Индивидуальный маршрут развития ребенка с зпр начальная школа

Индивидуальный маршрут развития ребенка с зпр начальная школа thumbnail

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 22 «Журавушка»

РазработанноПМПк

МБДОУ №22 «Журавушка»

Протокол №_______

«___» ___________20___г.

Согласовано:

_________________________

«___» ______________20___г.

Утверждаю:

Заведующая МБДОУ№22 «Журавушка»

____________ Н.П.Крупская

«___» _______________20___г.

Индивидуальный образовательный маршрут

Дима К.

на 2017 – 2018 уч. год

Пояснительная записка:

Ф. И. О: Дима К.

Дата рождения:

Возраст: 5 лет 4 месяцев

Группа: старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР «Солнышко»

Дата поступления в ДОУ:

Период сопровождения: с сентября 2017г.

Семья: полная, 2 детей

мама: Елена Сергеевна К.

папа:

Группа здоровья, перенесенные заболевания: II, тубинфицирование, кариес, ОРВИ.

По результатам ПМПК выявлены следующие особенности:

Общее недоразвитие речи (I- II)уровень с дизартрическим компонентом. Знания, умения и навыки сформированы недостаточно. Уровень психического развития не соответствует возрастной норме.

Городской ПМПК рекомендовал обучение по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР.

Воспитатели: Игнатьева Л.В.

Воропаева Л.Б.

Специалисты:

Ф.И.О. Ковалевская Лариса Вячеславовна – учитель – логопед

Ф.И.О. Мацулевич Анастасия Эриковна – педагог – психолог

Краткая характеристика:

У ребенка очевидны проблемы в усвоении программы ДОУ. Общее недоразвитие речи (I-II) уровень с дизартрическим компонентом. Недостаточный активный и пассивный словарь. Есть нарушения звукопроизношения, слоговой структуры слова, грамматического строя. Связной речь не сформирована. Низкий познавательный интерес к окружающему миру. Низкий уровень первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. Уровень психического развития ниже возрастной нормы. Незрелость эмоционально-волевой сферы (плаксивость, быстрая утомляемость при выполнении заданий учебного плана). Не выделяет существенных признаков при обобщении предметов, затрудняется при сравнении. Знания умения и навыки сформированы недостаточно. Проявляется отставание в развитии общей и мелкой моторики. Неустойчивость при выполнении физических упражнений. Не регулирует силу нажима на карандаш, пластилин, затрудняется при пользовании ножницами. Навыки самообслуживания сформированы недостаточно. Снижен интерес к игре. Играет в одиночестве. Не доводит начатое  дело до конца. Не умеет договариваться и самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.

Цель: создать условия для успешного освоения ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ и успешной адаптации в социуме.

Задачи:

1.Создание условий для пребывания ребёнка в группе компенсирующей направленности.

2.Развитие всех компонентов речевой системы.

3.Развитие и формирование познавательных процессов,

4.Развитие эмоционально-волевой сферы.

5.Развитие координации движений и мелкой моторики рук.

Содержание индивидуального образовательного маршрута

Образовательный компонент:

Форма обучения очная, групповая, фронтальная.

– Работа в общем режиме.

– Индивидуальный подход во время образовательного процесса.

– Использование двигательных, зрительных и речевых физкультминуток во время занятий.

– Совместные игры на развитие эмоционально-волевой сферы.

Индивидуальный учебный план:

Усиление образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие».

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»:

– развитии игровых умений и навыков;

– поддержании интереса детей к деятельности сверстников, содействие налаживанию диалогического общения в совместных играх и занятиях;

– присвоении норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

– формировании умения распознавать эмоции окружающих людей, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

– становлении самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Во второй половине дня индивидуальные занятия по выполнению заданий специалистов.

Образовательная нагрузка в неделю

Образовательная область «Физическое развитие»

Физическая культура

помещение

на улице

2 / 40 мин. (инструктор по физ. воспитанию)

1 / 20 мин.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование элементарных математических представлений

2 / 40 мин.

