Индивидуальный маршрут речевого развития ребенка в школе

Дата заполнения ИОМ: 24. 09. 2020 г.
Состояние здоровья: ХХХХХХХ, 3 группа здоровья.
Выписка из заключения ПМПК: обучение по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями) Вариант I.
· Педагог – психолог: развитие познавательных процессов. Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, исключения, обобщения. Профилактика и коррекция нарушений поведения и эмоционально – аффектной сферы.
· Учитель – логопед: обогащение словарного запаса и коррекция нарушения грамматического строя речи.
· Учитель – дефектолог: развитие познавательной активности.
Другие условия: наблюдение невролога, психиатра, педиатра.
· «Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей» Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.
· Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн.для логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
· «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» Нищева Н.В. и др.
· Здоровьесберегающие технологии.
· Логопедический массаж.
· Парадоксальная дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н.
· Релаксация.
· Динамические паузы в сочетании с речевым материалом (физкультурные минутки Нищевой Н.В.)
· Пальчиковые игры.
· Зрительные траектории Базарного В.Ф.
· Песочная терапия.
· промежуточная диагностика, тестирование.
№ | Направление (вид) коррекционно-развивающей работы | Результаты логопедического обследования на данный период | Содержание коррекционной работы | Взаимодействие с педагогами, родителями | Характеристика динамики коррекционно-развивающей работы |
1 | Развитие общей моторики | Двигательно неловок, медлителен. Отмечаются трудности при выполнении упражнений на организацию движений. Отстает в темпе, ритме, переключаемости движений. | Упражнения на тренажере на коррекцию мелкой моторики. Логоритмические упражнение под музыку. Расслабляющий массаж языка. Мимическая гимнастика. Артикуляционная гимнастика (пассивная, пассивно – активная, активная). | Инструктор по ЛФК: уроки ЛФК, подвижные игры с текстом. Учитель: физминутки с речевым текстом, подвижные игры с текстом. Учитель физкультуры: упражнения на повышение уровня активации, упражнения, направленные на регуляцию мышечного тонуса, упражнения для развития крупной моторики, формирования ощущения границ своего тела и его положения в пространстве. Воспитатель: упражнения для развития пространственных представлений, подвижные игры с текстом, комплекс утренней зарядки, отработка артикуляционных упражнений по рекомендации логопеда. Родители: комплекс утренней зарядки, подвижные игры с текстом, отработка артикуляционных упражнений по рекомендации логопеда. | |
2 | Развитие произвольной моторики пальцев рук | Недостаточно развита моторика мелких мышц рук. Испытывает трудности при овладении графическими навыками. Наблюдается замедленный темп письма. | Совершенствование динамического праксиса и дифференциации движений пальцев обеих рук – массаж, пальчиковая гимнастика. | Учитель: пальчиковая гимнастика, изодеятельность, пластинотерапия. Учитель физкультуры: игры с мячом, упражнения для рук, кистей. Воспитатель: упражнения с мячом, для рук и кистей, пальчиковая гимнастика, Рисование или раскрашивание картинок. Изготовление поделок из бумаги, природного материала, конструирование, Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков, Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков. Всасывание пипеткой воды, Нанизывание бус и пуговиц. Плетение косичек из ниток, венков из цветов. Все виды ручного творчества. Родители: пальчиковая гимнастика, обводка и штриховка в альбоме по лексическим темам. Переборка круп, игры в мяч, с кубиками, мозаикой. Нанизывание бус и пуговиц. Плетение косичек из ниток, венков из цветов. Все виды ручного творчества. | |
3 | Фонематический слух и звукобуквенный анализ | Фонематический слух недостаточно сформирован. | Закреплять умение различать неречевые звуки и их направление: постукивание, похлопывание, шуршание бумаги, скрип двери, звуки бубна, металлофона и т п. Подготовка к усвоению звуко-слогового ряда путем уточнения пространственно временных представлений. Дифференциация существительных, отличающихся несколькими звуками, сходных по звуко-слоговой структуре (аналогично) осел-козел; ослик – козлик; газон – вагон и т п. Тренировать умение удерживать в памяти и воспроизводить звуко-слоговой ряд из 3-4 элементов. Формировать умение выделять элементы ритмического рисунка ударением. Развитие интонационной выразительности. Формирование слоговой структуры слова. | Учитель, воспитатель: Игры и упражнения на узнавание и выделение звука. Воспроизведение звуковых рядов в определённой последовательности. Показ образца выполнения задания, характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. Использование символов звуков, схемы характеристики звука, утрированное произношение нужного звука в слове, зрительный контроль артикуляции звука. Родители: повторять звуки, слога и простые слова. При необходимости использовать упражнения, сопровождающиеся игровыми действиями. | |
