Индивидуальный маршрут развития ребенка с овз с онр

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с ОВЗ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФИО, год рождения ребёнка | Иван , | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Логопедическое заключение | ОНР 2 уровня с дизартрическим компонентом | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуальная проблема | Недоразвитие речи, как системы, отсутствие большинства звуков в речи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель программы | Создать условия для успешного освоения ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ и успешной адаптации в социуме. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи | Развитие мотивации речевого общения и понимания обращенной речи. Развитие общей и мелкой моторики. Развитие мимики и эмоций. Развитие артикуляционной моторики. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха. Развитие речевого подражания. Коррекция звукопроизношения. Развитие импрессивной речи. Формирование первоначальных речевых навыков и слоговой структуры слова. Пополнение пассивного и активного словаря. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Срок реализации | 1 год | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание индивидуального образовательного маршрута | Образовательный компонент: – Форма обучения очная, групповая. – Работа в общем режиме. – Индивидуальный подход во время образовательного процесса. – Использование двигательных, зрительных и речевых физкультминуток во время занятий. – Совместные игры на развитие эмоционально-волевой сферы. Индивидуальный учебный план: Усиление образовательных областей: «Речевое развитие», и «Социально-коммуникативное развитие». Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» усилена в: – развитии игровых умений и навыков; – поддержании интереса детей к деятельности сверстников, содействие налаживанию диалогического общения в совместных играх и занятиях; – присвоении норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; – формировании умения распознавать эмоции окружающих людей, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; – становлении самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Во второй половине дня индивидуальные занятия по выполнению заданий специалистов.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание логопедической работы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Развитие мотивации речевого общения и понимания обращенной речи. | Показ предметов и частей тела. Выполнение действий по инструкции логопеда. Понимание грамматических категорий числа существительных и глаголов. Понимание грамматических категорий рода глаголов прошедшего времени единственного числа. Отгадывание предметов по описанию. Выбор предметов для выполнения названных логопедом действий. Определение причинно-следственных связей. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Развитие общей и мелкой моторики. | Логоритмические упражнения под музыку. Упражнения на развитие общей и мелкой моторики. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Развитие мимики и эмоций. | Формирование мимических поз по картинкам: радость, удивление, печаль, обида. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания. | Артикуляционные упражнения для губ: – вытягивание трубочкой; -растягивание в ниточку, в улыбку; -округление губ; – вытягивание трубочкой с последующим дутьём; -поднятие вверх верхней губы, опускание вниз нижней, оскал; – крепкое сжатие; – сосательные движения; – вибрация. Артикуляционные упражнения для языка: – язык широкий, узкий, чашечкой, трубочкой; – присасывание языка к верхним альвеолам; – распластывание широкого языка и удержание его между зубами; – движение вперёд-назад при открытом рте; – попеременный захват языком то верхней, то нижней губы; – движение языка по верхней губе с одновременным включением голоса; – движение влево-вправо; – движение вверх-вниз; – язык расслаблен на дне ротовой полости, при одновременном открывании и закрывании рта; – цоканье; – присасывание языка к нёбу с последующим задуванием на кончик языка с издаванием шёпотного трр. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха. | Узнавание неречевых звуков. Упражнение: «Что звучит?», «Чей голос звучит?». Узнавание звука на фоне ряда звуков. Узнавание звука на фоне ряда слогов. Узнавание звуков на фоне слова. Определение первого гласного звука в слове. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Развитие речевого подражания. | Вызывание звукоподражания по картинкам: утка крякает: кря-кря, часы тикают: тик-так, мышка пищит: пи-пи-пи и др. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Коррекция звукопроизношения. | Уточнение артикуляции звуков: [а], [о], [и], [ы], [м], [н], [т], [с’]. Постановка и автоматизация и согласных звуков: [в], [ф], [х], [к],[г], [ш], [ж], [щ], [ч], [ц]. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке сонорных звуков | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Развитие импрессивной речи. | Узнавание признаков предметов по картинкам. Исключение лишнего предмета. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Формирование первоначальных речевых навыков и слоговой структуры слова. | Формирование умения произносить слоги: ау, уа, ам-ам, му-му, мяу-мяу, га-га, ко-ко, пи-пи, мэ-мэ, бе-бе, ку-ку, уф-уф, кря-кря, ква-ква, ку-ка-ре-ку, ду-ду, бум-бум, би-би, динь-динь, тук-тук, ах, ох, ух, эх, но-но, тпр, буль-буль, куп-куп, бай-бай, кач-кач, тик-так, топ-топ, прыг-скок, пиф-паф, тра-та-та, ля-ля, ла-ла, на, дай, я, ты, мы, вы, он, она, оно, они, да, нет. Формирование умения произносить двусложные слова с прямыми открытыми слогами. Формирование умения произносить односложные слова. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сроки динамического контроля | Динамические показатели | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ожидание родителей: формирование готовности к обучению к школе. Ожидаемый результат: ребенок адаптирован к социуму; освоения ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ; овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования. Заключение и рекомендации Сформировать рекомендации специалистов ДОУ для родителей и воспитателей с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребёнка. |
Источник
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ РЕБЕНКА С ОВЗ
Сведения о взрослых, участвующих в воспитании ребенка
ФИО Фамилия, имя отчество ребенка ХХХХХХХХХХХХХ
Дата рождения 24.02.20 возраст 5лет, 6мес.
