Индивидуальные стратегии развития ребенка

Индивидуальная стратегия развития обучающегося.
Подготовила Ложкина А.В., учитель физики и астрономии МОУ СОШ №28г.Люберцы.
Введение
В период дистанционного обучения все участники образовательного процесса вместе со свалившимися на их головы неожиданными трудностями получили и новые возможности. Как показал беглый мониторинг активности обучающихся в период летних каникул, многие дети использовали формат дистанта и после официального окончания учебного года. В большинстве случаев, наблюдаемых в нашей школе, дети участвовали в онлайн-олимпиадах и конференциях, подготовительных сменах к отборочным марафонам во всероссийские и международные конкурсы. Чуть меньшее количество детей использовали летние месяцы для повторения и закрепления материала, пройденного за 2019-2020 учебный год. Также были и ребята, взявшиеся за изучение нового материала, в том числе метапредметного.
Все упомянутые виды деятельности имеют объединяющий фактор: ученики общались с педагогами школы во внеучебное время и по собственной инициативе. Этот факт позволяет предположить, что ребята имеют достаточно высокий уровень мотивации и ответственности, а также, что они следуют интуитивно намеченному курсу собственного развития. В такой ситуации роль педагога заключается как в помощи ученику в следовании этому курсу, так и в грамотной корректировке курса.
В первую неделю сентября мы с несколькими учащимися, проявившими себя в прошлом учебном году и настроенными на участие в олимпиадах и конференциях в нынешнем учебном году, сделали анализ их достижений и план последующих действий. Так как работа проводилась со старшеклассниками, то составленный план мы решили назвать «Индивидуальной стратегией поступления».
Кем стать и что выбрать?
На этот вопрос ребята подготовили чек-лист из 5 пунктов, которые помогут если не определиться однозначно, то сделать шаг навстречу своему призванию.
Узнать, из чего выбирать – Атлас новых профессий https://atlas100.ru/catalog/
Проверить свои интересы и сильные стороны https://bolshayaperemena.online/#stages
Примерить профессию https://proektoria.online/suits
Научиться выбирать https://bilet-help.worldskills.ru/
Выяснить, где чему учат https://vuzopedia.ru/podbor-professii/
Роль педагога на данном этапе анализа была в оценке достаточности/избыточности шагов, релевантности методов. Так нами был критически рассмотрен атлас вымирающих профессий и было принято решение ориентироваться на него не в первую очередь.
Как попасть в вуз?
Смотрим количество баллов и профильные предметы в подходящих ВУЗах https://vuzopedia.ru/vuz/
Узнаем о доп.баллах за индивидуальные достижения https://www.bmstu.ru/content/image/files/PK/Docs/Rules/Rules-p1_11.pdf
Для учащихся 10-11 классов уже после этого этапа можно приступать к выбору: делать ставку на ЕГЭ, олимпиаду или конференцию.
Для младших и/или не определившихся учащихся выбор интересной области достаточно широк
Перечень олимпиад школьников на 2020-2021 уч.г., дающих льготы при поступлении https://4ege.ru/materials_podgotovka/59985-perechen-olimpishkolnikov-na-2020-2021-uchebnyj-god.html
Олимпиады и конкурсы, результаты которых учитываются при получении грантов https://mo.mosreg.ru/download/document/8003299
Все конкурсы, гранты, стипендии https://vsekonkursy.ru/
Роль учителя на данном этапе состоит в фильтрации конкурсов, олимпиад, конференций по доступности и эффективности для учащихся. Так, олимпиады 1 уровня дают льготы при поступлении практически во все ВУЗы, олимпиады 3го уровня – в ВУЗы-организаторы олимпиады. Еще более строгий отсев мероприятий будет происходить при составлении расписания участия. Здесь учитель должен применить знание здоровье сберегающих технологий и адекватно оценить нагрузку на ученика.
Пример: Составление плана (мальчик, 10 класс).
