Индивидуальный маршрут развития ребенка для дефектолога

Индивидуальный маршрут развития ребенка для дефектолога thumbnail

Алла Терехова
Индивидуальный маршрут развития ребенка с Овзж 4 г. о. Индивидуальный план коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми

Индивидуальный план коррекционной работы учителя- дефектолога с детьми с нарушениями интеллекта

4 г. о.

Направления Задачи Содержание коррекционно-развивающей работы

Познавательное развитие:

Сенсорное воспитание – продолжать учить различать величину предметов

(большой-средний-маленький);

– продолжать учить называть основные цвета; некоторые оттенки,

– продолжать учить показывать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник; прямоугольник, объемные формы (призма, куб, кирпичик, цилиндр,

учить ассоциировать геометрические формы с предметами (круг-подсолнух, колесо,

учить складывать одну геометрическую форму из двух других

Упражнения,игры и пособия:

«Геометрическое лото»,

«Разноцветные комнаты»,

«Лото (цвет и форма)»,

«Отбери по цвету и форме»,

«Разноцветные гномы»,

«Доска Сегена»,

«Три медведя»,

Вкладыши с геометрическими фигурами,

«Большой- средний- маленький» (овощи, фрукты,

математические наборы.

«Конструктор»,

«Цветовое и геометрическое лото»,

«Большой-средний-маленький»,

объемные формы (куб, цилиндр, кирпичик, призма,

разноцветные палочки,

«В стране фигурок- человечков»,

«Елочка»,

«Закрой двери в домиках»

Формирование элементарных количественных представлений

учить считать до 7 (показывать нужное количество на пальцах);

– продолжать учить сравнивать множества на полосе (больше- меньше);уравнивать множества,

– продолжать учитьнаходить и называть части суток: утро, день, вечер, ночь (на картинках); знать их последовательность,

– упражнять в пересчете предметов на слух, на ощупь (в пределах 7,

-продолжать учить сравнивать предметы по длине

(длинный-короткий, длиннее-короче,

-продолжать учитьсравнивать предметы по ширине:

(широкий- узкий, шире- уже,

-продолжать учить сравнивать предметы по высоте

(высокий- низкий, выше- ниже,

– продолжать учитьсравнивать предметы по толщине: толстый- тонкий, толще- тоньше,

– продолжать знакомить с цифрами(1,2,3,

-учить выполнять счетные операции в пределах 5 (на наглядном материале)

Дидактические пособия: раздаточный материал по лексическим темам,

полоски,

математические наборы,

картинки частей суток,

мешочек с объемными фигурами (кубики, кирпичики, призмы,

длинные и короткие полоски,

широкие и узкие полоски,

высокие и низкие елки,

разные по толщине фломастеры

Ознакомление с окружающим

– продолжать учитьклассифицировать предметы по лексическим темам: игрушки, овощи, фрукты, ягоды, цветы; одежда, обувь, домашние животные и птицы, дикие животные и птицы, мебель, посуда, транспорт, зимние забавы, деревья,

– закреплять обобщающие понятия;

– продолжать учить показывать и называть времена года (лето, осень, зима, весна, их основные приметы (по картинкам, знать последовательность

Дидактические упражнения, игры,пособия:

Картинки по лексическим темам, лото «Времена года»,

картинки времен года,

«Во саду ли, в огороде»,

«Соберем урожай»,

«Сад-огород».

«Кто где живет?

«Разложи картинки»

Речевое развитие:

Развитие речи и коммуникативных способностей

Развитие внимания и воображения

– продолжать учить описывать действия по картинкам;

-продолжать учить отвечать полными предложениями на вопросы по схеме описания овощей и фруктов, животных и птиц, мебели и посуды,

-продолжать учитьдифференцировать предлоги: из-за, из-под, использовать их в речи,

-продолжать формировать грамматический строй речи,

-продолжать учить высказывать свои желания в речи,

– продолжать учить заучивать потешки, маленькие стихи

развивать способность к переключению внимания,

развивать концентрацию внимания,

развивать произвольное внимание,

развивать объем внимания,

развивать воображение. Дидактические упражнения, игры,пособия:

«Зеленый друг»(ботаническое лото,

«Кто что делает?»,

«Готовим сами»,

«Овощное лото»,

«Помоги Чебурашке» (предлоги,

«Один-пять»,

схема описания фруктов, овощей, животных и птиц, мебели и посуды

«Составь предложение»,

«Чей хвост?»,

Стих-ния А. Барто, потешки

Дидактические упражнения,пособия:

«Чего не стало?»,

«Что изменилось?»,

«Собери фигурку»

(копирование образца,

«Найди пару»,

«Найди такой же предмет».

