Индивидуальный маршрут развития ребенка с онр в доу по фгос образец таблица

Индивидуальный маршрут развития ребенка с онр в доу по фгос образец таблица thumbnail

Индивидуальный образовательный маршрут

_________________________

дата рождения_______________ год обучения_________________

заключение ПМПК________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендовано:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Объём учебного материала соответствует возрастным и физиологическим требованиям, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации ребенка.

Данный индивидуальный маршрут рассчитан на один год. Весь материал с учётом постепенного усложнения.

Основная форма работы – индивидуальные занятия. (Фронтальная и подгрупповая работа осуществляется в рамках реализации АООП для детей с ОВЗ детского сада).

Продолжительность занятия от 10 до 20 минут (в зависимости от физического и эмоционального состояния ребёнка).

Цель: создать условия для успешного освоения ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ и успешной адаптации в социуме.

Задачи:

  1. Формирование полноценной звуковой стороны речи.

  2. Развитие фонематического восприятия, слуха и навыков звукового анализа.

  3. Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи.

  4. Развитие связной речи.

  5. Развитие внимания, памяти, мышления.

Совершенствование статистической и динамической организации движений.

Формирование графомоторных навыков.

2

Развитие артикуляционной моторики

Подготовка артикуляционных укладов нарушенных звуков через упражнения артикуляционной гимнастики.

— артикуляционные упражнения;

— самомассаж языка, губ

– вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние передние зубы;

– вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность;

– укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ;

– развивать мышечную силу и подвижность губ;

– отрабатывать движения языка вниз, развивая его подвижность;

– способствовать растяжке подъязычной связки;

– развивать произвольные движения языка, укреплять мускулатуру языка и щёк;

– укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений;

– расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпывания губами), учить удерживать язык распластанным, широким;

– способствовать расслаблению мышц языка, усилению кровоснабжения мышц языка;

– вырабатывать умение дуть по середине языка, спокойно лежащего на нижней губе;

– учить попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка.

3

Развитие мимической мускулатуры

Нормализация мышечного тонуса, формирование объема и дифференциации движений мышц лица.

4

Развитие просодической стороны речи

Развитие голоса, физиологического и речевого дыхания, темпа речи, и мелодико-интонационой окраски.

Постановка диафрагмального дыхания

Тренировка носового дыхания

Тренировка ротового дыхания

Дифференциация ротового и носового дыхания

Выработка направленной воздушной струи, проходящей через рот.

Повышение, понижение силы голоса на материале гласных.

Формировать умение воспринимать и воспроизводить простые ритмы //, ///, ////.

Формировать умение воспринимать и воспроизводить ритмические структуры // //, / //, // /, /// /.

Формировать умение воспринимать и воспроизводить вопросительную, восклицательную и повествовательную интонации на материале гласных звуков.

5

Коррекция звукопроизношения

I. Подготовительный этап:

• Знакомство с органами артикуляционного аппарата.

• Логопедический массаж.

• Артикуляционная гимнастика.

• Работа над речевым дыханием.

• Работа над голосом.

• Кинезиологические упражнения.

• Развитие психических неречевых функций: слуховое и зрительное внимание, слуховая и зрительная память, слуховые дифференцировки, мышление.

• Формирование фонематических процессов: выделение звука из ряда звуков, слогов, слов, фразы.

II. Этап постановки звуков.

• Знакомство с артикуляционным укладом рабочего звука.

• Вызывание рабочего звука.

• Постановка звука.

III. Введение звука в речь:

• в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

• в словах (начало, середина, конец);

• в словосочетаниях;

• во фразе;

• в тексте;

• в связной речи.

IV. Дифференциация поставленного звука со смешиваемыми звуками.

• в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

• в словах;

• в словосочетаниях;

• во фразе;

• в тексте;

• в связной речи.

V. Формирование самоконтроля за правильным произнесением звука в речи.

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

6

Коррекция слоговой структуры слова

– дифференциация длинных и коротких слов;

– неосознанное деление слов на слоги (простукивание, отхлопывание со зрительной опорой);

– воспроизведение ритмико-слоговой структуры двусложных и трёхсложных слов с правильным произношением ударных и безударных гласных;

– формирование слоговой структуры слова.

7

Развитие фонематического слуха, восприятия и навыков звукового анализа

– узнавание имеющегося у ребенка звука на слух;

– дифференциация уже имеющихся у ребёнка фонем;

Обучение определению заданных звуков в ряду других звуков, слогов, слов; выделение ударного гласного в начале слова и согласного в конце слова.

