Индивидуальный маршрут развития ребенка с речевыми нарушениями

Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребёнка с нарушением речевого развития.

Ф.И. ребенка – Г. Р. (6 лет)

Особые проблемы-дисфункции:

Нарушение развития речи, имеются дефекты в звукопроизношении; плохо сформирована связная речь. Присутствуют ошибки в словоизменении (в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падеже, согласовании существительных и числительных) и словообразовании (образовании слов, относительных и притяжательных прилагательных и т. д.), бедность словарного запаса.

Вся работа строится на основе Адаптированной образовательной программы, целью которой является создание условий для обеспечения коррекции недостатков в психо-речевом развитии, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

Особенности реализации образовательной деятельности:

  • Организация образовательной деятельности без принуждения;
  • Присутствие субъектных отношений педагога и ребёнка (сотрудничество, партнерство);
  • Игровая цель;
  • Преобладание диалога воспитателя с ребёнком;
  • Предоставление ребёнку возможность выбора материалов, оборудования, более свободная структура образовательной деятельности.

Формы и средства организации коррекционной непосредственно-образовательной деятельности:

Учитель-логопед:

Фронтальные и индивидуальные коррекционные занятия.

Воспитатель:

• образовательная деятельность в режимных моментах по развитию речи с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи;

• индивидуальная работа во второй половине дня;

• коррекционная непосредственно-образовательная деятельность по закреплению навыков, полученных на занятиях логопеда;

• экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность;

• беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.

Задачи:

  1. Развивать артикуляционный аппарат, фонематический слух;
  2. Активизировать словарный запас об окружающем мире;
  3. Формировать умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных (по аналогии, употреблять эти существительные в именительном, винительном и родительном падежах);
  4. Формировать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;

Предполагаемые результаты:

  1. Фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

Правильно произносит звуки, замечает ошибки в звукопроизношении; Называет слова на заданный звук, чётко определяет местонахождение звука в слове, умеет делить слово на слоги, даёт характеристику звукам;

  1. Владеет словарным запасом, связанным с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта; Знает своё имя и фамилию, возраст, имена членов своей семьи, кем работают; Называет город, домашний адрес, в какой стране живёт, столицу, президента; Умеет классифицировать предметы, обобщать одним словом; Называет времена года, отмечает их особенности;

Знает о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных и растений;

  1. Умеет подбирать к существительному несколько прилагательных;

Называет слова противоположные по значению;

Называет слова в единственном и множественном числе;

  1. Составлять по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; Умеет связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

Работа над слоговой структурой:

  • Повторение предложений
  • Повторение чистоговорок и скороговорок

Работа над словарем:

  • Уточнить предметный словарь и познакомить с названием новых предметов
  • Уточнить и расширить словарь признаков
  • Уточнить и расширить словарь наречий
  • Уточнить и расширить глагольный словарь
  • Уточнить и расширить словарь многозначных слов Работа над грамматическим строем речи:
  • Образование множественного числа сущ.
  • Образование ум. – ласкательных форм существительных.
  • Употребление сущ. в различных падежах
  • Согласование местоимений с существительным
  • Согласование сущ. с числительными
  • Согласование прилагательных с существительным
  • Образование прилагательных от сущ.

Работа над связной речью:

  • Обучение составлению предложений:

Простые без союза, предлога (2 – 4 слова)

Простые с союзом, предлогом

Сложные предложения

  • Обучение составлению описательного рассказа
  • Обучение пересказу
  • Составление рассказа по серии картинок
  • Обучение составлению рассказа по сюжетной картине.

СХЕМА ПРОТОКОЛА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 5-6 ЛЕТ (на начало и конец года)

1. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ЭТО СЛОВО?

Что значит слово «посуда»?

Что значит слово «праздник»?

2. ПРИДУМАЙ ОКОНЧАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

В воздухе зимой закружились первые … (снежинки)

Золотистая пчелка кружится над … (цветком)

Осенью небо хмурое и часто идет … (дождь)

Знают дети, что на елке есть зеленые … (иголки)

Весной светит солнце, тает снег и текут … (ручьи)

3. СКАЖИ НАОБОРОТ.

Слон большой, а комар … (маленький)

Днем светло, а ночью … (темно)

Дерево высокое, а куст … (низкий)

Лев смелый, а заяц … (трусливый)

Зимой холодно, а летом … (тепло)

Дедушка старый, а внук … (молодой)

4. ИГРА «ЭХО» (Повтори за мной)

Па-ба, та-да, ка-га, па-па-ба, та-да-та, па-ба-па.

5. ПОВТОРИ.