Детский сад №____
Домашний адрес ХХХХХХХХХХХХХХХ
Дом.
Телефон ХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
Состав семьи; полная (полная, неполная,
приемная)
Сведения о взрослых, участвующих в воспитании ребенка
ФИО родителей (законных представителей): ХХХХХХХХХХХХХХХХХ
Особенности семейного воспитания (стиль воспитания, особенности взаимоотношений в семье и т.д.) ___________________________________
Коллегиальное заключение на обучающегося является ребенком с ОВЗ и нуждается в создании специальных условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации Особенности развития психических функции:
внимание неустойчивое, легко отвлекается, трудности в распределении и концентрации внимания _________________________________________ __ память медленно запоминает и быстро забывает, трудности в воспроизведении материала_________________________________________ мышление соответствует возрасту, наглядно-образное: выполняет постройку по образцу; выделяет 3 отличия в двух картинках; выполняет обобщение и классификацию групп предметов, не объясняя __________________________
восприятие соответствует возрасту; различает и показывает основные цвета, определяет и показывает основные геометрические фигуры; выделяет предметы по ширине, длине, высоте
речь понимает обращённую речь на номинативном уровне; звукопроизношение нарушено; грубо нарушает слоговую структуру простых и сложных слов; резкая диспропорция между активным и пассивным словарём; фраза элементарная, состоит из 2-3 слов без согласования грамматических форм, использования предлогов; прибегает к использованию экспрессивно-мимических средств общения
Особенности перцептивной сферы
Моторное функционирование:
зрительно-двигательная координация : в стадии формирования мелкая моторика руки соответствует возрасту; карандаш зажимает, проводит линии, тонус кисти нормальный ______
Координация движений трудности, в выполнении координированных движениях (прыжки, повороты, ходьба по определённым направлениям, групповые движения и т.п.).
Особенности эмоционально-волевой сферы эмоции не очень яркие, устойчивые, положительные ______________________________________
Личностные особенности учащегося предпочитает игровую, продуктивную, художественную деятельность, где не надо проявлять активность в совместной деятельности
Контакты с внешним миром предпочитает одиночество, мало контактен со взрослыми и детьми; не умеет поддерживать игру, не умеет и не желает делиться с игрушками, распределять роли, договариваться
Ф.И.О педагогов:
Воспитатели __________________________________________________
Педагог-психолог______________________________________________
Учитель-логопед ______________________________________________
Социальный педагог (завуч по ВР) ______________________________
Инструктор по ЛФК
Председатель
ПМПК
Заключение ПМПК: общее недоразвитие речи (II уровень речевого развития)
Рекомендации ПМПК: обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжелые нарушения речи
Пребывание в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи.
