Индивидуальный маршрут развития ребенка с ограниченными возможностями
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №9 «Лесовичок»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
Макар С.
с. Тасеево 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ
Диагноз психолго-медико-педагогической комиссии:
Имеет особенности в физическом и психическом развитии. Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
Рекомендовано
Продолжить обучение и воспитание по адаптированной основной образовательной программе воспитания для детей с задержкой психомоторного и речевого развития. Психолого-педагогическое сопровождение в условиях ДОУ. Наблюдение у невролога, кардиолога, педиатра. Занятия с учителем-логопедом, с педагогом-психологом, дифектологом.
Воспитатели:
Ф.И.О. Абукова И.Г.
Ф.И.О. Иванова М.В.
Специалисты:
Ф.И.О. Пашкова Е.В. – учитель – логопед
Ф.И.О._____________________________________ – педагог – психолог
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Макар посещает МБДОУ № 9 «Лесовичок» с 2017 года. За период посещения ДОУ уже научился самостоятельно ходить, с каждым разом чувствует себя более уверенно. Макар является ребенком проявляющим интерес к игрушкам (машинки, кубики, рабочие инструменты) и настольным дидактическим играм (вкладыши, прищепки, матрешки и др.). С помощью взрослого проявляет активность в исследовании новых объектов.
Макар стал интересоваться детьми, радуется встречи с ним. Стал стремиться больше контактировать со взрослым и детьми. Речевые инструкции не всегда понимает, действует целенаправленно при наличии интереса к заданию. На групповых занятиях стал более усидчив, отмечаются существенные колебания концентрации внимания. Работоспособность неравномерная. Макар не так быстро устает. Макар самостоятельно не может обратиться за помощью к педагогу. Помощь педагога по мере необходимости не всегда принимает. В каждом конкретном случае педагог является разъясняющей, направляющей, стимулирующей стороной. Помощь ребенок использует продуктивно. У ребёнка ослаблен контроль и регуляция деятельности. Макар не понимает требований дисциплины, у него реже возникают трудности в общении со сверстниками. Макар может играть с детьми группы. Ребенок не всегда проявляет инициативу и заинтересованность в общении с педагогами и специалистами.
Отмечается отставание в речевом развитии. Не разговаривает. Обращённую речь понимает не в полном объёме. Общается при помощи некоторых звукосочетаний. Запас знаний и представлений об окружающем мире ограниченный, не соответствующий возрасту. Макара привлекают настольно-печатные дидактические игры, машинки, кубики, рабочие инструменты. Графические навыки не сформированы. Интерес к продуктивным видам деятельности – рисованию, лепке, конструированию проявляет очень редко. Мелкая моторика развита недостаточно, ведущая рука – правая.
Навыки самообслуживания не сформированы. Ситуации успеха вызывают у ребенка положительные эмоции. Реакция на одобрение адекватная. На замечания реагирует импульсивно. В целом легко возбудим. Родители принимают активное участие в воспитании и обучении ребёнка, интересуются динамикой его развития, консультируются с педагогическим составом, следуют рекомендациям специалистов.
Актуальный уровень развития не соответствует возрастной норме.
Цель: создать условия для успешного освоения ребёнком адаптированной образовательной программы ДОУ и успешной адаптации в социуме.
Задачи:
1. Развитие всех компонентов речевой системы.
2. Развитие и формирование познавательных процессов.
3. Развитие эмоционально-волевой сферы.
4.Развитие общей мелкой моторики.
5. Развитие основных видов движения.
Содержание индивидуального образовательного маршрута
Образовательный компонент:
– Форма обучения очная, групповая.
– Работа в режиме 2 час в неделю.
– Индивидуальный подход во время образовательного процесса.
– Использование двигательных, зрительных и речевых физкультминуток во время занятий.
– Совместные игры на развитие эмоционально-волевой сферы.
Направления работы
• Познавательное развитие
Сенсорное воспитание:
– учить воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона;
– учить дифференцировать легко вычленяемые зрительно, тактильно-двигательно, на слух и на вкус свойства предметов;
– учить различать свойства и качества предметов: мягкий – твердый, мокрый – сухой, большой – маленький, громкий – тихий;
– учить определять выделенное свойство словесно (сначала в пассивной форме, а затем в отраженной речи);
– формировать поисковые способы ориентировки – пробы при решении игровых и практических задач;
– создавать условия для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности – в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование).