2 / 40 мин.

Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора

Образовательная область “Речевое развитие”

Развитие речи

2 / 40 мин. (учитель – логопед)

1 / 20 мин.

Чтение художественной литературы

Ежедневно

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рисование

2 / 40 мин.

Лепка

0,5 / 12,5 мин

Аппликация

0, 5 / 12,5 мин.

Музыка

2 / 40 мин.

Социально – коммуникативное развитие детей осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в семье.

Итого:

Индивидуальные занятия

Педагог – психолог

2/20 мин.

Учитель – логопед

2/20 мин.

Воспитатель

2/ 20 мин.

Музыкальный руководитель

Инструктор по физ. культуре

Коррекционный компонент:

Психолого – педагогическое сопровождение

(индивидуальный учебный план)

п/п

Специалист сопровождения

Основные направления

Режим и формы работы

Показатели динамики развития

Формы оценки результатов работы

Формы работы с родителями

1.

Педагог -психолог

-Развитие познавательной деятельности и интереса к окружающему миру, через игры, упражнения и мероприятия.

-Развитие социально значимых умений.

-Развитие коммуникативных навыков.

– Развивать общие интеллектуальные умения ребенка: приемы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации, исключения, абстрагирования.

-Работать над развитием произвольный функций контроля и планирования своих действий.

– Работать над развитием ориентировки в пространстве, относительно своего тела, формировать представление о взаимодействии внешних объектов и тела.

– Развивать мелкую моторику рук ребенка.

Индивидуальные занятия: понедельник, четверг

10.00 – 10.15ч.

Незначительная положительная динамика. Продолжать развивать: временные и пространственные представления; восприятие; память; внимание; речь; мышление (не доступны задания: выделение лишнего предмета и обобщение), моторику.

Примечание:низкий темп деятельности, повысился уровень заинтересованности. Ходит на занятия с удовольствием.

Обследование уровня психических познавательных процессов

Консультации, тренинги, практикумы, беседы, посещение занятий,

анкетирование, изготовление

памяток, рекомендаций, стендов.

    Учитель – логопед

    1. Фонетическая сторона речи. Артикуляционная гимнастика. Постановка нарушенных звуков. Автоматизация поставленных звуков в словах; словосочетаниях; предложениях, скороговорках; стихотворных текстах; спонтанной речи Дифференциация с близкими по акустическим или артикуляторным признакам звуками. 2.Лексика. Расширение, уточнение и активизация словаря по тематическому плану. Расширение предикативного словаря. Расширение словаря признаков. Изучение антонимов, синонимов. Работа по употреблению сложных предлогов. 3. Грамматический строй речи. Образование глаголов – антонимов. Образование притяжательных прилагательн. Образование единственного и множествен числа существительных в Д.и Пр.падежах. Образование уменьшительно-ласкательной и увеличительной форм существительных. Образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных. Составление сложноподчиненных предложений. Анализ предложений без предлогов и с простыми предлогами, составление графических схем предложений. 4. Фонематическая сторона речи. Закрепление знания признаков гласных и согласных звуков, умения различать их, подбирать слова на заданный звук. Закрепление представлений о твердости – мягкости согласных. Выделение звука на фоне слова, выполнение звукового анализа и синтеза слов. Закреплять понятие звук, слог, предложение, гласный, согласный звуки. Ознакомление с буквами. 5. Связная речь. Составление рассказа – описания по наглядному образцу. Составление рассказа по сюжетной картинке. Составление рассказа на материале собственного опыта. Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Пересказ сказок и простых текстов. Заучивание стихотворений, скороговорок, загадок. 6. Профилактика дисграфии и дислексии. 7. Совершенствование слухового, зрительного и кинестетического контроля. 8. Медикаментозное лечение у невролога.

    Индивидуальные занятия: вторник, пятница

    11.00 – 11.20ч.

    Незначительная положительная динамика в фонематическом восприятии. Продолжать развивать грамматический строй и связную речь. Положительная динамика в звукопроизношении. Поставлены и автоматизированы свистящие и шипящие звуки.