4 | Понимание речи | Речь окружающих понимает в пределах уровня интеллекта. Нуждается в неоднократном повторении задания. С опозданием реагирует на обращение учителя. | Закреплять умение вслушиваться в речь взрослых, находить пропущенный элемент в автоматизированном речевом ряду. Развивать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных; различение на слух правильного и неправильного употребления личных окончаний глаголов; правильное и неправильное употребление времен глаголов; родовых окончаний прилагательных; понимание лексико-грамматических конструкций; закреплять умение отвечать на вопросы. Развивать внимание к слову, к более точному пониманию его значения. Решение логических задач. Развитие слухового внимания и логического мышления. | Учитель, воспитатель: учить выполнять действия по словесной инструкции, выполнять задания по речевой инструкции, включающие 1,2,3 действия. Задания по речевой инструкции, включающие пространственные отношения между предметами. Родитель: закреплять знания по словесной инструкции, выполнять рекомендации учителя и логопеда. | |
5 | Звукопроизношение | Имеются недостатки произношения. | Дифференциация и автоматизация свистящих – шипящих звуков, звук. Логопедические упражнения (развитие подвижности артикуляционного аппарата, развитие мимической мускулатуры, обучение самомассажу о, а.). Нормализация голоса и речевого дыхания. Постановка переднеязычных, автоматизация изолированно, в слогах, словах. Постановка свистящих автоматизация изолированно, в слогах, словах; дифференциация свистящих; подготовительные упражнения для постановки шипящих; дифференциация согласных по звонкости-глухости. | Учитель, воспитатель: закрепление навыка правильного произношения звуков в самостоятельной речи в различных коммуникативных ситуациях. Учитывать структуру речевого дефекта и в соответствии с этим подбирать доступный материал, использовать наглядность, игровые приемы. Давать упражнения на развитие фонематического слуха Родитель: следить за правильным произношением звуков. | |
6 | Состояние грамматического строя речи. | Грамматический строй сформирован недостаточно. Допускает ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций; встречаются несогласования слов во фразе, аграмматизмы; не всегда правильно употребляет предлоги; падежи; имеются ошибки при преобразовании им сущ. во мн. ч.; ошибки в согласовании прилагательных и существительных в косвенных падежах. | Учить дифференцировать действия, выраженные глаголами ед. и мн. числа (плывет – плывут); действия, выраженные глаголами прошедшего времени ед. числа муж и жен рода (Валя пел – Валя пела, Валя мыл – Валя мыла) и т п. Падежные притяжательные местоимения, глаголы, обозначающие голосовые реакции животных. Усвоение уменьшительно-ласкательной формы слова. Активизация использования простых форм предлогов. Продолжать работу по обучению изменению слов по падежам, согласование существительных и прилагательных в роде, числе. Активизация использования простых предлогов, подведение к употреблению падежных форм. Обучение разным способам словообразования (названия животных, посуды: заяц – зайчата; сахар – сахарница). Упражнять в назывании предмета, его признаков, подводить к его описанию. Учить отвечать на вопросы, не повторяя структуры вопроса. Обучение последовательному рассказу. Развивать умение строить разные типы предложений, используя картинки. | Учитель, воспитатель: учить произносить элементарные фразы, обращая внимание на окончание слов, учить согласовывать существительное с глаголом и прилагательным, учить использовать существительные в различных падежах. Выполнение инструкций и их оречевление. Использование схем предлогов (по Ткаченко). Сюжетно-дидактическая игра. Инсценировки сказок и стихотворений-диалогов. Игры-инсценировки. Родитель: Выполнение инструкций и их оречевление. Сюжетно-дидактическая игра. Инсценировки сказок и стихотворений-диалогов. Игры-инсценировки. | |
