Индивидуальное занятие для ребенка с онр 2 уровня 4 года
Индивидуальный план коррекционной работы для детей
с ОНР 2 уровня речевого развития
Неречевая деятельность
1. Развитие психологической базы речи:
- развитие слухового и зрительного восприятия, произвольного внимания, различных видов памяти, зрительно-пространственных представлений;
- развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
2. Коррекция общей и ручной моторики.
3. Развитие эмоционально-волевой сферы.
Речевая деятельность.
1. Развитие понимания речи
- Развивать у детей умение вслушиваться в обращенную речь.
- Учить выделять названия предметов, действий, некоторых признаков.
- Формировать понимание обобщающего значения слов.
- Готовить детей к овладению диалогической и монологической речью.
2. Развитие самостоятельной фразовой речи
– Закрепить навыки составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что?»; «Кто? Что делает? Чем?».
– Расширять объем предложений за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений (Тата и Вова играют. Вова взял мишку и мяч.).
– Заучивать короткие двустишия и потешки.
– Формировать у детей навык употребления в речи личных местоимений (я, ты, он, она, они).
– Формирование и закрепление навыков ведения диалога: умения адекватно отвечать на вопросы и самостоятельно их формулировать, переадресовывать вопрос товарищу (Я гуляю. А ты? Вова играет. А ты?).
– Формировать навыки составления коротких рассказов из двух-трех-четырех простых предложений (по картинному и вопросному плану).
– Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам.
– Совершенствовать умения заканчивать одним-двумя словами предложение, начатое взрослым.
3. Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка
- Учить называть слова одно-, двух-, трехсложной слоговой структуры (кот, мак, муха, ваза, лопата, молоко).
- Учить детей первоначальным навыкам словообразования: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик, -к (домик, лобик, шарик, ротик; ручка, ножка, лапка, шубка и т. д.).
- Учить навыкам употребления в речи грамматических категорий: числа имен существительных и прилагательных.
- Учить дифференцировать названия предметов по категории одушевленности/неодушевленности. Учить навыку использования в речи качественных прилагательных (большой, вкусный, сладкий, красивый и т. п.).
- Учить навыку использования в речи притяжательных прилагательных мужского и женского рода «мой — моя» и их согласованию с существительными.
- Закреплять навык составления простых предложений по модели: обращение + глагол в повелительном наклонении (Миша, иди! Вова, стой!).
- Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения (Миша идет. Вова стоит).
- Учить детей использовать в речи отдельные порядковые числительные (один, два, много).
- Учить изменять существительные по категории падежа (дательный, творительный, родительный падежи).
- Формировать понимание и навык употребления в самостоятельной речи некоторых простых предлогов (на, в, под).
- Учить понимать и использовать в самостоятельной речи некоторые наиболее часто употребляемые приставочные глаголы (поел, попил, поспал, подал, ушел, унес, убрал и т. п.).
- Закрепить в самостоятельной речи детей первоначальные навыки согласования прилагательных с существительными.
- Закрепить в самостоятельной речи первоначальные навыки согласования числительных с существительными с продуктивными окончаниями (много столов, много грибов, много коров и т. п.).
- Формировать первоначальные навыки согласования личных местоимений с глаголами (я сижу, он сидит, они сидят).
- Учить детей подбирать однородные подлежащие, сказуемые, дополнения в ответ на вопрос (Например: Спит кто? Собака, кошка).
- Учить называть части предмета для определения целого (спинка — стул, ветки — дерево, стрелки — часы).
- Учить подбирать слова к названному слову по ассоциативно-ситуативному принципу (санки — зима, корабль — море).
- Учить подбирать существительные к названию действия (кататься — велосипед, летать — самолет, варить — суп, резать — хлеб).
- Учить детей отгадывать названия предметов, животных, птиц по их описанию.
- Учить детей употреблять в самостоятельной речи некоторые названия геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник), основных цветов (красный, синий, зеленый, черный) и наиболее распространенных материалов (резина, дерево, железо, камень и т. п.).