Развитие зрительного восприятия:
– учить выделять предмет из общего фона;
– учить соотносить игрушку с ее изображением;
– учить хватать большие предметы двумя руками, маленькие – одной рукой;
– учить складывать из двух частей разрезную предметную картинку.
Восприятие формы, величины, цвета:
– учить различать объемные формы (куб, шар) в процессе дидактической игры по подражанию действиям взрослого;
– учить подбирать крышки к коробочкам одинаковой величины, но разной формы (круглая, квадратная);
– учить выполнять действия по подражанию, соотнося форму крышки и форму коробки;
– учить проталкивать объемные геометрические формы (куб, шар) в соответствующие прорези коробки, пользуясь методом проб;
– учить воспринимать (сличать) цвет: красный, желтый.
– учить воспринимать величину (большой, маленький).
– учить захватывать широкие предметы всей ладонью, узкие — пальцами;
– знакомить с названиями двух цветов: красный, желтый;
– учить различать цвета красный и желтый в ситуации подражания действиям взрослого.
Развитие слухового восприятия и внимания:
– знакомить с игрой на музыкальных инструментах, показывать, что разные инструменты издают различные звуки, вызывать интерес к играм со взрослым на музыкальных инструментах;
– учить реагировать на слуховые раздражители;
– вырабатывать по подражанию разные двигательные реакции в ответ на звучание различных инструментов.
Опознание предметов и явлений по звуковым характеристикам:
– учить дифференцировать на слух звучание музыкальных инструментов, реагируя действиями на звучание определенного инструмента (выбор из двух);
– учить соотносить игрушку с соответствующим звукоподражанием;
– учить дифференцировать звукоподражания.
Развитие тактильно-двигательного восприятия:
– учить воспринимать и узнавать на ощупь шар, куб;
– учить воспринимать на ощупь величину предметов, дифференцировать предметы по величине (в пределах двух);
– учить выбирать знакомые игрушки на ощупь по слову «дай» без предъявления образца;
– учить различать на ощупь величину предметов; проводить выбор из двух предметов (большого, маленького) с предъявлением образца зрительно.
– учить производить выбор по величине и форме по слову «дай» на ощупь.
Итоговые показатели по разделу:
– воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого;
– различать свойства и качества предметов: мокрый – сухой, большой – маленький, сладкий – горький, горячий – холодный;
– воспроизводить в отраженной речи некоторые знакомые свойства и качества предметов (большой — маленький, горячий — холодный, кубик – шарик);
– сличать два основных цвета (красный, желтый);
– дифференцированно реагировать на звучание определенных музыкальных инструментов (выбор из двух);
– складывать разрезную картинку из двух частей;
– учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности (шарик катится; кубик стоит, не катится; большой домик для большой матрешки, маленький — для маленькой);
– дифференцировать звукоподражания.
Ознакомление с окружающим:
– формирование целостного восприятия представлений об окружающем мире;
– знакомить с предметами и объектами ближайшего окружения, их назначением и функциями, расширять представления о ближайшем окружении.
Итоговые показатели по разделу:
– иметь представления о богатстве и многообразии предметного мира (предметы и объекты ближайшего окружения);
– уметь ориентироваться в групповом помещении.
Развитие психических функций
Развитие внимания:
– привлечение внимания ребенка с помощью объектов, связанных с удовлетворением его органических потребностей;
– стимуляция непроизвольного внимания с использованием раздражителей разной модальности;
– развитие устойчивости непроизвольного внимания;
– формирование предпосылок для развития произвольного внимания; расширение объема внимания;
– развитие способности к переключению внимания.
Развитие памяти:
– развитие узнавания на основе простейших условных рефлексов;
– расширение круга узнаваемых предметов;
– развитие воспоминания на основе формирования у ребенка элементарных представлений о предметах;
– развитие непроизвольной памяти;
– увеличение объема запоминаемого материала;
– совершенствование процессов запоминания и воспроизведения.
Формирование мышления:
– развивать у детей наглядно-действенное мышление;
– создавать предпосылки к развитию у детей наглядно-образного мышления;
– установление связей «восприятие – образ», «предмет – действие», «действие – его результат»;
– установление закономерных связей посредством мыслительных операций, которые в раннем возрасте неотделимы от практических действий с предметами;
– установление причинно-следственных связей.
Итоговые показатели по разделу:
– рассматривать последовательно 2-3 объекта и ясно их воспринимать;
– переключать свое внимание с одной игрушки на другую;
– находить парные предметы и картинки (2-3 пары);
– понимать и выполнять указания взрослого;
– освоить способы действий с предметами;
– воспроизводить действия взрослого путем подражания;
– узнавать знакомые предметы среди незнакомых.
