Индивидуальное развитие эмоциональной сферы ребенка

Индивидуальное развитие эмоциональной сферы ребенка thumbnail

Ирина Ливадняя

Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

Особый период в развитии ребенка – это дошкольное детство. В этот период, дети не всегда могут понять чувства других, не осознают свое настроение и внутреннее состояние. Отсюда и возникают трудности в отношениях со взрослыми и сверстниками. Важную роль в жизни ребенка играют эмоции.

В настоящее время увеличивается число дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии. Отмечается состояние эмоциональной напряженности, занижена самооценка, повышен уровень тревожности. Часто возникающие отрицательные ситуации, неумение справляться с возникшими проблемами, невнимательные окружающие все это приводит к нарушению эмоционального состояния у детей. Если вовремя не обратить внимание на нарушения в эмоциях, которые возникают у детей, то это может стать предпосылкой для психосоматических заболеваний, участившихся за последние годы. Надо заметить, что положительные эмоции приносят пользу для психического и физического развития.

Вот почему необходимо ввести детей в сложный мир человеческих эмоций, помочь пережить определенные эмоциональные состояния, объяснить, что они означают.

Эмоциональное развитие детей до 3 лет достигает такого уровня, что они могут вести себя образцово. Но то, что у детей есть способность к так называемому хорошему поведению, еще не значит, что оно постоянно будет таким. Для этого возраста характерны резкие перепады настроений, т. к. их эмоциональное состояние зависит от физического комфорта. На настроение детей начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Малыши начинают оценивать поведение окружающих людей, появляется первичная самооценка «Я хороший», как правило, в этом возрасте она максимально завышена.

К 4-5 годам у детей снижена утомляемость, эмоциональный фон настроения становится более стабильным, дети становятся более выносливыми.

К 6-7 годам дети становятся, более сдержанны, сдерживают слезы, агрессию, скрывают свои страхи. Повышается самокритичность, самоконтроль, появляется чувство собственного достоинства, чувствительны к словам и их оттенкам, отношению к окружающим. Также ярко выражена потребность в признании, понимании, одобрении. В общении со сверстниками отношения становятся более гибкими. Авторитетом для подражания для девочек становится – мать, для мальчиков – отец. Идет постоянное сравнение поведения сверстников и родителей, нахождение соответствия и различий между ними. К этому возрасту дети должны:

Испытывать чувства привязанности, любви и нежности к своим близким;

Быть общительными, взаимодействовать со сверстниками на равных;

Обладать адекватной самооценкой, уверенностью;

Реализовать свою потребность в понимании со стороны близких и значимых для них лиц.

Все это можно сформировать при разумном эмоциональном воспитании детей. Детям важно помочь научиться распознавать свои чувства и чувства других, познакомить с миром чувств и эмоций, развивать познавательные и творческие способности.

Чтобы дети выросли эмоциональноустойчивыми и психически здоровыми нужно:

Общаться с детьми, интересоваться их переживаниями, внутренним состоянием;

Проявлять любовь объятиями, ласковым взглядом, поглаживанием;

Быть доброжелательными и терпимыми;

Постоянно вселять веру детей в их силы и возможности;

Одобрять даже самые незначительные успехи детей.

Формирование положительных эмоций должно рассматриваться как одно из основных задач воспитания детей. Особенно это важно в дошкольный период – один из самых значимых этапов жизни детей.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ, СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ, РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ.

«Представь свое имя в движении» (с 6 лет)

Цель: игра помогает детям запоминать имена своих товарищей, вызывает положительные эмоции и формирует чувство группового единства. В этом упражнении каждый получает шанс выразить себя и привлечь к себе внимание.

Ход игры: Дети сидят в кругу. Поочередно, по часовой стрелке, дети делают телодвижения, подсказывающее их имя. Упражнение более эффективно, если попросить всех повторять имена и телодвижения.

«Мое настроение»

Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроение других, стимулирование эмпатии.

Ход игры:Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, физическим состоянием, показать его в движении. Все зависит от фантазии и желания ребенка.

«Передача чувств»

Цель: научить детей передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.

