Индивидуальный маршрут развития ребенка с зпр логопеда

Индивидуальный маршрут развития ребенка с зпр логопеда thumbnail

Юлия Данченкова
Индивидуальный образовательный маршрут по логопедии для ребёнка с ЗПР

Индивидуальный образовательный маршрут речевого развития

Этапы работы Направления работы Кор­рекци­он­но-ре­чевые задачи Рекомендованные игры и задания

Подготовительный этап (октябрь)

Сенсорное развитие 1. Развивать органы чувств (слух, зрение,

обоняние, осязание, вкус).

2. Закрепить знание основных цветов иоттенков,форме и величине предметов,

обогатить представления о них.

1. Упражнения в узнавании, классификации,

сравнении, цвета, формы, величины предметов геометрич. фигур.

2. Использовать те­лес­но-ори­ен­ти­рован­ные

упражнения, гла­зод­ви­гатель­ные упражнения,

релаксационные упражнения, растяжки, самомассаж, элементы пси­хогим­насти­ки.

Развитие психических функций

1. развивать все виды восприятия, учить

воспринимать и учитывать при сравнении

предметов признаки, воспринимаемые всеми органами чувств.

2. Со­вер­шенс­тво­вать, характер и

содержание способов обследования

предметов, способность обобщать.

3. Развивать все виды внимания, память,

стимулировать развитие творческого

воображения, исключать стереотипность мышления.

1.Рекомендуемые игры и упражнения: «Где постучали?»,

«Угадай, чей голосок», «Улиточка», «Лягушка», «Улавливай

шепот»1, «Где поет птичка?», «Жмурки с колокольчиком»,

«Найди бубенчик», «Поймай барабанщика», «Сложи радугу»,

«Теплые и холодные цвета», «Цветные колпачки», «Чудесный

мешочек», «Что в мешочке» и т. п

Развитие мелкой моторики

1. Развивать мелкую моторику рук и

со­вер­шенс­тво­вать графические навыки.

1. Обводка, закрашивание и штриховка по

трафаретам (по лексическим темам I периода обучения).

2. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).

3. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.

4. Печатание пройденных букв в тетради.

5. Использовать пальчиковую гимнастику по всем

лексическим темам и при знакомстве с изучаемыми буквами.

6. Использование массажных упражнений.

7. Выкладывать изображения и буквы с помощью

спичек, верёвочки, природных материалов.

8. Использовать пальчиковую гимнастику, по всем

лексическим темам, ки­нези­оло­гичес­кие пальчиковые

упражнения («ку­лак-реб­ро-ла­донь» и пр.) и при

знакомстве с изучаемыми буквами.

9. Лепка, аппликация, рисование.

Развитие общих речевых навыков

1. Вырабатывать чёткие,

ко­ор­ди­ниро­ван­ные движения органов

речевого аппарата.

2. Формировать правильное речевое дыхание.

3. Работать над постановкой

диафрагмального дыхания.

4. Работать над мягкой атакой голоса.

Выработка у детей умения пользоваться

громким и тихим голосом.

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Дыхательная гимнастика.

Основной этап Коррекция зву­коп­ро­из­но­шения

1. Разрабатывать речевой аппарат,

подготовка его к постановке звуков.

2. Сформировать правильное

произношение и первоначальное закрепление

неправильно произносимых звуков и

отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа).

3. Ав­то­мати­зиро­вать звуки в слогах,

словах, предложениях, сло­восо­чета­ни­ях,

связной речи.

1. Проведение общей и специальной

артикуляционной гимнастики.

2. использовать элементы би­оэнер­гоплас­ти­ки

3. Постановка нарушенных звуков.

4. Автоматизация поставленных звуков.

Работа над слоговой

структурой слова

(индивидуально, на

материале правильно

произносимых данным

ребёнком звуков)

1. Учить говорить слова сложной

слоговой структуры сначало изолировано,

потом в сло­восо­чета­ни­ях, потом в

предложениях, соблюдая пос­ле­дова­тель­ность

и количество слогов, интонационно

правильно оформляя их.

2. Выполнять слоговой анализ и синтез

слов из одного, двух, трех слогов; подбирать

слова заданным количеством слогов.

1. Плавно переключаться со слога на слог.

2. Плавно произносить стечения согласных в рамках

одного слога.

3. «Наращивать» слова.

4. Произносить слова со стечением согласных.

