Индивидуальное занятие по развитию речи с ребенком онр

Содержание индивидуальных логопедических занятий с детьми с ОНР

Речь для человека – важнейший фактор его развития, социализации. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом. Но существует множество людей, страдающих нарушениями речи. Причин возникновения таких дефектов множество: влияние экологии, наследственности, нездорового образа жизни родителей, педагогической запущенности. И люди с такими проблемами нуждаются в помощи специалистов.

Данная проблема возникает уже в дошкольном возрасте, и этот жизненный этап требует специального изучения, анализа и особого внимания и практиков и ученых.

Среди детей с речевыми нарушениями  дети с ОНР составляют самую многочисленную группу – около 40%. Ребенок с общим недоразвитием независимо от уровня развития речи в первую очередь сталкивается с нарушением всех компонентов речи – это звуковая культура речи, грамматический строй речи, пассивный и активный словарь и связная речь.

        Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на то, что речевая функция неполноценна целиком. Так для детей с ОНР характерно:

  • позднее начало речи (3-4 года);
  • ярко выраженные аграмматизмы (смешение падежных форм, отсутствие согласований, пропуск предлогов и т. д.);
  • дефекты звукопроизношения (все виды);
  • нарушение ритмико-слоговой структуры слова;
  • затруднение в распространении простых предложений и построении сложных, резко ограничен словарь.

        Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Так же у детей с ОНР отмечается некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения, неуверенности в выполнении дозированных движений.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими разный уровень речевого развития, проводится в специальных группах для детей с общим недоразвитием речи.

        В качестве ведущих задач обучения в этих группах выделяются следующие:

1) практическое усвоение лексико-грамматических средств языка;

2) дальнейшее развитие связной речи;

3) формирование полноценной фонетической стороны языка: совершенствование артикуляционных навыков, фонематического слуха, звукопроизношения и слоговой структуры;

4) развитие элементарных навыков звукового анализа и синтеза;

5) овладение элементами грамоты.

        Эффективность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от того, насколько четко организован весь процесс обучения в специальном детском саду, правильно распределена учебная нагрузка в течение дня.

        Учитывая неврологический и речевой статус дошкольников, логопедические занятия нецелесообразно проводить со всей группой, поскольку в таком случае степень усвоения учебного материала будет недостаточной. Так  логопедические занятия подразделяются на индивидуальные, фронтальные и подгрупповые.

Рассмотрим  работу логопеда на индивидуальных занятиях.

При  подготовке и проведении индивидуальных занятий  логопед должен:

– сформулировать тему и цель занятия;

– определить этапы занятия, их взаимозависимость и последовательность;

– постепенно усложнять лексический и грамматический материал, предъявляемый детям;

– разнообразить занятие с помощью игр и игровых приёмов;

– учитывать зону ближайшего развития ребёнка;

– осуществлять дифференцированный подход к каждому ребёнку с учётом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей;

– кратко и чётко формулировать инструкции, даваемые детям;

– использовать разнообразный и красочный наглядный материал;

– уметь создавать положительный эмоциональный фон занятия, планируя эмоциональные подъёмы с учётом увеличения сложности излагаемого материала.

        Так как речь связана с движениями речевого аппарата, большое место при устранении дефектов звукопроизношения занимает артикуляционная гимнастика. Значение её вполне оправдано, так как произношение звуков речи – сложный двигательный навык.

Выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных звуков необходимы для правильного произношения звуков. В зависимости от формы звукового дефекта употребляется тот или иной комплекс артикуляционных упражнений. Их вид, длительность проведения, разовая дозировка зависят от характера и тяжести речевого нарушения. Дозировка количества одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной как для каждого ребёнка, так и для каждого периода работы с ним. На первых занятиях можно ограничиваться только двумя повторениями упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем число повторений можно увеличивать. В комплекс основных движений для развития и упражнения артикуляционного аппарата входят самые простые и наиболее характерные движения всех органов артикуляции во время речи – губ, челюстей, языка.