8

Понимание речи

– понимание вопросов: «Куда? Где? Откуда? Что? Кому? Откуда? Для кого? Почему? За кем?»;

– различение слов, близких по звучанию или имеющих сходство с

предметной ситуацией;

– понимание названия действий, признаков, противоположных по значению;

– понимание значения слов, выражающих пространственные отношения (вниз, вверх, вперёд,. назад, далеко, близко);

– понимание пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами “на, под, в, около, из, из-под”;

– формирование понимания значений грамматических форм слов – числа,

рода, падежа;

– понимание значения приставок в страдательных причастиях;

– понимание взаимоотношений действующих лиц, реальности

изображенной ситуации;

– понимание несложных рассказов, коротких сказок.

9

Словарный запас

накопление обиходно-разговорных слов;

– активизация, уточнение, расширение, обогащение предметного и глагольного словаря;

– пополнение словаря признаков, наречий;

– развитие коммуникативной функции речи.

10

Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи

– формирование грамматической категории числа существительных и глаголов (сопоставление и применение);

– формирование навыка употребления падежных конструкций с учетом онтогенеза;

– подбор названий предметов к названным действиям;

– изменение глаголов: в инфинитиве, повелительном и изъявительном наклонениях настоящего времени 3-го лица единственного и множественного числа;

Читайте также:  Игрушки для развития координации ребенка

– употребление возвратной формы глаголов 3-го лица единственного числа настоящего времени;

– согласование глагола изъявительного наклонения с субъектом действия;

– формирование предложений типа «именительный падеж существительного + согласованный глагол 3-го лица настоящего времени»;

– согласование подлежащего и сказуемого в 3-ем лице множественного числа;

– построение предложений из 3-4 слов;

– составление ответов на вопросы, поставленные к сюжетным картинкам: “Кто (что)? Что он (она) делает?”.

11

Развитие связной речи

– составление ответов на вопросы;

– формирование простейшего навыка диалогической речи.

– составление предложений по демонстрируемым действиям и несложным сюжетным картинкам;

– составление коротких рассказов из 2-4 предложений;

– пересказывание текста своими словами;

– заучивание двустиший.

12

Развитие внимания, памяти и мышления.

Развитие свойств произвольного внимания: объема, устойчивости, распределения, переключаемости. Развитие памяти: зрительной, слуховой, двигательной; объема и долговременности. Развитие мышления: наглядно-действенного, наглядно – образного, абстрактивно-логического.

Ожидание родителей: формирование готовности к обучению к школе.

Ожидаемый результат: К концу данного этапа обучения ребенок должен научиться согласовывать подлежащее и сказуемое в 3-м лице единственного и множественного числа настоящего времени изъявительного наклонения. Запас обиходно- разговорных глаголов невелик, но некоторые из них дети должны правильно употреблять в нескольких формах: инфинитиве, повелительном наклонении и в изъявительном наклонении настоящего времени 3-го лица единственного и множественного числа.

Работа над слоговой структурой слов завершается усвоением ритмико-слогового рисунка двухсложных и трехсложных слов. Допустимы нарушения звукопроизношения. Понимание речи включает понимание некоторых грамматических форм слов, несложных рассказов, коротких сказок.

Заключение и рекомендации

Сформировать рекомендации специалистов ДОУ для родителей и воспитателей с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребёнка.

Источник

Коррекционный маршрут ребенка

Логопедическое заключение: ОНР I уровня

  1. Развитие слухового и зрительного внимания.

– Учить внимательно вслушиваться в речь взрослых.

–  Формирование слухового внимания к речевым и неречевым звукам (игра «Звучащие игрушки»: бубен, погремушка, колокольчик; игра «Звучащие предметы»: льется вода, поворот ключа в замке, рвется бумага), умение дифференцировать их на слух.

–  Развитие дифференциации громкого и тихого звучания («Эхо»).

–  Формирование зрительного внимания и восприятия («Чего не стало?», «Что лишнее?»)

  1. Формирование целеноправленной воздушной струи.

–  Развитие длительного плавного выдоха (упражнения: «Осенние листочки», «Задуй свечу», «Подуй на снежинку».)

–  Развитие речевого дыхания, ощущений движения органов дыхания (упражнение «Приятный запах»).

  1. Накопление пассивного словаря.

– Учить правильно выполнять простые речевые инструкции, адекватно использовать звукоподражательные слова в конкретной ситуации общения.

–  Учить ребенка жестовой речи (прощание, согласие и несогласие; указательным жестам, которые показывают положение предмета в пространстве).