Занятия с логопедом, психологом, сопровождение ПМП-консилиума, ведущий специалист на начальном этапе: учитель-логопед________________
Рекомендации специалистов сопровождения:
педагога-психолога индивидуальные занятия с психологом по развитию эмоционально-волевой, познавательной сфер; коррекция коммуникативных нарушений; обучение позитивному взаимодействию со сверстником и взрослыми
дефектолога
учителя-логопеда (фронтальные и индивидуальные) занятия с учителем-логопедом по развитию речевого дыхания, фонематических процессов, активной речи
медицинского работника наблюдение невролога, лечение по назначению врача
Содержание коррекционной работы
Специалист
Основное направление деятельности на период
Режим и формы коррекционно-развивающей работы
Критерии достижений
Педагог-психолог
1. Структурированное наблюдение за ребёнком в различные режимные моменты.
2. Установление контакта с ребёнком.
3. Усиление психологической активности ребёнка:
– вовлечение в совместную деятельность со взрослым, со сверстником через обогащение его эмоционального и интеллектуального опыта.
4. Способствовать развитию навыков самообслуживания.
5. Использование приёмов (пальчиковые игры, релаксационные упражнения, песочную и музыкальную терапии, игры с водой).
Индивидуальная
2 раза – в неделю
по 10-15 мин.
Наблюдение в режимные моменты
2 раза – в неделю
– Положительная динамика развитие ребёнка, отмеченная специалистами и родителями.
– Качество и количество выполняемых заданий на коррекционных занятиях.
– Мониторинг, отчёт промежуточных результатов.
Учитель-логопед
1. Обогащение предметного предикативного и адъективного словаря импрессивной и экспрессивной речи. 2. Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования. 3. Формирование синтаксических стереотипов, усвоение синтаксических связей в составе простого предложения. 4.Создание благоприятных условий для последующего формирования функций фонетической системы. 5. Осуществление коррекции нарушений фонетической стороны речи, слоговой структуры слов. 6. Нормализация мышечного тонуса, мимической и артикуляционной мускулатуры: артикуляционные упражнения, логопедический массаж, самомассаж языка, губ.
7.Выработка основных артикуляционных укладов.
8. Развитие речевого дыхания. 9. Определение последовательности работы по коррекции звукопроизношения. 10. Развитие мелкой и общей моторики.
Индивидуальная
3 раза – в неделю
по 10-15 мин.
Фронтальная
2-4 раза – в неделю
( в зависимости от периода обучения)
– Положительная динамика развитие ребёнка, отмеченная специалистами и родителями.
– Ребёнок должен вступать в речевое общение со знакомыми взрослыми.
– Понимать обращённую к нему речь, отвечать на вопросы.
– Показывать и называть предметы и объекты ближайшего окружения.
– Качество и количество выполняемых заданий на коррекционных занятиях.
– Мониторинг, отчёт промежуточных результатов.
Взаимодействие с семьёй ребёнка
Календарно-тематическое планирование работы с родителями воспитанника
Индивидуальные консультации
Активные формы работы
Памятки
Ответственный педагог
Сентябрь
1. Обсуждение адаптированной образовательной программы (на заседании ПМПк)
2. Особенности развития ребёнка с ОНР
Фотокаллаж «Как прекрасно лето» (изготовление самостоятельно семьёй)
1.Режим для детей 5-6 лет.
2.Организация образовательной деятельности в группе.
Члены ПМПк
Октябрь
1. Результаты мониторинга освоения программных знаний, умений, навыков.
2. «Психологические особенности детей 5 – 6 лет»
Творческий проект «Семейные осенины»
– выставка-конкурс «Осенняя ярмарка поделок»;
– музыкальные утренники «Осенняя ярмарка»
«Значение одобрения со стороны взрослого в развитии ребёнка
Педагог-психолог
Учитель – логопед
Воспитатели
Родители
Ноябрь
1. Маршруты выходного дня «Осень»
2. «Советы логопеда»
Творческий проект
«Нет милее дружка, чем родная матушка»:
– изготовление подарков для мам;
– праздник «День Матери»
Как проводить занятия с ребёнком по освоению какого-нибудь навыка
Педагог-психолог
Учитель-логопед
Воспитатель
Родители
Декабрь
1. Маршруты выходного дня «Зима»
2. «Советы психолога»
Конкурс поделок к Новому году «Новогодняя космическая игрушка».
