Институт привязанности и развития ребенка

Ваш партнер избегает близости? Наоборот, навязчив? А возможно, непоследователен и непредсказуем? Или он надежен, нежен и отношения с ним приносят спокойствие и удовлетворение? Один из подходов в объяснении причин такого поведения — определение стиля привязанности, который сформировался у человека в детстве.
Мы продолжаем знакомить вас с психологами, изучавшими привязанность. Речь пойдёт о Мэри Эйнсворт. Именно она описала 4 стиля привязанности.
Мэри Эйнсворт родилась в США в 1913 году и входит в сотню самых влиятельных психологов ХХ века. Эйнсворт — американо-канадский ученый, работавшая в том числе с Джоном Боулби. Его теорию о привязанности Эйнсворт существенно расширила в 1970-х годах. Её новаторство особенно наглядно в создании метода оценки привязанности у младенцев в возрасте от года до полутора к значимому взрослому — так называемая процедура «Незнакомой ситуации»
На время процедуры мать и ребёнка помещают в незнакомую игровую комнату с игрушками. При этом исследователь наблюдает за ними через одностороннее зеркало. Процедура состоит из восьми последовательных этапов, в которых ребенок испытывает краткосрочное отделение с матерью и воссоединение с ней, а также присутствие незнакомого взрослого. (вот пример на видео https://www.youtube.com/watch?v=QTsewNrHUHU)
Основываясь на реакция детей во время эксперимента, Эйнсворт описала три основных стиля привязанности: надежная, тревожная и избегающая. Позднее коллега Эйнсворт — Мэри Мэйн — описала четвертый — дезорганизованная.
НАДЕЖНАЯ. В эксперименте после ухода матери ребенок огорчается, но быстро успокаивается при ее появлении, спокойно взаимодействует с посторонними в присутствии матери, во время игры смотрит на мать и улыбается, инициативен и любознателен.
Надежная привязанность формируется у детей, которые растут в дружных семьях, где родители постоянно поддерживают с детьми эмоциональный контакт. Родитель доступен и в состоянии удовлетворить потребности ребёнка подходящим образом. Дети с надежным типом привязанности чувствуют себя безопасно, поэтому сильнее тянутся к исследованию окружающей среды.
Во взрослой жизни люди с надежной привязанностью не отталкивают от себя близких и не становятся зависимыми от них. Они доверяют близким, чувствуют себя достойными любви, уважают партнера и готовы искать компромисс. Конечно, у таких людей в отношениях тоже бывают проблемы, но их причину нужно искать не в детстве. Надёжный тип рассматривают как наиболее адаптивный стиль привязанности.
ТРЕВОЖНАЯ привязанность проявляется в сильном огорчении ребенка после ухода матери, плаче, истерике, которые не прекращаются и после ее возвращения. Иногда проявляется агрессивность к матери, отказ от общения с посторонними взрослыми. Ребёнок мало исследует, настороженно относиться к чужим, даже в присутствии родителя.
Тревожная привязанность — следствие непоследовательного поведения взрослого, его тревоги по поводу инициатив или здоровья ребенка. Такой тип привязанности формируется, когда родители непредсказуемы. Они то разрешают, то запрещают. То рядом, то их нет. И ребёнок начинает цепляться за них, чтобы не потерять.
У людей с таким типом привязанности низкая самооценка. Они зависимы, болезненно реагируют на изменения в отношениях, боятся остаться в одиночестве и поэтому постоянно требуют подтверждения любви.
ИЗБЕГАЮЩАЯ привязанность проявляется в безразличном отношении ребенка к уходу матери, отсутствии страха перед посторонними взрослыми, низком уровне инициативного и ответного поведения. Эйнсворт предположила, что невозмутимое поведение младенцев является маскировкой горя. Это происходит в том случае, когда потребности ребёнка не учитывались, и он приходит к убеждению, что удовлетворение его нужд не имеет значения для значимого взрослого.
Избегающая привязанность формируется, когда у ребенка был опыт отказа в привязанности, когда родители отвергают ребёнка, не реагируют на его потребности, никак не поддерживают эмоционально, или при преобладании запретительных форм воспитания.
