Индивидуальный маршрут развития ребенка с овз с онр

Индивидуальный маршрут развития ребенка с овз с онр thumbnail

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с ОВЗ

ФИО, год рождения ребёнка

Иван ,

Логопедическое заключение

ОНР 2 уровня с дизартрическим компонентом

Актуальная проблема

Недоразвитие речи, как системы, отсутствие большинства звуков в речи

Цель программы

Создать условия для успешного освоения ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ и успешной адаптации в социуме.

Задачи

Развитие мотивации речевого общения и понимания обращенной речи.

Развитие общей и мелкой моторики.

Развитие мимики и эмоций.

Развитие артикуляционной моторики.

Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.

Развитие речевого подражания.

Коррекция звукопроизношения.

Развитие импрессивной речи.

Формирование первоначальных речевых навыков и слоговой структуры слова.

Пополнение пассивного и активного словаря.

Срок реализации

1 год

Содержание индивидуального образовательного маршрута

Образовательный компонент:

– Форма обучения очная, групповая.

– Работа в общем режиме.

– Индивидуальный подход во время образовательного процесса.

– Использование двигательных, зрительных и речевых физкультминуток во время занятий.

– Совместные игры на развитие эмоционально-волевой сферы.

Индивидуальный учебный план:

Усиление образовательных областей: «Речевое развитие»,

и «Социально-коммуникативное развитие».

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» усилена в:

– развитии игровых умений и навыков;

– поддержании интереса детей к деятельности сверстников, содействие налаживанию

диалогического общения в совместных играх и занятиях;

– присвоении норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

– формировании умения распознавать эмоции окружающих людей, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

– становлении самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Во второй половине дня индивидуальные занятия по выполнению заданий специалистов.

Базовая образовательная область

Образовательная нагрузка в

неделю

Образовательная область «Физическое развитие»

Физическая культура

помещение

на улице

2 / 40 мин.

1 / 20 мин.

Образовательная область “Речевое развитие”

Развитие речи

2 / 40 мин. (учитель – логопед)

Чтение художественной литературы

Ежедневно

Образовательная область «Художественно-

эстетическое развитие»

Рисование

1 / 20 мин.

Лепка

0,5 / 10 мин

Аппликация

0, 5 / 10 мин.

Прикладное творчество

1/20 мин.

Музыка

2 / 40 мин.

Социально – коммуникативное развитие

детей осуществляется в образовательной

деятельности в ходе режимных моментов,

в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в семье.

Итого:

Индивидуальные занятия

Педагог – психолог

2/15 мин.

Учитель – логопед

3/15 мин.

Воспитатель

2/ 15 мин.

Содержание логопедической работы

1. Развитие мотивации речевого общения и понимания обращенной речи.

Показ предметов и частей тела.

Выполнение действий по инструкции логопеда.

Понимание грамматических категорий числа существительных и глаголов.

Понимание грамматических категорий рода глаголов прошедшего времени единственного числа.

Отгадывание предметов по описанию.

Выбор предметов для выполнения названных логопедом действий.

Определение причинно-следственных связей.

2. Развитие общей и мелкой моторики.

Логоритмические упражнения под музыку.

Упражнения на развитие общей и мелкой моторики.

3. Развитие мимики и эмоций.

Формирование мимических поз по картинкам: радость, удивление, печаль, обида.

4. Развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания.

Артикуляционные упражнения для губ:

– вытягивание трубочкой;

-растягивание в ниточку, в улыбку;

-округление губ;

– вытягивание трубочкой с последующим дутьём;

-поднятие вверх верхней губы, опускание вниз нижней, оскал;

– крепкое сжатие;

– сосательные движения;

– вибрация.

Артикуляционные упражнения для языка:

– язык широкий, узкий, чашечкой, трубочкой;

– присасывание языка к верхним альвеолам;

– распластывание широкого языка и удержание его между зубами;

– движение вперёд-назад при открытом рте;

– попеременный захват языком то верхней, то нижней губы;

– движение языка по верхней губе с одновременным включением голоса;

– движение влево-вправо;

– движение вверх-вниз;

– язык расслаблен на дне ротовой полости, при одновременном открывании и закрывании рта;

– цоканье;

– присасывание языка к нёбу с последующим задуванием на кончик языка с издаванием шёпотного трр.

5. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.

Узнавание неречевых звуков. Упражнение: «Что звучит?», «Чей голос звучит?».