«Что не дорисовано?»,

«Мир вокруг нас» (силуэты овощей, фруктов, игрушек, одежды, обуви,

«Чей силуэт?»,

«Осенние листья»,

«Подбери силуэт»,

«Построй дорожку»,

«Узнай, что это?»(по контуру)

Развитие восприятия – развивать зрительное восприятие (объемные формы, величина, цвета, пространственные отношения,

развивать слуховое восприятие,

развивать тактильно-двигательное восприятие,

развивать вкусовую чувствительность

Дидактические упражнения,пособия:

«Звуковая коробка»,

Объемные формы (шар, куб, брусок, треугольная призма, цилиндр,

Упражнения по сенсорному воспитанию (см. выше,

Музыкальные инструменты,

Пластилин и дерево,

Теплые и холодные предметы

(вода-лед,

«Закрой фигуру, которую назову»,

«Зрительный диктант»(геометрические фигуры)

Развитие мышления – развивать мыслительные процессы

(классификация, обобщение, сравнение,

развивать наглядно-действенное и наглядно- образное мышление,

учить находить игрушки, геометрические фигуры и др. по словесному описанию,

учить определять последовательность событий, употребляя слова «сначала, потом»,

учитьсоотносить текст с соответствующей иллюстрацией Дидактические упражнения и пособия:

Разрезные картинки, пазлы по лексическим темам,

«Разложи картинки» (части суток,

«Угадай по описанию»

«Когда это бывает?» (времена года,

«Расставь по порядку»,

«Во саду ли, в огороде»,

«Четвертый лишний»,

«Мастерская одежды»,

«Вершки- корешки»

Развитие памяти

– увеличивать объем памяти,

развивать процессы памяти (запоминание, воспроизведение….,

-развивать различные виды памяти

(зрительную, слуховую,

Дидактические упражнения и пособия:

«Запомни и назови»( 4-5картинки из разных лексических тем,

«Оденем кукол на прогулку»,

Пересказывание сказки «Теремок»,и др.

«Звуковая коробка»,

«Расскажи, что делал в выходные»,

заучивание потешек, небольших стих-ний

Развитие мелкой моторики рук – развивать тонкую моторику рук,

– знакомить с тетрадью в крупную клетку,

-учить обводить клетки, пропуская 1-2 клетки,

учить проводить прямые линии в две клетки (вертикальные и горизонтальные,

учить проводить чередование вертикальных и горизонтальных линий в тетради,

учить изображать орнамент в тетради в клетку Оборудование,упражнения:

Пальчиковая гимнастика по лексическим темам

(см. картотеку,

Мозаика, массажный шарик «су-джок»,

тетрадь в крупную клетку,

простой карандаш

Результаты коррекционной работы:

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 22 «Журавушка»

РазработанноПМПк

МБДОУ №22 «Журавушка»

Протокол №_______

«___» ___________20___г.

Согласовано:

_________________________

«___» ______________20___г.

Утверждаю:

Заведующая МБДОУ№22 «Журавушка»

____________ Н.П.Крупская

«___» _______________20___г.

Индивидуальный образовательный маршрут

Дима К.

на 2017 – 2018 уч. год

Пояснительная записка:

Ф. И. О: Дима К.

Дата рождения:

Возраст: 5 лет 4 месяцев

Группа: старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР «Солнышко»

Дата поступления в ДОУ:

Период сопровождения: с сентября 2017г.

Семья: полная, 2 детей

мама: Елена Сергеевна К.

папа:

Группа здоровья, перенесенные заболевания: II, тубинфицирование, кариес, ОРВИ.

По результатам ПМПК выявлены следующие особенности:

Общее недоразвитие речи (I- II)уровень с дизартрическим компонентом. Знания, умения и навыки сформированы недостаточно. Уровень психического развития не соответствует возрастной норме.

Городской ПМПК рекомендовал обучение по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР.

Воспитатели: Игнатьева Л.В.

Воропаева Л.Б.

