Индивидуальный маршрут развития ребенка в детском доме

Государственное Бюджетное образовательное учреждение РМ

для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Ялгинский детский дом-школа»

Индивидуальный маршрут жизнеустройства воспитанников

(выступление на методическом объединении)

Воспитатель: Игонченкова Н.Н.

«Без зачатков положительного и

прекрасного нельзя входить в жизнь из детства,

без зачатков положительного и прекрасного

нельзя пускать поколение в путь».

Федор Михайлович Достоевский

Работа педагогов детского дома направлена на создание системы взаимодействия семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребенка в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом об опеке и попечительстве № 48-ФЗ от 24.04.2008года, Постановлением Правительства РФ от 19 мая 2009 года № 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории РФ» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009года № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», является организационной основой деятельности образовательного учреждения в сфере воспитания детей.

Задача воспитателей предусматривает различные формы устройства детей сирот, определённые этапы подготовки ребенка к жизни в семье.

Исходя из общечеловеческих ценностей в воспитании ребенка, необходимо дать ему жизненный стержень (в современном изложении социализировать ребенка), чтобы он мог самостоятельно ориентироваться и плыть по бурному океану жизни, оказать помощь в осознанном выборе его самореализации и самоутверждения.

Этот путь лежит через семью, через систему семейных отношений. Вне семьи и без семьи все это невозможно. Для растущего человека семья – ближайшие партнеры, главная опора в жизни, ось социализации.

Семья выступает как мощный инструмент социальной адаптации, восстановление позитивных убеждений, уверенности в себе и в завтрашнем дне.

Каждый ребенок, по тем или иным причинам попадающий в детский дом живет одной лишь надеждой обрести любящих родителей и жить дома, в семье. Каждый ребенок мечтает, что однажды откроется дверь и войдут его родители, которые будут ему рады, будут понимать его, и будут любить. Но не нужно никогда забывать, что у каждого ребенка, поступающего в детский дом, есть своя история жизни, свой опыт, зачастую исключительно негативный, свое видение семьи и семейных отношений, если он вообще успел узнать, что это значит. А это значит, что не только будущих приемных родителей нужно готовить для встречи с ребенком, но и самого ребенка нужно готовить к встрече с будущими возможными родителями, к смене сложившегося образа жизни, т е разрабатывать индивидуальный маршрут жизнеустройства воспитанников.

Определенные этапы подготовки ребенка к переходу в новую семью.

1.Комплексная диагностика развития ребенка.

Педиатр, психиатр и другие врачи, медицинская сестра детского дома изучают состояние здоровья ребенка на данный момент.

Педагог-психолог обследует уровень развития психических функций, состояние развития эмоционально-волевой, личностной сфер.

Социальный педагог подготавливает сведения о прошлом ребенка, его семье, причинах разлучения с ней, правовом статусе.

На основании заключений, выполненных специалистами, определяются потребности и нужды ребенка не только в лечении, обучении, личностном развитии, но и планируются жизненные перспективы, дальнейшее жизнеустройство.

На основе полученных данных, наряду с основными вопросами, мы решаем и дальнейшую судьбу ребенка – подлежит ли он передаче в семью, или правовой статус, состояние здоровья и психологическое состояние ребенка не позволяют этого сейчас сделать.

Есть дети, которые сами не хотят быть переданными в замещающие семьи и по достижении совершеннолетия мечтают вернуться к маме, чтобы помочь ей реабилитироваться.

Есть дети, которые из-за своих личностных качеств или особенностей поведения не приживутся в новой семье и прекрасно чувствуют себя в среде сверстников. Но, в то же время, есть «домашние» дети, которым противопоказано проживание в детском доме.

Все это тщательно анализируется, прежде чем принимается решение о дальнейшей судьбе ребенка: может ли он быть усыновлен, передан под опеку или в приемную семью, или же он будет находиться в государственном учреждении для детей – сирот.

2. Этап реабилитации и компенсации отрицательного опыта и моральных травм.