Узнавание звука на фоне ряда звуков.

Узнавание звука на фоне ряда слогов.

Узнавание звуков на фоне слова.

Определение первого гласного звука в слове.

6. Развитие речевого подражания.

Вызывание звукоподражания по картинкам: утка крякает: кря-кря, часы тикают: тик-так, мышка пищит: пи-пи-пи и др.

7. Коррекция звукопроизношения.

Уточнение артикуляции звуков: [а], [о], [и], [ы], [м], [н], [т], [с’].

Постановка и автоматизация и согласных звуков: [в], [ф], [х], [к],[г], [ш], [ж], [щ], [ч], [ц].

Подготовка артикуляционного аппарата к постановке сонорных звуков

8. Развитие импрессивной речи.

Узнавание признаков предметов по картинкам.

Исключение лишнего предмета.

9. Формирование первоначальных речевых навыков и слоговой структуры слова.

Формирование умения произносить слоги: ау, уа, ам-ам, му-му, мяу-мяу, га-га, ко-ко, пи-пи, мэ-мэ, бе-бе, ку-ку, уф-уф, кря-кря, ква-ква, ку-ка-ре-ку, ду-ду, бум-бум, би-би, динь-динь, тук-тук, ах, ох, ух, эх, но-но, тпр, буль-буль, куп-куп, бай-бай, кач-кач, тик-так, топ-топ, прыг-скок, пиф-паф, тра-та-та, ля-ля, ла-ла, на, дай, я, ты, мы, вы, он, она, оно, они, да, нет.

Формирование умения произносить двусложные слова с прямыми открытыми слогами.

Формирование умения произносить односложные слова.

Сроки динамического контроля

Динамические показатели

Ожидание родителей: формирование готовности к обучению к школе.

Ожидаемый результат: ребенок адаптирован к социуму; освоения ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ; овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.

Заключение и рекомендации

Сформировать рекомендации специалистов ДОУ для родителей и воспитателей с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребёнка.

Источник

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ РЕБЕНКА С ОВЗ

Сведения о взрослых, участвующих в воспитании ребенка

ФИО Фамилия, имя отчество ребенка ХХХХХХХХХХХХХ

Дата рождения 24.02.20 возраст 5лет, 6мес.

Детский сад №____

Домашний адрес ХХХХХХХХХХХХХХХ

Дом.

Телефон ХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

Состав семьи; полная (полная, неполная,

приемная)

Сведения о взрослых, участвующих в воспитании ребенка

ФИО родителей (законных представителей): ХХХХХХХХХХХХХХХХХ

Особенности семейного воспитания (стиль воспитания, особенности взаимоотношений в семье и т.д.) ___________________________________

Коллегиальное заключение на обучающегося является ребенком с ОВЗ и нуждается в создании специальных условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации Особенности развития психических функции:

внимание неустойчивое, легко отвлекается, трудности в распределении и концентрации внимания _________________________________________ __ память медленно запоминает и быстро забывает, трудности в воспроизведении материала_________________________________________ мышление соответствует возрасту, наглядно-образное: выполняет постройку по образцу; выделяет 3 отличия в двух картинках; выполняет обобщение и классификацию групп предметов, не объясняя __________________________

восприятие соответствует возрасту; различает и показывает основные цвета, определяет и показывает основные геометрические фигуры; выделяет предметы по ширине, длине, высоте

речь понимает обращённую речь на номинативном уровне; звукопроизношение нарушено; грубо нарушает слоговую структуру простых и сложных слов; резкая диспропорция между активным и пассивным словарём; фраза элементарная, состоит из 2-3 слов без согласования грамматических форм, использования предлогов; прибегает к использованию экспрессивно-мимических средств общения

Читайте также:  Физическое развитие шестимесячного ребенка

Особенности перцептивной сферы

Моторное функционирование:

зрительно-двигательная координация : в стадии формирования мелкая моторика руки соответствует возрасту; карандаш зажимает, проводит линии, тонус кисти нормальный ______

Координация движений трудности, в выполнении координированных движениях (прыжки, повороты, ходьба по определённым направлениям, групповые движения и т.п.).

