Индивидуальный маршрут развития ребенка с гиперактивностью

Индивидуальный маршрут развития ребенка с гиперактивностью thumbnail

Марина Иванова
Индивидуальный маршрут гиперактивного ребёнка

Индивидуальный маршрут сопровождения образовательно-коррекционной работы ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ.

Фамилия, имя ребенка –

Диагноз –гиперактивность, синдром дефицита внимания.

Форма работы – дополнительные и индивидуальные занятия.

Сопровождающий педагог – воспитатель.

Дополнительные занятия для детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Характеристика.

В возрасте от 3 до 7 лет обычно начинают проявляться гиперактивность и импульсивность. Гиперактивность характеризуется тем, что ребенок находится в постоянном движении, не может спокойно усидеть на месте во время занятий в течение даже непродолжительного времени, слишком болтлив и задает бесконечное число вопросов. Импульсивность выражается в том, что он действует, не подумав, не может дожидаться своей очереди, не ощущает ограничений в межличностном общении, вмешиваясь в разговоры и часто перебивая других. Такие дети часто характеризуются как не умеющие себя вести или слишком темпераментные. Они крайне нетерпеливы, спорят, шумят, кричат, что часто приводит их к вспышкам сильного раздражения. Импульсивность может сопровождаться «бесстрашием», в результате чего ребенок подвергает опасности себя (повышен риск травм) или окружающих. Во время игр энергия бьет через край, и поэтому сами игры приобретают разрушительный характер. Дети неаккуратны, часто бросают, ломают вещи или игрушки, непослушны, плохо подчиняются требованиям взрослых, могут проявлять агрессивность. Многие гиперактивные дети отстают от сверстников в развитии речи.

Основные проявления СДВГ

Группы симптомов Характерные симптомы СДВГ

1. Нарушения внимания 1. Не удерживает внимание на деталях, допускает много ошибок.

2. С трудом сохраняет внимание при выполнении школьных и других заданий.

3. Не слушает обращенную к нему речь.

4. Не может придерживаться инструкций и довести дело до конца.

5. Не способен самостоятельно спланировать, организовать выполнение заданий.

6. Избегает дел, требующих длительного умственного напряжения.

7. Часто теряет свои вещи.

8. Легко отвлекается.

9. Проявляет забывчивость.

2а. Гиперактивность 1. Часто совершает беспокойные движения руками и ногами, ерзает на месте.

2. Не может усидеть на месте, когда это необходимо.

3. Часто бегает или куда-то забирается, когда это неуместно.

4. Не может тихо, спокойно играть.

5. Чрезмерная бесцельная двигательная активность имеет стойкий характер, на нее не влияют правила и условия ситуации.

2б. Импульсивность 6. Отвечает на вопросы, не выслушав до конца и не задумываясь.

7. Не может дожидаться своей очереди.

8. Мешает другим людям, перебивает их.

9. Болтлив, несдержан в речи.

месяц Недели Тема занятия Дозировка

сентябрь 1-2 Комплекс игр №1 3 раза в неделю

3-4 Комплекс игр №2 3 раза в неделю

октябрь 1-2 Комплекс игр №3 3 раза в неделю

3-4 Комплекс игр №4 3 раза в неделю

ноябрь 1-2 Комплекс игр №5 3 раза в неделю

3-4 Комплекс игр №6 3 раза в неделю

декабрь 1-2 Комплекс игр №7 3 раза в неделю

3-4 Комплекс игр №8 3 раза в неделю

сентябрь 1-2 Комплекс игр №9 3 раза в неделю

3-4 Комплекс игр №1 3 раза в неделю

февраль 1-2 Комплекс игр №2 3 раза в неделю

3-4 Комплекс игр №3 3 раза в неделю

март 1-2 Комплекс игр №4 3 раза в неделю

3-4 Комплекс игр №5 3 раза в неделю

апрель 1-2 Комплекс игр №6 3 раза в неделю

3-4 Комплекс игр №7 3 раза в неделю

май 1-2 Комплекс игр №8 3 раза в неделю

3-4 Комплекс игр №9 3 раза в неделю

Источник

Марина Иванова
Индивидуальный маршрут гиперактивного ребёнка

Индивидуальный маршрут сопровождения образовательно-коррекционной работы ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ.

Фамилия, имя ребенка –

Диагноз –гиперактивность, синдром дефицита внимания.

Форма работы – дополнительные и индивидуальные занятия.

