Индивидуальный маршрут развития ребенка по адаптации

Татьяна Щербакова
Составление индивидуального маршрута развития ребенка

В своей публикации я остановлюсь на рассмотрении ряда вопросов, которые тесно взаимосвязаны друг с другом. А именно на психологической характеристики процесса адаптации; на технологии психолого-педагогической поддержки ребенка в адаптационный период; на технологии психолого-педагогической диагностики ребенка в период адаптации и на разработке индивидуального образовательного маршрута.

2сл. Психологическая характеристика процесса адаптации.

Адаптация – это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды. Её необходимо рассматривать не как пассивное приспособление, а как процесс выработки новых форм и способов активности, обеспечивающих эффективность деятельности в изменяющихся условиях и сохранение своего психического благополучия.

3 сл. Изменения, происходящие в процессе адаптации, затрагивают весь организм и психику. Поэтому,их необходимо рассматривать на трех уровнях: психофизологическом, индивидуально-психологическом, социально-психологическом.

Для успешной адаптации решающее значение имеют:

— функциональное состояние организма, показателем которого является работоспособность;

состояние иммунной системы;

— особенности обменных процессов;

— тип нервной системы и темперамента;

— тренированность нервно-психических механизмов, которая достигается постепенным дозированием нагрузок на психику, связанных с новыми впечатлениями;

— психологическое состояние ребенка в момент привыкания к новым условиям, например стабильность положительных эмоций, чувство защищенности, доверия к окружающим, уверенность в себе и близких людях)

Трудности адаптации обычно возникают в том случае, если ребенок изолирован от повседневной адаптации к меняющимся условиям. Родители, которые стремятся постоянно поддерживать неизменность окружающей обстановки, стремительно устраняя все препятствия, возникающие в жизни и деятельности ребенка, снижают защитные силы психики. Таких детей называют «изнеженными». Малейшее изменение температуры воздуха вызывает у них простудные заболевания.Появление нового человека дезориентирует их деятельность: они убегают, прячутся, плачут или ведут себя вызывающе.

Утрата многих традиций семейного воспитания привела к тому, что у многих детей, поступающих в ДОУ, не формируются в соответствии с возрастом навыки самообслуживания и общения. Их коммуникативный опыт ограничивается родителям.

Тяжело протекает адаптация также в том случае,если она неправильно организована:

— не изучен исходный уровень адаптационных возможностей ребенка или выбраны неправильные приоритеты в их диагностике;

—процесс адаптации ускоряется взрослыми:

— неправильно оценивается процесс привыкания ребенка к новым условиям.

4сл. Проявления дезадаптации зависят от типа нервной системы ребенка (Е. И. Морозова). У возбудимых, расторможенных детей адаптация носит негативистический характер. Их поведение характеризуется острыми реакциями протеста и выраженными проявлениями аффективной и другой психопатологической симптоматики. Активный протест может вести к преодолению стрессовой ситуации.

У тормозимых, боязливых детей адаптация носит депрессивный характер. Активный протест проявляется с отсрочкой — в домашней обстановке. В ДОУ дети внешне выглядят послушными и спокойными, что создает ложное впечатление хорошей адаптации. Выражение лица у них грустное, отрешенное, движения заторможены, бедны, дети безучастны к происходящему, пассивны, необщительны, отказываются от игры. Не наблюдается недовольства. Попытки взрослого установить контакт с детьми и вовлечь их в совместную деятельность вызывают тревогу, растерянность, которые переходят в беззвучный плач или бесцельное блуждание по групповой комнат.

Существует так называемая псевдоадаптациия. Дети по – своему приспосабливаются к психотравмирующей ситуации. В привычной и стабильной обстановке их поведение более адекватное. Общая подавленность иногда, например на интересных занятиях, сменяется заинтересованностью. Свободная игра протекает в одиночестве, имеет нестойкий, кратковременный характер. На данном этапе фиксируются и стабилизируются невротические проявления, что выражается в нарастании тревожности, ранимости, пассивной подчиняемости, повышенной зависимости от взрослого.