Тогда человек во взрослой жизни обычно избегает близких отношений, держит партнёра на расстоянии, а ещё, как правило, скрывает свои чувства. Причём, несмотря на замкнутое поведение, такому человеку очень нужны отношения и поддержка. Без них он чувствует себя одиноким.
ДЕЗОРИЕНТИРОВАННАЯ привязанность выражается в отсутствии связи поведения с этапами достижения близости. Такая привязанность включает в себя явные проявления страха; противоречивое поведение. Дети могут бежать, чтобы спрятаться, когда они видят значимого взрослого, или проявлять то избегающую, то амбивалентную стратегию во время воссоединения с родителем. Это является свидетельством того, что система привязанности была нарушена (например, страхом или гневом)
Дезориентированная привязанность часто формируется в семьях, где ребёнок подвергается насилию. Эти дети нарушают правила человеческих отношений, отказываясь от привязанности в пользу силы: им не надо, чтобы их любили, они предпочитают, чтобы их боялись. Их поведение противоречиво и часто меняются. Человек с дезориентированным чувством привязанности может долго добиваться отношений, а добившись — тут же всё бросить и порвать.
***
По мнению Эйнсворт, стиль привязанности — не столько часть мышления ребёнка, сколько характерная черта взаимоотношений. Ребёнок может иметь разный тип привязанности к каждому из родителей, а также к любому значимому взрослому. Однако примерно после пяти лет дети, как правило, проявляют один устойчивый паттерн привязанности в отношениях.
Хотя стиль привязанности в младенчестве не обязательно станет ведущим стилем привязанности во взрослой жизни, он оказывает влияние на дальнейшие близкие отношения человека. Ненадежные стили привязанности негативно влияют на поведение как в детстве, так и в дальнейшей жизни. Люди с надежной привязанностью более склонны к тому, чтобы иметь адекватную самооценку, независимость, крепкие романтические отношения и уверенность в самопредъявлении, менее испытывают депрессию и тревогу.
Источник
преподаватели Института Ньюфелда, май 2014г.
Институт Ньюфелда (Neufeld Institute) обучает родителей и специалистов, работающих с детьми, используя концепцию психологического развития личности на основе привязанности, созданную канадским психологом и психотерапевтом Гордоном Ньюфелдом. Адресаты обучения – родители, приёмные родители, педагоги, психологи и специалисты других помогающих профессий. В институте Ньюфелда обучаются также желающие преподавать эту концепцию. Преподавание ведётся на английском, французском, немецком, иврите, испанском, шведском и русском языках. Желающие обучаться могут самостоятельно выстроить свою программу обучения, исходя из собственных интересов и потребностей, временных и материальных ресурсов, а также географического положения. Последнее время Институт уделяет особое внимание расширению возможностей онлайн-обучения.
Задача Института – вернуть родителям ведущую роль в отношениях с детьми. Мы используем достижения психологии развития, чтобы вернуть ответственным за детей взрослым их природную интуицию. Наш подход базируется на понимании того, что дети должны воспитываться в контексте их привязанности к взрослым, которые несут за них ответственность. Основной упор мы делаем на предотвращение проблем, однако этот подход можно применять к самым проблемным детям, и к самым запутанным ситуациям.
Русское отделение института Ньюфелда предоставляет уникальную возможность подробно ознакомиться с теорией Г. Ньюфелда, пройдя обучение онлайн на русском языке. На сегодняшний день желающим доступны два базовых курса на русском языке:
Интенсив I Понимать детей
Базовый курс, который был разработан Г. Ньюфелдом, чтобы познакомить слушателей с его моделью развития, основанного на привязанности. Ознакомиться подробнее
Интенсив II Сложные проблемы в детском возрасте
Основываясь на информации из Интенсива I, этот курс проливает свет на то, как сильно влияет на поведение ребёнка и развитие его личности разделение с его основными привязанностями. Ознакомиться подробнее
Институт был основан в 2006 году с целью распространения информации о концепции развития на основе привязанности, которая была разработана доктором Ньюфелдом в результате его исследований трудов различных авторов по психологии развития. Институт был создан в ответ на растущий запрос от профессионалов, желающих пройти углублённое обучение этой концепции. Затем он быстро увеличился в размерах, чтобы охватить потребность в обучении родителей, повышении квалификации специалистов и их дальнейшем образовании. Была создана программа для интернов, которые лично обучались доктором Ньюфелдом, чтобы иметь возможность преподавать эту парадигму или работать с ней. Выпускники этой интернатуры стали нынешними преподавателями института.
