания, психического, психофизиологического и физического развития детей в современном обществе. При этом Институт сохраняет научные традиции выдающихся педагогов и детских психологов Александра Запорожца, Александры Усовой, Натальи Ветлугиной, Марианны Кистяковской, Василия Давыдова, Татьяны Марковой, Николая Поддьякова, Леонида Венгера, Ольги Дьяченко, Александра Фонарева, Феликса Сохина и многих других.
Сегодня для Института воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности ребенка, защита и забота о нем, основанные на многолетнем опыте и современных инновационных практиках.
Мы ценим теоретический и практический опыт, который был накоплен несколькими поколениями сотрудников Института. Для нас это – фундамент дальнейших разработок.
Наши разработки начинаются с теоретического изучения проблем и при этом ориентированы на эффективное применение на практике в воспитательном процессе.
Мы сохраняем преемственность, разрабатывая современные методики воспитания и образования на основе традиционных ценностей нашей страны.
Мы разрабатываем новые направления на базе инновационных исследований и международного опыта, а новые подходы в воспитании – на основе современных исследований и актуальных трендов.
Наша работа направлена на взаимодействие с разными целевыми аудиториями, и сегодня Институт:
Для детей – главная площадка воспитания.
Для родителей – информационный центр поддержки по вопросам воспитания.
Для педагогов, воспитателей и образовательных организаций – информационно-методический центр научной поддержки воспитательной деятельности на всех уровнях образования, повышения квалификации и обеспечения методическими разработками, изданиями и пособиями.
Для научного сообщества – научный центр по исследованию общественных явлений и разработке фундаментальных научных концепций в вопросах воспитания и педагогики.
Для государственных организаций – ведущее научное учреждение, определяющее стратегические приоритеты развития воспитания в России, и координатор государственных программ и проектов в области воспитания.
Для общественных организаций и ассоциаций – носитель ценностей воспитания, центр научных и практических знаний, влияющий на формирование общественного мнения по вопросам воспитания.
Стратегические направления исследований и проектных разработок:
психолого-педагогические проблемы современного детства;
методология проектирования систем развивающего дошкольного образования;
преемственность в развитии детей дошкольного и школьного возраста;
непрерывность дошкольного и школьного образования;
теория и практика психолого-педагогического сопровождения и поддержки детей и взрослых в образовании.
Источник
03.12.2019
Воспитательный потенциал современной семьи и социально-педагогические механизмы его развития и реализации
Монография посвящена проблемам воспитания детей в семье и роли образовательных организаций по выявлению дополнительных ресурсов семьи, способствующих повышению результативности воспитательных действий.
Монография подготовлена в рамках государственного задания No 073-0092-19-00 на 2019 год ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО» по проекту «Научные основы семейного и социального воспитания детей и молодежи и педагогическое обеспечение развития воспитания и социализации детей в системе образования».
02.12.2019
Ценность детства в современном мире и образовании
В монографии представлена часть проведенных автором многочисленных исследований феномена детства конца ХХ – начала ХХI веков. Детство как ценность открывается через все богатство традиции: детский фольклор и быт, детская игра и игрушка, детские представления о будущем, о добре и зле и др.
Книга адресована психологам, педагогам, специалистам в гуманитарной сфере, родителям и всем, кому интересно современное детство.
18.05.2019
Материалы научно-практической интернет-конференции «Воспитание в условиях неопределенности»
Издание содержит видео научных дискуссий, статьи участников конференции и их обсуждение, описание практического опыта участников конференции по проблемам осмысления сущности неопределенности как условия современной педагогической деятельности, описание практик педагогической деятельности в ситуации неопределенности и рисков современного мира, самоорганизации детей и взрослых в учебной и внеурочной деятельности в образовательных организациях дошкольного, общего среднего и дополнительного образования.
18.05.2019
Педагогическая наука и практика
В сборнике представлены материалы научно-практической конференции «Педагогическая наука и практика. Из опыта реализации актуальных научных идей» (Шатура, сентябрь 2018 год), проведенной в рамках реализации проекта «Сетевое научно-педагогическое партнерство».
03.04.2019
Научные основы развития воспитания в системе образования, социализации современных подростков и детского движения. Том 1
В сборник научных статей включены статьи, подготовленные в рамках научно-исследовательских проектов ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО»: «Научные основы семейного и социального воспитания детей и молодежи и педагогическое обеспечение развития воспитания и социализации детей в системе образования» и «Развитие механизмов социально-педагогической поддержки деятельности детских общественных объединений».
Сборник адресован научным сотрудникам, преподавателям учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования по специальностям и направлениям педагогического образования, педагогам образовательных организаций, руководителям детских общественных организаций.