Ход игры: Ребенку дается задание передать «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим становится любой желающий. Если кто-то из детей хочет побыть ведущим, но не знает, какое настроение загадать, воспитатель может помочь ему, подойдя и подсказав ему на ушко какое-нибудь настроение.

«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.

Ход игры: Упражнение выполняется в парах, с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты):

Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь лучше узнать своего соседа. Опустите руки.

Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.

Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы снова друзья.

Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

«Сижу, сижу на камушке»

Цель: развитие эмпатии, умения выражать поддержку другому человеку (сверстнику).

Ход игры: Игроки становятся в хоровод и поют, а один (или несколько) садятся на корточки в круг, накрыв голову платочком.

Сижу, сижу на камушке,

Сижу на горючем,

А кто ж меня верно любит,

А кто ж меня сменит,

Меня сменит-переменит,

Еще приголубит?

После этих слов любой желающий может подойти и погладить сидящего в кругу по голове, обнять, сказать ласковые слова (приголубить). Затем он уже сам садится в круг и накрывает голову платочком. Его «голубит» следующий желающий.

«Эмоции героев»

Цель: способствовать развитию эмпатии, умения оценить ситуацию и поведение окружающих.

Ход игры: Взрослый читает детям сказку. Ребенку заранее выдаются маленькие карточки с символическими изображениями различных эмоциональных состояний. В процессе чтения ребенок откладывает на стол несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героя в различных ситуациях. По окончании чтения каждый ребенок объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой был весел, грустен и т. д. В эту игру лучше играть или индивидуально или в малой подгруппе. Текст сказки должен быть невелик и соответствовать объему внимания и памяти детей определённой возрастной группы.

«Интересный разговор»

Цель: снять напряжение, развить коммуникативную функцию речи, развить воображение.

Процедура проведения. У детей в каждой руке по прищепке.Ритмичное открывание и закрывание прищепок обеими руками по ходу проговаривания текста:

Лягушонок: «Квак-квак!»

А утенок: «Кряк-кряк!»

Все сказали, все спросили,

Хорошо поговорили!

Источник

Лариса Сордия

Развитие эмоциональной сферы детей в возрасте с 1-3 лет

В раннем возрасте дети уже умеют демонстрировать большой спектр эмоций: радость, страх, горе, интерес, восторг, гнев, и т. д. Задача родителей – показать им, как правильно управлять своими эмоциями и понимать свое состояние. Эмоциональное развитие детей раннего возраста зависит от того, в какой среде живет малыш.

Важно помнить, что отношения между родителями являются своеобразным шаблоном для него. Малыш перенимает их, использует для общения с другими. В возрасте 1-3 годика малыши способны на очень глубокие эмоции, которые трудно подавлять. Это особенность их психического развития. Эмоции очень важны для нормального функционирования психики. Каждый день в жизни ребенка должно быть что-то новое, способное подарить уникальные впечатления.

ВАЖНОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Эмоции – одна из составляющих личности человека. Их можно сдерживать или демонстрировать слишком ярко. Так или иначе, эмоции окрашивают нашу жизнь. Они необходимы для правильного развития психики человека.

Читайте также:  Ребенок развитие по месяцам после года

Причем речь идет не только о маленьких детях. Нам всем нужны эмоции, эмоциональные переживания. Где их взять? Все то, что мы видим, слышим, пробуем, с кем общаемся, приносит нам впечатления, вызывает чувства. Так функционирует нормальная психика.

Если же взрослого или малыша ничего не радует, не удивляет, не расстраивает, это не нормально. Такое состояние ведет к психической стагнации. Мир окрашивается лишь в серый цвет, пропадает стимул стремиться к чему-то, добиваться. Ведь нет радости от победы, нет гордости за свои достижения, не печалят и потери. Такая ситуация несвойственна для человека и очень опасна для психики.

В детстве малыши очень любознательны. Любая мелочь может произвести на них впечатление. Психика учится, начинает активно функционировать. Для детей раннего возраста характерны очень яркие эмоции.

