Индивидуальный маршрут развития ребенка с овз в начальной школе
Приложение к адаптированной основной образовательной программе
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1)
Российская Федерация
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Нижневартовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная средняя школа №1
суглублённым изучением отдельных предметов»
Индивидуальный образовательный маршрут
обучающегося 3 класса для детей с ОВЗ
________________
_________________
_________________
Срок реализации: 2018-2019 учебный год
Назначение
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ (интеллектуальным нарушением) создан для решения проблемы образования данного ребенка. Он позволяет организовать обучение ребенка с учётом его особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения его развития и оценить полученные результаты. Под сопровождением понимается комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ. Технология педагогического сопровождения опирается на скоординированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальногообразовательного маршрута ребенка с ОВЗ. Он направлен на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации. Обучение в связи с ограниченными возможностями здоровья ребенка происходит в классе для детей с лёгкой умственной отсталостью.
Цель: создание системы комплексной помощи обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальным нарушением) в развитии, обучении, воспитании, социальной адаптации.
Задачи:
1) способствовать сенсомоторному развитию и развитию познавательных процессов;
2) развивать эмоционально-волевую сферу ребёнка;
3) развивать устную и письменную речь обучающегося;
4)способствовать повышению педагогической грамотности родителей;
5) социализировать обучающегося в обществе.
- Содержание индивидуального образовательного маршрута определяют следующие принципы:
- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
- Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования ребенком, имеющим недостатки в физическом и психическом развитии.
- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) ребенка с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения ребенком образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями).
Направления работы.
Индивидуальный образовательный маршрут включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают его основное содержание:
включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Адресат данной программы: ______________________________________
Дата рождения – _____________________________________
Ребенок
Выписка из заключения ПМПК: Рекомендуется обучение по адаптированной общеобразовательной программе начального общего образования, разработанной с ориентировкой на содержание Пр. 1599, 9.1 в 1 классе с соблюдением требований к комплексному психолого-медико-педагогическому сопровождению.
Рекомендованы занятия:с учителем – дефектологом, учителем – логопедом, педагогом – психологом.
В 2018 – 2019 учебном году Данил обучается в 3 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) по АОП для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью.
Основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения
Этап | Содержание | Сроки | Ответственные |
1этап Диагностичес-кий | -установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка; – диагностика особенностей развития ребенка; – составление социального паспорта класса | сентябрь 2018 г. – октябрь 2018 г. | Учитель, социальный педагог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог – психолог, педагог-организатор по работе с детьми с ОВЗ |
2 этап Реализации программы | -оказание необходимой помощи родителям ребенка с ОВЗ (консультирование, беседы, обсуждение); -просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком; – коррекционно-развивающие занятия; -проведение совместных мероприятий с родителями и детьми; -разработка рекомендаций педагогам и родителям. | ноябрь 2018 г.-апрель 2019 г. | Учитель, социальный педагог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог – психолог |
3 этап Анализа и коррекции | -проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы; -анализ эффективности процесса и результатов сопровождения; – мониторинг удовлетворенности результатами работы за учебный год (ребенок, родители, педагоги). | май 2019 г. | Учитель, социальный педагог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог – психолог |
Организационно-педагогические условия реализации индивидуального образовательного маршрута:
– Использование здоровьесберегающих технологий: динамических пауз, пальчиковой гимнастики, кинезиологических упражнений;
– Использование инновационных технологий, методов и средств: игровой терапии.
– Использование информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных средств;
– Наличие контроля и учета достижений ребенка: входная диагностика (сентябрь 2018 г.), итоговая диагностика (май 2019г.), заседание ПМПк (итоговое).
Материально-технические и программно-методические условия: мебель для занятий (стол, стул), канцелярские принадлежности, психологические методики, дидактические материалы, материально-техническое обеспечение по программе «Доступная среда».