кот – год – кот

том – дом – ком

удочка – уточка

6. Классификация предметов (Назови одним словом)

Майка, платье, рубашка, колготки – Одежда

Фрукты, мебель, дикие животные, домашние животные.

Круглое, гладкое, сочное, сладкое, фрукт

Оранжевая, длинная, сладкая, растет на грядке, овощ

Зеленый, длинный, вкусный он соленый, вкусный он сырой, кто же он такой?

Красный, круглый, сочный, мягкий, вкусный, овощ

7. КТО КАК ДВИГАЕТСЯ? (Что делает?)

Рыба … (плавает)

Птица … (летает)

Лошадь … (скачет)

Собака … (бегает)

Кошка … (крадется, бегает)

Лягушка … (прыгает)

Бабочка … (летает)

Змея … (ползает)

8. НАЗОВИ ЖИВОТНОЕ И ЕГО ДЕТЕНЫША.

Лев-львёнок, лошадь-жеребёнок, собака-щенок и т.д.

9. ПОДБЕРИ СЛОВО.

Ветер дует … (сильно)

Собака лает … (громко)

Лодка плывет … (медленно)

Девочка шепчет … (тихо)

10. Повтори слова.

Жираф, космонавт, мотоцикл, квартира, скворечник, телевизор, вертолет,

Художница, фотограф, земляника, сковородка, прямоугольник, стрекоза…

11. ПОВТОРИ ЗА МНОЙ.

Милиционер стоит на перекрестке.

Золотые рыбки плавают в аквариуме.

Фотограф фотографирует детей.

Саша сушит мокрое белье на веревочке.

Часовщик чинит часики.

Птичка вывела птенцов в гнезде.

Мотоциклист едет на мотоцикле.

Повар печет блинчики на сковородке.

12. Опиши предмет

Елка

Зайчик

Мячик

Яблоко

Лимон

13. СОСТАВЬ РАССКАЗ

14.. ПОДУМАЙ И СКАЖИ.

Мама взяла зонтик, потому что на улице…

Тает снег, потому что…

Цветы засохли, потому что

В лесу появилось много грибов, потому что…

На деревьях появляются молодые листочки, потому что

15. УГАДАЙ, ЧЕГО НЕТ.

У тебя ведра, у меня нет (чего?) …

У тебя львы, у меня нет (кого?) …

У тебя деревья, у меня нет (чего?) …

У тебя яблоки, у меня нет (чего?) …

У тебя кресла, у меня нет (чего?) …

16. НАЗОВИ ЛАСКОВО.

Окно, зеркало, дерево, ящик, кольцо, петля, ухо, платье….

16. НАЗОВИ.

Чего много в лесу?

Откуда осенью падают листья?

К кому ты любишь ходить в гости?

Кому нужна удочка?

Кого ты видел в зоопарке (цирке)?

Чем ты смотришь?

Чем ты слушаешь?

На чем катаются дети зимой?

17. НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО.

С: сад, коляска, глобус

Сь: василек, такси

3: замок, Незнайка

Зь: земляника, обезьяна

Ц: цапля, кольцо, индеец

Ш: шашки, ошейник, карандаш

Ж: жираф, жук, лыжи

Щ: щука, щенок, плащ

Ч: чайник, печенье, мяч

Л: лампа, волк, стол

Ль: лимон, плита, соль

Р: рак, марки, мухомор

Рь: река, пряники, фонарь

Й: лейка, яблоко, еж, крылья

К: куртка, скрипка, шкаф

Г: грядка, грелка, виноград

X: хлеб, сухарь

18. ПОВТОРИ ПРАВИЛЬНО.

У Зины зонт.

У сома усы.

Кузнец кует цепь.

Шапка да шубка – вот и весь Мишутка.

У ежа ежата.

Дятел долбит ель.

К нам во двор забрался крот.

Майя и Юра поют.

19. СЧИТАЛКИ.

20. Иннервация мимической мускулатуры:

Движение оскаливания, надувание щек, сморщивание, нахмуривание

21. Движения артикуляционного аппарата:

Раздвинуть углы губ

Выдвинуть губы вперед

Округлить губы

Высунуть язык на нижнюю губу

Высунуть язык на верхнюю губу

Пощелкать язычком

«Часики»

Произнести звук А при широко открытом рте

«Улыбка» – «трубочка»

«Трубочка» – «улыбка»

Высовывание языка на нижнюю губу –

Языка на верхнюю губу

Высовывание языка на верхнюю губу –

Языка на нижнюю губу

«Улыбка»

«Показать язычок киске»

Оценка результатов обследования обеспечивает возможность выявить и зафиксировать даже незначительные изменения в развитии ребенка по всем изучаемым параметрам, которые отражают динамику овладения программным содержанием. В соответствии с этим в оценке отражается как количественная, так и качественная характеристика происходящих изменений. Проводятся два среза: первый (в начале учебного года) позволяет разработать оптимальную для всей группы и для каждого ребенка программу логопедической и общеразвивающей работы; второй (в конце учебного года) дает полное представление о динамике развития ребенка в течение года и на этой основе позволяет наметить общие перспективы дальнейшей логопедической и общеразвивающей работы с ним.