Если в этот момент (1-3 года) подавлять эмоциональные переживания, лишать малыша вОсобенности детей 1-3 лет

Психическое развитие ребенка идет полным ходом.В этот период психическая деятельность характеризуется некоторыми особенностями:

• дети очень эгоистичны, для них существуют только собственные желания и интересы;

• деятельность направлена на поиск и получение удовольствия;

• важны только сиюминутные желания, нет планирования;

• плохо развита эмпатия, отсутствует способность переживать или радоваться за другого человека;

• нет самоконтроля, неустойчивое эмоциональное состояние, может переходить от радости к истерике;

• агрессивная реакция на трудности или невозможность получить желаемое.

В жизни малыша присутствует огромный спектр эмоций – от счастья и радости до обиды и гнева. Эмоций даже больше, чем у взрослого. Единственная проблема – малыш еще не умеет сдерживаться.

Для ребенка любое переживание имеет одинаковую эмоциональную силу. Дело в том, что его мозг воспринимает любое состояние как постоянное. Взрослому это тяжело понять. Например, вы хотите есть. Вы отлично понимаете, что нужно только добраться до дома, а там вас ждет ужин. Ваш голод – временное состояние.

В подобном случае малыш может от голода впасть в сильную тревогу, истерику, плач. Его мозг воспринимает сиюминутный дискомфорт как перманентный. Проще говоря, ему кажется, что так он будет чувствовать себя всегда. Дело в том, что у малышей раннего возраста еще недостаточно опыта для решения таких ситуационных задач. Поэтому детские слезы всегда такие искренние, а переживания глубокие. То же самое происходит и в моменты радости.

Эмоциональный климат дома

На эмоциональное развитие крохи влияет домашняя атмосфера. Он еще не всегда понимает, что происходит, но хорошо чувствует изменение настроения родителей. Дети улавливают мимику, жесты, перемену тона разговора.

Конечно, желательно, чтобы дома были ровные любящие отношения между родителями и членами семьи. Тогда развитие эмоций и психики будет следовать правильному образцу. Потом, попав в общество других детей и взрослых, малыш будет вести себя так, как привык, как научился от своих родителей и ближайшего окружения.

К 2-3 годам могут возникать аффективные реакции. Контроль гнева еще недостаточно развит. Тут нужно понимать, что если дома родители тоже не умеют контролировать свои негативные чувства, то ребенку очень тяжело будет научиться этому.Он видит пример: агрессию, злобу, проявления грубой силы. Для него это становится эталоном решения многих бытовых проблем. Очень важно, чтобы родители могли на своем примере показать, как правильно реагировать в сложной ситуации.

Эмоции

Развитие эмоций важно для того, чтобы малыш мог жить в обществе, по его законам. Без эмоционального общения не может быть дружбы, любви, не получится построить даже самые простые отношения. Конечно, у крохи впереди еще много лет, чтобы научиться всему.

В 1-3 года родителям нужно уделять особое внимание эмоциональному развитию. Благодаря тому, что малыш испытывает положительные эмоции, происходит стимулирование памяти, речи. Еще до 1 года мамы и папы должны обеспечить малышу покой и уют, эмоциональное равновесие. Это несложно, ведь родители подходят к кроватке малыша с улыбкой, ласковыми словами. При их появлении он очень скоро начинает испытывать первые приятные впечатления.

Совершено нормально, если маленький ребенок любопытен, жизнерадостен. В этом возрасте большинство эмоций положительные – так и должно быть. В 1-3 годика не должно быть каких-то особенных страхов, тревожности – это говорит о том, что с психикой происходят нежелательные перемены.

Эмпатия

Сейчас мы только учим детей сопереживанию. Им еще непонятно, как это – переживать за другого человека. Качественное развитие эмпатии уже началось, но только к 4-5 годам они смогут использовать ее. В детском садике уделяется много внимания данной теме. Дети общаются между собой, дружат, ссорятся. Они начинают понимать другого человека лучше только после длительного общения. Тут большое значение имеют совместные игры детей.

