Индивидуальный маршрут развития способностей ребенка

Карта индивидуального маршрута ребёнка.

Девочка хорошо развита всесторонне, активна, очень подвижна, самостоятельна, любит и умеет рисовать, придумывает свои интересные темы, выбирает разнообразные способы изображения. Любимые темы в изобразительной деятельности: «Человек», «Животные». Изображает различные сюжеты, хорошо прорисовывает человека, людей в движении. Старается передавать пропорции в изображении, рисунок размещает по всему листу, соблюдая пропорции. Адекватно реагирует на замечания взрослого, старается исправить ошибки. В данное время начала заниматься в художественной школе и в школе танцев.

1.Развитие изобразительных способностей.

3.Повышение самооценки, уверенности в своих силах.

Высокая загруженность.

Педагоги: воспитатели, руководители кружков, педагог ИЗО, педагог центра доп.образования музея Крылова.

Воспитатель: Райцева Т.В.

Месяц

Используемые приемы:

Цель:

Применение детского творчества:

Взаимодействие с родителями

Сентябрь

«Радуга-дуга» – рисование по сырому.

Игра: «Наш добрый друг – художник круг».

Познакомить с возможностями акварельных красок. Учить рисовать по сырому. (Только что прошел дождь, по небу еще несутся тучи, но уже выглянуло солнце, и показалась радуга.)

Привить навыки «быстрого рисования» с использованием шаблона- заготовки развить зрительную наблюдательность и изобразительную фантазию.

Работа в альбоме творчества.

Привлечь к показу другим детям, как из одного схематического изображения можно получить много рисунков.

Провести анкетирование

Предложить дома использовать другой шаблон, например: квадрат

Октябрь

«Осенний парк» – техникой монотипия

«Нарисуй музыку» – Задание – упражнение.

Познакомить с техникой монотипия: Дорогу и небо нарисуем в технике монотипии, сложив лист по горизонтали. А потом по небу поплывут облака разной формы, а на дороге мы увидим лужи и опавшие листья.

Развитие психических процессов, развитие мелкой моторики рук.

Художественная деятельность, творческие игры

Предложить родителям закрепить дома рисование с помощью техники монотипия

Консультация «Организация условий для совместной творческой деятельности»

Ноябрь

«Заиндевелое дерево» – рисование восковыми мелками

«Жанры изобразительного искусства» – рассматривание альбома

Развитие фантазии, воображение:

Стоит в зимнем лесу дерево – не шелохнется. (Рисуем дерево восковым мелком.) В утренние часы дерево окутано голубой дымкой (красим рисунок нежно-голубой краской), солнечным днем залито светом (красим рисунок желтой краской), а ночью погружено в таинственный полумрак (работаем фиолетовой краской).

Продолжать знакомить с жанрами изобразительного искусства.

Работа в альбоме творчества.

Изобразительная грамота.

Экскурсия в художественный музей

Декабрь

Творческое задание «Зимушка-Зима»

Участие в конкурсах на сайте «Изумрудный город»

Учить создавать аллегорическое изображение зимы, передавать сказочный образ через ее наряд; закрепить умение изображать силуэт женщины в длинной шубе; учить изображать мех и хвою елки штрихами.

Способствовать развитию творческого потенциала, сохранить веру в свои силы

Для выставки работ на тему «Зима»

Конкурс

Оформить рисунок в рамку

Январь

Игра : «Морозные узоры». Цветные ниточки

Развивать интерес к рисованию. (Возьмем нитки длиной 25-30 см, окрасим их в белый цвет, выложим, как захочется, на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выведем наружу. Сложим половинки листа, прижмем их друг к другу, разгладим. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдернем одну нитку за другой. Развернем лист – получили интересный узор.

Привлечь к показу другим детям технику работы цветной нитью.

Оформить выставку: «Морозные узоры» в группе

Консультация для родителей «Рисование и оттиск на стекле»- предложить родителям познакомить ребёнка с новой техникой рисования.

Февраль

Игра «Несуществующее животное» – ТРИЗ

Открытки к праздникам: 23 февраля, 8 марта-

Творческое задание.

Развитие фантазии, воображение.

Развивать склонность к эксперементи-рованию с художественными материалами и инструментами.

Игровая деятельность.

Работа в альбоме творчества.

Художественная деятельность

Открытка – поздравление.

