Индивидуальный маршрут развития ребенка в доу логопеда

Индивидуальный образовательный маршрут (логопедическое сопровождение)

ФИО, год рождения ребёнка

      ИВАНОВ ИВАН                                                        Дата рождения ________

       Группа № 2                                                                 Дата заполнения 14.09.2017 г

Логопедическое заключ.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Актуальная проблема

Нарушения развития речи (звукопроизношение, фонематическое восприятие нарушено). Анализ звукового состава слова доступен на уровне выделения первого гласного звука в слове. Произношение слов сложной слоговой структуры не нарушено. В грамматическом строе речи –предложно-падежный аграмматизм. Словарь, словообразование, связная речь – соответствует возрасту

Цель

Устранение нарушений речи посредством специального обучения и воспитания.

Задачи

I. Развитие фонематического восприятия

II. Работа по коррекции дефектного звукопроизношения:

  1. постановка звуков: с,с’, з, з’,ц, л, р, р’
  2. автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, связной речи, спонтанной речи;
  3. дифференциация звуков: р’-л’ в слогах, словах, предложениях, связной речи,спонтанной речи .

III. Звуковой анализ и синтез звукового состава слова.

IV.Совершенствование  произношения слов сложной слоговой структуры.

V. Устранение недостатков в лексико-грамматическом строе речи:

– преобразование единственного числа существительных во множественное;

– образование родительного падежа множественного числа существительных;

– работа над предлогами: над, ссо.

VI. Развитие связной речи  (составление рассказов по картине, по серии картин, пересказ)

VII. Развитие высших психических функций (внимание, память, мышление).

VIII. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Методическое обеспечение

Куликовская Т.А. Говорим и играем. Картотека упражнений, игр, текстов для автоматизации звуков – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013

– Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг!,М.: Вентана-Граф, 2015

– Нищева Н.В. Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп  С-Пб, Детство-Пресс, 2013

–  Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А. В мире слов, букв и звуков: Речевые игры на автоматизацию зв. – М.: Сфера, 2015

– Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.:  Просвещение, 2016

Цель

Задачи коррекционно-развивающей работы

Используемые методики, технологии

Срок реализации:        Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2017 г, январь  2018 г.

1. Развитие фонематического восприятия

Узнавание звука на фоне ряда звуков.

Узнавание звуков на фоне слова.

Узнавание правильно произносимого и дефектного звуков

Игра “Правильно-неправильно”. «Какое слово отличается?». Игра «Поймай звук». «Поймай песенку» и др.

2. Коррекция дефектного звукопроизношения

1Постановка звуков: с,с’, з, з’,ц, л, р, р’

2.Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, связной речи, спонтанной речи;

3.Дифференциация звуков: р’-л’ в слогах, словах, предложениях, связной речи,спонтанной речи

Проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики:

– «Заборчик» (удержание губ в положении «улыбка»)

-«Барабанщик» (выработка вибрации кончика языка)

– «Парус» (удержания кончика языка за верхними резцами) и др.

Постановка звуков по подражанию и с механической помощью.

Игры и упражнения на автоматизацию и дифференциацию звуков: «День-ночь», «Кошки-мышки»,

3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза

Развитие слухового внимания и восприятия на материале речевых звуков

Развитие умения выделять звук из ряда звуков, на фоне слога,  слова. Выделение согласного звука из начала, середины и конца слова. Определение количества звуков в слоге, слове. Определение последовательности звуков в слоге, слове. Составление звуко-слоговой схемы слов

4.Совершенствование  произношения слов сложной слогов.структуры.

Развитие слухового внимания и восприятия, темпа и ритма

Автоматизация поставленных звуков на материале слов сложного слогового состава

5. Устранение ошибок в лексико-грамматическом строе речи. Расширение и активизация словаря.

– Преобразование единственного числа существительных во множественное;

– Образование родительного падежа множественного числа существительных;

– Работа над предлогами:  под, ссо, из-за, из-под, над.

Пополнение активного словаря. Обогащение экспрессивной речи сложными словами, словами-антонимами.