Социально-эмоциональное развитие:
– формировать представления о своем «Я», о своей семье и взаимоотношениях в семье;
– формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях;
– формировать общение «взрослый-ребенок», их сотрудничество;
– формировать потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым;
– формировать общение между детьми, по ходу которого они постепенно переходят от параллельной игры к эмоционально-практическому общению;
– формировать доступные средства общения;
– формировать у детей адекватное поведение в конкретной ситуации: садиться на стульчик, сидеть на занятии и т. д.;
– обучать детей первичным способам усвоения общественного опыта (совместные действия ребенка со взрослым в предметной и предметно-игровой ситуации, подражание действиям взрослого);
– формировать интерес к игрушками, предметам и адекватным способам действия с ними;
– обучать детей выполнению элементарной речевой инструкции, регламентирующей какое-либо действие ребенка в определенной ситуации;
– привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица взрослого и его действиям;
– развивать способность выражать свое настроение с помощью мимики.
Итоговые показатели по разделу:
– демонстрировать готовность к совместным действиям со взрослым, принимать помощь взрослого;
– положительно реагировать на сверстников, уметь находиться рядом, не причиняя друг другу вреда и не создавая дискомфорта;
– выполнять предметно-игровые действия с игрушками и предметами из ближайшего окружения;
– адекватно вести себя в привычных ситуациях;
– выполнять по речевой инструкции 2-3 элементарных действия с игрушками.
Речевое развитие:
– формирование общения «взрослый-ребенок», которое продолжает работу, проводимую в семье;
– начало формирования общения между детьми, по ходу которого они постепенно переходят от параллельной игры к эмоционально-практическому общению;
– расширение объема понимания обращенной речи;
– формирование доступных средств общения;
– использование в общении вербальных и невербальных средств: зрительный контакт, сосредоточение зрительного и слухового внимания, общение с помощью предметных действий, привлечение к себе внимания, использование простейших жестов и звуков;
– развитие правильных движений органов речи, что является хорошей базой для активизации звукопроизношения;
– активизация звукопроизношения с учетом особенностей развития речи.
Развитие импрессивной речи:
Развитие пассивного словаря:
Накопление словаря происходит в следующей последовательности:
– существительные (предъявление, знакомство, называние предмета, организация игры с предметом);
– глаголы (знакомство ребенка с действием, организация игры и многократное обыгрывание действия, включение слова в быт);
– прилагательные (аналогичная методика);
– предложение (сложность предложения зависти от количества слов, влияющих на понимание (ключевые слова, несущие информацию).
Понимание связной речи:
Работа над пониманием связной речи ведется в следующей последовательности:
1. Изолированные действия
– демонстрируются и называются простые бытовые действия, включаются в бытовую игру детей;
– жесты, обозначающие действия, включаются в репертуар песенок, потешек, что обеспечивает их многократное усвоение и повторение;
– демонстрация и называние этого же действия по картинке.
2. Цепочки действий: работа ведется в той же последовательности что и при освоении изолированных действий. Цепочки действий постепенно усложняются.
3. Работа над простой адаптивной сказкой:
– демонстрация, сопровождаемая простым текстом и ключевыми жестами;
– работа с книгой по той же сказке.
Развитие экспрессивной речи
Развитие активного словаря.
Накопление словаря происходит в следующей последовательности:
– называние по подражанию (использование предметной или сюжетной картинки с использованием слова, жеста, звукоподражания);
– ответы на вопросы с использованием подражания;
– самостоятельные ответы на вопросы (принимается любая форма ответа, обращается внимание на качество звукоподражания);
– спонтанное использование речевых средств (поощряется речь детей в виде звукоподражаний и слов, что способствует постепенной жестовой речи устной);
– появление фразы (возможно активное использование жестов при построении фразы);
Работа по вызыванию звуков
Побуждение ребенка к самостоятельному произнесению звуков происходит поэтапно:
– повторение за ребенком имеющихся у него звуков;
– поочередное произнесение с ребенком имеющихся у него звуков;
– побуждение ребенка произносить новые звуки с опорой на предмет или картинку в сопровождении жеста. В случае необходимости используется опора на тактильные ощущения;
– имитация звукоподражания вслед за взрослым с опорой на картинку и буквы;
– спонтанное произнесение звуков с опорой на картинку;
– использование усвоенных звуков в речи;
– включение звуков в слоги и в слова.