– Развитие навыка ведения одностороннего диалога (логопед задает вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребенок жестом отвечает на него).

  1. Развитие понимания речи.

–  Учить ребенка по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать предметы и  игрушки.

–  Учить ребенка показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией.

 –  Учить отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию (большой,  косолапый, живет в берлоге, сосет лапу).

  1. Формирование начального детского лексикона и развитие активной подражательной речевой деятельности.

–  Учить подражанию: голосам животных, звукам окружающего мира, звукам музыкальных инструментов.

– Учить ребенка отдавать приказания (на, иди, дай); указывать на определенные предметы (вот, это, тут).

– Развивать ситуативную речь, как по побуждению взрослых, так и по собственной инициативе.

Коррекционный маршрут ребенка

Логопедическое заключение: ОНР II уровня

1.Развитие понимания речи.

– Развивать у ребенка умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, некоторых признаков. Использование приемов для актуализации речи:

1. Появление и исчезновение предмета: «Что это?», «Кто это?», «Кто спрятался?».
2. Совместное проговаривание слова.
3. Отраженное проговаривание.
4. Договаривание слова в ситуации, показывающей нужное слово.
– Использование приема комментирования действий с предметами (многократность повторения: Вова завязывает шарф. И Таня завязывает шарф, а Нина уже завязала шарф.).

– Учить понимать конструкции, состоящие из глаголов в повелительном наклонении и существительного в именительном падеже.

Формировать понимание обобщающего значения слов.

2. Развитие словарного запаса.

– Обогащение словаря ребенка новыми словами, усвоение ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в лексиконе (рассматривание и обследование предметов, дидактические игры и упражнения). Уточнение и расширение словарного запаса проводится с опорой на тематические циклы («Игрушки», «Продукты питания», «Транспорт» и т.д.)

– Активизация словаря.  Важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено в речи.

3. Формирование двусоставного предложения и предложения из нескольких слов.

       – Учить ребенка составлять простые предложения по модели: обращение + глагол в повелительном наклонении (Миша, иди! Вова, стой!); преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения (Миша идет. Вова стоит.)

        – Формирование у ребенка навыка употребления в речи личных местоимений (я, ты, он, она, они).

         – Учить составлять первые простые рассказы из двух-трех предложений по вопросному плану или с использованием пиктограмм, опираясь на лексические темы: «Одежда», «Посуда», «Фрукты», «Осень», «Зима» и т.д.

Читайте также:  Традиционные методики развития ребенка

– Учить: составлению рассказа по картине (серии картин), рассказа-описания, пересказу.

4.  Развитие фонематического слуха

– Учить ребенка различать речевые и неречевые звуки и их направление  (постукивание, похлопывание,  шуршание бумаги, звуки бубна, звуки металлофона и т. д.); дифференцировать  звуки  далеки и близкие по звучанию (мишка – миска, бочка – почка, крыша  – крыса, осел – козел, газон – вагон).

– Учить ребенка отхлопывать предложенный ритмический рисунок.

5. Развитие звукопроизношения и формирование слоговой структуры.

            – Постановка и автоматизация согласных и гласных звуков. Усвоению произношения звуков способствует система артикуляционных упражнений, направленная на активизацию и развитию подвижности артикуляционного аппарата.

           – Учить называть слова одно-, двух-, трехсложной структуры (кот, мак, муха, ваза,         лопата, молоко).

           – Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами  -ик, -к (домик, лобик, шарик, ротик; ручка, ножка, лапка, шубка и т.д.)

          – Учить ребенка запоминать и проговаривать сочетания однородных слогов («па-па-па» с разным ударением, силой голоса, интонацией); воспроизводить цепочки слогов, состоящих из одинаковых гласных и разных согласных звуков (па-по-пу) и из разных согласных и гласных звуков (па-то-ку); воспроизводить слога со стечением согласных (та-кта, по-пто).

6. Формирование связной речи.

– Учить ребенка составлять 2-, 3- словные предложения (использовани пиктографического кода).

– Учить дифференцировать одушевленные и неодушевленные предметы с помощью вопросов «Кто это?», «Что это?», «Что делает?» (Жук летит. Самолет летит. Ёж колется. Иголка колется)._

– Обучать составлению рассказа с простой композицией с опорой на пиктографическую запись (Птичка сидела на дереве. Она пела веселую песенку. Кошка услышала веселую песенку и увидела птичку).

– Обучение пересказу, опираясь на небольшие по объёму тексты, интересный сюжет и знакомый ребенку словарь.