        Не менее важным является развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Эта задача может оказаться первоочередной в том случае, если дефекты звукопроизношения обусловлены несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам, когда нарушено или затруднено различие входящих в состав слова фонем. Задания на выработку умений слышать, узнавать звук, выделять его из потока речи, различать сходные по акустическим и артикуляционным признакам звуки, упражнения на формирование навыков элементарного звукового анализа и синтеза – неотъемлемая часть коррекционной работы по устранению дефектов звукопроизношения.

        Процесс исправления неправильного звукопроизношения делится на три этапа: постановка звука, автоматизация звука и дифференциация смешиваемых звуков.

Специалистами отмечается, что постановка звука в большинстве случаев – более сложный и искусственный процесс, чем самостоятельное появление звука у ребёнка, поскольку с физиологической точки зрения постановка звука – это создание нового условного рефлекса.

        Автоматизация звука с точки зрения высшей нервной деятельности – это введение вновь созданной и закреплённой относительно простой связи речевого звука в более сложные последовательные структуры – слова и фразы. Работу на этом этапе следует рассматривать как затормаживание старых, неправильных динамических стереотипов и выработку новых. Эта работа трудна для нервной системы и требует очень большой осторожности и постепенности, которые выражаются в переходе от изолированного звука к различным типам слогов и звукосочетаний, затем к словам с данным звуком, предложениям, а в дальнейшем к различным видам развёрнутой речи.

Если дефекты звукопроизношения проявлялись в виде замен или смешения звуков, необходимо переходить к этапу дифференциации вновь выработанного звука со звуком, который употребляется в качестве его заменителя.

        Работа над дифференциацией может быть начата только тогда, когда оба звука могут быть правильно произнесены в любом звукосочетании. Последовательность и постепенное усложнение речевых упражнений при дифференциации те же, что и при автоматизации звуков: дифференциация в слогах, затем в словах, фразах и различных видах развёрнутой речи. В тех случаях, когда у ребёнка наблюдалось искаженное произношение звука, а не его замена другим звуком, дифференциация не нужна.

        Содержание индивидуальных логопедических занятий с детьми, имеющими ОНР, должно быть намного шире, чем только устранение нарушений звукопроизношения.

На занятиях логопеду большое внимание необходимо уделять обогащению, активизации словаря, развитию навыков словоизменения и словообразования, формированию грамматического строя. На начальных этапах эта работа ведётся на материале сохранных звуков. В дальнейшем в лексические и грамматические упражнения вводятся слова с поставленным и автоматизируемым звуком.

        Активизация мыслительной деятельности у детей, развитие внимания и памяти – необходимые условия для успешного и разностороннего обучения дошкольников. А в силу специфического состояния психических процессов у детей с ОНР развитие памяти, внимания мышления, воображения – обязательная составляющая индивидуального логопедического занятия.

        У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук, проявляемые прежде всего в недостаточной координации пальцев рук, точности и ловкости движений. Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребёнка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение. Поэтому логопед должен включать в свои занятия упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, которые, с одной стороны, могут играть роль физкультминуток, а с другой – будут способствовать более эффективной автоматизации звука при сочетании их с речевой работой.

        Таким образом, к целям индивидуального логопедического занятия следует отнести:

– развитие артикуляционной моторики, формирование правильных артикуляционных укладов;

– формирование произносительных навыков (в зависимости от этапа работы над звуком);

– развитие фонетического восприятия, навыков звукового анализа;

– совершенствование лексико-грамматических конструкций;

– развитие неречевых психических процессов;

– развитие мелкой моторики пальцев рук.

        При подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно помнить о том, что на протяжение всего занятия у ребёнка должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в желании заниматься. Это достигается использованием сюрпризных моментов, игровых фрагментов, увлекательных заданий и упражнений, при выполнении которых процесс обучения превращается в интересную игру.

