Индивидуальный маршрут ребенка по речевому развитию
Дата заполнения: сентябрь 2016 г.
1. Общие данные
Ф.И.О. ребёнка Тарасов Никита
Дополнительная информация: У Никиты беден словарный запас, плохо сформирована связная речь. Он испытывает трудности при составлении рассказа, допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказывании, в самостоятельных рассказах; при рассказывании требует помощь взрослого, часто повторяет рассказы сверстников. 2. Организационная часть ИОМ
Цель: развивать речь , обогащать словарный запас, учить пересказывать литературные произведения, пользоваться прямой и косвенной речью, придумывать сюжетные рассказы по картине, из личного опыта. Средства развития: игра
Планируемый результат: повысить уровень усвоения программы по речевому развитию.
Ответственный за результат (ФИО воспитателя) :___________________________________________________________________________
2. Содержательная часть ИОМ
ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
Дата | Раздел основной общеобразовательной программы дошкольного образования | Формы работы | Основные задачи коррекционно – развивающей работы | Взаимодействие с родителями | Динамика за месяц (положительная, отрицательная, нет динамики, волнообразная) |
21.09 | Р | Составление рассказа по картине “Дети гуляют в осеннем парке” | Учить составлять описательный рассказ по картине с помощью вопросов воспитателя, придумывать название картины. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков с , ц, учить дифференцировать их в речи, отчётливо произносить слова и фразы с этими звуком с разной силой голоса и в разном темпе. | Упражнение “Закончи предложение” | |
22.09 | Р | Заучивание чистоговорок | Формировать правильное звукопроизношение , развивать и совершенствовать речевой слух. | Повторить чистоговорки | |
28.09 | Р | Дид.игра “Скажи по – другому” | Учить подбирать синонимы к словам; делить двусложные слова на слоги. | Упражнение “Подбери слово по смыслу” | |
05.10 | Р | Составление рассказа об овощах | Учить составлять описательный рассказ с помощью вопросов воспитателя. | Упражнение “Назови звук” | |
06.10 | Р | Игровая ситуация “Найди картинки на заданный звук” | Учить выделять гласный в начале слова, в конце слова, в середине. Развивать слуховое внимание на материале гласного звука. | Задание “Учимся писать букву А по точкам” | |
12.10 | Р | Игра “Опиши предмет, а мы отгадаем” | Закреплять умение составлять загадки – описания о предметах или объектах по заданному плану | Составить книгу загадок | |
13.10 | Р | Игра “Подбери слова по смыслу” | Формировать навыки правильного согласования имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений. | Продолжать работу по формированию интереса к книге | |
19.10 | Р | Дид.игра “Телеграф” | Учить определять количество слогов в словах | Игра “Назови слово” | |
20.10 | Р | Дид.упражнение “Скажи какой?” Дид.упражнение “Скажи наоборот” | Учить составлять простые распространённые предложения; сравнивать предметы по материалу, назначению, употребляя названия качеств. Активизировать употребление в речи слов – антонимов | Придумывание сказки по мотивам произведения К.И.Чуковского “Мойдодыр” | |
26.10 | Р | Работа с разрезной азбукой | Составление и чтение слогов АУ, УА | Игра на закрепление звуков А,У “Скажи имена, в которых есть звуки А,У?” | |
27.10 | Р | Рассказывание из личного опыта “Как я ходил на праздник города” | Закреплять представление о родном городе; учить составлять последовательный рассказ об увиденном. | Составление простых предложений на тему: “День рожденья города” | |
02.11 | Р | Игра “Кто внимательнее?” | Развивать фонематический слух, формировать умение слышать в словах звук О. | Печатание букв А, У, О в тетрадях – прописях | |
03.11 | Р | Дид.игра “Письмо” | Учить образовывать названия детёнышей животных в именительном и родительном падежах мн.ч. Учить составлять сложноподчинённые предложения. | Игра “Какой звук спрятался?” | |