Развитие умения образовывать и употреблять имена существительные ед. и мн. числа в именительном, родительном падежах на основе автоматизируемых звуков (игра «Один-много», «Много чего?» «Нет чего?»

Развитие умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами на основе автоматизируемых звуков (игра «Скажи ласково»

Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с

существительными в роде, числе, падеже Практическое овладение простыми и сложными предлогами  (игра «Прятки»)

6. Развитие связной речи

-Составление рассказов по картине, по серии картин. Пересказ.

Составление рассказов  по картине, по серии картин, пересказ

по традиционной методике.

7.Развитие высших психических функций

Развивать внимание, память, мышление

Игры «День-ночь»,  Исключение лишнего предмета. Игра «4-й лишний», «Найди пару», «Ассоциации»

Узнавание предмета по описанию. Использование «Чудесного мешочка»

8.Развитие мелкой моторики рук

Развивать тонкие движения пальцев рук

Пальчиковая гимнастика, кинезиологические упражнения: «Коза-корова», «Кулак-ребро-ладонь», шнуровка, пазлы.

Результаты: цель достигнута, реализована не полностью, видоизменилась, не достигнута по причине (указать)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

рекомендации по дальнейшей работе ________________________________________________________________________________________________

Источник

-продолжать развивать просодическую сторону речи (темп, ритм, голос, выразительность)

-развивать коммуникативность и успешность в общении.

Направление коррекционной работы

Задачи по периодам

Сентябрь-ноябрь

Декабрь-февраль

Март-апрель

Совершенствование

функций артикуляционного аппарата

Учить спокойно, открывать и закрывать рот, расслаблять мышцы языка.

Удерживать губы и язык в заданном положении.

Мимические и артикуляционные упражнения.

Учить удерживать зык распластанным,

широким.

Вырабатывать умение дуть посередине языка, спокойно лежащего на нижней губе.

Расслаблять мышцы языка путём самомассажа.

Вырабатывать полноценные движения,  определённые положения органов артикуляционного аппарата: точность движений, плавность и легкость, без одергивания, дрожания, плавного переключения с одного  движения на другое.

Отрабатывать подъём языка, а также загиб кончика вверх.

Отрабатывать подъём языка, подготавливать его к вибрации, растягивать подъязычную связку.

Вырабатывать полноценные движения, определённые положения органов артикуляционного аппарата: точность движений, плавность и лёгкость, без одергивания, дрожания, плавного переключения с одного движения на другое.

Совершенствование темпово-ритмической и

интонационно-мелодической организации речи

Формирование правильного речевого дыхания и длительного ротового выдоха.

Формирование навыка мягкого голосоведения при произнесении гласных и их слияний.

Воспитание правильного умеренного темпа речи (по подражанию педагогу).

Развитие ритмичности речи, модуляции голоса, интонационной выразительности речи в работе над звукоподражаниями.

Продолжение формирования  правильного речевого дыхания и длительного ротового выдоха.

Совершенствование навыка мягкого голосоведения при произнесении гласных, их слияний, слов, начинающихся с гласных звуков (ударная позиция).

Воспитание правильного умеренного темпа речи (по подражанию педагогу).

Развитие ритмичности речи, модуляции голоса, интонационной выразительности речи в работе над звукоподражаниями.

Развитие речевого дыхания и длительного  ротового выдоха.

Совершенствование навыка мягкого голосоведения.

Воспитание правильного умеренного темпа речи.

Развитие ритмичности и интонационной выразительности речи, модуляции голоса.

Формирование навыков

правильного звукопроизношения

Уточнение произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза.

Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию правильной артикуляции свистящих звуков.

Закрепление правильного произношения гласных звуков согласных раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности.

Формирование правильных укладов свистящих звуков и их автоматизация.

Совершенствование движений артикуляционного аппарата и подготовка его  

формированию правильных укладов шипящих звуков и их автоматизация.

Формирование навыков слоговой структуры речи

Формирование умения различать на слух длинные и короткие слова (мак-погремушка).

Формирование умение передавать ритмический рисунок слова (прохлопывать,  простукивать, протопывать слово вместе с логопедом и вслед за ним) со зрительной опорой и без неё.