        Во время  занятия у ребёнка воспитывается умение слушать, слышать и оценивать не только речь окружающих, но и собственную. Для этого эффективным оказывается запись во время занятия отдельных упражнений на аудионосители. В этом случае ребёнок получает возможность слышать себя не только в момент высказывания, но и как бы со стороны услышать и оценить свою речь.

        При составлении конспекта занятия следует учитывать, что речевой материал в ходе занятия нужно усложнять постепенно, последовательно, в зависимости от этапа работы над звуком (например, на этапе автоматизации в словах звук сначала должен отрабатываться изолированно, затем в слогах, затем в словах). При подборе лексического и грамматического материала, игр и упражнений на развитие психических процессов необходимо учитывать речевые возможности ребёнка, т.е. на этапе постановки звука или на этапе автоматизации звука в слогах речевую работу нужно строить на материале сохранных звуков. На дальнейшем этапе все речевые упражнения должны включать отрабатываемый звук.

        Если структура занятия на этапе автоматизации определяется последовательным усложнением речевого материала, то при индивидуальном занятии подходы к постановке звука осуществляются в течение занятия неоднократно (не менее 3 раз). Они должны чередоваться с заданиями по реализации других целей. Занимательная форма занятия, игровые приёмы, смена видов заданий, система поощрений позволяют поддерживать интерес детей на протяжении необходимого отрезка времени.

Библиографический список:

  1. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие.– М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с. (Библиотека журнала «Логопед»)
  2. Выявление и преодоление речевых нарушений в до
    школьном возрасте / Сост. И.Ю. Кондратенко. М., 2005
  3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. — 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985.
  4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Методы логопедической работы по развитию лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи. – Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003

Источник

НАДЕЖДА ПОЛИКАРПОВА
Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком ОНР 3 уровня речевого развития

Коррекционно-образовательные:

– уточнить артикуляцию и характеристику звука (л);

– автоматизировать звук (л) в слогах, в словах;

– расширять, активизировать словарь по теме;

Коррекционно-развивающие:

развивать фонематический слух и восприятие;

развивать внимание, память, речь;

– продолжать развивать органы артикуляции, четкость и плавность артикуляционных движений.

-развитие общей моторики, координация речи с двжением

Коррекционно-воспитательные:

– воспитывать правильность, красоту речи;

– формировать и развивать эстетические качества;

– формировать интерес к коррекционным занятиям.

Оборудование: предметные картинки, птичка, зеркально-песочная панель, колобок (мягкая игрушка, счетные палочки, зеркально-песочная панель, фотографии колобка.

Ход занятия

1. Организационный момент.

У нас сегодня радостный день, потому что к нам пришли гости. Однако один гость задерживается. Он много путешествовал и решил заглянуть к нам, а кто это –угадай:

Не лежалось на окошке,

Покатился по дорожке….

– Конечно, это Колобок. Он очень хочет посмотреть, как мы занимаемся? Покажем?

– А чтоб у нас все хорошо получалось, мы сделаем зарядку.

2. Артикуляционная гимнастика (выполняется перед зеркалом)

• Улыбка (улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые губы)

• Накажем непослушный язычок (улыбнуться, пошлепать по языку губами, покусать кончик языка губами, движения чередовать)

• Блинчик (улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, удержать на счет до 5)

• Пароход гудит (улыбнуться, открыть рот, под счет до 5 с напряжением произнести «ы-ы-ы….»)

• Поймаем мышку (улыбнуться, приоткрыть рот, произнести «а-а-а….» и прикусить широкий кончик языка («поймать» мышку за хвостик)

• 3. Звуковая разминка (на зеркально-песочном панели)

Мы научились правильно произносить звук [л]. Поможем Колобку пройти по дорожке. Рисуя указательным пальчиком дорожку, произносим отчетливо Л-Л-Л-Л-Л-Л-Л.

– Когда Колобок бежал по лесу, наступая на опавшие веточки и шишки,слышалось:

ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ

ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ

ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ

4. Тебе колобок дарит свою фотографию и просит внимательно послушать слова, которые мы с ним назовем. Если услышишь в этих словах звук [л], то подними фотографию Колобка.