    Обследование уровня речевого развития

    Консультации, тренинги, практикумы, беседы, посещение занятий,

    анкетирование, изготовление

    памяток, рекомендаций, стендов.

    .

    Логопедическое сопровождение

    • Коррекционно-образовательные технологии, программы:

    – Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР» под редакцией Н.В.Нищевой.

    – Адаптированная основная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

    – Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции общего недоразвития речи у детей старшей логопедической группы.

    – Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР под редакцией Н.В.Нищевой

    – Нетрадиционные приемы работы по развитию артикуляционной моторики В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко

    • Инновационные технологии, методы и средства:

    ИКТ, элементы ТРИЗ, метод моделирования, социо-игровые методы и приемы, проблемный метод обучения

    Сказкотерапия, пескотерапия, театрально-игровая деятельность, приемы мнемотехники

    • Здоровьесберегающие технологии:

    – динамические паузы,

    – пальчиковая гимнастика,

    – упражнения для глаз,

    – дыхательная гимнастика,

    – релаксационные паузы,

    – психогимнастика,

    – музыкотерапия,

    -су-джок терапия,

    – пальцевый массаж.

    • Формы контроля и учета достижений ребенка:

    Комплексное обследование в начале учебного года, промежуточная диагностика, комплексное обследование в конце учебного года.

    Воспитательный компонент:

    Консультации для родителей:

    Социально – личностное развитие через сюжетно – ролевые игры («Дочки- матери», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Автобус», «Библиотека», «Строители»), театрализованные игры (драматизация сказок, потешек), дидактические игры («Сложи узор», «Логические пары», «Все о времени», «Собери картинку», «Хорошо-плохо», «Что сначала, что потом», «Четвертый лишний», «Логический поезд»).

    Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками через

    совместные игры: «Выбери друга», «Скажи ласково», «Садовники и цветы», «Доброе животное», «Волны». «Волшебники» и др.

    Развивать толерантность у детей группы через взаимопомощь, беседы с детьми.

    Развивать стремление выражать своё отношение к окружающему через различные речевые средства.

    Заключительный раздел

    Ожидаемый результат для родителей: адаптирование ребенка к социуму, развитие речи и мелкой моторики рук, формирование готовности к обучению в школе.

    Ожидаемый результат: ребенок адаптирован к социуму, освоения ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ.

    Заключение и рекомендации

    Сформировать рекомендации специалистов ДОУ для родителей и воспитателей с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребёнка.

    Источник

    Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград»

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда центр развития ребенка – детский сад № 87

    Утверждаю

    Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 87

    ________________К.Е.Некрасова

    Приказ №_______

                                                                                                                                                                                            «_____» ______________  2019 г.

    Индивидуальный образовательный маршрут

    Ф.И.О. ребенка:  __________

     Дата рождения: __________

    Основания: Заключение ЦПМПК от __________

    Заключение ЦПМПК: обучающийся с ОВЗ. Выявлены трудности, обусловленные нарушением познавательной деятельности и всех компонентов речи.

    Рекомендации ЦПМПК: ЦПМПК рекомендует обучение по АОП дошкольного образования обучающихся с задержкой психического развития,  с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей.

    Направления коррекционно – развивающей работы и психолого – педагогической помощи:

    учитель – логопед: коррекция фонетико-фонематической, лексико-грамматической стороны речи, слоговой структуры слов, связной речи, формирование навыков звукового анализа и синтеза;

    учитель – дефектолог: развитие познавательной деятельности, высших психических функций, формирование предпосылок к учебной деятельности;

    педагог – психолог: развитие познавательной деятельности, произвольной регуляции деятельности,  коммуникативных навыков.

    Рекомендуемые условия обучения: дозирование эмоциональной и учебной нагрузки  с учетом индивидуальных особенностей ребенка, реализация индивидуального подхода.

