Индивидуальный маршрут развития ребенка в школе по фгос образец
Халимон М.Н., педагог-психолог
Индивидуальный образовательный маршрут
Мы ничему не можем научить человека.
Мы можем только помочь ему открыть это в себе.
Галилео Галилей
На сегодняшний день в образовании произошла смена ценностной ориентации учительского труда: от ориентации «знай свой предмет и излагай его ясно» к позиции «знай свой предмет и умей средствами своего предмета помочь ученику в его самоопределении, раскрытии его неповторимой, уникальной индивидуальности». Очевидно, что полноценная творческая деятельность учащегося может быть организована только учителем, который способен понять, принять и правильно реализовать теоретические идеи личностно-ориентированного обучения.
Следовательно, узловым вопросом работы школы является создание условий, необходимых для наиболее полной творческой самореализации личности ученика.
Одной из задач для нас является создание благоприятных условий для разностороннего развития личности учащегося, в том числе путем удовлетворения потребности обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования. Такая работа может быть организована в нескольких направлениях:
- Изучение ученика (его способностей, интересов и т.д.). Диагностирование включает в себя контроль, проверку знаний, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозировании е дальнейшего развития. Способов диагностирования у нас, у каждого учителя, наработано много: наблюдение за повседневной работой учащихся, проверка выполнения домашнего задания, наблюдение за выполнением домашнего задания в классе, контрольные и самостоятельные работы, творческие работы, тестирование.
- Выбор индивидуального образовательного маршрута.
Под выбором индивидуального образовательного маршрута мы понимаем создание специальных педагогических условий для возможности выбора способов, форм и методов обучения, позволяющих поддерживать различные образовательные интересы учащихся при обучении.
Развитие школьника может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога – предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:
- особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
- профессионализмом педагогического коллектива;
- возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащихся;
- возможностями материально-технической базы школы.
Индивидуальный образовательный маршрут – это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации. (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.) Индивидуальный образовательный маршрут – это индивидуальная программа, рассчитанная на конкретного школьника и преследующая конкретные цели, которые необходимо реализовать в указанные сроки. Другими словами, ИОМ – это путь или способ реализации личностного потенциала ребенка, развитие его способностей по индивидуальному плану (маршруту).
Ценность индивидуального образовательного маршрута состоит в том, что он позволяет каждому, на основе оперативно регулируемой самооценки, активного стремления к совершенствованию обеспечить выявление и формирование творческой индивидуальности, формирование и развитие ценностных ориентаций, собственных взглядов и убеждений, неповторимой технологии деятельности.
ИОМ включает в себя сочетание учебной и внеучебной деятельности в целях социальной самореализации личности и формирования обучающимися опыта допрофессиональной подготовки.
Основные условия осуществления образовательной деятельности с помощью ИОМ в следующем:
- открытость обязательных результатов обучения;
- возможность выбора учащимися уровня сложности;
- целесообразность сочетания различных форм организации учебной деятельности;
- организация дифференцированной помощи со стороны учителя;
- обучение должно стать преимущественно активной самостоятельной деятельностью учащихся;
- создание психологического комфорта ученика, учет его индивидуальных особенностей.
Все это создает условия для продвижения школьников в учебе в соответствии с их возможностями. Такая организация позволяет обеспечить развитие сильного ученика и корректировать обучение среднего. Дает возможность основной массе класса получить достаточно прочные знания.
Сегодня активно идет поиск моделей и технологий обучения, которые позволили бы обеспечить каждому ученику собственную траекторию учения. Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
Это обеспечивает личностное своеобразие в развитии детей, дает возможность максимального проявления всех имеющихся у ребенка способностей, обладает более широким значением и характеризуется многоаспектностью и несколькими направлениями реализации:
- содержательным (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут),
- деятельностным (специальные педагогические технологии),
- процессуальным (организационный аспект).
и определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:
– целевой (постановка целей получения образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей ученика при получении образования);
– содержательный (обоснование структуры и отбор содержания учебных предметов, их систематизация и группировка, установление межцикловых, межпредметных и внутрипредметных связей);
– технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);
– диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
– организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей).
Достигается это путем:
- структурирования педагогического процесса (согласование мотивов, целей, образовательных потребностей, а, следовательно, и индивидуального образовательного маршрута с возможностями образовательной среды);
- сопровождения (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута);
- регулирования (обеспечение реализации индивидуального образовательного маршрута через использование адекватных форм деятельности);
– результативный (формулируются ожидаемые результаты).