(кабачок, лук, свекла, капуста, бананы, яблоко, баклажаны,морковь)

5. По дороге в наш детский сад, колобок заглянул в магазин, и вот что он там увидел на стеллажах.

– Скажи, пожалуйста, что находится между яблоком и луком?

– Что находится над яблоком?

– Что находится под луком?

– Что находится над?

– Что находится под юлой и над вилкой?

– Что находится на нижней полке? Молодец!

6. Физ. минутка. Говорили мы, учились

И, конечно, утомились.

Нужно нам сейчас подняться

И немножечко размяться.

Упражнение «Дождик» (повторить 2-3раза)

Капля раз, (дети прыгают на носочках, руки на поясе)

Капля два, (делают еще один прыжок)

Очень медленно сперва, (делают четыре прыжка)

А потом, потом, потом (делают восемь прыжков)

Все бегом, бегом, бегом (бегут на месте)

Мы зонты свои раскрыли, (разводят руки в стороны.)

От дождя себя укрыли (смыкают руки над головой полукругом)

7. Колобок приготовил загадку.

Я землю копала ничуть не устала

А кто со мной копал, то и устал.

(лопата).

– Конечно, это лопата. Давай попробуем из палочек выложить такую же лопату, как у Колобка.

– Посчитай,сколько у нас получилось лопат:

(Одна лопата, 2 лопаты, 3 лопаты).

8. Колобок со своими друзьями очень любит играть в игру «Скажи наоборот». Давайте попробуем. Не забывай отвечать полным предложением, и правильно произносить звук [л]. А помогут нам картинки.

У березы ствол тонкий, а у дуба….

Суп горячий, а мороженое…

Собака сытая, а волк….

Воздушный шар легкий, а гиря….

Великан сильный, Дюймовочка…

Настенька добрая, а Марфуша…

9. Расскажем нашим гостям и Колобку чистоговорку, в которых правильно произносим звук [л].

Мила шла, шла, шла,

Колобок нашла

Села поела и опять пошла.

– Колобок для тебя, нарисовал зашумленные картинки, а задание он придумал не простое. Нужно найти картинку со звуком [л] и только ее раскрасить. Это задание ты полнишь в группе.

– Нам с Колобком ты очень понравился. Был активным, внимательным, отвечал полными ответами и очень старался правильно произносить звук [л].

Но вот с Колобком нам прощаться пора!

За знанья, старанья, уменья тебе от него угощенье!

А какое? Отгадай?

Колобок висит все лето среди зеленых веток

Ударит гулко оземь, когда наступит осень.

Источник

Марина Жиркова
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции ОНР для ребенка подготовительной группы

Конспект индивидуального логопедического занятия

по коррекции ОНР для ребенка подготовительной группы

Тема: Звуки [Р] – [Р’] в словах.

Цель: Автоматизация звуков [Р] – [Р’].

Задачи:

1.Образовательные:

– закрепить правильный артикуляционный уклад звуков [Р] – [Р’];

– уточнить и сравнить артикуляцию звуков [P] – [P’];

– автоматизировать звуки [P] – [P’] в словах;

– совершенствовать умение выделять и различать звуки [Р] и [Р’].

2. Коррекционно – развивающие:

– развивать фонематический слух и восприятие;

– пополнять и активизировать словарный запас на тему «Перелетные и зимующие птицы»;

– активизировать ВПФ: память, внимание, мышление;

– совершенствование графо-моторные навыки;

– развитие звукового и слогового анализа слов;

– развитие синтаксической стороны речи.

3.Воспитательная:

– воспитывать выдержку, самоконтроль;

– воспитывать культуру общения.

Оборудование: компьютер, презентация, зеркала, рабочая тетрадь, цветные карандаши, картинки птиц, счетные палочки.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

– Здравствуй!

– Посмотри, сегодня к нам прилетела в гости ворона. Послушай, стишок, который расскажет тебе ворона.

Говорит ворона: – Кар-р-р!

У меня огромный дар.