Сопровождающий педагог – воспитатель.

Дополнительные занятия для детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Характеристика.

В возрасте от 3 до 7 лет обычно начинают проявляться гиперактивность и импульсивность. Гиперактивность характеризуется тем, что ребенок находится в постоянном движении, не может спокойно усидеть на месте во время занятий в течение даже непродолжительного времени, слишком болтлив и задает бесконечное число вопросов. Импульсивность выражается в том, что он действует, не подумав, не может дожидаться своей очереди, не ощущает ограничений в межличностном общении, вмешиваясь в разговоры и часто перебивая других. Такие дети часто характеризуются как не умеющие себя вести или слишком темпераментные. Они крайне нетерпеливы, спорят, шумят, кричат, что часто приводит их к вспышкам сильного раздражения. Импульсивность может сопровождаться «бесстрашием», в результате чего ребенок подвергает опасности себя (повышен риск травм) или окружающих. Во время игр энергия бьет через край, и поэтому сами игры приобретают разрушительный характер. Дети неаккуратны, часто бросают, ломают вещи или игрушки, непослушны, плохо подчиняются требованиям взрослых, могут проявлять агрессивность. Многие гиперактивные дети отстают от сверстников в развитии речи.

Основные проявления СДВГ

Группы симптомов Характерные симптомы СДВГ

1. Нарушения внимания 1. Не удерживает внимание на деталях, допускает много ошибок.

2. С трудом сохраняет внимание при выполнении школьных и других заданий.

3. Не слушает обращенную к нему речь.

4. Не может придерживаться инструкций и довести дело до конца.

5. Не способен самостоятельно спланировать, организовать выполнение заданий.

6. Избегает дел, требующих длительного умственного напряжения.

7. Часто теряет свои вещи.

8. Легко отвлекается.

9. Проявляет забывчивость.

2а. Гиперактивность 1. Часто совершает беспокойные движения руками и ногами, ерзает на месте.

2. Не может усидеть на месте, когда это необходимо.

3. Часто бегает или куда-то забирается, когда это неуместно.

4. Не может тихо, спокойно играть.

5. Чрезмерная бесцельная двигательная активность имеет стойкий характер, на нее не влияют правила и условия ситуации.

2б. Импульсивность 6. Отвечает на вопросы, не выслушав до конца и не задумываясь.

7. Не может дожидаться своей очереди.

8. Мешает другим людям, перебивает их.

9. Болтлив, несдержан в речи.

месяц Недели Тема занятия Дозировка

сентябрь 1-2 Комплекс игр №1 3 раза в неделю

3-4 Комплекс игр №2 3 раза в неделю

октябрь 1-2 Комплекс игр №3 3 раза в неделю

3-4 Комплекс игр №4 3 раза в неделю

ноябрь 1-2 Комплекс игр №5 3 раза в неделю

3-4 Комплекс игр №6 3 раза в неделю

декабрь 1-2 Комплекс игр №7 3 раза в неделю

3-4 Комплекс игр №8 3 раза в неделю

сентябрь 1-2 Комплекс игр №9 3 раза в неделю

3-4 Комплекс игр №1 3 раза в неделю

февраль 1-2 Комплекс игр №2 3 раза в неделю

3-4 Комплекс игр №3 3 раза в неделю

март 1-2 Комплекс игр №4 3 раза в неделю

3-4 Комплекс игр №5 3 раза в неделю

апрель 1-2 Комплекс игр №6 3 раза в неделю

3-4 Комплекс игр №7 3 раза в неделю

май 1-2 Комплекс игр №8 3 раза в неделю

3-4 Комплекс игр №9 3 раза в неделю

Источник

коррекционно-развивающий маршрут

Цель :

Преодоление синдрома дефицита внимания и гирерактивности

Адресат :_____________________________________________________________________

Задачи:

  1. Снять напряжение,мышечные зажимы,развивать чувственное восприятие излишнюю двигательную активность.

  2. Развивать умение концентрировать внимание на деталях

  3. Развивать наблюдательность,умение действовать по правилу, волевую регуляцию

  4. Развивать умение контролировать импульсивные действия

  5. Учить играм с четкими правилами,которые организуют, дисциплинируют.

  6. Развивать слуховое восприятие

  7. Обучение приемам релаксации

Формы и методы работы :

  • Упражнения для развития дыхания,глазодвигательные,телесные.

  • Упражнения для развития мелкой моторики рук

  • Развивающие игры на тренировку одной функции

  • Упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сфер.

