Индивидуальное развитие ребенка в начальной школе
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №40
с углубленным изучением отдельных предметов г.Чебоксары»
Программа
индивидуального развития младшего школьника
«Я – перспективная личность»
Из опыта работы
классного руководителя
3в класса МОУ «СОШ №40»
Даниловой Ларисы Яковлевны
Чебоксары- 2011 год
ПРОГРАММА
ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Центральной фигурой учебно-воспитательного процесса является личность ученика. Личность возникает в результате культурного и исторического развития. Быть личностью – это значит иметь активную жизненную позицию, постоянно строить себя и других. Помочь в становлении личности учащегося должны учителя, администрация, психолог, педагоги дополнительного образования. Общая цель их усилий – целенаправленно обеспечить возрастное развитие ученика с учетом его природных способностей, возможностей, индивидуальных склонностей и устремлений.
Цель программы:
- формирование здоровой, компетентной, социально активной личности,
имеющей определенную гражданскую позицию.
Задачи:
1. Создание благоприятных условий для самовыражения и развития творческого потенциала ученика, повышение его общественного и личностного статуса;
2. Формирование культуры межличностных отношений и совместной деятельности;
3. Воспитание гражданских и нравственных качеств, развитие творческого мышления, необходимого для практической деятельности, познания, ориентации в окружающем мире;
4. Воспитание человека гуманного, толерантного, сочетающего в себе любовь к людям, ко всему живому, милосердие, доброту.
Для достижения цели воспитательная работа строится по следующим направлениям:
1. «Интеллект»
Вид работы классного руководителя:
- формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования
Формы внеклассной работы:
интеллектуальные конкурсы, викторины;
интеллектуальные бои, ранги, дебаты.
2. «Здоровье»
Вид работы классного руководителя:
- показать значимость физического и психического здоровья
Формы внеклассной работы:
спортивные конкурсы, спартакиады, марафоны;
Беседы, дискуссии по следующим темам: «Спорт в моей жизни», «Спорт в нашей семье», «Что значит здоровый образ жизни» и др.;
дни здоровья.
3. «Гражданин»
Вид работы классного руководителя:
- формирование у учащегося соответствующих знаний о праве, правовых нормах
Формы внеклассной работы:
Конкурсы, викторины по правовой тематике;
4. «Общение»
Вид работы классного руководителя:
- передача учащему знаний, умений и навыков социального общения людей .
Формы внеклассной работы:
тематические классные часы, интерактивные игры по проблеме «Общение»;
Тренинги общения учащихся и их родителей;
Праздники, конкурсы, дебаты.
5. «Нравственность»
Вид работы классного руководителя:
- помочь учащемуся осознать нравственные нормы и правила.
Формы внеклассной работы:
Тренинги нравственного самосовершенствования;
классные часы по теме нравственность.
6. «Досуг»
Вид работы классного руководителя:
- создание условий для проявления учеником инициативы и самостоятельности, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Формы внеклассной работы:
Посещение разных кружков;
Посещение театров, музеев, выставок;
Празднование памятных дат календаря.
7. «Экология»
Вид работы классного руководителя:
- формирование экологического мировоззрения.
Формы внеклассной работы:
Благоустройство нашей улицы;
Работа на пришкольной территории, на клумбах;
Изготовление скворечников, кормушек.
8. «Семья»
Вид работы классного руководителя:
- максимальное сближение интересов родителей и учителей по формированию развитой личности.
Формы внеклассной работы:
Тематические классные часы, посвященные семейным корням «Откуда начинается мой род»;
Дни открытых дверей;
Тренинги родительского взаимодействия.
Виды деятельности учащегося:
- Учебная деятельность;
- Познавательная деятельность;
- Общественно-полезная деятельность;
- Творческая деятельность;
- Спортивно – оздоровительная;
- Экологическая деятельность.