09.11 | Р | Пересказ сказки А.Суконцева “Как ёжик шубку менял” | Закрепить умение пересказывать рассказ без пропусков и повторений, передавать эмоциональное состояние героев. | Продолжать работу по формированию интереса к книгам о животных. | |
10.11 | Р | Работа по разрезной азбуке | Учить анализировать, составлять из разрезной азбуки и чтение слогов и слов. | Игра “Мамина сумка” | |
16.11 | Р | Дид.игра “Учимся говорить правильно” | Учить произносить фразу с разной интонацией; упражнять в произнесение чистоговорок и скороговорок на звуки С,Ц,Ш,Щ в разном темпе и с разной силой голоса | Игра на закрепление умений подбирать слова, сходные по звучанию “Подбери рифму” | |
17.11 | Р | Работа по разрезной азбуке | Учить сливать звуки в слоги и читать | Совершенствовать умение выкладывать буквы из палочек, кубиков, шнурочка, лепить из пластилина. | |
23.11 | Р | Задание “Где спрятался звук?” | Определение последовательности звуков в слоге. Учить различать понятия “гласный звук” и “согласный звук”, “звук”, и “буква”. | Чтение слоговой таблицы. | |
24.11 | Р | Сюжетно – ролевая игра “Мы с мамой пришли в магазин” | Учить задавать вопросы и отвечать на них полным ответом. Продолжать работать над диалогической речью. | Составление рассказа из личного опыта по плану “Домашнее животное в нашей семье”. | |
30.11 | Р | Игра “С кочки на кочку” | Учить составлять прямые и обратные слоги из букв разрезной азбуки , составлять трёхбуквенные слова. | Игра “Живые слоги”. | |
01.12 | Р | Игра “Весёлые поезда” | Учить различать на слух звуки З, Ж, подбирать слова с этими звуками и выделять их на слух в связной речи; произносить изолированные звуки З, Ж с разной силой голоса и в разном темпе. | Игра на образование форм Р.п., мн.ч. “Чего не стало?” | |
07.12 | Р | Игра “Хоровод зверей” | Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами. | Печатание букв в тетрадях. | |
08.12 | Р | Рассказывание из личного опыта “Игры зимой” | Учить составлять связный короткий рассказ о впечатлениях из личного опыта. Формировать желание рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях, Развитие познавательного общения. | Задание “Расскажи маме о своём рисунке” | |
14.12 | Р | Графическая игра “Полубуковка” | Учить распознавать и запоминать форму букв | Печатание пройденных букв в тетрадях.. | |
15.12 | Р | Составление рассказа по картине “Зима” | Учить составлять короткий рассказ по картине, используя предложенный план. При описании указывая время и место действия. Учить согласовывать в роде глагол прошедшего времени с существительным. | Упражнение “Кто больше назовёт “зимних” слов со звуками С, Ш? | |
21.12 | Р | Игра “Кто, кто в теремочке живёт?” | Учить составлять и читать слова, состоящие из прямых слогов. | Чтение слоговой таблицы. | |
22.12 | Р | Дид.упражнение “Закончи предложение” | Закрепить употребление в речи несклоняемых существительных. | Задание “Найди предмет по описанию” | |
28.12 | Р | Рассматривание серии сюжетных картинок “Новогодний праздник” | Учить составлять связный, последовательный рассказ, используя план, предложенный воспитателем. | Чтение зимних стихов и сказок. |
Источник
Ф.И. ребенка: ___________
Обращённую речь понимает.
Полиморфное нарушение звукопроизношения – межзубный сигматизм (С, С᾿, З, З᾿, Ц), ротацизм (Р, Р᾿).
Слоговая структура сложных слов нарушена (перестановка, пропуск слогов).
Фонематический слух нарушен. Не может повторить ряд оппозиционных слогов близких по звучанию как простых, так и сложных по артикуляции.
Фонематические функции не сформированы. Путает понятия звук и слог. Не может определить последовательность и количество звуков в слове. Не способна придумать слово на заданный звук.
Словарный запас беден. В речи много аграмматизмов. Допускает множество ошибок в словоизменении (в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падеже, согласовании существительных и числительных) и словообразовании (образовании слов, относительных и притяжательных прилагательных).