7 | Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря | Словарный запас ограничен пониманием обиходно-бытовой тематики. | Упражнения по расширению, уточнению и систематизации словаря. Упражнения по формированию словоизменения. Дидактические игры и упражнения по обогащению словарного запаса. | Учитель, воспитатель: расширение словарного запаса через уроки: домоводство, основы социального мира, человек, режимные моменты. Родители: расширение словарного запаса через выполнение логопедического задания; беседы. | |
8 | Развитие связной речи | Наблюдается недостаточное развитие связной речи. В пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев. Нарушение последовательности событий. При ответах пользуется фразой несложной конструкции; Самостоятельно высказаться затрудняется. Устная форма речи недостаточно сформирована. | Беседа с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов Чтение рассказов или сказок занятия по пересказу, беседа (диалог) по различным темам о книгах, фильмах, экскурсиях и т.д. Обучение рассказыванию по картинкам, обучение рассказу – описанию, рассказывание с элементами творчества. Игры, повышающие мотивацию и моделирующие речевую ситуацию «Напишем письмо», «Телерепортаж» Игры, способствующие восприятию картины, серии картин «Назовите все предметы, которые находятся справа, слева», «Назовите все предметы зеленого цвета» Игры на развитие неречевых психических функций, способствующих построению логических связей «Что было раньше – позже», «Подходит ли предложение к картине (рассказу)» Игры на развитие ОНР. Чистоговорки. Игры на интонационную выразительность речи. Игры на развитие лексикограмматических категорий: «Скажи какой, какая, какое», «Подбери слово-действие», «Слова перепутались». | Учитель, воспитатель: предъявлять программные требования с учетом возможных специфических (речевых) ошибок. Коррекция связной речи через составление рассказов по сюжетным картинкам, составление описательных рассказов, пересказывать текст, устанавливать причинно-следственные связи. Картотека предметных картинок по всем изучаемым лексическим темам. Лото, домино, игры – «ходилки» по изучаемым темам. Игры для совершенствования грамматического строя речи. Схемы предлогов. Сюжетные картины, серии сюжетных картин. Алгоритмы, схемы, мнемотаблицы. Родитель: коррекция связной речи через составление рассказов по сюжетным картинкам, по наблюдению за погодой, составление описательных рассказов. | |
9 | Чтение | Способ чтения побуквенно – слоговой. Чтение с большим количеством ошибок (пропуск букв, усечение слова, угадывание окончаний). | Звуко – буквенный анализ слов. Задания на узнавание и вычленение согласного звука. Чтение таблиц с трудными словами; предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав. Чтение небольших текстов, не связанных с изучаемым в классе произведением, написанных на доске. Хоровое чтение трудной части рассказа. Распределение частей текста для чтения между учащимися с учетом возможностей каждого. Чтение по догадке. Тренировочное чтение с заданиями различного характера (выборочное чтение, нахождение части текста к иллюстрации и др.). | Учитель, воспитатель: выполнение артикуляционной гимнастики и упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук Чтение небольших текстов, не связанных с изучаемым в классе произведением, написанных на доске. Хоровое чтение трудной части рассказа. Распределение частей текста для чтения между учащимися с учетом возможностей каждого. Чтение по догадке. Родитель: В беседе с ребенком говорить четко, просто, внятно, проговаривая каждую фразу, чтобы ребенок видел артикуляцию, упражнение по повторению многократно одного и того же слова. | |
10 | Письмо | Имеются многочисленные ошибки разного характера | Упражнения для коррекции ошибок письма на уровне буквы. Упражнения для коррекции ошибок письма на уровне слога. Упражнения для коррекции ошибок письма на уровне слова Упражнения для коррекции ошибок письма на уровне предложения. Упражнения для коррекции ошибок письма на уровне текста. Диктант, списывание. | Учитель, воспитатель: осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности. Развивать зрительную, слуховую, вербальную памяти с помощью различных форм, методов и приемов обучения. Родители: закреплять навыки письма (диктант, списывание). |
Источник
-Развитие речевой моторики.
-Развитие мелкой моторики.
-Коррекция звукопроизношения.
-Развитие фонематического восприятия.
-Развитие мотивации к речевому общению.
-Обогащение активного и пассивного словаря.
-Формирование навыка согласования слов.
-Развитие связной речи.
Коррекционная работа на логопедическом пункте осуществляется через индивидуальные и подгрупповые занятия. Количество и продолжительность индивидуальных занятий от 15 до 20 минут 2 раза в неделю. Подгрупповое 25 минут 1 раз в неделю.