17.01.2019
Развитие социально-педагогической деятельности с детьми и семьями в пространстве места жительства
В монографии раскрываются исторические предпосылки, теоретико- методологические основания, содержание и технологии социально-педагогической деятельности с детьми и семьями в пространстве места жительства как территории развития детства.
Она адресована исследователям, занимающимся проблемами социальной педагогики и социальной работы, представителям властных структур, специалистам социальной сферы.
10.01.2019
Взаимодействие социальных институтов в духовно-нравственном воспитании детей в российской школе
В книге всесторонне рассматриваются актуальные вопросы взаимодействия государства, семьи, религиозных организаций как социальных институтов в духовно-нравственном воспитании детей в российской школе, системе общего образования Российской Федерации. Издание адресовано специалистам и работникам в сфере образования, участвующим в совместной деятельности социальных субъектов, направленной на духовно-нравственное развитие и воспитание детей и молодѐжи, а также всем, интересующимся данной темой.
Издание подготовлено в рамках государственного задания ФГБНУ ИИДСВ РАО по проекту № 27.9397.2017/8.9 «Педагогическое обеспечение развития воспитания и социализации детей в системе образования».
10.01.2019
Современные методы обучения в профессиональной социально-педагогической подготовке специалистов социальной сферы
Учебно-методическое пособие подготовлено в рамках государственного задания ФГБНУ ИИДСВ РАО по проекту № 27.9413.2017/8.9 «Теоретико-методологические основы, модели и технологии развития профессионального социально-педагогического образования».
Учебно-методическое пособие для учреждений высшего и дополнительного профессионального образования.
10.01.2019
Образование для устойчивого развития: экологическая этика
В пособии представлен опыт экспериментальной работы учреждений общего и дополнительного образования Москвы, Коломны Московской области и Красноярска по реализации концепции гуманитарно-экологического образования «Экологическая этика».
Научно-методическое обеспечение гуманитарно-экологического образования и эколого-этического воспитания создается в содружестве науки и практики. В издание включены теоретико-аналитические материалы и методические разработки, которые удачно отражают концептуальные положения и выстраиваются в единую систему подходов и технологий экологической этики на уроке и во внеурочное время.
10.01.2019
Научные исследования проблем детства, воспитания, социализации: актуальные аспекты, теоретические и методические основы. Том 1
В первый том сборника научных трудов включены статьи, подготовленные научными сотрудниками ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» в рамках разработки теоретических и методических основ развития воспитания; проблем социализации детей и молодежи; психолого-педагогических проблем детства.
Сборник адресован научным сотрудникам, преподавателям учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования по специальностям и направлениям психолого-педагогического образования, педагогам образовательных организаций.
20.12.2018
Научные исследования проблем детства, воспитания, социализации: актуальные аспекты, теоретические и методические основы. Сборник научных трудов
Во второй том сборника научных трудов включены статьи по результатам исследований в рамках госзадания ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», в рамках разработки теоретических и методических основ развития воспитания; проблем социализации детей и молодежи; психолого-педагогических проблем детства, некоторые доклады и тезисы докладов на V Всероссийском совещании работников сферы дополнительного образования детей и V Всероссийском съезде работников дошкольного образования.
Сборник адресован научным сотрудникам, преподавателям учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования по специальностям и направлениям психолого-педагогического образования, педагогам образовательных организаций
15.08.2018
Примерная программа вариативного учебного курса по религиозной (православной) культуре
Примерная программа вариативного учебного курса по религиозной (православной) культуре в рамках обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) в 5-9 классах разработана в соответствии с ФГОС основного общего образования.
Программа включает содержание курса, ориентированное на достижение целей реализации предметной области духовно-нравственной воспитательной направленности, формирование личности школьника, разделяющего российские традиционные ценности, а также тематическое планирование, характеристику результатов освоения курса, изучения его содержания школьниками.
09.08.2018
Дополнительное профессиональное образование педагогов в области воспитания и социализации
Сборник содержит комплект вариативных дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации педагогов в области воспитания и социализации. Содержание разработано с учетом приоритетов Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года, содержания действующих образовательных стандартов, требований профессионального стандарта «Специалист в области воспитания».
Программы апробированы в ходе курсов повышения квалификации на базе институтов Российской академии образования. Программы являются тематическими и ориентированы на различные категории работников образования, организующих и осуществляющих воспитательную деятельность с детьми разного возраста в образовательных организациях.
16.07.2018
Воспитание и социализация: развитие социальной активности детей и молодежи
Издание включает в себя подборку статей, актуализирующих идеи развития социальной активности детей и молодежи в процессе воспитания и социализации в условиях реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Раскрыты представления о социальном потенциале молодежи и перспективных моделях его реализации.
13.07.2018
Воспитание в процессе обучения и в семье
В учебно-методическом пособии рассмотрены перспективные социально-педагогические направления развития воспитания и социализации детей в контексте Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года.
