Индивидуальный маршрут развития ребенка с овз в по фгос образец
Марина Медведева
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ
За основу маршрута я взяла образец из интернета и добавила свои изменения и рекомендации специалистов.
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ на период с сентября 2015 г по май 2016 г.
Дата заполнения: сентябрь 2015г.
Общие данные
Ф. И. О. ребёнка: Даша Б.
Дата рождения: 2011г.
Дата поступления в ДО: 2014г.
Сведения о семье: мать- одиночка, семья малообеспеченная.
Мать: ФИО, образование, место работы.
Отец: —
Домашний адрес: ул. д.
Телефон:
Воспитатели: Медведева Марина Валерьевна.
Специалисты:
Учитель- логопед: ФИО
Психолог: ФИО
Музыкальный руководитель: ФИО
Инструктор по физ воспитанию: ФИО
Медицинская сестра- ортоптистка: ФИО
Группа здоровья III
Группа физических занятий- подготовительная
Режим пребывания ребёнка в ДОУ: пятидневная рабочая неделя с 7.00- 19.00
Заключение ПМПК: нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушения зрения, развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Рекомендации ПМПК: создать оптимальные условия для получения образования и коррекции нарушений зрения с учётом индивидуальных особенностей данного ребёнка.
Образовательная программа: адаптированная основная образовательная программа для детей с нарушением зрения дошкольного возраста, Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида под редакцией Л. И. Плаксиной.
Разработка индивидуального образовательного маршрута.
По заключению врача офтальмолога у девочки ОН- гиперметропия
Рекомендации:
– постоянное ношение очков
– соблюдение режима зрительных нагрузок
– выполнение коррекционных мероприятий для снятия общего и зрительного утомления: релаксация, коррекционные зрительные упражнения
– выполнение специальных упражнений для глаз (зажмуривание, моргание, попеременное фокусирование взгляда на отдалённых и близких предметах, просмотр специальных гимнастик для глаз)
– посадка на занятиях: 1 ряд, 4 место
– проводить пропедевтику основных видов движений
Противопоказания:
– недопустима работа в помещении с низкой освещённостью
– нельзя работать на слишком близком расстоянии
– соревновательный бег, ускорения
– прыжки в длину и высоту с приземлением на всю стопу.
Цели на текущий период (учебный год):
Разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно эстетическое развитие и физическое развитие.Задачи:
Социально-коммуникативное развитие
-усвоение моральных и нравственных норм и ценностей, принятых в обществе;
-развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости;
-формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду;
-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
-формирование предметно- практических действий
– формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие
– развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации
– формирование способов чувственного познания с помощью зрения и сохранных анализаторов
– развитие воображения и творческой активности
– формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой Родине и Отечестве, о социокультурых ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, об особенностях её природы, многообразии стран и народов.
Речевое развитие
– развитие зрительно- пространственных представлений
– овладение речью как средством общения и культуры
– обогащение активного словаря
– развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
– развитие речевого творчества
– развитие фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры речи
– знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух различных жанров детской литературы
– формирование звуковой аналитико- синтаксической активности как предпосылке обучения грамоте.
Художественно- эстетическое развитие
– развитие предпосылок целостно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства и мира природы
– формирование элементарных представлений о видах искусства
– формирование реальных образов предметов окружающего мира и овладение сенсорными эталонами
– становление эстетического отношения к окружающему миру
– восприятие музыки, художественной литературы, фольклора
– стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
– реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие
– приобретение опыта двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие координации, гибкости, равновесия, крупной и мелкой моторики обеих рук, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма
– формирование начальных представлений о некоторых видах спорта
– формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании, а также преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии (скованность, боязнь пространства)
– овладение подвижными играми с правилами
– становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере
– становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
Методы
• Наглядности с учётом офтальмологических требований к оформлению дидактического материала
• Словесный
• Практический
• Игровой
Формы работы:
• НОД
• Утренняя гимнастика
• Индивидуальная и подгрупповая работа
• Спортивные праздники, развлечения.
• Самостоятельная деятельность ребенка
Эти цели и задачи реализуются в разнообразныхвидах детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, двигательной и чтения.
Индивидуальнаяработа по коррекции зрения: проводить игры на лечение амблиопии, различие цвета, развитие остроты зрения, развитие зрительного внимания.Это игры: «Нанижи бусы», «Сложи картинку», «Цветная мозаика», «Обведи по контуру», «Выкладывание крупой по контуру», «Разложи по цвету», «Штриховка предметов» и др.