Восприятие мира

Начиная с возраста 2 лет малыши стараются получать удовлетворение от своей деятельности. Появляются новые эмоции, такие как гордость за достижения, желание быть первым. Только к 3-4 годам это желание станет осмысленным, а пока что ребенку просто нравится в чем-то быть лучше. Играя с родителями в догонялки, он стремится быть быстрее, добежать первым. Когда это получается, малыш испытывает радость.

Игры между детьми тоже носят легкий состязательный характер. Одновременно с этим развивается воля. Конечно, пока еще волевое развитие только начинается. Малыши не умеют контролировать себя. Настойчивость проявляется, только если речь идет о выполнении какого-либо желания.

Уже к 2 годам для малыша важно одобрение взрослых. Он обычно криками и жестами привлекает внимание к тому, что сделал. Нет ничего плохого в том, чтобы похвалить кроху. Это стимулирует его повторить правильное действие. «Успех» приносит ему радость – малыш готов каждому новому человеку показывать, как он сам кушает ложечкой, завязывает бантик или надевает сам ботиночки.

Тут главное не переступать грань. Хвалить постоянно лишь за 1-2 действия неправильно. Он совершает действие – получает бурные похвалы. Ребенку тогда не хочется учиться новому. Лучше похвалите его несколько раз, давая закрепить результат, а затем переставайте. Тогда у него будет стимул вновь заслужить похвалы – получить удовольствие, удовлетворение. Позитивные эмоции стимулируют развитие.

Развитие эмоциональной сферы

Нормальное эмоциональное развитие детей раннего возраста благотворно влияет на становление личности. С помощью своих эмоций малыш создает свое «я».Для этого необходимо:

• психическое и интеллектуальное развитие;

• игры и игрушки;

• новые впечатления (прогулки по парку, походы в детский театр);

• общение со сверстниками (дети учатся друг у друга);

• творчество;

• новая информация (малыш познает мир).

Общение

Родителям необходимо обеспечивать для ребенка позитивные изменения. Например, в выходной день погуляйте с ним по городу, сходите в парк, поиграйте вместе. Многие родители сильно устают – они включают детям мультики и занимаются своими делами. Такой опыт не самый позитивный. Сейчас основная масса эмоцийидет от живого общения с:

• родителями, родственниками;

• воспитателями, учителями;

• детьми разного возраста.

Но малышу нужно научиться общаться. Покупая ему слишком много игрушек, давая возможность неограниченно смотреть телевизор, играть на телефоне, вы ограничиваете его эмоциональное развитие. Сейчас игрушки уже не вызывает так много радости у детей, как раньше. Они говорят, поют, танцуют – пропадает необходимость использовать воображение.

Дети радуются только моменту подарка, но скоро наступает эмоциональное пресыщение. Игрушки – это хорошо, однако ничто не заменит игр с другими детьми, от которых каждый раз море эмоций – от самых позитивных до негативных (ссоры, обиды). Сейчас важны все эмоциональные переживания.

Общаясь, мы получаем эмоциональный отклик. Даже взрослый человек, лишенный нормального общения с другими, постепенно теряет способность к эмпатии. Его начинают заботить только свои проблемы, а на переживания других он смотрит равнодушно. Очень плохо, если малыш в раннем возрасте ограничен в общении. Он просто не сможет научиться эмоциональной связи с людьми.

Читайте также:  Развитие координации движений ребенка 4 лет

Источник

Особенности эмоционального развития личности ребенка в онтогенезе.

