Индивидуальные занятия с ребенком на развития воображения
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14»
Игры и упражнения, способствующие развитию воображения младших школьников.
Выполнила: Петухова М. П.
учитель начальных классов
I квалификационной категории
г. Соликамск 2017 год
Игры и упражнения, способствующие развитию воображения младших школьников.
Игра «Перевертыши»
Цель: развитие воображения детей.
Ход игры: дети садятся по кругу. Педагог называет какой-нибудь предмет. Детям необходимо придумать способ использования этого предмета не по прямому назначению. Играющие по очереди называют способы применения этого предмета. При этом нельзя повторять уже названный кем-то вариант. Выигрывает тот, кто последний назовет способ применения предмета. (Примеры предметов, которые могут быть названы учителем: кубик, кирпич, зонтик, диск, ученическая тетрадь, ложка и др.)
Игра «Закончи фразу»
Цель: развитие речи, воображения детей, формирование умения детей выдвигать гипотезы.
Ход игры: педагог начинает фразу и предлагает детям ее закончить.
Примеры фраз: Если насекомые увеличатся в размере, …
Если на дереве будут расти конфеты, …
Если люди станут в два раза выше ростом, …
Если наша планета станет квадратной, …
Игра «Круги на воде»
Цель: развитие творческого воображения детей, филологических способностей ребенка и словарного запаса.
Ход игры: педагог говорит детям о том, что когда бросишь камень в воду, то от него по воде идут круги, чем дальше, тем больше. Так же и слово, запавшее в голову, может натолкнуть на массу ассоциаций, вызвать самые разные сравнения, представления, образы.
После этого детям предлагается какое-то слово. Дети подбирают к нему другие слова, которые возникли у них после произнесения данного слова.
Для облегчения задания можно конкретизировать задание. Например, предложить детям подобрать слова на такую же букву, как и заданное слово. Или подобрать прилагательные, или слова, называющие предметы такого же цвета, или рифмующиеся слова.
Потом можно предложить детям составить рассказ из всех предложенных слов.
Игра «Смешной рассказ»
Цель: развитие речи и воображения детей.
Ход игры: педагог говорит детям, что они попали в заколдованную страну, где имена всех жителей начинаются на одну и ту же букву (указать, на какую). В этой стране существуют странные порядки. Им разрешается употреблять только те слова, где есть их любимая буква (или начинаются только на эту букву). Чтобы не подвергнуться опасности, надо и нам научиться говорить на языке жителей заколдованной страны. Педагог предлагает детям поработать в группах и придумать рассказ, где во всех словах есть заданная буква (Например, буквы о, п, е и др.). Чем больше слов будет в рассказе, тем больше шансов у детей группы избежать опасности или стать победителями.
Игра «Фотограф»
Цель: развитие воображения детей, их творческих способностей.
Ход игры: Детям предлагается превратиться в фотографов и оказаться в необычной стране. В этой стране все круглое: улицы, дома, жители, растения и т. д. Надо сделать фотографии этой необычной страны, т. е. нарисовать ее. ( Условия можно менять)
«Составь заданные объекты»
Цель: развитие воображения детей и их образного мышления.
Детям предлагается нарисовать какой – либо объект, используя данный набор геометрических фигур. При этом фигуры могут быть любого размера. Данные фигуры можно использовать многократно, но нельзя добавлять другие фигуры и линии.
Это упражнение дети могут выполнять индивидуально или в группах разного состава.
Предлагаемые объекты для рисования: дом, клоун в цирке, лиса, кошка, пароход и др.
Предлагаемые геометрические фигуры могут быть разные. Например, следующие:
Упражнение-игра «Закончи рисунок»
Цель: развитие воображения и образного мышления детей.
Детям предлагается ряд совершенно одинаковых фигур. Например, квадратов, кругов, полукругов, ромбов, трапеций и др.
Задача ребенка – каждую фигуру превратить в какой-либо образ. Кто больше нарисует образов, тот и выиграет.
Упражнение – игра «Десять отличий»
Цель: развитие воображения детей.
Детям предлагается десять изображений одного и того же предмета. Например, это может быть изображение любого сказочного героя или животного. Задача детей – путем дорисовывания каждое изображение сделать отличным одно от другого.
