Индивидуальный маршрут развития ребенка с овз в школе по фгос образец
Структура индивидуально-образовательного маршрута для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Разработана рабочей группой педагогов МОУ «СОШ №5» г. Стрежевой, Томская область.
Руководитель группы: Исалиева Толганай Александровна, учитель начальных классов
Участники: Шамазова Фания Зайнулловна, учитель начальных классов
Сорочкина Виталина Валерьевна, учитель начальных классов
Былинко Лифуза Маликовна, учитель начальных классов
Ходырева Олеся Петровна, психолог.
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ
1. Пояснения
Дети с ограниченными возможностями – это дети, состояние здоровья которых препятствует развитию общеобразовательных программ вне определенных условий образования и обучения, т.е. дети с ограниченными возможностями или дети с временными или постоянными физическими ограничениями и / или умственным развитием. Эти дети учатся в общем образовании. Основная проблема неуспеваемости детей с ограниченными возможностями – это несоответствие интеллектуальной системы ребенка школьной системе. В соответствии с частью 1 статьи 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») установлено: «… Содержание образования и условия организации обучения и обучения студентов с ограниченными возможностями (далее -) определяют адаптированную образовательную программу, а для инвалидов также индивидуальную программу реабилитации инвалидов. предназначен для обучения в общеобразовательной школе.
Индивидуальная траектория обучения – это документ, отражающий специфические условия максимальной реализации особых образовательных потребностей обучающегося с ОВЗ в учебно-воспитательном процессе на заданном образовательном уровне. Индивидуальная образовательный маршрут – это разнообразная образовательная программа, которая дает ребенку возможность освоить образовательную программу, педагогически поддерживая его самоопределение и самореализацию.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными навыками и возможностями обучающегося (степенью подготовки к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
Основная цель – создание гуманной образовательной среды в школе с целью социальной и личностной реабилитации детей с ограниченными возможностями и их последующей интеграции в современное социально-экономическое и культурно-нравственное пространство.
ИОМ предлагает решение основных задач:
– создать условия для реализации учебной программы;
-организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с различными формами нарушений развития;
– укрепление и поддержание здоровья обучающихся на основе образовательного процесса;
– создание благоприятного психологического и образовательного климата для реализации индивидуальных навыков с ограниченными возможностями;
-расширение материальной базы школы и вспомогательных ресурсов для организации обучения детей с ограниченными возможностями.
Ожидаемые конечные результаты:
Обеспечение базового уровня образования для учащихся с ограниченными возможностями.
– реализовано на первом образовательном этапе – 4-5 лет:
– второй этап – общее базовое образование – 5 лет.
2. Принципы разработки и реализации
Принцип гуманизации – заключается в реализации личностно-ориентированного подхода, направленного на общее развитие, его социализацию, максимальную интеграцию в современную жизнь.
Принцип индивидуального подхода подразумевает необходимость определения индивидуальной цели обучения и воспитания, подбор содержания, выбор форм и методов обучения для каждого ребенка с учетом его профессиональных и образовательных потребностей, образовательных возможностей и условий. .
Принцип системности – обеспечивает единство обучения, диагностики, коррекции и развития учащимся с ОВЗ, то есть системный подход к анализу особенностей их развития и исправлению нарушений, а также комплексный многоуровневый подход к решению проблемы;
Принцип комплексного подхода – предполагает интеграцию обучения и коррекции путем включения корректирующего компонента в рабочий учебный план, ориентированный на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений развития учащихся.
Принцип преемственности – гарантирует непрерывность педагогической помощи с ограниченными возможностями здоровья до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению.
Принцип комплексного взаимодействия всех участников образовательного процесса при реализации ИОМ предполагает постоянное сотрудничество преподавателей, психолога, администрации образовательных учреждений, медицинских работников и других специалистов для наиболее успешной реализации цели обучения по ИОМ.
Принцип приоритета самостоятельных форм учебной деятельности – предполагает максимальную активность и самостоятельность обучающегося в процессе обучения.