Музыкальный праздник «Встреча Нового года»
1. «Развивающие игры для детей 5-6лет»
2. «Зимние травмы»
Педагог-психолог
Учитель – логопед
Воспитатели
Родители
Январь
«Результаты промежуточного мониторинга. Достижения ребенка. Определение дальнейшей стратегии работы (заседание ПМПк)
Фото коллаж «Как мы встречали Новый год»;
семейные традиции Рождественских посиделок;
«В морозный денёк – да за сказочку» – чтение родителями народных сказок Курского края детям;
участие в городском конкурсе декоративно-прикладного искусства «Золотой ларец» и областном конкурсе «Мир детства»
Живые витамины для профилактики простудных заболеваний
Члены ПМПк
Врач
Родители
Февраль
«Зачем столько знать о звуках?»
«День защитников Отечества»/наши папы;
семейная гостиная «Мужское воспитание»;
зимний спортивный праздник
Факторы, способствующие возникновению речевых нарушений у детей
Педагог-психолог
Учитель-логопед
Инструктор по ФИЗО
Родители
Март
«Какой вред приносит телевизор»
Творческий проект «Семья вместе и душа на месте»:
– праздник «Женский день»;
праздник «Масленица. Проводы Русской зимы»;
традиции встречи весны «Жаворонки летите – весну красную несите»
«Компьютер, телевизор и здоровье ребёнка»
Педагог-психолог
Учитель – логопед
Воспитатели
Врач
Родители
Апрель
Консультация «Активная двигательная деятельность – физическая культура»;
Маршруты выходного дня «Весна»
Совместное с детьми выполнение коллективной постройки /рисунка;
спортивные состязания «Неделя здоровья всей семьи»
«Закаливающие процедуры»
Педагог-психолог
Учитель – логопед
Воспитатели
Врач
Инструктор по ФИЗО
Родители
Май
«Результаты итогового мониторинга. Достижения ребенка. Определение задач на следующий учебный год (заседание ПМПк)
Совместное с родителями и ребёнком посещение памятников воинов ВОВ;
конкурс рисунков на асфальте «Любите Родину свою – берёз своих не забывайте»;
игра- путешествие «Памятники и памятные места города Курска»;
литературные чтения художественной литературы о войне.
«Почему с ребенком нужно долго разговаривать»
Члены ПМПк
Учитель – логопед
Воспитатель
Родители
Июнь-август
По необходимости и требованию родителя индивидуальные консультации воспитателя и специалистами, беседы, наблюдения и пр. формы работы.
Источник
Коррекционный маршрут ребенка
Логопедическое заключение: ОНР I уровня
- Развитие слухового и зрительного внимания.
– Учить внимательно вслушиваться в речь взрослых.
– Формирование слухового внимания к речевым и неречевым звукам (игра «Звучащие игрушки»: бубен, погремушка, колокольчик; игра «Звучащие предметы»: льется вода, поворот ключа в замке, рвется бумага), умение дифференцировать их на слух.
– Развитие дифференциации громкого и тихого звучания («Эхо»).
– Формирование зрительного внимания и восприятия («Чего не стало?», «Что лишнее?»)
- Формирование целеноправленной воздушной струи.
– Развитие длительного плавного выдоха (упражнения: «Осенние листочки», «Задуй свечу», «Подуй на снежинку».)
– Развитие речевого дыхания, ощущений движения органов дыхания (упражнение «Приятный запах»).
- Накопление пассивного словаря.
– Учить правильно выполнять простые речевые инструкции, адекватно использовать звукоподражательные слова в конкретной ситуации общения.
– Учить ребенка жестовой речи (прощание, согласие и несогласие; указательным жестам, которые показывают положение предмета в пространстве).
– Развитие навыка ведения одностороннего диалога (логопед задает вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребенок жестом отвечает на него).
- Развитие понимания речи.
– Учить ребенка по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать предметы и игрушки.
– Учить ребенка показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией.
– Учить отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию (большой, косолапый, живет в берлоге, сосет лапу).
- Формирование начального детского лексикона и развитие активной подражательной речевой деятельности.
– Учить подражанию: голосам животных, звукам окружающего мира, звукам музыкальных инструментов.
– Учить ребенка отдавать приказания (на, иди, дай); указывать на определенные предметы (вот, это, тут).
