Индивидуальное занятие с ребенком с зпр 3 года
I полугодие
Уткина Г.А.
Понедельник
Экскурсия по кабинету
(игрушки)
1.Д/у «Поручения»
(Павлова 2/2)
2.Рассматривание игрушек, называние их
1.Рассматривание овощей (соотнесение к-ки с натурой: огурец, помидор)
2.Д/у «Попробуем на вкус»
1.Д/у «Поручения» (овощи)
Д/у «Угостим куклу»
2.Рассматривание овощей
Д/у «Разложи по тарелочкам»
Вторник
1.Д/у «Постоим дорожку»
(кирпичики)
2.Д/у «Подбери одинаковые»
(по цвету)
1.Д/у «Длинная дорожка»
(кирпичики)
2.Д/у «Подбери одинаковые»
(по размеру)
1.Д/у «Построим башенку» (из 2х)
(кубик на кубик)
2.Д/у «Подбери такие же»
(по цвету)
1.Д/у «Построим башенку» (из 3х)
2.Д/у «Подбери такие же»
(по размеру)
Среда
1.Д/у «Найди такой же шарик» (по цвету)
2.Д/у «Нанизывание шаров»
(одинаковые цвета)
1.Д/у «Найди такой же и разложи» (шары по цвету)
2.Д/у «Подбери мисочки» (для шариков)
1.Д/у «Найди такой же» (красный шар) и нанизывай на шнурок
2.Д/у «Разложи по мисочкам»
1.Д/у «Найди такие же» шары и разложи (соотнесение цвета)
2.Д/у «Собери пирамидку» (одного цвета и размера)
Четверг
1.Д/у «Поручения»
(Павлова 2/2)
2.Д/у «Расскажи кто ты?»
1. Звук «а»
(Гербова № 3)
2.Д/у «Кто позвал?» (имена детей)
1. Звук «а»
(Гербова № 3)
2.Д/у «Поиграем в погремушки»
1. Артик. гимнастика № 0
Развитие дыхания «Вертушки»
2. Звук «а»
Пятница
1. Чтение потешки «Водичка-водичка»
2.Д/у «Кто позвал?»
1. Д/у «Угадай кто это ?»
2. Повторное чтение потешки «Водичка» (с имитацией движений)
1. Чтение потешки «Ладушки»
2. Д/и с пальчиками № 1
1. Повторное чтение «Ладушки» (с движениями)
2. Д/у «Что звучит?»
Понедельник
1.Рассматривание картинки,
узнавание названий: киса, собачка, петушок, курочка
2.Д/у «Кто как плачет?» (звукоподражание)
1. Наблюдение за кошкой (живой объект)
2.Д/у «Серенькая кошечка» (с движением)
1. Д/и «Полон двор»
2.Д/у «Кто спрятался?»
1.Рассматривание игрушек и картинок. Узнав. животных (кошка,собака,петушок,курочка,
лошадка,корова)
2. Д/у «Чудесный мешочек»
(домашние животные)
Вторник
1. «Башенка и дорожка» (кубики + кирпичики) с помощью педагога
2. «Втыкалочки» (по подраж. цвета)
1. «Дорожка» (кирпичики)
2. «Башенка» (кубики)
(по образцу)
1. «Загородка для животных»
(кирпичики)
2. «Дорожка»
1. Башенка, загородка, дорожка
2.Д/у «Кто гуляет по дорожке?»
3.Застёжки: домик, зайчик
Среда
1.Д/у «Нанизывание шаров по цвету»
2.Д/у «Разложи по местам» (кубики по цвету)
1.Д/у «Собери пирамидку» (чередуя цвета)
2.Д/у «Вкладыши-кубы» (по цвету)
1.Д/у «Собери мисочки» (по убыванию)
2.Д/у «Собери пирамидку» (по убыванию)
1. Вкладыши «животные»
2. Мозаика «коврик»
Четверг
1. Звук «у»
2.Д/у «Паровоз»
3.Д/и «Кто позвал в лесу?» (ау у)
1. Звук «с»
2. Чтение потешки «Водичка-водичка»
3.Д/у «Кто ушёл?» (зрит. внимание)
1. Артик. гимнастика
Развитие дыхания
Звук «с»
2.Д/у «Жмурки»
(по голосу)
1. Слуховое восприятие
Д/у «Что звучит?»