– Обучение ребенка составлению рассказа-описания, состоящего из 5-6 простых распространенных предложений (объектами для описания служат красочные игрушки, бытовые предметы, мебель, одежда). Использование приема параллельного описания педагогом и ребенком двух однотипных предметов .

Коррекционный маршрут ребенка

Логопедическое заключение: ОНР III уровня

1.Формирование звукопроизношения и обучение элементам грамоты.

– Совершенствовать у ребенка точные, координированные движения речедвигательного аппарата, правильное произношение имеющихся звуков и постановку отсутствующих звуков (уточнение произношения простых звуков: а, у, о, э, и, м, мь, н, нь, п, пь, т, ть, ф, фь, в, б, бь; постановка и закрепление отсутствующих звуков: к, кь, г, гь, х, хь, йот, ы, с, сь, з, зь, р; различение на слух гласных и согласных звуков, выделение первого ударного звука: Аня,ухо; анализ звуковых сочетаний типа: ау, уа).

– Автоматизировать и дифференцировать у ребенка поставленные звуки в самостоятельной речи. — Обучение  чтению с использованием символов гласных звуков; знакомство с согласными;
– Знакомство с понятиями: предложение, слово, слог, звук;
– Формирование навыка осознанного чтения (Игра «Почини слово») ;
– Работа по развитию слуховой, зрительной памяти;

2.Развитие осознанного восприятия речи и слухового внимания.

 – Учить ребенка вслушиваться в обращенную речь, различать и воспроизводить ее отдельные элементы, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, уметь слышать ошибки в чужой и собственной речи.

– Формировать у ребенка умение правильно действовать на основе словесных обращений и указаний логопеда.  (Н-р: предлагается  ряд поручений, побуждающих ребенка понимать и различать предмет, его части, признак и назначение: «Принеси маленький стульчик. Покажи, где у него ножка, спинка, сиденье».  Направление действия на предмет: «Дай мне синий карандаш, а Коле красный»).

–  Развитие понимания речи на основе упражнений («Найди в предложении лишние слова», «Выбери из двух слов наиболее подходящее к данной ситуации»). 

3. Формирование словарного запаса.

– Учить практическому  употреблению  категорий ед. и мн. числа, глаголов настоящего времени;

– Учить ребенка элементарным способам словообразования (понимание различных оттенков слов: Саша – Сашенька, Шурик).

– Учить сравнению предметов по свойственным им признакам и действиям (Морковь сладкая, а лук горький. Заяц прыгает, а змея ползает).

– Знакомство с суффиксальным образованием слов (суффикс  – очк, ечк, чик – чашечка, ложечка, суффикс вместилище сахар – сахарница, сухарь – сухарница).

– Учить ребенка образовывать относительное прилагательное от существительного ( мех – меховой,  дерево – деревянный), подбирать антонимы по признакам (широкий – узкий, большой – маленький, легкий – тяжелый), образовывать сложные слова (листопад, снегопад).

4. Формирование грамматического строя языка.

– Учить ребенка вслушиваться в изменения падежных окончаний одного и того же слова.

– Знакомство с предлогами на материале словосочетаний и несложных фраз (предлоги места действия –на, под).

– Формирование и закрепление правильного и сознательного употребления в речи предложных конструкций (посредством различных упражнений: «Положи книгу  …  стол, а мяч  …  стул»).

– Учить составлять разные виды сложных предложений.

Например: «Сначала надо вымыть посуду, а потом ее вытереть». «У Вовы карандаш, он будет                           рисовать дом или раскрашивать машину».

Читайте также:  Центр развития ребенка сказка борисовка

5. Формирование фразовой речи.

– Учить ребенка самостоятельному построению фраз различного типа (в том числе с опорой на образец – речь педагога, иллюстративный материал и т.д.);

– Учить слышать грамматические и фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно исправлять их.

– Учить самостоятельно строить и восстанавливать незаконченные фразы в соответствии с заданной темой.(“Ветер … листву” (срывал); “Дождь …” (накрапывал); “Птицы поднялись …” (высоко, ввысь) и т.п.)

6. Обучение связной речи.

– Учить составлению  рассказа по картине из 10-12 предложений (используя многофигурные картины с яркой сюжетной линий, пейзажные картины).
– Учить составлению рассказа по серии сюжетных картин (с яркой сюжетной линией) с использованием основного и дополнительного картинного материала.