Интересы | Физика, информатика, космонавтика, военная техника |
Профессия | Инженер космических систем, электрик, программист |
ВУЗ | МГТУ им.Н.Э.Баумана, МАИ, запасные: МЭИ, МГТУ Станкин. |
Предметы | Бауманка: математика профиль, русский язык, физика/информатика от 260 баллов, т.е. за каждый предмет в среднем от 87. |
Доп.баллы | ГТО (4), отл.аттестат (10), WorldSkills (10), «Шаг в будущее» (10), Технокубок (10), Инжинириум (10), Курчатов (5), ФМШ (7), Регион ВсОШ (10), Газпром (10), НТИ (5), прочие 1 и 2 уровня (от 3 до 6). |
Что уже есть | Космос-2019 (2 место), Дежурный по планете (4 место), ИнтЭРА (2 место), Королёвские чтения (участие), Эксперимент в космосе (участие), Шаг в будущее (пропустили отборочные). |
Что сделать | 1) Курсы к ЕГЭ, 2) Расписание олимпиад, 3) не запустить остальные предметы, чтобы не испортить аттестат, 4) сделать анализ своего проекта с прошлых конференций, придумать развитие. |
Расписание олимпиад
В течение времени в данный план, разумеется, будут вноситься коррективы. Задача учителя на этом этапе отслеживать появление новых возможностей, оценивать результаты, подбадривать или же, наоборот, проводить профилактику звездной болезни и, разумеется, участвовать в предметном сопровождении проектов, помогать в подготовке к олимпиадам.
Анализ работы по индивидуальной стратегии развития учащегося (интуитивный курс, без полного анализа, представленного в статье) в прошлом году показал следующие результаты:
Учимся ставить достижимую цель ( SMART)
Тренируем системное мышление
Усиливаем метапредметные связи
Открываем новые возможности
Учимся учиться
Развиваем функциональную грамотность
Таким образом, можно сделать вывод, что работа по узконаправленной стратегии развития все равно дает возможность развиваться как метапредметные, так и личностные качества. Поэтому данный подход может быть применим в любой предметной области.
Источник
Программа индивидуального развития обучающегося
Индивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
· поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
· поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
· развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
· формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
· содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;
· закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Работа проводится в четыре этапа:
1 этап – информационно-аналитический
2 этап – организационно-деятельностны
3 этап – контрольно-диагностическ
4 этап – результативно-коррекционный
1 этап – информационно – аналитический
Цель этого этапа – выявление зоны ближайшего риска и благополучия.
На данном этапе для сбора и анализа как можно большего объёма фактической информации используются различные методы:
– наблюдение
-анкетирование (самого подростка, его родителей)
-собеседование
– изучение документации (характеристики с бывшего места учебы и учреждений дополнительного образования, личного дела, медицинской карты и т.д.)
По результатам работы составляется «Характеристика обучающегося»
1.Дата рождения
2.Место жительства
3.Родители
4. Состояние здоровья
5.Дополнительное образование
6. Итоги прошлого учебного года
7.Особенности личности
Подпись ученика
Подпись родителей
Подпись классного руководителя
2 этап – организационно-деятельностный
Цель – составление и реализация индивидуального плана развития обучающегося.
Проводится встреча с учеником и его родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется индивидуальный план на год, в котором предполагается:
-постановка цели на каждую четверть или на полугодие
-выявление проблем
-выявление имеющихся ресурсов
-планирование деятельности по достижению цели
-определение степени риска
( В данном плане отводится место для анализа учеником собственной деятельности и выводов по итогам года. Эта работа проводится также при совместной встрече родителей, ребенка и классного руководителя в конце года)
Индивидуальный план развития
обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ
Миличкина Дениса
1.Какие цели ты ставишь в этом учебном году?
Закончить 6 класс как можно лучше, без двоек.
2. Что нужно тебе сделать, чтобы цель была достигнута?
1 четверть.
Очень хочется всюду поучаствовать, чтобы проверить свой возможности
2 четверть
Основательно заняться математикой, русским языком. Думаю, что помощь может потребоваться со стороны родителей, хотя постараюсь справиться сам. Обязательно буду участвовать в школьных олимпиадах
3 четверть
Думаю, что мне необходимо выйти на дополнительные занятия по математике и русскому языку. Нужна помощь педагогов.
4 четверть
Основательно подготовиться к выполнению тестов и контрольных работ .
3.Проанализируй результаты по четвертям. Сделай выводы. Наметь пути собственного самосовершенствования.