Обучение правильному произношению и делению на слоги сначала двусложных, а потом трехсложных слов, состоящих из открытых слогов (дыня, мука, батоны, вагоны), и использованию их в речи.

Совершенствование навыка передачи ритмического рисунка двух-и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов.

Обучение правильному сочетанию односложных слов с одним хлопком, одним ударом, одной фишкой.

Совершенствование умения передавать ритмический рисунок односложных слов и двух-, трехсложных слов, состоящих из открытых слогов.

Формирование умения делить на слоги двусложные слова закрытым слогом и двусложные слова со стечением согласных в начале, середине, конце

Развитие лексико- грамматических средств языка

Обучение различению и употреблению существительных мужского и женского рода в единственном и множественном числе в именительном падеже (груша-груши).

Обучение пониманию вопросов косвенных падежей (Кого? Что? Чего? Кому? Чему?) и употреблению существительных в винительном, родительном, дательном падежах без предлога (куклу, машинки, мишке)

Обучение пониманию, а затем и употреблению в речи простых предлогов (в,на,у)

Обучение образованию, а затем и употреблению глаголов в повелительном наклонении (дай, мой, иди, сиди, неси, беги, пой, слушай, смотри,), в инфинитиве (бросать, ловить, сидеть), в настоящем времени (иду, идет, идем).

Формирование навыка согласования  прилагательных с существительными мужского,  женского, среднего рода в именительном падеже (красный мяч).

Обучение согласованию притяжательных местоимений (мой, мая) с существительными мужского и женского рода (моя рубашка, мой шарф).

Совершенствование навыка употребления существительных мужского и женского рода в единственном и множественном числе в именительном падеже (утка — утки)

Дальнейшее обучение пониманию вопросов косвенных падежей (Кого? Что? Кого? Чего? Кому? Чему? Кем? Чем?) и употреблению существительных единственного числа в родительном, винительном, дательном и творительном падежах без предлога (лису, автобуса, козе, лапой).

Совершенствование навыка употребления в речи простых предлогов (в, на, у) и обучение пониманию, а затем и употреблению других простых предлогов (с, по, за, под).

Формирование умения образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами

(дом — домики).

Обучение образованию и употреблению в речи глаголов настоящего времени 3-го лица единственного и множественного числа (идет, сидит, поет, идут, сидят, поют). 

Обучение пониманию и употреблению возвратной формы глаголов 3-го лица единственного числа настоящего времени (моется, катается).

Совершенствование навыка употребления существительных мужского и женского рода в единственном и множественном числе в именительном падеже (рыбка — рыбки).

Дальнейшее обучение пониманию вопросов косвенных падежей и употреблению существительных единственного числа в косвенных падежах.

Совершенствование навыка употребления в речи простых предлогов (в, на, у, под, по).

Совершенствование умения образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Формирование умения различать и правильно употреблять в речи глаголы мужского и женского рода в единственном числе в прошедшем времени изъявительного наклонения (сидел — сидела).

 Совершенствование умения согласовывать притяжательные местоимения и прилагательные с существительными (мой мяч, моя кукла, новая игрушка, новый платок).

Формирование умения согласовывать числительные (один, два, пять) с существительными мужского и женского рода (один кот, два кота, пять котов; одна рыбка, две рыбки, пять рыбок).

 Обучение различению и выделению в словосочетаниях названий признаков предметов по вопросам какой? какая? какое?

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи

Развитие умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, давать ответные реакции.

Стимуляция проявления речевой  активности.

Формирование умения «оречевлять» игровую ситуацию.

Формирование умения задавать вопросы по картинке (Кто это? Что она делает?), по демонстрации действия (Кто это? Что он делает?) и отвечать на них (Это птичка. Птичка летит.).

Формирование умения договаривать за логопедом словосочетания в стихотворениях, знакомых сказках и рассказах.

Формирование умения повторять за взрослым рассказы-описания, состоящие из двух-трех простых нераспространенных предложений.

Развитие реакции на интонацию и мимику, соответствующей интонации.

Совершенствование диалогической речи.

