Индивидуальный маршрут развития ребенка аутиста в доу по фгос образец

Проблема: трудности в общении и социализации, неспособность установления эмоциональных связей, нарушение речевого развития.

– готовность к положительным эмоциональным и речевым контактам со взрослыми и сверстниками,

– сотрудничество со взрослыми в предметно-практической и игровой деятельности.

Ф.И. ребёнка __________________________________________________________________________________________________

Период

Направление,

задачи

Содержание работы педагога-психолога с детьми

Преемственность педагога-психолога в работе

С педагогами

С родителями

Установление психологического контакта

Игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе

“Гусеница” (Коротаева Е.В., 1997)

Цель: игра учит доверию. Щепки но реке” (Фопель К. 1998)

Цель: создать спокойную, доверительную атмосферу.

“Слепой танец”

Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.

1.Следуй за ребёнком, а не веди его за собой! Если ребенок не принимает инструкций и правил, которые Вы ему предлагаете, ни в коем случае не навязывайте их насильно. Лучше присмотритесь к тому, что и как хочет делать он сам, подыграйте ему, займитесь тем, что ему интересно;

следует помнить, что играть он с вами будет только в те из них, которые в наибольшей степени совпадут с его интересами!!!

2.Контактные игры

– хороводные игры,

– игры с правилами,

– пускать мыльные пузыри,

– игры с водой,

– игры, направленные на развитие мелкой моторики

семейное чтение. Лучше всего читать, посадив ребенка на руки (тактильные ощущение будут способствовать укреплению контактов родителя с ребенком).

Телесно-ориентированное направление (лучше понять своё тело):

– развитие тактильного, зрительно-тактильного, кинестетического восприятия

“Покажи нос” (Васильева Е.А.)

Цель: помочь детям ощущутить и осознать свое тело.

Этюды на расслабление мышц:

“Штанга”

Вариант 1

Цель: расслабить мышцы спины.

“Сосулька”

Цель: расслабить мышцы рук. “

“Шалтай-Болтай”

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.

“Винт”

Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.

“Насос и мяч”

Цель: расслабить максимальное количество мышц тела.

“Смена ритмов” (программа “Сообщество”)

Цель: помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение.

1.не прикасайтесь (трогайте) к ребёнку, пока он сам не изъявит желание,

2. упражнение, которое успешно применяется в детских садах: положив ребенка на большой лист бумаги, педагог или дети из группы обводят контур его тела, а затем вместе, называя вслух части тела и предметы одежды, закрашивают этот контур.

3. игры: “Волшебный мешочек”, “Угадай предмет”.

4. предложить детям складывать головоломки на ощупь, с закрытыми глазами

5. время от времени воспитатель может привлекать внимание ребенка к его отражению в зеркале (для наблюдения за своими действиями со стороны)

6. регулярные занятия будут способствовать уменьшению двигательных расстройств.

1.если ребенок совсем мал, нужно как можно чаще брать его на руки, прижимать к себе, поглаживать его (даже если он сопротивляется этому на первых порах) и говорить ему ласковые слова.

2. использовать подкрепление правильного действия (вкусным поощрением, объятием, стимулом);

3. постоянно развивать крупную и мелкую моторику.

Ориентирование в пространстве и времени

“Солнечный зайчик”(Черепанова Г.Д.)

Цель: развитие внимания и умения ориентироваться в пространстве.

1.для того чтобы помочь ребенку ориентироваться на рабочем месте, желательно сделать разметку на столе или парте: нарисовать контуры тетради или листа, линейки, ручки. Тогда ему легче будет привыкнуть к своей парте и осмыслить, что от него требуется

2.недостаточно просто составить и повесить схемы, необходимо как можно чаще “путешествовать” с ребенком по ним, узнавая и называя предметы (на первых этапах, если ребенок не захочет повторять названия, воспитатель может делать это сам).

1.Четко организовывать пространство: терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.)