3. Условия реализации
Организационные условия
Индивидуально образовательный маршрут предусматривает как вариативные формы обучения, так и различные варианты специального сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Психолого-педагогическое обеспечение включает:
– оптимальный режим учебных нагрузок;
– коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса;
– учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
– соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
– использование современных педагогических технологий;
– оздоровительный и охранительный режим;
– укрепление физического и психического здоровья;
– профилактику физических, умственных и психологических перегрузок
обучающихся;
– соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм;
– участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях.
Данная работа обеспечивается взаимодействием следующих специалистов и педагогов:
– педагог-психолог;
– социальный педагог;
– учителя- предметники;
– классный руководитель;
– медсестра.
Медсестра контролирует соблюдение требований СанПин 2.4.2.2821-10.
Педагог – психолог проводит диагностику эмоциональной сферы, эстетических и познавательных потребностей и оказывает помощь ребенку и родителям (законным представителям) в решении сложных социально-эмоциональных проблем.
Совместно с социальным педагогом, педагогом – психологом и медсестрой комплексное психолого-педагогическое и медико-социального сопровождения учащихся с целью создания условий для их наиболее полной самоорганизации и освоения образовательных программ осуществляет классный руководитель и учителя – предметники.
4. Программно-методическое обеспечение:
-УМК и рабочие программы по учебным предметам;
– диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога
– цифровые образовательные ресурсы.
5. Информационное обеспечение
– создание информационной образовательной среды для дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
– создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
6. Содержание рабочих программ по учебным предметам
Рабочие программы для учащихся с ОВЗ составляются на основе примерных программ по предметам. Они соответствуют требованию ФКГОС и ФГОС. Программы определяют цели и задачи изучения предмета, возможные уровни освоения учебного материала, критерии и способы оценки образовательных результатов. Количество часов, отведенное на изучение программного материала, планируется исходя из индивидуального учебного плана.
7. Педагогические технологии, формы и методы обучения
и воспитания детей с ОВЗ
1. Технологии современного традиционного обучения.
Традиционное обучение предусматривает классно-урочную организацию обучения, которая позволяет обеспечить:
– систематический характер обучения;
– логически правильное изучение учебного материала;
и оптимизировать затраты ресурсов при обучении.
2. Технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса. Эта группа педагогических технологий характеризуется ориентацией на свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными способностями человека, максимальной реализацией возможностей детей. Она представлена технологиями педагогики сотрудничества, реализующими гуманно-личностный подход к ребенку, применяющими активизирующий и развивающий дидактический комплекс, осуществляющими педагогизацию окружающей среды. Работа с применением данных технологий обеспечивает наиболее полное погружение учащихся в педагогический процесс, «проживание» в себе особенностей такого взаимодействия участников педагогического процесса, которое характеризуется гуманно-личностный и более того, индивидуальный подход к ребенку.
3. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Реализуют принцип активности ребенка в образовательном процессе, осуществляется мотивация, осознанность потреблений в усвоении знаний и умений, достигается соответствие социальным запросам учащихся, их родителей и социального окружения.
В группу этих технологий входят игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативная технология элементы которых реализуют педагоги школы.
4. Игровые технологии (в основном познавательные и деловые игры) широко применяются на всех уровнях обучения, поскольку они являются универсальным способом передачи опыта старших поколений, а в структуру игры как деятельности органично входят целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов, в которых личность реализует себя как субъект деятельности.
5. Проблемное обучение – такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мысленных способностей обучающихся. Проблемное обучение является важной подготовительной ступенькой к достижению компетентности как прогнозируемого уровня образованности, подготовке к решению учебных и жизненных задач.
6. Информационные (компьютерные) технологии обеспечивают развитие умений работать с информацией, развивают коммуникативные способности учащихся, формируют исследовательские умения, умения принимать оптимальные решения, позволяют каждому работать в оптимальном темпе и на оптимальном для него содержания. Тем самым происходит подготовка учащихся к жизни в информационном обществе и освоению профессиональных образовательных программ.
8. Аттестация учащихся
Аттестация учащихся с ОВЗ проводится в форме:
– текущей и промежуточной аттестации в соответствии с локальными нормативными акта
– государственной (итоговой аттестации) в соответствие с нормативными документами по проведению ОГЭ и ЕГЭ.
