Индивидуальный маршрут развития для ребенка с алалией
разделы
содержание
I период
Динамика
II период
Динамика
III период
Динамика
Импрессивная
речь
- Формирование потребности в речевом общении.
 - Понимание слов, обозначающих:
 
- предметы
 - действия
 - признаки
 
- Понимание и выполнение инструкций :
 
- одноступенчатых
 - двухступенчатых
 - трехступенчатых
 
- Понимание вопросов: Где? Куда? Что? Кому? Откуда? Для кого?
 - Понимание значений существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
 - Различение количества предметов (много – мало – один)
 - Различение величины (большой – маленький),
 - Грамматические формы ед. и мн. числа существительных и глаголов).
 - Узнавать предметы по их назначению. (Чем будешь чистить зубы, кушать, рисовать?),
 - Узнавать предмет по описанию (с опорой на игрушки).
 
Экспрессивная речь
Словарь
- Вызывание
 
- аморфных слов
 - звукоподражаний
 
- Формирование активного словаря:
 
- Существительные:
 
- логические группы
 - части предметов
 
- Глаголы
 
Граммат. строй речи
- Словоизменение ед. и мн. число существительных;
 - Словообразование уменьшительно-ласкательной формы существительных
 - Употребление глаголов в повелительном наклонении («Прикажи»)
 - Согласование («Мой, моя, мое»).
 
Слоговая
Структура
- Звукосочетания (ау, уа, эх, ам, ой, ай)
 - Слова разной слоговой структуры:
 
- 2-сложные с открытыми повторяющимися слогами (мама, папа, баба, тата),
 - 2-сложные с ударением на 1, 2 слоге (Катя, вата, кофе, пени, кони, дети);
 - 3-сложные (панама, канаты, кубики, кабина)
 - 1 сложные слова (мак, сок, бак, дом, дым);
 - 2-х сложные с разными типами слогов (петух, диван, банан);
 - 2-х сложные со стечением согласных (банка, кошка, мишка; сидит, ходит).
 
Связная речь
- Уметь отвечать на поставленные вопросы
 
- однословным предложением (да, нет)
 - простым двусоставным предложением
 - простым распространенным предложением.
 
- Учить заканчивать фразу нужным словом
 - Составлять предложения по картинке.
 
Общая и мелкая моторика
1. Имитация походки животных, птиц;
прыжки на 2-х ногах, на 1-й ноге.
2. Общая моторика + ориентация в пространстве: руки вверх, вниз, за спину;
одновременно топать и хлопать, сначала прыгать, а потом – хлопать.
3. Мелкая моторика:
- «Ладушки»,
 - «Сорока – белобока»,
 - «Рыбки»,
 - «Птички клюют зерно»,
 - «Коза»,
 - «Заяц»,
 - «Молоток»,
 - «Человечки»,
 - «Кольцо»,
 - «Ножницы»,
 - «Очки»,
 - «Стол»,
 - «Стул».
 
4. Упражнения в переключении с одной позы на другую:
- «Кулак-ладонь»,
 - «Стол-стул»,
 - «Собери крошки со стола»,
 - «Бусы»,
 - «Мозаика»,
 - «Разложи крупу»,
 - «Закручиваем – откручиваем, застегиваем – расстегиваем замки, пуговицы, вкладыши»,
 - «Строим башню, дом, дорожку, машинку».
 
Артикуляционная моторика
Точно и в полном объеме выполнять артикуляционные упражнения для губ и языка
- широко открыть рот,
 - улыбка,
 - трубочка,
 - лопатка,
 - жало,
 - качели,
 - маятник
 
Просодическая сторона речи
- Формировать длительный речевой выдох.
 - Отчетливое произношение звукосочетаний, звукоподражаний и слов.
 - Уметь произносить доступный речевой материал:
 
- шепотом – громко,
 - ласково – сердито,
 - низко – высоко.
 
Звукопроизношение
- Вызывать правильное произношение
 
гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы;
согласных звуков: П (Б) М Т (Д) Й Н К Г Х
- Закреплять правильное произношение
 
гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы
согласных звуков: П (Б) М Т (Д) Й Н К Г Х
Психологическая база речи
1. развитие всех видов восприятия:
1.1. зрительного
- «Парные картинки»,
 - «Узнай предмет» (в цветном, силуэтном, контурном, пунктирном изображении; перечеркнутые, наложенные друг на друга предметы),
 
1.2. слухового
- «Угадай, что звучит?»,
 - «Кто позвал?»,
 - «Где звучит?»
 