    Индивидуальный образовательный маршрут составлен в соответствии с ФГОС дошкольного образования, в соответствии с п. 6част1 статьи 6 ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013. № 19, ст. 2326, № 30, ст. 4036, подпунктом 5.2.41 Положения о Министерства образования и науки РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013г. № 446 (Собрания законодательства РФ, 2013, № 23, ст 2923;  № 33, ст.4386; №37, ст 4702), пунктом 7 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов  и внесение в них изменений, утвержденных в  постановлением Правительства Российской Федерации, 2013, № 33, ст.4377)

    В ИОМ учитываются:

    индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие  особые образовательные потребности.

    Цель ИОМ:  

    Создание условий, способствующих развитию личности ребенка, обеспечивающих в полной мере реализацию его потенциальных возможностей.

    Основные задачи коррекционного обучения:

    – развитие понимания обращенной речи;  обогащение и активизация словарного запаса; формирование простой фразы, навыков продуктивного взаимодействия;

    – социализация ребенка в обществе,  развитие коммуникативных навыков, формирование эмоционального интеллекта,  развитие волевых качеств;

    – помощь в освоении АОП.

    Срок реализации ИОМ –  1 год

    График посещения детского сада ребенком:  понедельник – пятница – 8.00 – 18.00 

    Педагог-психолог

    Направления работы

    Диагностическая работа:

    -диагностика уровня психофизического развития и индивидуальных особенностей ребенка (обследование аффективно-эмоциональной и социально-личностной сферы, сформированности коммуникативных и игровых навыков, уровня познавательной активности и моторного развития);

    – повторные обследования ребенка в течение года (январь, май);

    -коррекция индивидуальной программы работы с ребенком по результатам диагностических обследований.

    Коррекционно-развивающая работа:

    -проведение коррекционно-развивающих игровых занятий (подгрупповых, групповых и индивидуальных);

    -решение проблем взаимодействия в диаде родитель-ребенок, обучение родителя эффективным техникам взаимодействия с ребенком.

    Консультативная работа:

    – проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросам развития и воспитания ребенка; оптимизации взаимодействия с ребенком в семье, ребенка с другими детьми и взрослыми; организации развивающей среды для ребенка дома;

    – проведение консультаций по запросу родителей, по вопросам личных психологических трудностей родителей;

    – обеспечение участия родителя в групповых консультациях, семинарах-практикумах, тренингах.

    Психопрофилактическая работа:

    – оказание помощи ребенку и семье в период адаптации к условиям пребывания в детском саду;

    – составление рекомендаций по предупреждению эмоциональных перегрузок ребенка;

    – изучение медицинской документации на ребенка;

    – создание адекватного представления родителей о диагнозе, возможностях ребенка и возможных способах коррекции нарушений;

    -подбор литературы по проблемам развития и воспитания ребенка по запросу родителя и по необходимости.

    Источник

    Дефициты и ресурсы ребенка с ЗПР

    Задержкой психического развития считается замедленный темп развития психики ребенка. Причины ЗПР кроются в нейродинамической недостаточности, особенностях конституции, хронических соматических заболеваниях, неблагополучии семьи. Следствием становятся следующие дефициты развития:

    • незрелость ЦНС: слабость процессов торможения и возбуждения, отставание в формировании систем межанализаторных связей;

    • истощаемость психических функций;

    • отставание в развитии психомоторных функций;

    • низкая интеллектуальная продуктивность;

    • недостаточный объем, обобщенность, предметность и целостность восприятия;

    • низкая прочность запоминания;

    • неумение применять дополнительные средства запоминания;

    • эмоциональная неустойчивость;

    • низкий уровень произвольности познавательных процессов и поведения;

    • недоразвите речи: задержка формирования, ограниченность словарного запаса, аграмматизмы, затруднения в построении связных высказываний, трудность понимания значения слов;

    • инертность мыслительной деятельности;

    • длительный период приема и переработки информации;

    • нарушения пространственной ориентировки;

    • стремление избегать трудности;

    • отсутствие самоконтроля.

