Индивидуальный маршрут развития ребенка это
Индивидуальный образовательный
маршрут развития ребенка
2015-2016 учебный год
Воспитатель: Ерлыченко Г.Ю.
старшая группа
Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка
ОБЩИЕ ДАННЫЕ:
Ф.И.О. ребенка | Кирилл К. |
Возраст | 5 лет |
Сведения о семье | Семья полная, 1 ребенок. |
Мать (ФИО, образование) | Екатерина Ивановна К., образование: высшее, возраст: 33 года |
Отец (ФИО, образование) | папы: ВикторРоманович К., образование: высшее, возраст: 35 лет |
Воспитатели (ФИО): | Ерлыченко Г.Ю. |
Анализ развития ребенка:
Раздел «Соматическое здоровье»: 2 группа здоровья; часто болеет; слабый аппетит, дневной сон в норме.
Раздел «Особенности моторной сферы»:
Общая моторика: норма, темп средний. Ведущая рука: левша.
Раздел «Характеристика познавательной сферы ребенка»:
Характеристика внимания: во время занятий не может быть внимательным и длительно на чем-то сосредоточиться; постоянно отвлекается; не способен длительно сосредотачиваться на каком-либо деле старателен и аккуратен в выполнении заданий.
Характеристика памяти: медленно запоминает и быстро забывает, тяжело дается заучивание стихотворений, пересказывая содержание сказки, рассказа, привносит вымышленные заимствования (то чего нет в тексте), концентрируется на второстепенных объектах, не улавливая главной мысли содержания, преобладающий вид памяти: зрительная.
Характеристика мышления: плохо понимает суть пространственных отношений (слева, справа, впереди, сзади, вверху, внизу, из, под, над и т.д.; не осуществляет простейшие классификации по образцу или слову по разным основаниям (кто, где живет? Кто летает, а кто бегает? и т.д.; слабо подбирает обобщающее слово к ряду предметов (картинок) в рамках программного материала; сформированность временных представлений в рамках программного материала (знание частей суток, дней недели, времен года, их последовательности, явлений природы (определение по картинке называние по признакам)
Сформированность навыков рисования: в норме.
Сформированность элементарных математических представлений:
Количество и счет: слабо дифференцирует понятия «один-много», не владеет количественным счетом в пределах программного материала, не знает элементы знаковой символики (, +, – ,=), не владеет составом числа первого десятка, не решает примеры в пределах программного материала.
Восприятие цвета: различает цвета, узнает и называет основные цвета, группирует предметы по цвету.
Восприятие формы: группирует геометрические фигуры, выделяет по слову геометрические фигуры, различает и называет геометрические фигуры (плоские и объемные), соотносит форму предмета с геометрической формой, группирует предметы по форме.
Временные представления: слабо ориентируется во времени суток и последовательности названия дней недели.
Пространственные представления: пространственные представления не сформированы, выполняет движение в указанном направлении по словесной инструкции, определяет положение в пространстве по отношению к себе (слева, справа, впереди, сзади), использует в речи слова, определяющие положение предмета в пространстве.
Отношение к занятиям: не способен контролировать свою деятельность, не доводит дело до конца, работает медленно и слабо принимает направляющую помощь; преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности: переживает и нервничает, обращается к воспитателю.
Характеристика речи ребенка:
Звуковая сторона речи: в пределах возрастной нормы.
Словарь: норма.
Грамматический строй речи: сформирован.
Связная речь: требует дальнейшего развития; характер предложений (сложные), умеет отвечать на вопросы взрослых полной фразой, умеет строить предложения по демонстрации, пересказать сказку, рассказ, рассказать стихотворение; возможен диалога.
Характеристика деятельности:
Навыки самообслуживания: может самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы; может самостоятельно одеться, раздеться, обуться, застегнуться, завязать и развязать шнурки; может самостоятельно есть, пить, пользоваться ложкой, вилкой; умет убирать свои вещи и постель.
Игровая деятельность: есть интерес к игрушкам, любимые игры, понимает правила игры, выполняет их, редко вносит изменения в содержание игры
Конструктивная и графическая деятельность: умеет правильно собрать матрешку, пирамидку, сложить по образцу простые фигуры из счетных палочек, выполнить постройки из кубиков
Основные трудности, отмечаемые в общении: трудностей нет; умеет поддерживать игру, но предпочитает быть в одиночестве.