Особенности эмоционально-волевой сферы эмоции не очень яркие, устойчивые, положительные ______________________________________

Личностные особенности учащегося предпочитает игровую, продуктивную, художественную деятельность, где не надо проявлять активность в совместной деятельности

Контакты с внешним миром предпочитает одиночество, мало контактен со взрослыми и детьми; не умеет поддерживать игру, не умеет и не желает делиться с игрушками, распределять роли, договариваться

Ф.И.О педагогов:

Воспитатели __________________________________________________

Педагог-психолог______________________________________________

Учитель-логопед ______________________________________________

Социальный педагог (завуч по ВР) ______________________________

Инструктор по ЛФК

Председатель

ПМПК

Заключение ПМПК: общее недоразвитие речи (II уровень речевого развития)

Рекомендации ПМПК: обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжелые нарушения речи

Пребывание в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи.

Занятия с логопедом, психологом, сопровождение ПМП-консилиума, ведущий специалист на начальном этапе: учитель-логопед________________

Рекомендации специалистов сопровождения:

  • педагога-психолога индивидуальные занятия с психологом по развитию эмоционально-волевой, познавательной сфер; коррекция коммуникативных нарушений; обучение позитивному взаимодействию со сверстником и взрослыми

  • дефектолога

  • учителя-логопеда (фронтальные и индивидуальные) занятия с учителем-логопедом по развитию речевого дыхания, фонематических процессов, активной речи

  • медицинского работника наблюдение невролога, лечение по назначению врача

Содержание коррекционной работы

Специалист

Основное направление деятельности на период

Режим и формы коррекционно-развивающей работы

Критерии достижений

Педагог-психолог

1. Структурированное наблюдение за ребёнком в различные режимные моменты.

2. Установление контакта с ребёнком.

3. Усиление психологической активности ребёнка:

– вовлечение в совместную деятельность со взрослым, со сверстником через обогащение его эмоционального и интеллектуального опыта.

4. Способствовать развитию навыков самообслуживания.

5. Использование приёмов (пальчиковые игры, релаксационные упражнения, песочную и музыкальную терапии, игры с водой).

Индивидуальная

2 раза – в неделю

по 10-15 мин.

Наблюдение в режимные моменты

2 раза – в неделю

– Положительная динамика развитие ребёнка, отмеченная специалистами и родителями.

– Качество и количество выполняемых заданий на коррекционных занятиях.

– Мониторинг, отчёт промежуточных результатов.

Учитель-логопед

1. Обогащение предметного предикативного и адъективного словаря импрессивной и экспрессивной речи. 2. Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования. 3. Формирование синтаксических стереотипов, усвоение синтаксических связей в составе простого предложения. 4.Создание благоприятных условий для последующего формирования функций фонетической системы. 5. Осуществление коррекции нарушений фонетической стороны речи, слоговой структуры слов. 6. Нормализация мышечного тонуса, мимической и артикуляционной мускулатуры: артикуляционные упражнения, логопедический массаж, самомассаж языка, губ.

7.Выработка основных артикуляционных укладов.

8. Развитие речевого дыхания. 9. Определение последовательности работы по коррекции звукопроизношения. 10. Развитие мелкой и общей моторики.

Индивидуальная

3 раза – в неделю

по 10-15 мин.

Фронтальная

2-4 раза – в неделю

( в зависимости от периода обучения)

– Положительная динамика развитие ребёнка, отмеченная специалистами и родителями.

– Ребёнок должен вступать в речевое общение со знакомыми взрослыми.

– Понимать обращённую к нему речь, отвечать на вопросы.

– Показывать и называть предметы и объекты ближайшего окружения.

– Качество и количество выполняемых заданий на коррекционных занятиях.

– Мониторинг, отчёт промежуточных результатов.

Взаимодействие с семьёй ребёнка

Календарно-тематическое планирование работы с родителями воспитанника

Индивидуальные консультации

Активные формы работы

Памятки

Ответственный педагог

Сентябрь

1. Обсуждение адаптированной образовательной программы (на заседании ПМПк)

2. Особенности развития ребёнка с ОНР

Фотокаллаж «Как прекрасно лето» (изготовление самостоятельно семьёй)

1.Режим для детей 5-6 лет.

2.Организация образовательной деятельности в группе.

Члены ПМПк

Октябрь

1. Результаты мониторинга освоения программных знаний, умений, навыков.