Материал для развития связной речи.

1. Сюжетные картины.

2. Серии сюжетных картин.

3. Картины с проблемным сюжетом.

4. «Алгоритмы» описания предметов (по лексическим темам)

5. Сборники сказок, рассказов для составления пересказов

6. Картинки для составления рассказов.

7. Дидактическая игра «Небылицы».

8. Мнемотаблицы для составления рассказов.

9. Алгоритмы для составления предложений.

10. Загадки, потешки, поговорки, скороговорки.

11. Театрализованная деятельность: театры: плоскостной, настольный, перчаточный, пальчиковый и др. Театральная ширма, костюмы, маски, шапочки, атрибуты сказок, игрушки для самостоятельной театральной деятельности.

Рекомендации:

  • Совместно с родителями создать условия для поддержания устойчивого интереса к словесным играм.
  • Рекомендовать родителям для заучивания чистоговорки, скороговорки, считалки; чтение сказок с последующим пересказом по иллюстрациям.
  • Рекомендовать комплекс артикуляционной гимнастики, а также ряд словесных и пальчиковых игр.
  • Следить и поправлять речь ребёнка.
  • Рекомендовать игры, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развития грамматического строя речи.

Например: «Один – много», «Чьи следы?», «Четвёртый лишний», «Скажи одним словом», «Из чего – какой?», «Опиши любимую игрушку» и другие.

Источник

Елена Николаевна Качанова

Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка старшей группе с нарушением речи

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника ДОУ

Ф. И. ребенка

на 2019 – 2020 учебный год.

Возрастная группа старшая

Дата рождения 28.10. 2014 год

Дата составления образовательного маршрута: сентябрь 2019г., январь 2020 г.

Воспитатель: Качанова Е. Н. ,.

Результаты педагогической диагностики: Имеет низкий уровень в образовательной области: речевое развитие.

Проблема ребенка:

1. Ошибки в словоизменении (в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падеже, согласовании существительных и числительных) и словообразовании (образовании слов, относительных и притяжательных прилагательных и т. д.).

2. Средний уровень развития монологической и диалогической речи; затруднения в умении правильно произносить звуки, в опознании звука в слове, в отборе предметов на определенный звук.

3. Затрудняется составить рассказ по предметной, сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, пересказать сказку, рассказ, рассказать стихотворение;

Задачи (планируемый результат):

– автоматизировать звуки в слогах, в словах, в словосочетаниях и в связной речи. Дифференцирование шипящих и свистящих звуков в чистоговорках, скороговорках и в монологической свободной речи;

– развивать монологическую и диалогическую речи; устранить затруднения в умении правильно произносить звуки, в опознании звука в слове, в отборе предметов на определенный звук, в поверке слоговой структуры слова

– учить составлять рассказ по предметной, сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, пересказывать сказку, рассказ, рассказывать стихотворения;

– обогащать, расширять и активизировать словарный запас на основе углубления представлений о предметах, явлениях и событиях окружающей действительности; упражнять в потреблении имен существительных во множественном числе (по принципу «один – много») и образовании формы родительного падежа множественного числа существительных (чего нет) с предлогом ; Составлять простые распространённые предложения. Обучать задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом. Обучать составлению описательных рассказов по лексическим темам. Работать над диалогической речью (с использованием литературных произведений). Обучать пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).

Средства развития: игра

Форма организации: индивидуальная, совместная деятельность

Планируемый результат: повысить уровень усвоения программы по речевому развитию.

Ответственный за результат (ФИО воспитателя):___

Периодичность занятий: 1 раз в неделю в понедельник утро

Месяц/

Дата Содержание работы (названия игр, упражнений и прочее): Цель отчёт о работе Взаимодействие с родителями

1. сентябрь Д/и «Подбери словечко»Цель: продолжать развивать навыки словообразования, подбор родственных слов. Консультация «Артикуляционная гимнастика – первый и необходимый этап на пути к четкому произношению»

2. сентябрь Заучивание чистоговорок Формировать правильное звукопроизношение, развивать и совершенствовать речевой слух. Повторить чистоговорки

3. сентябрь «Кто что умеет делать». подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных, включать их в рассказ

Продолжать работу по формированию интереса к книге

4. сентябрь Дид. игра «Измени слово»

Упражнять в образовании существительных уменьшительно – ласкательного значения. Отрабатывать дикцию.