1.3. тактильного
- конструирование предметов из палочек:
 
- по образцу
 - по памяти
 
- «Зашей коврик»,
 - «Чудесный мешочек»;
 
2. развитие памяти и внимания:
2.1. зрительной и зрительного:
- «Запомни, какой игрушки не стало?»,
 - «Кто появился?»,
 - «Запомни игрушки и найди их среди других»
 - «Что изменилось?»;
 
2.2. слуховой и слухового:
- «Хлопни, как я»,
 - «Чей молоток стучит (лиса I – II; заяц II ),
 - «Запомни и повтори» (слоговые цепочки: ма -ма, ма – му, ма – па, ма -пу, ма – му – ми),
 - «Запомни и повтори (2-3 слова),
 
3. развитие мышления:
- «Почтовый ящик»,
 - «Доска Сегена»,
 - пирамидка;
 - «Составь целое» (картинки, кубики)
 
- 2 части
 - 3 части
 - 4 части
 
- «Что едим, что надеваем»,
 - «Большой – маленький (кубики, матрешки)
 - Сложи матрешку, (кубик в кубик).
 - Покажи, где один – много; «много – мало».
 
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 322 компенсирующего вида»
660130, Красноярск, ул. Гусарова, 31 тел.246-47-79
Согласовано: Заведующий МБДОУ №322
зам.зав.по ВМР _____Ивлева О.А Мухаматгалеева К.А.
Согласовано:
ст.воспитатель_______ Агаева А.В.
Согласовано:
Законный представитель ребенка
Ф.И.О.____________________
Индивидуальный маршрут развития
(Младшая группа)
Ф.И.О. ребенка
Разработали:
Учитель-логопед: Зырянова Т.В.
Воспитатели: Шестакова Г.Н., Федосенко Е.В.
Учитель-дефектолог: Герасимова О.П.
Педагог-психолог: Иванова Т.Н.
Музыкальный руководитель: Белова С.Ф.
Инструктор по физической культуре: Машенькина А.В.
Особенности ребенка
Ф.И.О.:
Дата рождения –06.01.2014
Заключение невролога – Наследственные нервно-мышечные заболевания, оливопонтоцеребелярная дистрофия, когнитивные расстройства на резедуально органическом фоне, сенсо-моторная алалия
Заключение учителя-логопеда – ОНР Iур,, сенсо-моторная алалия
Ребенок посещает ДОУ с августа 2017 года.
Контакт устанавливает не сразу (со знакомыми людьми – легче), удерживает непродолжительное время.
Познавательный интерес – не проявляет.
Навыки имитации не выражены. Вербальная имитация отсутствует.
Слова и звукоподражания не произносит. Речевую инструкцию не выполняет. Обращенную речь не понимает, на имя отзывается. Пирамидку собирает без учета величины.
Несформированность всех компонентов речи.
Мелкая моторика развита слабо – может самостоятельно черкать, рисует линию с помощью взрослого, наклеивает на лист кусочек, пытается приклеить самостоятельно. Может стучать палочкой по барабану. Столовыми приборами пользуется.
Любит слушать определенную музыку, хлопает в ладоши.
Навыки самостоятельности не развиты – необходима организующая, направляющая, обучающая помощь, порой массивная.
Во фронтальную образовательную деятельность не включается. Навыки конструктивного взаимодействия сформированы недостаточно, в коммуникацию с детьми не вступает.
ЗУН не соответствуют возрасту.
Обучаемость затруднена. Необходимы все виды помощи, которые не всегда эффективны. Навыки самообслуживания недостаточны –в силу ОВЗ.
Игровая деятельность – предметно-манипулятивная.
Семья занимается ребенком активно и целенаправленно.
Особенности группы
В группе 17 человек. Дети к девочке относятся доброжелательно, но в совместные игры не вовлекают.
Цель:
Развитие личности ребенка (ФИО) в различных видах общения
и деятельности с учетом ее возрастных, индивидуальных психологических и
физиологических особенностей.
Задачи:
1. Стимулировать речевое развитие: учить понимать и реагировать на обращенную речь;
2. Формировать познавательный интерес к окружающему миру;
3. Развивать элементарные представления об окружающем;
4. Развитие умения подражать;
5. Развитие общей и мелкой моторики;
6. Развитие элементарных предметных ЗУН и интеллектуальных умений;
Содержание по предметным областям:
Область  | Задача  | Ожидаемые результаты  | Форма оценивания  | 
Физическое развитие:  | Развитие умения передвигаться самостоятельно, ходьбе на полной стопе и бег по дорожке, по ограниченной поверхности (скамейке), держать в руках большой и маленький мяч, прыжкам на двух ногах, ползанье на четвереньках.  | Расширились умения частично воспринимать инструкцию.Ходить по кругу без задания.  | Деятельностные пробы.  | 
Художественно-эстетическое развитие  | Формирование умения рисовать элементарные элементы, приклеивать, лепить простые предметы из пластилина.  | Приклеивает, мажет клеем, лепит шар, колбаску из пластилина, рисует простые элементы с дозированной помощью взрослого по подражанию.  | Деятельностные пробы, анализ продуктов деятельности  | 
Речевое развитие  | Минимизация речевого негативизма. Расширение степени понимания обращенной речи, стимуляция вербальной имитации, обучение умениям работать с картинным материалом, введение способов альтернативной коммуникации  | Появилось не менее 2-3 новых инструкций, которые понимает. Появление 2-3 имитационных вербальных актов Показывает на карточке 2 действия.  | Система тестов и проб, создание ситуаций применения в реальной жизни  | 
Познавательное развитие  | Обучение умениям соотносить, конструировать по образцу, обучение навыкам элементарной классификации, формирование способа действий с учетом величины, умения собирать простые разрезные картинки из 2 частей.  | Соотносит цвета, не менее 3 форм, раскладывает предметы на 2 группы Строит постройку из 2-3 элементов по образцу Собирает вкладыш из 3 частей.  | Деятельностные пробы  | 
Социально-коммуникативное  | Формирование умения работать за столом не менее чем 15 минут, коммуницировать с педагогом, удерживать контакт с педагогом и со сверстниками. Формирование элементарного самоконтроля, умения выполнить самостоятельно многократно отработанное действие. Повторение игровых действий по образцу, манипуляция игрушками. Формирование интереса к игровой деятельности.  | Работает за столом не менее 15 минут, удерживает контакт. На сенсорном материале может проверить себя при указании на ошибку Элементарные попытки самостоятельной игры.  | Деятельностные пробы, наблюдение  | 
Система работы узких специалистов
- Педагог-психолог
 