О подлинной адаптации свидетельствуют следующие основные критерии:

— положительный эмоциональный фон;

— продуктивность действий в новых условиях;

— гибкость реакций на изменение привычной ситуации;

— инициативность в контактах со взрослым, сверстником;

организованность поведения, отсутствие дискомфорта при выполнении режима дня,бытовых процессов:

наличие самостоятельной деятельности по интересам.

Успешной будет та адаптация, которая организована не как приспособительный процесс, когда ребенка побуждают усваивать имеющиеся стереотипы, а как конструирующая деятельность, предполагающая перестройку имеющихся форм поведения и образование новых.

Для успешной адаптации необходимо организовать удовлетворение основных потребностей ребенка, как органических (в отдыхе, пище и пр., так и социальных (в доверительных контактов и сотрудничестве со взрослым, познании, признании, одобрении т. п., в новой среде и новыми средствами. Для достижения этой цели разработана Технология психолого-педагогической поддержки ребенка в адаптационный период, автор Ю. А Афонькина.

5 сл. Технология психолого-педагогической поддержки ребенка в адаптационный период

Имеющиеся и традиционно используемые рекомендации по организации работы педагога с детьми в адаптационный период касаются бытовых процессов, оснащения пространства и адресованы детям третьего года жизни, также как и диагностические показатели (Н. д. Ватутина). Описывается процесс обучения в период адаптации по принципу тематического планирования, при этом помощь ребенку в самой адаптации не является самоцелью (Е. В. Жердева, то есть решение задач собственно адаптационного периода совпадает с задачами обучения, дидактическими задачами. Тем самым нагрузка на психику ребенка усиливается, что может препятствовать быстрой успешной адаптации.

В основу разработанной и представленной технологии положены принцип развития и принцип концентричности.

6 сл. Принцип развития предполагает, что смысл адаптационного периода состоит не в том, чтобы приспособить ребенка к включению в процесс решения дидактических задач, а в том, чтобы в ходе игрового взаимодействия ребенка со взрослым помочь ему в выработке нового способа жизнедеятельности, перестроить его активность в соответствии с условиями общественного воспитания и коллективного обучения, тем самым оказав развивающее влияние на его психику. Иными слова научить ребенка общению с новыми взрослыми и освоению нового пространства.

Принцип концентричности выражается в том, что программа адаптационного периода в ДОУ для ребенка построена так, что все ее разделы имеют преемственные цели. Такой подход основан на особенностях усвоения знаний и формирования навыков в раннем возрасте.

При разработке содержания программы автор исходить из тех факторов, которые могут вызвать у ребенка состояние адаптационного срыва, поэтому работа по программе строится, прежде всего, как профилактическая.Все факторы объединяются в три группы:

7 сл. – новая организация взаимодействия со взрослыми;

– новая организация среды;

– необходимость взаимодействия с ровесниками.

Общая цель поддержки ребенка в адаптационный период — формирование у него нового, совместно с другими детьми, способа жизнедеятельности и форм удовлетворения своих потребностей под руководством воспитателя. Работа по каждому из этапов дополняется задачами, связанными с профилактикой и торможением отрицательных эмоций. В соответствии с факторами выделяются 3 этапа работы над программой психолого-педагогического сопровождения ребенка в период адаптации.

Читайте также:  Развитие мочевого пузыря у ребенка

8 сл. Первый этап — развитие контактов со взрослым (ко второму этапу переходят после установления доверительных контактов).Цель: формирование привязанности к воспитателю.

Задачи: удержать внимание на новом взрослом, установить контакт глаз, эмоциональный контакт, вызвать инициативу в общении, совместные положительные переживания, стимулировать подражание, учить действовать по инструкции.