Всем ребятам я пример,

Не трудна мне буква Р.

– Про какую букву рассказала нам ворона? Ребенок здоровается.

– Ворона рассказала стих про букву «Р».

2. Объявление темы.

– Ворона подарила тебе букву «Р». Сегодня мы будем правильно и красиво говорить звуки [P] – [P’].

3. Артикуляционная гимнастика.

– Чтобы мы говорили правильно и красиво, нам надо сделать артикуляционную гимнастику. Поставь перед собой зеркало, чтобы хорошо себя видеть.

Ребенок выполняет артикуляционную гимнастику.

4. Развитие правильной воздушной струи.

– А теперь давай сделаем дыхательную гимнастику «Фокус». Ребенок выполняет задание.

5. Анализ артикуляции и характеристика звуков [Р].

– Произнеси звук [Р].

– В каком положении находятся твои губы и язык, когда ты произносишь [Р]? А какая воздушная струя?

– Звук [Р] – согласный, звонкий, бывает твердый, бывает мягкий. При произнесении звука [Р] губы растянуты, зубы разомкнуты, кончик языка широкий, поднят за верхними зубами и вибрирует. Воздушная струя холодная.

6. Развитие фонематического восприятия. Игра «Поймай звук».

– К вороне прилетели друзья. И они хотят с тобой поиграть в игру «Поймай звук». Если ты услышишь слово со звуком [Р] – хлопни в ладоши и повтори слово, если нет звука [Р] – прячешь руки за спину и молчишь.

Слова: ворона, дятел, скворец, воробей, лебедь, соловей, снегирь, глухарь.

Ребенок выполняет задание по инструкции логопеда.

7. Развитие лексико – грамматического строя речи.

– Друзья вороны все перепутались, они не знают кто относится к «Перелетным птицам», а кто к «Зимующим птицам». Давай поможем им распределиться.

– Ворона относится к перелетным птицам. Скворец относится к перелетным птицам. Лебедь относится к перелетным птицам. Соловей относится к перелетным птицам. Дятел относится к зимующим птицам. Воробей относится к зимующим птицам. Снегирь относится к зимующим птицам. Глухарь относится к зимующим птицам.

8. Физкультминутка.

– Давай встанем и немножко отдохнём.

Лебеди летят, крыльями машут (Ребенок машет руками)

Прогнулись над водой, качают головой (Качает головой)

Прямо и гордо умеют держаться (Распрямляет спину)

Очень бесшумно на воду садятся (Садится)

Ребенок повторяет движения и слова за логопедом.

9. Составление и анализ предложения.

– Выбери одну птицу и составь предложение с этим словом.

Сколько слов в твоем предложении?

Сделай схему предложения. Ребенок выполняет задание.

10. Звуковой и слоговой анализ слов.

– Раздели на слоги слова: ворона, дятел, скворец, воробей, лебедь, соловей, снегирь, глухарь.

– Где слышится звук [P] в начале, в конце или в середине слова?

– В слове ворона – 3 слога. В слове дятел – 2 слога. В слове скворец – 2 слога. В слове воробей – 3 слога. В слове лебедь – 2 слога. В слове соловей – 3 слога. В слове снегирь – 2 слога. В слове глухарь – 2 слога.

– В слове ворона – звук [P] слышится в середине слова. В слове скворец – звук [P] слышится в середине слова. В слове воробей – звук [P] слышится в середине слова. В слове снегирь – звук [P] слышится в конце слова. В слове глухарь – звук [P] слышится в конце слова.

11. Развитие графо – моторных навыков.

– А теперь позанимаемся в тетради.

Обведи по контуру буквы «Р» и запомни как пишется. Ребенок выполняет задание в тетради.

12. Итог занятия.

– Какой звук сегодня мы учились правильно и красиво говорить?

– Что тебе больше всего понравилось?

– На этом у нас занятие заканчивается и давай друг другу скажем «Спасибо за занятие – Сегодня мы учились правильно и красиво произносить звук [Р].

Источник