Индивидуальный маршрут развития ребенка в доу с онр по фгос образец

ФИО ребенка: ИИИ32

Дата рождения: 

Дата начала коррекционно – развивающей работы:

Возраст на начало коррекционно-развивающей работы: 4 года

    Цель: открытие новых перспектив в усвоении ОПП ДОУ; развитие в ребенке удивлений от своих возможностей; поощрение и стимулирование индивидуальных возможностей ребенка; вовлечение родителей в творческий процесс; развитие внимания, развитие мышления, развитие мелкой моторики.

   Задачи: выявить особые образовательные потребности ребенка; осуществлять индивидуальную педагогическую помощь ребенку; способствовать усвоению ребенком образовательной программы дошкольного образования; обеспечить позитивные сдвиги в развитии ребенка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей, стимулирование индивидуальных возможностей; оказать методическую помощь родителям детей.

Количество занятий в неделю: 2 занятия

Форма проведения: занятие, игровая деятельность, совместная деятельность, беседы, наблюдения,  индивидуальная работа.

Форма работы с родителями:  консультации, практикум, собеседование:

Педагог – психолог: Плотникова И.А.

Развитие внимания.

Внимание.

Данные методы не требуют подготовки. Достаточно иметь время для игр с детьми.

  1. Развивать слуховое внимание с помощью дидактических игр.
  2. Часто менять формы деятельности.
  3. Приучать проговаривать инструкцию игры несколько раз.
  4. Почаще наблюдать и обсуждать с детьми увиденное и услышанное.
  5. Учить сознательно, направлять внимание на определенные предметы и явления.
  6. Учить управлять вниманием в соответствии с целью.
  7. Учить сосредотачивать внимание на известной деятельности, концентрировать на ней свое внимание, не отвлекаясь.
  8. Создавать средства-стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка.
  9. Использовать игры  с правилами и игры – драматизации.

Игры и упражнения, способствующие развитию внимания.

  1. «Да и нет, не говорите, черный с белым не носите…»

Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».

Можно просто договориться, какие слова нельзя говорить и после этого задавать самые разные вопросы. Вопросов должно быть много. Например, такие: Вы сегодня завтракали? Ваша прическа вам нравится? Сегодня понедельник? Сейчас зима? У тебя есть брат? Ты ночью спишь? И т.д. Ребенок не должен отвечать «да» и «нет», а заменить эти слова другим ответом

  1. Что изменилось?

Развитие концентрации, объема, распределения внимания и зрительной памяти.

Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п. в количестве 8-10 штук) раскладывают на столе. В течение 30 секунд ребенок смотрит и запоминает расположение предметов; потом ребенок поворачивается спиной к столу, а в это время 2 -3 предмета перекладывают на другие места. Снова 30 секунд дается на осмотр предметов, после чего спросим играющего: что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены?

  1. «Найди отличия»

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

  1. Найди два одинаковых предмета.
  2. «Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде.
  3. «Волшебное слово».

Взрослый показывает упражнения, а ребенок выполняет их только в том случае, если взрослый говорит «Пожалуйста!».

  1. «Где что было». Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе, затем он отворачивается. Взрослый передвигает (убирает или добавляет) предметы; а ребенок указывает что изменилось.
  2. «Назови, что ты видишь». Ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.
  3. Упражнение “Раскрась вторую половинку”.

Упражнения на развитие концентрации внимания. Нужно приготовить несколько наполовину раскрашенных картинок (можно листы раскраски разрезать пополам по вертикали). И малыш должен раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. (Это может быть бабочка, стрекоза, домик, елка и т.д.).

  1. Игра “Три пункта”

  Игра стимулирует развитие объема внимания. Вы предлагаете ребенку занять удобную для него позу и замереть в ней, то есть не двигаться. При этом малыш должен выслушать и запомнить три пункта задания. Затем вы говорите: “Раз, два, три – беги!” – и ребенок быстро выполняет все пункты задания, причем именно в той последовательности, в какой они звучали. Задания могут быть самые разные, например:

1.Самое простое задание:

– Пункт первый. Хлопни в ладоши три раза;

– Пункт второй. Назови какую-нибудь мебель;

– Пункт третий. Встань рядом с предметом, сделанным из дерева.