Упражнение «Постановка необычных проблем»
Цель: формирование умения детей ставить проблемы, развитие воображения детей, их речевых способностей.
Ребенку предлагается, воспользовавшись приведенным ниже списком, поставить необычную проблему, связывающую два указанных понятия. Например, дается пара ЖУК – КРЕСЛО. Ставится проблема: «Жук купил кресло. Как он его доставит к себе домой?»
Детям можно предложить следующие понятия:
гребень – земля
компас – клей
колокольчик – стрела
синица – сестра
лейка – трамвай
мухомор – диван
учитель – ветер
ботинки – самовар
спичка – овца
шляпа – пчела
рыба – пожар
Упражнение «Что произойдет, если …»
Цель: развитие воображения детей, умения выдвигать гипотезы.
Детям предлагается ряд вопросов, начинающихся со слов
«Что произойдет, если…». Задача ребенка дать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы.
Список примерных вопросов:
-Что произойдет, если дождь будет лить не переставая?
– Что произойдет, если все животные начнут говорить человеческим голосом?
– Что произойдет, если все горы вдруг превратятся в сахарные?
– Что произойдет, если у тебя вырастут крылья?
– Что произойдет, если оживут все сказочные герои?
– Что произойдет. Если люди смогут читать мысли друг друга7
Данное упражнение может служить тестом для исследования воображения детей. Чем более подробно и детально отвечает ребенок на вопрос, тем ярче у него развито воображение. Для оценки результатов можно использовать и фактор времени. Чем меньше времени потребовалось ребенку, тем лучше развито его воображение.
Упражнение «Фантастические гипотезы»
Цель: развитие творческого воображения и абстрактного мышления детей.
Для работы заготавливается одинаковое количество карточек (например, 20 и 20), на которых пишется соответственно 20 любых существительных и 20 глаголов. Для постановки вопроса берутся первые попавшиеся две карточки (по одной из каждого набора).
Н
стол
апример,
летать
Сочетание этих слов и дает гипотезу, на основе которой можно работать. Например, дети выдвигают гипотезу: «Что было бы, если бы стол стал летать?» Дальше можно строить рассказ на развитии этого сюжета.
Игра «Архимед»
Цель: развитие воображения детей.
Перед началом игры можно рассказать детям об открытиях Архимеда. Он смог решить задачи, которые, казалось, были нерешаемыми.
Ход игры: детям предлагается стать Архимедами и решить нерешаемые доселе задачи (проблемы). Задача детей дать как можно больше идей для решения этих проблем. После того как они «решат» одну проблему, можно предложить им поискать еще одно решение данной проблемы и так до тех пор, пока варианты решения не иссякнут.
Проблемы для решения:
1. Как вырастить пальму возле дома?
2. Как развести сад на Луне?
3. Как из мухи сделать слона?
4. Как без космического корабля слетать на другую планету?
5. Как сосчитать все звезды?
6. Как сделать машину для приготовления уроков?
7. Как оживить куклу?
8. Как научиться читать мысли другого человека?
Данную игру можно использовать как тест для выявления интересов детей. Проблемы, по которым получено наибольшее число решений, указывают на сформированную у ребенка сферу интересов.
Упражнение «Неоконченные рассказы»
Цель: развитие фантазии ребенка, мышления, внимания.
Детям предлагается продолжить начатый рассказ. Для начала можно использовать готовые тексты сказок, рассказов. Но предлагаемые произведения должны быть незнакомы детям. Начало рассказа можно придумать самим.
Можно для работы предложить следующие тексты:
Проделки белки.
Пошли две подружки в лес и нарвали полную корзинку орехов. Идут по лесу, а вокруг цветов видимо-невидимо.
«Давай повесим корзинку на дерево, а сами цветов нарвем», – говорит одна подружка. «Ладно!» – отвечает другая.
Висит корзинка на дереве, а девочки цветы рвут.
Выглянула из дупла белка и увидела корзинку с орехами.
Вот, думает, …
На реке.
Юра и Коля шли неподалеку от берега реки.
«Интересно, – сказал Толя, – как это совершаются подвиги? Я все время мечтаю о подвиге!»
«А я об этом даже и не думаю», – ответил Юра и вдруг остановился. С реки донеслись …
Неспетая песнь.