Не ожидал такого успеха. С контрольными работами по русскому языку и математике справился. Спасибо родителям и педагогам. Переоценил свои возможности и не справился с английским языком не потому, что его не понимаю, а просто все внимание уделял другим предметам. Активно участвовал в проектах и различных мероприятиях.
Я сам собой очень доволен!
Подпись ученика
Подпись родителей
Подпись классного руководителя
3 этап – контрольно-диагностический
Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка.
Задачи:
1. Проведение психологического обследования ребенка с целью определения хода его психологического развития, соответствия развития возрастным нормативам. Приоритетные направления:
– диагностика познавательной деятельности учащихся;
– исследования эмоционально-личностной сферы;
– диагностика межличностных отношений;
– диагностика психологического здоровья;
– исследование в области профориентации.
2. Анализ результатов исследований с целью получения банка психологической информации.
Эта работа проводится совместно с психологами нашей школы. Данным видом информации обладает сам испытуемый, а также его родители, так как дальнейшая работа планируется также совместно, после консультации психолога, если таковая необходима.
Данные диагностики преобразуются в график компетентности, согласно которому реализуется последний (четвертый) этап программы
График компетентности
обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ
Миличкина Дениса
4 этап – коррекционно-развивающий
Цель – реализация индивидуальных программ развития ребенка.
На основе диагностических данных (с помощью психолога, классного руководителя и родителей) ребенком определяются те мероприятия и занятия, которые способствуют достижению поставленных ранее целей собственного развития на предстоящий период времени.
Включение подростка во внеклассные и внеурочные мероприятия происходит также самостоятельно, согласно интересам и желанию. Но где-то все же допускается ненавязчивое вмешательство классного руководителя, родителей и учителей-предметников.
Воспитанник, самостоятельно ставя перед собой цели, становятся объектом деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.
Учитывая диагностические данные и целевые установки самого ребенка, классный руководитель составляет индивидуальную программу развития ребенка. Работа, которая сопровождает создание индивидуальных программ развития ребенка, включает в себя:
Планирование воспитательных традиционных мероприятий и коллективных дел.
Составление и заполнение индивидуального плана
Планирование деятельности каждого ребенка в процессе подготовки и проведения коллективных дел. .
Создание коллективных дел, где фиксируется уровень участия каждого ребенка
Составление и заполнение «Карты успешности ученика»
Результаты своей успешной деятельности ученики фиксируют в личных «Портфолио», куда они помещают грамоты, дипломы, сертификаты, результаты учебной деятельности и участия в коллективных делах.
По итогам полугодия и года (2 раза в год) проводится анализ успешности каждого ученика и составляется рейтинг, где каждый видит свой фактический результат
Технологическая цепочка
классного часа по целеполаганию
1. Школьники выбирают из предложенных конкретных целей жизни 3-4 близких ему лично (если же нет таких вариантов, то формулируют свои).
2. Выстраивают цели по приоритетам.
3. Анализируют свой « график компетентности», на основе которого определяют свои слабые и сильные стороны, самостоятельно намечают « зону ближайшего развития». Это учит их рациональному целеполаганию, проектированию собственного жизненного пути, адекватной оценке личностных ресурсов.
4. Записывают в план индивидуального развития «Хочу быть успешным» свои долгосрочные и краткосрочные цели на предстоящий год и ближайший месяц.
5. Получают список дел. Здесь задействуются все компоненты жизнедеятельности школы: общешкольные ключевые дела, классные дела, дополнительное образование, детское самоуправление, ролевые игры, ток-шоу и т.д.
6. Выбирают дела, и затем, на индивидуальной консультации с классным руководителем, определяются те поручения, выполнение которых повлияет на изменение ««западающего» качества.
7. Записываются поручения в индивидуальный план успешности
8. Результаты фиксируются в личном «Портфолио» каждого ученика и оцениваются по итогам полугодия.
9. Составляется рейтинг учащихся, по которому можно судить об успешности проекта
КАРТА УСПЕШНОСТИ
обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ
Миличкина Дениса
Данные
Источник
Если у вас есть дети, то вы, вероятно, заинтересованы в поиске способов взаимодействия с вашим ребенком, способных создать прочные взаимоотношения, сформировать положительное поведение и своевременно решить поведенческие проблемы.
В любом книжном магазине вы найдете бесчисленное множество советов. Однако довольно проблематично разобраться в том, какие из них действительно эффективны и применимы на практике.