Развитие мышления у ребенка.

Рекомендации педагогам и родителям по развитию мышления.

Мышление.

  1.  «Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий.
  2. «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу.
  3. «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру».
  4. «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения (веточка, орех, кусочек ватки); ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет.
  5. «Антонимы». Ребенок подбирает к слову взрослого противоположное по смыслу (легкий – тяжелый, сильный – слабый).
  6. «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы.
  7. Загадки.

Рекомендуемые игры и упражнения с ребенком 4-5 лет на развитие мелкой моторики.

Игры на развитие мелкой моторики (сортеры, пазлы, лего, конструкторы разных форм).

Эффективным средством для развития мелкой моторики в дошкольных образовательных учреждениях являются пальчиковые игры – своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они тренируют точность двигательных реакций, развивают координацию движений, помогают концентрировать внимание. Например, «Липкие пальчики», «Трудолюбивые пальчики», «Улей», «Капустка», «Домик», «Замок», «Пять пальцев», «Повстречались», «Раз, два, три, четыре, пять», «Лодочка», «Коза и козленок». В средних группах можно использовать «Мытьё рук», «Рисование в воздухе кистями и пальцами рук», «Радужные брызги», «Лепим умелую и уверенную руку»

Аппликации. Это не простые аппликации! Для них мы бумагу не режем, а рвём! Научите ребенка рвать бумагу.  Провелите линию на бумаге, пусть ребенок рвет по линиям, которые вы нарисуете. Подуйте на кусочки бумаги сильно и слабо, на один кусочек и на всю кучку. Это поможет развить речевое дыхание и доставит массу удовольствия малышу.

          Обязательно чтение литературы по возрасту, предпочтительно  сказки. Одни и те же произведения могут быть прочитаны неоднократно. Дети в этом возрасте любят повторение и в конце беседа о героях и их приключениях: что было,  что случилось и почему? Если сказка не большая можно попросить ребенка назвать главных героев и коротко рассказать сюжет. При этом необходимо обращать внимание на эмоциональную окраску героев (злой, добрый, веселый, грустный, радостный и т.д.) Этот вид вашего общения с малышом хорошо развивает все мышление и речь, и внутренний эмоциональный мир.

Источник

Коррекционный маршрут ребенка

Логопедическое заключение: ОНР I уровня

  1. Развитие слухового и зрительного внимания.

– Учить внимательно вслушиваться в речь взрослых.

–  Формирование слухового внимания к речевым и неречевым звукам (игра «Звучащие игрушки»: бубен, погремушка, колокольчик; игра «Звучащие предметы»: льется вода, поворот ключа в замке, рвется бумага), умение дифференцировать их на слух.

–  Развитие дифференциации громкого и тихого звучания («Эхо»).

–  Формирование зрительного внимания и восприятия («Чего не стало?», «Что лишнее?»)

  1. Формирование целеноправленной воздушной струи.

–  Развитие длительного плавного выдоха (упражнения: «Осенние листочки», «Задуй свечу», «Подуй на снежинку».)

–  Развитие речевого дыхания, ощущений движения органов дыхания (упражнение «Приятный запах»).

  1. Накопление пассивного словаря.

– Учить правильно выполнять простые речевые инструкции, адекватно использовать звукоподражательные слова в конкретной ситуации общения.

–  Учить ребенка жестовой речи (прощание, согласие и несогласие; указательным жестам, которые показывают положение предмета в пространстве).

– Развитие навыка ведения одностороннего диалога (логопед задает вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребенок жестом отвечает на него).

  1. Развитие понимания речи.

–  Учить ребенка по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать предметы и  игрушки.

–  Учить ребенка показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией.

 –  Учить отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию (большой,  косолапый, живет в берлоге, сосет лапу).

  1. Формирование начального детского лексикона и развитие активной подражательной речевой деятельности.

–  Учить подражанию: голосам животных, звукам окружающего мира, звукам музыкальных инструментов.

– Учить ребенка отдавать приказания (на, иди, дай); указывать на определенные предметы (вот, это, тут).

– Развивать ситуативную речь, как по побуждению взрослых, так и по собственной инициативе.