Уже новорожденный ребенок способен испытывать страх, проявляющийся при сильном звуке или внезапной потере опоры, неудовольствие при ограничении движений и удовольствие при покачивании и поглаживании. Если эмоциональные реакции у новорожденных являются показателями врожденных потребностей, обусловливающими их, то врожденной способностью вызывать эмоции обладают: потребности в самосохранении (страх), в свободе движений (гнев), в получении особого рода раздражений, свидетельствующих о психической защищенности (удовольствие). Эти потребности определяют фундамент эмоциональной жизни человека. В 6-7 месяцев ребенок тянется к игрушкам, улыбается им, оживленно реагирует на лицо матери. В 8-10 месяцев положительное отношение вызывают дети того же возраста; ребенок реагирует на выражение лиц близких ему людей: улыбка вызывает радость, гримасы – страх, слезы. В 1-1,2 года он дифференцированнее относится к окружающим предметам (к одним тянется, другие отвергает), начинает понимать нормы через «можно» и «нельзя», радуется, произнося отдельные слова. Характерная особенность эмоций детей этого возраста – легкая «заражаемость чувствами» других людей. На этой основе происходит формирование сопереживания. Так, плач сверстника вызывает у ребенка слезы. С полутора лет восприятие поведения малыша взрослыми становится источником его переживаний, поэтому он часто пытается заслужить положительную оценку окружающих. В этом возрасте у детей формируется чувство стыда под влиянием порицания взрослых.

К 1,5-2 годам у детей проявляются симпатии и антипатии к отдельным людям, закрепляются чувства стыда и огорчения при поступках, вызывающих осуждение со стороны окружающих, возникают зачатки интеллектуального чувства в виде любознательности, эстетического – в виде стремления повторить знакомые мелодии, элементы танца, рассматривать иллюстрированные книги.

В 2-3 года у ребенка под влиянием коллективных игр и занятий в детском саду начинают формироваться общественные чувства. В этом возрасте радость и нежность вызывает поведение животных. На дальнейшее развитие интеллектуальных чувств указывает обилие задаваемых ребенком вопросов «что?», «почему?». Продолжают развиваться эстетические чувства; наблюдается интерес детей к явлениям

В 3,5-4 года чувства к близким и знакомым ребенок переносит на персонажей сказок. Дети активно сопереживают им, а попавшему в беду стремятся оказать помощь. При неудаче они обращаются к взрослым, одобрение которых служит мотивацией их интересов.

В 4-5 лет получает дальнейшее развитие чувство привязанности к сверстникам. Новым в этом возрасте является чувство юмора, понимание комического. Дети понимают шутки и сами любят шутить. В эти годы у них формируются и проявляются возможности сдерживать собственные эмоции, а также произвольно с помощью мимики и пантомимики выражать их внешние признаки. Однако эмоции детей в целом остаются импульсивными, что в физиологическом плане определяется преобладанием возбуждения над торможением.

В 5-6 лет дети начинают по-разному реагировать на приближение времени поступления в школу: у одних это вызывает чувство тревоги, у других – радости (дети любуются школьными принадлежностями, имитируют свои ответы учителю).

Уже в дошкольном возрасте появляются существенные различия в эмоциональной сфере мальчиков и девочек. Пики сензитивности наблюдаются у мальчиков в 5 и 9 лет, а у девочек – в 10 лет. Капризность выражена у мальчиков в 3-5 и 7-10 лет, у девочек капризность характерна для всего дошкольного возраста (3-7 лет). Упрямство и негативизм более присущи мальчикам в 3 года, затем уменьшаются. и опять увеличиваются к 8 годам, у девочек нерезкие подъемы упрямства встречаются в 4 года и в 11 лет. Кроме того, мальчики по оценке родителей, более возбудимые и нервные, чем

девочки, и у них нервность, в отличие от девочек, повышается к 4 годам и продолжается сохраняться на высоком уровне, имея тенденцию к нарастанию в старшем подростковом возрасте. О состоянии психологического дискомфорта или эмоциональной депривации детей до 3 лет взрослому будет сигнализировать повышенная общая и вегетативная возбудимость с нарушениями сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройствами. Такой соматовегетативный уровень реагирования является ведущим на раннем возрастном этапе.

Если по каким-либо причинам ребенку-дошкольнику плохо, то v пего, скорее всего, разовьется психомоторное возбуждение, могут возникнуть тики и заикание. Такой уровень реагирования обусловлен наиболее интенсивной в этом возрасте дифференциацией корковых отделов двигательного анализатора.