Жил гусь. Рано утром выплыл он на середину озера и увидел в воде самого себя. Очень гусь сам себе понравился.
Встрепенулся он, расправил крылья. Захотелось гусю спеть про себя песню.
Ах, какой я красивый, какой я прекрасный», – так захотелось петь гусю. «Тополя я стройнее, снега белее, выше самой высокой горы, лапки мои солнца краснее, глаза чище озерной воды».
Но потом он огляделся вокруг и говорит …
Ребенок должен не только довести сюжет до конца, но и учесть название рассказа и своим развитием сюжета подтвердить название.
Упражнение «Танец»
Цель: активизация воображения детей, положительных эмоций.
Детям предлагается потанцевать. Причем каждый танцует «что хочет». Ребенок должен выразить в танце какой – либо образ. Лучше, если образ он придумает сам. При затруднении можно подсказать ребенку образ.
Песни для танцев не должны быть песнями со смысловым, понятным для детей текстом. Данное упражнение можно использовать во время физкультминуток, на переменах.
Игра «Тропинка»
Цель: активизация воображения детей, их положительных эмоций.
Ход игры: все дети встают друг за другом и идут по воображаемой тропинке. По команде взрослого они переходят воображаемые препятствия. Например, идем по тропинке. Вокруг кусты, деревья, зеленая травка. Птицы поют. Шелестят листья. Вдруг на тропинке появились лужи. Обходим лужи. Одну, другую, третью. Снова спокойно идем по тропинке. Перед нами ручей. Через него перекинут мостик с перилами. Переходим по мостику, держась за перила. Тропинка пошла через болото. И т. д.
Текст необходимо читать спокойно, с соответствующими интонациями. Вариантом игры, еще более пробуждающим фантазию детей, является «Путешествие по другой планете». Можно попросить детей самим придумать, какие препятствия возникают у них на пути, преодолеть их, описать.
Игра «Пантомима»
Цель: развитие образного воображения детей.
Ход игры: все дети становятся в круг. По очереди каждый выходит в середину круга и с помощью пантомимы показывает какое-либо действие. Остальные дети должны отгадать это действие. Подобным образом можно «оживить картинку».
Литература.
1. Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль: Академия развития, 1996.
2. Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999.
3. Холодова О. Юным умникам и умницам. 2 – 4 класс.
4. Начальная школа. Плюс до и после. Ежемесячный научно – педагогический и психолого – педагогический журнал. №9, 2007 г.
Источник
Что такое воображение? Для чего его развивать? Как это может пригодиться в жизни?
Вопросы, которые возникают все реже. Ведь многие понимают, что воображение – это необходимый элемент для разных видов человеческой деятельности: искусства, бизнеса, науки, изобретательства, планирования, решения задач, поиска новых идей и развития памяти.
Если вам интересна тема развития воображения, прочтите также статью какую роль воображение играет в запоминании.
Поэтому нет никаких сомнений в том, что развивать воображение важно. Это отличный инструмент познания мира. Оно помогает выйти за привычные рамки представления окружающих нас предметов, действий, наделяя их новыми свойствами.
Благодаря чему мы способны контролировать свое эмоциональное состояние, легче осваивать новые знания, начать нестандартно мыслить и принимать неожиданные решения.
А обладая продуктивным (творческим) воображением, увидеть возможности для достижений в любой области. Предлагаю кратко рассмотреть как это происходит.
Особенности развития воображения: как происходит процесс?
Умение намеренно создавать в сознании нестандартные образы и сознательно управлять ими, не является врожденной способностью людей. Она формируется с годами в процессе развития.
На каждом этапе такого развития, начиная с грудного возраста и по мере взросления, существуют свои особенности. Они зависят в том числе от физиологии каждого конкретного человека.
Поэтому мы не будем вдаваться во все эти тонкости, а рассмотрим общие закономерности, которые оказывают влияние на работу воображения.
- Накопление представлений через наблюдение, любознательность и восприятие органами чувств. Чем больше таких представлений в нашем сознании, тем богаче и шире выбор для их применения в будущем.
- Способность четко представлять образы во всех деталях мысленно. Это позволит акцентировать внимание на умении выделять особенности каждого конкретного предмета, который представляет его ценность.