4. Развитие произносительной стороны речи
– Учить детей различать речевые и неречевые звуки.
– Учить детей определять источник звука.
– Учить дифференцировать звуки, далекие и близкие по звучанию.
– Уточнять правильное произношение звуков, имеющихся в речи ребенка.
– Вызывать отсутствующие звуки (раннего и среднего онтогенеза)_____________________.
– Автоматизировать поставленные звуки на уровне слогов, слов, предложений.
– Учить детей отхлопывать предложенный логопедом ритмический рисунок слов.
– Формировать звуко-слоговую структуру слова.
– Учить детей дифференцировать на слух короткие и длинные слова.
– Учить детей запоминать и проговаривать сочетания однородных слогов, например: «па-па-па» с разным ударением, силой голоса, интонацией.
– Учить воспроизводить цепочки слогов, состоящих из одинаковых гласных и разных согласных звуков (па-по-пу) и из разных согласных и гласных звуков (па-то-ку).
– Учить воспроизводить слоги со стечением согласных (та — кта, по — пто).
Источник
Конспект индивидуального занятия № 1 (ОНР II уровень).
Тема занятия: «Игрушки».
Цель: Обогащать словарный запас ребенка. Ввести обобщающее понятие «Игрушки».
Оборудование: Игрушка мягкая «Дракончик», машинка, кубики, кукла, лошадка, мяч, пирамидка.
№ п/п
Деятельность логопеда
Деятельность ребенка
1
Организационный момент.
Здравствуй!
Здоровается.
2
Сегодня мы с тобой поиграем в очень интересные игры. (Слышен стук). Кто это? Наверное кто-то пришел к нам в гости. (Появляется игрушечный дракончик). Так вот к нам пришел. Давайте познакомимся. Это дракончик Дик. А как тебя зовут?
Дракончик Дик пришел не один. Он что-то принес с собой. Что же это такое: кукла, машина, лошадка, кубики, мяч, пирамида.
Молодец! Ты все правильно назвал. А как мы все эти предметы назовём одним словом?
А как можно играть с этими игрушками?
Ребенок называет имя
Перечисляет названия.
Игрушки
Машина – её можно катать, возить за верёвочку, перевозить на ней кубики, кукол.
Кукла – одевать, гулять с ней, укладывать спать.
Пирамидка- собирать, разбирать.
3
Давай поиграем с игрушками в прятки.
Чтобы им было куда спрятаться, мы поставим вот такой игрушечный дом.
Повторяй считалку за мной.
Раз, два, три, четыре, пять.
Я иду искать.
(перемещаются игрушки)
Посмотри, кто спрятался? Кого из игрушек не хватает?
Правильно. Где она?
А еще кого не хватает? Где она?
А еще?
Сопряженно повторяет.
Куклы
За домом
Машины. Около дома.
Мяча. Он в доме.
4
А теперь давай очень вежливо и ласково позовем наших гостей в гости к волшебному язычку.
Куколка, машинка, мячик, лошадка, пирамидка.
5
Выполнение артикуляционных упражнений «Качели», «Блинчики», «Варенье»,«Почистим зубки», «Часики», «Лошадка».
Выполняет упражнение
6
Физминутка. «Машина»
Би-би-би —
Гудит машина.
Тук-тук-тук —
Мотор стучит.
-Едем, едем, едем, едем,
Он так громко говорит.
Шины трутся о дорогу.
Шу-шу-шу —
Они шуршат.
Быстро крутятся колеса.
Та-та-та —
Вперед спешат.
Повторяет слова за логопедом и выполняет движения.
Ребенок ритмично постукивает кулачком одной руки о ладонь другой.
Ритмично хлопает руками.
Ритмично потопывает ногами.
Потирает ладони.
Делает «вертушку» руками.
7
Вот наша машина нам привезла какие-то картинки. Давай посмотрим на картинки и определим, чем они отличаются. Предлагаются картинки с изображением больших и маленьких игрушек.