области  | проблема  | пути решения  | Ожидаемые результаты  | Форма оценивания  | 
I.Развитие психических функций II.Развитие коммуникативной деятельности  | 1.Восприятие недостаточно развито 2.Внимание недостаточно развито 3.Память недостаточно развита 4.Мышление недостаточно развито 5. Саморегуляция недостаточно развита 6.Мелкая моторика недостаточно развита Взаимодействие с педагогами и детьми  | -Развивать подражание действиям педагога; -развивать умение понимать и выполнять односложные, простые инструкции педагога (“дай”, “покажи”); -развивать звукоподражание животным, транспорту. Слуховое восприятие: – различение громких-тихих звуков. – Развивать произвольность внимания, умения сосредотачиваться на одном задании в течении 3 минут; – формировать умение работать за столом. -Развивать произвольность внимания, умение сосредотачиваться на одном задании в течении 3 минут; – формировать умение работать за столом. -Развивать умение различать: * основные цвета (красный, зеленый, желтый); * цифры (до 3); * сличать называние животных, игрушек с их картинками; * находить большой-маленький предмет. – Формировать понимание назначения предметов (одежда, посуда, мебель). -Развивать умение выполнять самостоятельно многократно отработанное действие. -Развивать умение раскрашивать изображение не заходя за его границы; -развивать умение обводить контур предмета; -развивать умение нанизывать бусы на веревочку (без указания на принцип сборки, с указанием принципа сборки). -Развитие взаимодействия ребенка с педагогом; – выполняет инструкции педагога; – формирование умения организовывать игровую деятельность с психологом, по правилам, предложенным педагогом: 
  | -Умеет подражать действиям педагога; -понимает и выполняет односложные, простые инструкции; -подражает звукам животных, транспорта. – Различает громкие-тихие звуки. -Сосредотачивает внимание на одном задании в течении 3 минут; – ребенок работает за столом. -Развивать произвольность внимания, умение сосредотачиваться на одном задании в течении 3 минут; – формировать умение работать за столом. -Развивать умение различать: * основные цвета (красный, зеленый, желтый); * цифры (до 3); * сличать называние животных, игрушек с их картинками; *находит большой-маленький предмет. -Знает и применяет по назначению одежду, посуду, мебель (может одеть и покормить куклу и т.д.). -Выполняет самостоятельно многократно отработанное действие. -Раскрашивает изображение не заходя за его границы; – обводит контур предмета; – умеет нанизывать бусы -Четко выполняет инструкции педагога; – участвует в простой игровой деятельности со взрослым по правилам, предложенным педагогом.  | Промежуточный мониторинг по блоку. Наблюдение Промежуточный мониторинг по блоку. Промежуточный мониторинг. Наблюдение. Наблюдение. Наблюдение.  | 
- Учитель – дефектолог
 