2. «Психологические особенности детей 5 – 6 лет»

Творческий проект «Семейные осенины»

– выставка-конкурс «Осенняя ярмарка поделок»;

– музыкальные утренники «Осенняя ярмарка»

«Значение одобрения со стороны взрослого в развитии ребёнка

Педагог-психолог

Учитель – логопед

Воспитатели

Родители

Ноябрь

1. Маршруты выходного дня «Осень»

2. «Советы логопеда»

Творческий проект

«Нет милее дружка, чем родная матушка»:

– изготовление подарков для мам;

– праздник «День Матери»

Как проводить занятия с ребёнком по освоению какого-нибудь навыка

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Воспитатель

Родители

Декабрь

1. Маршруты выходного дня «Зима»

2. «Советы психолога»

Конкурс поделок к Новому году «Новогодняя космическая игрушка».

Музыкальный праздник «Встреча Нового года»

1. «Развивающие игры для детей 5-6лет»

2. «Зимние травмы»

Педагог-психолог

Учитель – логопед

Воспитатели

Родители

Январь

«Результаты промежуточного мониторинга. Достижения ребенка. Определение дальнейшей стратегии работы (заседание ПМПк)

Фото коллаж «Как мы встречали Новый год»;

семейные традиции Рождественских посиделок;

«В морозный денёк – да за сказочку» – чтение родителями народных сказок Курского края детям;

участие в городском конкурсе декоративно-прикладного искусства «Золотой ларец» и областном конкурсе «Мир детства»

Живые витамины для профилактики простудных заболеваний

Члены ПМПк

Врач

Родители

Февраль

«Зачем столько знать о звуках?»

«День защитников Отечества»/наши папы;

семейная гостиная «Мужское воспитание»;

зимний спортивный праздник

Факторы, способствующие возникновению речевых нарушений у детей

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Инструктор по ФИЗО

Родители

Март

«Какой вред приносит телевизор»

Творческий проект «Семья вместе и душа на месте»:

– праздник «Женский день»;

праздник «Масленица. Проводы Русской зимы»;

традиции встречи весны «Жаворонки летите – весну красную несите»

«Компьютер, телевизор и здоровье ребёнка»

Педагог-психолог

Учитель – логопед

Воспитатели

Врач

Родители

Апрель

Консультация «Активная двигательная деятельность – физическая культура»;

Маршруты выходного дня «Весна»

Совместное с детьми выполнение коллективной постройки /рисунка;

спортивные состязания «Неделя здоровья всей семьи»

«Закаливающие процедуры»

Педагог-психолог

Учитель – логопед

Воспитатели

Врач

Инструктор по ФИЗО

Родители

Май

«Результаты итогового мониторинга. Достижения ребенка. Определение задач на следующий учебный год (заседание ПМПк)

Совместное с родителями и ребёнком посещение памятников воинов ВОВ;

конкурс рисунков на асфальте «Любите Родину свою – берёз своих не забывайте»;

игра- путешествие «Памятники и памятные места города Курска»;

литературные чтения художественной литературы о войне.

«Почему с ребенком нужно долго разговаривать»

Члены ПМПк

Учитель – логопед

Воспитатель

Родители

Июнь-август

По необходимости и требованию родителя индивидуальные консультации воспитателя и специалистами, беседы, наблюдения и пр. формы работы.

Источник

Коррекционный маршрут ребенка

Логопедическое заключение: ОНР I уровня

  1. Развитие слухового и зрительного внимания.

– Учить внимательно вслушиваться в речь взрослых.

Читайте также:  Занятия с ребенком 5 лет для развития никитина

– Формирование слухового внимания к речевым и неречевым звукам (игра «Звучащие игрушки»: бубен, погремушка, колокольчик; игра «Звучащие предметы»: льется вода, поворот ключа в замке, рвется бумага), умение дифференцировать их на слух.

– Развитие дифференциации громкого и тихого звучания («Эхо»).

– Формирование зрительного внимания и восприятия («Чего не стало?», «Что лишнее?»)

  1. Формирование целеноправленной воздушной струи.

– Развитие длительного плавного выдоха (упражнения: «Осенние листочки», «Задуй свечу», «Подуй на снежинку».)

– Развитие речевого дыхания, ощущений движения органов дыхания (упражнение «Приятный запах»).

  1. Накопление пассивного словаря.

– Учить правильно выполнять простые речевые инструкции, адекватно использовать звукоподражательные слова в конкретной ситуации общения.

– Учить ребенка жестовой речи (прощание, согласие и несогласие; указательным жестам, которые показывают положение предмета в пространстве).

– Развитие навыка ведения одностороннего диалога (логопед задает вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребенок жестом отвечает на него).