Определяет и называет где большой предмет и где маленький.
8
Угадай загадку.
Его бьют, а он не плачет –
Только выше, выше скачет.
Скок-скок, скок-скок.
Что за странный колобок?
Правильно. Молодец! А теперь давай поиграем в мячик. Будем бросать его друг другу и называть слова. Я буду говорить один предмет, а ты будь называть слово, когда много предметов.
Кукла- куклы
Мяч-мячи
Машина-машины
Кубик – кубики
Мячик
Бросает мяч и называет предметы во мн. ч.
9
Скажи пожалуйста, а ты бережешь свои игрушки?
Сейчас мы и узнаем это, я буду называть тебе поступки детей, а ты – рассказывать о том, хорошо они поступили или плохо. Слушай .
Пинать машинку… плохо. Чинить машинку… хорошо.
Бросить куклу… плохо. Покачать куклу… хорошо.
Разбросать игрушки… плохо. Собрать игрушки… хорошо.
Ответы ребенка
10
Давай вспомним кто к нам сегодня приходил в гости. (Логопед задает наводящие вопросы)
Ну вот нам пора прощаться с дракончиком Диком и его игрушками. Молодец!Т ы очень старался и узнал много нового и интересного. До свидания.
Отвечает на вопросы.
Прощается. Уходит.
Источник
КОНСПЕКТ
индивидуального занятия по развитию речи
с ребенком с системным недоразвитием речи первого уровня
Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с общим недоразвитием речи 1-2 уровня
Тема: «Развитие экспрессивной речи»
Занятие: «Жучкины задания»
Цель: Развитие Экспрессивной речи
Коррекционно-образовательные задачи:
Расширение, уточнение и активизация словаря. Формирование умения составлять простое распространенное предложение. Закрепление умения договаривать предложение. Отвечать на вопросы одним словом. Закрепление правильного произнесения гласных звуков «Э», «У», «Ы» и звуковых рядов со звуком «П».
Коррекционно-развивающие задачи:
Активизация речевой деятельности. Развитие мышления, зрительной и слуховой памяти, речевого слуха, фонематического слуха, зрительного внимания. Развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики. Воспитание плавного длительного выдоха.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Формирование положительной установки на занятие. Воспитание навыков речевой деятельности.
Оборудование:
Сдувалочка: «Сдуй тучки».
Сюжетные динамические картинки: «Мишка идет», «Паровоз движется», «Самолет летит».
Слоговые дорожки (дорожка со следами).
Волшебный мешочек и набор картинок.
Деревянные фигурки; сказка «Репка».
Мягкая игрушка «Собака – Жучка»
Поощрение: картинки-раскраски с изображением героев сказки «Репка»
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1. Развитие общеречевых навыков.
2. Знакомство с сюжетом и героями сказки «Репка»
ХОД ЗАНЯТИЯ
№пп
Порядок проведения занятия
Оборудование
I. Организационный момент.
Логопед: Посмотри, кто к нам пришел? Это собака – Жучка. Поздоровайся с Жучкой.
Ребенок: Здоровается
Логопед: Жучка нам что-то принесла!
Мягкая игрушка Собака – Жучка
II. Развитие плавного длительного выдоха
Логопед: Давай посмотрим. Это солнышко! Спасибо Жучка. Повтори
Ребенок: Повторяет
Сдувалочка «Сдуй тучки»
Логопед: Солнышко закрыли тучки. Оно не может светит. Помоги солнышку, сдуй тучки.
Ребенок: Сдувает по очереди три тучки
Логопед: Молодец, солнышко снова светит и улыбается. Покажи, как солнышко улыбается.
Ребенок: Показывает
III. Закрепление произношения гласных звуков «Э», «Ы», «У»
Логопед: Жучка нам еще что-то принесла. Смотри, кто это.