    Наряду с перечисленными недостатками эти дети обладают хорошей базой внутренних ресурсов, которую способен реализовать индивидуальный маршрут развития ребенка с ЗПР:

    • способность пользоваться оказанной помощью;
    • способность осмысленно воспринимать сюжет услышанного литературного произведения;

    • способность понимать условие простой задачи;

    • способность группировать объекты и устанавливать причинно-следственные закономерности;

    • способность разбираться в учебном материале и выполнять задание, руководствуясь его образцом и целью;

    • активность в поисках средств, облегчающих выполнение заданий;

    • заинтересованность в чтении книг и умение логично и скрупулезно пересказывать прочитанное;

    • способность проявлять глубокие эмоции по поводу прочитанного;

    • интерес театральному и изобразительному искусству;

    • стремление к творческому самовыражению;

    • любовь к фантазиями и вытеснение ими неприятных жизненных ситуаций.

    Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут ребенка с ЗПР

    Поступившего в ДОУ ребенка с ЗПР всесторонне изучают все специалисты, а затем составляется «Индивидуальная карта сопровождения развития и обучения». Для этого используются «Диагностические карты индивидуального развития ребенка».

    Диагностические карты индивидуального развития ребенка. Вторая младшая группа

    Опираясь на данные карты, коллектив ДОУ составляет «Индивидуальный коррекционный развивающий маршрут» воспитанника на весь период его пребывания в детском саду. Цель индивидуального маршрута ребенка-дошкольника с ЗПР — обеспечить преемственность дошкольного и начального общего образования, развивая у воспитанника функциональный базис для формирования универсальных учебных действий

    Индивидуальный маршрут развития ребенка с ЗПР определяет:

    1. Стратегическую цель развития: заложить основы знаний об окружающем мире, сформировать речь, дать самые простые базовые представления о математике, всесторонне развить психические процессы.

    2. Принципы прохождения маршрута. Наиболее важные из них

    ● принцип комплексного подхода к диагностике и коррекции нарушений.

    В его основе лежат взаимосвязанные действия всех специалистов ДОУ и родителей. Психолог формирует у ребенка навыки анализа и синтеза, сравнения и классификации, логопед использует их при постановке речи, воспитатель и родители закрепляют в «социальных» ситуациях.

    ● принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования

    Все действия педагогов предупреждают и корректируют нарушения с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма, используя современные специальные ТСО, ИКТ, особую организацию обучения.

    Свой «Индивидуальный коррекционный маршрут дошкольника с ЗПР» составляет каждый специалист ДОУ. Познакомимся с ним на примере работы логопеда.

    Индивидуальный логопедический маршрут дошкольника с ЗПР

    Индивидуальный маршрут для ребенка с ЗПР в ДОУ по развитию речи ставит цель: совершенствовать его речевые возможности, учитывая все специфические особенности. Рассмотрим раздел логопедического маршрута «Связная речь (монологическая и диалогическая речь)» для ребенка ЗПР старшей группы (5-6 лет).

    Задачи Методы Содержание работы
    Развить диалогическую речь Свободная беседа о самом себе, семье, друзьях, играх

    Попросить ребенка нарисовать то, что любит рисовать и затем ответить на вопросы по рисунку: «Что ты нарисовал?» «Почему ты это нарисовал?» «Как бы ты назвал свой рисунок?»

    Сформировать речевую инициативу и самостоятельность Игра «Зоологический музей»

    Предложить ребенку самостоятельно рассмотреть картинки с животными, самостоятельно придумать и задать познавательные вопросы; затем ответить на вопросы взрослого, чем бы он мог помочь животным

    Сформировать умение говорить от лица другого персонажа «Игровой диалог» Попросить ребенка самостоятельно придумать диалог между одушевленными и неодушевленными предметами
    Сформировать умение вести диалог и соблюдать принятые нормы поведения Игра «Телефонный разговор» Озвучить ребенку список правил этикета телефонного разговора и попросить от лица двух игрушек озвучить их телефонный разговор

    Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ЗПР в ДОУ

    Используя стратегический «Индивидуальный маршрут развития дошкольника с ЗПР», педагоги ДОУ ежегодно составляют подробную программу обучения ребенка, или «Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ЗПР». Его тактические шаги соответствуют рекомендациям ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного образования с ЗПР и включают:

    ●социально-коммуникативное развитие

    ●познавательное развитие

    ●речевое развитие

    ●художественно-эстетическое развитие

    ●физическое развитие

    ●сенсорное развитие

    ●познание окружающего мира.