Области  | Проблема  | Пути решения  | Ожидае мые результаты  | Форма оценива ния  | 
Познание  | Навыки коммуникации слабо развиты. Обращённую речь не понимает, инструкции не выполняет, за столом практически не работает. Уровень сформирован. сенсорных эталонов не соотв. возр.норм-м. Ориентировка в пространстве и времени затруднена. Ручная умелость, графические навыки не сформированы.  | Формирование навыков коммуникации по системе PECS. Развитие восприятия обращённой речи путём исп. метода визуального расписания, аудио-вокальных средств. Развитие восприятия цвета, формы, величины в соответствии с программными требованиями используя сенсорный уголок. Формирование и развитие элементарных математических представлений. Формирова-ние графических навыков и ручной умелости используя методику KUMON.  | Сформированы основные навыки коммуникации, навыки работы за столом. Узнаёт, соотносит основные цвета, плоскостные фигуры в соответствии с возрастными требованиями, предметы по величине. Владеет количественными представлениями. Графические навыки улучшились.  | Заполнение диагностического протокола, открытое занятие, анализ продуктов деятельности.  | 
- Инструктор по физ.воспитанию
 
области  | проблема  | пути решения  | Ожидаемые результаты  | Форма оценивания  | 
Физическое развитие  | Не может самостоятельно выполнять упражнения.  | Выполнять задания совместно с педагогом.  | Такой способ способствует формированию умения выполнять задания по устной инструкции, и устранению причин возникших трудностей.  | Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга).  | 
- Музыкальный руководитель
 
Музыкаль ный руководи тель (музыкаль ные способно-сти)  | В музыкальной деятельности участие не принимает.  | Приобщить к участию в играх и плясках, в подпевании, в муз.-ритм. играх, игре на детских муз. инструментах.  | Достижение эмоциональной устойчивости, в процессе муз. деятельности. Возникновение эмоционального отклика на музыку. при помощи зрительной опоры. Включение ребенка в совместное подпевание со взрослым. Выполнение простых муз.-ритм. движений совместно со взрослыми движений с предметами.  | Итоговые мероприятия, развлечения досуги, наблюдение в течении года.  | 
5. Учитель-логопед
Области  | Проблема  | Пути решения  | Ожидаемые результаты  | Форма оценивания  | 
Речевое развитие  | Навыки коммуникации слабо развиты. Обращённую речь не понимает, инструкции не выполняет, за столом практически не работает. Артикуляционная и мелкая моторика не развиты. Речь отсутствует.  | Формирование навыков коммуникации по системе PECS. Развитие восприятия обращённой речи путём использования метода визуального расписания. Обучение выполнению коротких простых инструкций. Обучение активной речевой подражательности. Формирование артикуляционной моторики: учить выполнять статические и динамические упражнения. Развитие мелкой моторики.  | Сформированы основные навыки коммуникации, навыки работы за столом. Артикуляционные упражнения выполняет. Появились звукоподражания и лепетные слова. Графические навыки улучшились.  | Заполнение диагностического протокола, анализ продуктов деятельности.  | 
Виды деятельности, через которые идет реализация:
- игровая деятельность;
 - двигательная активность,
 - предметно-манипулятивная деятельность;
 - самообслуживание;
 - действия на основе образца, конструирование;
 - музыкальная;
 - изобразительная;
 
За счет чего достигаем результатов?
- обучение работе по образцу и навыкам имитации от простого к более сложному;
 - многократное повторение;
 - стимулирование активности речи;
 - игровая деятельность;
 - развитие через искусство;
 - метод от простого к сложному;
 
Условия реализации индивидуального маршрута
1.Режим посещения – полный день;
2. Сопровождение узких специалистов:
- Логопеда
 - Дефектолога
 - Психолога
 - Врача-невролога
 