Формы организации взаимодействия: тактильные игры, игры на подражание, игры с игрушками – забавами, игры-шутки.

9 сл. Второй этап — освоение новых видов занятий, игрового пространства (к третьему этапу переходят после формирования у ребенка уверенного поведения в новой пространственно-игровой среде).Цель: формирование предпочтений в новой предметной среде.

Задачи: освоить место расположения игрушек и игровых зон. Учить ориентироваться в новых предметных условиях, подчиняться правилам, стимулировать самостоятельный выбор игрушек, занятий.

Формы организации взаимодействия: психотехнические игры, игры-имитации, предметные игры.

10 сл. Третий этап — формирование контактов с ровесниками.

Цель: освоение совместного с ровесниками способа жизнедеятельности.

Задачи: стимулировать доброжелательное внимание к ровесникам, отклик на эмоции сверстника — сорадование; формировать умение действовать сообща; обучать обмену действиями как способу общения.

Формы организации взаимодействия: психотехнические игры, хороводные игры.

Решение этих задач достигается как в процессе использования разработанной системы адаптационных игр с детьми, так и при организации специфических видов детской активности,имеющих психогимнастический характер: игр с природным материалом, озвученными игрушками и пр.

Оказание психолого-педагогической помощи ребенку в адаптационный период предполагает широкое использование индивидуальных форм организации взаимодействия с ребенком, а также «скользящего» планирования деятельности воспитателя. Вся эта работа придерживается определенных принципов.

Принципы организации взаимодействия с ребенком:

— педагогическое воздействие следует за направлением внимания ребенка;

— используются естественные, повседневно возникающие ситуации;

— приоритет косвенного влияния через правильно организованную обстановку, пространство;

— усвоение правил протекает в игровой форме;

— обучение и воспитание включено в происходящее взаимодействие ребенка и взрослого с учетом естественных образцов общения ребенка и родителей.

При этом необходимо выполнять требования к организации взаимодействия:

– взрослый организует действие поочередно с ребенком;

– взрослый называет предметы, игрушки, когда ребенок на них смотрит, действует, держит в руках;

– взрослый поддерживает все проявления активности ребенка, откликается на стремление ребенка к вниманию взрослого;

– необходимо создание коммуникативных пауз, выбор темпа разговора с учетом состояния ребенка;

– важно организовать эмоционально насыщенные игровые ситуации;

– предусмотреть профилактику и торможение отрицательных эмоций.

Приемы торможения отрицательных эмоций:

– переключение;

– игры с песком, водой;

– игры с бытовыми предметами;

– пальчиковые игры, сжимание пальцев (игрушки-пищалки);

– спонтанные, раскрепощающие движения (надувать щеки, рвать бумагу, топать ногами);

– игры с озвученными игрушками (бубен, барабан, погремушка и пр.).

Кроме всего перечисленного,необходимо выполнять требования к проведению адаптационных игр:

– игра повторяется в течение дня несколько раз;

– при введении новой игры знакомые игры повторяются;

– задачи предыдущего раздела программы при их освоении переносятся в последующий раздел при введении новых задач; (например: после того, как вы наладили контакт с ребенком, переходите ко второму этапу – освоению пространства, но при этом ребенок не самостоятельно изучает предметную среду, а совместно с вами. Воспитатель называет предметы, обучает взаимодействию с ними. Таким образом, контакт с вами продолжается, но уже в более конструктивной деятельности).

– знакомые игровые ситуации включаются в бытовые процессы;

– игры и бытовые процессы каждодневно дополняются приемами торможения отрицательных эмоций;

– за единицу взаимодействия с ребенком игра может повторяться несколько раз, но прекращается до того, как к ней у него пропал интерес, при желании ребенка игра возобновляется;

11сл. Технология психолого – педагогической диагностики ребенка в период адаптации к ДОУ.