Институт Ньюфелда работает в трёх основных направлениях:
– образовательная программа для родителей, основанная на работе с родительской интуицией;
– повышение квалификации для педагогов и иных профессионалов;
– программы по подготовке преподавателей курсов института, а также специалистов помогающих профессий, которые хотели бы консультировать родителей.
Институт Ньюфелда физически расположен в г.Ванкувер, Канада, однако благодаря современным технологиям мы имеем возможность обучать специалистов по всему миру. Все программы по повышению квалификации и подготовке специалистов базируются на виртуальном кампусе, специально для этого спроектированном. Кампус помогает нам держать связь и снабжать необходимой информацией тех, кто преподаёт и использует парадигму по всему миру. Кампус «говорит» на семи языках, соединяя между собой ярких представителей института в их многообразии по всему земному шару.
Существует также исследовательское направление, которое оказывает поддержку практическим и теоретическим разработкам в области теории психологического развития личности на основе привязанности..
Институт Ньюфелда зарегистрирован как некоммерческая организация в провинции Британская Колумбия (Канада) и как благотворительная организация в Канаде (под рабочим названием Growth Concerns). Организация управляется советом директоров под руководством Гордона Ньюфелда, который является основателем и исполнительным директором. Политика и программы института определяются внутренним исполнительным советом из четырёх руководителей программ. В институт Ньюфелда входят около 20 преподавателей и более сотни специалистов, которые авторизованы для преподавания или использования этой концепции. Помогают нам в этой работе 4 сотрудника, офис-менеджер, команда профессиональных консультантов и множество волонтёров.
Финансирование института поступает из двух источников: плата за курсы и программы и пожертвования от частных лиц. Этих средств недостаточно для наших амбициозных проектов, которые мы хотели бы осуществить, и мы всегда рады любой финансовой помощи. Свяжитесь с нами, если захотите нас материально поддержать.
Основатель и директор Института Ньюфелда Г.Ньюфелд и директор русского отделения Института Ньюфелда О.Писарик.
Полезные ссылки:
Русскоязычный сайт института
Страница с описанием института на английском языке
Преподаватели института
Международные представители
Книги на разных языках
Обучающие DVD
DVD на французском языке
Расписание курсов
Бесплатные лекции Гордона Ньюфелда на английском языке на youtube.com
Бесплатные лекции Гордона Ньюфелда на русском языке на youtube.com
Источник
Качество ранних привязанностей глубоко влияют на наши отношения в дальнейшей жизни. Вы когда-нибудь состояли в паре с эмоционально неотзывчивым или эмоционально истощенным человеком? Люди могут потерять надежду встретить «того единственного» после опыта неудачных отношений. У них возникает неуверенность в себе и мысли: «Что со мной не так?».
Чтобы понять этот феномен, нужно для начала разобраться в теории привязанности. Это одна из наиболее изученных теорий в области психологии отношений. Теория привязанности описывает, как ранние взаимоотношения со значимым для нас взрослым, чаще всего одним из родителей, формирует ожидание, какой должна быть любовь.
Представление о себе и других зависит от того, насколько значимый взрослый был отзывчив в удовлетворении наших физических и эмоциональных потребностей. Уже во взрослых взаимоотношениях романтические партнеры затрагивают нашу систему привязанности.
Что нас цепляет? Подумайте, насколько значимые взрослые были вовлечены в уход за вами:
- Были ли они небрежны или непоследовательны по отношению к вам, или оказывали постоянную поддержку?
- К кому вы обращались, когда у вас возникали проблемы?
- Был ли среди взрослых тот, на кого вы действительно могли рассчитывать?
Вы можете определить собственный тип привязанности, познакомившись с четырьмя существующими паттернами и тем, как они влияют на отношения внутри пары.
Согласно теории привязанности, если значимый взрослый был рядом и давал чувство безопасности и защищенности, пока вы были ребенком, у вас сформировался безопасный тип привязанности. Опыт безопасной привязанности очень важен для создания здоровых отношений в будущем, где ваш партнер будет оказывать вам поддержку.