штриховка

5. октябрь Упражнение «Повторяй за мной»Цель: побуждать заучивать строки стихотворений наизусть. Консультация “Каков язычок?”

6. октябрь Дид. игра «Закончи слово» Развивать умение детей делить слова на слоги.

«Угадай на ощупь»

7. октябрь Дидактическая игра «Какого звука не хватает?» Совершенствовать у детей навыки звукового анализа. Назови взрослых животных и их детенышей

8. октябрь Упражнение «Назови первый звук слова» учить называть слово, выделяя первый звук, и звук изолированно «Зашнуруй башмак»

9. октябрь Игровое упражнение “Один-много” упражняться в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; подбирать к словам определения и действия Возьми игрушку, в названии которой есть названный звук»

10. ноябрь Д/И «А я бы…» развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию “Один – много”

11. ноябрь Игровое упражнение «Кто что делает?», «Кто чем играет?», «Кто во что одет?» Обогащать словарь существительными, глаголами, прилагательными, консультация «особенностей применения пальчиковых игр как средства развития речи»

12. ноябрь Д/и «Четвёртый лишний». Расширять и активизировать словарный запас «Назови одним словом».

13. декабрь Д/и «Назови ласково».

Развитие навыков словообразования.

Упр-ие «Четвёртый лишний»

14. декабрь Беседа «В гостях у бабушки». Поощрять попытку ребенка рассказывать об интересующих его новостях. «Кто где работает»

15. декабрь С/И «Закончи предложение».

Формировать связную и грамматически правильную речь. «Назови ласково

16. декабрь Игра – драматизация сказки «Рукавичка». Формировать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов.

Продолжать работу по формированию интереса к книге

17. январь Д/и. «Найди белку» Употреблять в речи предлоги НА, С, В, К. Расширять глагольный словарь Консультация «Развиваем речь с помощью скороговорок»

18. январь Составление рассказа «Моя любимая игрушка». Развивать навык описания предмета с опорой на схему. «Подбери слова»

19. январь Составление рассказа по картине «Снеговик». Учить составлять рассказ по картине Скажи, какой?

(учить выделять признаки предмета)

20. февраль Д/и «Четвёртый лишний». Расширять и активизировать словарный запас. «Какое слово лишнее?».

21. февраль Д/и «Подбери признаки». Формировать умение образовывать относительные прилагательные, память, речь. «Скажи по слогам»

22. февраль Упр. «Назови ласково». Развивать фонематический слух. Продолжать работу по формированию интереса к книге

23. март Пальчиковая игра «Пальчики – помощники».

Формировать умение слушать художественное произведение, поддерживать интерес игровыми действиями с пальчиками. «Подбери признак»

24. март Игра «Найди место для своей картинки». Закреплять умение составлять предложения со словосочетаниями Игра «Скажи наоборот»

25. март Игра «Доскажи словечко». Учить подбирать родственные слова. Упражнение “Подбери слово по смыслу”

26. март Упр. «Раздели на слоги». Учить делить слова на слоги, определять место звука в слове. Составить рассказ-описание «Моя мама»

27. апрель Составление рассказа по картине «В лесу». Учить составлять рассказ по картине.

Составление рассказа из личного опыта по плану “Домашнее животное в нашей семье”.

28. апрель Игра «Доскажи словечко». Учить подбирать родственные слова. Упражнение “Подбери слово по смыслу”

29. апрель Дид. упражнение “Скажи какой?” Учить составлять простые распространённые предложения; сравнивать предметы по материалу, назначению, употребляя названия качеств. обведи по точкам

30. апрель Дид. игра “Учимся говорить правильно” Учить произносить фразу с разной интонацией; упражнять в произнесение чистоговорок и скороговорок на звуки С,Ц,Ш,Щ в разном темпе и с разной силой голоса Упражнение “Назови звук”

31. май Сюжетно – ролевая игра “Мы с мамой пришли в магазин” Учить задавать вопросы и отвечать на них полным ответом. Продолжать работать над диалогической речью. Упражнение “Закончи предложение”

32. май Составление рассказа по картине “Дети гуляют в парке” Учить составлять описательный рассказ по картине с помощью вопросов воспитателя, придумывать название картины. назови весенние месяцы

33. май Игра “Опиши предмет, а мы отгадаем” Закреплять умение составлять загадки – описания о предметах или объектах по заданному плану Составить книгу загадок

Источник