Предполагаемые результаты:
физически и психический здоровый человек, с потребностью к здоровому образу жизни, способный радоваться жизни и радовать других;
компетентная, социально активная личность, имеющая определенную гражданскую позицию и жизненные установки;
культурная, свободная личность с чувством ответственности, высоким уровнем самосознания и самоуважения, с выраженными коммуникативными способностями;
творческая личность с развитой эмоциональной сферой, с музыкально-эстетическим вкусом, готовностью к самосовершенствованию;
гуманная, толерантная личность с высоким чувством патриотизма, милосердия, готовая к самопожертвованию, любви ко всему живому и забота о нем;
Этапы индивидуального развития ребенка:
1 этап – Информационно – аналитический
Цель: выявление зоны ближайшего риска и благополучия.
На этом этапе идет сбор информации. При этом используются различные методы:
метод анализа документов;
метод независимых характеристик;
наблюдение;
беседа;
анкетирование (самого подростка, его родителей)
тестирование
По результатам работы составляется психолого-педагогическая характеристика.
- Общие сведения об ученике
- Изучение домашних условий жизни и семейного воспитания школьника
- Взаимодействие с классом:
- Учебная деятельность
- Направленность личности учащегося и специальные способности:
- Здоровье школьника:
2 этап- Диагностический
Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.
Задачи:
1. Провести психологическое обследование ребенка для определения его психологического развития, соответствия развития возрастным особенностям по следующим направлениям:
диагностика познавательной деятельности учащихся;
исследования эмоционально-личностной сферы;
диагностика межличностных отношений;
диагностика психологического здоровья;
2. Компьютеризация полученных результатов.
Карта личностного развития ученика …
1.Здоровье
Группа здоровья | Хронические заболевания | Количество дней, пропущенных по болезни | Особенности функционирования нервной системы |
основная | ———— | 12 | Смена настроения, торможение и возбуждение уравновешены, легко переключается на другой вид деятельности |
2. Успеваемость – хорошая
3. Внешкольные занятия – спортивная секция
4. Развитие познавательных способностей
Способы познания (зритель, слушатель, деятель) | Интеллектуальные умения (анализ, синтез, обобщение) | Прочность усвоения знаний и умений | Легкость усвоения знаний |
деятель | 2 балла | 2 балла | 2 балла |
5.Социально- личностное развитие
Патриотизм | Товарищество | Уважение старших | Доброта | Честность | Трудолюбие | Бережливость | Дисциплинированность | Прилежание | Любознательность | Любовь к прекрасному | Стремление быть сильным, ловким, закаленным |
2балл | 3балл | 2балл | 2балла | 1балл | 2балл | 2балл | 1балл | 2балл | 3балл | 2балла | 3балла |
Оцениваются уровни по трехбалльной шкале:
- 3 балла – высокий
- 2 балла – средний
- 1 балл – низкий
Исходя из полученных данных, была составлена программа развития ученика на 2010-2011 учебный год по следующим направлениям:
- Умственное
- Физическое
- Нравственное
- Эстетическое
- Экономическое
- Экологическое
- Правовое
Умственное | Трудовое | Физическое, здоровье | Нравственное | Эстетическое | Экологическое | Правовое |
Посещение группы продленного дня. Подготовка и участие в интеллектуальных играх и НПК | Беседа «Без труда и рыбки из пруда…» Уборка кабинета Уборка территории вокруг школы | Посещение кружка по борьбе Участие в спортивных соревнованиях, проводимых в школе и классе и вне школы Уроки санитарии Беседы « О закаливании», «Правила личной гигиены» «Всегда будь опрятен и аккуратен» | Беседы по этическим темам Привитие привычки бережно относиться к другим людям. Привитие таких качеств, как трудолюбие честность, справедливость и порядочность | Чтение художественной литературы Посещение театров и выставок Помощь в оформлении кабинета к различным праздникам | Уборка территории вокруг школы Беседа «Сохранить природу – сохранить жизнь» | Соблюдение «Правил для учащихся» и «Правил внутреннего распорядка школы», распорядка дня. |
В конце 1 полугодия 2010-2011 учебного года были получены следующие результаты:
- Активное участие во всех мероприятиях;
- Имеется желание получать хорошие оценки;
- Больше доброжелательности по отношению к окружающим.