Кадровое обеспечение:
Учитель начальных классов, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог, педагог-психолог, педагог организатор по работе с детьми с ОВЗ.
Механизмы реализации индивидуального образовательного маршрута. Основной механизм реализации индивидуального образовательного маршрута – оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения и взаимодействие с родителями (законным представителем) ребенка, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.
Режим занятий: психолого-педагогическое сопровождение осуществляется во внеурочное время, с 1 сентября 2018 г. по 30 мая 2019 г.
Периодичность занятий: учитель-дефектолог – 3 раза в неделю, учитель-логопед – 3 раза в неделю. Педагог-психолог – 2 раза в неделю. Длительность занятий – 30 – 40 минут. Занятия не проводятся в каникулярное время.
Критерии оценки эффективности:
– усвоение учебной программы для обучающихся с умственной отсталостью;
– положительная динамика в развитии устной и письменной речи;
– повышение уровня произвольной регуляции эмоций;
– овладение пространственно-ориентировочными навыками;
– удовлетворённость родителей психолого-педагогическим сопровождением ребёнка;
– социализация ребенка с ОВЗ, повышение жизненной компетенции.
Ожидаемый результат:
1) положительная динамика сенсомоторного развития и познавательных процессов;
2) положительная динамика в эмоционально-волевой сфере;
3) положительная динамика в развитии устной и письменной речи;
4) сформированность педагогической грамотности родителей;
5) повышение уровня социализации обучающегося в обществе.
Перспективное планирование курса коррекционно-развивающих занятий
учителя-дефектолога
№ | Сроки | Коли-чество занятий | Содержание деятельности | Направления работы. Примеры используемых методик и упражнений. |
1. | Сентябрь | 3 | Входная диагностика – уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления) – уровня сформированности математических представлений. | «10 слов», «10 картинок» «4-й лишний», «Последовательные картинки», обобщающие понятия, стимульный материал по общей осведомлённости, матрицы Равена. |
2. | Сентябрь | 6 | – Развития математических представлений. – Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления. – Развитие моторики и графомоторных навыков. | Ориентировка в числовом ряду до 20. Развитие вычислительных навыков. Формирование умения решать простые задачи. Выполнение заданий предложенных в учебно-методическом комплекте Е.В. Языкановой «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения» 2 класс. Выполнение заданий предложенных в рабочей тетради К. В. Шевелева «Графические диктанты». |
3. | Октябрь | 12 | – Развития математических представлений. – Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления. – Развитие моторики и графомоторных навыков. | Ориентировка в числовом ряду до 20. Развитие вычислительных навыков. Формирование умения решать простые задачи. Выполнение заданий предложенных в учебно-методическом комплекте Е.В. Языкановой «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения» 2 класс. Выполнение заданий предложенных в рабочей тетради К. В. Шевелева «Графические диктанты». |
4. | Ноябрь | 12 | – Развития математических представлений. – Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления. – Развитие моторики и графомоторных навыков. – Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов | Ориентировка в числовом ряду до 25. Развитие вычислительных навыков. Формирование умения решать задачи на разностное сравнение. Выполнение заданий предложенных в учебно-методическом комплекте Е.В. Языкановой «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения» 2 класс. Выполнение заданий предложенных в рабочей тетради К. В. Шевелева «Графические диктанты». – Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). |
5. | Декабрь | 12 | – Развития математических представлений. – Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления. – Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. | Ориентировка в числовом ряду до 25. Развитие вычислительных навыков. Формирование умения решать задачи на разностное сравнение. Выполнение заданий предложенных в учебно-методическом комплекте Е.В. Языкановой «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения» 2 класс. Составление сериационных рядов из 4 – 5 предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Цвета тёплые и холодные. Узнавание предмета по его отдельным частям. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. |
Динамика развития обучающегося за 1 полугодие: | ||||
6. | Январь | 9 | – Развития математических представлений. – Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления. – Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. | Ориентировка в числовом ряду до 30. Развитие вычислительных навыков. Формирование умения решать составные задачи. Выполнение заданий предложенных в учебно-методическом комплекте Е.В. Языкановой «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения» 2 класс. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей (5-6 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4 – 5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали). |