9. Ожидаемые результаты внедрения ИОМ:
– уменьшение количества учащихся со стойкими проблемами в обучении и личностном развитии;
– формирование эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей с ОВЗ;
– включение в систему коррекционной работы школы взаимодействия с другими организациями;
– повышение профессионального уровня педагогического коллектива по проблемам коррекционной работы с учащимися с ОВЗ.
В образовательном учреждении созданы комфортные и доступные среды в обучении, развитии и воспитании детей с ОВЗ:
– способствующей качественному и доступному образованию;
– предоставляющей совместное обучение детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушений развития;
– обеспечивающей социальную адаптацию и интеграцию в социуме детей с ограниченными возможностями здоровья.
Источники информации: ресурсы интернета и закон об образовании
СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА
1.ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
-наименование учреждения
-согласование с родителями
-гриф утверждения руководителем
-назначение программы
-адресность программы
-срок реализации
2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
-краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка
-цель и задачи
-примерные программы
3.ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН (расписание урочной и внеурочной деятельности)
4.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
БЛОК 1 Общие сведения
-данные о родителях (законных представителях)
-заключение и рекомендации ПМПК
-рекомендации специалистов сопровождения
БЛОК 2 Сведения об усвоении образовательной программы
БЛОК 3 Организация коррекционно-развивающей работы
БЛОК 4 Социализация
5.ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ РЕАЛИЗАЦИИ ИОМ (Результаты реализации ИОМ)
6. РЕКОМЕНДАЦИИ
1.Титульный лист
«наименование учреждения»
СОГЛАСОВАНО Родитель (законный представитель) ______________/ ___________/ «___» ______________20__г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ « » ____________/ _____________ / Приказ № от «__ »____________ 20___г. |
Индивидуальный образовательный маршрут
обучающегося
____________________________________________________________________
Срок реализации: 4года
Адресность программы:
ИОМ для ребенка ОВЗ
20___-20___ учебный год
2.Пояснительная записка
Ф.И.О. ребенка: Возраст: | |
Школа: Класс: | |
Ф.И.О. родителей: мать | |
Ф.И.О. основного учителя: | |
Группа (особые потребности): | |
Заключение ПМПК: | |
Ф.И.О. специалистов сопровождения:(Приложение к ИОМ) Учитель-логопед: Педагог-психолог: Социальный педагог: | |
Психолого-педагогическая характеристика обучающегося | |
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка на 2020-2021 уч. год | |
Общие задачи на период реализации ИОП (2020-2021 уч. год) | |
Режим пребывания ребенка в ОО | |
Примерные программы |
3.Индивидуальный учебный план
4.Содержание программы
Блок 1 Общие сведения
Данные о родителях (законных представителях) | Сведения о семье: полная или неполная, состав семьи, адрес проживания, контакты. Есть ли поддержка со стороны других родственников; есть ли у ребенка няня или постоянный сопровождающий. Данная информация важна для понимания необходимости и объема помощи семье ребенка с ОВЗ, а так же для определения режима пребывания ребенка в школе. |
Взаимодействие с семьей | |
Направления взаимодействия | |
Содержание работы | |
Заключение и рекомендации ПМПК | |
Рекомендации специалистов сопровождения |
Блок 2 Сведения об усвоении образовательной программы
Для 2-4 классов итоги успеваемости в виде оценочной таблицы.
Предметы | 1чет | Анализ | 2чет | Анализ | 3чет | Анализ | 4чет | Анализ | Год | Анализ | Промеж. | анализ | ВПР | итог | Анализ |
Русский язык | |||||||||||||||
Математика | |||||||||||||||
Литературное чтение | |||||||||||||||
Окружающий мир | |||||||||||||||
Музыка | |||||||||||||||
ИЗО | |||||||||||||||
Технология |
Сведения об усвоение образовательной программы (для 1класса: результативность – оценка достижения планируемых результатов во всех таблицах указывается одним из трех числовых значений соответственно:
0 – планируемые результаты не достигнуты
1 – достижение планируемых результатов имеет незначительную положительную динамику
2 – достижение планируемых результатов имеет значительную положительную динамику)
Предмет (образовательная область) | Требования стандарта: планируемые предметные результаты на текущий период обучения | Конкретные задачи для ребенка на период | Показатели достижений на конец года | Результативность | Формы оценки индивидуальных достижений, результатов учебной деятельности |
Математика | |||||
Литературное чтение | |||||
Русский язык |
Блок 3 Организация коррекционно-развивающей работы
№ | Наименование | Долгосрочные цели (на учебный год) | Результативность |
1 | Русский язык | ||
2 | Литературное чтение | ||
3 | Математика | ||
4 | Окружающий мир | ||
5 | Музыка | ||
6 | Технология | ||
7 | Изобразительное искусство |
Блок 4 Социализация
Направления деятельности | Конкретные задачи на период | Ответственные | Формы деятельности | Показатели достижения на конец года | Результативность | Формы оценки достижения |
5.Результаты реализации ИОМ
Результат | Цели на будущее | |
Учебная деятельность | ||
Внеурочная деятельность | ||
Коррекционная деятельность | ||
Социализация |
6.Рекомендации:
Учителям:
Родителям:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предписывает обеспечить условия для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто нуждается в специальных условиях обучения – ограниченные возможности здоровья. Одна из форм сопровождения таких детей – индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ).