Основываясь на данных по итогам 1 полугодия, программа развития была дополнена.
Месяц | Развитие интеллектуальных способностей и любознательности | Воспитание патриотизма | Воспитание товарищества | Воспитание честности | Воспитание бережливости | Воспитание прилежания, аккуратности | Воспитание дисциплинированности | Воспитание любви к прекрасному |
январь | Дополнительные занятия по предметам гуманитарного цикла | Урок «Государст-венная символика России» | Беседа «Дружный класс» | Беседа «По одежке встречают, по уму провожают» | Беседа о соблюдении правил поведения |
Февраль | Проведение тренингов (отв. психолог) | Участие в концертном номере, посвященном Дню Защитника Отечества | Проведение игр на сплочение коллектива | Парта – не альбом и не тетрадь (обсуждение) | Регулярная проверка дневника, рабочих тетрадей | Обсуждение отдельных поступков Максима | Составление презентации «Зимняя краса» |
март | Игры на развитие внимания и памяти, или как преодолеть рассеянность и забывчивость | Игра-конкурс «Путешествие по родной стране». | Проведение игр на сплочение коллектива | Постоянный контроль за внешним видом | Регулярная проверка дневника, рабочих тетрадей |
Апрель | Развитие речи | Беседа об известных людях г. Чебоксары | Занятие «Мы с товарищем вдвоем замечательно живем!» | Психологический тест (психолог) | Урок- обсуждение « Бережливый человек» | Беседа «Твой внешний вид» | Классный час « Наш класс на перемене» | Участие в конкурс фотографий «Весна – красна» |
Май | Подготовка к итоговым контрольным работам | Герои Великой Отечественной войны нашей республики | Беседа « Что значит быть аккуратным, «прилеж-ным» | Беседа о поведении |
.
В мае 2011 года подводится итог, чтобы поставить задачи на следующий год.
Источник
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
______________________________________________
(Ф.И.О. ребенка)
______________________________________________
(Дата рождения)
Прибыл из дошкольной образовательной организации: _____________________________________________________________________________
(наименование ДОО, город)
1 «___» класс: ________________________________________________________________
(год обучения, наименование общеобразовательной организации, город)
2 «___» класс: _________________________________________________________________
(год обучения, наименование общеобразовательной организации, город)
3 «___» класс: ________________________________________________________________
(год обучения, наименование общеобразовательной организации, город)
4 «___» класс: ________________________________________________________________
(год обучения, наименование общеобразовательной организации, город)
г. Сургут
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) направлен на обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; создание благоприятных условий развития и обучения детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; создание условий для формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273, ст.11, п.1).
Основной задачей дошкольного образования является формирование у детей предпосылок универсальных учебных действий (далее – УУД) на этапе завершения ими дошкольного образования (ФГОС ДО, п.4.7.). ФГОС начального общего образования нацелен на достижение учащимися личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД), предметных результатов обучения (ФГОС НОО, ст.1, п.6).
Для обеспечения преемственности в обучении, развитии и воспитании ребенка, соблюдения принципа индивидуализации образования разработана индивидуальная карта развития младшего школьника (далее – ИКР).
Нормативными основаниями разработки ИКР младшего школьника являются:
– Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273 (ст.11, ст.28, ст.42, ст.44, ст. 77, ст.79);
– приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.11.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (ФГОС НОО, ст.1 п.6, ст. 2 п.9-11).
Индивидуальная карта развития младшего школьника внедряется в общеобразовательных организациях, подведомственных департаменту образования Администрации города Сургута.
Индивидуальная карта развития младшего школьника – это необходимый инструмент для достижения эффективных результатов по своевременному выявлению особенностей в развитии ребенка и организации коррекционной и/или развивающей работы.