Ребенок: Мишка
Сюжетные динамические картинки:
«Мишка идет»,
Логопед: Мишка идет и поет песенку: «Э-Э-Э». Повтори
Ребенок: «э-э-э».
Логопед: Как мишка громко поет?
Ребенок: «Э-Э-Э».
Логопед: Как мишка тихо поет?
Ребенок: «э-э-э».
То-же с картинками:
-Самолет летит «Ы-Ы-Ы»
-Паровоз движется «У-У-У»
Сюжетные динамические картинки:
«Самолет летит»,
«Паровоз движется»,
IV. Слоговые дорожки. Закрепление правильного произношения слогов со звуком «П».
Логопед: А теперь давай походим по волшебной дорожке. Разверни её.
Ребенок: разворачивает дорожку
Координирующая дорожка (коврик со следами)
Логопед: Наступай на следы и произноси: «па-па-па»
Ребенок: идет по дорожке и произносит: «ПА-ПА-ПА»
То же со слогами «ПУ», «ПО», «ПЫ»
V. Пополнение и активизация словаря (односложные слова с закрытым слогом)
Логопед: Жучка нам принесла мешочек. В нем что-то лежит. Достань.
Ребенок: Достает и выкладывает на столе картинки
Волшебный мешочек и набор картинок: дом, сыр, лук, мяч, сок, мед
Логопед: Называет картинки. Затем предлагает: покажи где: дом, сыр, лук, мяч, сок, мед.
Ребенок: Показывает
Логопед: Показывает по очереди картинки и спрашивает: «Что это?»
Ребенок: Называет
VI.Формирование фразы с прямым дополнением
Логопед: Я хочу мяч. Дай мне мяч.
Ребенок: На мяч.
Набор картинок: дом, сыр, лук, мяч, сок, мед
Логопед: Теперь ты попроси у меня мяч.
Ребенок: Я хочу мяч. Дай мне мяч.
Так обговаривается каждая картинка
VII. Физминутка
Логопед: Мы играем на гармошке. Громко хлопаем в ладошки. Головой слегка качая, кверху руки поднимаем. Наши ножки тот, топ. Наши ручки хлоп, хлоп. Вниз ладошки опускаем, отдыхаем, отдыхаем.
Ребенок: выполняет упражнение
VIII. Закрепление умения договаривать предложение и отвечать на вопросы
Логопед: Давай расскажем Жучке сказку. Посмотри какая сказка спрятались в крупе:
Ребенок: Достает из миски с крупой предметы и выкладывает их на столе.
Деревянные фигурки; сказка «Репка» (дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка и репка).
Логопед: Кто это?
Ребенок: дед, баба и т.д. и т.п.
Логопед: Все достал? Какая это сказка?
Ребенок: Репка
Логопед: Ну что, начнем? Посадил дед…что?
Ребенок: репку
Логопед: Выросла репка Какая?…
Ребенок: большая пребольшая (показывает)
Логопед: Стал дед тянуть …Что?
Ребенок: репку
Логопед: Тянет- потянет – тянет потянет (совместный показ), а вытянуть ….
Ребенок: Не может
Логопед: Позвал тогда дед кого? (показ)
Ребенок: бабку
И тд. по тексту до конца сказки
Логопед: Кто посадил репку?
Ребенок: дед
Логопед: Кто помогал деду тянуть репку? (показ)
Ребенок: Баба, Маша, собака, кошка, мышка
Логопед: Молодец!
IX. Заключительная часть
Логопед: Кто к нам сегодня приходил в гости?
Ребенок: Жучка
Логопед: Что нам жучка принесла? (показ)
Ребенок: отвечает, логопед помогает (солнышко, мишку, паровозик, самолет, мешочек)
Логопед: тебе понравились Жучкины задания?
Ребенок: Да.
Логопед: Какую сказку мы рассказали Жучке?
Ребенок: Репка
Логопед: Жучка! Тебе понравилась наша сказка?
Жучка: Очень понравилась. Спасибо.