Связная речь плохо сформирована. Испытывает трудности при составлении рассказа по серии сюжетных картин. Не может выложить картинки по смыслу. Составляет рассказ из 2-ух, 3-х предложений по наводящим вопросам. В рассказе присутствуют аграмматизмы.
Этапы работы | Направления работы | Коррекционно-речевые задачи | Рекомендованные игры и задания |
Подготовительный этап (октябрь) | Сенсорное развитие |
|
|
Развитие психических функций |
|
| |
Развитие мелкой моторики |
|
| |
Развитие общих речевых навыков |
|
| |
Основной этап | Коррекция звукопроизношения |
|
|
Работа над слоговой структурой слова (индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребёнком звуков) |
|
| |
Развитие фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте |
|
| |
Развитие словаря |
|
| |
Совершенствование грамматического строя речи |
| 1. Совершенствование умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже по всем изучаемым лексическим темам (заморозок – заморозки, гриб – грибы, береза – березы, яблоко – яблоки). 2. Закрепление умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами по всем изучаемым лексическим темам (дрозда, дрозду, дроздом, о дрозде; у конюшни, по конюшне, над конюшней, в конюшне; жуков, жукам, жуками, о жуках; у белок, по белкам, над белками, о белках).
5. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным (косой заяц, голубая стрекоза, длинноногие журавли; быстрая, проворная, стремительная ласточка).
| |
Развитие связной речи | 1. Составлять простые распространённые предложения. 2. Обучать задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом. 3. Обучать составлению описательных рассказов по лексическим темам. 4. Работать над диалогической речью (с использованием литературных произведений). 5. Обучать пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ). |
5. Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине по заданному или коллективно составленному плану. |
Источник
Старшая группа.
Цель: Развивать компоненты устной речи ребенка: лексику, грамматический строй речи, связную речь – диалогической и монологической форм;
____________________________ – воспитанник испытывает трудности в развитии речи :
1. недостаточный словарный запас
2. допускает грамматические ошибки (аграмматизмы), затрудняется оформить логически фразу, предложение
3.не может составить рассказ, пересказать короткий текст (даже с помощью педагога)
Расширять словарь по лексическим темам.
Грамматический строй речи.
1.учить отвечать на вопросы полными ответами.
2.учить образовывать форму множественного числа существительных, форму множественного числа родительного падежа существительных по лексическим темам
Связная речь.
1.учить составлять описательный рассказ по плану (схемы, мнемотаблицы) с помощью педагога
2.учить пересказывать короткие рассказы по вопросам педагога.
Дата проведения | Тема занятия | Задачи | Формы работы | Динамика |
Октябрь 1 неделя 30.09.2019- 04.10.2019. | Тема. ОВОЩИ | Формирование грамматического строя речи по лексическим темам. Цели. Образование мн.ч. существительных; употребление глаголов настоящего времени в ед. и мн. числе. | Правильно называть один овощ и много овощей и наоборот Огурец – … (огурцы) Помидор – … (помидоры) Кабачок – … (кабачки) Баклажан – … (баклажаны) Тыква – … (тыквы) Репа – … (репы) Луковица – … (луковицы) Обратить внимание на слова «картофель», «морковь», «лук», «чеснок», «капуста» – в ед. и мн. ч. они звучат одинаково. | |
Октябрь 2 неделя 07.10.2019- 11.10.2019. | Тема. ОВОЩИ | Формирование грамматического строя речи по лексическим темам. Цели. Образование мн.ч. существительных; употребление глаголов настоящего времени в ед. и мн. числе. | Изменить слова по образцу Растет – растут Зреет – … (зреют) Зеленеет- … (зеленеют) Спеет – … (спеют) Цветет – … (цветут) Краснеет – … (краснеют) Сажает – … (сажают) Копает – … (копают) Окучивает – … (окучивают) Рыхлит – … (рыхлят) Поливает – … (поливают) Убирает – … (убирают) | |