Личностные особенности: адекватность эмоциональных реакций, есть в наличие инициатива, уступчив, наблюдается пассивность в процессе общения с детьми; поведение: спокойное, адекватное ситуации; нравственные качества: адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям; склонность прийти на помощь, аккуратность, чистоплотность, адекватность эмоциональной реакции на одобрение и порицание.
Особенности эмоционально-волевой сферы: преобладающее настроение: доброжелательный, спокоен, уравновешен.
Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута Кирилла К.:
Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольника и социально – личностного развития.
Задачи по социально – личностному развитию ребенка:
- Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка.
- Организовать единую систему работы педагогов, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию их ребенка.
- Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
- Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время).
Методы, используемые в работе:
- Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания.
- Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций).
- Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения).
- Приемы арт – терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия).
- Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.).
При разработке индивидуального маршрута использую на следующие принципы:
– принцип опоры на обучаемость ребенка,
– принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития,
– принцип соблюдения интересов ребенка,
– принцип тесного взаимодействия и согласованности работы “команды” специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации),
– принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы,
– принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.
Организация индивидуального сопровождения ребенка Кирилла К.
Месяц | Направление | содержание |
сентябрь | Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка | «Утро радостных встреч», когда дети называют друг друга ласковым именем, желают добра, улыбаются, настраиваются на доброе событие дня. |
«Использование метода коллекционирования» содействует возникновению общения, совместных игр. | ||
Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям | Рассматривание иллюстративного материала на формирование правильного поведения в различных ситуация. | |
Коллективные работы по изобразительной деятельности. | ||
Развитие коммуникативной и социальной компетентностей ребенка | Специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения», «Зеркало» и т.п. | |
Развитие игровой деятельности | Побуждать включаться в совместные со взрослым и сверстниками игры, предлагать несложные сюжеты для игр на темы из окружающей жизни и по мотивам литературных произведений, мультфильмов | |
октябрь | Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка | Чтение художественной литературы; дидактические игры природоведческого содержания; разбор ситуаций; |
Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям | Продолжать формировать представление о личных данных (имя, фамилия, возраст в годах) | |
Развитие коммуникативной и социальной компетентностей ребенка | «Индивидуальная беседа на интересующие детей темы», или так называемые «Задушевные посиделки», где дети и взрослые рассказывают интересные истории из своей жизни. | |
Развитие игровой деятельности | В театрализованных и режиссерских играх разыгрывать ситуации по несложным сюжетам (из мультфильмов, сказок), используя игрушки, предметы и некоторые (1-2) средства выразительности – жесты, мимику, интонацию | |
Ноябрь | Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка | Развивать эмоциональную отзывчивость – проявление сочувствия к близким людям, привлекательным персонажам литературных произведений, мультфильмов, кинофильмов, сопереживания с ними, совместной радости |
Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям | Развивать положительную самооценку на основе выделения некоторых собственных позитивных характеристик (качеств, особенностей) – «Я веселый и умный!», «Я всегда убираю игрушки!»; | |
Развитие коммуникативной и социальной компетентностей ребенка | «Сочинение творческих рассказов о себе», о своей семье с последующим составлением книг и оформлением ее рисунками. | |
Развитие игровой деятельности | Сюжетно-ролевые – игры | |
Декабрь | Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка | Дидактические игры («Правда или нет»). |
Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям | Развивать эмоциональную отзывчивость – проявление сочувствия к близким людям, привлекательным персонажам литературных произведений, мультфильмов, кинофильмов, сопереживания с ними, совместной радости | |
Развитие коммуникативной и социальной компетентностей ребенка | Специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения», | |
Развитие игровой деятельности | Развивать положительную самооценку на основе выделения некоторых собственных позитивных характеристик (качеств, особенностей) – «Я веселый и умный!», «Я всегда убираю игрушки!»; | |