Для того, чтобы адаптация прошла успешно, воспитателю совместно с психологом необходимо провести психолого-педагогическую диагностику. На первом этапе первичной диагностики определяются факторы, которые могут затруднить адаптацию. С этой целью проводится анкетирование родителей до посещения ребенком дошкольного учреждения (нажать кнопку). На основе ответов на вопросы анкеты составляется психологический портрет ребенка с точки зрения его темпераментных особенностей. Данные анкетирования дополняются беседой с родителями и наблюдениями воспитателей в первые дни пребывания ребенка в детском саду.

Полученные факты сравниваются с таблицей (нажать кнопку) «Показатели адаптационных возможностей ребенка второго— третьего года жизни определяется прогноз на течение адаптации.Наиболее информативными являются следующие диагностические параметры:

— нарушение контакта с матерью по типу симбиотической привязанности или эмоциональной холодности, отчуждения;

— несформированность культурно-гигиенических навыков;

— недостаточно выраженная способность к активному подражанию.

Выявляются тип темперамента и особенности высшей нервной деятельности ребенка.

Определяются типичные образцы взаимодействия с близкими взрослыми, чтобы избежать ломки коммуникативных стереотипов в адаптационный период.

12 сл. Составляется «Карта индивидуального сопровождения ребенка в адаптационный период»

13 сл. На втором этапе проводится текущая диагностика.

Целью которой, является охарактеризовать ход адаптации, выявить возможные явления дезадаптации.

Наиболее эффективным методом является наблюдение за ребенком во время пребывания в ДОУ. Воспитатели и психолог наблюдают за ребенком, совместно заполняют таблицу (нажать кнопку) «Оценка характера адаптации ребенка к новым условиям». При необходимости вносятся коррективы в карту индивидуального сопровождения ребенка.

В конце каждой недели выделяют итоговые показатели в отношении каждого ребенка и группы детей, составляют индивидуальные и сводные профили адаптации. Вносятся коррективы в индивидуальные образовательные маршруты (привлекаются к работе более активно педагог-психолог, родители и воспитатели, если есть проблема в протекании процесса адаптации).

14 сл. На третьем этапе проводится итоговая диагностика.

Целью, которой, является определение уровня адаптированности (дезадаптации) ребенка к ДОУ. Так же основным методом является наблюдение.

За ребенком наблюдают в течение недели через 3 недели после начала посещения ДОУ. Результаты обсуждаются коллегиально совместно с воспитателем, педагогом-психологом и старшим воспитателем. Принимается решение о завершении процесса адаптации или об оказании ребенку индивидуальной помощи специалистами ДОУ.

Разработка индивидуального образовательного маршрута

Индивидуальный образовательный маршрут – документ, отражающий общую стратегию и конкретные шаги воспитателей, специалистов и родителей в организации индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка. Индивидуализация работы с детьми — важнейшее условие успешной адаптации к ДОУ. Необходимость разработки индивидуальных образовательных маршрутовопределяется следующими факторами:

Читайте также:  Творческое развитие личности ребенка курсовая

– различен опыт отрыва от матери;

– различен уровень тренированности нервных процессов;

– отличается социальное окружение по его составу, количеству, длительности, содержанию, эмоциональной насыщенности контактов;

– по-разному организованы воспитание в семье, режим дня, занятия, форма поощрения и порицания;

– дети отличаются по типу нервной системы;

– дети отличаются по темпу как психического развития в целом,так и их отдельных сторон: индивидуальный путь развития ребенка раннего возраста раскрывается через соотношение возрастной динамики трех линий развития: восприятия, движения и речи.

По результатам первичной диагностики составляется «Карта индивидуального сопровождения ребенка в адаптационный период». На основе результатов текущей диагностики вносятся необходимые изменения в карту сопровождения.