Детские психологии задались целью определить лучшие стратегии воспитания, которые бы опирались на научные исследования, подтверждающие их эффективность улучшения поведения, укрепления связей между родителями и детьми и правильного реагирования на возникающие поведенческие проблемы.
Следующие семь испытанных опытным путем стратегий являются результатом их профессиональных поисков.
1. Придерживайтесь маркированной похвалы. Исследования показали, что поведение, на котором акцентируют внимание, можно усиливать. Т. е. внимание к нежелательному поведению (часто в виде выговора или наказания) усиливает такое поведение. В то же время конкретная маркированная похвала желаемого поведения способствует его закреплению и усилению. Родители не должны хвалить без разбора. Но им следует установить четкую и понятную обратную связь, указывая детям, какое именно поведение им понравилось. Маркированная похвала всегда определяет нюансы желаемого поведения и прямо связана с ним по времени.
2. Игнорируйте незначительный проступок. Если проступок был незначительным и неопасным, игнорируйте его. Игнорирование ситуаций, когда малыш бросает еду на пол или подросток хлопает дверью, и, напротив, проявление внимания к ситуациям, когда дети в уважительном тоне задают свои вопросы или вербально выражают свои эмоции, учит их тому, что именно хорошее поведение – это надежный способ привлечь к себе внимание.
3. Обучайтесь развивать своего ребенка. Понимание этапов развития ребенка, их особенностей, уязвимых моментов и положительных сторон может помочь родителям проявить осознанное внимание к определенным шагам ребенка на каждом из этих этапов и похвалить его. Например, знание того, что малышам четырехлетнего возраста хотелось бы радовать своих маленьких сверстников, поможет сделать акцент и похвалить ребенка за хорошее поведение с друзьями. В то же время понимание того, что подростки, как правило, беспокоятся и переживают об изменениях в своем теле, о своей внешности и стиле одежды, облегчит процесс игнорирования тех моментов, когда они подолгу крутятся перед зеркалом.
4. Устраивайте тайм-аут в напряженном общении. Краткие и своевременные перерывы очень эффективны, особенно когда они являются практическим инструментом в воспитательном процессе родителей, которые стараются моделировать хорошее поведение и предметно хвалят его проявления. Сохранение спокойствия (что довольно проблематично в момент совершения проступка!) в соединении с маркированной похвалой делает время перерывов в напряженном общении более эффективным.
5. Уделяйте внимание предотвращению проступков. Следите за тем, в каком состоянии находится ребенок, устал ли он или голоден. Это может предотвратить большую часть его эмоциональных кризисов. Перспективное планирование и предвидение возможных проблем наряду с обучением ребенка эффективным стратегиям решения уже возникающих проблем могут даже исключить необходимость использования перерывов.
6. Заботьтесь о себе в первую очередь. По данным многих исследований, стрессовое состояние родителей негативно сказывается на их детях. В среднем 86 % детей говорят о том, что стрессовое состояние родителей их очень беспокоит. Конечно, когда вы погружены в проблемы воспитания, перегружены требованиями на работе и в жизни в целом, может показаться, что заботиться о себе самом практически невозможно. Но все же очень важно, чтобы вы старались находить время для себя: сделать физические упражнения, заняться своим любимым хобби, пообщаться с друзьями или просто побродить по красивому парку в свое удовольствие.
7. Выделите время для ничегонеделания. Проведите время с вашим ребенком (специалисты рекомендуют отводить один час в неделю на одного ребенка), ничего не делая, но будучи с ним вместе, действуя с интересом к нему и выражая позитивные мысли и чувства. В это время не поучайте его, не спрашивайте, не исправляйте его поведение и не предлагайте альтернативные возможности. Просто будьте со своим ребенком!
Порой воспитание способно вызвать такое чувство, будто вы летите в самолете в турбулентность и грозу, а кислородная маска выпала из рук. Но, как и в самолете, при воспитании детей важно сохранять спокойствие и снова «надеть вашу кислородную маску», причем до того, как вы начнете помогать своим детям. Как только вы это сделаете, то сможете дать ребенку конкретные указания, что делать, и высказать множество положительных откликов о хорошем поведении вашего малыша.
Источник
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.