Итоговые показатели по разделу:
– выполнять предметные действия со взрослыми и сверстниками;
– выполнять простейшие поручения и просьбы;
– пользоваться невербальными формами коммуникации;
– воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова, усеченные фразы на основе подражания (в зависимости от возможностей ребенка).
Моторное развитие:
– стимулировать двигательную активность;
– развивать интерес к движениям и потребность в двигательной активности;
– обогащать двигательный опыт;
– формировать положительное отношение к двигательным играм;
– развивать основные движения (ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание);
– формировать представления о собственном теле, его основных частях и их движениях;
– развивать ориентировку в пространстве;
– учить выполнять движения по подражанию, по образцу, по слову-сигналу;
– учить воспроизводить по подражанию различные движения пальцами и кистями рук, прослеживая их взором;
– развивать умение сопровождать движения проговариванием коротких стихов и потешек;
– формировать умение выполнять серию движений под музыку (совместно со взрослым, по подражанию и по образцу).
Итоговые показатели по разделу:
– выполнять движения по подражанию, по образцу, по слову-сигналу;
– выполнять серию движений под музыку;
– выполнять согласованные и координированные движения глаз и руки;
– производить движения пальцами одновременно с произнесением текста потешки или рифмованных историй;
– выполнять упражнения по самомассажу по показу взрослого;
– захватывать горох, фасоль, макароны большим и указательным пальцем в играх с «сухим бассейном»;
– играть с пирамидкой, снимать и нанизывать кольца на стержень.
Построение коррекционно-развивающей работы обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка. Работа по обогащению (амплификации) общего развития имеет коррекционную направленность.
Работа специалистов включает три блока углубленного диагностического обследования: при поступлении ребенка (сентябрь, в конце первого периода обучения (декабрь) и в конце второго периода обучения (май).
Особенностью данного маршрута является активное привлечение в работу родителей, что способствует повышению их психолого-педагогической компетентности. Обучение родителей (или матери) дает максимальный эффект при проведении коррекционных мероприятий. Содержание маршрута предполагает активное использование следующих форм работы с родителями:
1. Консультативно-рекомендательная.
2. Лекционно-просветительская.
3. Организация детских утренников, праздников.
4. Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.
5. Проведение практических тренинговых занятий по коррекции детско-родительских взаимоотношений (на основании результатов диагностики детско-родительских отношений).
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации.
Формы и режим занятий
Основная форма – индивидуальные занятия со специалистами, игры-занятия в группе сверстников.
Работа с ребенком строиться с учетом следующих принципов:
• Опора на уровень развития ребенка и зону его ближайшего развития.
• Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
• Единство требований специалистов и в семьи.
• Коррекция и развитие с учетом интересов ребенка.
• Доступность, повторяемость и концентричность предложенного материала.
• Коррекционная направленность образовательного процесса.
Параллельно оказывается психолого-педагогическая помощь родителям.
Срок реализации индивидуального образовательного маршрута 1 год
Подпись родителей (законных представителей) ________________
Источник
Марина Медведева
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ
За основу маршрута я взяла образец из интернета и добавила свои изменения и рекомендации специалистов.
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ на период с сентября 2015 г по май 2016 г.
Дата заполнения: сентябрь 2015г.
Общие данные
Ф. И. О. ребёнка: Даша Б.
Дата рождения: 2011г.
Дата поступления в ДО: 2014г.
Сведения о семье: мать- одиночка, семья малообеспеченная.
Мать: ФИО, образование, место работы.
Отец: —
Домашний адрес: ул. д.
Телефон:
Воспитатели: Медведева Марина Валерьевна.
Специалисты:
Учитель- логопед: ФИО
Психолог: ФИО
Музыкальный руководитель: ФИО
Инструктор по физ воспитанию: ФИО
Медицинская сестра- ортоптистка: ФИО
Группа здоровья III
Группа физических занятий- подготовительная
Режим пребывания ребёнка в ДОУ: пятидневная рабочая неделя с 7.00- 19.00
Заключение ПМПК: нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушения зрения, развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Рекомендации ПМПК: создать оптимальные условия для получения образования и коррекции нарушений зрения с учётом индивидуальных особенностей данного ребёнка.
Образовательная программа: адаптированная основная образовательная программа для детей с нарушением зрения дошкольного возраста, Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида под редакцией Л. И. Плаксиной.
Разработка индивидуального образовательного маршрута.