Пособие предназначено для педагогов общеобразовательных учреждений, специалистов в области воспитания, слушателей курсов повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования.
13.06.2018
Взаимосвязь школьного литературного образования и предметной области «Основы религиозных культур и светской этики»
В научном докладе раскрыты педагогические условия духовно-нравственного воспитания младших подростков на уроках литературы в связи с введением предметной области по основам религиозных культур и этики. Выявлены проблемы школьного литературного образования, психологические особенности современных подростков, их ценностные ориентации в контексте задач духовно-нравственного воспитания личности.
Материалы доклада могут быть использованы в научно-методическом обеспечении процесса интеграции школьного литературного образования и новой предметной области по основам религиозных культур и этики.
Источник
Когда в семье появляется ребёнок с особенностями в развитии, всегда встаёт вопрос – как это принять. «Мой крест» – говорят одни. «Мой путь” – решают другие. И это вопрос не только ресурсов, но и внутреннего выбора родителя. Когда наша семья решила, что мы пойдём путём развития – за ребёнком, до последнего – это была тропинка по болоту в полной темноте. Внутренний выбор есть, а что делать – непонятно. Мы очень старались – находили специалистов, книги, статьи. Изучали, анализировали, применяли и смотрели – подходит ли методика в конкретно нашем случае. Нам много раз повезло на этом пути. И одним из самых важных подарков вселенной стала встреча со Светланой Ивановной Груничевой и её командой на осмотре комиссией в ИКП. С этого момента началась системная работа по плану, составленному компетентными специалистами, а не блуждание впотьмах наощупь. Светлана Ивановна стала для нас человеком, который знает путь через это болото, имеет карту и фонарик и вообще много раз ходил этой дорогой и на практике знает, что дойти – возможно. Все наши первые достижения – «умный» пальчик, жест «ещё-ещё», «дай-дай», «да», первые звукоподражания и слова – и, самое главное, вообще понимание, что у людей есть коммуникация, люди между собой общаются, а кто-то «не мама»- не всегда враг и опасность – это во многом её заслуга. Когда Светлана Ивановна впервые занималась с нашим сыном – у меня на многое открылись глаза. Например, стало понятно, что просто любви, принятия, желания играть с ним и развивать его – недостаточно, нужны специальные знания и владение методикой. В ИКП все это есть – авторские брошюры, написанные доступным языком, практикующие специалисты с огромным опытом, научная база. Слава Богу, что тогда, пять лет назад, мы попали к ним на обследование и остались для дальнейшей работы. Последовательно мы преодолели диагнозы – задержка психического развития, задержка речевого развития, сенсоромоторная алалия, сдвг, незрелость эмоционально-волевой сферы. В начале пути это был вечно плачущий, абсолютно неконтактный годовалый человечек с кучей нарушений: абсолютно без речи и даже без понимания, что она нужна, без игры, с нарушениями моторного развития. Малыш не спал ночами, не понимал своих взрослых, боялся чужих и только коллекционировал записи от неврологов в карточку – одна другой страшнее. Светлана Ивановна прошла с нами долгий и сложный путь, всегда поддерживала нашу семью и не только занималась с ребёнком, но консультировала по вопросам режима, выбора дополнительных занятий и специалистов. Её знания, опыт и огромный труд в нашем случае сложно переоценить. Сейчас сыну шесть лет. Он умеет читать, писать печатными буквами, плавать, ездить рысью на пони, хорошо катается на двухколесном велосипеде, роликах и горных лыжах. Играет в сюжетно-ролевые игры один и с другими детьми. Ходит на подготовительные курсы в лицей и самостоятельно справляется с заданиями. Успешно занимается спортивной гимнастикой в общей группе. Понятно разговаривает (осталось буквально пару звуков выставить, а в начале занятий язык практически не гнулся, не поворачивался вбок и не поднимался), контролирует своё поведение. Если знать, куда смотреть, то и сейчас можно уловить отзвуки былых проблем, но это уже настолько мелочи. Если не знать подробностей, их легко можно классифицировать как индивидуальные особенности развития. Речь уже не идёт об отклонениях, патологиях и коррекционном образовании. Наш сын – необычный мальчик в лучшем смысле этого слова – чуткий, внимательный, с интересным восприятием! Он полностью интегрирован в реальный мир. И я очень рада, что вместе со Светланой Ивановной мы смогли пройти по пути его развития и адаптации. Я горжусь результатами сына, результатами нашей командной работы. Это не только труд души и сердца родителей, не только силы и ресурсы, но и правильное их приложение. В ИКП мы получили знания, компетентность, огромный труд, неравнодушие, гибкость к ситуации и поддержку – Светлана Ивановна, спасибо вам за это. Я восхищаюсь вашей работой и благодарю за неё – от всего сердца????????
Источник