    Педагоги ДОУ определяют задачи и содержание работы с ребенком по «Индивидуальному образовательному маршруту» в соответствии с АООП ДО для детей раннего и дошкольного возраста с ЗПР

    Рассмотрим раздел «Физическое развитие», направление «Коррекция и развитие психомоторных функций» для воспитанника с ЗПР средней группы

    Задачи Метод Содержание
    Развить мелкую моторику Упражнение «Катание карандаша» Ребенок катает в руке круглые карандаши и карандаши с гранями

    Игра «Сосулька». Самостоятельный контроль за мышцами на основе контрастных ощущений.

    Попросить ребенка представить, что он держит зимой в руках холодную сосульку: — мышцы напряжены; попросить ребенка представить , что он держит весной в руках сосульку -мышцы расслаблены.
    Оптимизировать речевую моторику

    Различные виды массажа рук.

    Самомассаж рук с использованием массажных мячиков.

    Попросить ребенка представить, что в руках у него ниточка.

    Дыхательное упражнение «Растягивание ниточки».

    Произносить по очереди гласные и согласные звуки. Просить ребенка их повторять с условием. На гласный звук он раздвигает руки и растягивает «ниточку», на согласный звук он сводит руки и сжимает «ниточку».
    Восстановить вестибулярно-моторный аппарат Упражнения «Прыжки»

    Попросить ребенка выполнить 5 раз группу прыжков: прыжок назад — пальцы рук сжать, прыжок вперед — пальцы рук разжать.

    Попросить ребенка выполнить 3 прыжка с одновременным продвижением вперед на одной ноге и хлопком рук.

    Индивидуальный маршрут ребенка с ЗПР в школе

    Выпускники ДОУ, имеющие диагноз ЗПР, перед поступлением в школу проходят ППМК. При подтверждении нарушений инклюзивные школы организуют специальное комплексное сопровождение, цель которого — возместить дефициты развития познавательной сферы, откорректировать личностные специфические особенности, обучить самостоятельной деятельности, контролируя этот процесс, наладить тесное сотрудничество с семьей ребенка. В системе сопровождения важное место отводится работе школьного психолога. Он работает со школьником ЗПР по «Индивидуальному маршруту психологической коррекции». Цель маршрута — в первую очередь обеспечить ребенку адаптивность, обучить самостоятельно сознательно удерживать равновесие в отношениях с самим собой и новым школьным окружением, а затем, регулируя происходящие в головном мозге процессы активности и торможения, развить произвольность поведения и осознанность каждого учебного шага своего подопечного.

    Индивидуальный образовательный маршрут школьника с ЗПР

    Индивидуальный образовательный маршрут школьника с ЗПР — это его собственный поход за знаниями, «путь героя», преодолевающего на своем пути множество трудностей, к заслуженной награде, которой в перспективе станет аттестат зрелости и возможность получить интересную, востребованную, высокооплачиваемую профессию. Школьный консилиумом, учитывая предложения ППМК и запросы семьи ребенка, на основании ФОГС и АООП НОО 7.1 или 7.2 разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут для детей с ЗПР с учетом всех особых образовательных потребностей. Этим потребностям соответствуют базовые учебники для здоровых школьников и специальные приложения, иллюстративные наглядные дидактические материалы, рабочие тетради, как печатные, так и электронные, для варианта обучения в течение 4-х лет по программе 7.1.