Коррекционный маршрут ребенка

Логопедическое заключение: ОНР II уровня

1.Развитие понимания речи.

– Развивать у ребенка умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, некоторых признаков. Использование приемов для актуализации речи:

1. Появление и исчезновение предмета: «Что это?», «Кто это?», «Кто спрятался?».
2. Совместное проговаривание слова.
3. Отраженное проговаривание.
4. Договаривание слова в ситуации, показывающей нужное слово.
– Использование приема комментирования действий с предметами (многократность повторения: Вова завязывает шарф. И Таня завязывает шарф, а Нина уже завязала шарф.).

– Учить понимать конструкции, состоящие из глаголов в повелительном наклонении и существительного в именительном падеже.

Формировать понимание обобщающего значения слов.

2. Развитие словарного запаса.

– Обогащение словаря ребенка новыми словами, усвоение ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в лексиконе (рассматривание и обследование предметов, дидактические игры и упражнения). Уточнение и расширение словарного запаса проводится с опорой на тематические циклы («Игрушки», «Продукты питания», «Транспорт» и т.д.)

– Активизация словаря.  Важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено в речи.

3. Формирование двусоставного предложения и предложения из нескольких слов.

       – Учить ребенка составлять простые предложения по модели: обращение + глагол в повелительном наклонении (Миша, иди! Вова, стой!); преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения (Миша идет. Вова стоит.)

        – Формирование у ребенка навыка употребления в речи личных местоимений (я, ты, он, она, они).

         – Учить составлять первые простые рассказы из двух-трех предложений по вопросному плану или с использованием пиктограмм, опираясь на лексические темы: «Одежда», «Посуда», «Фрукты», «Осень», «Зима» и т.д.

– Учить: составлению рассказа по картине (серии картин), рассказа-описания, пересказу.

4.  Развитие фонематического слуха

– Учить ребенка различать речевые и неречевые звуки и их направление  (постукивание, похлопывание,  шуршание бумаги, звуки бубна, звуки металлофона и т. д.); дифференцировать  звуки  далеки и близкие по звучанию (мишка – миска, бочка – почка, крыша  – крыса, осел – козел, газон – вагон).

– Учить ребенка отхлопывать предложенный ритмический рисунок.

5. Развитие звукопроизношения и формирование слоговой структуры.

            – Постановка и автоматизация согласных и гласных звуков. Усвоению произношения звуков способствует система артикуляционных упражнений, направленная на активизацию и развитию подвижности артикуляционного аппарата.

           – Учить называть слова одно-, двух-, трехсложной структуры (кот, мак, муха, ваза,         лопата, молоко).

           – Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами  -ик, -к (домик, лобик, шарик, ротик; ручка, ножка, лапка, шубка и т.д.)

          – Учить ребенка запоминать и проговаривать сочетания однородных слогов («па-па-па» с разным ударением, силой голоса, интонацией); воспроизводить цепочки слогов, состоящих из одинаковых гласных и разных согласных звуков (па-по-пу) и из разных согласных и гласных звуков (па-то-ку); воспроизводить слога со стечением согласных (та-кта, по-пто).

6. Формирование связной речи.

– Учить ребенка составлять 2-, 3- словные предложения (использовани пиктографического кода).

– Учить дифференцировать одушевленные и неодушевленные предметы с помощью вопросов «Кто это?», «Что это?», «Что делает?» (Жук летит. Самолет летит. Ёж колется. Иголка колется)._

– Обучать составлению рассказа с простой композицией с опорой на пиктографическую запись (Птичка сидела на дереве. Она пела веселую песенку. Кошка услышала веселую песенку и увидела птичку).

– Обучение пересказу, опираясь на небольшие по объёму тексты, интересный сюжет и знакомый ребенку словарь.

– Обучение ребенка составлению рассказа-описания, состоящего из 5-6 простых распространенных предложений (объектами для описания служат красочные игрушки, бытовые предметы, мебель, одежда). Использование приема параллельного описания педагогом и ребенком двух однотипных предметов .

Коррекционный маршрут ребенка

Логопедическое заключение: ОНР III уровня

1.Формирование звукопроизношения и обучение элементам грамоты.

