Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с овз по развитию речи

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с ОВЗ

ФИО, год рождения ребёнка

Иван ,

Логопедическое заключение

ОНР 2 уровня с дизартрическим компонентом

Актуальная проблема

Недоразвитие речи, как системы, отсутствие большинства звуков в речи

Цель программы

Создать условия для успешного освоения ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ и успешной адаптации в социуме.

Задачи

Развитие мотивации речевого общения и понимания обращенной речи.

Развитие общей и мелкой моторики.

Развитие мимики и эмоций.

Развитие артикуляционной моторики.

Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.

Развитие речевого подражания.

Коррекция звукопроизношения.

Развитие импрессивной речи.

Формирование первоначальных речевых навыков и слоговой структуры слова.

Пополнение пассивного и активного словаря.

Срок реализации

1 год

Содержание индивидуального образовательного маршрута

Образовательный компонент:

– Форма обучения очная, групповая.

– Работа в общем режиме.

– Индивидуальный подход во время образовательного процесса.

– Использование двигательных, зрительных и речевых физкультминуток во время занятий.

– Совместные игры на развитие эмоционально-волевой сферы.

Индивидуальный учебный план:

Усиление образовательных областей: «Речевое развитие»,

и «Социально-коммуникативное развитие».

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» усилена в:

– развитии игровых умений и навыков;

– поддержании интереса детей к деятельности сверстников, содействие налаживанию

диалогического общения в совместных играх и занятиях;

– присвоении норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

– формировании умения распознавать эмоции окружающих людей, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

– становлении самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Во второй половине дня индивидуальные занятия по выполнению заданий специалистов.

Базовая образовательная область

Образовательная нагрузка в

неделю

Образовательная область «Физическое развитие»

Физическая культура

помещение

на улице

2 / 40 мин.

1 / 20 мин.

Образовательная область “Речевое развитие”

Развитие речи

2 / 40 мин. (учитель – логопед)

Чтение художественной литературы

Ежедневно

Образовательная область «Художественно-

эстетическое развитие»

Рисование

1 / 20 мин.

Лепка

0,5 / 10 мин

Аппликация

0, 5 / 10 мин.

Прикладное творчество

1/20 мин.

Музыка

2 / 40 мин.

Социально – коммуникативное развитие

детей осуществляется в образовательной

деятельности в ходе режимных моментов,

в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в семье.

Итого:

Индивидуальные занятия

Педагог – психолог

2/15 мин.

Учитель – логопед

3/15 мин.

Воспитатель

2/ 15 мин.

Содержание логопедической работы

1. Развитие мотивации речевого общения и понимания обращенной речи.

Показ предметов и частей тела.

Выполнение действий по инструкции логопеда.

Понимание грамматических категорий числа существительных и глаголов.

Понимание грамматических категорий рода глаголов прошедшего времени единственного числа.

Отгадывание предметов по описанию.

Выбор предметов для выполнения названных логопедом действий.

Определение причинно-следственных связей.

2. Развитие общей и мелкой моторики.

Логоритмические упражнения под музыку.

Упражнения на развитие общей и мелкой моторики.

3. Развитие мимики и эмоций.

Формирование мимических поз по картинкам: радость, удивление, печаль, обида.

4. Развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания.

Артикуляционные упражнения для губ:

– вытягивание трубочкой;

-растягивание в ниточку, в улыбку;

-округление губ;

– вытягивание трубочкой с последующим дутьём;

-поднятие вверх верхней губы, опускание вниз нижней, оскал;

– крепкое сжатие;

– сосательные движения;

– вибрация.

Артикуляционные упражнения для языка:

– язык широкий, узкий, чашечкой, трубочкой;

– присасывание языка к верхним альвеолам;

– распластывание широкого языка и удержание его между зубами;

– движение вперёд-назад при открытом рте;

– попеременный захват языком то верхней, то нижней губы;

– движение языка по верхней губе с одновременным включением голоса;

– движение влево-вправо;

– движение вверх-вниз;

– язык расслаблен на дне ротовой полости, при одновременном открывании и закрывании рта;

– цоканье;

– присасывание языка к нёбу с последующим задуванием на кончик языка с издаванием шёпотного трр.

5. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.

Узнавание неречевых звуков. Упражнение: «Что звучит?», «Чей голос звучит?».

Узнавание звука на фоне ряда звуков.

Узнавание звука на фоне ряда слогов.

Узнавание звуков на фоне слова.

Определение первого гласного звука в слове.

6. Развитие речевого подражания.

Вызывание звукоподражания по картинкам: утка крякает: кря-кря, часы тикают: тик-так, мышка пищит: пи-пи-пи и др.

7. Коррекция звукопроизношения.

Уточнение артикуляции звуков: [а], [о], [и], [ы], [м], [н], [т], [с’].

Постановка и автоматизация и согласных звуков: [в], [ф], [х], [к],[г], [ш], [ж], [щ], [ч], [ц].

Подготовка артикуляционного аппарата к постановке сонорных звуков

8. Развитие импрессивной речи.

Узнавание признаков предметов по картинкам.

Исключение лишнего предмета.

9. Формирование первоначальных речевых навыков и слоговой структуры слова.

Формирование умения произносить слоги: ау, уа, ам-ам, му-му, мяу-мяу, га-га, ко-ко, пи-пи, мэ-мэ, бе-бе, ку-ку, уф-уф, кря-кря, ква-ква, ку-ка-ре-ку, ду-ду, бум-бум, би-би, динь-динь, тук-тук, ах, ох, ух, эх, но-но, тпр, буль-буль, куп-куп, бай-бай, кач-кач, тик-так, топ-топ, прыг-скок, пиф-паф, тра-та-та, ля-ля, ла-ла, на, дай, я, ты, мы, вы, он, она, оно, они, да, нет.

Формирование умения произносить двусложные слова с прямыми открытыми слогами.

Формирование умения произносить односложные слова.

Сроки динамического контроля

Динамические показатели

Ожидание родителей: формирование готовности к обучению к школе.

Ожидаемый результат: ребенок адаптирован к социуму; освоения ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ; овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.

Заключение и рекомендации

Сформировать рекомендации специалистов ДОУ для родителей и воспитателей с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребёнка.

Читайте также:  Развитие ребенка младенческом возрасте

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Журавлик»

УТВЕРЖДАЮ

от «____» « _________»20___г.

№_______

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

Мазепа Алина (старшая группа)

2017 – 2018 учебный год

Составила:

Учитель-логопед

Куколева Ю.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ

Диагноз психолго-медико-педагогической комиссии

Коллегиальное заключение ТПМПК от 16.09.2016г. №367

Мазепа Алина 09.12.2011г.

Нарушение социального взаимодействия .Хроническое психоорганическое заболевание. Специфическое нарушение речи.

Общее недоразвитие речи (I). Знания, умения и навыки сформированы ниже возрастной нормы – (таким образом, Мазепа Алина является ребенком с ОВЗ в соответствии со ст.2 п.16 ФЗ от 29.12.2012г. № 273 ФЗ «Об образовании РФ»)

Рекомендовано

Обучение и воспитание по адаптированной общеобразовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Психолого-педагогическое сопровождение в условиях ДОУ. Рекомендованы занятия с учителем-логопедом.

Специалист:

Ф.И .О. Куколева Юлия Владимировна – учитель – логопед

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

У ребенка очевидны проблемы в усвоении программы ДОУ. Общее недоразвитие речи.

Обращенную речь не понимает.

Нарушения звукопроизношения .

Словарный запас ниже возрастного уровня

Фонематические функции не сформированы.

Проявляется отставание в развитии общей и мелкой моторики. Навыки самообслуживания не сформированы.

Цель: создать условия для успешного освоения ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ и успешной адаптации в социуме.

Задачи:

1. Развитие всех компонентов речевой системы

2. Развитие и формирование познавательных процессов

3. Развитие эмоционально-волевой сферы.

4.Развитие общей мелкой моторики.

Логопедическое сопровождение

Коррекционно-образовательные технологии, программы:

– Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР» под редакцией Н.В.Нищевой.

– Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции общего недоразвития (для ТНР)

– Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР под редакцией Н.В.Нищевой

– Нетрадиционные приемы работы по развитию артикуляционной моторики В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко

Инновационные технологии, методы и средства:

ИКТ, метод моделирования, социо-игровые методы и приемы

Читайте также:  Зону ближайшего развития ребенка изучал

Сказкотерапия, пескотерапия, театрально-игровая деятельность

Здоровьесберегающие технологии:

– динамические паузы,

– разминку для пальцев,

– упражнения для глаз,

– дыхательная гимнастика,

– релаксационные паузы,

– психогимнастика,

– музыкотерапию,

– пальцевый массаж.

Формы контроля и учета достижений ребенка:

Комплексное обследование в начале учебного года, промежуточная диагностика, комплексное обследование в конце учебного года

1.

Учитель – логопед

1. Стимуляция речевой и психической активности.

2. Развитие эмоционального общения со взрослым. Экспрессия педагога на каждом из этапов занятия с безречевым ребёнком способствует развитию подражательности и эмоционально настраивает детей на речевосприятие и речепроизводство.

3. Совершенствование способности к подражанию действиям (эхопраксии) взрослого, сверстников и речевому подражанию – эхолалии.

4.Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков.

5.Формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности.

6.Формирование внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного, и атрибутивного), обеспечивающего минимальное общение.

7.Формирование первоначальных навыков грамматического (морфологического и синтаксического) структурирования речевого сообщения.

8.Профилактика возникновения вторичных речевых нарушений.

6.Работа над развитием мелкой моторики.

7.Совершенствование слухового, зрительного и кинестетического контроля.

Реализация задач логопедической работы с происходит в процессе использования следующих средств:

Игр и упражнений, активизирующих все высшие психические функции;

Игр и упражнений, регулирующих мышечный тонус , позволяющих корректировать поведение , воздействовать на эмоционально-личностную сферу;

Самостоятельной игровой деятельности;

Игр, формирующих структуру речевой деятельности на всех уровнях (от мотивационно-побудительного до исполнительного);

Индивидуальные занятия: понедельник, среда, пятница.

Консультации, беседы, мастер-классы, семинары-практикумы.

Анкетирование, проведение родительских собраний, изготовление

памяток, стендов, выпуск брошюр.

Оформление информации на сайте ДОУ и сайте училеля-логопеда.

Заключительный раздел

Ожидание родителей: адаптация ребенка в социуме ДОУ

Ожидаемый результат: ребенок адаптирован к социуму; установлен эмоциональный контакт с ребенком;

активизация речевой деятельности; формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре;

развитие речи в обучающей ситуации;

дифференциация речевых нарушений, обусловленных аутизмом .

освоения ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ

Заключение и рекомендации

Сформировать рекомендации специалистов ДОУ для родителей и воспитателей с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребёнка.

ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Раздел программы

Работа с ребенком

Работа с родителями /консультации

Развитие ручной моторики

Массаж пальцев и кистей рук мячиком-ежиком, точечный массаж

Информация на стенде «Массаж и игровые упражнения для развития мелкой моторики»

Закрепление и выполнение дома массажа пальцев и кистей рук

развитие хватания: учить захватывать предмет, действуя целенаправленно – правильно определять место предмета в пространстве (направление и расстояние), учитывать в действиях форму, величину предмета (маленькие предметы хватать одной рукой, большие – двумя руками), учить хватать предметы по-разному – кулаком, щепотью (тремя пальцами) или указательным и большим пальцами;

Брошюра «Игры для развития хватательных движений»

Выполнение дома игр на развитие хватательных движений: сортировка мелких предметов, пересыпание сыпучих предметов, шнуровка, нанизывание бус на нить.

развитие соотносящих действий: учить использовать действия, когда нужно совместить два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек (пирамидки, матрешки, вкладыши-башенки и др.);

Брошюра «Игры для развития соотносящих движений»

Выполнение дома игр на развитие соотносящих движений: разбор и складывание пирамидки, матрешки, рамок-вкладышей с учетом величины

подражание движениям рук: научить подражать движениям рук взрослого, так как это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий;

Информация на стенде «Пальчиковые кинезиологические упражнения для развития мелкой моторики»

Выполнение дома игр на развитие движений кистей и пальцев рук: пальчиковая гимнастика по лексическим темам, кинезиологические упражнения, шнуровка, застегивание пуговиц, молний, закручивание лент, пробок на бутылки, выкладывание фигур из мозаики, счетных палочек

развитие движений кистей и пальцев рук: ребенок учится выполнять кистями и пальцами рук самые разнообразные движения, которые по мере тренировки становятся более тонкими и дифференцированными.