2. Подписывать предметы, которыми пользуется ребёнок.

3. Придерживайтесь определённого режима дня.

4. Соблюдайте ежедневны ритуалы

Программирование деятельности:

– организация действий

(дети должны знать, что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить)

“Охота но тигров” (Карпова T.B., Лютова Е.К., 1999).

Цель: научить детей планировать свои действия во времени.

1. разместить так называемые пооперационные карты, на которых в виде символов обозначена четкая последовательность действий (так, схему, отражающую нужную последовательность действий ребенка при сборах на прогулку, можно нарисовать на шкафчике)

2. складывание мозаики и головоломок (они доступны и понятны им): работая по схеме, дети видят конечный результат, которого надо достичь

3. коллекционирование (привлечь ребёнка к работе по сортировке предметов. Например, разложить карандаши по цвету, кубики по размеру, вырезанные шаблоны по форме).

4. Иногда аутичному ребенку необходима физическая помощь в организации действия: взрослый в буквальном смысле “работает” руками ребенка, пишет или рисует вместе с ним, держа один карандаш

1.строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка

2.соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).

3. осваивать деятельность частями, этапами, затем объединять в целое

Коммуникативное (речевое):

– повысить мотивацию ребенка к обучению и вызвать потребность в диалоге

– включение в групповую работу

Игры и упражнения:

“Рукавички” (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: включение аутичных детей в групповую работу.

“Кто я?” (Черепанова Г.Д.)

Цель: развитие представлений и воображения ребенка

“Покажи по-разному” (Черепанова Г.Д.)

Цель: научить детей распознавать и показывать различные ощущения и действия, ознакомить их со словами-антонимами.

“Волшебный стул” (Шевцова И.В.)

Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

1.игры с жесткой последовательностью действий и четкими правилами, а не сюжетно-ролевые, где необходима диалоговая речь. Для закрепления навыков каждую игру следует проиграть не один десяток раз, тогда она может стать своего рода ритуалом.. Во время игры взрослый должен постоянно проговаривать свои действия и действия ребенка, четко обозначая словами все, что происходит с ними. При этом педагога не должно обескураживать то, что ребенок не проявляет ни малейшего интереса к словам. Не надо отчаиваться: многократное повторение одной и той же игры, одних и тех же слов принесет свои плоды, – ребенок сможет включиться в общую деятельность!

2. взрослый может на время проведения занятий с его согласия поменяться с ним ролями. Пусть ребенок попытается объяснить “непонятливому” взрослому, как выполнять то или иное задание. В этом случае он почувствует свою значимость (я – как большой!), будет понимать цель своих действий (чтобы взрослый “понял” объяснения и сделал все правильно), осознает, что только посредством речи можно наладить контакт с партнером.

3. обращаться к ребёнку по имени

4. все общение и обучение можно вести через игрушку, значимую для ребенка

1.Взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому.

2. Принимайте его таким, какой он есть

3. Как можно чаще разговаривать с ребенком

4. Обращаться к ребёнку по имени

5. Не повышайте голос и не издавайте громких звуков.

6. Не выпускайте ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.

7. Найдите общий способ сказать «нет», «да» и «дай».

Снижение уровня тревожности ребенка

– закрепление успеха и повышение уверенности ребенка в себе

“Придумки” (Черепанова Г.Д.)

Цель: научить детей распознавать различные эмоции.

Этюды на расслабление мышц

“Штанга”

Вариант 2

Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным.

“Зайки и слоники” (Лютова Е.К., Монина Г. Б.)

Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

1.на первых этапах работы подбирать такие задания, с которыми ребёнок обязательно справится. Помощь и похвала взрослого!

2. пальчиковые игры

3. совместно с ребенком создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать.

1.пальчиковые игры

2. помощь и похвала взрослого

3. научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.

4. чаще присутствовать в группе или классе, где занимается ребенок.

5. обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.

6. совместно с ребенком создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать.

Профилактика утомляемости

(коррекция психической пресыщаемости и физической истощаемости)

Упражнения на релаксацию и дыхание

“Драка”

Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

“Воздушный шарик»

Цель: снять напряжение, успокоить детей.

“Корабль и ветер”

Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.

“Подарок под елкой”

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.

“Дудочка”

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.

1. необходим индивидуальный ритм работы, более частое переключение с одного вида деятельности на другой.

2. не загружать ребёнка непосильными для него заданиями. 3. рисование красками (кисточками, штампами и особенно пальцами) помогает детям снять излишнее мышечное напряжение. С этой целью полезна также работа с песком, глиной, пшеном, водой.

Избегать переутомления ребенка

Источник

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (социально-коммуникативное развитие ребенка

с расстройством аутистического спектра)

ФИО ребенка : _________________________________________________________________ Дата рождения: __________________________________________

Специфика индивидуальных особенностей детей с РАС

Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Аутизм – это расстройство широкого спектра, то есть оно по-разному проявляется у разных людей. Одни дети могут говорить, в то время как другие говорят очень мало, или не говорят вовсе.

При отсутствии лечения многие аутичные дети не приобретут навыков общения и могут не научиться правильно, говорить и подобающе вести себя. Лишь единицы могут полностью избавиться от аутизма без какого-либо вмешательства. В такой ситуации вселяет надежду тот факт, что существует много разных видов лечения, которые могут оказаться достаточно эффективными. Некоторые виды лечения дают существенные улучшения, а некоторые могут иметь небольшой или нулевой эффект. Нет такого лечения, которое помогало бы всем одновременно.

Аутичных детей легко узнать по взгляду, “погруженному в себя”, отсутствию речи или ее монотонности, ритуальным или стереотипным движениям. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Эти дети нуждается в постоянном, индивидуальном контроле и сопровождении взрослых в любом виде деятельности.

Основными задачами коррекционной помощи детям данной категории являются:

  • купирование трудностей, сопровождающих образовательный процесс и развитие личностных особенностей воспитанника
  • совершенствовать коммуникативные навыки
  • развивать психические познавательные процессы, направленные на воспитание сотрудничества, доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым
  • развивать общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

Сентябрь-декабрь

Социально-коммуникативное развитие

Задачи

1. Продолжать устанавливать эмоциональный контакт с ребенком.

2. Развивать положительные отклики на социальные контакты: получение радости от физического взаимодействия (поглаживания, прикосновения, удовлетворения от игры и нежных, успокаивающих слов взрослого.

3. Формировать потребность в эмоциональных контактах с окружающими.

• Игра: «Подружились мы с тобой».

• Ритмическая игра «Рука твоя, рука моя»

• Упражнение «Говорим друг другу до свидания».

• Игры на развитие контактности: «Погладь кошку»,

• «Поиграй с куклой»

Познавательное развитие

Задачи

1. Формировать представления о предметном мире.

2. Группировать предметы по цвету.

3. Фиксировать взор на предметно-манипулятивной деятельности педагога.

4. Развивать зрительное и осязательное восприятия.

Игра «Найди место для игрушки»

• «Собери пирамидку»

«Сложи фигуры в коробочку такого же цвета»

• «Мозаика»

Речевое развитие

Задачи

1. Развивать тактильные ощущения.

2. Формировать навыки связной речи.

3. Вызывать положительные эмоции в ответ на обращение родных

4. Формировать навыки реагирования на обращенную речь и выполнение просьб

• Игра «Кто позвал тебя»

• Упражнение «Позови мячом»

• Игра «Ладушки», «Волшебный сундучок»

Художественно-эстетическое развитие

Задачи

1. Развивать умение наблюдать за процессом лепка и рисование;

2. Способствовать совершению простых действий с материалами (брать в руки тесто и манипулировать с ним)

• Игра: «Сделай как я»

• Игра «Художник»

Физическое развитие

Задачи

1. Создание комфортной среды во время двигательной деятельности

2. Формирование двигательных навыков, улучшение координации движений, увеличение силы и выносливости мышц.