Специалисты:

Ф.И.О. Ковалевская Лариса Вячеславовна – учитель – логопед

Ф.И.О. Мацулевич Анастасия Эриковна – педагог – психолог

Краткая характеристика:

У ребенка очевидны проблемы в усвоении программы ДОУ. Общее недоразвитие речи (I-II) уровень с дизартрическим компонентом. Недостаточный активный и пассивный словарь. Есть нарушения звукопроизношения, слоговой структуры слова, грамматического строя. Связной речь не сформирована. Низкий познавательный интерес к окружающему миру. Низкий уровень первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. Уровень психического развития ниже возрастной нормы. Незрелость эмоционально-волевой сферы (плаксивость, быстрая утомляемость при выполнении заданий учебного плана). Не выделяет существенных признаков при обобщении предметов, затрудняется при сравнении. Знания умения и навыки сформированы недостаточно. Проявляется отставание в развитии общей и мелкой моторики. Неустойчивость при выполнении физических упражнений. Не регулирует силу нажима на карандаш, пластилин, затрудняется при пользовании ножницами. Навыки самообслуживания сформированы недостаточно. Снижен интерес к игре. Играет в одиночестве. Не доводит начатое  дело до конца. Не умеет договариваться и самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.

Цель: создать условия для успешного освоения ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ и успешной адаптации в социуме.

Задачи:

1.Создание условий для пребывания ребёнка в группе компенсирующей направленности.

2.Развитие всех компонентов речевой системы.

3.Развитие и формирование познавательных процессов,

4.Развитие эмоционально-волевой сферы.

5.Развитие координации движений и мелкой моторики рук.

Содержание индивидуального образовательного маршрута

Образовательный компонент:

Форма обучения очная, групповая, фронтальная.

– Работа в общем режиме.

– Индивидуальный подход во время образовательного процесса.

– Использование двигательных, зрительных и речевых физкультминуток во время занятий.

– Совместные игры на развитие эмоционально-волевой сферы.

Индивидуальный учебный план:

Усиление образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие».

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»:

– развитии игровых умений и навыков;

– поддержании интереса детей к деятельности сверстников, содействие налаживанию диалогического общения в совместных играх и занятиях;

– присвоении норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

– формировании умения распознавать эмоции окружающих людей, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

– становлении самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Во второй половине дня индивидуальные занятия по выполнению заданий специалистов.

Образовательная нагрузка в неделю

Образовательная область «Физическое развитие»

Физическая культура

помещение

на улице

2 / 40 мин. (инструктор по физ. воспитанию)

1 / 20 мин.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование элементарных математических представлений

2 / 40 мин.

2 / 40 мин.

Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора

Образовательная область “Речевое развитие”

Развитие речи

2 / 40 мин. (учитель – логопед)

1 / 20 мин.

Чтение художественной литературы

Ежедневно

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рисование

2 / 40 мин.

Лепка

0,5 / 12,5 мин

Аппликация

0, 5 / 12,5 мин.

Музыка

2 / 40 мин.

Социально – коммуникативное развитие детей осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в семье.

Итого:

Индивидуальные занятия

Педагог – психолог

2/20 мин.

Учитель – логопед

2/20 мин.

Воспитатель

2/ 20 мин.

Музыкальный руководитель

Инструктор по физ. культуре

Коррекционный компонент:

Психолого – педагогическое сопровождение

(индивидуальный учебный план)

п/п

Специалист сопровождения

Основные направления

Режим и формы работы

Показатели динамики развития

Формы оценки результатов работы

Формы работы с родителями

1.

Педагог -психолог

-Развитие познавательной деятельности и интереса к окружающему миру, через игры, упражнения и мероприятия.

-Развитие социально значимых умений.

-Развитие коммуникативных навыков.

– Развивать общие интеллектуальные умения ребенка: приемы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации, исключения, абстрагирования.

-Работать над развитием произвольный функций контроля и планирования своих действий.

– Работать над развитием ориентировки в пространстве, относительно своего тела, формировать представление о взаимодействии внешних объектов и тела.

– Развивать мелкую моторику рук ребенка.

Индивидуальные занятия: понедельник, четверг

10.00 – 10.15ч.

Незначительная положительная динамика. Продолжать развивать: временные и пространственные представления; восприятие; память; внимание; речь; мышление (не доступны задания: выделение лишнего предмета и обобщение), моторику.

Примечание:низкий темп деятельности, повысился уровень заинтересованности. Ходит на занятия с удовольствием.