Обучение школьников по индивидуальным траекториям образовательного маршрута позволяет:
- усилить поисково-исследовательский, проблемный характер предметного содержания обучения, связанный с апробированием, моделированием, экспериментированием в рамках образовательных областей;
- создать условия для профилизации обучения, формировать Портфолио учащегося;
- сосредоточить контрольно-оценочную деятельность учащихся на анализе и оценке способов и результатов собственной самостоятельной работы;
- перевести контрольно-оценочную деятельность учителя, во-первых, на помощь в освоении учащимися способов учения, во-вторых, на фиксацию исключительно достижений учащихся;
Задача школы – сформировать и углубить способности ученика. Опираясь на идею всеобщей генетической одаренности детей, современный учитель должен обеспечить поле деятельности для самопроявления и самовыражения ученика. Но не все дети являются одаренными. Достаточно большое количество обучающихся в образовательных учреждениях имеют трудности при обучении. Связано это либо со слабым здоровьем детей, либо с низким уровнем мотивации, либо по ряду других причин. Для таких детей ИОМ может стать большим подспорьем для обучения.
При этом рекомендуется:
- При выборе способов индивидуального подхода к учащимся следует опираться на знание их личностных особенностей.
- Расширять и осваивать разные приёмы развития познавательных интересов детей.
Замечать даже небольшие успехи и достижения обучающихся с низкой учебной мотивацией к учебе, но не подчеркивать это как нечто неожиданное.
- Обеспечить на занятии преобладание положительных эмоций, позитивного восприятия учебной ситуации и учебной деятельности, атмосферы благожелательности.
- Укреплять в себе позиции непротивопоставления себя и более успешных учеников слабоуспевающему школьнику.
- Замечания педагога должны быть лишены отрицательной эмоциональной окраски и осуждения. Подвергать критике нужно только конкретные действия ученика. Не задевая его личность.
- Следует помнить, что чрезмерные напористость и активность воздействий учителя истощают запас нервно-психической прочности ребёнка (особенно если он чувствителен, менее вынослив, психически неуравновешен) и вынуждают его защищаться. Детские (незрелые) способы самозащиты включают в себя негативизм, стремление к стремлению к освобождению от старших, конфликтность и блокировку самопонимания.
Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут реально становится персональным путем реализации личностного потенциала ученика в образовании
ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации.
Обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.
При составлении маршрута обязательно учитываются индивидуальные особенности обучающегося. А именно:
- образовательная база (знания, которыми ученик владеет);
- психическое и физическое состояние ученика;
- личностные качества, особенности характера ребенка (умение работать в команде и индивидуально, вид памяти, социальная активность, мотивированность и т.д.)
- возраст;
- социальный аспект (пожелания родителей).
Для чего нужны индивидуальные маршруты?
Практика внедрения ИОМ предусмотрена ФГОС. И первоочередная задача таких маршрутов – профильная направленность.
В пояснительной записке Министерства образования, приложенной к стандартам ФГОС, указано: каждый ученик может составить индивидуальный, план обучения. Обязательными являются 6 предметов: русский язык и литература, математика, иностранный язык, история, ОБЖ и физкультура. Остальные предметы выбираются в зависимости от выбранной будущей профессии. Предлагаются шесть направлений:
- естественнонаучное,
- технологическое,
- гуманитарное,
- социально-экономическое
- универсальное.
То есть дополнительно к шести основным предметам ученик будет выбирать предметы из того цикла, который ему необходим для подготовки к будущей профессии. Общее количество предметов будет регулироваться сеткой часов.
Полный переход всех школ на обучение по ФГОС запланирован на 2021 год.
Какие виды маршрутов уже известны и успешно применяются в педагогической практике?
Сейчас методику ИОМ в школе используют и для других целей, а именно:
- для отстающих учеников – восполнить пробелы в знаниях по определенной теме;
- помочь в обучении детям с ослабленным здоровьем (быстрой утомляемостью, сниженной работоспособностью);
- для слабоуспевающих – такие ИОМ предусмотрены для детей с низкой мотивацией, для тех, у кого нет интереса к учебе, кто не может правильно сформировать свою учебную деятельность и т.д.);
- для одаренных учащихся с индивидуальными особенностями характера (гиперактивность, повышенная эмоциональность, трудности в общении и пр.);
- для детей, опережающих развитие.
В этих случаях главная цель ИОМ – коррекция несоответствия между уровнем, который задают нормы образовательной программы, и личностными особенностями ребенка.