3. Развивать активность в играх

Подвижные игры:

«Поводырь», «Птички», «Догонялки».

Январь-Май

Социально-коммуникативное развитие

Задачи

1. Формировать представления о себе: узнавать свое имя и откликаться на него (движениями, жестами, поворотом головы, вербально.

2. Побуждать ребенка смотреть на лицо взрослого, позвавшего его.

3. Развивать умение вникать в суть получаемой информации и понимать других.

• Игра «Семья»

• Игра «Позови ласково»

• Рассматривание иллюстраций, фотографий

Познавательное развитие

Задачи

1. Развивать умение группировать фигуру по различным признакам: цвету, форме, размеру, толщине.

2. Формировать умение участвовать в совместной деятельности;

• Игры: «Покажи предмет, какой скажу»

• «Какая дорожка короче -длиннее»

• «Где речка шире-уже»

• «Какой мячик меньше – больше»

Речевое развитие

Задачи

1. Обогащать словарь существительными, обозначающими предметы из бытового окружения.

2. Развивать интерес к предметам, людям, желание действовать вместе с другими людьми.

Вид деятельности

• Игры «Запомни слова»

• «Кому нужны эти предметы?»

• «Помоги разложить картинки на группы»

Художественно-эстетическое развитие

Задачи

1. Развивать способность к продуктивным видам деятельности;

2. Формировать способность к выполнению разнообразных действий; к повторению определенных движений (с помощью взрослого): оставлять следы от краски на бумаге, рисовать линии фломастером, краской, размазывать пластилин, участвовать в совместном рисовании с взрослым.

«Лучик для солнышка»

«Радуга»

«Украсим полянку цветами».

Физическое развитие

Задачи

1. Формировать способность в упражнении в беге, в мягком спрыгивании и приземлении на полусогнутые ноги.

2. Развивать слуховое внимание; умение выполнять голосовые сигналы; пространственную ориентацию, глазомер

• Игры: «Догони меня»

• «Лягушки»

• «Птички и кошка»

• «Эхо»

Приложение 1

Практические упражнения с дошкольниками

  • Погладь кошку

Взрослый и дети подбирают ласковые и нежные слова для игрушки «Кошка Мурка», при этом дети её гладят, могут взять на руки, прижаться к ней.

  • Покажи нос

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть.

Вы смотрите, не зевайте

И за мной все повторяйте,

Что я вам сейчас скажу

И при этом покажу.

Взрослый, называя части своего тела, показывает их на себе, кладет на них руку. Дети повторяют за ним движения, показывая на себе названные части тела. Затем взрослый начинает «путать» детей: называть одну часть тела, а показывать другую. Дети должны заметить это и не повторить неверные движения.

  • Кто Я?

Взрослый поочерёдно надевает на себя атрибуты представителей различных профессий (врач, артист, дирижёр и т.д.). Ребёнок должен отгадать, кто это был.

  • Покажи по-разному

I этап игры.

Взрослый говорит:

– Вот я захожу в ворота высокие (и сопровождает свои слова показом), а вот я захожу в ворота… (взрослый пригибается). Какие? (Ребёнок должен назвать антоним к слову «высокие».)

– Я несу лёгкий пакет (показывает), а теперь я несу (показывает)… Какой пакет?

– Я перехожу широкую реку (показывает), а вот я перепрыгиваю через ручей (показывает)… Какой?

– Я иду медленно, а вот я иду… Как?

– Я гуляю, мне жарко. Но вот подул ветер, и мне…

– Я смотрю грустный спектакль. А теперь смотрю…

II этап игры.