Чаще всего причиной негативных эмоциональных состояний у дошкольников является депривация потребности общения в семье или со сверстниками. Высокую ситуативную тревожность у детей могут провоцировать: возможность разлуки с матерью, расставание с обоими родителями, резкое изменение привычной обстановки, поступление в детский сад и школу, неприятие со стороны сверстников. В числе эмоциональных проявлений дошкольника, обращающих на себя наибольшее внимание родителей и чаще всего изучаемых психологами, находятся: детская агрессивность (удары ногами и кулаками, щипки, угрозы, разрушения построек сверстников и др.), детские страхи, депрессия, конфликтность, тревожность и др.

Существенную роль в становлении эмоциональной сферы ребенка играет умение правильно воспринимать и оценивать эмоции другого человека. Основным информативным внешним признаком и распознавании детьми эмоциональных состояний является выражение лица. Формирование и особенности перцептивного образа изображения человека в том или ином эмоциональном состоянии зависят от того, какие признаки выражения эмоции воспринимает ребенок, а это, в свою очередь, определяется как общими особенностями детского восприятия, так и типом выражения эмоции, который сложился у ребенка в процессе его жизни и деятельности, в результате его опыта. Для определения типа детского восприятия эмоциональных состояний человека необходимо учитывать то, как дошкольник выделяет экспрессивные признаки и обозначает эмоции

словом, в какой степени он дифференцирует экспрессию, обобщенность, выраженность эмоционального отношения и эмпатии.

К особенностям восприятия детьми человека относят фрагментарность, схематизм, ситуативность и т.д. Развитие типа восприятия имеет возрастную динамику: от довербального и диффузно-аморфного с элементами дифференциации отдельных признаков экспрессии к аналитико-синтетическому восприятию экспрессии с преобладанием анализа или синтеза.

Различия в типах восприятия зависят не только от возраста ребенка, но и от особенностей, воспринимаемых им эмоций. При опознании «страха и удивления характерен преимущественно довербальный тип восприятия; радости и грусти – диффузно- аморфный тип у четырехлетних детей и аналитико-синтстическим у старших; при опознании гнева детьми 4-5 лет ведущим становятся диффузно-локальный тип, а 6-7 лет – аналитический. Эмоциональность проявляется как в младшем, так и старшем возрасте, чаще всего при восприятии эмоций гнева, грусти и страха»1.

Довербалъный тип – ребенок опознает эмоцию через установление соответствия выражения лица какой-нибудь ситуации, но эмоция не обозначается словами.

Диффузно-аморфныи тип – дети называют эмоцию, но воспринимают ее выражение поверхностно. У них еще не сформирован эталон выражения эмоций, он размыт, составляющие его элементы недифференцированн ны.

Дифузно-локальнып тип – дети начинают выделять отдельные элементы экспрессии.

1 Щетинина A.M. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека: Автореф. дис. канд. психол. наук. – Л., 1984.

Аналитический тип-дети опознают эмоциональные состояния благодаря выделению элементов экспрессии, называют экспрессивные признаки выражения лица, сопереживают состоянию человека.

Синтетический тип-ребенок не дифференцирует элементы экспрессии, а воспринимает их в совокупности, целостно, обобщенно.

Аналитико-синтетический тип – ребенок выделяет элементы экспрессии и обобщает их.

Раннее и дошкольное детство – период, когда эмоции господствуют над всеми другими сторонами жизни ребенка, и он находится в их плену. В то же время, на протяжении этого периода усиливается устойчивость чувств, они становятся более глубокими, осознанными и обобщенными. Возрастает умение ребенка контролировать

свои эмоциональные реакции. Появляются новые, высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные.