– Совершенствовать у ребенка точные, координированные движения речедвигательного аппарата, правильное произношение имеющихся звуков и постановку отсутствующих звуков (уточнение произношения простых звуков: а, у, о, э, и, м, мь, н, нь, п, пь, т, ть, ф, фь, в, б, бь; постановка и закрепление отсутствующих звуков: к, кь, г, гь, х, хь, йот, ы, с, сь, з, зь, р; различение на слух гласных и согласных звуков, выделение первого ударного звука: Аня,ухо; анализ звуковых сочетаний типа: ау, уа).

– Автоматизировать и дифференцировать у ребенка поставленные звуки в самостоятельной речи. — Обучение  чтению с использованием символов гласных звуков; знакомство с согласными;
– Знакомство с понятиями: предложение, слово, слог, звук;
– Формирование навыка осознанного чтения (Игра «Почини слово») ;
– Работа по развитию слуховой, зрительной памяти;

2.Развитие осознанного восприятия речи и слухового внимания.

 – Учить ребенка вслушиваться в обращенную речь, различать и воспроизводить ее отдельные элементы, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, уметь слышать ошибки в чужой и собственной речи.

– Формировать у ребенка умение правильно действовать на основе словесных обращений и указаний логопеда.  (Н-р: предлагается  ряд поручений, побуждающих ребенка понимать и различать предмет, его части, признак и назначение: «Принеси маленький стульчик. Покажи, где у него ножка, спинка, сиденье».  Направление действия на предмет: «Дай мне синий карандаш, а Коле красный»).

–  Развитие понимания речи на основе упражнений («Найди в предложении лишние слова», «Выбери из двух слов наиболее подходящее к данной ситуации»). 

3. Формирование словарного запаса.

– Учить практическому  употреблению  категорий ед. и мн. числа, глаголов настоящего времени;

– Учить ребенка элементарным способам словообразования (понимание различных оттенков слов: Саша – Сашенька, Шурик).

– Учить сравнению предметов по свойственным им признакам и действиям (Морковь сладкая, а лук горький. Заяц прыгает, а змея ползает).

– Знакомство с суффиксальным образованием слов (суффикс  – очк, ечк, чик – чашечка, ложечка, суффикс вместилище сахар – сахарница, сухарь – сухарница).

– Учить ребенка образовывать относительное прилагательное от существительного ( мех – меховой,  дерево – деревянный), подбирать антонимы по признакам (широкий – узкий, большой – маленький, легкий – тяжелый), образовывать сложные слова (листопад, снегопад).

4. Формирование грамматического строя языка.

– Учить ребенка вслушиваться в изменения падежных окончаний одного и того же слова.

– Знакомство с предлогами на материале словосочетаний и несложных фраз (предлоги места действия –на, под).

– Формирование и закрепление правильного и сознательного употребления в речи предложных конструкций (посредством различных упражнений: «Положи книгу  …  стол, а мяч  …  стул»).

– Учить составлять разные виды сложных предложений.

Например: «Сначала надо вымыть посуду, а потом ее вытереть». «У Вовы карандаш, он будет                           рисовать дом или раскрашивать машину».

5. Формирование фразовой речи.

– Учить ребенка самостоятельному построению фраз различного типа (в том числе с опорой на образец – речь педагога, иллюстративный материал и т.д.);

– Учить слышать грамматические и фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно исправлять их.

– Учить самостоятельно строить и восстанавливать незаконченные фразы в соответствии с заданной темой.(“Ветер … листву” (срывал); “Дождь …” (накрапывал); “Птицы поднялись …” (высоко, ввысь) и т.п.)

6. Обучение связной речи.

– Учить составлению  рассказа по картине из 10-12 предложений (используя многофигурные картины с яркой сюжетной линий, пейзажные картины).
– Учить составлению рассказа по серии сюжетных картин (с яркой сюжетной линией) с использованием основного и дополнительного картинного материала.

       -Использование методики обучения пересказу на основе цепного текста (по В.К. Воробьевой),
       методики обучения составлению рассказа-описания (описание предмета по памяти, описание                предмета по выполненному рисунку, включение описания в игровые ситуации).

Коррекционный маршрут ребенка

Логопедическое заключение: НОНР

1.Формирование фонетического строя языка и обучение элементам грамоты.