Естественно, что составление ИОМ предусмотрено не только для школьников. На практике часто применяют индивидуальные маршруты дошкольника, педагога.
Примерный алгоритм введения ИОМ
Универсального способа создания индивидуальных маршрутов на сегодня не существует. Есть лишь общие рекомендации, которые могут помочь сориентироваться. Вот приблизительные этапы при построении ИОМ:
1. Информационный этап
Учитель организует беседу с детьми и родителями, в ходе которой объясняет суть, цели и возможности индивидуальных маршрутов. На данном этапе ученик фиксирует, что он должен знать и уметь к концу прохождения маршрута.
2. Диагностика и выбор методов
Учитель (совместно с психологом и классным руководителем) проводит ряд тестов с целью определить личностные качества каждого ученика. Здесь важно выявить особенности нервной системы, определить, какой вид деятельности будет более результативным для ребенка, выяснить, что именно мешает заниматься успешно (невозможность работать в коллективе, недостаточное количество индивидуального внимания, невозможность сосредоточиться в классе, пробелы по прошлым темам).
То есть, на данном этапе фиксируется, что ученик может и хочет узнать в рамках данного предмета и что ему может помочь/помешать в этом.
3. Определение целей и задач ИОМ
Для учащихся начальных классов цели и задачи определяет учитель. Это может быть кратковременная цель (например, “Ликвидация пробелов по теме “Сложение столбиком”), так и долгосрочная (например, ребенок пишет стихи, и для его ИОМ важно определить те задачи, которые помогут ему развить свой литературный талант).
Учащиеся старших классов должны принимать самое активное участие в определении целей и задач своего ИОМ, в идеале – сами определять, чего они хотят достичь, и что для этого нужно сделать. Роль учителя в этом случае – только в качестве консультанта.
4. Составление ИОМ. Теперь важен вопрос: “Как я буду двигаться к выполнению цели?”.
В маршруте указываются цели, которые нужно достичь, способы реализации, источники получения знаний, сроки для каждой задачи в отдельности, способ контроля и итоговые результаты.
5. Итоговый этап. После завершения прохождения учеником ИОМ обязательно проводится итоговая аттестация (тестирование, контрольная, устный опрос, доклад и т.д.). Здесь важно не только оценить знания ребенка и уровень его умений и навыков, но и определить, насколько успешным было прохождение ИОМ, уложился ли он в срок, с какими трудностями ребенок столкнулся, что ему необходимо доработать.
Индивидуальные образовательные маршруты – примеры и образцы
Вот несколько примеров ИОМ самого разного плана.
1. Индивидуальный образовательный маршрут ученика младших классов
ИОМ ученика 2 класса (ФИО)
Цель: устранение пробелов по теме “Имя существительное”.
Подпись родителей:
Подпись учителя:
2. Пример индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка
ИОМ ученика 5 класса (ФИО).
Цель: развитие творческих и аналитических способностей
Подпись родителей:
Подпись куратора:
Такой маршрут удобнее составлять на четверть, полугодие, год. В процессе реализации можно вносить корректировки.
Источник
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 30
с углубленным изучением отдельных предметов»
Карта индивидуального образовательного маршрута учащегося 4 класса
«ФИО ученика»
Срок реализации 2018-2019 учебный год
Классный руководитель Воробьева Д.Р.
Данный ИОМ составлен для обучающегося 4 класса имеющего высокий уровень мотивации к обучению, но на фоне низкого уровня самооценки и большого пропуска уроков из-за слабого здоровья.
Цель: создание образовательной среды, стимулирующей познавательную деятельность учащегося, способствующей личностному развитию и самореализации..
Задачи: компенсация трудностей в обучении учащегося с пониженной самооценкой;
- дальнейшее успешное освоение программного материала;
- поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности;
- углубить знания по окружающему миру, предоставить возможности для экспериментальной и исследовательской деятельности;
- обеспечить участие в олимпиадах и конкурсах по математике, русскому языку, окружающему миру;
- формировать умение ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации личности.