7. | Февраль | 12 | – Развития математических представлений. – Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления. – Развитие зрительного восприятия. | Ориентировка в числовом ряду до 30. Развитие вычислительных навыков. Формирование умения решать составные задачи. Выполнение заданий предложенных в учебно-методическом комплекте Е.В. Языкановой «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения» 2 класс. Развитие зрительного восприятия и памяти. Работа с картинками на основе тренажёров для развития зрительного восприятия и памяти. |
8. | Март | 9 | – Развития математических представлений. – Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления. – Восприятие пространства. | Ориентировка в числовом ряду до 35. Развитие вычислительных навыков. Формирование умения решать составные задачи. Выполнение заданий предложенных в учебно-методическом комплекте Е.В. Языкановой «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения» 2 класс. Ориентировка в помещении, на парте, на листе бумаги. Вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. |
9. | Апрель | 12 | Развития математических представлений. – Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления. – Восприятие пространстваи времени. | Ориентировка в числовом ряду до 35. Развитие вычислительных навыков. Формирование умения решать составные задачи. Выполнение заданий предложенных в учебно-методическом комплекте Е.В. Языкановой «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения» 2 класс. Ориентировка в помещении, на парте, на листе бумаги. Вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Времена года, их закономерная схема. Объёмность времени (сутки, неделя, месяц, год). |
10. | Май | 4 | Развития математических представлений. – Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления. – Восприятие времени. | Ориентировка в числовом ряду до 40. Развитие вычислительных навыков. Формирование умения решать составные задачи. Выполнение заданий предложенных в учебно-методическом комплекте Е.В. Языкановой «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения» 2 класс. Длительность временных интервалов (1 час, 1 минута, 1 секунда). Определение времени по часам. |
11. | Май | 4 | Итоговая диагностика – уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления) – уровня сформированности математических представлений. | «10 слов», «10 картинок» «4-й лишний», «Последовательные картинки», обобщающие понятия, стимульный материал по общей осведомлённости, матрицы Равенаи др. |
Динамика развития обучающегося за 2 полугодие: |
Источник
МБОУ Верхнеспасская сош Нижнеспасский филиал
Рассказовский район Тамбовская область
Индивидуальный образовательный маршрут для ребёнка с овз
Выполнила:
учитель начальных классов
Миронова Е.В.
Карта сопровождения ребёнка.
- Фамилия, имя, отчество: Фёдорова Эвелина Николаевна
- Дата рождения 15.03.2006
- Место жительства 393273, Тамбовская область, Рассказовский район, с. Нижнеспасское, ул. Октябрьская 12
- Контактные телефоны
- Категория «ребёнок – инвалид» установлена до 15.03. 2024
- Фамилия, имя, отчество матери Фёдорова Галина Владимировна
- Фамилия, имя, отчество отца Фёдоров Николай Александрович
- Место жительства родителей 393273, Тамбовская область, Рассказовский район, с. Нижнеспасское, ул. Октябрьская 12
- Мероприятия психолого-педагогической реабилитации
Перечень мероприятий психолого – педагогической реабилитации | Срок проведения мероприятий психолого-педагогической реабилитации | Исполнитель проведения мероприятий | Отметка о выполнении или невыполнении |
Получение общего образования | |||
Тип школьного образовательного учреждения: общеобразовательная школа условия получения общего образования: в образовательном учреждении форма получения общего образования: очно-заочная учебная нагрузка в день 4 часа | до достижения 18 лет | МБОУ Верхнеспасская сош | |
Проведение психолого-педагогической коррекции | |||
Виды психолого-педагогической коррекции, в которых нуждается ребёнок – инвалид: несформированных высших психических функций; эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций, речевых недостатков, взаимоотношений в семье, детском коллективе, с учителями, формирование мотивации к обучению | |||
Прогнозируемый результат | |||
восстановление функций общения, контроля за своим поведением | |||
достижение психологической коррекции мотиваций к обучению, труду |
Фёдорова Эвелина Николаевна обучается по адаптированной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья (для учащихся с умеренной умственной отсталостью).