  • Упражнения для релаксации

Организация занятий:

Всего будет проведено 16 занятий. Занятия проводятся индивидуально не менее 2-х раз в неделю ( или с минигруппой не более трех человек)., в кабинете психолога .Длительность до 30-35 минут ( даже для детей младшего возраста). Соблюдать алгоритм проведения занятия постоянно.Одно из обязательных условий- нельзя переходить к последующему занятию, без усвоения предыдущего упражнения.

Опорный источник :

  • Пасечник Л. «Детская гиперактивность»

  • Е.К.Лютова , Г.К.Монина «Тренинг эффективного взаимоотношения с детьми»

  • Л.М.Костина «Игровая терапия с гиперактивными детьми»

  • А.Л.Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью»
  • В программе используются упражнения, разработанные Б.А.Архиповым, Е.А.Воробьевой, И.Г.Выгодской, Т.Г.Горячевой, В.И.Зуевым и пр.

  • И. Л. Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми»

Тематический план занятий

занятия

Упражнения , игры , задания.

1

Упражения на развитие самоконтроля и произвольности у детей;

Упражнения на развитие внимания и воображения;

Упражнения на развитие согласованности движений;

Упр. на снятие прихоэмоционального напряжения4

Развитие эмоционально-выразительных движений.

2

Упражнения на развитие произвольности и СА оконтроля;

Упражнения на развитие внимания, наблюдательности и воображения;

Упр. на развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

3

Упр. на развитие произвольности и самоконтроля4

Упр. на развитие внимания и воображения;

Упр. на развитие координации движений

Снятие психоэмоционального напряжения;

Развитие эмоционально-выразительных движений;

Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

4

Упр. на развитие произвольности и самоконтроля4

Упр. на развитие внимания и воображения;

Упр. на развитие координации движений

Снятие психоэмоционального напряжения;

Развитие эмоционально-выразительных движений;

Развитие доверия у ребенка к другим детям

5

Упр. на развитие произвольности и самоконтроля4

Упр. на развитие внимания и памяти;

Упр. на развитие мышления и воображения;

Снятие психоэмоционального напряжения;

Совершенствование коммуникативных навыков.

6

Упр. на развитие произвольности и самоконтроля4

Упр. на развитие внимания, наблюдения и памяти;

Снятие психоэмоционального напряжения;

Развитие эмоционально-выразительных движений;

7

Упр. на развитие внимания и произвольного поведения;

Профилактика страхов;

Развитие ориентировки в пространстве и тактильных ощущений;

Развитие речи и воображения;

Развитие эмоционально-выразительных движений;

8

Упр. на развитие произвольности и самоконтроля;

Упр. на развитие внимания и наблюдательности;

Развитие доверия к другому;

Развитие ориентировки в пространстве;

Снятие психоэмоционального напряжения;

Развитие эмоционально-выразительных движений;

Развитие коммуникативных навыков;

9

Упр. на развитие произвольности и самоконтроля;

Упр. на развитие координации движений и внимания

Снятие психоэмоционального напряжения;

Развитие эмоционально-выразительных движений;

Совершенствование коммуникативных навыков.

10

Упр. на развитие произвольности и самоконтроля;

Упр. на развитие внимания и воображения;

Удовлетворение в потребности признания;

Развитие эмоционально-выразительных движений;

11

Упр. на развитие произвольности и самоконтроля;

Упр. на развитие внимания и воображения;

Упр. на развитие координации движений

Снятие психоэмоционального напряжения;

Развитие эмоционально-выразительных движений;

12

Упр. на развитие произвольности и самоконтроля;

Упр. на развитие внимания и чувства юмора;

Удовлетворение потребности в признании;

Снятие психоэмоционального напряжения;

Развитие эмоционально-выразительных движений;

13

Упр. на развитие произвольности и самоконтроля;

Упр. на развитие слухового внимания;

Развитие эмоционально-выразительных движений;

Упражнения на развитие тактильного восприятия.

14

Упр. на развитие произвольности и самоконтроля;

Упр. на развитие внимания, речи и воображения;

Упр. на развитие координации движений

Снятие психоэмоционального напряжения;

Развитие эмоционально-выразительных движений;

Совершенствование коммуникативных навыков.