Все действия выполняет ребёнок, а взрослый комментирует или устанавливает правила игры, например: «Если я скажу, что ворота высокие, то ты идешь, как обычно, а если я скажу, что ворота низкие, то ты пригибаешься, и т. д.

Практические упражнения со школьниками:

  • Шпион

Необходимо загадать предмет и детально его описать. Ребёнку необходимо найти предмет в комнате по описанию. Если это вызывает сложности, то поставьте на стол две или три разных игрушки и опишите одну из них, затем попросите определить, что вы только что описали.

  • Танцы

Взрослый включает ритмичную музыку и просит ребёнка танцевать вместе с ним. Ребёнок повторяет фигуры, показанные взрослым.

  • Нарисуй мое лицо

Необходимо начертить на листе бумаги круг или овал большого размера. Взрослый гипертрофированно изображает какую-то эмоцию, а ребёнок должен изучить лицо и изобразить это чувство – гнев, веселье, боль – на бумаге.

  • Угадай, что

Ребёнок закрывает глаза, взрослый выдает ему простой предмет. Попросите ощупать предмет и описать его вам. Если ребёнок невербальный, то нужно попросить его показать этот предмет на картинке.

Приложение 2

Родителям ребенка ежемесячно выдаются памятки, буклеты и рекомендации. Также проводятся различные мероприятия:

∙ консультации; ∙ индивидуальные беседы; ∙ тренинги.

Родители должны быть твердо нацелены на результат и на успех, проявлять терпение:

– ребенку необходимо создать психоэмоциональный комфорт, чувство уверенность и безопасности. И только после этого можно приступать к обучению;

– при занятиях с ребенком следует правильно ставить цели и все решать постепенно. Сначала ребенку нужно избавиться от страхов, научиться справляться со вспышками агрессии, подключайте ребенка к общественным делам и занятиям;

– родителю нужно понять, что их ребенку тяжело жить в этом мире и научиться его понимать, причем постоянно комментируя словами то, что он делает. Называйте вслух те предметы, которые он трогает, дайте ребенку подержаться за предмет, таким образом вы будете развивать сенсорное развитие – зрение, осязание. Дети с аутизмом требует многократного повторения названия предметов, его описания и назначения. Такой метод расширяет внутренний мир ребенка и подталкивает ребенка к выражению своих эмоций;

– вовлекайте ребенка в совместную деятельность с помощью игр, например, лото, домино, мозаика, пазлы;

– когда ребенок очень занят каким-то предметом, игрушкой или действием, начинайте комментировать, но «пропустите» какое-то название и это будет провоцировать ребенка произнести нужное слово;

– во время игр с предметами, создавайте смысл игры. Например, при игре с кубиками, стройте поезд, дом, из бумаги можете сделать салют;

– играйте не в сюжетно-ролевые игры, которых боятся дети-аутисты, а в игры, где есть четко установленные правила. Повторять такую игру нужно много раз и сопровождать это своими комментариями. Ребенок запомнит правила и игра станет для него неким ритуалом, ведь дети с аутизмом любят строго определенную последовательность и правила;

– аутисты не понимают мимики, поэтому их нужно этому учить. Включайте ребенку мультфильмы, где у героев понятная и выразительная мимика. Пусть ребенок учится угадывать мимику, используйте стоп-кадр, пусть ребенок увлечется процессом, тогда вы сможете поиграть в игру вместе и без мультфильма. Угадывайте настроение по выражению лица друг у друга;

– старайтесь приобщать ребенка к театральным представлениям. Сначала ребенок будет отказываться, причем с бурным сопротивлением, но при постоянной настойчивости ребенок подчинится вам. Не забудьте поощрить своего малыша;

– для того, чтобы ребенок понимал, что такое хорошо и плохо, начните читать сказки и комментируйте действия, почем это плохо или хорошо. Потом предлагайте ребенку поиграть и придумать истории самому. В ход игры задействуйте куклы или другие игрушки.

Источник