Февраль | Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка | Формировать представление о некоторых моральных нормах и правилах поведения (например, «взаимопомощь» («взаимовыручка») – «себялюбие», «жадность» – «щедрость» и др.) |
Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям | Подготовить методические рекомендации для родителей: «Использование песка и воды в коррекции эмоционально-волевой и социальной сферы детей среднего возраста», «Как играть с гиперактивными детьми» и другие. | |
Развитие коммуникативной и социальной компетентностей ребенка | Чтение художественной литературы с последующим обсуждением характера героев, их настроения, поступков. | |
Развитие игровой деятельности | Дидактические и подвижные коллективные игры | |
Март | Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка | Оформление фотогазеты о каком-либо совместном мероприятии. («Как мы отдыхали на даче», «Как мы возводили снежный городок») |
Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям | Трудовая деятельность (различные виды труда). | |
Развитие коммуникативной и социальной компетентностей ребенка | Игры драматизации. | |
Развитие игровой деятельности | Коллективные мероприятия (праздники, посадка лука в группе) | |
Апрель | Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка | Специальные игры на общение «Найдем волшебные слова» |
Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям | Учить распределять роли между партнерами по игре, отбирать необходимые для игры атрибуты, предметы, игрушки использовать их в соответствии с ролью. | |
Развитие коммуникативной и социальной компетентностей ребенка | Специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения» | |
Развитие игровой деятельности | Устанавливать положительные взаимоотношения в игре, считаться с интересами других детей, позитивно разрешать споры и конфликтные ситуации | |
Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка | Сочинение творческих рассказов о себе, о своей семье с последующим составлением книг и оформлением рисунками. | |
Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям | Коллективные мероприятия (изготовление поделок из природного и бросового материала). | |
Развитие игровой деятельности | Игра-тренинг «Через стекло», элементы сказко-терапии. | |
Май | Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка | Развивать положительное отношение к требованиям взрослого по поводу выполнения норм и правил поведения («Нельзя громко кричать, потому другие дети меня не услышат») |
Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям | Формировать представление о некоторых моральных нормах и правилах поведения, отражающих 2-3 противоположных моральных понятия (например, «взаимопомощь» («взаимовыручка») – «себялюбие», «жадность» – «щедрость» и др.) | |
Развитие коммуникативной и социальной компетентностей ребенка | Специальные игры на общение «Секрет» | |
Развитие игровой деятельности | Совместные игры |
Источник
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
МАРШРУТ РАЗВИТИЯ
РЕБЕНКА (Ф.И., возраст)
Разработала: воспитатель
Веселова Н.С
г.Урай
2018г.
Пояснительная записка
- дошкольной практике, процесс обучения и воспитания, как правило, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому реализовать в полной мере свои потенциальные возможности может не каждый воспитанник.
Эта проблема поставила задачу по созданию оптимальных условий для реализации творческого потенциала воспитанника. Одним из решений в данной ситуации явилась реализация индивидуального образовательного маршрута
Для персонального пути реализации личностного потенциала воспитанника
- образовании и обучении я выделяю из группы детей не только с недостаточным развитием, но и талантливых. По результатам диагностики составила индивидуальный план работы с ребенком.
Цель: создание оптимальных условий для развития и реализации творческих способностей ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных психических особенностей.
Задачи:
- раскрытие творческих способностей;
- совершенствование и расширение системы дополнительного образования;
- создание благоприятной эстетической развивающей среды для развития
- вовлечение в конкурсы на различном уровне;
- формирование у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать
- повышение уровня взаимодействия детского сада и семьи в вопросах поддержки и сопровождения способных детей.
Ожидаемые результаты:
- усовершенствование системы дополнительного образования;
- создание эстетической развивающей среды;
- участие в конкурсах с творческой направленностью;
- тесное взаимодействие с семьей в рамках сотрудничества.
Выявление способностей ребенка провела на основе наблюдения,
Анализа продуктов творческой деятельности ребенка, общения с родителями, изучения психологических особенностей, речи, памяти, мышления.
Психолого-педагогический портрет ребенка
Анкетные данные
Имя: Надежда Н.
Возраст: 6 лет.