Мотивация учебной деятельности снижена. Уровень познавательных возможностей крайне низкий. В её психике преобладает торможение над возбуждением. У девочки отмечается низкая продуктивность и неустойчивость внимания. Память носит механический, кратковременный характер. Сохранность знаний слабая. Запас сведений и представлений ограничен. Мышление конкретное, непоследовательное. Предметные представления недостаточны по возрасту. Представления об окружающем мире сужены.Запоминание учебного материала даётся с большим трудом. Ученица не умеет логически мыслить, анализировать. Девочке требуются консультации логопеда и психолога.
Продиагностировав готовность к овладению грамотой и математикой, были получены следующие результаты:
– низкий уровень развития классификации предметов и фонематического слуха;
– низкая сформированность предпосылок к овладению звуковым анализом и синтезом;
– объём словаря ниже возрастной нормы;
– ошибки в грамматическом оформлении речевых высказываний;
– снижена ориентировка в пространстве;
– низкий уровень зрительно-моторных координаций.
По физическому состоянию ребёнку во время учебных занятий необходим дополнительный отдых и перерывы.
Недостаточное интеллектуальное, психомоторное и психофизическое развитие требует повышенного внимания, индивидуального сопровождения обучающегося со стороны учителя.
Индивидуальный образовательный маршрут разработан на основе Федерального закона об образовании от 29.12.2012 №273 – ФЗ.
Задачи:
– Выявление особых образовательных потребностей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
– осуществление индивидуально ориентированной педагогической помощи ребёнку с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей развития и индивидуальных возможностей
– создание условий для освоения ребёнком с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования
– повышать уровень общего сенсорного, интеллектуального развития
– корректировать зрительно-моторные, оптико-пространственные нарушения, общую и мелкую моторики
– способствовать формированию у учащегося положительной оценки себя и своих способностей
Календарно-тематический план коррекционной работы по развитию речи
(1 класс, программа для детей с ТНР)
№ п/п | Дата | К-во часов | Тема занятия | Задачи | Коррекционный компонент |
I четверть | |||||
1 | 2 | Обследование устной речи | Определить уровень развития речи | ||
2 | 1 | Слово | Формировать понятие «слово» как часть предложения, его лексическое значение. Практическое усвоение слов, обозначающих живые и неживые предметы | Развитие психологической базы речи | |
3 | 1 | Слова, обозначающие предметы | Закрепить у детей понятия о словах, обозначающих предметы. Учить детей графически изображать слова, обозначающие предметы | Развитие психологической базы речи | |
4 | 1 | Слова, обозначающие действие предмета | Формировать умение различать слова, обозначающие действие предмета | Развитие психологической базы речи | |
5 | 1 | Дифференциация слов, обозначающих предмет и действие предмета | Закрепить у детей понятие понятия о словах, обозначающих предметы и действия. Формировать умение выделять слова из простого нераспространенного предложения | Развитие психологической базы речи | |
6 | 1 | Предложение. Дифференциация «слово» – «предложение» | Формировать знания о предложении. Формировать умения дифференцировать понятия «слово» – «предложение». Формировать умения составлять простое нераспространенное предложение из двух слов | Развитие психологической базы речи | |
7 | 1 | Слова, обозначающие признак предмета | Развивать знания о словах, обозначающих признак предмета Формировать умения правильно изменять слова, обозначающие предметы по родам | Развитие психологической базы речи | |
8 | 1 | Предложение | Формировать умение слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения | Развитие структурного анализа предложения |
Источник