Формирование умения задавать вопросы и отвечать на них предложениями из нескольких слов.

Формирование и развитие активной позиции ребенка в диалоге.

Дальнейшая работа над использованием выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении.

Совершенствование умения повторять за педагогом описательный рассказ, состоящий из 2—3 простых предложений, по изучаемым лексическим темам.

Формирование навыка пересказа. Обучение пересказу хорошо знакомой сказки («Заюшкина избушка») с помощью педагога и со зрительной опорой.

Совершенствование умения поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца.

Совершенствование умения повторять за педагогом

или с небольшой его помощью описательный рассказ из 2—3 простых нераспространенных предложений по изучаемым лексическим темам.

Формирование умения составлять рассказы из 2—3 простых предложений о предмете                       по сюжетной картинке.

Формирование навыка пересказа. Обучение пересказу хорошо знакомой сказки («Гуси-лебеди») или небольшого текста с помощью педагога и со зрительной опорой.

Формирование ВПФ

Игры и упражнения на развитие зрительного внимания и памяти

«Что изменилось?», (Что за чем?».

Игры и упражнения на совершенствование зрительного восприятия: «На что похоже?»,

«Назови, что видишь» серия зашумлённых картинок).

Игры и упражнения на совершенствование словесно-логического мышления «Четвёртый лишний» (по лексическим темам).

Игры и упражнения на развитие анализа и синтеза «Что за чем?»..

Формирование общей и мелкой моторики рук

Совершенствование пространственной ориентации.

упражнения с предметами, обводки и штриховки фигур, оставление букв из элементов, работа по клеткам в тетради.

Совершенствование статической организации движений воспроизводить и удерживать позы, преодоление напряжённости и скованности движений).

Совершенствование динамической и статической организации движений пальчиковый игротренинг, шнуровка, обводка и штриховка фигур).

Источник

Индивидуальная программа логопедического сопровождения

ФИО, год рождения ребёнка

Обучение по АОП/АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи. Психологическое сопровождение по развитию пространство-временных представлений. Медицинское сопровождение.  Протокол № 216-16 от 22.03.2016

Логопедическое заключение

ОНР III уровень. Дизартрия

Актуальная проблема

Ребенок достаточно свободно владеют фразовой речью: адекватно отвечают на вопросы, может построить высказывание в пределах близкой темы, при этом доминируют элементы ситуативности

Полиморфное нарушение звукопроизношения, слоговой структуры слова, нарушения фонематического слуха,  Нарушения предложно-падежных конструкций.  Четвёртый лишний выделяет с помощью, обобщения не по возрасту

Цель программы

Устранение нарушений речи посредством специального обучения и воспитания.

Задачи.

Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.

Развитие артикуляционной моторики, коррекция звукопроизношения.

Развитие импрессивной речи.

Коррекция слоговой структуры слова.  

Пополнение активного словаря.

Коррекция логического мышления и грамматического строя речи.

Коррекция лексико-грамматического строя речи, логического мышления и связной речи.

Содержание

       В соответствии с коррекционно-развивающей образовательной программой логопедической работы по преодолению ОНР Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей 5- летнего возраста с общим недоразвитием речи»(I год обучения, старшая группа) Москва, 1991 год; и ,Логопедическую грамматику для детей от 2-4 (4-6) лет,, О.А.Новиковской, Санкт – Петебург ,,Корона. Век ,,2012г.

Содержание работы

Совершенстование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза:

Узнавание и воспроизведение гласных звуков громко-тихо, близко-далеко, со сменой артикуляционных укладов.

Узнавание звука на фоне ряда звуков.

Узнавание звуков на фоне слова.

Определение первого гласного звука в слове.

Знакомство с понятиями «звук», «гласный звук», «согласный звук».

Совершенствование умения различать на слух гласные звуки [А], [О], [У], [И], выделять их из ряда звуков, из слова (начальная ударная позиция), подбирать слова на заданный гласный звук, различать гласные и согласные звуки.

Определение наличия звука в слове (хлопни в ладоши, если есть звук в слове) – на материале изученных звуков.

Совершенствование навыка составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка, мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе.