15

Упр. на развитие произвольности и самоконтроля;

Упр. на развитие внимания мышления и речи;

Снятие психоэмоционального напряжения;

Развитие эмоционально-выразительных движений;

Профилактика агрессии

16

Упр. на развитие произвольности и самоконтроля4

Упр. на развитие внимания и воображения;

Упр. на развитие координации движений

Снятие психоэмоционального напряжения;

Совершенствование коммуникативных навков.

Источник

Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут

психологического сопровождения

ФИО, год рождения ребёнка

Иванова Ивана Ивановича

21.07.2007 года

Контактная информация

 ст. Тацинская, ул. М. Горького д., тел:

 Мама:  Наталья Александровна

Папа:  Иван Арсенович

Общие сведения о ребенке

Ребенок проживает в полной семье имеет младшего брата. Учится в МБОУ Тацинской СОШ №177 во 2-ом классе, ранее обучался в ТСШ №28. Между родителями существуют разногласия в методах воспитания. Ребенок в июне 2015 года находился в СРЦ за жестокое обращение с ребенком.

Психологическое заключение

Синдромом дефицита внимания /гиперактивности СДВГ

Нарушения двигательного контроля

Эмоционально-волевые нарушения

Нарушения поведения.

Повышенный уровень тревожности.

Заниженая самооценка

Актуальная проблема

Асоциальное поведение (воровство, обман).

Цель программы

Создание условий, способствующих позитивной социализации обучающегося и его социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.

Задачи.

1. Организовать единую систему работы администрации ДДТ, педагогических сотрудников, педагога-психолога  и родителей по социально-личностному развитию ребенка;
2. Совершенствовать стиль общения педагога-психолога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия ребенка;
3.Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности обучающегося;
4. Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)
5.Провести профилактику и коррекцию имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.                                    

Режим работы

четверг 13.00-14.00

суббота 13.30-14.30

Содержание

Формирование первичных личностных, семейных, гендерных представлений, представлений об обществе, стране, мире.

Профилактика стрессовых нарушений.

Развитие произвольных процессов: внимания, памяти, восприятия.

 Приобщение к элементарными общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в т.ч. Моральным).

Содержание работы

1.Формирование первичных личностных, семейных, гендерных представлений, представлений об обществе, стране, мире

– Развивать положительную самооценку на основе выделения некоторых собственных позитивных характеристик (качеств, особенностей) – «Я веселый и умный!», «Я всегда выполняю задания учителя, родителей!»; 
– развивать интерес к личному прошлому и будущему, побуждать задавать вопросы о себе, о родителях, о  школе, о профессиях взрослых и др. («Коммуникация», «Познание»);
– воспитывать любовь к родному краю, знакомить с названиями главных улиц города, с его красивыми местами, достопримечательностями.

– игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе,

2. Профилактика стрессовых нарушений

– Арттерапия;

-сказкотерапия;

– музыкотерапия;

– танцетерапия;

 -коррекция и формирование коммуникативных навыков;

– работа по снижению тревожности.

 – релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т.д.)

3.Развитие произвольных процессов: внимания, памяти, восприятия

– Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;
– снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)
– Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);
 

Приобщение к элементарными общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в т.ч. моральным):

Развивать эмоциональную отзывчивость – проявление сочувствия к близким людям, привлекательным персонажам литературных произведений, мультфильмов, кинофильмов, сопереживания с ними, совместной радости («Коммуникация», «Чтение», «Художественное творчество», «Музыка»);
• развивать адекватный отклик на прошедшие, текущие и будущие радостные и печальные события в семье, детском саду (болезнь, праздник и др.); 
• развивать положительное отношение к требованиям взрослого по поводу выполнения норм и правил поведения («Нельзя громко кричать, потому другие дети меня не услышат») («Труд»);
• формировать представление о некоторых моральных нормах и правилах поведения, отражающих 2-3 противоположных моральных понятия (например, «взаимопомощь» («взаимовыручка») – «себялюбие», «жадность» – «щедрость» и др.)

Оценка результатов

Необходимые критерии оценок результативности ребенка по социально – личностному развитию:

• Выработаны привычки нравственного поведения;
• Имеет способность к самооценке, оценке;
• Имеет представления о моральных качествах;
• Умеет непринужденно общаться со сверстниками, взрослыми;
• Умеет по собственному побуждению оказывать посильную помощь: сверстникам, малышам, взрослым;
• Умеет строить взаимоотношение со сверстниками, детьми;
• Умеет достойно выходить из конфликтных ситуаций;
• Сформированы основы безопасного поведения в различных ситуациях на дорогах, улице.