Источник
Индивидуальный
образовательный маршрут
ученика 5
класса Вернадовского филиала
МБОУ
«Пичаевкая СОШ»
Пичаевского
района Тамбовской области
(копия)
Пояснительная
записка
В классе обучаются учащиеся с разными
интересами и потребностями, поэтому для организации педагогического воздействия
с учётом индивидуальных особенностей личности ребёнка и был разработан
индивидуальный образовательный маршрут для ребёнка с ОВЗ. Маршрут позволит
обучающемуся развить способности к обучению.
Актуальность разработки
образовательного маршрута.
С 2016 года в классе обучается ребёнок с
ограниченными возможностями здоровья(7.1).Обучение ведётся в
общеобразовательном классе. Главным в работе с таким учеником является
индивидуальный подход с учётом специфики психофизических возможностей. Основным
механизмом достижения индивидуализации образования является проектирование
образовательного процесса в образовательной организации и разработка
индивидуального образовательного маршрута для обучающегося с особыми образовательными
потребностями. Шаги в данном направлении позволяют включать ребёнка с ОВЗ и его
семью в образовательную среду, помогают определить стратегию и тактику
психолого-педагогической поддержки.
Общая
характеристика ребенка
Участником, в отношении которого
осуществляется индивидуальный образовательный маршрут, является обучающийся 5
класса Вернадовского филиала МБОУ «Пичаевская СОШ» Александр Г. (2016-2017
уч.год ) . Возраст – 11 лет. Вариант обучения:7.1
Александр
поступил с данным вариантом обучения из начальной школы. Мальчик дружелюбен,
общителен. Фонематическое представление нарушено: не всегда правильно
придумывает слова на заданный звук, но правильно повторяет слова, произнесенные
по буквам, затрудняется придумывать слова на определенное количество звуков.
Речь тихая, невнятная. Интонационно речь недостаточно выразительная, темп и
ритм замедленны.
Навык правильного чтения на этапе формирования: читает целыми словами, с
ошибками, пропусками знаков препинания. Знаки препинания интонационно не выделяет.
Самостоятельно пересказать прочитанное не может, пересказывает с помощью
последовательных наводящих вопросов, ответы дает фразой либо словом. Главную
мысль в тексте самостоятельно выделить не может. Смысл прочитанного текста из
6-7 предложений не понимает.
При списывании наблюдаются ошибки. В письме под диктовку допускает
разнообразные ошибки:
-замены букв (е-а, ц-с, т-ч, с-щ);
-графическое
нарушение написания и слияния букв;
-нарушение в обозначении мягкости согласных – крылцом, голубьи;
-искажение звукобуквенной структуры слова (бльшие, жиет- живет, жиотные,
перздразноеш-передразниваешь, кчаюса );
– правописание с маленькой буквы начала предложения, имен и фамилий;
-пропуск знаков препинания ( не обозначает конец предложения );
-не использует на письме пройденные в начальной школе правила (ча-ща, жи-ши ).
Запас знаний и представлений об окружающем ниже возрастной нормы. Активный
словарь в пределах бытового обихода, ниже возрастной нормы, синонимы, антонимы
в речи не употребляет. В речи пользуется простыми, не развернутыми
предложениями.