Внедрение индивидуальной карты развития для начальной школы с сохранением преемственности с ИКР дошкольника и в соответствии требованиям ФГОС начального общего образования позволит:
– обеспечить преемственность дошкольного, начального общего образования, основного общего образования;
– организовать взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам обучения, развития и воспитания ребенка;
– определить особенности развития, задатки и наклонности ребенка, уровень сформированности универсальных учебных действий;
– выявить затруднения в развитии ребенка, требующие психолого-педагогического сопровождения в освоении обучающимся основной образовательной программы начального общего образования, оказания помощи в развитии и социальной адаптации;
Индивидуальная карта развития младшего школьника оформляется на учащихся с момента поступления в общеобразовательную организацию. Хранится карта у классного руководителя.
В том случае, если у учащегося при поступлении в школу отсутствует индивидуальная карта развития младшего школьника, ИКР заводится и заполняется с момента поступления.
При выявлении затруднений в развитии ребенка анализируются причины их возникновения, при необходимости обеспечивается оказание психолого-педагогической помощи учащемуся.
По мере проведения диагностических процедур и заполнения карты необходимо своевременно информировать родителей учащихся о результатах, положительной динамике или возможных трудностях.
В случае, когда ребенок выбывает из школы в связи с переходом в другую образовательную организацию или по окончании обучения в 4 классе, родителям выдается выписка из индивидуальной карты развития.
Содержание и ведение индивидуальной карты развития
младшего школьника.
Индивидуальная карта младшего школьника содержит титульный лист и 5 разделов.
Титульный лист. На титульном листе указывается фамилия, имя, отчество ребенка, дата рождения; наименование дошкольной образовательной организации, которую посещал ребенок; класс, год обучения, наименование общеобразовательной организации.
Раздел 1. Мониторинг формирования универсальных учебных действий. Мониторинг позволяет определить уровень формирования личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД. Мониторинг разработан в соответствии с критериями ФГОС, с использованием опыта работы Воронежской области («Практика административной работы в школе» №7, 2014г.).
Таблица мониторинга заполняется при помощи «Диагностической карты формирования УУД» (приложение 1), в которой уровень формирования УУД определяется по критериям с использованием трехбалльной шкалы оценок (от 0 до 2 баллов). Сумма баллов позволяет определить уровень сформированности (высокий, средний, низкий) каждого из видов УУД.
Заполняет карту классный руководитель (при необходимости – коллегиально с педагогами) по результатам наблюдения за ребенком в учебной деятельности, в ситуациях общения, взаимодействия. Периодичность заполнения – 1 раз в год (в 4 четверти).
Раздел 2. Результаты муниципальных диагностических работ. В данный раздел вносится информация об обязательных комплексных диагностических работах, проводимых на муниципальном уровне (в соответствии с приказом департамента образования, по запросу МКУ «Информационно-методический центр»).
В таблице указывается название диагностической работы, цель ее проведения, сроки проведения; количественные и качественные результаты учащегося.
Раздел заполняется классным руководителем.
Раздел 3. Выявление задатков и наклонностей учащегося.
Раздел разработан по материалам авторской карты О.Г. Волкова, профессора, автора проекта АСИ «Создание эффективной системы выявления задатков и развития способностей детей в детском саду и школе»
Педагогом заполняется таблица с целью выявления выраженных склонностей ребенка (приложение 2). В столбце «наблюдения педагогов» знаком (+) отмечается мнение педагога о конкретных задатках ребенка в одном или нескольких направлениях деятельности, подтвержденных неоднократными лучшими результатами в сравнительном наблюдении действий ребенка с другими детьми равными или старше его по возрасту. Склонности ребенка к определенному направлению деятельности считаются выраженными, если у ребенка отмечены все или практически все задатки по данному направлению. Наиболее ярко выраженные склонности ребенка отмечаются знаком (+) в таблице результатов.
Далее педагог прописывает по годам обучения участие ребенка во внеурочной деятельности, дополнительном образовании, конкурсах, способствующих развитию преобладающих склонностей ребенка и их реализации.