– Развивать ситуативную речь, как по побуждению взрослых, так и по собственной инициативе.
Коррекционный маршрут ребенка
Логопедическое заключение: ОНР II уровня
1.Развитие понимания речи.
– Развивать у ребенка умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, некоторых признаков. Использование приемов для актуализации речи:
1. Появление и исчезновение предмета: «Что это?», «Кто это?», «Кто спрятался?».
2. Совместное проговаривание слова.
3. Отраженное проговаривание.
4. Договаривание слова в ситуации, показывающей нужное слово.
– Использование приема комментирования действий с предметами (многократность повторения: Вова завязывает шарф. И Таня завязывает шарф, а Нина уже завязала шарф.).
– Учить понимать конструкции, состоящие из глаголов в повелительном наклонении и существительного в именительном падеже.
Формировать понимание обобщающего значения слов.
2. Развитие словарного запаса.
– Обогащение словаря ребенка новыми словами, усвоение ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в лексиконе (рассматривание и обследование предметов, дидактические игры и упражнения). Уточнение и расширение словарного запаса проводится с опорой на тематические циклы («Игрушки», «Продукты питания», «Транспорт» и т.д.)
– Активизация словаря. Важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено в речи.
3. Формирование двусоставного предложения и предложения из нескольких слов.
– Учить ребенка составлять простые предложения по модели: обращение + глагол в повелительном наклонении (Миша, иди! Вова, стой!); преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения (Миша идет. Вова стоит.)
– Формирование у ребенка навыка употребления в речи личных местоимений (я, ты, он, она, они).
– Учить составлять первые простые рассказы из двух-трех предложений по вопросному плану или с использованием пиктограмм, опираясь на лексические темы: «Одежда», «Посуда», «Фрукты», «Осень», «Зима» и т.д.
– Учить: составлению рассказа по картине (серии картин), рассказа-описания, пересказу.
4. Развитие фонематического слуха
– Учить ребенка различать речевые и неречевые звуки и их направление (постукивание, похлопывание, шуршание бумаги, звуки бубна, звуки металлофона и т. д.); дифференцировать звуки далеки и близкие по звучанию (мишка – миска, бочка – почка, крыша – крыса, осел – козел, газон – вагон).
– Учить ребенка отхлопывать предложенный ритмический рисунок.
5. Развитие звукопроизношения и формирование слоговой структуры.
– Постановка и автоматизация согласных и гласных звуков. Усвоению произношения звуков способствует система артикуляционных упражнений, направленная на активизацию и развитию подвижности артикуляционного аппарата.
– Учить называть слова одно-, двух-, трехсложной структуры (кот, мак, муха, ваза, лопата, молоко).
– Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик, -к (домик, лобик, шарик, ротик; ручка, ножка, лапка, шубка и т.д.)
– Учить ребенка запоминать и проговаривать сочетания однородных слогов («па-па-па» с разным ударением, силой голоса, интонацией); воспроизводить цепочки слогов, состоящих из одинаковых гласных и разных согласных звуков (па-по-пу) и из разных согласных и гласных звуков (па-то-ку); воспроизводить слога со стечением согласных (та-кта, по-пто).
6. Формирование связной речи.
– Учить ребенка составлять 2-, 3- словные предложения (использовани пиктографического кода).
– Учить дифференцировать одушевленные и неодушевленные предметы с помощью вопросов «Кто это?», «Что это?», «Что делает?» (Жук летит. Самолет летит. Ёж колется. Иголка колется)._
– Обучать составлению рассказа с простой композицией с опорой на пиктографическую запись (Птичка сидела на дереве. Она пела веселую песенку. Кошка услышала веселую песенку и увидела птичку).
– Обучение пересказу, опираясь на небольшие по объёму тексты, интересный сюжет и знакомый ребенку словарь.
– Обучение ребенка составлению рассказа-описания, состоящего из 5-6 простых распространенных предложений (объектами для описания служат красочные игрушки, бытовые предметы, мебель, одежда). Использование приема параллельного описания педагогом и ребенком двух однотипных предметов .
Коррекционный маршрут ребенка
Логопедическое заключение: ОНР III уровня
1.Формирование звукопроизношения и обучение элементам грамоты.