По заключению врача офтальмолога у девочки ОН- гиперметропия
Рекомендации:
– постоянное ношение очков
– соблюдение режима зрительных нагрузок
– выполнение коррекционных мероприятий для снятия общего и зрительного утомления: релаксация, коррекционные зрительные упражнения
– выполнение специальных упражнений для глаз (зажмуривание, моргание, попеременное фокусирование взгляда на отдалённых и близких предметах, просмотр специальных гимнастик для глаз)
– посадка на занятиях: 1 ряд, 4 место
– проводить пропедевтику основных видов движений
Противопоказания:
– недопустима работа в помещении с низкой освещённостью
– нельзя работать на слишком близком расстоянии
– соревновательный бег, ускорения
– прыжки в длину и высоту с приземлением на всю стопу.
Цели на текущий период (учебный год):
Разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно эстетическое развитие и физическое развитие.Задачи:
Социально-коммуникативное развитие
-усвоение моральных и нравственных норм и ценностей, принятых в обществе;
-развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости;
-формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду;
-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
-формирование предметно- практических действий
– формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие
– развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации
– формирование способов чувственного познания с помощью зрения и сохранных анализаторов
– развитие воображения и творческой активности
– формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой Родине и Отечестве, о социокультурых ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, об особенностях её природы, многообразии стран и народов.
Речевое развитие
– развитие зрительно- пространственных представлений
– овладение речью как средством общения и культуры
– обогащение активного словаря
– развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
– развитие речевого творчества
– развитие фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры речи
– знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух различных жанров детской литературы
– формирование звуковой аналитико- синтаксической активности как предпосылке обучения грамоте.
Художественно- эстетическое развитие
– развитие предпосылок целостно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства и мира природы
– формирование элементарных представлений о видах искусства
– формирование реальных образов предметов окружающего мира и овладение сенсорными эталонами
– становление эстетического отношения к окружающему миру
– восприятие музыки, художественной литературы, фольклора
– стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
– реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие
– приобретение опыта двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие координации, гибкости, равновесия, крупной и мелкой моторики обеих рук, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма
– формирование начальных представлений о некоторых видах спорта
– формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании, а также преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии (скованность, боязнь пространства)
– овладение подвижными играми с правилами
– становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере
– становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
Методы
• Наглядности с учётом офтальмологических требований к оформлению дидактического материала
• Словесный
• Практический
• Игровой
Формы работы:
• НОД
• Утренняя гимнастика
• Индивидуальная и подгрупповая работа
• Спортивные праздники, развлечения.
• Самостоятельная деятельность ребенка
Эти цели и задачи реализуются в разнообразныхвидах детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, двигательной и чтения.
Индивидуальнаяработа по коррекции зрения: проводить игры на лечение амблиопии, различие цвета, развитие остроты зрения, развитие зрительного внимания.Это игры: «Нанижи бусы», «Сложи картинку», «Цветная мозаика», «Обведи по контуру», «Выкладывание крупой по контуру», «Разложи по цвету», «Штриховка предметов» и др.
Рекомендации по психологической коррекции :на развитие внимания: «Три шарика», «Вежливое слово»
на развитие мышления: «Покажи, что назову», «Самое непохожее»
на развитие мозговых механизмов: «Двуручное рисование», «Мамины помощники» – упражнение на межполушарное взаимодействие.
Коррекция физического развития:
· коррекция и компенсация недостатков физического развития;
· формирование личностных качеств, воспитание положительной мотивации и самостоятельной двигательной деятельности, преодоление ложного стыда, неуверенности в своих силах, коммуникативных свойств личности.
Коррекция речи: работа по формированию словаря, на развитие мелкой моторики рук, употребление слов в единственном и множественном числе, чистоговорки на определённые звуки, например, игры «У меня и у тебя», «Он- она», «Какой- какая», «Сложи слова» и др.
Коррекционная работа в музыкальной деятельности:
-упражнение «Ловим бабочек» муз. А. Н. Генералова – развитие пространственной локализации и прослеживающих функций.
– упражнение «Качание рук с лентами» польская нар. мелодия, «Упражнение с мячами» Александрова – развитие зрительного анализатора, построено на совмещении зрительного и слухового образа.
-упражнение «Зеркало» – развитие глазодвигательных функций, совершенствование подражательных функций, помогает развитию пространственной локализации и пролеживающих функций глаза.
Источник