Ожидаемые результаты.

1. Развитие социальной компетентности;
2. Развитие коммуникативных навыков;
3. Коррекция тревожности, самооценки (приближение к адекватной);
4. Развитие чувства самоценности;
5. коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.

6. Существенно снизется общее напряжение

7. Нормализуется психоэмоциональное состояние                                                                                  8. Повысится уровень произвольности всех психических процессов:восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения.                                                                                               

Источник

Индивидуальный маршрут сопровождения образовательно-коррекционной работы ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ.

Фамилия, имя ребенка –

Диагноз –гиперактивность, синдром дефицита внимания.

Форма работы – дополнительные и индивидуальные занятия.

Сопровождающий педагог – воспитатель.

Дополнительные занятия для детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Характеристика.

В возрасте от 3 до 7 лет обычно начинают проявляться гиперактивность и импульсивность. Гиперактивность характеризуется тем, что ребенок находится в постоянном движении, не может спокойно усидеть на месте во время занятий в течение даже непродолжительного времени, слишком болтлив и задает бесконечное число вопросов. Импульсивность выражается в том, что он действует, не подумав, не может дожидаться своей очереди, не ощущает ограничений в межличностном общении, вмешиваясь в разговоры и часто перебивая других. Такие дети часто характеризуются как не умеющие себя вести или слишком темпераментные. Они крайне нетерпеливы, спорят, шумят, кричат, что часто приводит их к вспышкам сильного раздражения. Импульсивность может сопровождаться «бесстрашием», в результате чего ребенок подвергает опасности себя (повышен риск травм) или окружающих. Во время игр энергия бьет через край, и поэтому сами игры приобретают разрушительный характер. Дети неаккуратны, часто бросают, ломают вещи или игрушки, непослушны, плохо подчиняются требованиям взрослых, могут проявлять агрессивность. Многие гиперактивные дети отстают от сверстников в развитии речи.

Основные проявления СДВГ

Группы симптомов

  Характерные симптомы СДВГ

  

1. Нарушения внимания

  1.      Не удерживает внимание на деталях, допускает много ошибок.
  2.      С трудом сохраняет внимание при выполнении школьных и других заданий.
  3.      Не слушает обращенную к нему речь.
  4.      Не может придерживаться инструкций и довести дело до конца.
  5.      Не способен самостоятельно спланировать, организовать выполнение заданий.
  6.      Избегает дел, требующих длительного умственного напряжения.
  7.      Часто теряет свои вещи.
  8.      Легко отвлекается.
  9.      Проявляет забывчивость.

2а. Гиперактивность

  1.      Часто совершает беспокойные движения руками и ногами, ерзает на месте.
  2.      Не может усидеть на месте, когда это необходимо.
  3.      Часто бегает или куда-то забирается, когда это неуместно.
  4.      Не может тихо, спокойно играть.
  5.      Чрезмерная бесцельная двигательная активность имеет стойкий характер, на нее не влияют правила и условия ситуации.

2б. Импульсивность

  1.      Отвечает на вопросы, не выслушав до конца и не задумываясь.
  2.      Не может дожидаться своей очереди.
  3.      Мешает другим людям, перебивает их.
  4.      Болтлив, несдержан в речи.

месяц

Недели

Тема занятия

Дозировка

сентябрь

1-2

Комплекс игр №1

3 раза в неделю

3-4

Комплекс игр №2

3 раза в неделю

октябрь

1-2

Комплекс игр №3

3 раза в неделю

3-4

Комплекс игр №4

3 раза в неделю

ноябрь

1-2

Комплекс игр №5

3 раза в неделю

3-4

Комплекс игр №6

3 раза в неделю

декабрь

1-2

Комплекс игр №7

3 раза в неделю

3-4

Комплекс игр №8

3 раза в неделю

сентябрь

1-2

Комплекс игр №9

3 раза в неделю

3-4

Комплекс игр №1

3 раза в неделю

февраль

1-2

Комплекс игр №2

3 раза в неделю

3-4

Комплекс игр №3

3 раза в неделю

март

1-2

Комплекс игр №4

3 раза в неделю

3-4

Комплекс игр №5

3 раза в неделю

апрель

1-2

Комплекс игр №6

3 раза в неделю

3-4

Комплекс игр №7

3 раза в неделю

май

1-2

Комплекс игр №8

3 раза в неделю

3-4

Комплекс игр №9

3 раза в неделю

Источник