Раздел заполняется классным руководителем 1 раз в год.
Раздел 4. Психолого-педагогическая диагностика (вариативная часть). В данный раздел могут быть внесены изменения, исходя из особенностей образовательной организации. Обязательной является информация о результатах адаптации к обучению в школе.
В пункты «Адаптация к обучению в школе», «Познавательная сфера» вносятся количественные показатели и уровень развития (В – высокий; С – средний (соответствует норме); НС – ниже среднего; Н- низкий); в пункты «Мотивационная сфера», «Эмоционально-волевая сфера», «Речевое развитие» – качественные показатели.
В колонке «Используемые методы диагностики» указываются название и автор диагностической методики.
Раздел заполняется классным руководителем, педагогом-психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом. Периодичность заполнения – 1 раз в год.
Данный раздел заполняет классный руководитель: в характеристике отражаются результаты формирования универсальных учебных действий, уровень усвоения основной общеобразовательной программы, психологические особенности развития, эмоциональное состояние в школе; отмечаются затруднения ребенка.
Содержание и ведение выписки из индивидуальной карты развития младшего школьника.
Выписка из ИКР заполняется и выдается родителям учащихся на момент выбытия из образовательной организации в связи с переходом в другую школу или по окончании 4 класса.
Титульный лист. На титульном листе указывается фамилия, имя, отчество ребенка, класс, наименование общеобразовательной организации.
Раздел 1. Сформированность универсальных учебных действий. В разделе графически отображаются данные о сформированности УУД на момент оформления выписки (по результатам мониторинга формирования УУД). Раздел заполняет классный руководитель.
Раздел II. Выявление задатков и наклонностей учащегося. Педагогом заполняется таблица, в которой отмечаются наиболее ярко выраженные склонности ребенка.
Далее педагог прописывает участие ребенка во внеурочной деятельности, дополнительном образовании, конкурсах, способствующих развитию преобладающих склонностей ребенка и их реализации.
Раздел заполняется классным руководителем.
Раздел III. Психолого-педагогическая диагностика (вариативная часть). В данный раздел могут быть внесены изменения, исходя из особенностей образовательной организации. Обязательной является информация о результатах адаптации к обучению в школе.
В пункт «Адаптация к обучению в школе» вносятся количественные показатели и уровень развития (В – высокий; С – средний (соответствует норме); НС – ниже среднего; Н – низкий).
В пункте «Познавательная сфера» указывается соответствует ли развитие возрастной норме, отмечаются особенности развития познавательной сферы.
В пункты «Мотивационная сфера», «Эмоционально-волевая сфера», «Речевое развитие» вносятся качественные показатели.
Раздел заполняется классным руководителем, педагогом-психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом.
- Рекомендации родителям. Раздел заполняется в случае выбытия учащегося из школы в 1-м , 2-м, 3-м классе. В разделе даются рекомендации педагогов, специалистов ППМС сопровождения по развитию, обучению и воспитанию ребенка. Классным руководителем отмечаются особенности усвоения программного материала, взаимоотношений с одноклассниками, педагогами. Специалисты ППМС сопровождения заполняют раздел исходя из данных диагностики, коррекционной работы с ребенком.
Если отсутствуют рекомендации педагога-психолога, учителя-логопеда, прописывается «Развитие соответствует возрастной норме». При отсутствии рекомендаций социального педагога – «Социальная ситуация благополучна. В поведении девиаций не проявляет».
Если в образовательной организации отсутствуют специалисты ППМС сопровождения – в соответствующих пунктах ставится прочерк.
Раздел заполняется на выпускника начальной школы. Классный руководитель пишет характеристику на учащегося, в которой должны быть отражены результаты формирования универсальных учебных действий, уровень усвоения основной общеобразовательной программы, психологические особенности развития, эмоциональное состояние в школе; отмечаются затруднения ребенка. Текст характеристики должен быть доступен для понимания родителей.
Источник