5. Делить слова на слоги, подсчитывать слоги,

называть 1-ый, 2-ой, 3-ий и пр. слог в слове.

Развитие

фонематического

слуха и навыков

языкового анализа и

синтеза, подготовка к

1. Развивать слуховое внимание на

материале неречевых звуков (звучащие

игрушки, хлопки).

2. Развивать слуховое внимание на

материале гласных звуков.

1. Знакомство с гласными звуками [а], [у], [о], [и],

[ы], [э],

2. Анализ и синтез звукосочетаний из 2-3 гласных

звуков (ау, уа и т. д.).

3. Выделение гласного в начале слова (Оля, в конце

обучению грамоте 3. Развивать слуховое внимание на

материале согласных звуков.

4. Знакомить с буквами.

5. Формировать умение осознанно читать

слоги, слова, предложения, тексты с

изученными буквами.

слова (пила, в середине односложных слов (шар, бык,

стол и т. п.).

4. Подбор слов на гласные звуки.

5. Знакомство с согласными звуками.

Со­вер­шенс­тво­вание умения выделять звук из ряда звуков,

на фоне слога, слова.

6.Знакомство с понятиями: «гласный звук» и

«согласный звук», «звук» и «буква», «твёрдый

согласный звук» и «мягкий согласный звук».

7. Выделение изучаемых согласных звуков из слова

(начало, конец, середина).

8. Определение пос­ле­дова­тель­нос­ти звуков в слоге,

слове.

9. Определение количества звуков в слоге, слове.

10. Определение ударнозо слога, звука в слове.

11. Составление звуко-слоговой схемы слов.

12. Выкладывание слогов, слов из букв, чтение

прямых и обратных слогов с изученными буквами.

13. Со­вер­шенс­тво­вание умения «печатать» буквы,

слоги, слова, предложения с пройденными буквами.

14. Закрепление умения выкладывать буквы из

палочек, кубиков, мозаики, шнурочка; лепить их из

пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами

или «зашумленные» буквы; различать правильно и

неправильно «напечатанные» буквы.

15. Читать слоги, слова, предложения, тексты с

изученными буквами.

16. Закрепление знания известных детям правил

правописания.

17. Формирование умения решать кроссворды,

разгадывать ребусы, читать изографы.

Развитие словаря 1. Расширять, уточненять и

активизировть словарь на основе

систематизации и обобщения знаний об

окружающем в рамках изучаемых

лексических тем.

1. Пополнение активного словаря

су­щес­тви­тель­ны­ми с уменьшительными и

увеличительными суффиксами

2. Обогащение экспрессивной речи сложными

словами, неизменяемыми словами, сло­вами-ан­то­нима­ми

3. Упражнять в сло­во­об­ра­зова­нии.

и сло­вами-си­нони­мами.

3. Расширение представления о переносном

значении и активизация в речи слов с переносным

значением.

4. Обогащение экспрессивной речи прилагательными

с уменьшительными суффиксами, относительными и

притяжательными при­лага­тель­ны­ми.

5. Дальнейшее овладение приставочными глаголами.

6. Практическое овладение всеми простыми

предлогами и сложными предлогами.

7. Обогащение экспрессивной речи за счет имен

числительных, местоименных форм, наречий,

причастий.

Со­вер­шенс­тво­вание

грамматического

строя речи

1. Формировать грамматические

категории имён су­щес­тви­тель­ных,

прилагательных, глаголов, местоимений,

числительных, наречий (по лексическим

темам)

2. Формировать навыки правильного

согласования имён су­щес­тви­тель­ных,

прилагательных, глаголов, местоимений,

числительных, наречий.

3. Формировать навыки грамматически

правильного составления предложений.

4. Формировать навыки анализа

предложений и составления графических схем

предложений.

1. Со­вер­шенс­тво­вание умения образовывать и

употреблять имена существительные единственного и

множественного числа в именительном падеже по всем

изучаемым лексическим темам (заморозок — заморозки,

гриб — грибы, береза — березы, яблоко — яблоки).

2. Закрепление умения образовывать и употреблять

имена существительные единственного и

множественного числа в косвенных падежах как в

беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с

предлогами по всем изучаемым лексическим темам

(дрозда, дрозду, дроздом, о дрозде; у конюшни, по

конюшне, над конюшней, в конюшне; жуков, жукам,

жуками, о жуках; у белок, по белкам, над белками, о

белках).