Рекомендации по психологической коррекции :на развитие внимания: «Три шарика», «Вежливое слово»
на развитие мышления: «Покажи, что назову», «Самое непохожее»
на развитие мозговых механизмов: «Двуручное рисование», «Мамины помощники» – упражнение на межполушарное взаимодействие.
Коррекция физического развития:
· коррекция и компенсация недостатков физического развития;
· формирование личностных качеств, воспитание положительной мотивации и самостоятельной двигательной деятельности, преодоление ложного стыда, неуверенности в своих силах, коммуникативных свойств личности.
Коррекция речи: работа по формированию словаря, на развитие мелкой моторики рук, употребление слов в единственном и множественном числе, чистоговорки на определённые звуки, например, игры «У меня и у тебя», «Он- она», «Какой- какая», «Сложи слова» и др.
Коррекционная работа в музыкальной деятельности:
-упражнение «Ловим бабочек» муз. А. Н. Генералова – развитие пространственной локализации и прослеживающих функций.
– упражнение «Качание рук с лентами» польская нар. мелодия, «Упражнение с мячами» Александрова – развитие зрительного анализатора, построено на совмещении зрительного и слухового образа.
-упражнение «Зеркало» – развитие глазодвигательных функций, совершенствование подражательных функций, помогает развитию пространственной локализации и пролеживающих функций глаза.
Источник
Индивидуальный маршрут развития ребёнка с ОВЗ.
Воспитанника ————- группы средней_____ возраст ___4_.
Образовательные области | Проблемы, выявленные в ходе мониторинга | Основные дидактические задачи (по программе) | Дидактические игры и упражнения |
Здоровье | Не имеет представление об основных функциях организма и частях тела и условиях его функционирования. Не имеет представления о пользе движений для здоровья. Не имеет представления о пользе витаминов, продуктах, в которых они содержатся. | Прививать культурно-гигиенические навыки и формировать у детей привычку к ЗОЖ:
| Игр. упражнение: «Расскажи Айболиту о себе» «Покажи, как правильно чистить зубы». «Семейные увлечения и хобби» (рассказы детей) Д/игра «Полезно – не полезно» |
Социализация | Затрудняется игр. действий с воображаемыми предметами. Не принимает на себя роль в игре. Однообразны ролевые действия, отсутствуют ролевые высказывания. Содержательность и длительность ролевых высказываний, наличие ролевых бесед однообразны. |
внимательно и тактично наблюдать за свободной игрой детей, включаясь в нее по мере необходимости как равноправный партнер; способствовать созданию условий для возникновения и развертывания игры детей;
| Д/игры: «Магазин игрушек», «Нас лечат врач и медсестра», «Новоселье куклы», «Дом в котором ты живешь», «Зоопарк», «Что надо для поездки», «подбери груз для машины». Игровые обучающие и проблемные ситуации. Игры – драматизации: «Перчатки» словац. Нар. Песенка в обраб. С. Маршака; «Зайки серые сидят», «Белки». |
Познание (сенсорное развитие) | Не различает цвет и форму предметов. |
обследования. Закреплять полученные ранее навыки их обследования.
обследовать предметы, используя знакомые новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы.
| Д/и «Мыши и сыр», «Разноцветные шары», «Разноцветные обручи», «Радуга», «Что лежит в мешочке», «Найди и назови», «Фигуры из палочек», «Составь такую же фигуру». |
Познание (Формирование целостной картины мира) | Не имеет представления о предметах, не умеет выделять свойства и качество предметов, затруднены представления в классификации предметов, С помощью взрослого называет профессии, не умеет устанавливать причинно – следственные связи. |
признакам.
назначением и строением, назначением и материалом предметов.
местности с опорой на опыт детей.
растений (воздух, вода, питание и т. П.).
| Д/и «Подбери посуду правильно» «Найди пару» «Из чего сделано?» «Раздели предметы на группы» «Свойства» «Хитрые предметы» «Подбери картинку». |
Познание (ФЭМП) | С помощью взрослого оперирует цифрами в пределах 5, затрудняется в соотношении количество предметов с цифрой, в сравнивании группы предметов, в ориентировке в пространстве. Не сформированы временные представления. |
и способами сравнения объектов по величине в процессе практической деятельности с наглядным материалом (путем наложения и приложения). Обозначать словом результаты своих действий.