– Совершенствовать у ребенка точные, координированные движения речедвигательного аппарата, правильное произношение имеющихся звуков и постановку отсутствующих звуков (уточнение произношения простых звуков: а, у, о, э, и, м, мь, н, нь, п, пь, т, ть, ф, фь, в, б, бь; постановка и закрепление отсутствующих звуков: к, кь, г, гь, х, хь, йот, ы, с, сь, з, зь, р; различение на слух гласных и согласных звуков, выделение первого ударного звука: Аня,ухо; анализ звуковых сочетаний типа: ау, уа).
– Автоматизировать и дифференцировать у ребенка поставленные звуки в самостоятельной речи. — Обучение чтению с использованием символов гласных звуков; знакомство с согласными;
– Знакомство с понятиями: предложение, слово, слог, звук;
– Формирование навыка осознанного чтения (Игра «Почини слово») ;
– Работа по развитию слуховой, зрительной памяти;
2.Развитие осознанного восприятия речи и слухового внимания.
– Учить ребенка вслушиваться в обращенную речь, различать и воспроизводить ее отдельные элементы, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, уметь слышать ошибки в чужой и собственной речи.
– Формировать у ребенка умение правильно действовать на основе словесных обращений и указаний логопеда. (Н-р: предлагается ряд поручений, побуждающих ребенка понимать и различать предмет, его части, признак и назначение: «Принеси маленький стульчик. Покажи, где у него ножка, спинка, сиденье». Направление действия на предмет: «Дай мне синий карандаш, а Коле красный»).
– Развитие понимания речи на основе упражнений («Найди в предложении лишние слова», «Выбери из двух слов наиболее подходящее к данной ситуации»).
3. Формирование словарного запаса.
– Учить практическому употреблению категорий ед. и мн. числа, глаголов настоящего времени;
– Учить ребенка элементарным способам словообразования (понимание различных оттенков слов: Саша – Сашенька, Шурик).
– Учить сравнению предметов по свойственным им признакам и действиям (Морковь сладкая, а лук горький. Заяц прыгает, а змея ползает).
– Знакомство с суффиксальным образованием слов (суффикс – очк, ечк, чик – чашечка, ложечка, суффикс вместилище сахар – сахарница, сухарь – сухарница).
– Учить ребенка образовывать относительное прилагательное от существительного ( мех – меховой, дерево – деревянный), подбирать антонимы по признакам (широкий – узкий, большой – маленький, легкий – тяжелый), образовывать сложные слова (листопад, снегопад).
4. Формирование грамматического строя языка.
– Учить ребенка вслушиваться в изменения падежных окончаний одного и того же слова.
– Знакомство с предлогами на материале словосочетаний и несложных фраз (предлоги места действия -на, под).
– Формирование и закрепление правильного и сознательного употребления в речи предложных конструкций (посредством различных упражнений: «Положи книгу … стол, а мяч … стул»).
– Учить составлять разные виды сложных предложений.
Например: «Сначала надо вымыть посуду, а потом ее вытереть». «У Вовы карандаш, он будет рисовать дом или раскрашивать машину».
5. Формирование фразовой речи.
– Учить ребенка самостоятельному построению фраз различного типа (в том числе с опорой на образец – речь педагога, иллюстративный материал и т.д.);
– Учить слышать грамматические и фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно исправлять их.
– Учить самостоятельно строить и восстанавливать незаконченные фразы в соответствии с заданной темой.(“Ветер … листву” (срывал); “Дождь …” (накрапывал); “Птицы поднялись …” (высоко, ввысь) и т.п.)
6. Обучение связной речи.
– Учить составлению рассказа по картине из 10-12 предложений (используя многофигурные картины с яркой сюжетной линий, пейзажные картины).
– Учить составлению рассказа по серии сюжетных картин (с яркой сюжетной линией) с использованием основного и дополнительного картинного материала.
-Использование методики обучения пересказу на основе цепного текста (по В.К. Воробьевой),
методики обучения составлению рассказа-описания (описание предмета по памяти, описание предмета по выполненному рисунку, включение описания в игровые ситуации).
Коррекционный маршрут ребенка
Логопедическое заключение: НОНР
1.Формирование фонетического строя языка и обучение элементам грамоты.