3. Со­вер­шенс­тво­вание умения образовывать и

использовать имена существительные и имена

прилагательные с уменьшительными суффиксами по

всем изучаемым лексическим темам (листочек,

картошечка, пальтишко; кругленький).

4. Формирование умения образовывать и

использовать имена существительные с

увеличительными суффиксами (медведище, головища) и

суффиксами единичности (горошинка, клюквинка).

5. Закрепление умения согласовывать

прилагательные и числительные с су­щес­тви­тель­ны­ми в

роде, числе и падеже; подбирать однородные

определения к существительным (косой заяц, голубая

стрекоза, длинноногие журавли; быстрая, проворная,

стремительная ласточка).

6. Закрепление умения образовывать и использовать

возвратные глаголы, глаголы в разных временных

формах (собираться, притаиться; улетает, улетел,

улетит).

7. Согласование глаголов с су­щес­тви­тель­ны­ми

единственного и множественного числа (яблоко растёт,

яблоки растут).

8. Согласование существительных с

прилагательными в роде, числе, падеже.

9. Согласование существительных с

притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои.

10. Согласование числительных два и пять с

су­щес­тви­тель­ны­ми.

11. Со­вер­шенс­тво­вание навыков составления

простых предложений по вопросам, по демонстрации

действия, по картине; распространения простых

предложений однородными членами.

12. Со­вер­шенс­тво­вание навыков составления и

использования слож­но­сочи­нен­ных предложений и

слож­но­под­чи­нен­ных предложений с придаточными

времени и причины (Мы пошли кататься с горки, когда

закончился снегопад. Девочки намочили рукавички, потому

что лепили снеговика.)

13. Закрепление навыков анализа простых

рас­простра­нен­ных предложений без предлогов и с

простыми предлогами (со зрительной опорой и без нее)

и навыка составления графических схем предложений.

Развитие связной

речи

1. Составлять простые рас­простра­нён­ные

предложения.

2. Обучать задавать вопросы и отвечать на

1. Формирование желания рассказывать о

собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не

только познавательного интереса, но и познавательного

вопросы полным ответом.

3. Обучать составлению описательных

рассказов по лексическим темам.

4. Работать над диалогической речью (с

использованием литературных

произведений).

5. Обучать пересказу небольших рассказов и

сказок (дословный и свободный пересказ).

общения.

2. Со­вер­шенс­тво­вание навыков ведения диалога,

умения задавать вопросы, отвечать на них полно и

кратко.

3. Закреплять умение составлять описательные

рассказы и за­гад­ки-опи­сания о предметах и объектах

по заданному плану и самостоятельно составленному

плану.

4. Со­вер­шенс­тво­вание навыка пересказа сказок и

небольших рассказов по заданному или коллективно

составленному плану. Обучение пересказу с

изменением времени действия и лица рассказчика.

5. Со­вер­шенс­тво­вание навыка составления

рассказов по серии картин и по картине по заданному

или коллективно

составленному плану.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 22 «Журавушка»

РазработанноПМПк

МБДОУ №22 «Журавушка»

Протокол №_______

«___» ___________20___г.

Согласовано:

_________________________

«___» ______________20___г.

Утверждаю:

Заведующая МБДОУ№22 «Журавушка»

____________ Н.П.Крупская

«___» _______________20___г.

Индивидуальный образовательный маршрут

Дима К.

на 2017 – 2018 уч. год

Пояснительная записка:

Ф. И. О: Дима К.

Дата рождения:

Возраст: 5 лет 4 месяцев

Группа: старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР «Солнышко»

Дата поступления в ДОУ:

Период сопровождения: с сентября 2017г.

Семья: полная, 2 детей

мама: Елена Сергеевна К.

папа:

Группа здоровья, перенесенные заболевания: II, тубинфицирование, кариес, ОРВИ.

По результатам ПМПК выявлены следующие особенности:

Общее недоразвитие речи (I- II)уровень с дизартрическим компонентом. Знания, умения и навыки сформированы недостаточно. Уровень психического развития не соответствует возрастной норме.

Городской ПМПК рекомендовал обучение по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР.

Воспитатели: Игнатьева Л.В.

Воропаева Л.Б.