При подготовке к жизни в семье важно построить представления ребенка о своем прошлом, историю его жизни, причинах перемещения из семьи в детский дом и перспективах на будущее. Это необходимо сделать, чтобы дети понимали произошедшие с ними изменения, и представляли, какое их ждет будущее. Важно объяснить им, что произошло в их жизни и почему они не могут сейчас жить со своими родителями.

Для этого педагог – психолог и воспитатели используют такие приемы:

– составление карты жизни ребенка,

– используют приемы активного слушания,

– беседы о жизненном пути ребенка.

Нужно помочь ребенку понять разницу между биологическим и психологическим родительством и то, что он не виноват в происшедшем. Нужно довести до его осознания, что есть объективные причины, по которым он не может жить в биологической семье. Объяснить, что его родителям нужна помощь, они не могут сейчас позаботиться о нем.

Итак, можно отметить, что подготовительный этап работы в детском доме включает специальную психолого-педагогическую работу, помогающую переосмыслить имеющийся, (чаще негативный) жизненный опыт. Одновременно с этим ведется работа над актуальными проблемами ребенка, особенностями эмоционального реагирования, адекватного поведения, корректируются педагогическая запущенность, пробелы в развитии интеллектуальной сферы, образовании.

Читайте также:  Этапы речевого развития ребенка в процессе онтогенеза гвоздев

В этот период идет формирование навыков общения, рефлексии, самоконтроля и необходимых навыков для жизни в новой семье.

Здесь может возникнуть вопрос, а нужно ли готовить ребенка к переходу в новую семью, не лучше ли приготовить ему сюрприз? Ответ однозначен – готовить к любому изменению ребенка необходимо, исходя из особенностей психики.

Любое человеческое существо испытывает естественную тревогу, волнение, дискомфорт, переходя от одного, уже привычного способа существования, к другому. Тревожность усиливается, когда предстоит новое событие, непривычное действие, или новый непривычный образ жизни.

В том, что даже меленькие дети испытывают тревогу, когда их собираются помещать в семью, убеждается каждый, кто знакомится с этой процедурой. Легко заметить изменения в привычном поведении детей.

Работа на данном этапе подготовки должна быть направлена на снятие естественного опасения, уменьшения чувства тревоги.

Подготовка необходима еще и потому, что в новую семью ребенок идет, имея прошлый, порой негативный опыт жизни в семье. Но, несмотря на это, многие хотят попасть в семью (либо вернуться к своим родителям).

Основной смысл подготовки на этом этапе – управление ожиданиями ребенка.

Для того, чтобы подобрать ребенку семью, важно знать привязанности и ожидания ребенка. Кроме того, на данном этапе для формирования образа семьи педагогами используются книги, рассказы, стихи, фильмы. Хорошими средствами являются обучающие игры, ролевые игры в семью, инсценировки, походы в гости в разные семьи.

Все эти методы помогают детям менее болезненно переживать новое состояние, пережить опыт прошлого, успокоиться и адекватно воспринимать информацию о том, что есть люди, готовые стать его новой семьей.

3. Заочное и личное знакомство ребенка с семьей.

Следующий этап подготовки наступает тогда, когда точно известна семья, пожелавшая заменить ребенку биологических родителей. Содержание и методы работы здесь определяются возрастом ребенка.

Заочное знакомство.

Самый распространенный способ – обмен письмами и фотографиями. Лучше, если это будут фотографии крупного плана (лицо, фигура), по одному и вместе. Этот прием подходит для детей любого возраста.

Есть оправданный риск, что другие дети могут завидовать ребенку, передаваемому в семью, здесь нужно искусство педагога, внушающего детям, что жизнь разная, люди разные, у каждого своя судьба. И мы, окружающие тебя взрослые люди, будем делать все, чтобы и твоя жизнь сложилась. Мы заботимся о тебе здесь и сейчас. И порадуемся, что мы живы, здоровы, сыты, в уюте и тепле!

В последний, но очень значимый момент подготовки – личное знакомство. Успешность его зависит от времени и места проведения первой встречи. Первая встреча должна происходить в помещении детского дома, там, где уютно и просторно, есть мягкая мебель для общения и много игрушек для установления первого контакта с ребенком. В этот момент станет ясно подготовлен ли ребенок: не подготовленные дети жмутся к сопровождающему педагогу. Не хотят отходить от него, капризничают; подготовленные дети вначале как бы замирают, присматриваются, но потом идут на контакт.