Март

Творческое задание «Нарисуем портрет мамы»

Творческое рассказывание по картине И. Левитана «Март»

Обучение умению чувствовать, понимать настроение картины подбирать эпитеты, сравнения и метафоры

Участие в конкурсе д/с

Апрель

«Полет в космос». – Техника граттаж

Проектная

«Корабли будущего»

Познакомить с техникой граттаж (процарапывание воскового слоя, покрытого сверху краской.) Развитие представления о композиции.

Творческая мастерская.

Оформление «Гравюры» к Выставке «Юный

художник».

Май

«И плывут по небу облака» – рисование на сырой бумаге

Участие в выставке детского рисунка в музее Крылова.

Формирование представлений об образно-выразительных средствах. (Рисуем

облака по сырой бумаге. Затем обсуждаем, на что же похожи облака на рисунках).

Самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно-образной выразительности.

Привлечь детей к обсуждению

Выставка

Посещение выставки

Источник

Индивидуальный маршрут. Одарённые дети.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут на ребёнка подготовительной группы Плужникову Анну с признаками одаренности в художественно-эстетическом развитии в МБДОУ БГО Детском саду №12

общеразвивающего вида

на 2018-2019 учебный год

Составила воспитатель:

Журавлёва Е.Е.

Фамилия, имя ребенка – Плужникова Анна.

Возраст – 6 лет

Вид одарённости – художественно – эстетический.

Склонности -рисование.

Форма работы – индивидуальная работа

Формы работы – индивидуальные и подгрупповые занятия

Участники сопровождения: педагоги и специалисты ДОО, родители ребенка.

Взаимодействие с соц. партнёрами (привлечение специалистов центров и учреждений

дополнительного образования) – сотрудничество с Борисоглебским Центром внешкольной работы.

Характеристика на Плужникову Анну – воспитанника подготовительной группы:

Развитие ребёнка соответствует норме. Девочка очень активна, любознательна. По наблюдениям, часто ставит перед собой сверхтрудные цели, проявляя упорство и настойчивость в достижении результата.

Девочка достаточно сложного и противоречивого характера, она очень ранима и не уверена в себе, часто нуждается в похвале и одобрении взрослых, ревностно относится, когда хвалят другого ребёнка. Она обладает прекрасной памятью и хорошо развитым воображением, у девочки богатый словарный запас, ярко выраженная способность к словотворчеству и своеобразное чувство юмора. Она легко запоминает и с выражением читает стихи, пересказывает тексты, придумывает рассказы и сказки, передает содержание мультфильмов и кинофильмов.

Любимым занятием девочки является рисование. Девочка с удовольствием рисует животных. Очень нравится ей рисовать по содержанию литературных произведений и мультфильмов. Рисуя, она использует различные техники и материалы. Ещё привлекают её внимание абстрактные рисунки, перетекание цветовых пятен из одного в другое. Наблюдая за ней, можно сделать вывод, что она не столько рисует, сколько экспериментирует, ищет что- то новое.Рисование помогает девочке сочинять, воображать, рассказывать, самореализовываться в творчестве.

Ребенок воспитывается в полной семье. Родители систематически интересуются успехами дочери, оказывают необходимую помощь воспитателям. Атмосфера в семье дружелюбная, относится к родителям с большой любовью и уважением.

Цель:

Формирование у ребёнка успешности, креативности в разных видах поисково-продуктивной деятельности.

Задачи:

– Разработать совместно с семьёй план психолого-педагогического сопровождения для возможных перспектив в развитии способностей девочки и поддержки её сильных сторон личности.

– Развивать творческие способности ребёнка в изобразительной деятельности.

– Повысить самооценку, уверенность в себе.

– Развивать интерес к нетрадиционным методам рисования, кисточками разной толщины, акварелью, гуашью.

– Воспитывать эстетические чувства, чувство «прекрасного».

Ожидаемый результат: в результате планомерной и систематической работы с ребенком, способности в художественно-эстетической сфере, закрепились навыки держать кисть правильно; повысился познавательный интерес к рисованию; активизировалась мыслительная деятельность ребенка, желание к самостоятельной работе, использованию различных техник рисования. Эти достижения помогут в дальнейшем выполнять рисунки в различных техниках, вырисовывая детали объектов, развитию познавательного интереса к изобразительному искусству.