Специалисты:

Ф.И.О. Ковалевская Лариса Вячеславовна – учитель – логопед

Ф.И.О. Мацулевич Анастасия Эриковна – педагог – психолог

Краткая характеристика:

У ребенка очевидны проблемы в усвоении программы ДОУ. Общее недоразвитие речи (I-II) уровень с дизартрическим компонентом. Недостаточный активный и пассивный словарь. Есть нарушения звукопроизношения, слоговой структуры слова, грамматического строя. Связной речь не сформирована. Низкий познавательный интерес к окружающему миру. Низкий уровень первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. Уровень психического развития ниже возрастной нормы. Незрелость эмоционально-волевой сферы (плаксивость, быстрая утомляемость при выполнении заданий учебного плана). Не выделяет существенных признаков при обобщении предметов, затрудняется при сравнении. Знания умения и навыки сформированы недостаточно. Проявляется отставание в развитии общей и мелкой моторики. Неустойчивость при выполнении физических упражнений. Не регулирует силу нажима на карандаш, пластилин, затрудняется при пользовании ножницами. Навыки самообслуживания сформированы недостаточно. Снижен интерес к игре. Играет в одиночестве. Не доводит начатое  дело до конца. Не умеет договариваться и самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.

Цель: создать условия для успешного освоения ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ и успешной адаптации в социуме.

Задачи:

1.Создание условий для пребывания ребёнка в группе компенсирующей направленности.

2.Развитие всех компонентов речевой системы.

3.Развитие и формирование познавательных процессов,

4.Развитие эмоционально-волевой сферы.

5.Развитие координации движений и мелкой моторики рук.

Содержание индивидуального образовательного маршрута

Образовательный компонент:

Форма обучения очная, групповая, фронтальная.

– Работа в общем режиме.

– Индивидуальный подход во время образовательного процесса.

– Использование двигательных, зрительных и речевых физкультминуток во время занятий.

– Совместные игры на развитие эмоционально-волевой сферы.

Индивидуальный учебный план:

Усиление образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие».

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»:

– развитии игровых умений и навыков;

– поддержании интереса детей к деятельности сверстников, содействие налаживанию диалогического общения в совместных играх и занятиях;

– присвоении норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

– формировании умения распознавать эмоции окружающих людей, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

– становлении самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Во второй половине дня индивидуальные занятия по выполнению заданий специалистов.

Образовательная нагрузка в неделю

Образовательная область «Физическое развитие»

Физическая культура

помещение

на улице

2 / 40 мин. (инструктор по физ. воспитанию)

1 / 20 мин.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование элементарных математических представлений

2 / 40 мин.

2 / 40 мин.

Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора

Образовательная область “Речевое развитие”

Развитие речи

2 / 40 мин. (учитель – логопед)

1 / 20 мин.

Чтение художественной литературы

Ежедневно

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рисование

2 / 40 мин.

Лепка

0,5 / 12,5 мин

Аппликация

0, 5 / 12,5 мин.

Музыка

2 / 40 мин.

Социально – коммуникативное развитие детей осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в семье.

Итого:

Индивидуальные занятия

Педагог – психолог

2/20 мин.

Учитель – логопед

2/20 мин.

Воспитатель

2/ 20 мин.

Музыкальный руководитель

Инструктор по физ. культуре

Коррекционный компонент:

Психолого – педагогическое сопровождение

(индивидуальный учебный план)

п/п

Специалист сопровождения

Основные направления

Режим и формы работы

Показатели динамики развития

Формы оценки результатов работы

Формы работы с родителями

1.

Педагог -психолог

-Развитие познавательной деятельности и интереса к окружающему миру, через игры, упражнения и мероприятия.

-Развитие социально значимых умений.

-Развитие коммуникативных навыков.

– Развивать общие интеллектуальные умения ребенка: приемы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации, исключения, абстрагирования.

-Работать над развитием произвольный функций контроля и планирования своих действий.

– Работать над развитием ориентировки в пространстве, относительно своего тела, формировать представление о взаимодействии внешних объектов и тела.

– Развивать мелкую моторику рук ребенка.

Индивидуальные занятия: понедельник, четверг

10.00 – 10.15ч.

Незначительная положительная динамика. Продолжать развивать: временные и пространственные представления; восприятие; память; внимание; речь; мышление (не доступны задания: выделение лишнего предмета и обобщение), моторику.

Примечание:низкий темп деятельности, повысился уровень заинтересованности. Ходит на занятия с удовольствием.

Обследование уровня психических познавательных процессов

Консультации, тренинги, практикумы, беседы, посещение занятий,

анкетирование, изготовление

памяток, рекомендаций, стендов.