Личность – это конкретный человек со своими мыслями, точкой зрения, нормами поведения и нравственностью.
Личность формируется в условиях конкретно – исторического существования человека, в деятельности (трудовой, учебной и др.) Ведущую роль в процессах формирования личности играют обучение и воспитание, которые осуществляются в группах ( семья )и коллективах ( ДОУ, говорим о дошкольниках). Но не нужно сбрасывать со счетов, что каждый ребенок- это не только будущий наследник семьи, надежда и опора родителей в старости, но и будущий строитель нашего государства. Поэтому не только родители должны принимать участие в развитии личности ребенка, но и государство, чтобы в дальнейшем было кому его (государство) строить и защищать. То есть развитием личности должны заниматься и семья, и государство. В разные периоды жизни ребенка каждый из вышеназванных участников по-своему должен выстраивать свою стратегию развития личности ребенка, но надо помнить, что они должны сотрудничать в своей деятельности, чтобы достичь общей цели.
В период с рождения до трех лет, когда ребенок пойдет в детское дошкольное учреждение, развитием ребенка занимается семья. Ребенок, еще не родился, но семья уже должна задуматься над тем, как правильно ребеночка развивать. Огромное значение в развитии ребенка играет мама. Поэтому очень важно, чтобы мама ( не все мамы задумываются об этом) и другие близкие знали особенности развития ребенка. Важно, чтобы еще до рождения ребенка (особенно, если этот ребенок первый) , в период вынашивания, были созданы «школы для мам» ( читайте «работа государства), в которых не только знакомят будущих мам с тем, как ухаживать за ребенком, но и с тем, как развивать его. Сейчас при женских консультациях созданы подобные школы. Важно, чтобы на занятиях уделялось внимание не только вопросам ухода за новорожденным, но и вопросам его развития. Мама должна уяснить важность каждого периода в развитии ребенка. Она должна знать , что время, упущенное в младенчестве , ведет к определенной задержке развития в последующие периоды( очень важно, чтобы из этой школы мама ушла с печатными рекомендациями, которыми она могла бы в дальнейшем воспользоваться: не у всех есть интернет, да и там можно наткнуться на противоречивую информацию).
Ребенку исполняется год. Мама уже подзабыла, если помнила, чему ее научат в « маминой школе». И тут на помощь маме должны прийти службы ранней помощи, группы кратковременного пребывания, Лекотеки, психолого- медико социальные центры ( как угодно это назовите, но смысл один: это те государственные организации, в которых мама получить бесплатные необходимые психолого- педагогические знания и помощь по дальнейшему пути развития ребенка).
Приходит время, когда ребенок поступает в дошкольное учреждение . И здесь государство берет на себя обязанности ( в лице сотрудников дошкольного учреждения)по дальнейшему развитию личности ребенка. В разное время государство по – разному предъявляло требования к работе дошкольных организаций. Эти требования формулировались в государственных документах. С 17 октября 2013 года вступил в действие приказ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Работники всех дошкольных учреждений в своей работе должны руководствоваться этим документом. Этим документом государство на себя взяло ответственность за развитие личности ребенка. Не буду перечислять и анализировать все пункты ФГОС( каждый из них неразрывно связан с развитием ребенка) . Отмечу только, что ФГОС определил новый подход к статусу, роли и задачам дошкольного образования. Стандарты нацеливает дошкольное образование на формирование личностных качеств ребенка через индивидуализацию образования. То есть подчеркивается наличие у каждого дошкольника своего пути развития. Очень важно простроить индивидуальный образовательный маршрут развития для каждого ребенка. Этот маршрут должен учитывать особенности развития каждого( еще раз подчеркиваю) ребенка, все его личностные качества и в соответствии с ними определять путь развития личности ребенка.
Обращаю внимание на то, что положения ФГОС могут использоваться родителями при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования ( I.Общие положения. п.1.1 ФГОС). При этом важно отметить, что родители детей, не посещающих и посещающих дошкольные учреждения, должны по-прежнему иметь возможность получения психолого- педагогической поддержки и помощи в вопросах развития личности дошкольника.
Еще раз обращаю внимание на то, чтобы в развитии личности ребёнка активную позицию занимало не только государство (в лице работников дошкольных организаций),но и родители.
Источник