Обучение узнаванию «зашумлённых» изображений букв и букв, изображённых с недостающими элементами, нахождение знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображённых букв.

Коррекция произносительной стороны речи:

  • Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков и массаж языка.

Дутье в музыкальные игрушки, упражнения ,,Сдуй бабочку с цветка,,:,, Забей мяч в ворота,,; ,,Подуй на перья,,

Подготовка артикуляторного аппарата к постановке звуков.

Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа).

  • Артикуляционные упражнения для губ:

  • Постановка и автоматизация звуков: шипящих
  • Дифференциация звуков: [с]- [ш], [з]- [ж], [ш]- [ж]

Развитие словаря:

  • Расширение и уточнение словаря по лексическим темам первого периода: «Осень. Признаки осени. Деревья осенью», «Огород. Овощи», «Сад. Фрукты», «Лес. Грибы и лесные ягоды», «Одежда», «Обувь», «Игрушки», «Посуда».
  • Уточнение и расширение запаса представлений и обеспечение перехода от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.
  • Расширение объёма правильно произносимых существительных – названий предметов, объектов и их частей, названий природных явлений.
  • Обучение группировке предметов по признакам их соотнесённости и на этой основе развитие понимания обобщающего значения слов, формирование родовых и видовых обобщающих понятий.
  • Расширение глагольного словаря на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; личных и возвратных глаголов.
  • Обогащение активного словаря относительными прилагательными со значением соотнесённости с продуктами питания, растениями, материалами.
  • Обеспечение понимания и использование в речи слов-антонимов.
  • Расширение понимания значения предлогов и активизация их в речи.
  • Расширение экспрессивной речи притяжательными местоимениями, указательными наречиями, количественными и порядковыми числительными.

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

  • Развитие навыков образования и практического использования в активной речи форм единственного и множественного числа имён существительных, глаголов настоящего времени, глаголов прошедшего времени.
  • Совершенствование навыка образования и употребление существительных в косвенных падежах без предлога и с некоторыми простыми предлогами.
  • Совершенствование умения образовывать и использовать в экспрессивной речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  • Совершенствование навыков образования и использования в экспрессивной речи глаголов с различными приставками.
  • Развитие навыков образования и практического использования в активной речи форм единственного и множественного числа имён существительных, глаголов настоящего времени, глаголов прошедшего времени.
  • Совершенствование навыка образования и употребление существительных в косвенных падежах без предлога и с некоторыми простыми предлогами.
  • Совершенствование умения образовывать и использовать в экспрессивной речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  • Формирование навыка образования и использования в речи относительных прилагательных.
  • Совершенствование навыка согласования и использования в речи прилагательных и числительных с существительными в роде, числе и падеже.

Работа над слоговой структурой слова

  • Совершенствовать умения различать длинные и короткие слова, запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.
  • Обеспечение усвоения звуко-слоговой структуры двусложных слов с одним закрытым слогом (шишка, бидон), двумя закрытыми слогами (кафтан, кувшин), трёхсложных слов, состоящих из открытых слогов (рябина, жёлуди), и использования их в речи.
  • Закрепление понятия «слог», умения оперировать им и выполнять слоговой анализ двухсложных слов и трёхсложных слов.

Развитие связной речи и речевого общения

  • Воспитание активного произвольного внимания к речи, совершенствование умения вслушиваться в обращённую речь, понимать её содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.
  • Обучение составлению простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по картинке и согласованию слов в предложении. Совершенствование навыка распространения простого нераспространённого предложения однородными членами.
  • Совершенствовать умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.
  • Обучение составлению рассказов-описаний о предметах и объектах по образцу, алгоритм, предложенному плану; связному рассказыванию по серии сюжетных картинок.
  • Совершенствование навыка пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов со зрительной опорой и помощью педагога.
  • Совершенствовать умения «оречевлять» игровую ситуацию.

Сроки динамического контроля

Динамические показатели

Январь, май

Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная

Особенности речевого развития ___________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

Причины отрицательной или нулевой динамики _____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________

Корректировка программы  _______________________________________________________________________________

Источник