«Кто позвал?»
2. Зрительное внимание
Д/у «Кто это?»
Пятница
1. Чтение потешки «Петушок»
2.Д/у «Кто позвал?» (звукоподражание)
1. Разучивание стихотворения «Серенькая кошечка»
2.Д/у «Собери картинку» (из 2х частей) – животные
1. Чтение сказки «Курочка-Ряба»
2. Хор. игра «Вышла курочка гулять»
1. Чтение стихотворения
М. Клюковой «Гоп! Гоп!»
2. Подвижная игра «Лошадки»
Понедельник
1.Д/у «Кто пришёл?»
(животные – игрушки)
2. Д/у «Топ- топ» Френкель
(движения с речью)
1. Рассказ про корову и кошку
2. Д/у «Кто сказал му?»
«Кто сказал мяу?»
(звуки «м» и «м′»)
1. Рассматривание картинок
«Играем с кубиками»
2. Д/у «Большие ножки». (Речедвиг. игра)
1. Рассматривание ёлочки с игрушками
2. Хоровод «Ёлочка».
(Речедвиг. игра)
Вторник
1.Д/у «Загородка для животных» (кирпичики)
2. Д/у «Собери картинки»
(парные о животных)
1. Д/и «Чудесный мешочек»
(домашние животные)
2. Вкладыши «животные»
1. Работа с кубиками «Дом», «Дорожка», «Заборчик»
2.Д/у «Разложи по коробочкам»
(кубики по цвету)
1. «Снеговики» (большие и маленькие) (из кружев)
2. Д/у «Втыкалочки» (ёлочки)
Среда
1.Д/у «Разноцветные дорожки» (мозаика)
2. Д/у «Сделаем куклам бусы»
1.Д/у «Составь целое»
(из 2х частей – животные)
2.Работа с фломастерами
«Клубочек для киски»
1.Д/у «Нанизывание шаров»
2. Шнуровки «Сапожок»
3.Д/у «Составь целое»
(из 2х частей)
1.Д/у «Подбери одинаковые шары» (на ёлку)
2.Работа с фломастерами
«Шары на ёлке»
Четверг
1.Д/у «1,2,3…повтори »
(движения)
2. Д/у «Большие ноги»
1. Звуки «а», «у», «и», «м», «с». Звукоподражание «Кто, как кричит?» (Крисберг)
2. Д/у «Парные картинки»
(найти и назвать)
1. Звуки «м», «с»..
Артик. гимнастика
2. Д/у «Угадай кто позвал?»
(слух. Вниман.)
1. Развитие дыхания «Ветерок», «Вертушка», «Уточки»
2. Д/у «Кто громче?»
Пятница
1. Настольный театр «Курочка-Ряба»
2. Д/у «Кто спрятался?»
(из персонажей)
1. Чтение потешки «Как у нашего кота…»
2. Речедвиг. игра
«Вот так вот» Фрида
1. Разучивание потешки «Киска,киска,киска – брысь»
2. Д/у «Угадай, кто позвал?»
1. Повторение пе6сенок, потешек, праздничных хороводов
Источник
Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях современного образования работы с детьми, имеющими ЗПР.
За последние три года отмечается тревожная тенденция роста количества детей с отклонениями физического и психического здоровья, которые обусловлены биологическими, экологическими, социально-психологическими и другими факторами, а также их сочетанием. Значительную часть среди этих детей занимают дети с задержками психического развития (ЗПР).
Задержка психического развития – это замедление темпа развития психических процессов, которое чаще проявляется при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстром перенасыщении в интеллектуальной деятельности. В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно продуктивнее в использовании помощи. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены не резко. В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.
Задержка психического развития у детей может быть обусловлена многими факторами. В частности, это: наследственная предрасположенность, нарушение функционирования мозга в период внутриутробного развития, родовые осложнения, хронические и длительные заболевания в раннем детстве, неподходящие условия воспитания и тому подобное.
В зависимости от этих факторов выделяют различные формы ЗПР.