Ребенок знает сведения о себе, понимает
родственные связи. Навыки пространственной ориентировки сформированы,
ориентируется в основных понятиях времени.
Цель
индивидуального образовательного маршрута: коррекция
нарушений устной и письменной речи учащегося, развитие интеллектуальных
способностей ребёнка.
Задачи:
1. Организация
благоприятной социальной среды, обеспечивающей общее развитие обучающегося,
стимуляцию его познавательной деятельности, коммуникативных функций.
2. Взаимодействие
учителя, воспитателя ГПД и родителей.
3. Формирование
учебной мотивации.
4. Коррекция
индивидуальных особенностей в развитии:
·
Расширение
объёма вербальной памяти
·
Развитие
зрительного и слухового восприятия
·
Улучшение
концентрации внимания
·
Работа
по оптическому ориентированию (на материале геометрических фигур, оптически
сходных букв)
·
Работа
над развитием пространственных представлений
·
Формирование
навыков звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия
·
Закрепление
полученных навыков в письменных упражнениях
Ожидаемые результаты
1. Повышение качества образования ученика.
2. Создание комплексной технологии сопровождения
образовательного процесса.
3. Создание мониторинга сопровождения образовательного
процесса.
4. Повышение качества осведомленности родителя включенного в
образовательный процесс.
Результаты
диагностического обследования учащегося в начале 2016-2017 учебного года
1
Неречевые психические функции: снижена концентрация внимания,
недостаточный объём памяти, быстрая утомляемость.
2. Устная
речь:
общее недоразвитие речи; нарушение темпо-ритмической и слоговой структуры
слов.
3.
Письменная речь: чтение слитное, техника чтения ниже возрастной
нормы, понимание прочитанного частичное; письмо – смешанная дисграфия с
пребладанием акустической.
Построение
и реализация индивидуального образовательного маршрута
Определены
следующие формы индивидуальной работы с ребенком:
1.
Индивидуальные
занятия (2 раза в неделю).
2.
Дополнительные
индивидуальные занятия с учителем по русскому языку (2 урока в неделю).
3.
Контроль
за речью на уроках (осуществляет учитель).
4.
Оказание
помощи в процессе выполнения домашних заданий (родители, учитель).
5.
Контроль
за речью во 2-й половине дня (воспитатель ГПД).
6.
Занятие
с педагогом по развитию памяти, внимания, словесно-логического мышления.
Условия успешной реализации маршрута.
1. Соблюдение режима дня дома и в школе.
2. Регулярное посещение ребенком
образовательного учреждения.
3. Регулярное проведение индивидуальных
коррекционно-развивающих занятий.
4. Совместная работа всех специалистов над
реализацией индивидуально-коррекционной работы.
По результатам
диагностики определён следующий индивидуальный маршрут развития:
Этапы | Направления | Коррекционно-речевые | Рекомендованные |
Подготовительный | Сенсорное | 1.Развивать органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, 2.Закрепить знание основных цветов и оттенков,форме и величине | 1.Упражнения 2.Использовать |
Развитие | 1.Развивать все виды восприятия, учить 2.Совершенствовать, характер и содержание 3.Развивать все виды внимания, память, | 1.Рекомендуемые игры и упражнения: «Где постучали?», | |
Развитие | Выработка умения | 1.Чтение вслух. 2.Пересказ прочитанного.. | |
Основной | Развитие словаря | 1.Расширять, уточнять и активизировть словарь на основе 2.Упражнять в словоизменении. 3.Упражнять в словообразовании. | 1.Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами 2.Обогащение экспрессивной речи сложными словами, неизменяемыми 3.Расширение представления о переносном 4.Обогащение экспрессивной речи 5.Дальнейшее овладение приставочными 6.Практическое овладение всеми простыми предлогами и сложными 7.Обогащение экспрессивной речи за счет имен числительных, |
Совершенствование | 1. 2. 3. 4. | 1.Совершенствование умения образовывать и 3.Совершенствование 6.Закрепление умения 9.Согласование 10.Согласование числительных два и пять с 11.Совершенствование 12.Совершенствование 13.Закрепление | |
Развитие | 1. 2. 3. 4. 5. | 1.Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только 2.Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать 3.Закреплять умение составлять описательные рассказы и 4.Совершенствование навыка пересказа сказок |