- ребенка ярко выражены творческие способности. Она любит заниматься рисованием, лепкой, аппликацией. Девочка свободно владеет ножницами, широко использует в творчестве различные изобразительные материалы.
Надя отличается любознательностью и наблюдательностью. Активна, самостоятельна.
С радостью откликается на предложенные ей нетрадиционные техники рисования. Легко устанавливает контакт с собеседником.
Сохранение и реализация творческих способностей ребенка представляется очень важной и актуальной задачей, поэтому для работы с девочкой был составлен индивидуальный образовательный маршрут.
Индивидуальный образовательный маршрут
Сроки | Содержание работы с | Взаимодействие | Участники |
ребенком | с родителями | ||
Сентябрь | 1. Наблюдение. | Консультация | Воспитатели |
2. Анализ продуктов | «Изобразительная | родители | |
творческой деятельности. | деятельность в | ||
3. Лепка «Корзина с | жизни ребенка» | ||
яблоками». | |||
4. Рисование «Осень | |||
золото роняет» | |||
Октябрь | 1. Аппликация «Поспел | Выступление на | Воспитатели |
урожай, помогай, | первом | родители | |
собирай» | родительском | ||
2. Рисование по | собрании | ||
трафаретам «Листья» | |||
3. «Рисуем вишенки» (с | |||
опорой на обучающий фильм). | |||
4. Лепка с использованием | |||
отпечатков природных | |||
материалов | |||
Ноябрь | 1 Монотипия «Лист | Консультация | Воспитатели |
кленовый. | «Охрана зрения» | родители | |
Золотой» | |||
2 Оригами «Собака и |
щенок» | |||
3 Рассматривание картин | |||
Васнецова | |||
4 Украшение короны | |||
Царевны (с | |||
использованием пайеток, | |||
бусин, бисер, | |||
маленьких ракушек) | |||
Декабрь | 1.Рисование «Котик» (с | Беседа | Воспитатели |
опорой на | «Использование | родители | |
обучающий видеофильм) | раскрасок | ||
2 Рисование в раскраске | «Антистресс» в | ||
«Антистресс» | работе с | ||
3 «Украшения для Минни» | ребенком» | ||
(нанизывание различных | |||
бусинок) | |||
Январь | 1.Монотипия «Зимнее | Консультация | Воспитатели |
дерево» | «Использование | родители | |
2. Обучение | интернет – | ||
перерисовке | ресурсов для | ||
понравившейся | развития | ||
иллюстрации | творческого | ||
потенциала | |||
ребенка» | |||
Февраль | 1.Рисование мятой | Беседа «Развитие | Воспитатели |
бумагой | творческих | родители | |
2 Пуантилизм «Собачки на | способностей | ||
диске» | ребенка в ДШИ» | ||
3 «Книжка-малышка» | |||
(создание | |||
книжки с рисунками | |||
ребенка) | |||
4 Помощь в изготовлении | |||
подарков | |||
для сотрудников ДОО к | |||
празднику | |||
«8 марта» | |||
Март | 1.Выступление на | Посещение на | Воспитатели |
празднике с | дому с целью | родители | |
миниатюрой «Куклы Нина | знакомства с | ||
и Катя». | окружающей | ||
2.Лепка | ребенка | ||
Из соленого теста | эстетической | ||
«Медальон в подарок | средой в | ||
маме». | домашних | ||
3.Обучение | условиях | ||
Рисованию с | |||
использованием | |||
отражающего | |||
зеркала. | |||
4. «Кляксография» | |||
(фантазирование | |||
на «превращение» пятна в | |||
любое | |||
изображение) | |||
Апрель | 1.Оригами «Бабочки» | Консультация | Воспитатели |
2 Рисование по оттискам | «Сбор | родители | |
растений | разнообразного | ||
(гербарий) | природного | ||
3 Рисование с | материала | ||
использованием соли | для | ||
4 Участие в конкурсе | использования | ||
в | |||
творческом | |||
выражении | |||
ребенка» | |||
Май | Консультация | Консультация | Воспитатели, |
«Сбор разнообразного | «Итоги работы с | Музыкальный | |
природного материала | ребенком за год» | руководитель | |
Для использования в | родители | ||
творческом выражении | |||
ребенка» | |||
Источник