Конституционального и соматогенного происхождения – ребенок миниатюрный и снаружи хрупкая структура его эмоционально-волевой сферы соответствует более раннему возрасту, частые болезни снижают требовательность родителей, общая слабость организма снижает производительность его памяти, внимания, работоспособности, тормозит развитие познавательной деятельности.
Психогенного происхождения – обусловлена неподходящими условиями воспитания (чрезмерная опека или недостаточная забота о ребенке). Развитие задерживается вследствие ограничения комплекса раздражений, поступающих из окружающей среды.
Церебрально-органического происхождения – самая устойчивая и самая сложная, обусловленная поражением головного мозга ребенка вследствие патологических воздействий (преимущественно во второй половине беременности). Учитывая низкий уровень умственного развития, проявляется в трудностях усвоения учебного материала, отсутствием познавательного интереса и мотивации учения.
Значительная часть детей с задержкой психического развития, получив своевременную коррекционную помощь, усваивает программный материал и «выравнивается» по окончании начальной школы. В то же время, многие дети и в последующие годы обучения требуют особых условий организации педагогического процесса через значительные трудности в усвоении учебного материала.
Ребенок, который имеет подобные трудности, требует тщательного психолого-педагогического изучения для определения оптимальных и эффективных методов обучения.
Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях реального современного образования работы с детьми, имеющими ЗПР.
Поскольку у детей с задержкой психического развития наблюдаются расхождения сенситивных периодов развития психических функций по их отношению к возрасту ребенка, то при создании данной программы и разработке занятий были учтены группы нарушений познавательной сферы у детей с ЗПР и был использован принцип компенсации недостаточного развития качеств, способностей и функций.
Структура коррекционной программы
Цель программы – установление и содействие налаживанию психологического контакта с ребенком, создание и поддержка желания к самоизучению и самовоспитанию, активизация и стимулирование познавательной деятельности, развитие эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики руки, обучение коммуникативному и невербальному поведению, навыкам сотрудничества, воспитанию сочувствия, доброжелательности, взаимопомощи и других положительных черт характера ребенка с задержкой психического развития.
1. Задачи:
– снятие эмоционального напряжения и создание эмоционально-комфортной атмосферы.
– развивать познавательную активность;
– развивать познавательные психические процессы: восприятие, наблюдательность, продуктивные способы запоминания, умение равномерного распределения внимания, процессы мышления (анализа, синтеза, обобщения, классификации, умозаключений, понимание причинно-следственных связей), речи.
– развивать общую и мелкую моторику рук;
– развивать навыки эмоциональной саморегуляции.
Методы и формы работы:
Упражнения на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы.
Коммуникативные, дидактические и подвижные игры.
class=”eliadunit”>
Упражнения на развитие моторики.
Релаксационные упражнения.
Игротерапия.
Психогимнастика.
Материалы и оборудование: песочница, цветные карандаши, простой карандаш, стимульный материал, бумага А4, мячик Су-Джок, кисточка, краски, сумка, магнитофон.
2. Организация занятий
Занятия проводятся индивидуально с ребенком старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Частота занятий – 2 раза в неделю.
Продолжительность 25-30 минут, но необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка с ЗПР.
Количество занятий – 10.
Критерий эффективности программы
Критерием эффективности программы является проведение первичного и вторичного диагностирования с помощью методики Забрамной С.Д. из книги «От диагностики к развитию», по результатам которого составляется коррекционно – развивающая программа. В течение занятий используются психодиагностические упражнения из сборника с помощью которых, можно проследить динамику развития ребенка.
Программа способствует достаточному уровню развития познавательных психических процессов (памяти, мышления, внимания, речи) и сбалансированию эмоционального развития ребенка по результатам диагностики после участия ребенка в коррекционной работе.
Занятие 1
Занятие 2
Занятие 3
Занятие 4
Занятие 5
Занятие 6
Занятие 7
Занятие 8
Занятие 9
Занятие 10
Источник
магер лариса ромазановна
Индивидуальное коррекционное занятие с ребенком ЗПР «Квадрат»
Лариса Магер.
Индивидуальное коррекционное занятие с ребенком ЗПР по теме:
Квадрат. Закреплять и систематизировать элементарные представления о геометрических фигурах.
Задачи:
1. Познакомить с геометрической фигурой – квадрат. Закрепить понятия «большой – маленький», основные цвета.