На примере разберем, как заполнить карту. У ребенка благоприятные факторы психофизиологического компонента,но наблюдаются факторы риска социально-психологического компонента: недостаточно выраженная способность к подражанию.Приемы поддержки со стороны воспитателя: игры на подражание, которые привлекают ребенка, при этом необходимо всячески поощрять малыша, говорить слова одобрения и поддержки.Со стороны педагога-психолога: наладить эмоциональный контакт, создавать ситуации успеха (предлагать игры, в которых у ребенка все получается хорошо, проводить психогимнастику. Родителям необходимо вселять в ребенка уверенность в своих силах и возможностях, быть терпеливыми.

В заключение своего выступлении хочу еще раз напомнить этапы адаптационного периода: развитие контактов со взрослым; освоение новой окружающей среды; развитие контактов со сверстниками. Переходить к каждому из них необходимо после того, как ребенок успешно освоит предыдущий этап. С «Картой индивидуального сопровождения ребенка в адаптационный период» работают в течение всего времени пока необходима поддержка, а возможно и коррекция адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Насколько пройдет успешной адаптация, конечно же, в первую очередь зависит от нас – взрослых, в которых ребенок должен видеть доброжелательных помощников.

Источник

Индивидуальный образовательный

маршрут развития ребенка

2015-2016 учебный год

Воспитатель: Ерлыченко Г.Ю.

старшая группа

 Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка

ОБЩИЕ ДАННЫЕ:

Ф.И.О. ребенка

Кирилл К.

Возраст

5 лет

Сведения о семье

Семья полная, 1 ребенок.

Мать (ФИО, образование)

Екатерина Ивановна К.,

образование: высшее, возраст: 33 года

Отец  (ФИО, образование)

папы: ВикторРоманович К.,

образование: высшее, возраст: 35 лет

Воспитатели (ФИО):

Ерлыченко Г.Ю.

Анализ  развития ребенка:

Раздел «Соматическое здоровье»: 2 группа здоровья;  часто болеет; слабый аппетит,  дневной сон в норме.
         

Раздел «Особенности моторной сферы»: 

Общая моторика: норма, темп средний. Ведущая рука: левша.

Раздел «Характеристика познавательной сферы ребенка»: 

Характеристика внимания: во время занятий не может быть внимательным и длительно на чем-то сосредоточиться; постоянно отвлекается;  не способен длительно сосредотачиваться на каком-либо деле старателен и аккуратен в выполнении заданий.

Характеристика памяти: медленно запоминает и быстро забывает,  тяжело дается заучивание стихотворений, пересказывая содержание сказки, рассказа, привносит вымышленные заимствования (то чего нет в тексте), концентрируется на второстепенных объектах, не улавливая главной мысли содержания, преобладающий вид памяти: зрительная.

Характеристика мышления: плохо понимает суть пространственных отношений (слева, справа, впереди, сзади, вверху, внизу, из, под, над и т.д.; не осуществляет простейшие классификации по образцу или слову по разным основаниям (кто, где живет? Кто летает, а кто бегает? и т.д.; слабо подбирает обобщающее слово к ряду предметов (картинок) в рамках программного материала;  сформированность временных представлений в рамках программного материала (знание частей суток, дней недели, времен года, их последовательности, явлений природы (определение по картинке называние по признакам)

Сформированность навыков рисования:  в норме.

Сформированность элементарных математических представлений:

Количество и счет: слабо дифференцирует понятия «один-много», не владеет количественным  счетом в пределах программного материала,  не знает элементы знаковой символики (, +, – ,=), не владеет составом числа первого десятка, не решает примеры в пределах программного материала.

Восприятие цвета:  различает цвета, узнает и называет основные цвета, группирует предметы по цвету.

Восприятие формы:  группирует геометрические фигуры, выделяет по слову геометрические фигуры, различает и называет геометрические фигуры (плоские и объемные), соотносит форму предмета с геометрической формой, группирует предметы по форме.

Временные представления: слабо ориентируется во времени суток и последовательности названия  дней недели.