    Учитель – логопед

    1. Фонетическая сторона речи. Артикуляционная гимнастика. Постановка нарушенных звуков. Автоматизация поставленных звуков в словах; словосочетаниях; предложениях, скороговорках; стихотворных текстах; спонтанной речи Дифференциация с близкими по акустическим или артикуляторным признакам звуками. 2.Лексика. Расширение, уточнение и активизация словаря по тематическому плану. Расширение предикативного словаря. Расширение словаря признаков. Изучение антонимов, синонимов. Работа по употреблению сложных предлогов. 3. Грамматический строй речи. Образование глаголов – антонимов. Образование притяжательных прилагательн. Образование единственного и множествен числа существительных в Д.и Пр.падежах. Образование уменьшительно-ласкательной и увеличительной форм существительных. Образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных. Составление сложноподчиненных предложений. Анализ предложений без предлогов и с простыми предлогами, составление графических схем предложений. 4. Фонематическая сторона речи. Закрепление знания признаков гласных и согласных звуков, умения различать их, подбирать слова на заданный звук. Закрепление представлений о твердости – мягкости согласных. Выделение звука на фоне слова, выполнение звукового анализа и синтеза слов. Закреплять понятие звук, слог, предложение, гласный, согласный звуки. Ознакомление с буквами. 5. Связная речь. Составление рассказа – описания по наглядному образцу. Составление рассказа по сюжетной картинке. Составление рассказа на материале собственного опыта. Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Пересказ сказок и простых текстов. Заучивание стихотворений, скороговорок, загадок. 6. Профилактика дисграфии и дислексии. 7. Совершенствование слухового, зрительного и кинестетического контроля. 8. Медикаментозное лечение у невролога.

    Индивидуальные занятия: вторник, пятница

    11.00 – 11.20ч.

    Незначительная положительная динамика в фонематическом восприятии. Продолжать развивать грамматический строй и связную речь. Положительная динамика в звукопроизношении. Поставлены и автоматизированы свистящие и шипящие звуки.

    Обследование уровня речевого развития

    Консультации, тренинги, практикумы, беседы, посещение занятий,

    анкетирование, изготовление

    памяток, рекомендаций, стендов.

    .

    Логопедическое сопровождение

    • Коррекционно-образовательные технологии, программы:

    – Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР» под редакцией Н.В.Нищевой.

    – Адаптированная основная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

    – Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции общего недоразвития речи у детей старшей логопедической группы.

    – Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР под редакцией Н.В.Нищевой

    – Нетрадиционные приемы работы по развитию артикуляционной моторики В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко

    • Инновационные технологии, методы и средства:

    ИКТ, элементы ТРИЗ, метод моделирования, социо-игровые методы и приемы, проблемный метод обучения

    Сказкотерапия, пескотерапия, театрально-игровая деятельность, приемы мнемотехники

    • Здоровьесберегающие технологии:

    – динамические паузы,

    – пальчиковая гимнастика,

    – упражнения для глаз,

    – дыхательная гимнастика,

    – релаксационные паузы,

    – психогимнастика,

    – музыкотерапия,

    -су-джок терапия,

    – пальцевый массаж.

    • Формы контроля и учета достижений ребенка:

    Комплексное обследование в начале учебного года, промежуточная диагностика, комплексное обследование в конце учебного года.

    Воспитательный компонент:

    Консультации для родителей:

    Социально – личностное развитие через сюжетно – ролевые игры («Дочки- матери», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Автобус», «Библиотека», «Строители»), театрализованные игры (драматизация сказок, потешек), дидактические игры («Сложи узор», «Логические пары», «Все о времени», «Собери картинку», «Хорошо-плохо», «Что сначала, что потом», «Четвертый лишний», «Логический поезд»).

    Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками через

    совместные игры: «Выбери друга», «Скажи ласково», «Садовники и цветы», «Доброе животное», «Волны». «Волшебники» и др.

    Развивать толерантность у детей группы через взаимопомощь, беседы с детьми.

    Развивать стремление выражать своё отношение к окружающему через различные речевые средства.

    Заключительный раздел

    Ожидаемый результат для родителей: адаптирование ребенка к социуму, развитие речи и мелкой моторики рук, формирование готовности к обучению в школе.

    Ожидаемый результат: ребенок адаптирован к социуму, освоения ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ.

    Заключение и рекомендации

    Сформировать рекомендации специалистов ДОУ для родителей и воспитателей с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребёнка.

    Источник