| Д/игры: «Сделай лесенку», «Что длиннее», «Найди игрушки», «Выше -ниже», «Скажи наоборот», «Отгадай, чего не стало», «Шире – уже», «То лстый – тонкий». Д/и «Разноцветные шарики», «Столько, сколько», «Подумай и ответь», «Что бывает по четыре», «Сколько всего», «Назови цифру», «Что бывает по 5», «Отсчитай столько же». Д/и «Найди круг», «Что бывает такой формы», «Найди похожее», «Найди треугольник», «Волшебный мешочек». Д/и «Где правая, где левая?», «Что,где?», «Кто первый назовет?», «На, над, под». Д/и «Что за чем?», «Когда это бывает?», «Назови пропущенное слово». |
Познание (Конструктивная деятельность) | Не различает и не называет детали, затрудняется в конструировании по схеме, в преобразовании постройки. |
(устойчивость, форма, величина).
крыша; в автомобиле – кабина, кузов и т.д.).
высокий»).
использовать детали разных цветов для создания и украшения достроек. Развивать представления об архитектурных формах. | Д/и «Рисунок и постройки», «Построим дом», «Дом для матрешки», «Башня», «Мастерская форм», «Собери по образцу» Игр. упр-е «Построй ворота». |
Развитие речи | Затруднения в умении правильно произносить звуки, в опознании звука в слове, в отборе предметов на определенный звук, в выборе предмета их двух с заданным звуком, в поверке слоговой структуры слова, словарь признаков, глагольный словарь, мн.ч.сущ. ,род.п. сущ. Мн.ч., уменьшительно – ласкательная форма, Составление рассказа по картинке, составление описательного рассказа. | Развитие лексической стороны речи:
Формирование грамматического строя речи:
Начать знакомить с видами простых предложений ( повествовательные, вопросительные, побудительные) Развитие и совершенствование звуковой культуры речи:
Развитие связной речи: Продолжать развивать диалогическую речь детей: Готовить детей к обучению монологическим типам речи (описанию и повествованию) | Игра-лото «Родовые понятия» Игра: «Подбери пару» Игра: «Кто победит» Игра «Высокий – низкий» Игра «Тяжёлый – лёгкий» Игры «Жарко – холодно», «Быстро – медленно», «Весело – грустно» Игра «Скажи наоборот» Игра «Назови, что видишь?» Игра «Что я делал не скажу, лучше я вам покажу» Игра «Выбери нужную картинку» Игра «Кто закончит правильно предложение» Игра «У кого такая картинка» Игра «Найди, где спрятались предметы» Игра «Путаница» Игра «Отгадай загадки» Игра «Кто самый внимательный» Игра «Звуки спрятались» Игра «Найди друзей» Игра «Замкни цепочку» Игра «Не заблудись в лабиринте» Игра «Друг за другом» Игра «Рассели животных по домам» Рассказывание по картинке Рассказывание по серии картинок Пересказ текста Чтение: сказок А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, рассказов К.Д.Ушинского, А.П.Чехова, Л.Н.Толстого, книги познавательной направленности Н. Сладкова, В. Бианки, Ю Дмитриева и др. писателей, стихи и сказки К Чуковского, С Маршака, В. Маяковского, Б.Заходера, А.Н. Майкова, Ф.И.Тютчева |
Чтение художественной литературы | Не имеет представления, откуда берутся книги(пишут авторы , иллюстрируют художники), не вступает в диалог со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, затрудняется в объяснении причины поступков героев, не способен решать творческие задачи: не выстраивает свои версии сюжетных ходов, не использует прочитанное (образ, сюжеты) в других видах дет.деятельности (игровой, продуктивно и др.) |
| Использование мнемотаблиц и мнемодорожек. |
Художественное творчество | Имеются затруднения : в изображении предметов, в композиционном расположении. Не достаточно сформированы приемы вырезания круга из квадрата, овал из прямоугольника, не использует средства выразительности, не проявляет творчество. |
новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета.
композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Лепка
(из пластилина, пластической массы).
группах.
Аппликация
длинных полос.
на полукруги, четверти; квадрат – на треугольники и т.д.).
Развитие детского творчества
эстетические чувства, художественно-творческие способности.
| Д/игры: «Воздушные шары», «Спрячь мышку», «Подбери по цвету» «Нарисуй картинку палочками», «Картина», «Волшебные картинки» Игровые упражнения: «Самолеты за облаками», «Трудные виражи», «Вниз по реке» , «Какой узор». Игр.упр-е «Ощупай и слепи». Игр.упр-е : «Режем прямо». Д/и «Геометрическое лото», Лото «Цвет и форма», Д/и «Сделай узор», «Сложи узор», «Орнамент» |
Источник