Месяц

Используемые приемы:

Цель:

Применение детского творчества:

Сентябрь

1.«Любимая игрушка» 2.«Путешествие по радуге »

3.«Осенние листья».

1. Помочь детям выбрать предмет рисования, используя наводящие вопросы ( что вам больше нравится рисовать?); развивать природные задатки у детей; поддерживать у них интерес к рисованию

2. Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами

3. Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие.

Участие в конкурсе рисунков «Разноцветные капли»

Октябрь

1.«Что за чудо эти сказки»

2.«Как прекрасен этот мир».

3.«Невиданный зверь». 4.«Натюрморт»

1. Продолжать учить использовать выразительные средства графики (пятно, штрих, линия). Учить продумывать расположение рисунка на лице.

2. Развивать воображение, творчество, учить передавать образ природы в рисунках, использовать различные способы.

3. Рисование жёсткой кисточкой. Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчеств.

4. Знакомство с жанрами живописи: натюрморт, рисование натюрмортов из овощей и фруктов, из предметов быта, рисование отдельных овощей и фруктов, предметов быта.

Участие в выставке-конкурсе рисунков «Дом о котором я мечтаю»

Ноябрь

1.«Милая мамочка»

2 . «Мир глазами детей»

3.«Зимняя улица», «Первый снег»

1. Развивать художественное восприятие образа человека; совершенствовать умения ребёнка изображать портрет человека; дать понятие о симметричности лица и его частей, развивать чувство композиции, воспитывать любовь к маме.

2. Самостоятельно придумывать сюжет рисунка по заданной теме развивать воображение ребёнка, самостоятельность в работе.

3. Знакомство с жанрами живописи: акварельная живопись, рисование зимних пейзажей, передача холодной цветовой гаммы, передача формы деревьев, кустарников, неба и т. д.

Создание стенгазеты «День матери».

Декабрь

1.Зимняя сказка.

« Дерево в инее» 2.«Зимние развлечения»

3. «Дед и баба вылепили Снегурочку»

1. Учить изображать иней кончиком кисти на ветках дерева, используя «манную» краску. Закреплять навык работы кистью, умение изображать «голое» дерево с помощью ватной палочки. Развивать моторику рук, внимание, ориентировку на листе, точность движений, творчество. Воспитывать чувство красоты, желание помочь – украсить дерево.

2. Учить придумывать сюжет рисунка по заданной теме, придумывая небольшое четверостишие к рисунку, развивать творческое мышление, продолжать обучать рисованию людей в движении (лепим снеговика, катание с горки, игра в «снежки» и др.), воспитывать интерес к творческим занятиям, взаимопомощь.

3. Учить изображать эпизод из знакомой сказки, придавать выразительность образу Снегурочки через подбор красок.

Рисование восковыми мелками елочных игрушек, гирлянд для украшения групповой комнаты.

Январь

1.«Рождественские чудеса»

2.«Поёт зима, аукает!»

1. Учить передавать в рисунке образы сказочных героев, продолжать обучать умению создавать сюжет, помочь применять умения смешивания красок для получения нужного оттенка, закреплять умение ровно накладывать гуашь на изображение с наименьшим количеством воды, развивать творческое воображение, воспитывать интерес и любовь к народным праздникам.

2. Учить с помощью выбранных детьми материалов и техник передавать сказочную картину зимы, отражая характерные её особенности ,закреплять умение рисовать человека в движении, воспитывать любовь к природе

Привлечение к созданию декораций к кукольному спектаклю по мотивам сказки «12 месяцев»

Февраль

1.«Волшебные узоры» 2.«Снеговик»

3.«Наши защитники» 4..«Дворец снежной Королевы »

1. Учить создавать сказочные узоры с помощью гуаши, путём смешивания красок разных цветов, развивать творческое воображение, воспитывать аккуратность в работе, усидчивость.

2. Учить изображать снеговика из округлых форм с помощью трафарета и губковых тампонов, дополнять рисунок деталями из природного, бросового материала, дорисовками ватной палочкой. Закреплять навык аккуратной работы губкой, гуашью. Развивать образное мышление, воображение, внимание, точность движений, моторику рук.

3. Закреплять умение создавать рисунки по мотивам литературных произведений, передавать в рисунке образы солдат, лётчиков, моряков, развивать воображение, воспитывать уважение к защитникам Родины.

4. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитательная: вызывать положительный отклик, желание помочь сказочному персонажу

Повторное возвращение к своим работам и совершенствование их, украшая узором, прорисовывая детали.

Март

1.«Разноцветные рыбки».

2.«Подарок маме»

3. «Аленький цветочек» 4.«Жар – птица»

1. Вызвать интерес к рисованию, стремление передавать образ рыбки разными способами, добиваться выразительного образа. Закреплять умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. Развивать аккуратность.

2. Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техник. Развивать чувство композиции и ритма.

3. Учить графически изображать цветы, одинаковые по форме, но разные по тону, вызывать эмоциональный отклик, желание изображать сказочный образ.

4. Учить рисовать сказочную птицу с помощью ладони и гуаши. Закреплять умение пользоваться гуашью, кистью, салфеткой. Развивать моторику рук, образное мышление, аккуратность, внимание. Обогащать словарь словами, обозначающими оттенки красного цвета. Воспитывать творчество, радость игр с красками, чувство красоты.

Участие в выставке рисунков «8 марта- мамин день»

Апрель

1.«Звездное небо» 2.Граттаж Космический коллаж .

3.«Какого цвета весна » 4.«Волшебный замок»

1. Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

2. Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги.

3. Обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая красок.

4. Учить рисовать постройки графическими материалами.

Привление к оформлению спальни для куклы Маши (рисование ковров на стену; паласа на пол; красивых салфеток на стол). Предоставить разные варианты с правом выбора технике воплощений.

Май

1..«Вишня в цвету» 2.«Разноцветные бабочки ».

3.«Я – художник»

1. Учить изображать цветущие деревья, строение дерева. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту.

2. Познакомить с техникой монотипии, закрепить умения использовать технику монотипия «старая форма новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами – большое крыло, кулак – маленькая). Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки.

3. Развивать чувство композиции и ритма. Выявить уровень усвоения навыков и умений детей, полученных в результате проведённых образовательных ситуаций.

Участие в выставке детских рисунков с использованием нетрадиционных методик.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №7

городского округа-город Камышин

( МБДОУ Дс № 7)

Индивидуальный маршрут развития

одаренного ребенка

Якуниной Элины

Составила воспитатель:

Бгатова Т.Н.

г. Камышин

2017 г.

Для проявления способностей ребёнка необходимы особые условия, и среди них главное – человек, который смог бы увидеть эту одарённость, оценить её должным образом и помочь её раскрытию, а это особенно важно в дошкольном возрасте.

Когда одарённые дети вынуждены заниматься по одной программе вместе с другими сверстниками, они как бы сдерживаются в развитии и желании идти вперёд. В результате у них может угаснуть познавательный интерес, желание заниматься. Поэтому на фронтальных, групповых, индивидуальных занятиях таким детям следует предлагать усложнённые варианты заданий, всё это в рамках требований ФГОС.

Такой подход к организации образовательного процесса реализует принцип индивидуально – дифференцированного подхода и окажет помощь детям в развитии их способностей и одарённости.

Основные принципы организации работы с одаренными детьми:

– Обучение на более высоком уровне трудности;

– Создание обогащенной предметной и образовательной среды, способствующей развитию одаренности ребенка;

– Индивидуализация и дифференциация обучения;

– Использование новых образовательных технологий.

Индивидуальные программы развития ребёнка планируются и реализуются на основе наблюдений педагога и психологической диагностики.

Наблюдения за детьми, диагностические обследования позволили выявить и одарённых детей, которых характеризует выраженная активность, устойчивый интерес к разным видам деятельности и сферам действительности, высокий уровень развития способностей и овладения детскими видами деятельности.

Наблюдая за детьми своей группы, я обратила внимание на Якунину Элину. Проведя с ней диагностику, с помощью методического пособия «Развитие творческих способностей дошкольников» авторов Котовой Е. В., Кузнецовой СВ., Романовой Т. А., я выявила, что Элина проявляет способности к словотворчеству, быстрому заучиванию стихотворений и их выразительному рассказыванию.

Литературный опыт активно используется этим ребёнком в творческой речевой деятельности при создании собственных сказок, загадок. На основе наблюдений, диагностических обследований я составила индивидуальный маршрут для Элины.

Индивидуальный маршрут сопровождения ребёнка

Фамилия, имя ребенка – Якунина Элина

Возраст – 6 лет.