- Умение выходить за рамки ограничений. Ограничениями могут выступать страхи, стандарты мышления и шаблоны. Поэтому смело подключайте фантазию. Она помогает лучше представлять конечный результат действий, а также предугадывать поведение других.
Этим можно осознанно наполнять себя, выполняя простые упражнения. Мы собрали 21 такой способ, который рассмотрим ниже. Рекомендуем прочитать и попробовать закрепить на практике предлагаемые средства для улучшения своего воображения.
Только не пугайтесь, если что-то не получится. У каждого человека разный уровень развития воображения. Если вы будете выполнять эти упражнения систематически, то обязательно получите сдвиг в воображении.
Средства и упражнения для развития воображения
Потребность развивать воображение возникает как у взрослых, так и у детей. При этом для каждой категории нужен свой подход. Это связано с особенностями психики и накопленного жизненного опыта.
Поэтому все способы, которые пойдут дальше, мы рекомендуем для взрослых. А детям лучше начинать программу с развития восприятия и умения быть наблюдательным.
Упражнение 1. Рисование по точкам
Для этой задачи нам потребуется чистый лист бумаги и фломастер, ручка или карандаш. Затем на него нужно нанести несколько точек и соединить их линиями. Получится странная фигура.
Посмотрите и назовите с чем она у вас ассоциируется? Чем больше вариантов, тем лучше для вашего воображения.
Упражнение 2. Ассоциация предметов
Оглянитесь и выберите 10 предметов из вашего окружения. Их можно выписать на листок, а можно зафиксировать визуально.
Затем поочередно называйте ассоциации, которые они у вас вызывают. Ассоциации могут быть с другими предметами, событиями, людьми или впечатлениями. Старайтесь не ограничивать свое воображение.
Упражнение 3. Портрет литературного героя
Возьмите любую художественную книгу и найдите описание литературного героя. Прочитайте и представьте его образ. Если позволяет время, то подключите рисование. Изобразите портрет героя на бумаге.
Упражнение 4. Мечта онлайн
Каждый способен мечтать. Лучшее время для этого перед сном, утром или во время прогулки.
Задача представить предмет своих мечтаний и описать его в 100 словах.
Упражнение 5. Придумай продолжение рассказа
Напиши рассказ и подумайте над его названием.
“Однажды мне пришло письмо без обратного адреса. Открыв его, я обнаружил, что…»
Упражнение 6. Назовите возможные причины
Представьте, что вы на остановке ожидаете автобус. Он подъезжает абсолютно пустым. На месте только водитель. Напишите 10 причин, включая самые невероятные, почему в автобусе нет ни одного пассажира?
Эта методика направлена не только на развитие воображения, но и широты мышления, способности к всестороннему анализу.
Упражнение 7. Пошаговая инструкция
Задача написать пошаговую инструкцию для собаки на тему “Как перепрыгнуть через барьер”.
Упражнение 8. Друдлы
Друдл – это графическая головоломка, которая имеет множество вариантов ответа. Как правило, она изображается в виде квадрата с условными начертаниями, а задача сводится к тому, чтобы увидеть в изображении разные предметы. Чем больше креативных подписей, тем лучше.
Есть и второй вариант работы с друдлами. Дорисовать их из закорючки, которую видите на картинке, до конкретного всем понятного рисунка.
Такие практические задачи способствуют как развитию пространственное воображение, так и способности к решению многих вопросов, нестандартному мышлению.
Вот несколько друдлов для практики:
Подумайте – что это могло бы быть?
Упражнение 9. Придуманная биография
Это задание удобно выполнять в общественных местах. Нужно выбрать незнакомого человека и по внешнему виду постараться придумать разные детали из его биографии.
Упражнение 10. Неопределенная ситуация
Представьте себе, что вы проспали встречу с важным человеком. Проснулись и сразу раздается от него телефонный звонок. Что вы ему скажете? Лучше написать вашу речь на бумаге.
Упражнение 11. Сочинение-рассуждение
Возьмите любую философскую тему. Например, “Что такое счастье?” Напишите ваши рассуждения на лист бумаги об этом.