Нравственное развитие теснейшим образом связано с развитием эмоциональной сферы ребенка. Оно невозможно, если ребенок не может понять эмоциональное состояние другого человека и почувствовать его как свое, не может управлять своими эмоциями. Нравственное развитие включает три взаимосвязанные сферы: становление нравственного сознания, развитие нравственных переживаний и чувств, формирование нравственного поведения. Сначала дети усваивают моральные знания («что такое хорошо и что такое плохо»). У них складывается первоначальное понимание нравственных норм, формируются моральные суждения и оценки. Дошкольники могут объяснить, кого можно назвать жадным, злым, добрым и т.д. По данным психологических исследований, в дошкольном возрасте ребенок оказывается способным проявить симпатию (антипатию), эмпатию, сочувствие и сопереживание другому человеку, нежность, любовь к близким, чувство вины и стыда при нарушении нравственных норм поведения. Ребенок учится следовать моральным нормам и самостоятельно делать моральный выбор. В этот же период развиваются также эстетические и познавательные чувства. Ребенок становится неравнодушным к прекрасному и безобразному, способен воспринимать музыку, поэзию, художественную картину, прекрасное в природе, проявить чувство юмора. Он выказывает не только любопытство, но и любознательность, стремление утвердиться в истине. К концу дошкольного возраста чувства нередко становятся мотивами поведения ребенка. Постепенно происходит интеллектуализация детских чувств. Выявляется способность к предвосхищению. Видоизменяются и формы выражения чувств.

Читайте также:  Значение развития у ребенка действий с предметами

Младший школьный возраст, так же как и дошкольный, считается особенно эмоционально насыщенным. В школьном возрасте к перечисленным ситуациям, которые вызывают высокую реактивную тревожность у детей, добавляются оценочные, особенно при публичной оценке (ответ у доски, контрольные, экзамены). В этот период у ребенка в случаях острых психических травм, таких как болезнь или смерть близкого человека, или хронически психотравмирующих воздействий, например неправильного воспитания и др., формируется аффективный уровень реагирования. Его проявления характеризуются повышением общей эмоциональной возбудимости, симптомами и синдромами страхов, проявлением агрессии или негативизма. Такие эмоциональные реакции могут быть следствием самых разных факторов, в первую очередь психологических. Преимущественные проявления каждого возрастного уровня не исключают симптомов предыдущих уровней, но отводят им периферическое место. Преобладание у ребенка форм реагирования, свойственных более младшему возрасту, свидетельствует о задержке его психического развития.

С семилетним возрастом связывают один из кризисов возрастного развития, так как ребенок поступает в школу. Изменение его социального статуса сопровождается интенсивным биологическим созреванием. Психологически ребенок начинает осознавать себя как социального индивида, школьника. У него формируется внутренняя позиция. В эмоциональной сфере это может проявляться в том, что ребенок становится капризным, раздражительным, непослушным. Для периода поступления в школу и первых месяцев учебы характерны также снижение самооценки и высокий уровень тревожности. После адаптации, продолжающейся обычно от одного до трех месяцев, положение меняется: эмоциональное самочувствие и самооценка стабилизируются.

Выготский Л.С. в работе «Кризис 7 лет» отметил такую важную особенность переживаний детей этого возраста, как их осмысление, т.е. понимание того, что такое «я добрый», «я сердитый», «мне грустно». На основе осмысления формируется отношение к себе, а само осмысление может порождать борьбу между переживаниями. Как правило, переживания являются прямым следствием новых, трудных или неприятных жизненных ситуаций, а также отражением в особой эмоциональной форме степени удовлетворенности человека в его потребностях.

Пики тревожности указывают па те потребности, удовлетворение которых наиболее значимо для эмоционального благополучия детей. В конце 1970-х – начале 1980-х гг. основные пики тревожности и частотные страхи фиксировались у учащихся младших классов на школьных проблемах, у подростков – на взаимоотношениях со сверстниками, у старшеклассников — на взаимоотношениях со взрослыми и боязни личностной несостоятельности. Половые различия в этот период проявлялись, в основном, во время наиболее интенсивного переживания «архаических» страхов, или классических фобий (боязнь высоты, темноты, крови, некоторых животных и др.): в 11-12 лет у девочек и в 13-14 – у мальчиков, совпадая с первой фазой полового созревания. Кроме того, у мальчиков-подростков в большей степени, чем у девочек, была выражена боязнь физического насилия. В конце 1990-х гг. увеличивается число доминирующих страхов, характерное для всех возрастов. Возрастает выраженность «школьных» страхов, которые становятся более разнообразными по содержанию и затрагивают выборку 13-14-летних, чего не отмечается в предшествующие периоды исследований. Увеличивается выраженность «архаических» и «магических» страхов.’