Совместные прогулки, времяпрепровождение с будущими родителями помогают устанавливать первые контакты, налаживать общение.

Однако, для успеха семейного устройства необходимо: специально готовить ребенка к помещению в семью, проводить обучение и подготовку семей к приему детей, профессионально помогать, сопровождая семью после помещения ребенка в нее. Успех социализации также зависит от того, насколько ребенка принимают в новой семье, а также от качества отношений ребенка с новыми родителями.

Цели и задачи работы педагогов по подготовке воспитанников к жизни в семье.

Цель:

– преодоление сиротства и создание условий для полноценного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающей семье, их интеграции в общество, социальной и личностной самореализации;

– предупреждение возвратов детей из семьи в детский дом, досрочное прекращение договоров.

Задача:

– пропаганда и развитие семейных форм устройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Реализация этой цели осуществляется через приоритетные направления деятельности всего коллектива:

– работа по устройству детей в семью;

– воспитание социальной адаптированной личности, формирование позитивного образа семьи;

– укрепление психосоматического здоровья воспитанников.

Вся система воспитательной работы органично связана с работой по устройству детей в замещающие семьи граждан. Это в свою очередь выдвигает ряд проблем в практической реализации данного направления:

– планомерная подготовка воспитанника к жизни в приёмной семье;

– выявление мотивации выбора у кандидатов в будущие родители и технологии работы с ними;

– изучение их воспитательного потенциала психологической готовности к родительским функциям;

– определение степени психологической совместимости ребенка и будущих родителей;

– выбор характера и объема помощи будущим родителям, в адаптации их к ребенку в новой социальной роли.

Источник

Индивидуальный образовательный

маршрут развития ребенка

2015-2016 учебный год

Воспитатель: Ерлыченко Г.Ю.

старшая группа

Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка

ОБЩИЕ ДАННЫЕ:

Ф.И.О. ребенка

Кирилл К.

Возраст

5 лет

Сведения о семье

Семья полная, 1 ребенок.

Мать (ФИО, образование)

Екатерина Ивановна К.,

образование: высшее, возраст: 33 года

Отец (ФИО, образование)

папы: ВикторРоманович К.,

образование: высшее, возраст: 35 лет

Воспитатели (ФИО):

Ерлыченко Г.Ю.

Читайте также:  Значение общения для развития ребенка дошкольного возраста

Анализ развития ребенка:

Раздел «Соматическое здоровье»: 2 группа здоровья; часто болеет; слабый аппетит, дневной сон в норме.

Раздел «Особенности моторной сферы»:

Общая моторика: норма, темп средний. Ведущая рука: левша.

Раздел «Характеристика познавательной сферы ребенка»:

Характеристика внимания: во время занятий не может быть внимательным и длительно на чем-то сосредоточиться; постоянно отвлекается; не способен длительно сосредотачиваться на каком-либо деле старателен и аккуратен в выполнении заданий.

Характеристика памяти: медленно запоминает и быстро забывает, тяжело дается заучивание стихотворений, пересказывая содержание сказки, рассказа, привносит вымышленные заимствования (то чего нет в тексте), концентрируется на второстепенных объектах, не улавливая главной мысли содержания, преобладающий вид памяти: зрительная.

Характеристика мышления: плохо понимает суть пространственных отношений (слева, справа, впереди, сзади, вверху, внизу, из, под, над и т.д.; не осуществляет простейшие классификации по образцу или слову по разным основаниям (кто, где живет? Кто летает, а кто бегает? и т.д.; слабо подбирает обобщающее слово к ряду предметов (картинок) в рамках программного материала; сформированность временных представлений в рамках программного материала (знание частей суток, дней недели, времен года, их последовательности, явлений природы (определение по картинке называние по признакам)

Сформированность навыков рисования: в норме.

Сформированность элементарных математических представлений:

Количество и счет: слабо дифференцирует понятия «один-много», не владеет количественным счетом в пределах программного материала, не знает элементы знаковой символики (, +, – ,=), не владеет составом числа первого десятка, не решает примеры в пределах программного материала.