2. Развивать зрительное восприятие, внимание, мелкую моторику через выполнение заданий.
3. Воспитывать интерес к занятиям.
Коррекционно – развивающие:
1. Развивать зрительно-тактильное, слуховое внимание и память.
2. Развивать наглядно-образное мышление и связную речь.
3. Развивать мелкую и общую моторику, координацию движений.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к играм.
2. Формировать положительную мотивацию на занятиях.
3. Развивать положительную мотивацию к ведению здорового образа жизни, интерес к оздоровительным мероприятиям.
Оборудование: набор геометрических фигур, геометрические фигуры из картона.
Ход занятия
1. Знакомство с квадратом.
Заходим с ребёнком, садимся за стол.
-Эрик, с каким настроением ты пришел на занятие?.
-Какое сейчас у тебя настроение?
-Сегодня мы с тобой отправимся в волшебную страну, а какую ты узнаешь, когда послушав стих-загадку
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад
Как его зовут?
(Квадрат)
Педагог показывает квадрат. (См рис 1)
– Это фигура называется квадрат – говорит педагог.
– Давай сосчитаем, сколько углов?- (четыре)
– А сколько сторон?- (четыре)
– А теперь внимательно смотрим на стороны квадрата. Какие они? -Одинаковы.
Хорошо. Молодец ты хорошо справился с заданием.
2. Задание «На что похож квадрат»
Посмотри на картинку, которая лежит у тебя на столе. Какие предметы похожи на квадрат? Ученик показывает предметы похожие на квадрат.
Молодец. Ты меня порадовал!
3. Гимнастика для глаз
На столе лежат различных цветов и размеров квадраты, круги и треугольники.
Найди глазками желтый квадрат. Покажи его-ученик показывает. Молодец! Далее аналогично с другими фигурами. (Повторяем)
4. Физминутка
Давай немножко отдохнем.
Какие фигуры хороши так и пляшут от души.
Квадрат захлопал
Круги затопали
Посмотри треугольник
Как углами завертел.
Педагог: Когда увидишь квадрат – похлопай в ладоши.
Круг – потопай ногами
Треугольник-покружись
(Педагог показывает – ученик повторяет).
А теперь посмотри у меня есть 3 квадрата, вот такие (педагог показывает)
Это самый большой, этот – поменьше, а это самый маленький (показывает каждый из них). А теперь ты покажи самый большой квадрат (ученик показывает). Теперь покажи средний квадрат (показывает). Теперь маленький.
Давайте из квадратов построим башню. Педагог показывает,как это делается: «Сделай такую башню сам»
Задание в тетради.
Работа в тетради (обведи по контору квадрат, раскрась карандашами, большой красным цветом, средний синим, маленький желтым.)
Заключительный этап урока.
Наше занятие подошло к концу.
С какой фигурой мы познакомились?
На какие предметы похож квадрат?
Сколько углов у квадрата?
Сколько сторон у квадрата?
Хорошо! Ты просто молодец!
Занятие окончено.
Наведение порядка на рабочем столе.
Источник
Конспекты индивидуальных занятий с детьми, с задержкой психического развития
Содержание
1. Психодиагностический блок.
Цель: выявление уровня развития познавательных процессов.
Используемые методики:
1. «10 слов» (исследование памяти)
2. «Запомни картинки» (исследование памяти)
3. «Разрезные картинки» (исследование восприятия)
4. «Последовательность событий» (исследование восприятия)
5. «4 лишний» (исследование мышления)
6. «Классификация» (исследование мышления)
7.«Простые аналогии» (исследование мышления)
8. «Таблицы Шульте» (исследование внимания)
9. «Пиктограмма» (исследование воображения).
10.«Лабиринты Вегнера» (исследование мышления)
Далее необходимо описать каждую из вышеперечисленных методик.
1. Методика «10 слов».
Методика направлена на исследование запоминания. Испытуемого просят запомнить перечень слов и воспроизвести его. Процедура повторяется 10 раз. Далее через 30 минут испытуемого снова просят воспроизвести запомнившиеся ему слова.
Перечень слов: гора, хлеб, лес, кот, вода, окно, стол, стул, брат, дом.
2. Методика «Запомни картинки».