Этапы реализации
этап | сроки | направления | результаты |
I .Диагностический Цель – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей. Задачи: – Провести психологическое обследование ребенка для определения его психологического развития, эмоционального состояния. | Сентябрь-октябрь | 1. Входная диагностика 2. исследования эмоционально-личностной сферы 3. диагностика межличностных отношений 4. диагностика психологического здоровья | Создание: «Интеллектуального портрета ученика», «Карты способностей и интересов» – банка творческих способностей ученика; – банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов; – рекомендаций по работе с учеником; – портфолио |
II. Разработка индивидуального учебного плана, программы, маршрута | октябрь | 1.прогнозирование; 2.проектирование; 3.конструирование; | Создание: – индивидуальный учебный план – «Я выбираю предметы для изучения» – «Я составляю программу образовательной деятельности» – индивидуальный образовательный маршрут – «Я определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа – |
1).Разработка программы проектной деятельности второй половины дня | Выбор проектов, согласование расписания, целей, форм и способов деятельности, критериев оценки результата: кружки, проектная деятельность, экскурсии | ||
2).Разработка программы здоровьесбережения | 1. консультации со специалистами, значимыми взрослыми. 2. выбор форм и расписания спортивных занятий, определение спортивной нагрузки | составление программы здоровьесбережения; | |
3).Интеграция с другими специалистами | в течение года | 1. Индивидуальные консультации учащегося и его родителей 2. Организация участия учащегося в конкурсах, олимпиадах различного уровня 3. Организация различных типов занятий: экскурсии, практические работы, тренинги, мозговые штурмы, исследования 4.Создание системы стимулов и поощрений | Проведение школьных предметных олимпиад, конференций, творческих и исследовательских конкурсов |
III.Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника.Итоговая диагностика. Рефлексия и оценка | апрель-май | показ достижений, персональная выставка, презентация – портфолио достижений, бенефис, творческий отчет, концерт, участие в олимпиадах, международных конкурсах , тесты, зачётная работа |
Планируемый результат реализации программы
1. Воспитание личности
- здоровой духовно-нравственно и социально;
- способной самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности;
- владеющей средствами и способами исследовательского труда;
- способной осуществить самостоятельно продуктивную деятельность;
- обладающей разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;
- руководствующейся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающей и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;
2. Успешное освоение учебных дисциплин в объеме, предусмотренном общим учебным планом.
3. Овладение навыками самостоятельной работы.
4. Развитие привычки к самоконтролю и самооценке.
Круг методов и технологий образовательной деятельности
Качество личности | Характеристика качества личности | Методы и формы |
1.Любопытство – любознательность – познавательная потребность | Любопытство характерно для каждого ребенка младшего школьного возраста. Любознательность – признак одаренности. Ребенок испытывает удовольствие от умственного напряжения. Младшим школьникам в большей степени, чем старшеклассникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира. | Исследовательская деятельность. Защита Проектов на детских научно-практических конференциях. Работа в группах, парах. |
2.Сверхчувствительность к проблеме | Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным – одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека. | Проблемные, ориентированные на самостоятельную творческую работу задания. |
3.Склонность к задачам дивергентного типа | Дивергентное мышление – особый вид мышления, который предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов. Оно характеризуется тем, что психологи называют беглостью восприятия (то есть способностью генерировать несколько идей), гибкостью (то есть способностью переходить на другую точку зрения) и оригинальностью (то есть способностью вырабатывать нетривиальные идеи). | Творческие задания, которые допускают множество правильных ответов. ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) |
4.Оригинальность мышления | Способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, а так же способность разрабатывать существующие идеи, что особенно ценится в художественном творчестве. | Работа по разработке новых идей или уже существующих. |
5.Высокая концентрация внимания | Выражено это, во-первых, в высокой степени погруженности в задачу, во-вторых, – в возможности успешной настройки на восприятие информации, относящейся к выбранной цели даже при наличии помех. С концентрацией внимания связана и такая отличительная черта одаренных, как склонность к сложным и сравнительно долговременным заданиям | Сложные и сравнительно долговременные задания. |