Восприятие цвета: различает цвета, узнает и называет основные цвета, группирует предметы по цвету.

Восприятие формы: группирует геометрические фигуры, выделяет по слову геометрические фигуры, различает и называет геометрические фигуры (плоские и объемные), соотносит форму предмета с геометрической формой, группирует предметы по форме.

Временные представления: слабо ориентируется во времени суток и последовательности названия дней недели.

Пространственные представления: пространственные представления не сформированы, выполняет движение в указанном направлении по словесной инструкции, определяет положение в пространстве по отношению к себе (слева, справа, впереди, сзади), использует в речи слова, определяющие положение предмета в пространстве.

Отношение к занятиям: не способен контролировать свою деятельность, не доводит дело до конца, работает медленно и слабо принимает направляющую помощь; преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности: переживает и нервничает, обращается к воспитателю.

Характеристика речи ребенка:

Звуковая сторона речи: в пределах возрастной нормы.

Словарь: норма.

Грамматический строй речи: сформирован.

Связная речь: требует дальнейшего развития; характер предложений (сложные), умеет отвечать на вопросы взрослых полной фразой, умеет строить предложения по демонстрации, пересказать сказку, рассказ, рассказать стихотворение; возможен диалога.

Характеристика деятельности:

Навыки самообслуживания: может самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы; может самостоятельно одеться, раздеться, обуться, застегнуться, завязать и развязать шнурки; может самостоятельно есть, пить, пользоваться ложкой, вилкой; умет убирать свои вещи и постель.

Игровая деятельность: есть интерес к игрушкам, любимые игры, понимает правила игры, выполняет их, редко вносит изменения в содержание игры

Конструктивная и графическая деятельность: умеет правильно собрать матрешку, пирамидку, сложить по образцу простые фигуры из счетных палочек, выполнить постройки из кубиков

Основные трудности, отмечаемые в общении: трудностей нет; умеет поддерживать игру, но предпочитает быть в одиночестве.

Личностные особенности: адекватность эмоциональных реакций, есть в наличие инициатива, уступчив, наблюдается пассивность в процессе общения с детьми; поведение: спокойное, адекватное ситуации; нравственные качества: адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям; склонность прийти на помощь, аккуратность, чистоплотность, адекватность эмоциональной реакции на одобрение и порицание.

Особенности эмоционально-волевой сферы: преобладающее настроение: доброжелательный, спокоен, уравновешен.

Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута Кирилла К.:

Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольника и социально – личностного развития.

Задачи по социально – личностному развитию ребенка:

  • Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка.
  • Организовать единую систему работы педагогов, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию их ребенка.
  • Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
  • Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время).

Методы, используемые в работе:

  • Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания.
  • Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций).
  • Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения).
  • Приемы арт – терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия).
  • Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.).

При разработке индивидуального маршрута использую на следующие принципы:

– принцип опоры на обучаемость ребенка,

– принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития,

– принцип соблюдения интересов ребенка,

– принцип тесного взаимодействия и согласованности работы “команды” специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации),

Читайте также:  Детские центры развития ребенка уфы

– принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы,

– принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

Организация индивидуального сопровождения ребенка Кирилла К.

Месяц

Направление

содержание

сентябрь

Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка

«Утро радостных встреч», когда дети называют друг друга ласковым именем, желают добра, улыбаются, настраиваются на доброе событие дня.

«Использование метода коллекционирования» содействует возникновению общения, совместных игр.

Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям

Рассматривание иллюстративного материала на формирование правильного поведения в различных ситуация.

Коллективные работы по изобразительной деятельности.

Развитие коммуникативной и социальной компетентностей ребенка

Специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения», «Зеркало» и т.п.