Пространственные представления: пространственные представления  не сформированы, выполняет движение в указанном направлении по словесной инструкции, определяет положение в пространстве по отношению к себе (слева, справа, впереди, сзади), использует в речи слова, определяющие положение предмета в пространстве.
    

Отношение к занятиям: не способен контролировать свою деятельность, не доводит дело до конца,  работает медленно и  слабо принимает направляющую помощь;  преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности: переживает и нервничает, обращается к воспитателю.

Характеристика речи ребенка:

Звуковая сторона речи:  в пределах возрастной нормы.

Словарь:  норма.

Грамматический строй речи: сформирован.

Связная речь: требует дальнейшего развития; характер предложений (сложные), умеет отвечать на вопросы взрослых полной фразой, умеет строить предложения по демонстрации, пересказать сказку, рассказ, рассказать стихотворение; возможен диалога.

Характеристика деятельности:

Навыки самообслуживания: может  самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы; может  самостоятельно одеться, раздеться, обуться, застегнуться, завязать и развязать шнурки; может  самостоятельно есть, пить, пользоваться ложкой, вилкой; умет убирать свои вещи и постель.

Игровая деятельность:  есть интерес к игрушкам, любимые игры, понимает   правила игры, выполняет   их,  редко вносит   изменения в содержание игры

Конструктивная и графическая деятельность: умеет  правильно собрать матрешку, пирамидку, сложить по образцу простые фигуры из счетных палочек, выполнить постройки из кубиков

Основные трудности, отмечаемые в общении: трудностей нет; умеет поддерживать игру, но  предпочитает быть в одиночестве.

Личностные особенности: адекватность эмоциональных реакций, есть в наличие  инициатива, уступчив, наблюдается  пассивность в процессе общения с детьми;  поведение: спокойное, адекватное ситуации; нравственные качества: адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям;  склонность прийти на помощь, аккуратность, чистоплотность, адекватность эмоциональной реакции на одобрение и порицание.

Особенности эмоционально-волевой сферы: преобладающее настроение: доброжелательный, спокоен, уравновешен.

Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута Кирилла К.:

Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольника  и социально – личностного развития.

Задачи по социально – личностному развитию ребенка:

  • Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка.
  • Организовать единую систему работы педагогов, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию  их ребенка.
  • Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
  • Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время).
Читайте также:  Роль отца в семье в развитии ребенка

Методы, используемые в работе:

  • Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания.
  • Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций).
  • Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения).
  • Приемы арт – терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия).
  • Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.).

При разработке индивидуального маршрута использую  на следующие принципы:

– принцип опоры на обучаемость ребенка,

– принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития,

– принцип соблюдения интересов ребенка,

– принцип тесного взаимодействия и согласованности работы “команды” специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации),

– принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы,

– принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

Организация индивидуального сопровождения ребенка Кирилла К.

Месяц

Направление

содержание

сентябрь

Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка

«Утро радостных встреч», когда дети называют друг друга ласковым именем, желают добра, улыбаются, настраиваются на доброе событие дня.

«Использование метода коллекционирования» содействует возникновению общения, совместных игр.

Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям

Рассматривание иллюстративного материала на формирование правильного поведения в различных ситуация.

Коллективные работы по изобразительной деятельности.

Развитие коммуникативной  и социальной компетентностей ребенка

Специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения», «Зеркало» и т.п.

Развитие игровой деятельности

Побуждать включаться в совместные со взрослым и сверстниками игры, предлагать несложные сюжеты для игр на темы из окружающей жизни и по мотивам литературных произведений, мультфильмов

октябрь

Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка

Чтение художественной литературы;
дидактические игры природоведческого содержания;
разбор ситуаций;

Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям

Продолжать формировать представление о личных данных (имя, фамилия, возраст в годах)

Развитие коммуникативной  и социальной компетентностей ребенка

«Индивидуальная беседа на интересующие детей темы», или так называемые «Задушевные посиделки», где дети и взрослые рассказывают интересные истории из своей жизни.