развитие графических навыков: учить правильно держать карандаш; проводить прямые, ломанные линии определенной длины в указанном направлении сначала пальцем, затем карандашом; проведение линий по контуру, обозначенному точками; обведение по контуру предметов: по точкам, пунктирным линиям, с помощью трафарета и шаблона; штриховка фигур с указанным наклоном и в указанном направлении; дорисовывание недостающих частей предметов; дорисовывание узоров из различных элементов на листе в клетку; раскрашивание предметов и сюжетных рисунков.

Информация на стенде «Развитие графических навыков»

Выполнение дома упражнений на развитие графических навыков.

Развитие речи

а) Развитие импрессивной стороны речи

Формировать невербальные формы общения: умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть в глаза партнеру по общению. Давать возможность тактильно почувствовать голосовые реакции взрослых.

Развивать понимание инструкций.

Научить быстро переключаться по словесной просьбе с одного действия на другое: с предметом, без предмета.

Учить выполнять совместные действия по речевой инструкции со взрослым,

Учить понимать действия, изображенные на картинке.

Информация на стенде «Как общаться с ребенком?», «Игры для развития понимания речи»

Выполнение дома упражнений и дидактических игр на развитие у ребенка импрессивной стороны речи

б)Развитие экспрессивной стороны речи

Развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики, фонематического слуха

Побуждать к речевому высказыванию по результатам действий с игрушками – учить воспроизводить звукоподражания.

Брошюра «Развитие речи ребенка», «Развитие неречевого слуха», «Работа над звукоподражаниями», «Развитие словаря ребенка» и пр.

Сенсорное развитие

а) зрительное

восприятие

Сличение основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый) – такой, не такой, зрительное соотнесение, закрепление представлений о цвете в слове.

Сличение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) – такой, не такой, зрительное соотнесение фигур, закрепление представлений о форме в слове.

Сличение величин (“такой – не такой”), затем большой – маленький и только потом используются понятия, обозначающие конкретную величину (высокий – низки, длинный – короткий и т.д.)

Развитие ориентировки в пространстве (в схеме собственного тела)

Информация на стенде «Сенсорное развитие ребенка с нарушением в развитии»

Консультации на тему «Как научить ребенка различать цвета?

б)слуховое восприятие

Различать неречевые и речевые звуки, голоса близких и друзей, звуки, издаваемые домашними животными и птицами;

Различать звуки, издаваемые на различных музыкальных инструментах;

Определять близкое и далекое звучание музыкального инструмента;

Определять направления в пространстве по звуку без зрительного сопровождения;

Воспроизводить, отхлопывая в ладоши, простейшие ритмы;

Усвоить понятия «громко-тихо», «высоко-низко», «быстро-медленно».

в)тактильное восприятие

ощупывание предметов с различной поверхностью с открытыми, с закрытыми глазами; обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.);

нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен (выбор сначала из 2 предметов, а затем из 3-5 предметов);

Социальное развитие

а) Развитие навыков самообслуживания

б) Развитие коммуникативных навыков

а) Совместно с воспитателями и родителями формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания: самостоятельно снимать, одевать одежду, обувь; посещать туалетную комнату; мыть руки мылом, вытирать салфеткой руки, рот; убирать игрушки на место.

б)Развивать коммуникативные навыки: учить адекватно вести себя в знакомой ситуации, выражать словом свои основные потребности и желания; здороваться при встрече со знакомыми взрослыми и сверстниками, прощаться при расставании; благодарить за услугу; участвовать в коллективной деятельности со сверстниками (игровой, изобразительной, музыкальной, театральной).

Информация на стенде «Социальное развитие ребенка с нарушением в развитии»

Учить ребенка самостоятельно снимать, одевать одежду, вытирать руки, убирать игрушки, помогать накрывать на стол и пр.

Читайте также:  Развитие ребенка на 4ом месяце

Источник