Сопровождение узких специалистов осуществляется в индивидуальной форме.
График индивидуальных занятий
Специалист  | График  | |
дефектолог  | Инд. и подгрупп. зан. 2 раза/нед.  | |
психолог  | Четверг 9.45-10.00  | |
музыка  | Индивидуальная поддержка на музыкальных занятиях по расписанию ДОУ.  | |
физкультура  | Индивидуальная поддержка на физкультурных занятиях по расписанию ДОУ.  | |
логопед  | Групповое занятие – вт 9.25, подгрупповое – пт 9.00, 9.25 , индивидуально 3 раза в неделю  | |
3. Индивидуальный подход на групповых занятиях
– адаптация содержания по типу упрощения;
-активное включение ребенка в групповые формы работы на доступном материале;
-чередование занятий и отдыха, гибкие занятия исходя из состояния ребенка;
-при проектировании занятия учитывать индивидуальные задачи ребенка;
-планируя проектную деятельность в рамках общей темы ставить индивидуальные задачи для ребенка;
-многократное повторение материала;
-частая смена видов деятельности;
-умеренный темп;
-визуальная поддержка инструкций.
Организация пространства
Параметр  | исполнение  | Ресурс для исполнения  | ответственный  | 
Организация пространства  | |||
Построение комфортной среды: место в группе, организация места, освещение и уровень шума  | Музыка, шум без ограничений.  | Детский сад  | специалисты, воспитатель  | 
Изменение в помещении  | Наличие уголка уединения (семейный альбом, любимые игрушки, картинки – настроение)  | Детский сад  | Воспитатель  | 
Материалы для нормализации тонуса  | Картотеки физминуток, пальчиковых игр, дыхательных упражнений, игры для релаксации, музыкальные диски, комплексы упражнений.  | Детский сад  | Воспитатель, логопед  | 
Визуальная поддержка  | Использовние картинок, реальных предметов, схем наглядного моделирования. Визуальное расписание.  | Детский сад  | воспитатель, логопед  | 
Организация оптимального временного режима  | Время пребывания –полный день. Дозированное сочетание групповых и индивидуальных форм. Присутствие на общих занятиях, музыка и физкультура –сколько способен воспринимать. Чередование отдыха и работы.  | Детский сад  | воспитатель, дефектолог, специалисты  | 
Срок реализации ИМР- 8 месяцев до 31 мая 2018г.
Работа с родителями
Целевая группа  | Задачи  | Формы  | 
Работа с родителями (ФИО ребенка) со стороны воспитателей Работа с родителями Шабардиной Кристины со стороны логопеда  | •изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития девочки, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье; •знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании (Ф.И. ребенка); •информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения (Ф.И. ребенка) и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач; •создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с ребенком; •привлечение семьи (Ф.И. ребенка) к участию в совместных с педагогами мероприятиях; •поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для его удовлетворения в семье. •привлечение родителей к выполнению индивидуальной домашней работы по развитию речи, направленной на понимания обращенной речи, формирование звукопроизношения, накопления словарного запаса, активности речи, развитию фонематических процессов и минимизации речевого негативизма. •акцентирование внимания родителей на индивидуальные успехи ребенка, его динамику развития речи.  | Совместная работа по простраиванию индивидуального маршрута ребенка и его реализации в домашних условиях. Консультирование родителей по «Режиму дня дошкольников», адаптация в детском саду, правила поведения в детском саду. Анкетирование родителей по ПДД, ОБЖ, ЗОЖ. Выставки сезонных поделок, участие в конкурсах на уровне ДОУ, района, города. Консультирование •консультации, мастер-классы, беседы. • Тренинг «Артикуляционная гимнастика» • Консультация «Развитие фонематического слуха как важный фактор развития речи» • консультации по результатам промежуточного обследования ребенка с анализом прошлых данных.  | 
Работа с детьми группы
– Приобщение детей группы к помощи и поддержке (Ф.И. ребенка) в совместной деятельности в игровой форме, в творческой деятельности;
– Формирование коммуникативных навыков в общении с (Ф.И. ребенка) ;
– Объяснение детям особенностей поведения ребенка;
Организация оценки индивидуального развития ребенка:
Система оценки достижений развития осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за ребенком в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ним, а также в рамках диагностики специалистов. Диагностика проводится через:
- Наблюдение за игровой деятельностью, предметно-манипулятивной деятельностью;
 - Беседы по познавательному развитию;
 - Анализ продуктов деятельности;
 - Анализ карт развития (заполнения протоколов и анализ предыдущих показателей);
 - Использование специализированных диагностических комплексов;
 - Деятельностные пробы (справляется ли ребенок с образовательной программой).
 - Наблюдение за активностью речи во время самостоятельной игровой деятельности и в игре с другими детьми.
 
Оценка становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка осуществляется с помощью заполнения педагогами карт оценки индивидуального развития (карта развития, протокол, представление)
Источник