6.Отличная память | Синтез памяти и способности классифицировать, структурировать, систематизировать не редко выражается в склонности к коллекционированию. | Задания на развитие памяти, внимания и мышления. |
7.Способность к оценке | Производное критического мышления. | Задание по анализу своей и чужой деятельности. |
8.Широта интересов. Самообразование. | Работа в библиотеке. Целенаправленная подготовка к самореализации в различных конкурсах (тьюторство, тренерство) | Индивидуальная подготовка к очным и заочным олимпиадам |
Индивидуальный образовательный план
1. КТО Я? КАКОЙ Я? (Мое представление о себе ) | ||
Дата рождения | ||
Любимое занятие в свободное время | ||
Мой любимый учебный предмет | ||
Мои учебные достижения | ||
Мои сильные стороны | ||
Мои слабые стороны | ||
Мои увлечения | ||
Чем отличаюсь от своих сверстников | ||
Что умею делать хорошо | ||
Сфера профессиональных интересов | ||
Сфера моих жизненных интересов (какое место хочу занять в обществе) | ||
Что мне в себе нравится Что мне в себе не нравится На кого хочу быть похожим (-ей) | ||
2. Мои цели и задачи | ||
2.1 Мои перспективные жизненные цели | ||
1) Кем хочу стать, какую получитьпрофессию | ||
2) Каким (-ой) хочу стать (перечисляются качества, которые бы хотел иметь ученик как член общества, как труженик, гражданин, семьянин) | ||
2.2 Ближайшие цели, задачи, что надо развивать в себе в первую очередь | ||
1) Что хочу узнать о себе (задачи на самопознание) | ||
2) Задачи в обучении | ||
– По каким предметам повысить свои достижения |
ПРИМЕРНЫЙ индивидуальный маршрут обучения (ВОЗМОЖНА корректировка)
на 2018-2019 учебный год
Учебный элемент | Тема направления занятий | ФИО учителя | Кол-во часов | Форма отчета | Подпись преподавателей |
УЭ 1 | 1. Действия с многозначными числами (сложение, вычитание) | 4 | тестирование | ||
УЭ УЭ 2 | 2.Деление многозначного числа на многозначное | 5 | Работа в парах, в группе | ||
УЭ 3 | 3.Умножение многозначного числа на многозначное | 4 | Проверочная работа | ||
ПГ УЭ 4 | 4. Действия с именованными числами | 3 | Олимпиада | ||
УЭ 5 | 5. Решение задач на движение | 4 | Самостоятельное задание по карточке | ||
УЭ 6 | 6. Решение уравнений | 4 | Проверочная работа | ||
Английский язык | |||||
УЭ 1 | 5.Употребление глаголов настоящего времени в английском языке. | 4 | Концерт-экспромт | ||
УЭ 2 | 6.Употребление глаголов прошедшего времени в английском языке | 4 | Кроссворд | ||
УЭ 3 УЭ 7 | 7.Составление тематического рассказа на английском языке по серии сюжетных картин | 4 | |||
Итого | 28 |
Кл. рук-ль: ______________/___________ /
Ученик: ________________/____________/
Родитель: _________________/___________/
Примерное расписание внеурочной деятельности учащегося на неделю
Дни недели | В школе (название кружка, время проведения | руководитель | Вне школы (название кружка, время проведения | Учреждение ФИО Руководителя |
Понедельник | Занимательная грамматика 13.20 – 14.00ч | |||
Вторник | РОБОТОТЕХНИКА 13.20 – 14.00ч | |||
Среда | Веселая математика 13.20 – 14.00ч | |||
Четверг | Спортивное оиентирование 13.20-14.00 – 1группа Проектная деятельность 13.20-14.00ч – 2 группа | |||
Пятница | Шахматы 13.20 – 14.00ч Спортивное ориентирование 14.20- 15.00ч | |||
Суббота |
Примерные вопросы для формирования навыков самоанализа:
- Какие цели я ставил перед собой в начале года?
- Какие действия я спланировал для достижения поставленных целей?
- Удалось ли мне реализовать задуманное?
- Чему научился? Что необходимо ещё сделать?
Мониторинг качества выполнения ИОМ
Критерии | Показатели | Конечный показатель прогрессивного развития |
Соответствие образовательным стандартам | Результаты итоговой и текущей аттестации. Успеваемость. Участие в интеллектуальных марафонах, предметных олимпиадах, конкурсах и т.п. | Результаты стабильные, или растут |
Удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса | Динамика удовлетворенности учащихся, родителей. | Рост удовлетворенности |
Рост достижений | Динамика достижений ученика | Положительная динамика, ярко выражен рост личностных достижений (портфолио). |
Прогнозируемый результат | ||
Фактический результат | ||
Примечание |
Мониторинг осуществляется на уровне работы учителя-предметника.
Ключевые способы диагностики:
Контрольная деятельность зам. директора по УВР (в части планирования работы и реализации мероприятий), взаимооценка (экспертиза) деятельности учителей-предметников (каждый представляет и описывает результаты своей работы за год, педагоги-предметники, которые работают в классе, корректируют), самооценка деятельности учеником и учителем.
Систематическая диагностика удовлетворенности родителей и школьника количеством и качеством проводимых занятий.
Учитель: ___________________________
Ученик: ____________________________
Родители (законные представители): _______________________________
Источник