Методика направлена на исследование запоминания.
Испытуемова просят запомнить картинки и кто на них нарисован.
3. Методика «Разрезные картинки».
Методика направлена на исследование восприятия. Испытуемому предъявляют картинку, разрезанную на несколько частей и просят собрать. Параллельно можно предъявлять такую же целую картинку.
4.Методика «Последовательность событий».
Методика направлена на исследование восприятия и мышления. Испытуемому предъявляют ряд картинок и просят разложить их по порядку в соответствии с сюжетом.
5. Методика «4 лишний».
Методика направлена на исследование мышления. Испытуемому предъявляют картинку, на которой изображены 4 предмета. Необходимо назвать лишний предмет и объяснить почему он является лишним.
6.Методика «Классификация».
Методика направлена на исследование мышления. Перед испытуемым раскладывают картинки и просят разложить их по группам. Свои действия испытуемый должен озвучить, каждую группу необходимо назвать и объяснить, почему в неё вошли именно эти предметы.
7. Методика «Простые аналогии».
Методика направлена на выявление способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями, а также умения устойчиво сохранять заданный способ рассуждений. Испытуемым предъявляется перечень задач, где необходимо по заданной аналогии соотнести слова.
8. Методика «таблицы Шульте».
Испытуемому предъявляются 5 таблиц, на каждой из которых в хаотичном порядке расположены числа от 1 до 25. Необходимо как можно быстрее, в порядке возрастания, найти и указать числа. Фиксируется время работы с каждой таблицей.
9. Методика «Пикторамма».
Испытуемому предъявляется перечень слов. Каждое слово испытуемый должен зарисовать определённым образом. Спустя час после того, как все слова будут изображены, он должен по зарисовкам воспроизвести каждое слово.
2. Психокоррекционный блок.
Цель: коррекция познавательных психических процессов.
Задачи:
1. развитие процессов мышления
2. коррекция памяти
3. коррекция внимания
4. коррекция восприятия.
Перечень упражнений.
1) «Восстанови пропущенное слово».
Ребенку зачитываются 5 — 7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Ребенок должен назвать пропущенное слово. Вариант задания: при повторном прочтении можно заменить одно слово другим (из одного семантического поля, например корова —теленок; близким по звучанию, например стол —стон); ребенок должен найти ошибку.
2) «Запомни фигуры».
Приготовьте набор карточек с различными изображениями.
Объясните, что для того, чтобы хорошо запомнить материал, можно использовать такой прием, как классификация, т.е. объединение в группы похожих чем-то предметов.
Попросите ребенка внимательно посмотреть на образец и запомнить его. Затем предложите ему нарисовать по памяти эти фигурки в том же порядке. Предполагаемое время показа для первой последовательности — 2 с, для второй — 3 — 4 с, для пятой — 6-7 с.
Например, чтобы запомнить ряд геометрических фигур, их надо разделить на группы. На бланке могут быть изображены треугольники, круги, квадраты, перечеркнутые по-разному. Таким образом, эти фигуры можно разделить на группы в зависимости от их формы и/или типа перечеркивания. Теперь их легко запомнить и воспроизвести.
3) «Вспомни пару».
Приготовьте бланки с фигурами для запоминания и воспроизведения.
Объясните ребенку, как ему предстоит вспомнить фигуры. Он смотрит на 1-й бланк и старается запомнить предложенные пары изображений (фигуру и знак). Затем бланк убирается и ему предлагается 2-й бланк — для воспроизведения, на котором он должен нарисовать в пустых клетках напротив каждой фигуры соответствующую ей пару.
4) «Запомни нужные слова».
Из предложенных фраз (рассказов) ребенок запоминает только те слова, которые обозначают: погодные условия, транспорт, растения и т. п.
5) «Пиктограмма».
Ребенку читается текст. Для того чтобы его запомнить, он должен каждый смысловой фрагмент как-то изобразить (зарисовать). Затем ребенка просят по его зарисовкам воспроизвести рассказ.
6) «Закончи словосочетания».
Предложите ребенку подобрать подходящие по смыслу слова, чтобы закончить словосочетания:
хитрая, рыжая…; настольная…; репчатый…; спелое сладкое…; душистое туалетное…; куриное…; зеленый…; желторотый…; колючий… и т.п.