– Развитие у детей  умения дифференцировать на слух оппозиционные звуки речи (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, мягкие – твердые, Р – Л), далее отработка их в произношении.

– Закрепление произношения многосложных слов с различными вариантами стечения согласных звуков (птичница, термометр, заржавелая проволока, нержавеющая кастрюля, баскетболисты играют в баскетбол).

– Развитие речевого слуха и осознания звукобуквенного состава слов наибольшего  по сложности.

– Знакомство с правилами раздельного написания слов в предложении (предлог рассматривается как маленькое самостоятельное слово), заглавной буквы в именах собственных и начале предложения, постановки точки в конце предложения.
– Формирование правописания звонких и глухих согласных в конце слова (словоизменение таз-тазы, дуб-дубок), сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; слов с безударной гласной, которую можно проверить ударением (стол-столы).

– Закрепление навыка чтения: складывания из букв разрезной азбуки слов, коротких предложений, преобразование слов путем изменения букв, слога, самостоятельное составление слов и предложений.

– Знакомство со всеми буквами алфавита, чтение слогов, слов, предложений, коротких текстов.

2. Уточнение и расширение словарного запаса.

– Развитие лексического компонента языка (уточнение и расширение значений слова, формирование семантической структуры слова, введение новых слов и сочетаний в самостоятельную речь).

– Обучение детей навыкам практического употребления в речи: существительных с уменьшительным и увеличительным значением (кулак – кулачок – кулачище); существительных с противоположным значением (холод  – тепло); глаголов с противоположным значением (пригнуть – отогнуть); прилагательных с противоположным значением (румяное лицо – бледное лицо); сложных слов (книголюб, мышеловка, пчеловод, сталевар).

– Учить детей:  подбору предметов с тем же признаком (узкая дорожка, лента, полоска); узнаванию предмета по его признакам (желтая, гладкая, треугольная, сочная, сладкая – груша); узнаванию предмета по действиям, связанным с ним (Живет в норе. Следы хвостом заметает. Кур таскает.); образованию названий профессий мужского и женского рода (проводник – проводница, скрипач – скрипачка); подбору родственных слов (лес – леса – лесовик); образованию притяжательных и относительных прилагательных от существительных (хвост лисы – лисий хвост, кофта бабушки – бабушкина кофта).

3. Формирование грамматического строя речи.

– Учить навыкам изменения слов по числам, родам, падежам, лицам.

– Учить:  употреблению различных синтаксических конструкций, выражающих одновременность или последовательность действий с использованием союзов  -А, НО, ОДНАКО; включению в предложения словосочетаний с предлогами  – С (СО), ИЗ, ИЗ-ПОД, ЗА, ИЗ ЗА, НАД, которые обозначают пространственные отношения (вышел из дома);  – ПОСЛЕ, ЧЕРЕЗ, ДО, ПЕРЕД, которые передают временные отношения (после завтрака, через час).

– Учить: образованию сравнительной и превосходной степени качественных прилагательных (красивый – красивее – красивейший); согласованию прилагательных с существительными при изменении их по падежам и числам (нет красного карандаша, нет красных карандашей); согласованию местоимений и числительных с существительными и изменение их по падежам (два моих блюдца – нет двух моих блюдец).

4. Обучение связной речи.

– Формировать умение логично и последовательно строить свои высказывания, привносить в продуцируемые тексты элементы творчества.

– Формировать умение планировать свои высказывания, использовать в связной речи распространенные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

– Формировать умение составлять тексты объёмом  15–16 предложений.

– Развивать умение ориентироваться в предложенном текстовом и наглядном материале при составлении собственного рассказа.

Применение приемов:

–  Логопед пересказывает, а ребенок вставляет слово или предложение.
–  Если ребенок пересказывает с большими паузами, то логопед задает наводящие вопросы.
–  Перед началом пересказа логопед предлагает план рассказа.
–  Пересказ организуется «по цепочке», когда один ребенок начинает рассказ, следующий продолжает, а третий заканчивает.
– Часто применятся пересказ в лицах, в виде драматизации, выборочный пересказ, краткий пересказ, творческое рассказывание.
–  Методика обучения составления рассказа по серии картин.
–  Методика обучения составления рассказа по пейзажной картине.

Источник