Вид одарённости – художественно – эстетический.

Склонности – разучивание стихотворений, песен, пословиц, поговорок, участие в различных мероприятиях, театрализованных представлениях.

Форма работы – индивидуальная работа

Сопровождающий педагог – воспитатель Бгатова Татьяна Николаевна

Партнёры – родитель(мама), музыкальный руководитель – Ефремова Анастасия Николаевна.

Срок реализации- сентябрь 2017г -май 2018г

Характеристика на Якунину Элину – воспитанницу старшей группы:

Развитие ребёнка соответствует норме. Элина очень активна, любознательна. По наблюдениям, часто ставит перед собой сверх трудные цели, проявляя упорство и настойчивость в достижении результата.

Элина уверена в себе. Она обладает прекрасной памятью и хорошо развитым воображением, у девочки богатый словарный запас, ярко выраженная способность к словотворчеству и своеобразное чувство юмора. Она легко запоминает и с выражением читает стихи, пересказывает тексты, придумывает рассказы и сказки, передает содержание мультфильмов и кинофильмов.

Содержание игровой деятельности разнообразно, умеет пойти на компромисс, уступить, вежлива. В ролевых играх демонстрирует способность к развитию сюжета, с охотой берет на себя ведущие роли.

Девочка обладает достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. С удовольствием слушает чтение произведений. Ребенок активен в поиске новой информации, стремиться задавать вопросы и экспериментировать. Сформирован определенный объем знаний и навыков.

Речь развита в соответствии с возрастной нормой. Элина имеет фонетически правильную речь, пользуется относительно богатым запасом слов, употребляет сложные грамматические структуры. В своей активной речи ребенок выражают свои знания, свое понимание окружающей жизни, переживания.

С удовольствием придумывает сказку, рассказ. Развернуто рассказывает о своих впечатлениях и чувствах. Склонна фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем; умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения, стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает; с большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

На занятиях активна, проявляет интерес ко всем видам деятельности, стремится к конечному положительному результату деятельности.

Девочка воспитывается в не полной семье. Мама всегда интересуется успехами дочери, оказывает необходимую помощь воспитателям, активно участвует в жизни группы. Также активное участие в жизни Элины принимает бабушка. Атмосфера в семье дружелюбная, Элина относится к своим родным с большой любовью и уважением.

Цель: создание необходимых условий для реализации интереса ребёнка к художественной литературе, разучиванию стихотворений, актёрских способностей, вокальных данных, музыцированию.

Задачи:

• повышение уровня развития творческих способностей;

• продолжать развивать интерес к театрализованной игре через активное вовлечение в игровые действия;

• развивать память;

• содействовать проявлению активности, самостоятельности, эмоциональности и выразительности в движениях и речи;

• воспитывать чувство удовлетворения от совместной с педагогом деятельности, способствовать развитию навыков чтения и разучивания.

Месяц

Используемые приемы:

Цель:

Применение детского творчества:

Сентябрь

Этюд «Собираемся на бал».

Пальчиковые игры.

Развитие воображения, эмоциональности.

Совершенствование выразительности речи.

Режиссёрские игры, драматизации, музыкальные игры.

Октябрь

Игры «Семья слов», «Какой? Какая? Какое?», «Подбери слова».

«Придумай имя»,

«Добавь словечко», «Придумай красивое предложение».

Использование разных частей речи, активизация словаря.

Развитие воображения, обучение словесной импровизации

Расширение словарного запаса, развитие умения распространять предложения

Развитие креативности мышления, обучение словесной импровизации

Придумывание сказок, составление рассказов, игровая деятельность.

Художественная деятельность, творческие игры.

Ноябрь

Игра «Придумай, о чём может идти речь».

Творческое задание «Необычная машина».

Игра «Зверь, птица, насекомое, небылица».

Разучивание стихотворения «Беречь экологию».

Обучение придумыванию и пересказываю сказки (последовательность, логика, эмоциональность) .

Обучение формированию фраз, согласованию частей речи.

Развитие фантазии, обучение модифицированию сюжета.

Развитие фантазии при сочинении небылиц, развитие чувства ритма.

Продуктивная деятельность, творческие игры, сюжетно – ролевые игры.

Выступление в конкурсе чтецов на экологическую тематику.

Декабрь

Работа с рассказом Н. Носова «Живая шляпа».