Сопоставление данных по годам, возрастам и полу свидетельствует во первых, о том, что существуют страхи, связанные с ситуацией перемен , сложившейся в России, хотя некоторые из них могут быть названы вневременными, и, во-вторых, о наличии возрастно-половых пиков тревожности, характеризующих различия в потребностях мальчиков и девочек.

О половых различиях в эмоциональной сфере мальчиков и девочек свидетельствуют и другие исследования. Например, наиболее уязвимыми в плане возникновения невротических личностных расстройств для мальчиков является возраст 8 лет, для девочек – 10 .По всему возрасту от 1 до 15 лет у мальчиков более выражены повышенная возбудимость, нервность: проблемы адаптации в дошкольных и школьных учреждениях; замечания по поводу поведения со стороны воспитателей и педагогов. У девочек, в сравнении с мальчиками, преобладают сензитивность, беззащитность и(уровне тенденции) капризность.2

Что касается возрастных изменений эмоциональной сферы в целом, то для подростков, по сравнению с младшими школьниками, характерно развитие критичности, преднамеренности и определенной доли самостоятельности. Подростки в большей степени способны учитывать предыдущий эмоциональный опыт, на основании которого у них формируются устойчивые эмоциональные отношения. В то же время, свойственная им повышенная возбудимость, неуравновешенность с преобладанием возбуждения над торможением, связанная с психофизиологическими особенностями возраста, накладывает отпечаток на характер протекания у них эмоциональных процессов. Однако подростки уже способны сдерживать свои эмоции, управлять ими.

1 См.: Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М. – Воронеж, 2000.

2 См.: Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб., 1998.

Юношескому возрасту свойственна устремленность в будущее. По сравнению с подростками юношей характеризует меньшая импульсивность, большая эмоциональная устойчивость, диффренцированность эмоциональных реакций и способов их выражения, рост осознанности эмоций, повышение их самоконтроля и саморегуляции..

Соответственно с возрастом изменяется и чувствительность к методам, направленным на выявление эмоциональных состояний. Наиболее адекватным для детей младшего школьного возраста является метод наблюдения за моторным поведением ребенка, для младших подростков – проективные методы, для старших подростков и юношей – методы прямого анкетирования и опроса, что связано с высоким уровнем развития у них интеллекта и рефлексии.

На протяжении школьного периода изменяется и эмоциональное отношение к учению. На первых этапах обучения оно определяется любознательностью, непосредственным интересом к окружающему и стремлением к выполнению общественно значимой деятельности, наличием внутренней позиции школьника. Ведущую роль в отношении младших школьников к учению играют непосредственные переживания, связанные с реальными учебными достижениями ребенка, с мерой их соответствия его притязаниям. У подростков эмоциональная оценка результатов учебной деятельности формирует отношение к последующей деятельности в зависимости от успеха или неуспеха. Возрастают самоконтроль и саморегуляция, значительно менее ярким становится внешнее проявление эмоций в ходе конкретной деятельности.

Учебные интересы старших школьников начинают опосредоваться через профессиональные намерения. Положительное отношение к учебной деятельности уже меньше связано с непосредственной эмоциональной оценкой и больше с оценкой практической и общественной значимости предмета, возрастают критичность и требовательность учеников к организации учебного процесса.

В целом эмоциональное самочувствие ребенка можно считать косвенным индикатором школьной адаптации – дезадаптации. Эмоции не только сопровождают, но и регулируют этот процесс. Возрастание тревоги приводит к выраженным изменениям вегетативно-гуморального регулирования ,увеличивая вероятность адаптационных нарушений. В то же время, усиление тревоги приводит к включению или повышению интенсивности действия адаптационных механизмов. Благодаря последним происходит модификация поведенческой активности в виде воздействия на среду или ухода из повышающей тревогу ситуации, блокирования тех форм деятельности, которые сопровождаются эмоциональным напряжением. Другой способ уменьшения тревоги – реориентация личности, которая меняет отношение к ситуации при относительном постоянстве среды. В результате уменьшается тревога и восстанавливается психическая адаптация.

Источник