– Развитие у детей умения дифференцировать на слух оппозиционные звуки речи (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, мягкие – твердые, Р – Л), далее отработка их в произношении.
– Закрепление произношения многосложных слов с различными вариантами стечения согласных звуков (птичница, термометр, заржавелая проволока, нержавеющая кастрюля, баскетболисты играют в баскетбол).
– Развитие речевого слуха и осознания звукобуквенного состава слов наибольшего по сложности.
– Знакомство с правилами раздельного написания слов в предложении (предлог рассматривается как маленькое самостоятельное слово), заглавной буквы в именах собственных и начале предложения, постановки точки в конце предложения.
– Формирование правописания звонких и глухих согласных в конце слова (словоизменение таз-тазы, дуб-дубок), сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; слов с безударной гласной, которую можно проверить ударением (стол-столы).
– Закрепление навыка чтения: складывания из букв разрезной азбуки слов, коротких предложений, преобразование слов путем изменения букв, слога, самостоятельное составление слов и предложений.
– Знакомство со всеми буквами алфавита, чтение слогов, слов, предложений, коротких текстов.
2. Уточнение и расширение словарного запаса.
– Развитие лексического компонента языка (уточнение и расширение значений слова, формирование семантической структуры слова, введение новых слов и сочетаний в самостоятельную речь).
– Обучение детей навыкам практического употребления в речи: существительных с уменьшительным и увеличительным значением (кулак – кулачок – кулачище); существительных с противоположным значением (холод – тепло); глаголов с противоположным значением (пригнуть – отогнуть); прилагательных с противоположным значением (румяное лицо – бледное лицо); сложных слов (книголюб, мышеловка, пчеловод, сталевар).
– Учить детей: подбору предметов с тем же признаком (узкая дорожка, лента, полоска); узнаванию предмета по его признакам (желтая, гладкая, треугольная, сочная, сладкая – груша); узнаванию предмета по действиям, связанным с ним (Живет в норе. Следы хвостом заметает. Кур таскает.); образованию названий профессий мужского и женского рода (проводник – проводница, скрипач – скрипачка); подбору родственных слов (лес – леса – лесовик); образованию притяжательных и относительных прилагательных от существительных (хвост лисы – лисий хвост, кофта бабушки – бабушкина кофта).
3. Формирование грамматического строя речи.
– Учить навыкам изменения слов по числам, родам, падежам, лицам.
– Учить: употреблению различных синтаксических конструкций, выражающих одновременность или последовательность действий с использованием союзов -А, НО, ОДНАКО; включению в предложения словосочетаний с предлогами – С (СО), ИЗ, ИЗ-ПОД, ЗА, ИЗ ЗА, НАД, которые обозначают пространственные отношения (вышел из дома); – ПОСЛЕ, ЧЕРЕЗ, ДО, ПЕРЕД, которые передают временные отношения (после завтрака, через час).
– Учить: образованию сравнительной и превосходной степени качественных прилагательных (красивый – красивее – красивейший); согласованию прилагательных с существительными при изменении их по падежам и числам (нет красного карандаша, нет красных карандашей); согласованию местоимений и числительных с существительными и изменение их по падежам (два моих блюдца – нет двух моих блюдец).
4. Обучение связной речи.
– Формировать умение логично и последовательно строить свои высказывания, привносить в продуцируемые тексты элементы творчества.
– Формировать умение планировать свои высказывания, использовать в связной речи распространенные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
– Формировать умение составлять тексты объёмом 15-16 предложений.
– Развивать умение ориентироваться в предложенном текстовом и наглядном материале при составлении собственного рассказа.
Применение приемов:
– Логопед пересказывает, а ребенок вставляет слово или предложение.
– Если ребенок пересказывает с большими паузами, то логопед задает наводящие вопросы.
– Перед началом пересказа логопед предлагает план рассказа.
– Пересказ организуется «по цепочке», когда один ребенок начинает рассказ, следующий продолжает, а третий заканчивает.
– Часто применятся пересказ в лицах, в виде драматизации, выборочный пересказ, краткий пересказ, творческое рассказывание.
– Методика обучения составления рассказа по серии картин.
– Методика обучения составления рассказа по пейзажной картине.
Источник