Развитие игровой деятельности

Побуждать включаться в совместные со взрослым и сверстниками игры, предлагать несложные сюжеты для игр на темы из окружающей жизни и по мотивам литературных произведений, мультфильмов

октябрь

Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка

Чтение художественной литературы;

дидактические игры природоведческого содержания;

разбор ситуаций;

Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям

Продолжать формировать представление о личных данных (имя, фамилия, возраст в годах)

Развитие коммуникативной и социальной компетентностей ребенка

«Индивидуальная беседа на интересующие детей темы», или так называемые «Задушевные посиделки», где дети и взрослые рассказывают интересные истории из своей жизни.

Развитие игровой деятельности

В театрализованных и режиссерских играх разыгрывать ситуации по несложным сюжетам (из мультфильмов, сказок), используя игрушки, предметы и некоторые (1-2) средства выразительности – жесты, мимику, интонацию

Ноябрь

Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка

Развивать эмоциональную отзывчивость – проявление сочувствия к близким людям, привлекательным персонажам литературных произведений, мультфильмов, кинофильмов, сопереживания с ними, совместной радости

Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям

Развивать положительную самооценку на основе выделения некоторых собственных позитивных характеристик (качеств, особенностей) – «Я веселый и умный!», «Я всегда убираю игрушки!»;

Развитие коммуникативной и социальной компетентностей ребенка

«Сочинение творческих рассказов о себе», о своей семье с последующим составлением книг и оформлением ее рисунками.

Развитие игровой деятельности

Сюжетно-ролевые – игры

Декабрь

Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка

Дидактические игры («Правда или нет»).

Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям

Развивать эмоциональную отзывчивость – проявление сочувствия к близким людям, привлекательным персонажам литературных произведений, мультфильмов, кинофильмов, сопереживания с ними, совместной радости

Развитие коммуникативной и социальной компетентностей ребенка

Специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения»,

Развитие игровой деятельности

Развивать положительную самооценку на основе выделения некоторых собственных позитивных характеристик (качеств, особенностей) – «Я веселый и умный!», «Я всегда убираю игрушки!»;

Февраль

Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка

Формировать представление о некоторых моральных нормах и правилах поведения (например, «взаимопомощь» («взаимовыручка») – «себялюбие», «жадность» – «щедрость» и др.)

Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям

Подготовить методические рекомендации для родителей: «Использование песка и воды в коррекции эмоционально-волевой и социальной сферы детей среднего возраста», «Как играть с гиперактивными детьми» и другие.

Развитие коммуникативной и социальной компетентностей ребенка

Чтение художественной литературы с последующим обсуждением характера героев, их настроения, поступков.

Развитие игровой деятельности

Дидактические и подвижные коллективные игры

Март

Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка

Оформление фотогазеты о каком-либо совместном мероприятии. («Как мы отдыхали на даче», «Как мы возводили снежный городок»)

Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям

Трудовая деятельность (различные виды труда).

Развитие коммуникативной и социальной компетентностей ребенка

Игры драматизации.

Развитие игровой деятельности

Коллективные мероприятия (праздники, посадка лука в группе)

Апрель

Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка

Специальные игры на общение «Найдем волшебные слова»

Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям

Учить распределять роли между партнерами по игре, отбирать необходимые для игры атрибуты, предметы, игрушки использовать их в соответствии с ролью.

Развитие коммуникативной и социальной компетентностей ребенка

Специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения»

Развитие игровой деятельности

Устанавливать положительные взаимоотношения в игре, считаться с интересами других детей, позитивно разрешать споры и конфликтные ситуации

Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка

Сочинение творческих рассказов о себе, о своей семье с последующим составлением книг и оформлением рисунками.

Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям

Коллективные мероприятия (изготовление поделок из природного и бросового материала).

Развитие игровой деятельности

Игра-тренинг «Через стекло», элементы сказко-терапии.

Май

Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка

Развивать положительное отношение к требованиям взрослого по поводу выполнения норм и правил поведения («Нельзя громко кричать, потому другие дети меня не услышат»)

Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям

Формировать представление о некоторых моральных нормах и правилах поведения, отражающих 2-3 противоположных моральных понятия (например, «взаимопомощь» («взаимовыручка») – «себялюбие», «жадность» – «щедрость» и др.)

Развитие коммуникативной и социальной компетентностей ребенка

Специальные игры на общение «Секрет»

Развитие игровой деятельности

Совместные игры

Источник