Развитие игровой деятельности

В театрализованных и режиссерских играх разыгрывать ситуации по несложным сюжетам (из мультфильмов, сказок), используя игрушки, предметы и некоторые (1-2) средства выразительности – жесты, мимику, интонацию

Ноябрь

Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка

Развивать эмоциональную отзывчивость – проявление сочувствия к близким людям, привлекательным персонажам литературных произведений, мультфильмов, кинофильмов, сопереживания с ними, совместной радости

Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям

Развивать положительную самооценку на основе выделения некоторых собственных позитивных характеристик (качеств, особенностей) – «Я веселый и умный!», «Я всегда убираю игрушки!»;

Развитие коммуникативной  и социальной компетентностей ребенка

«Сочинение  творческих рассказов о себе», о своей семье с последующим составлением книг и оформлением ее рисунками.

Развитие игровой деятельности

Сюжетно-ролевые – игры

Декабрь

Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка

Дидактические игры («Правда или нет»).

Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям

Развивать эмоциональную отзывчивость – проявление сочувствия к близким людям, привлекательным персонажам литературных произведений, мультфильмов, кинофильмов, сопереживания с ними, совместной радости

Развитие коммуникативной  и социальной компетентностей ребенка

Специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения»,

Развитие игровой деятельности

Развивать положительную самооценку на основе выделения некоторых собственных позитивных характеристик (качеств, особенностей) – «Я веселый и умный!», «Я всегда убираю игрушки!»;

Февраль

Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка

Формировать представление о некоторых моральных нормах и правилах поведения (например, «взаимопомощь» («взаимовыручка») – «себялюбие», «жадность» – «щедрость» и др.)

Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям

Подготовить методические рекомендации для родителей: «Использование песка и воды в коррекции эмоционально-волевой и социальной сферы детей среднего возраста», «Как играть с гиперактивными детьми» и другие.

Развитие коммуникативной  и социальной компетентностей ребенка

Чтение художественной литературы с последующим обсуждением характера героев, их настроения, поступков.

Развитие игровой деятельности

Дидактические и подвижные коллективные игры

Март

Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка

Оформление фотогазеты о каком-либо совместном мероприятии. («Как мы отдыхали на даче», «Как мы возводили снежный городок»)

Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям

Трудовая деятельность (различные виды труда).

Развитие коммуникативной  и социальной компетентностей ребенка

Игры драматизации.

Развитие игровой деятельности

Коллективные мероприятия (праздники, посадка лука в группе)

Апрель

Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка

Специальные игры на общение «Найдем волшебные слова»

Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям

Учить распределять роли между партнерами по игре, отбирать необходимые для игры атрибуты, предметы, игрушки использовать их в соответствии с ролью.

Развитие коммуникативной  и социальной компетентностей ребенка

Специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения»

Развитие игровой деятельности

Устанавливать положительные взаимоотношения в игре, считаться с интересами других детей, позитивно разрешать споры и конфликтные ситуации

Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка

Сочинение   творческих рассказов о себе, о своей семье с последующим составлением книг и оформлением  рисунками.

Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям

Коллективные мероприятия (изготовление поделок из природного и бросового материала).

Развитие игровой деятельности

Игра-тренинг «Через стекло», элементы сказко-терапии.

Май

Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка

Развивать положительное отношение к требованиям взрослого по поводу выполнения норм и правил поведения («Нельзя громко кричать, потому другие дети меня не услышат»)

Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям

Формировать представление о некоторых моральных нормах и правилах поведения, отражающих 2-3 противоположных моральных понятия (например, «взаимопомощь» («взаимовыручка») – «себялюбие», «жадность» – «щедрость» и др.)

Развитие коммуникативной  и социальной компетентностей ребенка

Специальные игры на общение  «Секрет»

Развитие игровой деятельности

Совместные игры

Источник