Если значимый взрослый был неотзывчив и безразличен, у вас формируется ненадежный тип привязанности. Выбрав кого-то с таким паттерном, вы никогда не будете чувствовать себя безопасно или надежно в отношениях.
Ненадежная привязанность имеет три разновидности:
Тревожная привязанность формируется, когда значимый взрослый непоследователен в своей заботе, сбивая ребенка с толку относительно того, чего ожидать. Человек с таким типом привязанности ведет себя прилипчиво в отношениях, и ему трудно доверять своему партнеру.
Избегающая привязанность развивается у ребенка, чей значимый взрослый ведет себя пренебрежительно. Такие дети играют сами по себе и убеждены, что никто не может удовлетворить их потребности. Во взрослом возрасте они позиционируют себя как очень независимые.
Дезорганизованная привязанность формируется на фоне жестокого обращения, травмы или полного хаоса, царящего в семье. Ребенок учится не ждать от взрослых ничего хорошего и не имеет реальной «надежной базы».
Все эти типы привязанности влияют на то, как мы ведем себя с другими людьми. Что вызывает логичный вопрос: «Можно ли изменить собственный тип привязанности для создания надежных отношений?».
Ответ: «Можно!», но ценой тяжелого труда. В этом случае невероятно полезной окажется терапия. Решающее значение будет иметь осознание своего типа привязанности и тот выбора партнера, который вы делаете. Опытный терапевт поможет развить осознанность в понимании, когда вы реагируете на прошлые раны.
Мы склонны воссоздавать нездоровые модели отношений нашего детства во взрослой жизни. Какую бы боль это ни причиняло, знакомый тип поведения несет в себе нечто успокаивающее. Можно даже перепутать ощущение чего-то близкого раннему опыту жизни с реальной химией отношений.
Ненадежную привязанность можно победить, работая над собой и выбрав партнера с безопасным типом привязанности. Столкнувшись лицом к лицу со своими страхами, построить новые модели поведения для поддержания надежных и любящих отношений.
Рекомендуемые книги.
Ниже представлен список книг, переведенных на русский язык, которые помогут вам понять теорию привязанности и ее влияние на ваши взаимоотношения:
- Левин Амир, Хеллер Рейчел «Подходим друг другу. Как теория привязанности поможет создать гармоничные отношения». В книге объясняется, как разные типы привязанности создают свои варианты отношений, и как можно сломать эти шаблоны.
- Джон Готтман «Как сохранить любовь в браке». Доверие и сонастроенность — вот основа надежных и здоровых отношений.
- Джонсон Сью «Обними меня крепче. 7 диалогов для любви на всю жизнь». Джонсон предлагает семь жизненно важных диалогов, которые помогут партнерам работать с собственными типами небезопасных привязанностей и создать надежные и значимые отношения.
Автор: Марни Феуерман, доктор наук, лицензированный клинический специалист по социальной работе и терапевт в области семейных отношений.
Перевод: Мария Охотникова, специально для ИРСУ.
Источник
Вы замечаете, что у вас не очень складываются длительные отношения с противоположным полом? Например, у вас часто меняются партнеры. Или как только вы начинаете к кому-то привязываться, эти отношения разрываются. Либо ваша привязанность исчерпывает себя достаточно быстро, и вы хотите эти отношения порвать. И каждый раз находилась веская причина для разрыва отношений.
Тем не менее, вы начинаете задумываться, что что-то не так, спрашивать себя: почему у меня не складываются стабильные отношения с одним и тем же человеком? Скорее всего, причина в нарушении привязанности.
Нарушение привязанности начинается в очень раннем детстве – в период от 0 до 18 месяцев. В чем это нарушение заключается? Само рождение для младенца было очень страшным. Мы пришли в этот мир, и он показался нам холодным и небезопасным. До полутора лет ребенок очень тревожен, поэтому он может беспричинно плакать. Нам нужен был кто-то взрослый, кто будет рядом с нами, будет держать нас на руках, смотреть в глазки, гладить по головке, когда нам становится страшно.
Так устанавливается привязанность, объектом которой становится этот взрослый, как правило, мама. Привязанность – это особая эмоционально-психологическая связь, благодаря которой ребенок получает защиту, тепло, комфорт и успокоение. Если этот взрослый находится рядом, ребенок успокаивается, у него формируется чувство безопасности.