  1. Развитие понимания речи.

– Учить ребенка по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать предметы и игрушки.

– Учить ребенка показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией.

– Учить отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию (большой, косолапый, живет в берлоге, сосет лапу).

  1. Формирование начального детского лексикона и развитие активной подражательной речевой деятельности.

– Учить подражанию: голосам животных, звукам окружающего мира, звукам музыкальных инструментов.

– Учить ребенка отдавать приказания (на, иди, дай); указывать на определенные предметы (вот, это, тут).

– Развивать ситуативную речь, как по побуждению взрослых, так и по собственной инициативе.

Коррекционный маршрут ребенка

Логопедическое заключение: ОНР II уровня

1.Развитие понимания речи.

– Развивать у ребенка умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, некоторых признаков. Использование приемов для актуализации речи:

1. Появление и исчезновение предмета: «Что это?», «Кто это?», «Кто спрятался?».

2. Совместное проговаривание слова.

3. Отраженное проговаривание.

4. Договаривание слова в ситуации, показывающей нужное слово.

– Использование приема комментирования действий с предметами (многократность повторения: Вова завязывает шарф. И Таня завязывает шарф, а Нина уже завязала шарф.).

– Учить понимать конструкции, состоящие из глаголов в повелительном наклонении и существительного в именительном падеже.

Формировать понимание обобщающего значения слов.

2. Развитие словарного запаса.

– Обогащение словаря ребенка новыми словами, усвоение ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в лексиконе (рассматривание и обследование предметов, дидактические игры и упражнения). Уточнение и расширение словарного запаса проводится с опорой на тематические циклы («Игрушки», «Продукты питания», «Транспорт» и т.д.)

– Активизация словаря. Важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено в речи.

3. Формирование двусоставного предложения и предложения из нескольких слов.

– Учить ребенка составлять простые предложения по модели: обращение + глагол в повелительном наклонении (Миша, иди! Вова, стой!); преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения (Миша идет. Вова стоит.)

– Формирование у ребенка навыка употребления в речи личных местоимений (я, ты, он, она, они).

– Учить составлять первые простые рассказы из двух-трех предложений по вопросному плану или с использованием пиктограмм, опираясь на лексические темы: «Одежда», «Посуда», «Фрукты», «Осень», «Зима» и т.д.

– Учить: составлению рассказа по картине (серии картин), рассказа-описания, пересказу.

4. Развитие фонематического слуха

– Учить ребенка различать речевые и неречевые звуки и их направление (постукивание, похлопывание, шуршание бумаги, звуки бубна, звуки металлофона и т. д.); дифференцировать звуки далеки и близкие по звучанию (мишка – миска, бочка – почка, крыша – крыса, осел – козел, газон – вагон).

– Учить ребенка отхлопывать предложенный ритмический рисунок.

5. Развитие звукопроизношения и формирование слоговой структуры.

– Постановка и автоматизация согласных и гласных звуков. Усвоению произношения звуков способствует система артикуляционных упражнений, направленная на активизацию и развитию подвижности артикуляционного аппарата.

– Учить называть слова одно-, двух-, трехсложной структуры (кот, мак, муха, ваза, лопата, молоко).

– Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик, -к (домик, лобик, шарик, ротик; ручка, ножка, лапка, шубка и т.д.)

– Учить ребенка запоминать и проговаривать сочетания однородных слогов («па-па-па» с разным ударением, силой голоса, интонацией); воспроизводить цепочки слогов, состоящих из одинаковых гласных и разных согласных звуков (па-по-пу) и из разных согласных и гласных звуков (па-то-ку); воспроизводить слога со стечением согласных (та-кта, по-пто).

6. Формирование связной речи.

– Учить ребенка составлять 2-, 3- словные предложения (использовани пиктографического кода).

– Учить дифференцировать одушевленные и неодушевленные предметы с помощью вопросов «Кто это?», «Что это?», «Что делает?» (Жук летит. Самолет летит. Ёж колется. Иголка колется)._

– Обучать составлению рассказа с простой композицией с опорой на пиктографическую запись (Птичка сидела на дереве. Она пела веселую песенку. Кошка услышала веселую песенку и увидела птичку).

– Обучение пересказу, опираясь на небольшие по объёму тексты, интересный сюжет и знакомый ребенку словарь.