Упражнения для развития правильного речевого дыхания, дикции.

Развитие представления о композиции рассказа, обучение придумыванию продолжения и окончания рассказа.

Совершенствование певческих способностей, артикуляции в пении; выразительность движений.

Самостоятельное сочинение рассказов, продуктивная деятельность, чтение стихов, выступление на утреннике у малышей.

Январь

Игра «Как лучше сказать? ». Игра «Зверь, птица, насекомое, небылица».

Обучение умению чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения, подбирать эпитеты, сравнения и метафоры. Развитие фантазии при сочинении небылиц, развитие чувства ритма.

Продуктивная деятельность, творческие игры, сюжетно – ролевые игры.

Февраль

Игры «Музыкальное лото», «Ступеньки», «Найди нужный колокольчик».

Развитие и совершенствование звуковысотного, тембрового динамического слуха, чувства ритма.

Музыкальные игры, участие в мероприятии «23 февраля».

Март

Работа с басней

Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений .

Обучение пониманию аллегории, развитие чуткости к восприятию образного строя языка басни

Творческое рассказывание по картине И. Левитана «Март»

Участие в музыкальном развлечении для младших дошкольников.

Апрель

Игры «Сколько нас поет?», «Волшебный волчек».

Учить определять средства музыкальной выразительности, создающие образ.

Участие в городском конкурсе «Высокая нота».

Май

Работа со стихотворением С. Михалкова «Дядя Стёпа».

Работа со сказками Д. Родари «Сказки, у которых три конца».

Творческое задание «Придумай сказку».

Придумывание коротких стихов с опорой на картинку, по готовой рифме.

Развитие способности замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения, понимать переносное значение метафор, фразеологизмов.

Развитие фантазии, умения активно использовать запас образной лексики в собственных сочинениях.

Развитие умения применять полученные знания.

Развитие чувства рифмы и ритма, умения использовать образный язык стихотворения.

Самостоятельное придумывание сказок, продуктивная деятельность, игры – импровизации, драматизации.

Сочинение сказок, их обыгрывание, участие в театрализованных праздниках, открытом занятии,

участие в конкурсах.

Вывод: в результате работы с ребёнком по индивидуальному маршруту у неё повышается уровень речевого развития и словесного творчества, появляется желание проявлять свою инициативу, способности. Ребёнок проявляет повышенный интерес к разучиванию стихотворений. Индивидуальный подход в данной работе с поддержкой родителей, даёт высокие результаты, положительно влияет на его развитие.

Игры для развития речи.

«Отгадай, что я вижу».

Предложить ребенку отгадать задуманное слово, которое задумали, пользуясь словами-подсказками. Такая игра насыщена прилагательными и глаголами -то есть теми частями речи, которые детьми усваиваются с трудом, но от которых зависит образность, красота и точность высказывания.

«Добавь словечко».

Эта игра способствует словотворчеству детей, что в свою очередь помогает им освоить русский язык, его грамматику. Особенно детям нравится сочинять стихотворные небылицы.

«Сочинялки».

Предложить ребенку сочинить сказку, про какой-нибудь понравившийся объект. Эта игра учит фантазировать ребенка.

«Звуки улицы».

Попросите ребенка закрыть глаза и прислушаться к звукам вокруг. Пусть ребенок перечислит все, что он услышал. Такая игра позволит ребенку не только научиться внимательно слушать, но и развивает его речь.

«Бывает – не бывает».

Предложить ребенку подтвердить правиль ность высказывания словами бывает – не бывает. Такая игра развивает слухо вое внимание, которое необходимо каждому ребенку для успешного обучения.

«Найди неправильную букву».

Среди нескольких букв нужно найти зеркально написанную. Такая игра очень полезна для профилактики ошибок при письме.

«Скажи слово руками».

Попросить ребенка прохлопать, протопать, прокивать заданное слово.

Диагностические задания:

По методическому пособию «Развитие творческих способностей дошкольников» авторы Котова Е. В., Кузнецова СВ., Романова Т. А

Задание 1

Цель: определение способности к самостоятельному построению наглядной модели – подсказки, отражающей услышанную сказку.

Оборудование: набор цветных карандашей или фломастеров, лист бумаги, текст рассказа Е. Чарушина «Страшный рассказ».