Октябрь 3 неделя 14.10.2019- 18.10.2019. | СТРОЙКА. | Формирование грамматического строя речи по лексическим темам. Цели. Согласование прилагательных, образованных от существительных; образование приставочных глаголов. | Назвать предметы, про которые можно сказать, что они сделаны из этого материала. Деревянный – … (дом, забор …) Деревянная – … (скамейка, лестница …) Деревянные – … (дома, сараи …) Кирпичный – … (дом, гараж …) Кирпичная – … (стена, башня …) Кирпичные – … (дома, трубы …) Нарисовать дом и рассказать, какой он, какие в этом доме стены, двери, окна и т.д. | |
Октябрь 4неделя 21.10.2019-25.10.2019 | «Скажи наоборот» | Развитие словаря. Цель игры: расширять словарь антонимов. | Ход игры: у этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал: Дедушка старый, а внук… Дерево высокое, а куст… Дорога широкая, а тропинка… Перо легкое, а гиря… Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого: Пирожное сладкое, а лекарство… Ночью темно, а днем… У волка хвост длинный, а у зайца… Чай горячий, а лед… | |
Октябрь 5 неделя 28.10.2019-01.10.2019. | Игра «Подбери словечко» | Развитие словаря. Цель игры: расширять словарный запас, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным. | Ход игры: В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу. Про что можно сказать «свежий»? Воздух, огурец, хлеб, ветер; «старый» (дом, пень, человек, ботинок); «свежая» (булочка, новость, газета, скатерть); «старая» (мебель, сказка, книга, бабушка); «свежее» (молоко, мясо, варенье); «старое» (кресло, сиденье, окно). | |
Ноябрь 1 неделя 05.11.2019-08.11.2019 | Прослушать рассказ, ответить на вопросы, пересказать, используя глаголы: «выбежала», «побежала», «убежала». | Связная речь Цель: учить детей выразительно пересказывать литературный текст . | ЛИСА Выбежала на полянку рыжая лиса. Подбежала к реке попить водички. А на реке лед. Убежала лиса к себе в нору, только хвост мелькнул. Кто выбежал на полянку? Куда побежала лиса? Что было потом? | |
Ноябрь 2 неделя 11.11.2019-15.11.2019. | ИГРУШКИ | Формирование грамматического строя речи по лексическим темам. Цели. Употребление прилагательных ср. рода в именительном падеже; образование относительных прилагательных. | Прослушать предложение. У Тани были разные игрушки: большое ведро и маленькое ведерочко, большое блюдце и маленькое блюдечко. Нарисовать Танины игрушки и рассказать о них, подбирая слова, отвечающие на вопрос: какое? (У Тани было большое синее пластмассовое ведро. И т. д.) | |
Ноябрь 3 неделя 18.11.2019-22.11.2019. | Ателье. | Формирование грамматического строя речи по лексическим темам. Цель: Ответить на вопросы: какой? какая? какое? какие? подбирая слова-определения к предметам из меха, шерсти, шелка, ситца. | Из меха Шапка – какая? – … (меховая) Шуба – какая? – … (меховая) Пальто – какое? – … (меховое) Воротник – какой? – … (меховой) Из шелка Платок – какой? – (шелковый) Сарафан – какой? – … Халат – какой? – … Платье – какое? – … Из шерсти Шарф – какой? – (шерстяной) Юбка – какая? – … Кофта – какая? – … Брюки – какие? – … Из ситца Платье – какое? – (ситцевое) Сарафан – какой? – … Белье – какое? – … Халат – какой? – … | |
Ноябрь 4 неделя. 25.11.2019-29.11.2019 | ЗИМА | Формирование грамматического строя речи по лексическим темам. Цели. Согласование существительных с порядковыми и собирательными числительными; употребление приставочных глаголов. | Прослушать рассказ, ответить на вопросы, используя слова «первые», «вторые», «трое», «обе», «пятеро». НА ГОРКЕ Наступила зима. Выпал белый пушистый снег. Во дворе построили горку. Трое мальчиков с лыжами первыми прибежали на горку. Вторыми пришли две девочки. Обе девочки были с санками. На горке стали кататься пятеро ребят. Всем пятерым было очень весело. Какое время года наступило? Какой снег выпал? Что построили во дворе? Кто первым прибежал на горку? Кто вторым пришел на горку? На чем стали кататься две девочки? Сколько ребят стали кататься на горке? Нарисовать картинку к рассказу, пересказать его. | |