– Обучение ребенка составлению рассказа-описания, состоящего из 5-6 простых распространенных предложений (объектами для описания служат красочные игрушки, бытовые предметы, мебель, одежда). Использование приема параллельного описания педагогом и ребенком двух однотипных предметов .

Коррекционный маршрут ребенка

Логопедическое заключение: ОНР III уровня

1.Формирование звукопроизношения и обучение элементам грамоты.

– Совершенствовать у ребенка точные, координированные движения речедвигательного аппарата, правильное произношение имеющихся звуков и постановку отсутствующих звуков (уточнение произношения простых звуков: а, у, о, э, и, м, мь, н, нь, п, пь, т, ть, ф, фь, в, б, бь; постановка и закрепление отсутствующих звуков: к, кь, г, гь, х, хь, йот, ы, с, сь, з, зь, р; различение на слух гласных и согласных звуков, выделение первого ударного звука: Аня,ухо; анализ звуковых сочетаний типа: ау, уа).

– Автоматизировать и дифференцировать у ребенка поставленные звуки в самостоятельной речи. — Обучение чтению с использованием символов гласных звуков; знакомство с согласными;

– Знакомство с понятиями: предложение, слово, слог, звук;

– Формирование навыка осознанного чтения (Игра «Почини слово») ;

– Работа по развитию слуховой, зрительной памяти;

2.Развитие осознанного восприятия речи и слухового внимания.

– Учить ребенка вслушиваться в обращенную речь, различать и воспроизводить ее отдельные элементы, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, уметь слышать ошибки в чужой и собственной речи.

– Формировать у ребенка умение правильно действовать на основе словесных обращений и указаний логопеда. (Н-р: предлагается ряд поручений, побуждающих ребенка понимать и различать предмет, его части, признак и назначение: «Принеси маленький стульчик. Покажи, где у него ножка, спинка, сиденье». Направление действия на предмет: «Дай мне синий карандаш, а Коле красный»).

Читайте также:  Сензитивные и кризисные периоды в развитие личности ребенка

– Развитие понимания речи на основе упражнений («Найди в предложении лишние слова», «Выбери из двух слов наиболее подходящее к данной ситуации»).

3. Формирование словарного запаса.

– Учить практическому употреблению категорий ед. и мн. числа, глаголов настоящего времени;

– Учить ребенка элементарным способам словообразования (понимание различных оттенков слов: Саша – Сашенька, Шурик).

– Учить сравнению предметов по свойственным им признакам и действиям (Морковь сладкая, а лук горький. Заяц прыгает, а змея ползает).

– Знакомство с суффиксальным образованием слов (суффикс – очк, ечк, чик – чашечка, ложечка, суффикс вместилище сахар – сахарница, сухарь – сухарница).

– Учить ребенка образовывать относительное прилагательное от существительного ( мех – меховой, дерево – деревянный), подбирать антонимы по признакам (широкий – узкий, большой – маленький, легкий – тяжелый), образовывать сложные слова (листопад, снегопад).

4. Формирование грамматического строя языка.

– Учить ребенка вслушиваться в изменения падежных окончаний одного и того же слова.

– Знакомство с предлогами на материале словосочетаний и несложных фраз (предлоги места действия -на, под).

– Формирование и закрепление правильного и сознательного употребления в речи предложных конструкций (посредством различных упражнений: «Положи книгу … стол, а мяч … стул»).

– Учить составлять разные виды сложных предложений.

Например: «Сначала надо вымыть посуду, а потом ее вытереть». «У Вовы карандаш, он будет рисовать дом или раскрашивать машину».

5. Формирование фразовой речи.

– Учить ребенка самостоятельному построению фраз различного типа (в том числе с опорой на образец – речь педагога, иллюстративный материал и т.д.);

– Учить слышать грамматические и фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно исправлять их.

– Учить самостоятельно строить и восстанавливать незаконченные фразы в соответствии с заданной темой.(“Ветер … листву” (срывал); “Дождь …” (накрапывал); “Птицы поднялись …” (высоко, ввысь) и т.п.)

6. Обучение связной речи.

– Учить составлению рассказа по картине из 10-12 предложений (используя многофигурные картины с яркой сюжетной линий, пейзажные картины).

– Учить составлению рассказа по серии сюжетных картин (с яркой сюжетной линией) с использованием основного и дополнительного картинного материала.

-Использование методики обучения пересказу на основе цепного текста (по В.К. Воробьевой),

методики обучения составлению рассказа-описания (описание предмета по памяти, описание предмета по выполненному рисунку, включение описания в игровые ситуации).