    • Т. Н. Ситникова. Математика. 1 класс.
    • С. С. Минаева, Л.О. Рослова, Л. И. Федорова, В.А. Булычева Математика. 1 класс. Часть1.
    • Т. Н. Максимова. Литературное чтение.1 класс.
    • И. Ф. Яценко. Обучение грамоте. 1 класс.
    • Сборник интернативных тестов по русскому языку. Интерактивный тренжер

    Маршрут ребенка с ЗПР по программ 5-летнего обучения 7.2. требует к базовым учебникам добавить специальные электронные программные приложения

    Пример. Индивидуальный образовательный маршрут 1 класс, ЗПР

    I Организационный компонент

    1. Пояснительная записка с информацией о ЗПР по ФОГС.

    2. Перечень использованных нормативных документов.

    3. Цель «Индивидуального образовательного маршрута». Образовательный маршрут ребенка с ЗПР в 1-м классе должен обеспечить продвижение школьника в освоении учебных предметов и развить способность обучаться не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с педагогом и одноклассниками.

    4. Цели учителя.

    ● Обеспечить ребенку освоение адаптированной основной образовательной программы начального общего образования, корректируя недостатки его физического и психического развития

    ● Своевременно выявлять трудности прохождения образовательного маршрута и гибко его редактировать.

    5. Задачи, которые ставит перед учителем индивидуальный маршрут для ребенка с ЗПР, изложены в «АООП НОО для ЗПР» вариант 7.1

    Самые важные из них:

    ● Создать темп учебной работы, соответствующий возможностям ученика и скорости формирование у него обобщенных знаний

    ● Создать охранительный педагогический режим

    ● Использовать здоровьесберегающие технологии

    ● Развить общеинтеллектуальные умения

    ● Сформировать основы социальных компетениций и умение ими целенаправленно и осознанно пользоваться

    ● Поощрять и стимулировать работу ребенка, используя только качественную оценку

    6. Психолого-педагогическая характеристика на ученика 1 класса. Указывается диагноз, главные проблемы обучения и уровень знаний по основным учебным предметам.

    II Недельный индивидуальный план с количеством часов на каждый предмет

    Заполняется в соответствии с выбранным видом АООП НОО для ЗПР. 7.1 или 7.2

    III Образовательный компонент индивидуального маршрута

    1. Пояснительная записка с анализом соответствия выбранной программы индивидуальным особенностям ребенка

    2. Планируемые результаты освоения учеником АООП НОО ЗПР, 1 класс.

    ● Описать по каждому учебному предмету (АООП НООО ЗПР 7.1) , например, по математике, результаты к концу учебного года:

    — чему ребенок научится

    Называть числа от 1 до 20 и проговаривать их последовательность. Оперировать словами «сложение», «вычитание». Определять разрядный состав чисел от 11 до 20. Сравнивать группы предметов , составляя из них пары. Определять длину отрезка.

    — чему будет учиться:

    Решать примеры, имеющие 1-2 действия. Решать простые задачи на сложение и вычитание в педелах 20-ти. Узнавать геометрические фигуры. Работать с математической таблицей из двух строк.

    — механизм определения уровня знаний и умений:

    Тесты, контрольные и проверочные работы.

    IV Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов

    «Математика».

    Универсальные познавательные действия.

    ● Развитие навыка работы с информацией: умение с помощью учителя отличать новое от известного; умение ориентироваться в учебнике.

    ● Развитие исследовательских способностей: умение находить ответы на вопросы, используя учебник, полученные на уроке знания и свой жизненный опыт; умение осознанно взаимодействовать с информацией, делая собственные выводы о работе класса

    ● Развитие способностей классифицировать и обобщать: умение сравнивать и группировать числа, числовые выражения, равенства и неравенства, плоские геометрические фигуры.

    Т.Н. Максимова. Математика. 1 класс.

    Начиная проходить свой индивидуальный маршрут в ДОУ и продолжая учебное «путешествие» в школе, ребенок с ЗПР имеет все шансы успешно освоить вариант АООП НОО. И тогда первым достижением «особого» школьника может стать решение ППМК считать его здоровым ребенком, не нуждающемся в особых образовательных условиях.

    Источник