Обследование уровня психических познавательных процессов

Консультации, тренинги, практикумы, беседы, посещение занятий,

анкетирование, изготовление

памяток, рекомендаций, стендов.

    Учитель – логопед

    1. Фонетическая сторона речи. Артикуляционная гимнастика. Постановка нарушенных звуков. Автоматизация поставленных звуков в словах; словосочетаниях; предложениях, скороговорках; стихотворных текстах; спонтанной речи Дифференциация с близкими по акустическим или артикуляторным признакам звуками. 2.Лексика. Расширение, уточнение и активизация словаря по тематическому плану. Расширение предикативного словаря. Расширение словаря признаков. Изучение антонимов, синонимов. Работа по употреблению сложных предлогов. 3. Грамматический строй речи. Образование глаголов – антонимов. Образование притяжательных прилагательн. Образование единственного и множествен числа существительных в Д.и Пр.падежах. Образование уменьшительно-ласкательной и увеличительной форм существительных. Образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных. Составление сложноподчиненных предложений. Анализ предложений без предлогов и с простыми предлогами, составление графических схем предложений. 4. Фонематическая сторона речи. Закрепление знания признаков гласных и согласных звуков, умения различать их, подбирать слова на заданный звук. Закрепление представлений о твердости – мягкости согласных. Выделение звука на фоне слова, выполнение звукового анализа и синтеза слов. Закреплять понятие звук, слог, предложение, гласный, согласный звуки. Ознакомление с буквами. 5. Связная речь. Составление рассказа – описания по наглядному образцу. Составление рассказа по сюжетной картинке. Составление рассказа на материале собственного опыта. Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Пересказ сказок и простых текстов. Заучивание стихотворений, скороговорок, загадок. 6. Профилактика дисграфии и дислексии. 7. Совершенствование слухового, зрительного и кинестетического контроля. 8. Медикаментозное лечение у невролога.

    Индивидуальные занятия: вторник, пятница

    11.00 – 11.20ч.

    Незначительная положительная динамика в фонематическом восприятии. Продолжать развивать грамматический строй и связную речь. Положительная динамика в звукопроизношении. Поставлены и автоматизированы свистящие и шипящие звуки.

    Обследование уровня речевого развития

    Консультации, тренинги, практикумы, беседы, посещение занятий,

    анкетирование, изготовление

    памяток, рекомендаций, стендов.

    .

    Логопедическое сопровождение

    • Коррекционно-образовательные технологии, программы:

    – Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР» под редакцией Н.В.Нищевой.

    – Адаптированная основная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

    – Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции общего недоразвития речи у детей старшей логопедической группы.

    – Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР под редакцией Н.В.Нищевой

    – Нетрадиционные приемы работы по развитию артикуляционной моторики В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко

    • Инновационные технологии, методы и средства:

    ИКТ, элементы ТРИЗ, метод моделирования, социо-игровые методы и приемы, проблемный метод обучения

    Сказкотерапия, пескотерапия, театрально-игровая деятельность, приемы мнемотехники

    • Здоровьесберегающие технологии:

    – динамические паузы,

    – пальчиковая гимнастика,

    – упражнения для глаз,

    – дыхательная гимнастика,

    – релаксационные паузы,

    – психогимнастика,

    – музыкотерапия,

    -су-джок терапия,

    – пальцевый массаж.

    • Формы контроля и учета достижений ребенка:

    Комплексное обследование в начале учебного года, промежуточная диагностика, комплексное обследование в конце учебного года.

    Воспитательный компонент:

    Консультации для родителей:

    Социально – личностное развитие через сюжетно – ролевые игры («Дочки- матери», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Автобус», «Библиотека», «Строители»), театрализованные игры (драматизация сказок, потешек), дидактические игры («Сложи узор», «Логические пары», «Все о времени», «Собери картинку», «Хорошо-плохо», «Что сначала, что потом», «Четвертый лишний», «Логический поезд»).

    Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками через

    совместные игры: «Выбери друга», «Скажи ласково», «Садовники и цветы», «Доброе животное», «Волны». «Волшебники» и др.

    Развивать толерантность у детей группы через взаимопомощь, беседы с детьми.

    Развивать стремление выражать своё отношение к окружающему через различные речевые средства.

    Заключительный раздел

    Ожидаемый результат для родителей: адаптирование ребенка к социуму, развитие речи и мелкой моторики рук, формирование готовности к обучению в школе.

    Ожидаемый результат: ребенок адаптирован к социуму, освоения ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ.