X. Поощрение
Логопед: Ты хорошо сегодня позанимался и Жучка дарит тебе картинки. Дома обязательно расскажи эту сказку маме.
картинки с изображением героев сказки «Репка»
Логопед: А теперь мы пойдем с тобой в группу. Скажи всем до свидания.
Ребенок: До свидания.
Источник
В данном материале представлен индивидуальный план коррекционной логопедической работы с ребёнком 5 лет с общим недоразвитием речи.
Выделены основные направления и содержание логопедической работы по каждому из направлений.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
НА 20__-20_ УЧ. ГОД
Ф.И.: Ф. Артемий
Возраст: 18.06.12
Год обучения :1
Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи II уровня, стертая дизартрия.
Направления работы
Содержание работы
Место занятий в общем плане работы
Развитие общей, мелкой моторики и графомоторных навыков.
Совершенствовать динамическую и статическую организацию движений.
(пальчиковый игротренинг, упражнения с предметами (массажные мячи, кольца су-джок, прищепки и др.), массаж и самомассаж, шнуровка, работа с мозаикой и конструктором, обводка и штриховка фигур и т.д.), биоэнергопластика, упражнения на развитие реципрокной координации рук.
Развитие переключаемости движений пальцев рук, подвижности кисти, формирование правильного орудийного захвата.
Работа по развитию конструктивного праксиса.
Индивидуальная работа воспитателей, инструктора по физической культуре, отдельные упражнения на индивидуальных и подгрупповых занятиях логопеда, с родителями
Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания.
Развитие подвижности и амплитуды движений подвижных органов артикуляции, нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата.
Вырабатывать полноценные движения и определённые положения органов артикуляционного аппарата: точность движения, плавность и лёгкость, без подёргивания, дрожания, синкинезий, устойчивости конечного результата, плавного переключения от одного движения к другому, логопедический массаж. (общий комплекс артикуляционной гимнастики).
Выполнять упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для постановки и правильного произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков.
Отрабатывать силу, длительность выдыхаемой воздушной струи.
Мимические упражнения по лексическим темам, («Грустный-веселый», «Осень» «Овощи на вкус» , «Дуб» и т,д.)
На индивидуальных занятиях логопеда, закрепление на индивидуальных занятиях воспитателя, с родителями
Коррекция звукопроизношения
Уточнение артикуляционного и акустического образа гласных звуков, имеющихся согласных.
Формировать навык четкой артикуляции: выработка правильных артикуляционных укладов звуков А, О, У, Ы, Э, И.
Артикуляционные упражнения «Бегемотик», «Лягушка», «Слон», «Окошко», «Почистим зубки», «Блинчик», «Расческа» и др.
Отработка слитного произнесения нескольких гласных.
Формировать правильное речевое дыхание (целенаправленный длительный ротовой выдох, направленная воздушная струя, умение сочетать произнесение звука с началом выдоха, на одном выдохе произносить 3 – 4 слога, выработка дифференцированного дыхания – вдох ртом, выдох носом «Чей пароход лучше гудит?», «Фокус», «Футбол», «Подуй на листочки» «Тучки», «Шторм в стакане», « Подуй на карандаш»).
Работа над модуляцией голоса (повышение и понижение голоса).
Выработка умения пользоваться громким и тихим голосом.
Логопедический массаж.
Медикаментозное лечение по рекомендациям невролога.
Постановка и автоматизация звуков Ль, С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р, Рь.
Дифференциация звуков (гласные, простые согласные, смешиваемые в произношении С-Сь, З-Зь, Ц-Ть, Ш-С, Ж-З, Ч-Ть, Щ-Сь, Л-Ль).
На индивидуальных занятиях логопеда, закрепление на индивидуальных занятиях воспитателя, с родителями
Развитие фонематического слуха
Различение звучания шумов и музыкальных инструментов; направления, громкости звучания; узнавание и различение гласных звуков; дифференциация неречевых звуков.
Формирование умения узнавания и различения слов, близких по звуковому составу.