Дети рассаживаются за столиками, и педагог рассказывает им историю, к которой нужно нарисовать подсказку. Затем читает детям рассказ Е. Чарушина, либо рассказывает небольшую историю, придуманную им самим. После рассказа дети рисуют на своих листочках подсказки к услышанной истории.

Итоги задания:

Показатель – овладение детьми действием построения модели истории.

Низкий уровень – отказываются от выполнения задания, либо рисуют модель, не соответствующую услышанному, либо модель в целом соответствует рассказу, но в ней пропущено много важных эпизодов.

Средний уровень – изображенная модель соответствует услышанной истории, правильно воспроизводят последовательность основных эпизодов, но допущены негрубые ошибки (пропуск одного-двух персонажей или эпизодов, не самых важных) .

Высокий уровень – построенная модель точно соответствует структуре рассказа.

Задание 2

Цель: диагностирование умения сочинять сказки и истории с опорой на символические средства.

Оборудование: лист бумаги с изображенной на нем моделью.

Педагог говорит детям, что Баба Яга прислала им подарок, и прикрепляет к фланелеграфу лист бумаги с моделью. Это подсказка, с помощью которой можно придумать разные интересные истории. Важно обратить внимание на то, что Баба Яга очень хитрая, поэтому придумала необычную подсказку – надо ее внимательно рассмотреть и о чем-то догадаться. Затем каждый ребенок рассказывает сочиненную им историю или сказку. После того как все дети закончат рассказывать, педагог спрашивает, в чем же заключалась хитрость Бабы Яги (в подсказке три кружка: два белых и черно-белый, а в сказке два героя – в последнем эпизоде черно-белый кружок превращается в белый). Педагог благодарит всех детей за рассказанные истории и обещает передать их Бабе Яге (придуманные истории записываются) .

Итоги задания:

Показатель – использование символических средств при сочинении сказок и историй.

Низкий уровень – не могут превратить заместители контрастных цветов в противоположные по смыслу персонажи даже при помощи наводящих вопросов типа: «Как ты думаешь, какой характер у наших героев? » «Обрати внимание на кружки, какого они цвета? »

Средний уровень – превращают заместители в противоположных по смыслу персонажей с помощью наводящих вопросов.

Высокий уровень – находят объяснение превращению в последнем эпизоде черно-белого персонажа в белый.

Задание 3

Цель: диагностирование умения сочинять сказки и истории на заданную тему.

Педагог предлагает детям придумать свои собственные сказки о том, как однажды солнышко спряталось за тучу, и что потом случилось. Дети по очереди рассказывают, а педагог по ходу оценивает уровень развития воображения (детям эти оценки не сообщаются). Если ребенок испытывает затруднения при сочинении, ему задаются наводящие вопросы.

Итоги задания:

Показатель – элементы творчества при сочинении сказок.

Низкий уровень – не могут справиться с заданием даже при помощи педагога, либо придумывают схематичную и неоригинальную сказку.

Средний уровень – самостоятельно выполняют задание, при этом придуманная ими сказка схематична, без деталей, неоригинальна; либо придумывают с элементами оригинальности, деталями, но при помощи педагога.

Высокий уровень – самостоятельно придумывают сказку с деталями и элементами оригинальности.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ

Цель: выявление уровня развития показателей творчества (сочинительского и исполнительского) в ходе воплощения заданного образа с помощью языка выразительных движений.

Педагог просит помочь ему придумать сказку про Чудище, а потом поиграть в нее. Начинает рассказывать, а дети дополняют разными подробностями, деталями, чтобы лучше представить, что происходит.

Затем просит детей попробовать рассказать эту сказку с помощью движений. Стараться двигаться выразительно, чтобы без слов было понятно, кого они изображают, что делает каждый герой, какие у него настроение, характер. Подсказывает, что перед началом исполнения партнеры могут договориться, как разыгрывать сказку, кто какую роль исполняет, с какого места начинает и т. п. Кроме того, обращает внимание детей на то, что «Чудище – невиданное», значит и движения у него ни на кого не похожие. Педагог просит придумать для Чудища особенные, необычные движения, чтобы по ним можно было понять, что изображается фантастическое, сказочное существо. Наконец, дети исполняют образно-пластический этюд «Про Чудище».

Для выполнения задания детям даются две попытки. Перед повтором партнеры (в паре) меняются ролями и могут дополнительно обсудить, уточнить спос?