Декабрь 1 неделя 02.12.2019-06.12.2019 | Тема. ЗИМА | Формирование грамматического строя речи по лексическим темам. Цели. Употребление существительных ед. и мн. числа в предложном падеже; образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | 1) Изменить слова по образцу. Санки – на санках Коньки – на … (коньках) Лыжи – на … (лыжах) Горки – на … (горках) Зима – о … (зиме) Сосулька – о … (сосульке) Снег – о снеге Каток – о… (катке) Мороз – о … (морозе) Составить словосочетания, ответить на вопросы: на чем? о чем? Санки – катался – на чем? – … (катался на санках) Коньки – катался – на чем? – … (катался на коньках) Лыжи – катался – на чем? – … (катался на лыжах) Горки – катался – на чем? – … (катался на горках) Снег – говорю – о чем? – … (говорю о снеге) Каток – думаю – о чем? – … (думаю о катке) Мороз – говорю – о чем? – . .. (говорю о морозе) Зима – рассказ – о чем? – … (рассказ о зиме) Сосулька – стишок – о чем? – … (стишок о сосульке) Нарисовать санки, лыжи, коньки. Ответить на вопрос: на чем катаются дети зимой? | |
Декабрь 2 неделя 09.12.2019-13.12.2019. | Тема. СЕВЕР | Формирование грамматического строя речи по лексическим темам. Цели. Образование сравнительной и превосходной степени прилагательных; образование прилагательных от наречий. | 1) Изменить слова по образцу. Сильно – сильнее Сильный – сильнейший Холодно – … (холоднее) Холодный… (холоднейший) Морозно – … (морознее) Красивый… (красивейший) Бело – … (белее) Белый – ., . (белейший) Тепло – … (теплее) Красиво – … (красивее) Теплый -… (теплейший) Быстрый – … (быстрейший) 2) Закончить предложения, отвечая на вопросы. Зимой на Севере очень холодно, дни стоят (какие?)… (холодные). На Севере морозно, погода всегда (какая?)… (морозная). Полярной ночью на Севере темно; и ночи, и дни на Севере (какие?)…(темные). Собаки везут нарты быстро, собачьи упряжки (какие?)… (быстрые). Лиса заметает следы очень хитро, лиса (какая?) … (хитрая). Охотник поймал оленя ловко, охотник (какой?)… (ловкий). | |
Январь 3 неделя 20.01.2020-24.01.2020. | Игра «Подбери словечко» | Развитие словаря. Цель игры: расширять словарный запас, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным. | Ход игры: В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу. Про что можно сказать «свежий»? Воздух, огурец, хлеб, ветер; «старый» (дом, пень, человек, ботинок); «свежая» (булочка, новость, газета, скатерть); «старая» (мебель, сказка, книга, бабушка); «свежее» (молоко, мясо, варенье); «старое» (кресло, сиденье, окно). | |
Январь 4 неделя 27.01.2020-31.01.2020. | Игра «Похожие слова» | Развитие словаря. Цель игры: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова. | Ход игры: Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова – это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу. Например: приятель -друг -враг; грусть -радость -печаль; еда -очистки -пища; труд -завод -работа; танец -пляска -песня; бежать -мчаться -идти; думать -хотеть -размышлять; шагать -сидеть -ступать.; | |
Февраль 1 неделя 03.02.2020-07.02.2020. | «Кто больше действий назовёт» | Развитие словаря. Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы. Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег. | Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках. Например: – Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается) – Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать) – Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше) И т.д. | |
Февраль 2 неделя 10.02.2020-14.02.2020. |