       -Использование методики обучения пересказу на основе цепного текста (по В.К. Воробьевой),
       методики обучения составлению рассказа-описания (описание предмета по памяти, описание                предмета по выполненному рисунку, включение описания в игровые ситуации).

Коррекционный маршрут ребенка

Логопедическое заключение: НОНР

1.Формирование фонетического строя языка и обучение элементам грамоты.

– Развитие у детей  умения дифференцировать на слух оппозиционные звуки речи (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, мягкие – твердые, Р – Л), далее отработка их в произношении.

– Закрепление произношения многосложных слов с различными вариантами стечения согласных звуков (птичница, термометр, заржавелая проволока, нержавеющая кастрюля, баскетболисты играют в баскетбол).

– Развитие речевого слуха и осознания звукобуквенного состава слов наибольшего  по сложности.

– Знакомство с правилами раздельного написания слов в предложении (предлог рассматривается как маленькое самостоятельное слово), заглавной буквы в именах собственных и начале предложения, постановки точки в конце предложения.
– Формирование правописания звонких и глухих согласных в конце слова (словоизменение таз-тазы, дуб-дубок), сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; слов с безударной гласной, которую можно проверить ударением (стол-столы).

– Закрепление навыка чтения: складывания из букв разрезной азбуки слов, коротких предложений, преобразование слов путем изменения букв, слога, самостоятельное составление слов и предложений.

– Знакомство со всеми буквами алфавита, чтение слогов, слов, предложений, коротких текстов.

2. Уточнение и расширение словарного запаса.

– Развитие лексического компонента языка (уточнение и расширение значений слова, формирование семантической структуры слова, введение новых слов и сочетаний в самостоятельную речь).

– Обучение детей навыкам практического употребления в речи: существительных с уменьшительным и увеличительным значением (кулак – кулачок – кулачище); существительных с противоположным значением (холод  – тепло); глаголов с противоположным значением (пригнуть – отогнуть); прилагательных с противоположным значением (румяное лицо – бледное лицо); сложных слов (книголюб, мышеловка, пчеловод, сталевар).

– Учить детей:  подбору предметов с тем же признаком (узкая дорожка, лента, полоска); узнаванию предмета по его признакам (желтая, гладкая, треугольная, сочная, сладкая – груша); узнаванию предмета по действиям, связанным с ним (Живет в норе. Следы хвостом заметает. Кур таскает.); образованию названий профессий мужского и женского рода (проводник – проводница, скрипач – скрипачка); подбору родственных слов (лес – леса – лесовик); образованию притяжательных и относительных прилагательных от существительных (хвост лисы – лисий хвост, кофта бабушки – бабушкина кофта).

3. Формирование грамматического строя речи.

– Учить навыкам изменения слов по числам, родам, падежам, лицам.

– Учить:  употреблению различных синтаксических конструкций, выражающих одновременность или последовательность действий с использованием союзов  -А, НО, ОДНАКО; включению в предложения словосочетаний с предлогами  – С (СО), ИЗ, ИЗ-ПОД, ЗА, ИЗ ЗА, НАД, которые обозначают пространственные отношения (вышел из дома);  – ПОСЛЕ, ЧЕРЕЗ, ДО, ПЕРЕД, которые передают временные отношения (после завтрака, через час).

– Учить: образованию сравнительной и превосходной степени качественных прилагательных (красивый – красивее – красивейший); согласованию прилагательных с существительными при изменении их по падежам и числам (нет красного карандаша, нет красных карандашей); согласованию местоимений и числительных с существительными и изменение их по падежам (два моих блюдца – нет двух моих блюдец).

4. Обучение связной речи.

– Формировать умение логично и последовательно строить свои высказывания, привносить в продуцируемые тексты элементы творчества.

– Формировать умение планировать свои высказывания, использовать в связной речи распространенные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

– Формировать умение составлять тексты объёмом  15–16 предложений.

– Развивать умение ориентироваться в предложенном текстовом и наглядном материале при составлении собственного рассказа.

Применение приемов:

–  Логопед пересказывает, а ребенок вставляет слово или предложение.
–  Если ребенок пересказывает с большими паузами, то логопед задает наводящие вопросы.
–  Перед началом пересказа логопед предлагает план рассказа.
–  Пересказ организуется «по цепочке», когда один ребенок начинает рассказ, следующий продолжает, а третий заканчивает.
– Часто применятся пересказ в лицах, в виде драматизации, выборочный пересказ, краткий пересказ, творческое рассказывание.
–  Методика обучения составления рассказа по серии картин.
–  Методика обучения составления рассказа по пейзажной картине.

Источник