7) «Сравнение понятий».
Предложите ребенку подобрать подходящие определения с противоположным значением.
Морковь сладкая, а редька…
Молоко жидкое, а сметана…
Трава низкая, а дерево…
Зима холодная, а лето…
Сажа черная, а мел…
Сахар сладкий, а перец…
8). «Новые словечки».
Ребенку предлагается описать незнакомый (знакомый) предмет (мяч, яблоко, кошку, паровоз, лимон, снег и т.д.) по следующей схеме:
Какого он цвета (каких цветов еще бывает)?
На что он похож? От чего сильно отличается?
Из какого материала он сделан (из какого еще может быть)?
Какого размера, формы? Каков он на ощупь? Чем пахнет? Каков на вкус?
Где встречается?
Для чего нужен человеку? Что с ним можно делать?
К какой группе предметов относится (мебель, посуда, животные, фрукты и т.д.)?
Сначала обыгрывание новых слов может осуществляться в виде диалога, где психолог задает вопрос, а ребенок отвечает. Затем можно поменяться ролями. «Ребенок при этом следит за правильностью ответов.
9) «Угадайка».
Психолог описывает предмет, а ребенок угадывает задуманное слово. Затем они меняются ролями.
10) «Загадки-описания».
Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Еж.)
То, рыжая, то серая, а по названию — белая. (Белка.)
Новая посудина, а вся в дырках. (Дуршлаг.)
Был шар бел. Ветер подул, и шар улетел. (Одуванчик.)
Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь. (Осел.)
11) «Угадай животное».
Спросите ребенка: «Для каких животных характерны эти качества: хитрый, как…; трусливый, как…; колючий, как…; верный, как…; зоркий,
как…; мудрый, как…; сильный, как…; голодный, как…?» То же — с любыми другими явлениями природы и т. п.
12) «Закончи предложение».
Ребенку предлагается вместо точек вставить нужные слова.
Животное, которое мяукает, называется…
Птица, которая каркает, называется…
Дерево, на котором растут яблоки, называется…
Дерево, которое украшают к Новому году, называется…
Затем можно попросить ребенка самостоятельно составить подобные определения хорошо известных ему феноменов.
13) «Составляем определения».
Задание можно выполнять устно или (для школьников) в письменном виде:
а) блюдце — это…, масленка — …, груша — …, берлога — …, врач — …, рано — …, сумерки — …, шептать — …, плакать — …, озеро — …, зябко — …, аккуратно — …
б) лечит людей…, овощи растут…, самолет ведет…, выше всех летает…, быстрее всех бегает…, выходит на охоту ночью…
14) «Назови причину».
Объясните ребенку, что у всего, что происходит, у любого явления, есть причина, т.е. есть ответ на вопрос: «Почему так бывает?». Приведите пример: лед — он появляется, когда очень холодно и замерзает вода. Попросите ребенка назвать причину таких явлений, как наводнение, двойка, мама взяла зонт, листва облетает и т.д.
Важным оказывается показать ребенку разнообразие последствий, вытекающих из одного и того же события реальной жизни. И наоборот — однозначное следствие из разных причин.
15) «Составление рассказа по серии картинок».
Перед ребенком выкладывается серия картинок (по сказке или житейской истории), аналогичных сюжетам Н.Радлова или Х. Бидструпа, представленных в «Альбоме». Вначале они предъявляются в правильной смысловой последовательности; ребенок должен составить рассказ. При необходимости можно задать наводящие вопросы.
Следующим важным этапом является намеренное «нарушение порядка» при раскладывании серии картинок. Цель — наглядная демонстрация того, что изменение порядка картинок (событий) полностью меняет (вплоть до полной нелепицы) сюжет.
Наконец, ребенок должен самостоятельно из перемешанных карточек выстроить событийный ряд и составить рассказ.
16) «Составление рассказа по сюжетной картине».
Работа над пониманием смысла картины также начинается с воспроизведения сюжета с опорой на вопросы. Затем ребенок самостоятельно составляет рассказ.
17) «Прослушай, прочти и перескажи».
Прослушивание (прочтение) коротких рассказов (басен) с последующим пересказом и беседой о смысле произведения, его морали.