I период (сентябрь, октябрь, ноябрь). | |
Лексические темы | «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Перелётные птицы», «Игрушки»; «Осенняя одежда, обувь, головные уборы» |
Артикуляционная гимнастика | «Бегемот», «Улыбка», «Трубочка», «Блинчик», «Иголочка», «Улыбка-трубочка», «Почистим зубки», «Вкусное варенье», «Хомяк», «Киска сердится» |
Дыхательная гимнастика | «Дует холодный ветер», «Сдуй листок», «Витаминка для фруктов»,«Шарик лопнул». |
Пальчиковая гимнастика | «Пальчики здороваются», «Пальчики в лесу», «Ёжик»(с использованием суджок-шарика), «Капуста», Игры в сухом бассейне, штриховка фигур. |
Фонематические процессы | -дифференциация неречевых звуков; -воспроизведение слоговых рядов; -подбор слов на заданный звук; -выделение заданного звука из ряда других, из слогов, из слов; -формировать умения выделять слова из предложения; Работа над силой голоса (тихо, громко) |
Грамматический строй речи | -образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов; -образование множественного числа существительных; согласование прилагательных с существительными в числе, роде; -образование относительных прилагательных; – составление фраз с предлогами «В», «НА», «ПОД» с опорой на графические схемы. |
Связная речь | – развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами; -составление фраз по сюжетной картине, по серии сюжетных картин; по схемам; – пересказы с опорой на картинку; – заучивание стихов. |
Звукопроизношение | Постановка звуков [с], [з]. Автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте; |
II период (декабрь, январь, февраль) | |
Лексические темы: | «Посуда»; «Зима», « Новый год», «Зимующие птицы», «Мебель»,«Дикие животные», «Профессии», «Семья», «Праздник 23 февраля» |
Артикуляционная гимнастика | «Улыбка-трубочка», «Почистим зубки», «Блинчик», «Кошка лакает молоко», «Чашка», «Маляр» «Лошадка». |
Дыхательная гимнастика | «Шарик лопнул», Надуть и втянуть щеки – «Толстячок – худышка», «Сдуй снежинку» |
Пальчиковая гимнастика | Игры в сухом бассейне, игры с конструктором, обводка фигур, «Кулак-ребро-ладонь», «Вот как пальчики шагают», «Вышли пальчики гулять», |
Фонематические процессы | – формировать умения выделять слова из предложения; – формировать умения узнавания и различения слов, близких по звуковому составу; – формировать умения различать слоги со сходными звуками; – формировать умения опознавать заданный звук в текстах, предложениях, словах, слогах, изолированно; – закреплять навык определения позиции звука в слове; – закреплять навык выделения первого звука в слове; – закреплять навык определения последнего звука в слове; |
Грамматический строй речи | – образование множественного числа существительных; – согласование прилагательных с существительными в числе, роде, падеже; – согласование числительных с существительными; – согласование личных местоимений МОЙ (МОЯ, МОЕ) с существительными; – составление фраз с предлогами «НАД», «ИЗ», «ЗА» с опорой на графическую схему. |
Связная речь | – тветы на вопросы полным предложением – закреплять навык построения предложений из 3-4 слов; – обучение составлению короткого рассказа по картине, серии сюжетных картин, рассказов-описаний, пересказов. |
Звукопроизношение | Постановка звуков [ш], [л]. Автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте; |
III период (март, апрель, май) | |
Лексические темы: | «Весна», «Праздник 8 марта», «Транспорт», «Домашние животные и птицы», «Профессии», «Космос», «Деревья», «Насекомые», «Цветы» |
Артикуляционная гимнастика | «Чашечка», «Лошадка», «Индюк», «Качели», «Маляр», «Грибок», «Гармошка», «Дятел». |
Дыхательная гимнастика | «Футбол», «Сдуй бабочку», «Сдуй лягушку», «Ветерок» |
Пальчиковая гимнастика | Игры в сухом бассейне, игры с суджок-шариком, игры с конструктором, «Гости», «Замок». |
Фонематические процессы | – закреплять навык определения позиции звука в слове; – закреплять навык выделения первого и последнего звука в слове; – закреплять навык определения последовательности и количества звуков в слове; – закреплять навык подбора слов на заданное количество звуков; – Формировать умения выделять слова из предложения. |
Грамматический строй речи | – образование множественного числа существительных; – согласование числительных с существительными; – употребление существительных в косвенных падежах; -согласование прилагательных с существительными; |
Связная речь | – ответы на вопросы полным предложением; -закрепление навыка составления короткого рассказа по картине, серии сюжетных картин, рассказов-описаний, пересказов. – составление фраз с предлогами «У», «С» с помощью графических схем. |
Звукопроизношение | Постановка звуков [ж], [р],[рь]. Автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте; |
Гомзяк О.С. Организация логопедической работы с детьми 5-7 лет с ОНР III уровня. – М.: изд-во ГНОМ, 2013
Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР
Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова. Обучение связной речи детей 4-5 лет. Картинно-графические планы рассказов.
Т.Ю. Бардышева. Игры с пальчиками.
Н.В. Нищева. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.
Л.А. Комарова. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.
Л.А. Комарова. Автоматизация звука З в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.
Л.А. Комарова. Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.
Л.А. Комарова. Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.
Л.А. Комарова. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.
Источник