Эта связь двусторонняя. Ребенок нуждается в маме, а мама держит его все время в поле зрения и обеспечивает его жизнедеятельность. В первый год жизни они представляют собой, по сути, единое целое. У ребенка могут быть и другие привязанности – к папе, няне, бабушке, брату и так далее. Чем их больше, тем сильнее у него будет ощущение заботы, безопасности, любви.
В некоторых ситуациях происходит нарушение подобной привязанности:
1. Ребенок-отказник. Это самый тяжелый случай, ведь у ребенка, по сути, никогда не было своего взрослого. За такими детьми ухаживают в учреждениях, кормят, одевают, им тепло и неголодно, но у них не формируется ощущение базовой привязанности, нет ощущения, что у них есть свой личный взрослый, к которому можно обратиться за решением какой-то проблемы.
Часто такие дети находятся в депривации, т.е. их основные потребности не удовлетворяются. Поэтому у детей-отказников практически нет шансов на формирование глубокой привязанности.
2. Привязанность у ребенка была, но по какой-то причине оборвалась. Например, основной взрослый, который ухаживал за ребенком первые недели, умер или уехал. Для младенца это будет сильной травмой. Он уже будет знать, что такое привязанность, но она была слишком рано оборвана. В таких случаях обычно формируется зависимый характер.
3. Ненадежная привязанность, ненадежная забота, ненадежный взрослый. Такое часто бывает в семьях, где взрослые слишком заняты работой или страдают алкоголизмом/наркоманией. Например, взрослый может часто оставлять ребенка одного. Сюда даже попадает такая невинная ситуация, когда родители на длительное время отправляют младенца, например, к бабушке.
Он знает, что у него есть свой взрослый, у него с ним крепкая связь, он любит его и ожидает от него тепла и помощи. Но по какой-то причине он эту помощь не получает. И младенец живет в страхе, он не понимает, что он делает не так. Привязанность начинает граничить со страхом, ненавистью, тревогой. И когда он вырастет и вступит в отношения, он уже будет уверен, что любовь связана с ненавистью, страхом и другими негативными моментами.
Почему травма привязанности, полученная в столь раннем возрасте, влияет на отношения во взрослой жизни? Потому что самая первая модель отношений – это наши отношения с мамой или взрослым, который ее заменял. Какими были наши взаимоотношения с этим взрослым, таких отношений мы будем ожидать и от сексуального партнера. Если с мамой все было хорошо, то и во взрослой жизни будут формироваться надежные, доверительные, безопасные отношения. Если же человек подпадает под одну из трех описанных ситуаций, то высока вероятность, что все в этом плане будет плохо. Причина всегда найдется.
Если ребенка били, кричали на него, мало поддерживали, то у него может сформироваться установка, что любви без насилия не бывает. Реальный случай: одну женщину в раннем возрасте мать сильно била, но потом брала на руки, гладила и целовала. И теперь близость с мужем у нее происходит только после предварительной драки и ругани.
Кстати, многие люди удивительно спокойно терпят то, что к ним плохо относятся. Это тоже происходит из-за нарушения привязанности. Они могут бесконечно менять партнеров, но они все равно бессознательно тянутся к тем людям, которые будут применять к ним насилие.
Итак, из-за нарушения привязанности нас могут ждать проблемы в отношениях. Чтобы разорвать эту связь, необходимо из подсознания поднять ее в сознание. Тогда у нас появится выбор: либо продолжать привычную жизнь, либо приложить усилия и формировать отношения по-другому.
Кроме того, травма привязанности лечится привязанностью. Лечится с помощью стабильных, понятных, имеющих определенные границы отношений.
Если говорить о психотерапевтических методах, то необходим стабильный сеттинг, т.е. встречи с психотерапевтом должны происходить регулярно и в одно и то же время. Если встречи будут происходить раз в неделю, то средний срок лечения обычно занимает больше года.
Благодаря сеттингу клиент успокаивается. Внутренний маленький ребеночек, которому что-то недодали в первые месяцы жизни, начинает понимать, что рядом всегда есть человек, к которому можно прийти и подержаться за руку. Так появляется понимание о том, что здоровая, надежная привязанность возможна, формируется новый внутренний опыт.
Источник