Коррекционный маршрут ребенка

Логопедическое заключение: НОНР

1.Формирование фонетического строя языка и обучение элементам грамоты.

– Развитие у детей умения дифференцировать на слух оппозиционные звуки речи (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, мягкие – твердые, Р – Л), далее отработка их в произношении.

– Закрепление произношения многосложных слов с различными вариантами стечения согласных звуков (птичница, термометр, заржавелая проволока, нержавеющая кастрюля, баскетболисты играют в баскетбол).

– Развитие речевого слуха и осознания звукобуквенного состава слов наибольшего по сложности.

– Знакомство с правилами раздельного написания слов в предложении (предлог рассматривается как маленькое самостоятельное слово), заглавной буквы в именах собственных и начале предложения, постановки точки в конце предложения.

– Формирование правописания звонких и глухих согласных в конце слова (словоизменение таз-тазы, дуб-дубок), сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; слов с безударной гласной, которую можно проверить ударением (стол-столы).

– Закрепление навыка чтения: складывания из букв разрезной азбуки слов, коротких предложений, преобразование слов путем изменения букв, слога, самостоятельное составление слов и предложений.

– Знакомство со всеми буквами алфавита, чтение слогов, слов, предложений, коротких текстов.

2. Уточнение и расширение словарного запаса.

– Развитие лексического компонента языка (уточнение и расширение значений слова, формирование семантической структуры слова, введение новых слов и сочетаний в самостоятельную речь).

– Обучение детей навыкам практического употребления в речи: существительных с уменьшительным и увеличительным значением (кулак – кулачок – кулачище); существительных с противоположным значением (холод – тепло); глаголов с противоположным значением (пригнуть – отогнуть); прилагательных с противоположным значением (румяное лицо – бледное лицо); сложных слов (книголюб, мышеловка, пчеловод, сталевар).

– Учить детей: подбору предметов с тем же признаком (узкая дорожка, лента, полоска); узнаванию предмета по его признакам (желтая, гладкая, треугольная, сочная, сладкая – груша); узнаванию предмета по действиям, связанным с ним (Живет в норе. Следы хвостом заметает. Кур таскает.); образованию названий профессий мужского и женского рода (проводник – проводница, скрипач – скрипачка); подбору родственных слов (лес – леса – лесовик); образованию притяжательных и относительных прилагательных от существительных (хвост лисы – лисий хвост, кофта бабушки – бабушкина кофта).

3. Формирование грамматического строя речи.

– Учить навыкам изменения слов по числам, родам, падежам, лицам.

– Учить: употреблению различных синтаксических конструкций, выражающих одновременность или последовательность действий с использованием союзов -А, НО, ОДНАКО; включению в предложения словосочетаний с предлогами – С (СО), ИЗ, ИЗ-ПОД, ЗА, ИЗ ЗА, НАД, которые обозначают пространственные отношения (вышел из дома); – ПОСЛЕ, ЧЕРЕЗ, ДО, ПЕРЕД, которые передают временные отношения (после завтрака, через час).

– Учить: образованию сравнительной и превосходной степени качественных прилагательных (красивый – красивее – красивейший); согласованию прилагательных с существительными при изменении их по падежам и числам (нет красного карандаша, нет красных карандашей); согласованию местоимений и числительных с существительными и изменение их по падежам (два моих блюдца – нет двух моих блюдец).

4. Обучение связной речи.

– Формировать умение логично и последовательно строить свои высказывания, привносить в продуцируемые тексты элементы творчества.

– Формировать умение планировать свои высказывания, использовать в связной речи распространенные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

– Формировать умение составлять тексты объёмом 15-16 предложений.

– Развивать умение ориентироваться в предложенном текстовом и наглядном материале при составлении собственного рассказа.

Применение приемов:

– Логопед пересказывает, а ребенок вставляет слово или предложение.

– Если ребенок пересказывает с большими паузами, то логопед задает наводящие вопросы.

– Перед началом пересказа логопед предлагает план рассказа.

– Пересказ организуется «по цепочке», когда один ребенок начинает рассказ, следующий продолжает, а третий заканчивает.

– Часто применятся пересказ в лицах, в виде драматизации, выборочный пересказ, краткий пересказ, творческое рассказывание.

– Методика обучения составления рассказа по серии картин.

– Методика обучения составления рассказа по пейзажной картине.

Источник