18) «Пословицы и поговорки».
Работа над пониманием пословиц и поговорок, прямо отражающих наличие причинно-следственных связей. Например: «Лес рубят, щепки летят», «Что посеешь, то и пожнешь», «Готовь летом сани, .а зимой — телегу».
19) «Подбери следующее».
Попросите ребенка подобрать слово, которое должно обозначать явление, идущее вслед за названным:
первый — …, завтрак — …, июль — …, лето — …, январь — …, зима — …. седьмой — …, 1998 — … и т.п.
20) «Расставь события по порядку».
Я ложусь спать; я обедаю; я смотрю телевизор; я чищу зубы; я играю в футбол и т.д. Листья опадают; распускаются цветы; идет снег; созревает клубника; улетают перелетные птицы и т.д.
Через год; позавчера; сегодня; завтра; месяц назад и т.д.
21) «Время и антивремя».
Каждому из участников предлагается описать какое-либо событие: экскурсию, вчерашнее происшествие, кинофильм и т.п. Сначала — правильно, а затем — задом наперед, от конца к началу.
Крайне важно включать в коррекционные занятия эстафеты, которые проводятся по обычным, традиционным правилам. Содержанием каждого этапа эстафеты должны быть упражнения из тех, что описаны выше, прежде всего в 1-м и 2-м разделах настоящего пособия
22) «Прочти спрятанное предложение».
На образце, помещенном ниже, представлено задание, в котором слова, составляющие искомое предложение, спрятаны среди других букв.
Лгорнккерогсолнцедщутосветитядугбэяркошуцрорастаялжщкитснегуорвндженачинаютщлухгораспускатьсядлщванипочкиьлмнюяхфпоютьснгвкжыптицыььщсврн.
Понятно, что задача будет усложняться по мере увеличения текста.
23) «Закончи предложение».
Ребенку предлагается: «Продолжи предложение, выбрав наиболее подходящее слово».
У дерева всегда есть… (листья, цветы, плоды, корень).
У сапога всегда есть… (шнурки, подошва, молния, пряжка).
У платья всегда есть… (подол, карманы, рукава, пуговицы).
У картины всегда есть… (художник, рама, подпись).
24) «Найди сходство и различия».
Ребенку для анализа предлагаются пары слов. Он должен отметить общее и разное в соответствующих объектах.
Например, соловей — воробей, лето —зима, стул—диван, береза —ель, самолет—автомобиль, заяц — кролик, очки — бинокль, девочка — мальчик и т.д.
25) «От частного к общему».
Объясните ребенку, что есть слова, которые обозначают множество похожих предметов, явлений. Эти слова являются общими понятиями. Например, словом фрукты можно назвать яблоки, апельсины, груши и т.п.
Но есть слова, указывающие на меньшее число похожих объектов, и они являются частными, конкретными понятиями. Любое из этих слов, например яблоки, обозначает только яблоки, хотя это могут быть большие, маленькие, зеленые, красные, сладкие, кислые яблоки. А теперь попросите ребенка подобрать общее понятие к частным.
Ниже даны два ряда слов. К словам из первого ряда ребенок подбирает подходящее понятие из второго ряда:
а) огурец, осень, пчела, север, дождь, павлин, озеро;
б) овощ, время года, насекомое, сторона горизонта, осадки, ягода, водоем, птица.
26) «Чего больше?»
Ребенок должен ответить на вопрос: «Чего больше: берез или деревьев, земляники или ягод, мух или насекомых, цветов или ландышей, китов или
млекопитающих, слов или существительных, квадратов или прямоугольников, пирожных или сладостей?» — и обосновать свой ответ.
27) «От общего к частному».
Задание, обратное предыдущим. Ребенок должен выстроить «дерево», стволом которого является общее понятие, например природа, а ветвями — более частные, например живая —неживая. Затем от слова живая — соответственно ветви: растения — животные—люди и т.д. Следующее разветвление идет, например, от слова животные: домашние —дикие или: птицы—змеи—рыбы —насекомые и т.д.
28) «Подбери общее понятие».