Упражнение 12. Плотный график
Представьте ситуацию, что у вас появилось сегодня много свободного времени и нужно себя чем-то занять. Задайте новую программу дня. Перечислите 50-70 вариантов таких занятий.
Упражнение 13. Трехлитровая банка
Напрягите воображение прямо сейчас и представьте трехлитровую банку. Какие предметы могут в нее поместиться? Перечислите как можно больше вариантов.
Упражнение 14. Искусство живописи и музыки
Здесь речь пойдет о музыкальных произведениях или абстрактных изображениях. Выберите то, что вам приходится по душе и расскажите, какие образы удалось разглядеть в них?
Упражнение 15. Монолог
Представьте такую картину:
Парк. Идет дождь. Одни люди суетливо торопятся укрыться в теплое и сухое место. Другие спокойно шагают под зонтом. И только бездомному коту, что сидит под лавкой в этом парке, некуда бежать. Он уже насквозь промок и сжался от холода.
Задание. Напишите монолог от лица бездомного кота. Что он испытывает в этой ситуации?
Упражнение 16. Фантастика
Выявлять причинно-следственные связи – это постоянная потребность нашего мозга. Яркий пример устоявшейся связи «Если чёрная кошка перебежит дорогу, то быть несчастью».
Опираясь на работу нашего мозга, придумайте фантастические последствия для следующих причин:
- сел пьяный за руль;
- забыл выключить утюг;
- пораньше ушел с работы.
Упражнение 17. «Что, если?»
Ответьте на вопрос «Что, если бы»:
- электричество навсегда исчезло? Как люди выходили бы из этой ситуации?
- на облаках можно было кататься?
- человек мог дышать под водой?
Задача метода: высказать как можно больше идей и вариантов развития событий. Изначально они будут казаться поверхностными. Но с практикой, воображение раскроется.
Упражнение 18. Актер дубляжа
Это очень интересная методика, которая нацелена на развитие воображения, находчивости и беглости мышления. Чтобы потренироваться, нужно включить телевизор или любое видео. Убрать звук и приступить к комментированию происходящего на экране. Для интереса можно свериться с оригиналом.
Упражнение 19. Найди применение
Для выполнения этого приема представьте любой знакомый предмет, например, “газета”. Придумайте ему применение, кроме традиционного.
Чем больше вариантов, тем лучше:
- в газету можно заворачивать рыбу;
- скомкать ее и просушить обувь;
- использовать для защиты от солнца и другое.
Это упражнение неплохо развивает творческие способности.
Упражнение 20. 3-D образы
Техника заключается в том, чтобы представить и прокрутить в воображении с разных ракурсов абсолютно любые предметы, которые нас окружают. Внимательно рассмотреть все особенности предмета до мельчайших подробностей.
Затем открыть глаза и проверить, какие детали упустили. Вновь закрыть и представить уже с ними.
Выполнять упражнение следует до тех пор, пока не почувствуете, что достаточно ярко, четко и красочно представили предмет.
Если есть желание потренироваться прямо сейчас, то можете воспользоваться нашим списком:
крот, бинокль, наушники, чайник, кружка, весы, тигр, подсолнух, турка, мясорубка, пальма, автомобиль, холодильник, ошейник, роза, лодка, акула, скрипка, торт, туфли.
Упражнение 21. Связь между образами
Его задача заключается в том, чтобы наиболее ярко и необычно представить связь двух предметов, которые на первый взгляд могут казаться абсолютно разными.
Обращайте внимание на любые процессы, которые используете для создания связей между образами – соединение, прикрепление, вкладывание. Дайте свободу вашему воображению.
Когда соедините, удерживайте связь в течение 5-7 секунд, чтобы она лучше запомнилась.
Пары слов для тренировки:
- ключ и циркуль
- енот и гиря
- солнце и мармелад
- весло и проволока
- лавка и кисть
- батарея и бабочка
- кукла и кирпич
- жалюзи и танк
- лестница и поезд
- фонарь и тесто
Мы привели только малую часть способов для развития воображения. Но этого вполне достаточно, чтобы оно заработало активнее. А вместе с ним улучшились и другие способности, которые сделают ваше мышление более гибким и подвижным.
Поэтому нам будет приятно, если вы поделитесь своими результатами в комментариях.
Успехов в тренировке вашего воображения!
Источник