    Заключение и рекомендации

    Сформировать рекомендации специалистов ДОУ для родителей и воспитателей с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребёнка.

    Источник

    Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград»

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда центр развития ребенка – детский сад № 87

    Утверждаю

    Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 87

    ________________К.Е.Некрасова

    Приказ №_______

                                                                                                                                                                                            «_____» ______________  2019 г.

    Индивидуальный образовательный маршрут

    Ф.И.О. ребенка:  __________

     Дата рождения: __________

    Основания: Заключение ЦПМПК от __________

    Заключение ЦПМПК: обучающийся с ОВЗ. Выявлены трудности, обусловленные нарушением познавательной деятельности и всех компонентов речи.

    Рекомендации ЦПМПК: ЦПМПК рекомендует обучение по АОП дошкольного образования обучающихся с задержкой психического развития,  с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей.

    Направления коррекционно – развивающей работы и психолого – педагогической помощи:

    учитель – логопед: коррекция фонетико-фонематической, лексико-грамматической стороны речи, слоговой структуры слов, связной речи, формирование навыков звукового анализа и синтеза;

    учитель – дефектолог: развитие познавательной деятельности, высших психических функций, формирование предпосылок к учебной деятельности;

    педагог – психолог: развитие познавательной деятельности, произвольной регуляции деятельности,  коммуникативных навыков.

    Рекомендуемые условия обучения: дозирование эмоциональной и учебной нагрузки  с учетом индивидуальных особенностей ребенка, реализация индивидуального подхода.

    Индивидуальный образовательный маршрут составлен в соответствии с ФГОС дошкольного образования, в соответствии с п. 6част1 статьи 6 ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013. № 19, ст. 2326, № 30, ст. 4036, подпунктом 5.2.41 Положения о Министерства образования и науки РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013г. № 446 (Собрания законодательства РФ, 2013, № 23, ст 2923;  № 33, ст.4386; №37, ст 4702), пунктом 7 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов  и внесение в них изменений, утвержденных в  постановлением Правительства Российской Федерации, 2013, № 33, ст.4377)

    В ИОМ учитываются:

    индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие  особые образовательные потребности.

    Цель ИОМ:  

    Создание условий, способствующих развитию личности ребенка, обеспечивающих в полной мере реализацию его потенциальных возможностей.

    Основные задачи коррекционного обучения:

    – развитие понимания обращенной речи;  обогащение и активизация словарного запаса; формирование простой фразы, навыков продуктивного взаимодействия;

    – социализация ребенка в обществе,  развитие коммуникативных навыков, формирование эмоционального интеллекта,  развитие волевых качеств;

    – помощь в освоении АОП.

    Срок реализации ИОМ –  1 год

    График посещения детского сада ребенком:  понедельник – пятница – 8.00 – 18.00 

    Педагог-психолог

    Направления работы

    Диагностическая работа:

    -диагностика уровня психофизического развития и индивидуальных особенностей ребенка (обследование аффективно-эмоциональной и социально-личностной сферы, сформированности коммуникативных и игровых навыков, уровня познавательной активности и моторного развития);

    – повторные обследования ребенка в течение года (январь, май);

    -коррекция индивидуальной программы работы с ребенком по результатам диагностических обследований.

    Коррекционно-развивающая работа:

    -проведение коррекционно-развивающих игровых занятий (подгрупповых, групповых и индивидуальных);

    -решение проблем взаимодействия в диаде родитель-ребенок, обучение родителя эффективным техникам взаимодействия с ребенком.

    Консультативная работа:

    – проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросам развития и воспитания ребенка; оптимизации взаимодействия с ребенком в семье, ребенка с другими детьми и взрослыми; организации развивающей среды для ребенка дома;

    – проведение консультаций по запросу родителей, по вопросам личных психологических трудностей родителей;

    – обеспечение участия родителя в групповых консультациях, семинарах-практикумах, тренингах.

    Психопрофилактическая работа:

    – оказание помощи ребенку и семье в период адаптации к условиям пребывания в детском саду;

    – составление рекомендаций по предупреждению эмоциональных перегрузок ребенка;

    – изучение медицинской документации на ребенка;

    – создание адекватного представления родителей о диагнозе, возможностях ребенка и возможных способах коррекции нарушений;

    -подбор литературы по проблемам развития и воспитания ребенка по запросу родителя и по необходимости.

    Источник