Предложите ребенку назвать одним словом следующие понятия и дополнить ряд:
яблоко, груша — …; стул, шкаф — …; огурец, капуста — …; ботинок, сапог — …; кукла, мячик — …; чашка, тарелка — …; кошка, слон — …; нога, рука — …; цветок, дерево — …; окунь, щука — …; роза, одуванчик — …; март, сентябрь — …; дуб, береза — …; фонарь, лампа — …: дождь, снег — …
То же упражнение необходимо выполнить с наречиями, прилагательными, глаголами.
29) «Разложи по группам».
Ребенку предлагается некоторое количество изображений, которые он должен разложить на обобщенные группы, например: грибы и ягоды, обувь и одежда, животные и цветы. Он должен дать название каждой получившейся группе и перечислить (назвать) все ее составляющие.
30) «Классификация по обобщающему слову».
По заданному обобщающему понятию (например, посуда, овощи, мебель, предметы из железа, круглые, колючие, летают, сладкие и т.д.) ребенок должен выбрать из набора картинок те, которые будут ему соответствовать.
31) «Лишнее слово».
Ребенку предлагается выделить слово или признак, который в ряду других является лишним, а для всех остальных подобрать обобщающее понятие. Ребенок должен ответить на вопросы: «Какое слово лишнее? Почему?».
А. Тарелка, чашка, стол, чайник.
Темно, пасмурно, светло, зябко.
Береза, осина, сосна, дуб.
Быстро, бегом, вприпрыжку, ползком.
Диван, стол, кресло, дерево.
Много, чисто, мало, наполовину.
Ручка, мел, пенал, кукла.
Вчера, сегодня, утром, послезавтра
Землетрясение, тайфун, гора, смерч.
Запятая, точка, тире, союз.
Аккуратно, неряшливо, грустно, старательно.
Б. Зимний, летний, осенний, июньский, весенний.
Лежать, стоять, плакать, сидеть.
Старый, высокий, молодой, пожилой, юный.
Красный, синий, красивый, желтый, серый.
Молчать, шептать, смеяться, орать.
Сладкий, соленый, горький, кислый, жареный.
32) «Ранжирование».
Объясните ребенку, что такое ранжирование, и попросите его проранжировать по определенному (в каждом случае своему) принципу следующие понятия:
горох — абрикос — арбуз — апельсин — вишня; пчела — воробей — бабочка — страус — сорока; зуб —рука —шея —палец —нога; снежинка —сосулька —айсберг—льдина— сугроб; улица —квартира —город —страна—Земля; младенец-юноша — мужчина — старик — мальчик; молчать — говорить — кричать — шептать.
33) «Распутай узел».
Ребенку мысленно нужно «развязать» узлы (рис. 25) и рассказать, как он это делает.
34) «Садовник».
Надо пройти так, как шел садовник (см. рис. 26). Он обошел по порядку все яблони (на рисунке — точки) и вернулся к исходной точке (*), ни разу не возвращаясь к одной и той же яблоне и пустым клеткам, не ходя по диагонали, не заходя на закрашенные клетки.
35) «Методы Равена и Айзенка».
Прекрасной тренировкой в умении устанавливать закономерности являются задания типа широко известных матриц Равена и тестов Айзенка (рис. 28): «Какой картинкой из нижнего ряда нужно заполнить пустующее место?»
3. Консультативный блок
Проведение индивидуальных консультаций.
4. Аналитический блок
Осуществление анализа полученных результатов, формулирование выводов.
Рассказы.
Плохой сторож.
У одной хозяйки мыши поели в погребе сало. Тогда она заперла в погребе кошку. А кошка поела и сало, и мясо, и молоко.
Вопросы для обсуждения:
1. О чём говорится в рассказе?
2. Почему рассказ называется «Плохой сторож»?
Галка и голуби.
Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и полетела в голубятню. Голуби её приняли как свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по-галочьи.
Муравей и голубка.
Муравей хотел напиться и спустился вниз к ручью. Волна захлестнула его и он начал тонуть. Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на ветку и спасся.
На следующий день муравей увидел, что охотник хочет поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
Лисица.
Попалась лисица в капкан, оторвала хвост и ушла. И стала она придумывать, как бы ей свой стыд прикрыть. Созвала она лисиц стала их уговаривать, чтобы отрубили хвосты.
-Хвост,- говорит,- совсем некстати, только напрасно лишнюю тяжесть за собой т