Формирование умения различать слоги со сходными звуками.
Формирование умения воспроизводить цепочки гласных, слоговые ряды.
Анализ звукового ряда из 3-х гласных.
Формирование навыка нахождения заданного звука в ряду других звуков, в слогах, в словах в различных позициях (начало слова, середина, конец).
Развитие системы межанализаторных связей, как основы для анализа неречевых и речевых звуков.
Развитие слухового внимания с подключением предметных и графических визуальных опор (схемы, символы).
Работа над ритмом (сначала простым, затем более сложным).
На подгрупповых и индивидуальных занятиях логопеда, закрепление на индивидуальных занятиях воспитателя, с родителями
Совершенствование психологической базы речи
Преодоление негативизма.
Развитие процессов запоминания и узнавания во всех видах памяти (вербальной, образной, двигательной, аффективной);
Развитие объема слуховой памяти до 4 единиц.
Развитие объема зрительной памяти до 5-6 единиц.
Игры и упражнения на развитие зрительного внимания «Что изменилось?»
Игры и упражнения на совершенствование зрительного восприятия «На что похоже?», серия «зашумлённых» картинок.
Совершенствование наглядно-действенного мышления.
Развитие наглядно-образного мышления.
Формирование навыков соотносительного анализа и практической группировки, операций сравнения, обобщения и классификации на базе овладения сенсорными эталонами и родовыми понятиями.
Формирование умения устанавливать аналогии, причинно-следственные и временные связи.
(Учить составлять группы предметов на основании 1-3 одинаковых признаков (цвета, формы, величины, назначения).
Учить относить наименования 3 – 4 конкретных предметов к обобщающим словам: по всем лексическим темам).
Развитие умения работать по образцу, по словесной инструкции.
На подгрупповых и индивидуальных занятиях логопеда, закрепление на индивидуальных занятиях воспитателя, с родителями
Развитие пространственного восприятия
Ориентировка в схеме собственного тела, ориентировка в пространстве от себя (вверху. внизу, сзади, впереди, на, под, в, справа, слева),ориентировка на плоскости (нахождение верха листа, низа, центра, правого и левого края)
На занятиях воспитателя, инструктора по физической культуре, музыкального работника, с родителями
Расширение словарного запаса
Активизация и расширение пассивного и активного словаря существительных, прилагательных, глаголов и наречий по лексическим темам.
Фронтальные и индивидуальные занятия воспитателя, фронтальные занятия логопеда, с родителями
Коррекция грамматического строя
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Образование множественного числа существительных.
Согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже.
Согласование притяжательных местоимений с существительными.
Изменение глаголов по лицам и числам.
Закрепление навыков образования предложно-падежных форм.
Подгрупповые и индивидуальные занятия логопеда, индивидуальная работа воспитателей и родителей
Коррекция слоговой структуры слова
Воспроизведение заданного ритмического рисунка отстукиванием и отхлопыванием;
Произвольное, ритмичное произнесение гласных звуковых цепочек.
Ритмическое чередование объектов с опорой на зрительное восприятие («продолжи ряд» и т. д).
Работа над двухсложными словами без стечения согласных;
Работа над трёхсложными словами без стечения согласных.
Упражнения в произнесении слогов со стечением согласных.
Формирование умения произносить слоги и слова сопряжено, отраженно и самостоятельно по предметным картинкам.
Упражнения в произношении слов усвоенной слоговой структуры в составе словосочетаний и предложений.
Повторение за взрослым и заучивание чистоговорок.
На занятиях воспитателя, инструктора по физической культуре, музыкального работника.
Индивидуальные занятия логопеда, с родителями
Развитие связной речи
Стимулировать ребёнка к ситуативному употреблению простых предложений.
Добиваться ответов на вопросы в доступном фонетическом оформлении (сопряженно, отражённо).
Повторение за взрослым, заучивание простых предложений, текстов.
Фронтальные, занятия логопеда.
Индивидуальные занятия логопеда.
Loading …
Источник